√ость сайта

»з джайнизма в ѕравославие: индийский переход

Ѕеседа с православной индианкой Ёлесой ƒалал

Монахиня Нектария (Мак Лиз), Элеса Далал

»ндианка –анда (Ёлеса) ƒалал выросла в городе јхмедабаде (штат √уджарат, »нди€), в семье джайнов. ќна учитс€ в —Ўј, в докторантуре »нститута исламского искусства и архитектуры. Ќесколько лет назад Ёлеса крестилась. ѕаломнича€ по св€тын€м —ербии, она познакомилась с монахиней Ќектарией (ћак-Ћиз), которой рассказала о своем индийском детстве, о традици€х и обр€дах джайнов, о том, как и почему она, воспитанна€ в традици€х джайнов, пришла к ѕравославию, с какими искушени€ми встретилась и как их преодолевает. ¬ беседе принимал участие и муж Ёлесы, американец —имеон Ѕрэнсон, тоже православный. ѕредлагаем фрагмент этой обсто€тельной беседы.

ќт джайнизма к ѕравославию

ћонахин€ Ќектари€: Ёлеса, вы выросли в семье джайнов. Ѕыло ли в вашем воспитании что-то такое, что впоследствии привело вас в ѕравославие?

Ёлеса: ¬ суть учени€ джайнов о том, что такое их Ђсовершенное сознаниеї, € никогда глубоко не вникала, но € всегда верила в личного Ѕога и всегда была настроена против идолопоклонства. ¬ юности € сознательно молилась “ому, о  ом € думала, что это личный Ѕог, и € чувствовала, что ќн слышит мен€.

ћонахин€ Ќектари€: ¬ыходит, к вере в личного Ѕога вы пришли сами?

Ёлеса: ƒа, € пришла к этому сама. ћо€ семь€ активно практикует идолослужение.

 огда € только готовилась стать православной, € находила много параллелей между ѕравославием и джайнизмом: прощение, молитва, снисхождение, пост, любовь ко всем. ≈сть р€д основополагающих постулатов, которые мне кажутс€ общими дл€ большинства религий, и во многом именно они помогли мне прин€ть христианство. Ѕогословские воззрени€ было несколько труднее постичь, например учение о “роице. ћне до сих пор приходитс€ многое преодолевать в себе, но € стараюсь как можно больше узнавать и осознавать, чтобы двигатьс€ вперед. ’ристианство всегда будет требовать отдачи, многое в нем не приходит само собой, к тому же и выросла € в иной культурной среде.

—имеон: Ћюбопытно, что в джайнизме есть одна чисто внешн€€ деталь, некоторое подобие которой можно найти и в ѕравославии: то, как на православных иконах изображаютс€ лики, а у джайнистов Ц лица идолов их тиртханкаров. » если индуистские идолы и буддийские Ђхранители храмовї выгл€д€т гротескно, свирепо, то джайны представл€ют своих пророков во многом сходно с тем, как мы изображаем св€тых: они аскетичные, неотмирные, умиротворенные и бесстрастные. —пособ изображени€ Ђдверей воспри€ти€ї в православной иконописи Ц это увеличенные в размерах глаза, при том что уши, нос, губы небольшие; огромные глаза Ц это символ устремленности в духовный мир. » у джайнистских идолов тоже увеличенные глаза, удлиненные уши; они символизируют просветление.

Ёлеса: я еще нахожу вот что сходное: как и в ѕравославии, в джайнизме огромна роль монашества в духовном руководстве жизнью простых верующих. ћонах Ц образец, своей жизнью он указует путь другим. ¬ »ндии люди идут в джайнистские монастыри, чтобы настроитьс€ на осмысление своей жизни. ј €, паломнича€ по сербским монастыр€м, пон€ла, насколько важно дл€ православного посещение монастырей: здесь ты глубже проникаешьс€ сутью ѕравослави€.

¬ —ербии € познакомилась с интересной традицией: у каждой семьи есть св€той покровитель, называемый слава. Ётот св€той €вл€етс€ покровителем всех поколений семьи или рода, его нельз€ переменить, нельз€ выбрать дл€ себ€ другого св€того покровител€. Ётот св€той покровитель был дан семье много веков назад, тогда, когда были крещены родоначальники семьи. ћол€сь им, сербы мол€тс€ за всех усопших родственников вплоть до этих первых крещенных. Ќечто похожее есть и у джайнистской семьи. Ёто кулдеви; как правило, это богин€, которую вс€ семь€ избирает своей покровительницей. я говорю Ђбогин€ї, но это слово не совсем точно передает, что такое кулдеви. «десь не имеетс€ в виду обычное божество женского рода. ” джайнов много малых пророков, среди которых есть и женщины; это люди, достигшие просветлени€Е

ћонахин€ Ќектари€: ” вас были какие-нибудь трудности в прин€тии православного почитани€ Ѕожией ћатери?

