Гость сайта

«Фильм «Поп» укрепил меня в православной вере»

Беседа с кинорежиссером Владимиром Хотиненко

Фильм «Поп», долгожданная премьера которого состоялась на Пасху, повествует о скорбях, радостях и повседневной жизни скромного сельского батюшки, который во время Великой Отечественной Войны окормлял православных верующих на оккупированных немцами территориях. О том, как шла работа над проектом, какое значение фильм приобрел для его создателей, рассказывает режиссер фильма «Поп» Владимир Иванович Хотиненко.

– Владимир Иванович, как случилось, что вы обратили внимание на роман «Поп» Александра Сегеня?

Загрузить увеличенное изображение. 300 x 455 px. Размер файла 27344 b.
 Владимир Хотиненко. Фото: ruskino.ru
Владимир Хотиненко. Фото: ruskino.ru
– Это было достаточно давно. Я совершенно случайно, хотя случайностей не бывает (тот, кто верит в случай, как правило, не верит в Бога), встретился с М. Швыдким, бывшим в ту пору министром культуры. Он сказал, что у него есть тема, которая может меня заинтересовать. И в двух словах рассказал мне историю Псковской миссии, о которой я не слышал ни-че-го. При этом он упомянул, что в этой миссии работал отец патриарха Алексия II. Меня эта история очень сильно «зацепила». Во-первых, потому что это совершенно неизвестная большинству страница Великой Отечественной войны. Драма невероятная. Тема тоже невероятно сложная, потому что это история священников, которые на оккупированной территории Псковской области организовали миссию – ее главой был владыка Сергий (Воскресенский) – и стали исполнять свой священнический и человеческий долг, что (и это совершенно естественно) вызывало, как минимум, двойственную реакцию. Ведь для кого-то они стали предателями… Ведь немцы поначалу помогали открывать церкви, восстанавливать их из клубов и складов. Кстати, это происходило не только в Пскове, а во многих других местах тоже. Я, когда занялся изучением этого материала, узнал много интересного: бывало, люди сами отыскивали какого-нибудь старого батюшку, который уже давно был на покое, приводили его в восстанавливаемый храм, и церковь оживала.

Ведь у этих людей на оккупированной территории, которые оказались фактически брошенными – а их было, по разным данным, от 50 до 70 миллионов человек, единственная опора, которая могла их поддержать, была в Боге и Церкви, где они могли быть рядом, вместе помолиться и укрепиться в окружавшем их неведении, в ожидании лучшего… Это нам сейчас легко рассуждать, а какого было им, когда они видели толпы пленных, бегущую армию? Это совсем другое ощущение! А, может, они думали: мало ли, вдруг это снова 300 лет «монголо-татарского ига»? Бог его знает!..

Меня эта история затронула тем, что не только священники были важны в ней, но и люди. Я вдруг понял, что об этих людях, о том, как они жили, у нас очень мало известно. Вот, например, какая-нибудь женщина, у которой на руках – тогда много было детишек – пятеро, да еще вдобавок старики родители. И что она должна была делать? Помирать? Или идти пахать, сеять хлеб? Да, немцы брали долю. Кстати, более щадяще, чем большевики.

Сергей Маковецкий в роли отца Александра Ионина. Фото: pop-movie.ru
Сергей Маковецкий в роли отца Александра Ионина. Фото: pop-movie.ru
Но когда у немцев ухудшилось положение на фронтах, они стали требовать от священников, чтобы те служили молебны во славу немецкой армии, хотя я не убежден, что они верили в силу нашей молитвы. Но я думаю, что, если кто из священников и совершал такие молебны, то эти батюшки наверняка лукавили, рассуждая: мол, ладно, отмолю этот грех, Бог с вами. А кто-то ведь отказывался. В частности, владыка Сергий (Воскресенский), на которого было устроено покушение – и он был убит.

Тут еще есть один момент, на который не все обращают внимание и на который нельзя закрывать глаза: может, благодаря этим процессам, которые происходили на оккупированной территории – конечно, не только им, но и им в том числе, – Сталин в 1943 году проявил инициативу, и был избран патриарх. А до этого в 1942 году праздновали Пасху, был ночной крестный ход в Москве.

– Но икону Божией Матери обносили по воздуху, на самолете, еще в 1941 году, до всякой миссии.

– Да, но, во всяком случае, миссия тоже имела значение.

Когда на Псковщину пришла Красная армия, тех, кого немцы не арестовали, арестовали наши. Слава Богу, священников не расстреливали, а отправляли в лагеря, где они сидели долго, минимум по десять лет. Они выходили позже, чем другие наши политзаключенные. И вот эта трагедия людей, драма оказавшихся между молотом и наковальней, меня потрясла.

Но я тогда был занят другой картиной. И поскольку стало известно, что этой темой будет заниматься «Православная энциклопедия», с которой я уже до этого работал, сняв документальную картину «Паломничество в Вечный город», я попросил Сергея Леонидовича Кравца найти хорошего писателя, который бы смог подробно изучить материал и написать книгу. По книге уже можно было делать сценарий. У нас хороших драматургов, особенно умеющих работать с такой деликатной темой, почти нет. Эту тему предложили замечательному писателю Александру Сегеню. Мы с ним встретились, обговорили основные моменты будущей книги, характер главного героя. Как только я прочитал первую страницу рукописи написанного им романа – это был разговор с Мухой, – то сразу понял, что нам есть о чем говорить. Мы быстро нашли общий язык, вместе писали сценарий. Александр Сегень практически постоянно присутствовал на съемочной площадке, мы что-то придумывали по ходу, переделывали.

– А как рождался образ главного героя, образовывались сюжетные линии?

– Какие-то сюжетные линии появлялись из конкретных воспоминаний. Был священник, который оставил воспоминания. Но, в отличие от нашего главного героя, он не остался в России, а уехал и до конца своих дней жил в эмиграции, служа в Русской Зарубежной Церкви. Он оставил хорошие воспоминания, которые мы взяли за основу. Даже воспользовались его фамилией: у него была Ионов, а Сегень переделал в Ионин. Многое Александр Сегень и сам придумал, что-то я находил. Я перечитал уйму материала: хроники, записки, написанные как немцами, так и нашими. В частности, эпизод с мертвой коровой я нашел в простых человеческих воспоминаниях обычного немецкого солдата. В действительности все было намного страшней, чем показано в фильме.

– Сколько времени у вас ушло на изучение материала, его переработку и переосмысливание?

