Рассечь границы времени

Парижский художник и публицист Ксения Игоревна Кривошеина принимает самое активное участие в подготовке к печати духовного наследия архиепископа Василия (Кривошеина), много публикуется во французских и российских СМИ. Недавно в Санкт-Петербурге – родном городе Ксении, в издательстве «Сатис» была издана книга её воспоминаний «Пути Господни». О самой книге и о том, что побудило её взяться за перо, Ксения Игоревна поведала читателям портала Православие.Ru.

Ксения Игоревна Кривошеина
Ксения Игоревна Кривошеина
Полжизни мне довелось прожить в России и полжизни – во Франции, и вот, как говорил святитель Иоанн Златоуст, «пришла пора сокрушиться своим сердцем, исчислить время твоей жизни, и сказать самому себе: дни бегут и проходят; годы оканчиваются; много пути нашего мы уже совершили; а что мы сделали доброго?»

Поэтому и я решилась поделиться своими наблюдениями, вспомнить кое-что из детства, рассказать о том, как жили наши родители, что им удалось сберечь вопреки всему и передать уже в эмиграции детям и внукам... Кто были эти люди? И почему они всю жизнь, несмотря ни на что верили в возвращение на родину и в будущее России?

Мне хотелось, преодолевая время, пересечь реальные и виртуальные границы прошлого, настоящего и заглянуть в будущее.

После пережитой клинической смерти у меня появилось как бы еще одно подтверждение, что помимо нашей физической оболочки есть и бестелесная душа. Я поняла, что человеку необходимо совершенствовать свою душу и ухаживать за ней как за садом. Какими прекрасными цветами и деревьями мы засадим свою душу сад, так и будем жить, только от нас зависит, станет ли он Раем или адом.

Причины, следствия и последствия нашей жизни нам не всегда понятны. Считается, что мы формируемся рано, а в первые годы жизни фундаментальную роль в нашем самосознании играют родители. Можно ли обрести полноту личности посредством обрубания семейных корней, традиций или забытья? Что может наполнить нашу душу и сердце? Как сохранить добро и тепло? Что есть вера в Бога и как пронести её через все искушения и не потерять? Советы давать легко, но каждый находит для себя свой путь....

Известно, что путешествия хороший рецепт борьбы с одиночеством, подпитка души, общение с миром и взросление; есть в передвижении умиротворение, а любопытство служит надежным мотором для молодости и свойственной ей жажде познания. Наши предки отправлялись в кругосветные путешествия на несколько лет, тогда не было самолётов, и знакомство с миром затягивалось. И, наверное, эта неспешность имела смысл, – молодой человек возвращался домой возмужавшим. Сегодня мы совершаем как бы набеги на памятники, не всегда можем замедлить свой шаг, вникнуть, дослушать и досмотреть до конца... так же, как не хотим вглядеться в прошлое, обращение к которому   тоже может быть очень увлекательным путешествием и познанием времён.

У святителя Августина есть прекрасное объяснение времени. Время, говорит он, лишь длительность, у которой есть прошлое, настоящее и будущее. Прошлое уже было – его нет; будущее будет, и его нет, а что же есть? Есть настоящее, но и его почти нет, оно – точка соприкосновения между прошлым и будущим, в которой будущее постоянно переходит в прошлое. Святого Августина называют первооткрывателем времени. С невероятной глубиной вглядывается Отец Церкви в тайну того, что уже было, чего еще нет, и что в настоящем своем неуловимо. Человек неразрывно связан со временем, живет во времени, во времени раскрывается его историчность, а в историчности – богообразность в своей неповторимости.

* * *

Дед, К.И. Кривошеиной , Рисунок Ивана Ершова, художник Борис Кустодиев, Русский музей, СПБ
Дед, К.И. Кривошеиной , Рисунок Ивана Ершова, художник Борис Кустодиев, Русский музей, СПБ
Я родилась в известной актёрской семье, – мой дед знаменитый оперный певец Иван Ершов, был самородок, выходец из бедной казачьей семьи, и в его душе навсегда, несмотря на театральную карьеру, сохранилась вера в Бога. Я говорю об этом так, потому что, профессия актёра-лицедея чаще всего вытесняет из души трепет и восторг перед Храмом Божиим. Актёру (но думаю, что не художнику и поэту) очень трудно оставаться самим собой, сохранить интимность своего «Я» и познание себя в нетронутом виде.

