«Неудачники»

Беседа с архангельским депутатом о здоровом протесте против уныния и открытии русскими России

«Русские вновь стали интересоваться Россией, и это здорово обнадеживает», – делится своими наблюдениями депутат Архангельского областного собрания Эдуард Володенков.

Антониево-Сийский монастырь Антониево-Сийский монастырь

Горькая сладость

«Мне абсолютно безразлично, что сейчас поздний вечер, но мне не все равно, что участок на дороге в Онегу покрыт слоем льда и машины едут со скоростью 10 км/ч. В машинах, как вы знаете, находятся люди. И их судьба и здоровье также вызывает тревогу. Повторяю: немедленно пришлите на этот участок спецтехнику и приведите дорогу в порядок. Жду. Что? А я не понимаю, почему нужно ждать звонка от депутата, чтобы просто выполнить свою работу. Прогноз погоды лежал на вашем столе еще вчера. Будьте любезны», – Володенков швырнул трубку на сиденье. Ждали недолго. В течение нескольких часов дорога была посыпана песком.

Он сразу заявил, что быть на Архангельской земле и не поехать в Антониево-Сийский монастырь – досадная ошибка.

– Там, во-первых, святое место. Преподобного Антония знаете? А, тогда ладно. Во-вторых, монастырь сейчас возрождается. А знаете, как радостно, когда своими глазами видишь, как восстанавливается справедливость! В-третьих, это, по-моему, хороший пример того, как восстанавливается любовь и уважение к Отечеству и вере. Вслед за Церковью поднимается и Россия. Ох, спасибо кризису, будь он неладен. Нет худа без добра. И добра, я смотрю, больше. А то ведь раньше мы Россию-то почти и не знали – чуть целое поколение не потеряли в египтах-турциях-швейцариях.

– Согласны ли вы с мнением, что русский человек сегодня гораздо лучше знает чужие страны, чем собственное Отечество?

– Я убеждаюсь в правоте этого мнения ежедневно! Я знаю коренных архангелогородцев, которые со знанием дела могут рассказать тебе о Лувре или Дрезденской галерее, но стыдливо замолкают, когда заходит речь о шедеврах деревянного зодчества Онежского или Холмогорского района той же Архангельской области. Впрочем, должен сказать, что проблема не нова: еще в Российской империи ставили в вину образованному классу – и небезосновательно, на мой взгляд, – незнание своей родины. Незнание, которое оборачивается презрением к Родине, что влечет далеко не лучшие последствия – как для самой страны, так и для не имеющих должного представления о ней гражданах. Незнание и безграмотность ведут к презрению, от которого недалеко до ненависти. Вспомните известные слова русского католика Печерина: «Как сладостно отчизну ненавидеть! / И жадно ждать ее уничтоженья! И в разрушении отчизны видеть / Всемирного денницу возрожденья!» Вспомните и Смердякова: «Я всю Россию ненавижу-с». Мне кажется, сегодня мы, к большому сожалению, не можем похвастаться преодолением этой «сладостной ненависти». Все так же бьет нас гоголевское: «Велико незнание России посреди России».

– А в чем причина, как вы считаете?

– С одной стороны, на мой взгляд, в последствиях «очарования Западом», которого мы вкусили с избытком. Правда, сейчас оно уже сходит на нет: люди поездили, посмотрели на этот самый Запад, романтический флер исчез. Те, кто мыслит трезво, считают, и правильно делают, что у Запада нужно брать только то, что действительно пойдет на пользу родной стране, то, что ее украсит. Время шмоток, жвачек и шоколадок прошло – России нужны совсем другие вещи.

Увы, российские СМИ абсолютно не ориентированы на знакомство зрителя и читателя с подлинной Россией

С другой стороны, и это гораздо опаснее, я считаю, много вреда наносят отдельные наши СМИ, абсолютно не ориентированные на знакомство зрителя, слушателя, читателя с подлинной Россией, тиражирующие ложь, лесть и пошлость. С их подачи наша страна, ее культура, история предстают в виде матрешек-самоваров-прорубей и прочей мишуры. А демонстративное забвение, пренебрежение к тем знаниям, чувствам и качествам, которые должны быть в самом прямом смысле слова культивируемы в нашем обществе, вызывают закономерный протест. Проще говоря, мы плодим невежественных иностранцев, презирающих людей, живущих «в этой стране», в которой и им «не повезло» жить.

С чего открываются глаза

– Мрачная картинка. И никаких «но»?

– Слава Богу за это «но»! Каким-то чудом мы вдруг обнаружили, что, несмотря на все реверансы и извинения, ничуть любимей заграницей мы не стали – к нам все равно будут относиться с недоверием и опаской как к чужим. К этому прибавляется еще и вполне закономерное недоумение с родины: ты, мил человек, определись: свой ты или так себе. А тут еще пресловутый кризис – экономический, политический. И глаза открываются, человек начинает понимать, что ненависть к родной стране и народу – штука старая, хорошо нам известная, и никакие декларации о необходимости «введения России в семью цивилизованных народов» ее не прикроют. Все это уже было, и перечислять наших дорогих «цивилизаторов» с разных сторон света смысла нет.

