√ость сайта

Ђ»ндейцы могут стать главным этносом в јмериканской ѕравославной ÷ерквиї

Ѕеседа с јрхиепископом ¬ашингтонским, ћитрополитом всей јмерики и  анады »оной

ѕравославна€ ÷ерковь в јмерике €вл€етс€ неотъемлемой частью русского ѕравослави€. ” ее истоков сто€ли монахи-миссионеры из ¬алаамского монастыр€, направленные —в€тейшим —инодом –усской ѕравославной ÷еркви на остров  адь€к (јл€ска) в 1794 году дл€ создани€ духовной миссии. ¬ 1840 году —инод учредил  амчатскую,  урильскую и јлеутскую епархию, которую возглавил епископ, впоследствии митрополит ћосковский и  оломенский »ннокентий (¬ениаминов; 1797Ц1879), Ђапостол јмерики и —ибириї, прославленный в лике св€тых.

¬ 1924 году –усска€ ѕравославна€ √реко- афолическа€ ÷ерковь в —еверной јмерике провозгласила временную автономию, а в 1937 году Ц полную автономию в статусе митрополичьего округа. ¬ 1946 году VII ¬сеамериканский —обор в  ливленде (штат ќгайо) прин€л решение о вхождении митрополии в юрисдикцию ћосковского ѕатриархата. Ќо контакты с ћосквой начались лишь в 1960-е годы, а 31 марта 1970 года состо€лось восстановление канонических отношений. 10 апрел€ того же года –усска€ ѕравославна€ ÷ерковь даровала јмериканской митрополии автокефалию.

—егодн€ ѕравославна€ ÷ерковь в јмерике объедин€ет более 700 приходов, при которых окормл€ютс€ более миллиона верующих.

ѕредсто€тель ѕравославной ÷еркви в јмерике именуетс€ јрхиепископом ¬ашингтонским, ћитрополитом всей јмерики и  анады. Ѕолее года этот титул носит Ѕлаженнейший ћитрополит »она (в миру Ц ƒжеймс ѕаффхаузен).

ќн родилс€ в „икаго (штат »ллинойс) в 1959 году и прин€л крещение в ≈пископальной ÷еркви —Ўј. ¬последствии его семь€ переехала в  алифорнию. ƒжеймс получил образование в  алифорнийском университете в —ан-ƒиего и  алифорнийском университете в —анта- руз. ¬ 1978 году присоединилс€ к ѕравославию в  азанском храме ћосковского ѕатриархата в —ан-ƒиего. ќбучалс€ в —в€то-¬ладимирской семинарии ѕравославной ÷еркви в јмерике в  рествуде (штат Ќью-…орк). ѕолучил степени магистра богослови€ и магистра теологии в области догматики.

¬ конце 1980-х годов некоторое врем€ провел в ———–, где изучал русский €зык, сотрудничал с »здательским отделом ћосковской ѕатриархии, знакомилс€ с жизнью –усской ѕравославной ÷еркви, про€вл€€ особый интерес к монастырскому деланию. ƒуховным отцом ƒжеймса ѕаффхаузена стал наместник ¬алаамского монастыр€ архимандрит (ныне епископ “роицкий) ѕанкратий (∆ердев).

¬ 1994 году был рукоположен в диакона, затем во св€щенника. ¬ 1995 году прин€л монашество в —в€то-“ихоновском монастыре в —аут- ейнане (штат ѕенсильвани€) с именем »она. ѕо возвращении в  алифорнию служил в нескольких мисси€х, основал монастырь и р€д миссионерских общин. ¬есной 2008 года поставлен в архимандрита.

1 но€бр€ 2008 года отец »она был хиротонисан во епископа ‘орт-”ортского, викари€ ёжной епархии. 12 но€бр€ того же года XV ¬сеамериканский —обор в ѕиттсбурге (штат ѕенсильвани€) избрал его јрхиепископом ¬ашингтонским и Ќью-…оркским, ћитрополитом всей јмерики и  анады. 28 декабр€ 2008 года в Ќиколаевском соборе в ¬ашингтоне јрхиерейский —инод ѕравославной ÷еркви в јмерике торжественно возвел епископа »ону на первосв€тительскую кафедру.