У каждого из нас свой путь к вере. Много примеров того, как человек, «случайно» зайдя в храм, вдруг осеняется прозрением и постигает все враз. Конечно, самое прекрасное, когда ты получаешь церковь и молитву с самого крещения, с молоком матери, но этого счастья были лишены миллионы советских людей, и только сейчас русский человек начинает возвращаться к Богу и в храм. Ярче и глубже всего вера проявляется во время катаклизмов и войн. И конечно, за утешением в церковь приходят люди, помеченные болезнями и несчастьями. Другое дело, когда они получают «вымоленное» – остаются ли они в Церкви, благодарят ли Бога?

Вот уже более тридцати лет, как я живу в Париже и приезжаю в свой любимый Питер все реже, – семья и работа связывают нас и диктуют свои законы и правила, – но каждый раз, когда я бываю в городе своего детства и юности, я прихожу к гранитному дому номер 4 на Гороховой улице. На его сером фасаде висит большая мемориальная доска, на которой золотом выписано: здесь «...жил знаменитый оперный певец Иван Васильевич Ершов». Рядом – другие мемориальные доски, громкие имена, прославленные люди, – в разное время все они проживали в этом доме.

Юная Ксения с бабушкой
Юная Ксения с бабушкой
Я родилась в квартире, расположенной на предпоследнем, пятом, этаже. Она занимала пространство всего периметра дома. Вся анфилада комнат соединялась огромным коридором, по которому я совершила первые шаги, а чуть позже каталась на деревянном желтом велосипеде, пряталась в шкафы и чуланчики. У меня с детства сохранилось ощущение таинственности нашей огромной и во многом «сказочной» квартиры. Все комнаты и коридор были увешаны сценическими фотографиями деда и бабушки, полотнами самого деда, рисунками и картинами Кустодиева и Репина, с дарственными надписями, эскизами костюмов Бенуа к вагнеровским циклам. В нашей квартире было два рояля и с детства завораживавший меня инструмент фисгармония, нотные шкафы до потолка, книжные полки, – и всегда много, много живых цветов. Это букеты от поклонников. Здесь же, на кушетках и креслах валялись шкуры, мечи и щиты Зигфрида, гусли Садко, многочисленные гримерные ящики и масса зеркал самых разных форм и размеров. Атмосфера была пропитана творческими деяниями деда и бабушки, воздух вдохновения десятилетиями питал не только меня и моих родителей, но и многих друзей, соратников и учеников.

Известно, что актёрство разрушает личность, а «многоликий Янус» превращает человека в «вечного лицедея». Чаще всего Театр вытесняет из души трепет и восторг перед Храмом Божиим. Актёру очень трудно оставаться самим собой, ему не хватает зрителей и вечного любования. Всё это, – скорее всего гордыня и никакого отношения к Церкви не имеет. Недаром в Средние века актёров хоронили за кладбищенской оградой. В силу того, что я сама родилась в актёрско-художественной семье, так строго судить не могу. Могу лишь свидетельствовать, что страх Божий и склонность к самопознанию оставались у моего деда всю жизнь. Он был самым знаменитым исполнителем партии Гришки Кутерьмы, в опере Римского-Корсакова «Град Китеж». Его образ Гришки, разбойника, вероотступника и предателя, был сыгран так, как мог бы сыграть только глубоко верующий человек.

А ещё у меня была нянюшка. Она досталась мне «по наследству» от папы, которого она вынянчила. Сейчас уже таких нянь нет, этот «класс» вымер, а были они особыми женщинами. Ее звали Елена Михайловна Субботина, ее родная сестра Дуня (которую все звали Дуду) одевала мою бабушку для сцены и заведовала ее театральным гардеробом. Обе сестры приехали из новгородской деревни Крестцы на заработки в Петербург в 1909 году. Крестцы славились вышивкой, которая так и называлась «крестецкой строчкой». Дуду и моя нянечка Елена были мастерицами в «строчке», – до сих пор в Париже у меня сохраняется скатерть ее рукоделия. Набожность и церковность няни сыграли большую роль в моем воспитании. Помню, как она почти машинально, как бы между делом, молилась. У нее были молитвы на всякий случай, каждое утро – «Отче наш», на ночь – «Вечернее благодарение»... Только сейчас я начинаю осознавать, какое значение в моем воспитании сыграла эта малограмотная, но кроткая и смиренная старушка. Она научила меня прощать и молиться за обидевших нас. Доброта и покой нянюшки сыграли в моей жизни огромную роль.