– Около года. Мы искали образ священника. Александр Сегень взял за основу образ своего духовника – замечательного священника. Он приходил к нам, когда мы работали над сценарием, дал нам пояс владыки Сергия – такой чудный расшитый священнический поясок. В фильме Сергей Маковецкий снимается подпоясанный этим поясом. Конечно, мы делали собирательный образ. Мы много смотрели материалов с отцом Иоанном (Крестьянкиным). Манеру поведения Маковецкий в основном брал с него. Слава Богу, что сохранилось много записанных проповедей отца Иоанна, дающих представление о его манере говорить, о его голосе и прочее. Отец Иоанн по характеру показался нам очень нужным для образа нашего главного героя, особенно его близость к людям. Он фантастически непосредственно со всеми общался. И очень личностно, и очень спокойно, и очень ярко – какой-то невероятный замес.

Сцена из фильма «Поп». Фото: pop-movie.ru
Сцена из фильма «Поп». Фото: pop-movie.ru
Так что образ главного героя фильма получился собирательным.

Правда, мне сейчас передают (я сам в интернет не залезаю), что многие критики считают нашего героя слишком положительным.

– Действительно, на первый взгляд главный герой фильма кажется идеальным человеком, совсем уж без изъянов.

– А знаете, я, когда впервые смотрел на отца Иоанна (Крестьянкина), не видел у него изъянов. И у других священников не видел изъянов. Вы, когда подходите к картинам Рафаэля, Леонардо да Винчи, ищете там изъяны? Это какой-то порок нашего века! Если раньше в красоте искали суть, то сейчас ищут в чем-то другом – вот это меня очень сильно смущает. И еще смущает, что показ нормального человека вызывает такую реакцию. Это неправильно по существу. Мерзости и так вокруг хватает, вы ее наберете где угодно: и в нашем кино, и в литературе. А нас интересовал вот такой персонаж, как наш отец Александр, именно вот такой. А что значит «без изъяна»? И что мы подразумеваем под изъяном? Нам что, надо было наделить его каким-нибудь пороком? Чтобы он втихую пил, что ли? Или, не дай Бог, еще чего-нибудь? Что подразумевается под изъяном?

А у нашего героя есть характер. Ведь когда он отказывается отпевать – а священник не имеет права этого делать, – он отказывается отпевать – и все!

К тому же, проблема подобного главного героя существует во все века, и это самая сложная проблема! Это самая сложная задача! Федор Михайлович Достоевский мучился, когда писал «Идиота», искал подобных персонажей в мировой литературе (тогда кино не было). И оказалось, что есть только Дон Кихот – и все. Наш великий писатель говорил о своем князе Мышкине, что он смешной, трогательный, даже чудаковатый порой. Но при чем здесь изъяны?

– Тогда вас можно поздравить с тем, что вам удалось создать на экране такого героя, который, словно в зеркале, показывает обществу его истинное лицо.

– Конечно. Я именно так отношусь к своему фильму. И всякая скептическая реакция на фильм – это патологическая реакция, означающая, что человеку о себе пора подумать, прежде всего. Подумать о том, чего он хочет от этого мира, каким он должен предстать перед ним? Что, этот идеальный герой не переживает драму? Что, кому-то показалось, что исполняющий главную роль Сергей Маковецкий не переживает, когда вешают партизан? А сцена, когда его в конце фильма увозят после всех этих событий, – это смирение, то, к чему мы все должны стремиться. У нас бы мир идеальным был, если бы состоял из таких людей, как отец Александр, чего, к сожалению, не может быть.

Повешение партизан. Сцена из фильма «Поп». Фото: pop-movie.ru
Повешение партизан. Сцена из фильма «Поп». Фото: pop-movie.ru
Для меня это абсолютно принципиальная позиция: мне нужен был именно такой герой – как лакмусовая бумажка. И то время, в которое он мог существовать, как предлагаемая ситуация.

– Год – это достаточное время для того, чтобы досконально изучить историю Псковской миссии. Какие моменты вас заинтересовали более всего?

– Их много. Сразу стало ясно, что нельзя объять необъятное. Я понимал, что некоторым людям это все будет очень сложно воспринять. Например, история – не важно, легенда это или не легенда, – о том, как немцы спасли Иверскую икону Божией Матери. А есть и хроника, и фотографии. Это сложно понять. Может, они выдумали, а может, и нет, но ее спас из пожара немецкий солдат. И в это можно поверить, ведь они не все были животными и зверьми. Я сам читал нормальные, человеческие воспоминания немцев. Или вот, например, запомнилась фотография, где сидят священники и немецкие офицеры. Глядя на нее, я понимал, сколько она может вызвать разноречивых мнений. Еще мне было интересно то (хотя я об этом особенно не думал), что многие священники, пришедшие работать в Псковскую миссию – кстати, не только они, но и бежавшие от большевиков эмигранты, – воспринимали немцев как освободителей. Может, закрывали глаза, может, лукавили перед самими собой, но им казалось тогда, что немцы могут освободить Россию, которую они любили не меньше нашего, очистить ее от «большевистской заразы». Еще для меня было очень важно – и это похоже на правду, – что если бы еще пару лет не было войны, то в России не осталось бы ни одного храма. Что это такое? Промысл Божий? И они так именно к этому и относились. А у них была миссия служить Богу и России, они не служили большевикам. Вот такая идея их жизни, и они считали, что все делали правильно.

Вот мы сейчас, такие умные, думаем, что они заблуждались. Для них это было не так, это очевидно. Это были их убеждения. И это были живые люди. И это была их драма. Да, были и такие, которые по слабости душевной служили немцам, просто испугавшись. Ведь есть такое заблуждение, что священник – это какой-то совсем необычный человек. Так думать неправильно. В идеале так и должно быть, но ведь священники – это такие же, как мы, люди, которые – по разным причинам – выбрали путь служения Богу. Одно дело, когда – я знаю такой случай – танкист горел в танке и, хотя был совершенно неверующим, попросил Бога сохранить ему жизнь и обещал Ему служить за это. И стал впоследствии священником. Это идеальный случай, хотя и у этого человека могут быть слабости, но это яркий пример выбора пути служения Богу. Но были и другие. Поэтому не стоит удивляться, что кто-то проявлял слабость.

Меня потрясла одна вещь: партизаны казнили одного священника, служившего немцам, что-то вырезав на его теле. Это чудовищно! Каким бы он ни был… Другие священники помогали партизанам. Действительность была многогранной и совершенно неоднозначной. Все зависело от конкретного священника.