И вот тут просыпаются здоровый протест и здоровый стыд: ну, честное слово, обидно, что, изъездив глобус вдоль и поперек, одну шестую его часть мы совершенно не знаем. Так появляется потребность в узнавании собственной страны, а когда ее начинаешь узнавать по-настоящему, ты с радостью, пусть и запоздалой, но необходимой, учишься любить и уважать свой народ.

Эдуард Володенков Эдуард Володенков – Не опоздали?

– Нет. Вопрос в искренности чувств. Внутренняя потребность в уважении к себе есть, и она становится все мощнее. Такое здоровое стремление не может не находить и внешнего отклика: вот мы и стараемся рассказать о Русском Севере, показать его как можно большему количеству соотечественников. Я говорю не только и не столько как чиновник, заинтересованный в экономическом развитии Архангельской земли, хотя, разумеется, и это присутствует. Просто мне очень радостно, что мы вместе преодолеваем тот разрыв, который так нас унижал в собственных глазах. И поверьте, действительно радостно, когда люди открывают свою Россию, узнают, что, оказывается, не такая она и отсталая. Что, оказывается, слово «свобода» привычно нам и органично. Что никак не могли несвободные и забитые предки-«лапотники» освоить мореходство, возводить потрясающие храмы и монастыри, фортификационные сооружения, огромные села, славившиеся своим достатком и достоинством. Про литературу, искусство и говорить не буду – тут надо самому смотреть. То есть речь идет о преодолении стереотипа: «Россия и русские – неудачники мировой истории». Хороши «неудачники»! Ничего, что Арктику с Антарктидой освоили? Так, для примера просто.

У нас настоящая волна по открытию памятных мест и увековечению памяти знаменитых жителей Архангельской земли

У нас идет самая настоящая волна по открытию памятных мест и увековечению памяти знаменитых жителей Архангельской земли. Речь не только о героях войны, но и об ученых, писателях, краеведах и других – мы вдруг увидели, что нам есть чем и кем по-доброму гордиться. При всем уважении и почтении к Михаилу Васильевичу, Поморье дало миру не только одного Ломоносова: мы можем сходу назвать сотни имен академиков, мореходов, конструкторов, писателей, поэтов, генетиков, музыкантов, энергетиков и т.д., без которых очень трудно представить себе и нынешнюю культуру, и науку, и государство.

Артемиево-Веркольский монастырь Артемиево-Веркольский монастырь

Кстати, аэропорт Архангельска теперь носит имя Федора Абрамова – хорошо, если мы лучше будем знать творчество Федора Александровича, одного из виднейших представителей такого значимого явления в литературе, как деревенская проза. Он родился неподалеку – в Верколе. Сейчас в Верколе восстановлен монастырь праведного Артемия, но первое громкое слово о восстановлении обители произнес в 1980-х годах Абрамов.

Вообще здесь какое село, какую деревню ни возьми, всегда найдется о ком и о чем рассказать, и не только в стиле Степана Писахова, хотя и его мы тоже очень любим.

Сейчас, по моим наблюдениям, люди больше проявляют интерес не столько к экономической составляющей, сколько к духовной. И это очень важно: мы, похоже, начали осознавать, что деньги деньгами, квартиры квартирами, но есть что-то и поважнее. А значит, акценты мы расставляем, по-моему, так, как надо.

Благое сопротивление

– Но никуда не уйдешь от действительно тяжелого положения русской деревни. Не буду повторять слова Абрамова и других «деревенщиков», но судьба русской деревни действительно вызывает тревогу – при всей нашей заинтересованности в вопросах духовных. Произнесу только два слова: «оптимизация» и «депопуляция». Как с этим быть?

– Да, это беда русской деревни, а следовательно, и всех нас. Но и здесь я бы не стал впадать в уныние и отчаяние: сопротивление есть, и оно нарастает. Тут ведь как получается: если махнуть рукой и начать унывать, как и происходит во многих случаях, то процесс разрушения – не только села, но и человека – стремителен. Кто-то спивается наглухо. Кто-то стремится побольше «освоить» выделяемых на село средств. Кто-то распродает оставшееся добро на металлолом или разбазаривает лес. Все это не оригинально и является признаком уныния, распада, самоуничтожения народа.

– Но ведь это так не похоже на ту старую добрую Русь, о которой мы читаем и которой по праву гордимся. В чем причина?