ѕубликуема€ ниже беседа состо€лась в первых числах декабр€ 2009 года, в ходе визита ћитрополита »оны в –оссию по случаю праздновани€ 15-лети€ московского представительства ѕравославной ÷еркви в јмерике, и посв€щена де€тельности этой ÷еркви в Ћатинской јмерике.

Ц ¬аше Ѕлаженство, в каких латиноамериканских странах представлена ѕравославна€ ÷ерковь в јмерике?

Ц ёрисдикци€ нашей ÷еркви распростран€етс€ на ћексику. –аньше мы располагали приходами также в јргентине, Ѕразилии, ѕеру и ¬енесуэле. Ќо одни из них ушли в –усскую «арубежную ÷ерковь, другие закрылись.

Ќесколько общин в Ћатинской јмерике хот€т войти в состав јмериканской ѕравославной ÷еркви. ћы были бы рады прин€ть этих верующих, но о них некому будет заботитьс€, поскольку у нас крайне мало св€щеннослужителей, говор€щих на испанском или португальском €зыках.

ќдин св€щенник Ц надеюсь, он скоро станет епископом, Ц начал миссию в Ёквадоре, в городе √уа€киль, где осела крупна€ палестинска€ колони€.   сожалению, в последние годы его блага€ инициатива затухла. я слышал, что в центральноамериканских странах, в частности в —альвадоре, живет много палестинцев. Ћюбопытно, что они не посещают приходы јнтиохийской ÷еркви и прос€тс€ под наш омофор.

 онстантинопольский и јнтиохийский ѕатриархаты предпочитают окормл€ть греческую и арабскую диаспоры. ћы не понимаем этого. ÷ерковь должна давать пастырскую опеку, прежде всего, местным духовным чадам. “акова принципиальна€ позици€ ѕравославной ÷еркви в јмерике.

Ц  огда был образован ћексиканский экзархат?

Ц ћексиканский экзархат существует с начала 1970-х годов. ¬ тот период епископ ћексиканской национальной старокатолической ÷еркви ’осе ( ортес-и-ќльмос) зав€зал контакты с нашей ÷ерковью и вместе со своей общиной перешел в ѕравославие. Ѕлагодар€ его трудам сотни мексиканцев прониклись православной верой.

Ќедавно 5 тыс€ч индейцев из 23 населенных пунктов штата ¬еракрус крестились в ѕравославие. ќднако на такую огромную массу прихожан приходитс€ всего один батюшка. ¬ ћексиканском экзархате вообще очень мало клириков. ¬се они Ц мексиканцы, в том числе прав€щий архиерей Ц епископ јлехо (ѕачеко-¬ера).

Ц Ѕывали ли вы в Ћатинской јмерике?

Ц я посещал только ћексику. —ейчас собираюсь в √ватемалу. “ам живет мо€ знакома€ Ц игумени€ »нес (јйау), насто€тельница —в€то-“роицкого женского монастыр€, который находитс€ в юрисдикции јнтиохийского ѕатриархата.

¬ √ватемале мое внимание привлекает многотыс€чна€ группа людей, желающа€ прин€ть ѕравославие. Ѕольша€ ее часть принадлежит к народу май€. ≈сли мы возьмем к себе этих гватемальцев, а также представителей коренного населени€ из других стран Ћатинской јмерики, то индейцы могут стать главным этносом в јмериканской ѕравославной ÷еркви. Ћично € был бы рад этому.

Ц ¬идно, что вы симпатизируете исконным обитател€м јмериканского континентаЕ

Ц я испытываю самые теплые чувства к индейцам. ¬ университете € изучал антропологию, увлекалс€ культурами май€ и ацтеков. Ёто огромные и удивительные цивилизации.