– По большому счету, вы сняли фильм не о Псковской миссии, а о милосердии…

– Да, конечно, Псковская миссия – это повод. Так всегда должно быть, чтобы с помощью какого-то повода высказаться о чем-то более обширном и значимом.

– …и главный герой – это остров милосердия среди кошмара и жестокости войны.

– Вне всякого сомнения. А на съемках каждую секунду мы: я, Александр Сегень, Сергей Маковецкий – думали, как не свалится в некую сусальность, в некий глянец, а максимально приблизиться к настоящей человеческой жизни. Мы постоянно об этом думали. Но мы не искали пороков в нем, нашем герое, просто шли другим путем, пытаясь сделать его живым человеком. И вроде бы своими словами даже это объяснили. Вот, в разговоре с прихожанином, который жалуется на свою жену, отец Александр говорит: мол, и мне иногда свою хочется прибить. В другом месте тоже в уста главного героя вложили фразу, расставляющую все по своим местам: «Что же такое получается: мы предателями будем?»

Мы не играем, не прищуриваемся, делая вид, что ничего не видим; не прячемся от этой правды. И помните, что отвечает владыка Сергий? «Народу нашему под немцем и так худо будет. Неужели мы его оставим без Божиего благословения?» Вроде бы на все ответили, расставили фигуры на доске жизни, показав, что вот к этому подходим вот так. Смотрите по этим правилам. Нет, наши критики как будто бы другое кино смотрели! Может, стереоочки не сняли после просмотра «Аватара»? Я не знаю, я не понимаю, отчего это. От черстводушия? Как можно не понять, что на таких людях, как отец Александр, все и держится!

И вдруг – меня от этого чуть покоробило; наверное, и дальше будет коробить всю жизнь – я догадался: эти люди не верят в силу молитвы. Для них это все абстракция. Для них такое служение, которое показано на пример отца Александра, – это просто спасение личной жизни, и все. Хотя я глубоко убежден, что если бы не дети, отец Александр – и в тексте об этом прямо говорится, – он бы не боялся, потому что уже лагеря прошел. И когда его допрашивали НКВДешники, он сказал, что согласен с тем, чтоб всем было хорошо, но ничего не может сделать с тем, что молился за Родину. Поэтому люди, которые не верят в силу молитвы, не могут понять, что это такое. Совершенно. И самое чудовищное, что Сталин поверил в силу молитвы, а они не верят. Так что же это такое?

Другой вопрос, что не все верующие, что есть атеисты. На здоровье! Хорошо, тогда посмотрите на эту историю просто по-человечески. Пройди и проживи с отцом Александром эту гуманитарную историю. Один зритель мне написал, что, с его точки зрения, отец Александр выступает как социальный работник. Бог с тобой. Не веришь ты в Бога, посмотри на отца Александра как на «социального работника». Попробуйте и вы так, спасите пяток детей. Из Саласпилса. Спасите – и все простится вам.

– Другая тема, которую вы обозначили в фильме как важную, – это возрождение веры перед лицом смерти.

– Да, очень важной и принципиальной для нас была сцена, когда достают колокола и открывают роспись на куполе в храме. Я люблю эту сцену. Для кого-то она слишком пафосная, а кого-то раздражает так сильно, как будто окропили его святой водой. Прямо аж зашипело. А что такого? Что?

Храм, переделанный под клуб. Сцена из фильма «Поп». Фото: pop-movie.ru
Храм, переделанный под клуб. Сцена из фильма «Поп». Фото: pop-movie.ru
Я очень хорошо помню: когда настало время перестройки и стали показывать наши разрушающиеся храмы, сколько было стенаний после этих документальных фильмов. Сейчас мы показали, как люди восстановили храм в условиях войны, и это вызывает бесовскую реакцию. Это поразительно! Что-то не так «в датском королевстве». А для меня это важно, и все. Я непоколебим, потому что крестился я тогда, когда нельзя было это делать – 30 лет тому назад. Слава Богу, я пережил разные времена. Но даже, получается, не хватает и этого милосердия. А что же нужно? Я понимаю, что нужно этой либеральной мысли: хорошо было бы, если бы у священника был какой-то порок, если бы он был пьяницей, а еще лучше, если он окажется педофилом. Вот тут бы проснулся живой-преживой интерес, о-го-го какой! Как это печально.

– Скажите, как вы искали актера на главную роль?

– Это было сложно. У нас были долгие пробы. Сергей Маковецкий – мой любимый актер, но по сценарию священник был постарше, более пожилой. Но моя жена Татьяна убеждала меня, чтобы я взял Сергея. В конце концов мы попробовали Сережу, и, слава Богу, все получилось. Тем более что уже была выбрана на главную женскую роль Нина Усатова. Она была сразу безусловным кандидатом и для меня, и для Сегеня. Странным образом мы начали с матушки. Хотя чего тут странного? Матушка – это такой мостик между несколько отдаленным от паствы священником и паствой. Священник хоть и является центром приходской жизни, все равно отдельный человек. Сколько я ни встречал священников, они абсолютно другие, чем остальные люди. Разных встречал, даже не очень красноречивых, слабых, но в вопросах веры они абсолютно другие. И это особенно заметно по глазам.

Загрузить увеличенное изображение. 750 x 500 px. Размер файла 95481 b.
 Сергей Маковецкий и Нина Усатова на съемках фильма «Поп». Фото: ruskino.ru
Сергей Маковецкий и Нина Усатова на съемках фильма «Поп». Фото: ruskino.ru
Я опасался, что Нина Усатова с Сережей Маковецким, выражаясь киношным языком, «не смонтируются в кадре». Оказалось, что мои опасения были абсолютно напрасны, и получилась совершенно замечательная пара.

– Вас не смущало, что примерно в то же время Сергей Маковецкий играл абсолютно противоположного персонажа в фильме «Чудо»?

– Там тоже не совсем простая роль. Я внимательно смотрел картину А. Прошкина и работу Маковецкого в ней. Он там не простой уполномоченный. И хотя в фильме это и не показано, но, может быть, он, этот уполномоченный, в отличие от всех остальных, и пришел потом к Богу. Уполномоченный ведь только исполнял свою непростую службу, исполнял мастерски свой долг. Может, он такой Савл своеобразный. Не исключаю, что я что-то себе выдумал, но сути это не меняет. Сережа играл характер намного сложнее, чем рядового уполномоченного-искусителя.

