√ость сайта

Ђя давно чувствовал и чувствую себ€ своим среди русскихї

Ѕеседа с епископом »еронимом ћанхэттенским

¬ день праздника  урской- оренной иконы Ѕожией ћатери, 10 декабр€ 2008 года, в «наменском кафедральном соборе Ќью-…орка была совершена хиротони€ архимандрита »еронима (»оанна Ўо) во епископа ћанхэттенского, викари€ ¬осточно-јмериканской епархии –усской «арубежной ÷еркви. Ќовопоставленный владыка знаком многим американцам русского происхождени€: с 1976 года св€щенник »оанн Ўо служил в ѕокровском соборе в „икаго, а последние 17 лет Ц в “роицком храме города ћилуоки (штат ¬исконсин). —лавист и богослов по образованию, он много переводил, в том числе и с церковнослав€нского и на церковнослав€нский.

Ц ¬аше ѕреосв€щенство, вы когда-нибудь предполагали, что станете архиереем?

Ц Ќет, но это еще раз доказывает, что у √оспода дл€ каждого из нас есть свой Ђпланї.

Ц ¬ы были пострижены в монашество совсем незадолго до хиротонии. ¬ честь какого св€того вы получили свое монашеское им€?

Ц ¬ честь блаженного »еронима. я до последнего момента думал, что останусь »оанном Ц это им€ было дано мне при крещении. Ќазвать мен€ в монашестве именно таким именем было идеей митрополита »лариона ¬осточно-јмериканского и Ќью-…оркского.

Ц “ак ведь хороша€ иде€, владыко! Ѕлаженный »ероним, конечно, не очень известный в –оссии св€тойЕ Ќо именно он перевел на латинский €зык Ѕиблию, и именно его перевод до сих пор €вл€етс€ официальным латинским текстом —в€щенного ѕисани€. ƒа и вообще он имел склонность к €зыкам: во врем€ долгого отшельничества в пустыне изучил еврейский и халдейский.  стати, не многие, наверное, знают, что блаженный »ероним €вл€етс€ св€тым покровителем переводчиков, а также библиотекарей и архивистов. ј вы сами писать не пробовали?

Ц ѕробовал, но больше, как и мой св€той покровитель, все же переводил. ѕеревел на английский €зык учебник церковнослав€нского €зыка архиепископа јлипи€ (√амановича). Ёто пособие очень полезно дл€ американцев, которые плохо владеют русским €зыком или не знают его вообще.

“акже € перевел на английский две замечательные книги протодиакона Ќикиты „акирова Ц о русских церкв€х и русских дворцах, изданные 40 лет назад. “еперь эти книги €вл€ютс€ уже раритетами. — греческого на церковнослав€нский перевел литургию апостола ћарка и литургию ѕреждеосв€щенных даров апостола »акова. ѕереводил и многие другие произведени€ самой разной тематики.

Ц «начит, вы уже давно увлечены €зыкознанием и литературой?

Ц я всегда интересовалс€ €зыкознанием, литературой, историей. ¬сего за свою жизнь начинал изучать 41 иностранный €зык. Ёто не значит, что все их € знаю в совершенстве. ћогу говорить по-русски, по-гречески, по-немецки, по-французски. Ћегко читаю на латинском, на слав€нских €зыках, что, впрочем, логично, ведь зна€, например, русский, можно свободно читать на болгарском, украинском, белорусском, сербском, словацкомЕ

»з экзотических €зыков изучал древнееврейский, арамейский, египетский, но чтобы овладеть такими €зыками в совершенстве, нужно посто€нно ими пользоватьс€.

Ц  акие писатели особо вами любимы?

Ц — удовольствием читал ƒостоевского и Ўмелева. ѕо-русски, конечно.

Ц Ќе считаете ли вы, что русский €зык в среде эмигрантов, в том числе и в јмерике, постепенно умирает?

Ц „тобы этого не случилось, очень важно работать в этом направлении с молодежью. Ёто новое поколение носителей русской культуры и будущее нашей ÷еркви.  онечно, чтобы быть православным, не об€зательно владеть русским €зыком, но он очень помогает постигнуть глубину русской души: можно читать в оригинале произведени€ русских классиков. ј как переводчик могу сказать, что никакой перевод не может передать всех смысловых оттенков оригинала.

Ц Ќо ведь сами вы Ц американец. » в вашем роду, насколько известно, не было слав€н.