ћне нравитс€ Ћатинска€ јмерика в целом Ц ее искусство, музыка, литература, кухн€. Ћатиноамериканцы люб€т жизнь, они открытые и гостеприимные люди. я рос в  алифорнии Ц одном из самых испанизированных штатов —Ўј, от своих друзей-мексиканцев немного усвоил испанский €зык (хот€ говорю на нем плохо). —в€щенник, присоединивший мен€ к ѕравославной ÷еркви, был мексиканцем. «вали его отец –амон ћерлос.

Ц „то общего и различного в миссионерской работе с индейцами —Ўј и Ћатинской јмерики?

Ц „естно говор€, € пока не знаюЕ Ќаша ÷ерковь имеет опыт миссионерства на јл€ске, где служит замечательный св€щенник Ц протоиерей ћайкл ќлекса, антрополог по специальности. ќн карпаторос, а его жена Ц из автохтонной народности юпик. ќтец ћайкл хочет провести на јл€ске съезд православных индейцев јмерики. Ёто будет крайне интересное меропри€тие.

¬ бытность ректором семинарии отец ћайкл предложил общине из √ватемалы, алчущей ѕравослави€, направить двух своих членов дл€ получени€ богословского образовани€. »де€, безусловно, хороша€, но люди, привыкшие к тропическому климату, вр€д ли бы вынесли ал€скинские морозы.

Ц ¬стречаютс€ ли латиноамериканцы среди ваших прихожан в —Ўј?

Ц  онечно. ¬  алифорнии 35% населени€ Ц латиноамериканцы, в “ехасе Ц еще больше. Ћатины присутствуют и в пастве, и в духовенстве нашей ÷еркви. ¬ —в€то-“ихоновской семинарии учитс€ мексиканец с индейскими корн€ми, по имени јвраам. ќн несет послушание иподиакона. ќдин иподиакон в —ан-‘ранциско имеет колумбийское происхождение. ¬ конце но€бр€ этого года € осв€тил новый женский монастырь в честь –ождества √осподн€ в ƒалласе, насто€тельница которого Ц бразиль€нка.

Ц „то, на ваш взгл€д, привлекает латиноамериканцев в ѕравославии?

Ц Ћатины люб€т нашу литургию и иконы, их плен€ет глубокое почитание Ѕожией ћатери, присущее ѕравославной ÷еркви.

Ќадо сказать, что  атолическа€ ÷ерковь стремительно тер€ет вли€ние в Ћатинской јмерике, виной чему Ц ее тесные св€зи с высшими классами общества. «начительна€ часть бедных слоев, составл€ющих большинство населени€ региона, разочаровалась в католических пастыр€х и примкнула к протестантам, мормонам и другим сектантам.

ћитрополит јндрес (’ирон), глава ќрдена белого духовенства имени св€тител€ ¬асили€ ¬еликого в √ватемале, ранее был католическим св€щенником. ќн видел, что его руководство ориентируетс€ на богатых, и в начале 1990-х годов оставил  атолическую ÷ерковь, так как хотел трудитьс€ дл€ народа. Ќедавно митрополит јндрес сказал мне: Ђя уже старый и больной. ѕожалуйста, возьми моих людей в свою ÷ерковь ради их спасени€ї. ≈го общину трудно назвать православной, но она постепенно познает православное вероучение и приобщаетс€ к традици€м ѕравославной ÷еркви. ѕомимо √ватемалы, владыка јндрес открыл приходы в Ћос-јнджелесе, —ан-‘ранциско и других городах —Ўј, в которых обосновались его соотечественники.

Ц ¬ы не боитесь конфликта с  атолической ÷ерковью? ¬се-таки, несмотр€ ни на что, Ћатинска€ јмерика по-прежнему считаетс€ Ђглавной епархией ¬атиканаї.

Ц Ќикакого конфликта не случитс€.  атолическа€ ÷ерковь ло€льно относитс€ к ѕравославию. Ѕолее того, € вижу немалый потенциал у соработничества с  атолической ÷ерковью, в первую очередь в противосто€нии сектантству.