– Вам в жизни много встречалось таких священников, как главный герой вашего фильма?

– Их много, наверное, не может быть, но встречать приходилось. Я не хочу их поименно называть. Я встречал разных священников. Но я стараюсь, пусть и не всегда получается, придерживаться правила, взятого после того, как крестился: не осуждать священника, каким бы он ни был. Все 30 лет я старался этому следовать. Еще раз подчеркну: не всегда это получается, иногда испытываешь искушения и раздражения. Но в любом случае, это полезно для меня, потому что всякий раз получалось разглядеть священника. Всякий раз мне удавалось различать то, что позволяло считать этого человека настоящим священником. И меня радует, что я видел очень разных священников: и резких в суждениях, и чуть ли не погоняющих бабок крестом, по-разному общающихся с паствой, косноязычных, ярких, но за этим такая жизнь! У нас консультантом картины был игумен Кирилл (Коровин), настоятель храма Святой Троицы в Листах. Вот он очень яркий человек. И смиренный.

Хотя я общался немного, но у меня остались очень яркие воспоминания о патриархе Алексии II. Может быть, когда-то я их запишу.

– Вы сказали, что для образа главного героя очень много взяли от отца Иоанна (Крестьянкина). А что вы взяли от старца в свою жизнь?

– Даже если бы я знал, что взял, то не стал бы перечислять. Не стал бы искушать ни себя, ни обстоятельства. Но, поверьте на слово, много. Для меня этот фильм – очень личный опыт, очень личное потрясение. Даже принятие решения. Понимаете, если ты принимаешь решение за персонаж, а это во власти режиссера сказать актеру, что делать, то ты совершаешь выбор, несмотря на то, что ты его делишь с актером и сценаристом. Здесь было очень много вещей, которые я выбирал вместе с героем. Это был очень личностный опыт, и поэтому я люблю эту картину.

– Как режиссер вы прожили часть жизни вашего героя, причем самую главную часть. Насколько это встряхнуло вашу жизнь?

– Зачем встряхивать? У меня такая жизнь, что ее не нужно встряхивать. Нет ни малейшей необходимости. Но эта картина совершенно определенно укрепила меня в православной вере. Я прошел путь сомнений, узнал много такого, что способно смутить, поколебать. Но я знаю одно, что картина меня укрепила. Если бы я оказался в таких же обстоятельствах, то в силу своего характера был бы подпольщиком, партизаном. А эта картина позволила мне прожить жизнь со священником.

– Премьера фильма состоялась на Пасху. Что это значит для вас?

– Для меня это очень ответственно. Я как-то робел. Это была не моя инициатива; не знаю, решился бы я сам на такое. Я боялся, что будет какой-нибудь сбой, что-то не получится. Но, слава Богу, все прошло хорошо при присутствии хорошего человеческого собрания, хотя священников было не так и много. Мне прислали sms-ку из Оптиной пустыни: «Всем посмотревшим отцам фильм очень понравился, благодарили и плакали». Вот это для меня очень важно. Важнее всего. Пусть потом говорят что угодно. «Благодарили и плакали». И все. Точка. Мне больше ничего не нужно.

В фильме есть историческая правда. Что это такое? Я давно декларировал, что не верю в историческую правду, еще со времен фильма «1612». Что такое историческая правда? Ее нет, не может быть, потому что ее пишут люди. Но я верю в правду чувств. Чувство – это единственный критерий. Да, ребенку можно объяснить, что такое совесть, как жить по правилам. Да это все написано в Священном Писании, только бы жили по этому! А разве кто живет? Хотя были такие святые, которые жили по заповедям. Там сказано, что горы можно сдвинуть по вере.

Загрузить увеличенное изображение. 500 x 750 px. Размер файла 109271 b.
 Елизавета Арзамасова, Сергей Маковецкий, Нина Усатова на съемках фильма «Поп». Фото: ruskino.ru
Елизавета Арзамасова, Сергей Маковецкий, Нина Усатова на съемках фильма «Поп». Фото: ruskino.ru
Недавно я присутствовал при совершенно фантастическом действии в Сергиевом Посаде. Студенты ВГИКа каждый год ездят дарить ветеранам подарки – традиция у них такая. Полный зал стареньких ветеранов в медалях. Я такого не видел давно. Студенты двух мастерских пели фронтовые песни; все было очень просто, без декораций и костюмов. И когда в финале запели «День Победы» – я вспоминаю это с мурашками по спине, – женщина-ветеран, которая с трудом пришла на концерт, встала, опираясь на костыль. И за ней встал весь зал, и плакали все – и студенты, и ветераны. Вот это правда чувств! Это был урок, который не расскажешь никакими словами, не прочтешь ни в каких книгах. Этот момент ничем не заменишь!.. Поэтому я верю в правду чувств.

– Наша молодежь сегодня практически не знает, кто такой генерал Д.М. Карбышев.

– А что вы хотите?! Сколько боролись с нашей историей, начиная с перестройки! Посмотрите на учебники. Сколько боролись с тем, на чем мы можем стоять, чем мы можем согреваться. Сколько это вытравливалось. А сейчас возвращать это уже вроде как искусственно. Вот в чем проблема. Мы возвращаем историю, а нам говорят: «Что вы нам навязываете?» Уже забиты те поры, через которые впитывалась драма того же генерала Карбышева. И тому много примеров. Все это подменено иронией, все это подменено хи-хи да ха-ха, подменено постмодернистским отношением: можно все – и добро, и зло; мы все одинаковые, и все одно и то же. В конечном счете, все подменено кокетством: с верой, с жизнью, с собой. Что, конечно же, чудовищно.

– Снимая фильм, вы думали, насколько он будет интересен молодежи, сможет ее «зацепить»?

– Когда снимаешь, надо думать, что ты можешь делать, и делать это максимально. Это потом задают вопросы, начинаешь вспоминать: о чем думал, о чем не думал. Чего тут думать? У нас в основном молодежь в кино ходит. Тут важнее, чтобы другие пришли…

Странно, но при этой сегодняшней исторической недоразвитости мои студенты, которым я показывал рабочий материал, сцену, где наши бойцы шли сами сдаваться, не приняли, не захотели впускать в себя. Спрашивали, неужели это так? Оказывается, еще есть дух патриотизма. У меня разные студенты, очень современные, но то, как их это все потрясло, вселяет надежду.