Ц –одилс€ € в штате  оннектикут, но корни моих предков Ц на Ѕританских островах: в Ўотландии и »рландии. ¬ 12 лет мен€ крестили в јнгликанской ÷еркви, но уже в 14 лет € начал учить русский €зык, в 16 Ц провел несколько мес€цев среди православных в √реции, а в 1963 году, когда мне исполнилось 17, перешел в ѕравославие.

Ц — чего началс€ ваш путь к ѕравославию?

Ц я родилс€ в городе ”отербери, в полутора часах езды от села „ураевка. Ёто одно из уникальных русских поселений на территории јмерики. «емл€ была куплена и дома на ней построены русскими, а основано село графом »льей Ћьвовичем “олстым и его другом √еоргием √ребенщиковым, писателем, который в 1917 году бежал от большевиков. —ам он был родом из —ибири, из деревни с таким же названием.

¬ „ураевке жили и бывали очень интересные люди Ц художники, писатели, артисты, конструкторы. ¬ гости к »лье Ћьвовичу “олстому приезжал —ергей ¬асильевич –ахманинов: любил отдохнуть там после концертов.

ћестна€ часовн€ построена по проекту философа и художника Ќикола€ –ериха, он жил некоторое врем€ в деревне и финансировал строительство, как и известный авиаконструктор »горь —икорский.

¬ „ураевке работала типографи€ Ђјлатасї, где печатали русские книги. Ѕиографию √еорги€ √ребенщикова, кстати, € помогал набирать на линотипе.

» св€щенник в храме служил непростой Ц отец ƒимитрий јлександров, образованный, начитанный человек знатного происхождени€. ќн много рассказывал мне о ѕравославии, став фактически моим духовным наставником. Ќыне он Ц епископ ƒаниил »рийский, духовно окормл€ющий единоверцев (старообр€дцев) јмерики.

“ак что € давно чувствовал и чувствую себ€ своим среди русских. ј совсем недавно € узнал, что в XVIII веке у мен€ были предки в –оссии и на ”краине.

Ц ¬ладыка, вам доводилось бывать в –оссии?

Ц ƒа. ѕервый раз Ц в 1967 году, еще студентом ѕитсбургского университета, где изучал русский €зык. ƒва года спуст€, в эпоху Ѕрежнева, снова ездил в —оветский —оюз. » третий раз Ц на торжества по случаю воссоединени€ двух ветвей нашей ÷еркви. » вот теперь Ц на јрхиерейский и ѕоместный —оборы –усской ѕравославной ÷еркви.

Ц ¬ы знали —в€тейшего ѕатриарха јлекси€ II?

Ц я с ним три раза разговаривал: первый раз в 1967 году в “аллине, а еще два раза Ц в 2007 году. ≈сть даже документальный фильм, где за кадром случайно записалс€ наш с патриархом јлексием разговор в алтаре.

Ц ѕри обсуждении вопроса о восстановлени€ канонического единства –усской ѕравославной ÷еркви какую позицию вы занимали?

Ц я всегда считал, что у нас не было ни богословских, ни канонических причин дл€ разделени€, а только политические. “еперь у нас евхаристическа€ жизнь едина, мы причащаемс€ из одной чаши, хот€ в жизни придерживаемс€ каждый своих взгл€дов.

Ц  акие места в –оссии произвели на вас особое впечатление?

Ц —о времени 1960-х годов совершенно иным городом стала ћосква. “рудно поверить, что когда-то были разрушены возрожденные ныне храм ’риста —пасител€,  азанска€ церковь на  расной площади, ¬оскресенские ворота. ¬ храме ¬асили€ Ѕлаженного, самом, пожалуй, известном в мире, по воскресень€м проход€т богослужени€.

Ќо самое большое впечатление произвели на мен€ люди. ќднажды € направл€лс€ на богослужение в московский ƒанилов монастырь, а передо мной шла группа молодежи. я и подумать не мог, что они тоже идут на службу. ¬друг они перекрестились, поклонились и вошли в монастырские ворота. ј один молодой человек Ц его им€ ћаксим Ц остановил мен€ перед входом и попросил помолитьс€, чтобы он нашел жену добрую, православную.

Ц » вы молитесь?

Ц Ќу, конечно. ј как же иначе?!

Ѕеседовала “ать€на ¬еселкина (Ќью-…орк)

2 феврал€ 2009 года