С Митрополитом Ионой беседовал Мигель Паласио

15 декабр€ 2009 года

     омментарии читателей
    2011-07-10
    14:24
    јлександр «лобин:
    »рина «лобина как с вами можно св€затьс€? ѕо поводу «лобина »оанна.
    2011-06-04
    00:22
    »–»Ќј «ЋќЅ»Ќј:
    ƒЋя јлександра —орокопудова:
    јЋ≈ —јЌƒ–,¬»ƒ»ћќ »ћ≈ЌЌќ ¬џ »— јЋ» ¬ "∆ƒ» ћ≈Ќя" ѕќ»— » »ќ—»‘ј «ЋќЅ»Ќј?Ќјѕ»Ў»“≈ ћЌ≈.
    2011-04-29
    15:18
    јлександр —орокопудов:
    я приветсвую православных христиан јмерики.— праздником пасхи христовой! христос воскресе!Ќаш земл€к епископ иоанн «лобин управл€л приходами северной америки.’отелось знать помн€т ли и ухаживают за склепом где он захоронен?ћы ,прихожане села “етерев€тка поминаем своего односельчанина, служившего Ѕогу, далеко от родины . ѕохоронен он в городе —аут- ейнан штат пенсильвани€ ,вечна€ пам€ть .
    2010-05-26
    07:53
    —ергиус:
    »нтересно, почему католики не кричат о вмешательстве на их "каноническую территорию"?

    ѕотому что католикам уже давно на все пофигу.  атоличество бессильно и апатично.
    2010-04-02
    21:42
    »горь:
    они были,есть, и будут главным этносом обоих јмерик
    2010-01-30
    04:14
    ƒенис:
    ¬ – ÷ действительно победили реакционные силы, иак что дальнейшее разочарование бедных латиноамериканцев (в первую очередь индейцев) в католицизме неизбежно
    http://www.religare.ru/2_71107.html
    ѕапа призвал освободитьс€ от "теологии освобождени€"
    –ечь идет о попытке соединить христианство и марксизм, котора€ очень распространена в Ћатинской јмерике.

    Ѕразильскому обществу еще предстоит преодолеть раскол, вызванный де€тельностью так называемого "освободительного богослови€" марксистского толка", Ц сказал ѕапа –имский Ѕенедикт XVI.

    ќбраща€сь в субботу 5 декабр€ к епископам южных бразильских штатов, прибывшим в –им с визитом ad limina (он совершаетс€ каждые 5 лет), ѕапа призвал их залечивать раны, нанесенные  атолической ÷еркви материалистическим богословием, сообщает "—ибирска€ католическа€ газета"...

    2010-01-08
    18:33
    јлександр:
    ƒо революции индейцы находили себе убежище от тирании жидов, оккупировавших территорию јмерики, в местах, принадлежавших –оссийской »мперии. » сегодн€ они,наверно,стрем€тс€ укрытьс€ в православных храмах от вездесущной тоталитарной сатанинской жидо-масонской системы.
    2010-01-05
    20:07
    ¬иктори€:
    «дорово! ћне нрав€тс€ индейцы! Ќикогда не думала , что они так люб€т нашу религию!
    2009-12-22
    13:29
    игумен јрсений:
    ’оть и не очень большое, но весьма информативное интервью. —пасибо.
    2009-12-17
    10:48
    ¬адим:
    ƒа, ћосква уже не третий –им
    2009-12-15
    18:47
    Katolik:
    ќчередной факт : выдать желаемое за действительное. – ÷ потер€ла вли€ние из-за св€зи с высшим классом? —транное утверждение, так как бќльша€ часть латиноамериканских приходов находитс€ в беднейших кварталах, что привело к рождению "богослови€ освобождени€". Ќеужели владыка этого не знает? »нтересно, почему католики не кричат о вмешательстве на их "каноническую территорию"?
    ¬аш комментарий

    «десь ¬ы можете оставить свой комментарий к данной статье. ¬се комментарии будут прочитаны редакцией портала ѕравославие.Ru.

    ¬аш комментарий:
    ¬аше им€:
    ¬аш e-mail:
    (опубликован не будет)
    ¬ведите число,
    напечатанное
    на картинке:


    ƒругие статьи авторов

    ћитрополит »она (ѕаффхаузен)

    ћигель ѕаласио