Но уж совсем трагично другое – когда в отзывах на фильм пишут только, что там природа показана такая красивая. И ведь тут еще не лучше, чем с Карбышевым. Я ведь специально показываю эпизод: панорама земного рая, и немцы говорят: «Странный народ в этой России: такое поразительное сочетание красоты природы и чудовищной убогости». Вот просто для этого только снято! Мы показываем божественную красоту природы и мерзость человеческую. На контрасте. Не понимают. Тупоголовость и черстводушие, совершенная неспособность понять элементарные вещи. А куда дальше идти, если нет основы, зерна? А красота природы, история Карбышева, много других вещей – это те семечки, из которых что-то может вырасти.

– Если вспомнить вашу давнюю картину «Мусульманин» и последнюю «Поп», то просматривается определенная эволюция: там рассказывалось о рождении веры, здесь о ее плодах – милосердии. Между картинами четырнадцать лет. На ваш взгляд, наше общество прошло такой же путь за это время?

– Прежде всего, это не моя эволюция. Со мной тоже много чего происходило. Есть эволюция людей, есть и эволюция страны. И та картина согласовалась с тогдашним временем, и эта согласуется с нынешним.

– Чем вам интересны верующие люди?

– В первую очередь, они мне интересны тем, что они волей или неволей борются со злом. Даже не думая над этим. Но, несмотря на то, что они со злом борются, это не означает, что они от него защищены. Иногда они даже еще более искушаемы. Тем не менее, в верующих людей труднее поселить зло. Вот этим они мне интересны.

Я мог бы еще говорить, например, про смирение, но я говорю, прежде всего, об очевидных для меня вещах.

С Владимиром Хотиненко
беседовал Игорь Зыбин

20 апреля 2010 года

Комментарии читателей
2013-09-25
11:58
Александр:
Фильм очень сильный в духовном смысле.Показана русская душа, исполненная искренней верой в Бога и ответственностью перед людьми такую веру возрождать в других людях, и особенно потрясённых войной.Сергей Маковецкий сыграл роль превосходно! Слава Богу и за Владимира Хотиенко и за Сергея Маковецкого и за всех тех кто был у истоков и кто принимал активное участие в становлении этого фильма!!!Пусть Бог благословит их и на другие хорошие фильмы, рассказывающие о вере в Бога и верующих нашей Родины России!!!
2013-01-12
23:17
Екатерина:
Фильм, мне кажется, богодухновенный, потому что оставляет реальный след в душе: проходят дни, а этот след не проходит, греет душу. Нежданный незаслуженный подарок.
Спаси Господи.
2011-07-20
01:01
Татьяна Купер:
Владимир,низкий Вам поклон за Ваш труд,спасибо!
2011-01-18
02:31
Маргарита:
Спасибо Господу Богу за то что дал мне веру! И я смогла понять главное! Благодаря чему, в отличие от большинства молодежи поняла.... Фильм сильно меня задел...Хотелось плакать, хотелось говорить...хотелось молиться...и главное хотелось благодарить Господа за то, что дает нашей Святой Православной земле таких пастырей...вообще в принципе благодарить за всё...за то, что живы!
Сергей Маковецкий очень поразил...я ему поверила. Хотя по началу думала, что не очень он органичен. Но спустя 10 минут фильма я ему поверила.
В течение всего фильма мне хотелось кричать "Ну как же вы не понимаете, что Господь всё видит!"....Как же так можно.