– Приведу слова Александра Хмельницкого, наркома юстиции советской Украины, о понимании большевиками права, суверенитета народов. Он говорил это в 1919 году: «Необходимо истребить самый дух частной инициативы, необходимо истребить дух самопомощи и заменить его принципом помощи сверху, принципом государственной помощи». Сейчас мы пожинаем плоды истребления этого духа: вялая покорность, религиозная вера в «сильного дядю», бойня за место у госкорыта вместо спокойной уверенности в себе, готовности помочь друг другу и деловых отношений с государством. Мне кажется, это одна из причин.

Но есть и сопротивление, причем сильное, действенное, созидательное. И в этом случае каждый пример радостно уникален. Вот вы произнесли два этих кошмарных слова: «оптимизация» и «депопуляция». А я отвечу: «Проект “Общее дело”. Восстановление церквей Русского Севера». Одно только это явление, смею уверить, в течение каких-то десяти лет уже смогло дать многим людям надежду, помогло им понять, что они сами и их села небезразличны остальной России.

Проект «Общее дело» помог многим понять: они сами и их села небезразличны остальной России

Думаете, только в теплое время года люди задействованы в проекте? Ничего подобного: весь год идет работа. Это и обеспечение материалами, и какие-то косметические работы в деревянных храмах, и организация выставок, подготовка научных материалов, проведение конференций и многое другое. Причем участвуют вместе со специалистами и местные жители. Кроме того, благодаря только этому проекту разрозненные раньше села, в которых стоят великолепные памятники деревянного зодчества, стали ближе чисто человечески: устраивают выставки народного творчества, сельские праздники… Да просто помогают друг другу. Рассказывать можно много – проверьте, съездите сами. И это только один пример.

Есть и другие, способные противостоять унынию и отчаянию, чем спасают село от вымирания. Без таких людей все усилия власти различных уровней ничего бы не принесли. А тут есть доброе соработничество: нужно познакомить жителей России с Россией? – да без проблем: давайте откроем у нас туристический центр, скажем, в Онежском районе. Давайте не только научную работу проводить – история и этнография могут быть доступны и в другом виде. Давайте народные промыслы возрождать. Да все что угодно! И многое уже делается, поверьте: это не отчетно-барабанные заклинания чиновника.

Предлагаю склонным к унынию просто присоединиться к тем, кто работает

Таким образом, мы сейчас, как и всегда, наверное, становимся свидетелями борьбы безнадеги со всеми из нее вытекающими последствиями и здорового протеста, тяжелой, но не беспросветной работы – физической, моральной – по «собиранию камней». И на той, и на другой стороне есть люди, занимающие самое разное положение. Осуждать тех, кто подвержен унынию, я не хочу – я просто предлагаю им рассмотреть возможность присоединиться к тем, кто работает. Как показывает практика, здорово помогает. Повторяю: съездите – проверьте. Мы проверили. И не пожалели.

С Эдуардом Володенковым
беседовал Степан Игнашев

25 марта 2019 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Увидеть «згу» Увидеть «згу»
Рассказ хранителя ворзогорской церкви
Увидеть «згу» Увидеть «згу»,
или Неторопливый рассказ Николая Гунина, хранителя ворзогорской церкви

Тут с трех сторон море, с четвертой – болото, а люди жили хорошо. Как? А очень просто: помогая друг другу. И у нас жизнь другая будет, если правильно расставим приоритеты: сначала Бог, потом ближний, а «это всё» уж потом.
Ты чем живёшь, российская глубинка?.. Ты чем живёшь, российская глубинка?..
Алексей Шепелёв
Ты чем живёшь, российская глубинка?.. Ты чем живёшь, российская глубинка?..
Алексей Шепелёв
Когда священник начал собирать деньги, простые люди ему отвечали: «Да мы-то что. Давайте Максиму Галкину письмо напишем!»
Cевер и сопричастные Cевер и сопричастные
Екатерина Соловьева
Cевер и сопричастные Cевер и сопричастные
Екатерина Соловьева
О Русском Севере и о людях, живущих там, написано и сказано много сильных, но иногда и банальных слов. Городские романтики, возвращаясь с «северов», часто изрекают одни восторги и восклицательные знаки. Сами же «северные» не считают себя и свою жизнь какой-то особенной. От объективов смущенно отворачиваются, на вопросы о жизни машут рукой и зовут скорее обедать и пить чай.
Комментарии
Елена28 марта 2019, 00:31
Молодец!
григорий26 марта 2019, 16:45
Спасибо Вам!
очень хорошая статья. И очень актуальная.
ну и скажу про себя. На Ладоге был, а вот севернее пока нет. Но теперь думаю собраться однажды.
Господи, спаси и сохрани Россию!
Ольга25 марта 2019, 19:36
Надо же какой деятельный, энергичный, неравнодушный депутат! Дай Бог ему здоровья, сил, терпения! Какой же красивый, наш север! Природа какая-то более сочная! Так хочется туда поехать!
Дмитрий25 марта 2019, 11:55
Спаси Господь Эдуарда! Побольше бы нам таких депутатов!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×