* * *

Никита Игоревич Кривошеин (племянник вл. Василия), патриарх Алексий II, Москва 1999, Сретенский монастырь
Никита Игоревич Кривошеин (племянник вл. Василия), патриарх Алексий II, Москва 1999, Сретенский монастырь
Бог велик, и он послал мне встретиться с моим мужем Никитой Кривошеиным. Наверное, ни к чему рассказывать здесь об этой исторической семье, – о ней достаточно много написано, – но в своей книге я не могла обойти стороной историю нашей с Никитой «запланированной» небесами встречи на земле. Когда мы с ним познакомились в Женеве, то слово за слово выяснилось, что в 1913 году мой дед ухаживал за родной тётушкой Никиты, Наталией Алексеевной Мещерской, в Крыму! Нашлись чуть позже и пожелтевшие фотографии... В то же лето 1913 года, как в романе Л.Н. Толстого «Война и Мир», Нине Алексеевне Сергей Прокофьев предлагал руку и сердце. Иван Ершов и Сергей Прокофьев проводили то лето на даче Мещерских, – музицировали, пели, живописали и ухаживали за сестрами.

Но перенесемся чудесным образом в 1979 год, где в семье Кривошеиных в Париже я погрузилась в мир русской эмиграции, традиций, Церкви, стала преподавать в приходской школе, вести общественно-церковную деятельность (сейчас вместе с Никитой мы – модераторы православного сайта/блога «Поговорим о Православии» «Parlons d'orthodoxie») А главное, передо мной открылся неведомый мир ярких и замечательных людей из первой волны эмиграции – «белых русских». Потом я стала работать в семейных архивах. Это было открытием, настоящий клад! Благодаря тетрадным страницам, газетным вырезкам, письмам, фотографиям я узнала о Сопротивлении, активным участником которого был мой тесть Игорь Александрович Кривошеин. В своей книге «Пути Господни» я привожу рассказ о Вике Оболенской, С.Левицком, Б.Вильде, м.Марии (Скобцовой), о христианском Сопротивлении во время войны в Германии, подпольной организации «Белая роза» и недавно прославленном Синодом РПЦЗ новомученике Александре Шмореле.

Как русскому человеку отделить зёрна от плевел, избавиться от всепроникающей лжи и обрести то, что было изничтожено: вернуться к самобытности общественного уклада России ? На протяжении долгих десятилетий истерзанная страна и предположить не могла, что однажды случится чудо, и молитвой о нас грешных, убиенных святых Новомучеников, Россия очнётся от страшного сна. В тяжёлые годы тьмы и гнёта многодесятилетний узник Гулага, замечательный историк церкви Сергей Фудель написал: « Мы очень многого не знаем. Ясно нам только одно: ночь истории подошла к концу. Может быть, вся задача нашего уходящего поколения в том и есть. Чтобы передать молодым христианам это чувство рассвета, чувство приближения сроков».

* * *

Ксения Кривошеина. Пути Господни
Ксения Кривошеина. Пути Господни
В повествовании о «Путях Господних», я не могла обойти стороной и свои впечатления от паломничеств по святым местам как в России, – особый рассказ о Пюхтицах и Дивеево, – так и о Франции, которая наполнена раннехристианскими святынями.

Всё чаще, даже в отдалении от больших городов, в католических храмах можно увидеть у алтаря или в пределах, копии русских икон: Рублёвскую Троицу, Богородицу, Спас Нерукотворный. В октябре 2007 года Патриарх Алексий II посетил Францию и преподнёс в подарок кардиналу Вэнт-Труа список иконы Владимирской Богородицы. Патриарх выступил на Парламентской ассамблее Совета Европы, встретился с Президентом Н.Саркози и служил молебен у великой Святыни, Тернового Венца Спасителя в Соборе Парижской Богоматери. Гигантский Собор не мог вместить всех желающих, толпа вылилась на площадь. Своды Нотр-Дам и площадь, на которой были установлены экраны с трансляцией, наполнились православным песнопением. Народ замер, затаил дыхание, кто-то молился, кто-то плакал от переполнявших чувств. Терновый Венец вместе с частицей Креста Господня и Гвоздем были вынесены на алтарь, и молитва православного Предстоятеля, клира, хора и молящихся, впервые за тысячу лет зазвучала в центре Европы!

О преподобном Серафиме, Саровском Чудотворце, известно далеко за пределами России. Книги о святом, его жития есть на всех европейских языках, в интернете можно найти фильмы о Дивеево. Множество паломников из Франции посетило это святое место. Во Франции есть несколько эмигрантских храмов св. Серафима, с иконой и частицами мощей Преподобного. В Бургундии, после того как несколько монахинь съездили в Дивеево, открылся небольшой женский православный монастырь. Сестры, француженки и англичанки, настолько почитают батюшку Серафима, что у себя в саду воспроизвели келью Преподобного. Это трогает и умиляет до слёз, а саровчане наверняка не догадываются, насколько велика слава и молитва их земляка.