Спасибо режиссеру за прекрасный фильм.
2010-12-05
20:36
Ирина:
А мне очень жаль, что такая высокая идея не нашла своей глубокой художественной формы. Как продкут кино, очень слабая вещь, все условно - и война, и лагерь, и оккупация, и любовь молодых людей, и священник, который весь фильм сам по себе без паствы.Даже хорошая игра главных актеров не смогла компенсировать такую слабую режиссерскую работу.Фильм "Остров" в этом плане значительно сильнее.
2010-10-13
18:46
игорь:
Спасибо! великолепный фильм, великолепная игра актеров, прекрасный сценарий.Фильм получился отличным. Сегодня в наши наши дни особенно актуально возрождать священный образец служения Богу и людям.Таких как о.Александр много, и они наши Пастыри Овец Православных.
2010-06-11
20:10
Рустик:
Спасибо...
2010-05-24
17:52
Ирина:
Спасибо большое за фильм!
Ирина.Москва.
2010-05-18
15:13
Валерия:
Низкий поклон за фильм всему творческому коллективу. Прочитав такие разные отзывы о фильме, хочется сказать, что мне лично абсолютно все равно, был придуман этот сюжет, или герой фильма существовал исторически. Герой Сергея Маковецкого, о. Александр - это душа русского народа: милосердная, сострадающая, страдающая, смиренная, глубоко любящая свою Родину. Поэтому ему веришь. И понимаешь, что он, о. Александр, не единственный, таких людей, как он, было много, разных в своих проявлениях, но имеющих одни корни.
И еще несколько слов Роману из Смоленска. Пусть кто-то ушел из зала, кто-то плевался в экран, но ведь ты досмотрел до конца и оставил свой отзыв на сайте. Значит тебе не все равно, что-то в твоей душе произошло, какие-то струнки были задеты. Вот для этого и создавался фильм: чтобы люди приостановили свой бег, задумались, сравнили себя и тех, кто оставался Человеком в любых тяжелых обстоятельствах, кто не думал о себе, а всей своей жизнью показал, что значить ЛЮБИТЬ. А молодежь наша не "переросла этот фильм", а , к сожалению, не доросла до него. Но ты не стой на месте, а иди и с Божией помощью сможешь стать таким, как о. Александр.
2010-05-16
14:20
И.:
Вчера была у друзей, посмотрели этот фильм на DVD. Результат для меня неожиданный. Давно не смотрела ничего "залпом". Здесь - глядела не отрываясь, плакала. Очень емкая, на мой взгляд, картина получилась. Кажется, что режиссеру не хватило "эфирного времени" чтобы сказать все, что он хотел-бы сказать.
Сергея Маковецкого видела последний раз в фильме Никиты Михалкова "12". Теперь вот "Поп". Этаких "нестандартных" личностей он играет, контраст обыденности, "соль земли". В отличии от остальных священников в этом фильме, он воспринимается прежде всего, как - Человек, которого невозможно не заметить: "светильник, светящий во тьме, чтобы входящие видели свет". Ну и Муха, конечно! :)
Снято здорово. Смотришь действительно, Кино, а не "фильм-спектакль". В свое время смотрела "Мусульманина" по телевизору. Из всего обилия фильмов того времени, помню именно его до сих пор.
Спасибо!
2010-05-13
15:42
Анна:
Плакала... И для меня этот фильм и книга оказались "личным потрясением". Спаси Вас Господи. Пусть только такие фильмы снимаются и такие книги пишутся!
2010-05-09
07:12
Светлана:
и еще хочется ответить Анне.
"Анна: Фильм понравился, безусловно. Но есть некоторые вопросы к сценарию.
Сцена повешения партизанов. Священник, успевший на место казни до того, как казнь свершилась,
пытается эту казнь отменить - немного наивными просьбами и собственной напряженной молитвой. Но непонятно, почему он не пытается "напутствовать" приговоренных (собственно, учитывая отношение немцев к "религиозной деятельности", они могли и разрешить)."Я думаю, что священник в жизни поступил бы точно также как и герой фильма: поймали молодых ребят, не исключено, что они были завсегдатаями клуба этого села. Мозги загажены антирелигиозной пропагандой, от наших, которые метали попкорн в экран на просмотре фильма "Поп", в общем, ничем не отличающиеся в отношении к Церкви. И вдруг священник дает им наставления о пути в Царствие Небесное и встрече с Господом. Двое из них уж наверняка отреклись , умирая как настоящие партизаны-комсомольцы , выкрикивая что-нибудь такое геройское .... Я думаю, помилуй Боже от таких искушений перед смертью. Любой священник знает как трудно прийти к вере, они много исповедуют. Люди целую жизнь на это кладут и режиссер этого фильма не исключение и я и многие другие люди, которых Бог не оставляет. Слава тебе Господи. Вразуми нас всех Господи.
2010-05-09
07:11
Светлана:
Фильм замечательный. Прочитала отзывы, хорошо ,что хороших людей всегда больше. Предлагаю зрителям, критически настроенным, предложить названия картин, которые помогли бы избавить нашу молодежь, за которую мы все в ответе, от желания бросать попкорн на середине фильма "Поп" в экран, и оставаться до конца просмотра только потому, что негде допить пиво(см. выше).2010-04-23 23:06Роман. Очень буду признательна за таковые находки.
И еще:
2010-05-06
02:06
Р.Б.Ольга (Божко):
Мне фильм очень понравился. Смотрела 5 раз, и даже не надоедало. Мне как человеку, изучающему историю православия родного края с помощью многих архивных документов, в частности и материалов периода репрессий 30х годов, этот фильм помог задуматься ещё над одной неизученной страницей истории Православной церкви и нашего края в частности во время немецкой оккупации.
Благодарю всех, кто вложил хоть самую малую лепту в создание сего фильма...
2010-04-28
22:00
раб Божий Игорь.:
Стремись увидеть то,что созерцают Ангелы,и что доступно только любящим Бога.
2010-04-27
23:00
Виталий:
А сколько православных батюшек плюются от этого фильма, если бы вы все знали.
2010-04-27
18:12
Алексей:
Ходил на фильм вместе с женой.Мне очень понравился фильм, что такое в нем теплое, родное, дорогое...слезы стояли на глазах.Жене не очень понравился что то ей не дало его принять.Хочу посмотреть его еще раз.Считаю, что у Маковецкого это одна из лучших ролей.Прекрасный и очень нужный фильм.Спаси Бог за этот фильм!
2010-04-27
17:55
Михаил:
За всю жизнь столько слез не пролил, сколько в период просмотра этого фильма.
Низкий поклон создателям и актерам этого прекрасного фильма...
2010-04-26
19:56
ИЛЬЯ:
ОООООООООООООООО ФИЛЬМ ОБАЛДЕННЫЙ
2010-04-26
19:39
Евгения:
Спасибо режиссеру и всей съемочной группе, актерам Сергею Маковецкому и Нине Усатовой и всем другим, за этот фильм. Мы с мужем решили, что это лучший фильм, который мы посмотрели за последние годы. И как радостно, что появляются наконец фильмы, близкие тебе по духу.
2010-04-26
13:03
Игорь :
Фильм хорош в замысле, но неудачен в исполнении, за исключением матушки Алефтины, которая в исполнении Усатовой чудо как хороша. Все слишком слащаво, и сразу вспоминаются возрожденческие полотнища с пузатыми ангелочками, которые в католических храмах неудачно заменяют иконы. Вроде все то же самое, а за душу не берет.
Очень удивило мнение, высказанное в интервью:
"И всякая скептическая реакция на фильм – это патологическая реакция, означающая, что человеку о себе пора подумать, прежде всего. Подумать о том, чего он хочет от этого мира, каким он должен предстать перед ним?"
Это значит: я все хорошо сделал, фильм вне критики, а кто не понял, сам виноват? Уж не гордыня ли это?
Но дальше сказано:
"Что такое историческая правда? Ее нет, не может быть, потому что ее пишут люди. Но я верю в правду чувств. Чувство – это единственный критерий".
И вот моя чувство - чувство зрителя - настойчиво твердит мне, что можно было и нужно было сделать сильней, глубже и жестче.
И последнее. Буквально позавчера я посмотрел фильм Алексея Попогребского "Как я провел этим летом". В фильме всего два героя и ни слова о Вере. Но в нем есть все: глубина человеческого падения, попытка покаяния и даже прощение. И посмотрев его я почувствовал: как бы ни был я грешен и слаб, никогда не поздно принести покаяния и просить прощение у ГОспода. Даже если люди не простят...
2010-04-26
04:38
Рустик(Руслан):
...Задумывался над влиянием художественных фильмов,литературных произведений,на человека,на его внутренний мир,и пришел к выводу,что данного рода произведения в большей части своей могут наносить вред.Ведь сюжет выдуман,и причинно-следственная связь тоже.И если произведение создано без благословения Церкви,то воли Божей в сюжете нет.Как может благоприятно повлиять на человека,к примеру,жизнь персонажа ,которая не подчинена воли Божей,протекает только на бумаге,и объята страстями автора?Ответ:- Благоприятно никак.Такой сюжет может породить только душегубительные мечтания и искушения.Человек,глядя на произведение внутренними глазами,а это происходит именно так,глаза телесные это всего лишь способ,без духовной внутренней работы "оставляет в своей душе след",это своего рода инжектор переживаний.Опасность художественных произведений налицо.Но возможно так же обратить этот потенциал в благое дело,если помнить всегда об Истинном Боге.Жаль,что не возможно донести всем свои мысли, получается своего рода пустословие,Господи помилуй меня грешного,и пусть это прочитают авторы,если на то будет Воля Твоя. ...Так хочется спросить,почему никто не снимает фильмы по"Жития Святых"?-нескончаемая кладовая РЕАЛЬНЫХ сюжетов.
Спаси Вас Господи Владимир,что вы просили Благословение на съемку этого фильма,и Слава Богу!Фильм получился,очень теплый,приятный,хороший.Слава Богу!
2010-04-24
18:20
Татьяна:
В фильме очень ярко представлены события тех страшных дней, чувства людей. Смотрев фильм я вместе с героями переживала. Я испытывала гордость за силу и отвагу наших земляков.Удивлялась мудрости и терпению главного героя. Получилась очень живая картина. Ничего лишнего - всё на своём месте.В течение просмотра не могла удерживать слёзы, иногда захватывало дух и подступал комок к горлу. Большое спасибо за фильм!
2010-04-24
00:11
Арбузов Вятский:
Можно много спорить о достоинствах и недостатках фильма – но так как в нём есть попытка сказать о духовности и он создан во славу Христовой Церкви – это сразу даёт ему некое «вертикальное измерение.» Это уже сразу: веха – для верующего человека. Это свидетельство о Христе и Его правде посреди многих правд человеческих.

Дорогой и уважаемый Владимир!Ваш фильм нужен нам – и мы Вас просим работать и дальше! Может быть не только удовлетвориться что батюшки «плачут», как и все христиане – а может поговорить с батюшками, чтобы следующий фильм был еще лучше! Мне пришлось пожалеть лишь об одном – МАЛО. Больше можно было сказать и сильнее!Может сделать БЫ трилогию – в лагере, третий – в СССР. Давайте нам ЕЩЕ – дорогой Вы наш! Мы Ваши фильмы любим! И не вязните Вы в недоумениях о том, как «могли» неверующие люди то или другое – не вязните. Оставьте их. Как Господь оставил страну Гадаринскую. Идите к тем кто Вас очень ждёт! Ваш фильм духовно «укрепил» не только Вас.Растите сами как христианин, собирайте золотинки веры – переплавляйте это для нас в свои фильмы! Кто имеет уши – тот услышит. Одна спасённая душа здесь будет дороже тысяч глухих душ. «Кто не собирает со мной – тот расточает» - вот и «собирайте» нас у «голубого экрана» вместе со Христом. Прошу Вас от всей души. Не стесняйтесь и не смущайтесь. Публика вызывает Вас на БИС!

Помоги Вам Господи!

АВ
2010-04-23
23:06
Роман:
Я простой школник города Смоленска. Нашу школу повели на этото фильм. К середине фильма в экрна полетел попкорн, половина ушла, половина осталась,что бы добить пиво. Вот для кого вы его снимаете......Стоит ли метать бисер перед свиньями? Я думаю современная молодежь переросла этот фильм, а в месте с ним все православные догмы, внушаемые с детства.
Наш мир катится в пропость - вот истина.
2010-04-23
13:56
Татьяна:
Спасибо за фильм!

Как сыграла Лиза Арзамаская! Ее радость по крещении - та, которую испытывала я. Удивительно!
2010-04-22
14:07
Сергей:
А мне фильм не понравился.

Напоминает американский мюзикл, где все пляшут-радуются. Фильм не настоящий. Партизаны не ползут втихаря, а чуть ли не с песнями-плясками идут в наступление. Военнопленные шагают как будто вышли на прогулку, останавливаются, "выпадают" из колонны.
Оператор то и дело "рубит крупняки", общего плана нет. Как будто его заставили снимать серию портретов. Ну и прям как с боевиков содраны сцены смерти с кровью и замедленной съемкой.
Сцены трагичные и комичные меняются как погода в Питере, не уловить суть фильма, впрочем в фильме "Чудо" такая же беда со сменой событий - как будто склеили отрывки разных сюжетов, и это пожалуй самый главный недостаток.
Главный герой, которого играет Сергей Маковецкий даже не сопоставим с батюшкой из фильма "Чудо", не батюшка, а какой-то мирянин-колхозник. Голливудщина...
Безусловно, если этот фильм хоть как то положительно повлиял на аудиторию, это замечательно, но с фильмом "Остров" ни в какое сравнение однозначно!

Простите братья и сестры. Сергей.
2010-04-22
14:04
Наталья:
Мне фильм очень понравился
2010-04-22
11:54
Валентина:
Прекрасный фильф! Низкий поклон всем, кто участвовал в создании данного фильма!
2010-04-21
16:45
Ирина:
Спасибо режисеру фильма и всем актерам за духовную смелость, проявленную при сьемках фильма "Поп". Я смотрела его на одном дыхании, сопровождаемом слезами горести и радости. Меня глубоко затронула идея фильма и слова священника (Сергея Маковецкого): "Я от немцев не бегал, так что же я от своих побегу... Мое место здесь". Я очень рада тому, что Русская Православная Церковь возрОждается, за годы советского времени, власть не смогла "выкорчевать" из душ оставшихся дорогих наших священнослужителей любовь и веру в Господа. Слава Богу.
P.S. Рекомендую всем посмотреть этот фильм, особенно подросткам, которые смотрят сериал "Папины дочки" (Галина Сергеевна - актриса Елизавета Арзамасова) и увидеть прекрасное исполнение роли Евы - этой же актрисой.
2010-04-21
14:42
Неонилла:
Низкий поклон Владимиру Хотиненко за этот фильм!
Многая лета всему творческому коллективу, подвизавшемуся в столь непростое дело повествования правды, так необходимой для укрепления нас, грешных!
Храни Вас, Господь!



2010-04-21
13:22
Андрей:
Всё хорошо, но зачем в православном фильме использовать матершину (в начале, когда наш солдат просит батюшку окропить его святой водой)? Очень обидно.
2010-04-21
00:31
Александр Zaltik:
Очень понравилось интервью Владимира Хотиненко. Откровенное,развёрнутое, аргументированнное.
Я постоянно бываю на порталах RusKino и Kino-Teatr, и поражён большому количеству отрицательных, даже злобных выпадов в адрес фильма "Поп". И уже не один свой комментарий размещал там в защиту фильма, пытаясь хоть как-то вразумить воинствующих и зашоренных зрителей.
Но сейчас хочу только повторить своё мнение, которое написал ещё 20 марта.