Архиепископ Василий (Кривошеин)
Архиепископ Василий (Кривошеин)
«Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную», – звучало всюду в Дивеево. С этими словами молитвы на устах, монахини приглашают нас к трапезе, на прогулку по канавке, с ней мы начинали день и отходили ко сну. В 1957 году Никита Кривошеин был арестован, почти год одиночки, потом – Дубравлаг. В какой несчётный раз на краю смерти сохранилась семья Кривошеиных молитвами преподобному Чудотворцу Серафиму Саровскому? Через все испытания, аресты, обыски, лагеря, эмиграции и реэмиграции хранится в семье медальон с частицами мощей (власов) Святого Серафима. Прислан этот медальон был Государыней в 1918 году из Тобольска в благодарность за помощь Александра Васильевича Кривошеина (деда Никиты), которую он оказал Государю Императору и его семье.

P.S. Блуждал человек в царстве Тьмы и вдруг увидел Свет, который ощущал интуитивно, но понять его природу не мог. А потому ещё и сегодня состояние нашей воцерковлённости, нашего молодого христианства больше всего напоминает времена первохристианские: с теми же сомнениями, искушениями, жаждой чудес, со стремлением стяжания Духа Святого и радости богообщения. Но как трудно всё это вместить в себя, как тяжело душе выхолощенной и хладной прикоснуться к слову Евангельскому, когда на поверхности столько соблазнов. Как укрепить сердце и чем наполнить душу?

Ксения Кривошеина

31 октября 2012 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Памятные дни в Крыму Памятные дни в Крыму
К 90-летию исхода русской эмиграции
На 126 судов были погружены войска, семьи офицеров, часть гражданского населения крымских портов – Севастополя, Ялты, Феодосии и Керчи. Общее количество вынужденных изгнанников составило 150 тысяч человек. Они оставляли Крым с надеждой, что это временная мера и вскоре они вернуться в Россию. Но ожидание затянулось на долгие годы и лишь немногие из них, из их детей и внуков смогли вернуться на Родину.
Князь Зураб Чавчавадзе: «Эмигранты существовали нищенски, но отдавали последнее, чтобы построить храм» Князь Зураб Чавчавадзе: «Эмигранты существовали нищенски, но отдавали последнее, чтобы построить храм»
Все эмигранты были верующими людьми. Где бы они ни расселялись, первым делом тут же строился храм. Они существовали нищенски, но отдавали последнее, чтобы построить храм и устроить приходские школы, для того, чтобы детей воспитывать в православии. Это общее явление, исключений практически не было, за исключением, конечно, такой публики, как эсеры и меньшевики, которые просто бежали от большевиков.
Митрополит Питирим. Воспоминания. Русская эмиграция Митрополит Питирим. Воспоминания. Русская эмиграция
Русская культура широка и всеобъемлюща не только по своему содержанию, но и по живым ее носителям. Почти 50 миллионов человек русской культуры, русскоязычной литературы, находятся за пределами России. Это не только послереволюционная эмиграция, но и старообрядцы, переселившиеся еще до Первой мировой войны в Канаду, в Соединенные Штаты, в Бразилию, которые говорят на чрезвычайно забавном языке.
Возвращение на Родину Возвращение на Родину
Интервью директора Департамента президентских программ Российского Фонда культуры Е.Н.Чавчавадзе
Нам десятилетиями вдалбливали в головы, что те, кто вынужден был покинуть Родину после 1917 года – враги нашей страны. Даже упоминание их имен было нежелательно, а сейчас они будут похоронены в сердце России - Москве с воинскими почестями. Об этом, честно говоря, трудно было мечтать еще десять лет назад, даже думать было нельзя. Убеждена, что духовное значение этого события невозможно переоценить.
Комментарии
Светлана Нечаева 4 ноября 2012, 23:08
Низкий поклон Вам, Ксения Игоревна! Ваша статья- подпитка для страждущих и ищущих Бога. Спасибо за Ваше святое смирение.

На 50-летие сына - подарок Библия

Укажу тебе, сын, дорогу, по которой иди не сходя.
Приведёт она прямо к Богу, потому что ты - Божье дитя.
Даже, если в пути вдруг устанешь, не горюй.Отдохни.Осмотрись.
И яснее тогда тебе станет, что дорога та-чистая жизнь.
И увидится Суть в ином свете, всё по полочкам разложив.
Мысль откроется в Новом Завете,разум к Истине устремив.
Примешь сердцем святое смиренье, и отступит, уйдёт суета.
Отдал Бог ради нас, во спасенье, сына-агнцца.
Иисуса Христа.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×