Сегодня ночью скачал из Интернета, а днём посмотрел фильм "Поп" (правда, в моём варианте он ещё записан под названием "Преображение", которое, по моему мнению, всё же гораздо точнее).
Фильм меня поразил своим эмоциональным накалом, глубиной содержания, прекрасной игрой актёрского состава, музыкальным оформлением и очень красивой операторской работой.
Фильм бьёт напрямую в сердце. Показывая Отечественную войну глазами простого русского селянина, он совсем по-иному, чем привычно по батальным сценам, рисует будни мирных людей, попавших в пекло страшной войны, и солдат, оказавшихся в плену.
Сергей Маковецкий, впервые для меня, полностью раскрыл свой огромный актёрский талант, ему веришь все два часа действия фильма, его движения души, переживания, сомнения и истинный героизм распахнуты перед зрителем полностью.
Великолепна Нина Усатова - настоящая русская баба (извините за это слово - но это именно так). Столько невысказанных переживаний несёт эта женщина, жена священника, мать, хранительница очага.
Очень понравились Анатолий Лобоцкий и Кирилл Плетёв. Первый в роли полковника Фрайгаузена, раздираемого изнутри между своим русским происхождением и православной верой и долгом немецкого офицера. Безоговорочно веришь образу Алексея в исполнении Кирилла Плетнёва, на которого я обратил внимание ещё с сериала "Под ливнем пуль", где его партнёром тогда была совсем маленькая Лиза Арзамасова, и которую я полюбил малышкой и продолжаю внмательно следить за её блистательной актёрской судьбой. Лиза в фильме "Поп" сыграла еврейскую девочку Еву (Хаву), крещёную и удочерённую отцом Александром и матушкой Алевтиной. Лиза за два часа фильма (три года войны) сумела превратиться из неказистого подростка в красивую молодую девушку, а её игра и в этом фильме, как и в "Своих детях", "Любви в большом городе" и других, просто поражает своей искренностью и правдивостью. Фильм в целом, повторюсь, великолепен, глубоко нравственен и представляет высокохудожественное произведение. Уверен, что он будет очень тепло и сердечно принят российским зрителем.
2010-04-20
22:40
Лия:
Фильм из тех, что для меня навсегда. Наряду с Царём и Островом. Спасибо! ПС. Фильм Чудо, извините за резкость, считаю псевдодуховной чушью.
2010-04-20
21:42
Тамара:
Я верующий человек, но к большому сожалению фильм не смотрела,после прочитанной статьи просто появилась жажда его увидеть. Я так рада ,что мы все маленькими шажками идем к вере.Да ,я тоже прошла период сомнений, непонимания, отходила, приходила к вере, сейчас с бльшей силой осознаю, что без веры мы мертвы душой и сердцем. Для того, чтобы это понять, нужно пройти опыт падений и испытаний. Я очень люблю режиссера Хотиненко и безумно рада, что актеры и режиссеры идут к вере, это так важно, через призму веры они показывают нам истинное кино, правдивое, настоящее!!! На критику не реагируйте, человек ведь на все смотрит через призму своей души, а если там нет веры и любви, то он и воспринимает все, как в кривом зеркале. Будем молиться за людей, правительство, Россию и Господь даст нам своей благодати. Здоровья вам и вашим близким, творческих успехов! Храни Вас Господь!
2010-04-20
19:40
Алла:
Алла, 26 лет.
Фильм очень понравился.
Мне показался он простым, без всяких скрытых смыслов.
Раньше мне казалось, священники - это инопланетяне, к ним страшно подойти, а здесь все просто: и мороженое любит, и сам он "единица", а жена "нуль" и даже может возмутиться.
Очень часто я слышу от своих близких такие слова: мол, он священник, значит он святой и не имеет право на ошибки, а мы, обычные люди имеем. И ведь у многих такое представление!
Спаси Господи за фильм. И если имею на это право, желаю творческих успехов!
2010-04-20
17:15
Анна:
Фильм понравился, безусловно. Но есть некоторые вопросы к сценарию.
Сцена повешения партизанов. Священник, успевший на место казни до того, как казнь свершилась,
пытается эту казнь отменить - немного наивными просьбами и собственной напряженной молитвой. Но непонятно, почему он не пытается "напутствовать" приговоренных (собственно, учитывая отношение немцев к "религиозной деятельности", они могли и разрешить). Здесь же священник так теряется, что совершенно забывает, что жизнь со смертью не кончается и он не социальный работник. Зачем же он тогда крест и Евангелие с собой взял? Не для того же, чтобы произвести более внушительное впечатление на палачей? И матушка его уводит, только бы он казнь не увидел... Как-то это выглядело по-голливудски беспомощно. И неправдоподобно.
Уход матушки в лес тоже выдержан в голливудских традициях. Не просто же в сарайчике она укрылась, запретив близким ухаживать. Как не назови, а самоубийство...Не могла главная героиня так поступить, не похоже это на матушку.
От души желаю замечательному режиссеру в последующих фильмах безукоризненной точности в образах.
2010-04-20
12:54
Евфросиния:
Огромное, большое-пребольшое спасибо за чудесный, добрый настоящий фильм, пожалуйста продолжайте Ваше дело, пусть Господь укрепит Вас. Такие фильмы, как капли, по чуть-чуть проточат наши каменные сердца. Всей дружной команде - низкий поклон и многая лета. А правда жаль, что народа было совсем мало во время сеанса...
2010-04-20
12:10
Елена:
Огромное спасибо за фильм и за эту статью! Режисеру удалось передать главное - чувства людей. Это тронуло до слез.
2010-04-20
11:48
свящ.Филипп:
Спаси Бог за этот прекрасный фильм!
2010-04-20
04:52
Александр:
Фильм сильный и правильный.
Очень укрепляет в вере.
Посмотрел на Пасху,
раза два или три "прошибало" до слез.
Со мной такое редко бывает.
Огорчило одно: мало зрителей.
В большом зале было человек 20...
Поэтому так и живём.
Всем, кто не смотел, рекомендую.
Спасибо за фильм!
Александр. Владивосток.
Ваш комментарий

Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.

Ваш комментарий:
Ваше имя:
Ваш e-mail:
(опубликован не будет)
Введите число,
напечатанное
на картинке:


Другие статьи авторов

Игорь Зыбин

Владимир Хотиненко