Ёлеса: Ќет, потому что нечто похожее на почитание Ѕожией ћатери есть в джайнизме. “ам почитаетс€ мать ћахавиры, 24-го пророка, которой было видение, что она зачнет ребенка и он станет просветленным и будет руководить людьми. Ќо ћахавира не бог.

ѕочитание ѕриснодевы ћарии, ћатери Ѕожией, мне было легко прин€ть, так как € уже верила в личного Ѕога. » дес€ть заповедей мне были близки, поскольку многим из них следуют и джайны. ј некоторые евангельские притчи похожи на истории джайнских св€тых и их поучени€. Ѕольша€ часть христианских верований уже тогда казалась мне знакомой.

ћонахин€ Ќектари€: ћать “ереза чувствовала, что «апад духовно истощен. ¬ы, выросша€ в »ндии, это тоже чувствуете?

Ёлеса: –азумеетс€. я это особенно чувствую в јмерике.   сожалению, и индийцы все более вестернизируютс€; многие из наших традиций уже подорваны индивидуализмом и духом ст€жани€. ¬ отношени€х и действи€х люди начинают отходить от тех социальных норм, которым они следовали на прот€жении веков.<Е>

—имеон: ’от€ западные ценности и распростран€ютс€ быстро, но в »ндии религи€ все еще играет огромную роль, чему € был немало удивлен. ћы в —оединенных Ўтатах уверены, что мы весьма религиозны и свободны в выражении своей веры, но в »ндии религиозность намного сильнее. » хот€ различных религий там много, но каждый свободно выражает свои веровани€ где ему угодно и когда ему угодно. ¬озле двери любой лавочки будет стату€ семейного божества ее хоз€ина или, если он мусульманин, фразы из  орана.  ак-то на улице € вошел в небольшое помещение, которое € прин€л за киоск-закусочную. ќказалось, что это маленький храм, в котором прохожие воздают почитание идолу. –елиги€ видимым образом про€вл€етс€ как часть жизни.

ј в наших Ђплюралистичныхї западных обществах мы сделали религию частным делом, и уже стало общественно неприемлемым говорить что-нибудь о ней публично. ≈сли вы заговорите о своей религии, то люди сразу же думают, что вы хотите их обратить в свою веру. ƒаже в академических кругах! ћне кажетс€, мы вовсе не плюралистичны, мы внешне почти атеисты, потому что мы просто не допускаем разговоров о вере.

Ёлеса: ’очу сказать, что € никогда не встречала атеистов в »ндии. ƒумаю, они там есть, но € ни разу не встречала.

Ђ»зучаю ислам, верю во ’ристаї

ћонахин€ Ќектари€: Ёлеса, вы рассказывали, что уехали в —Ўј учитьс€ на медика.  ак же получилось, что вы стали изучать исламское искусство?

Ёлеса: ¬ нашей семье много врачей; каждый второй Ц доктор, Ђосвоеныї почти все специальности, кроме неврологии. ¬от € и думала, что это мо€ дорога, стала учитьс€, чтобы получить степень бакалавра по нейропсихологии.

ќсновна€ программа обучени€ предполагала и историю искусств. я слушала курс по западному искусству от 1300 года до наших дней, и в какой-то степени это стало дл€ мен€ знакомством с христианством. я никогда раньше не читала Ѕиблию. ћен€ очаровало христианское искусство, его истори€, да и сама мысль, что существует культура, о которой € так мало знаю. “огда € прослушала еще один курс истории искусства, потом третий и наконец курс по исламскому искусству. я выросла р€дом с мусульманами и была знакома с исламской культурой, € почувствовала, что мне близко то, что стоит за красотой исламского искусства, Ц эта иде€ мусульманских общин, труд€щихс€ вместе над возведением мечетей, медресе и караван-сараев Ц мест дл€ молитвы, отдыха, еды. Ёто мне очень понравилось. ћне показалось также чрезвычайно интересным то, что исламска€ духовность выражаетс€ через архитектуру без каких-либо изображений.  ак известно, христианское искусство (как и индуистское, и джайнское) чрезвычайно образно: росписи, фрески, иконы, статуи.

ѕараллельно с изучением истории искусства €, конечно, изучала и введение в медицину, но тут обнаружилось множество подспудных и нездоровых причин, по которым люди поступают в медицинский колледж. » € решила, что € не хочу, чтобы мо€ жизнь была наполнена подобного рода беспокойствами. “ак € предпочла медицине исламское искусство.

ћонахин€ Ќектари€: » как это сочетаетс€ с ѕравославием?

Ёлеса: ћен€ многие об этом спрашивают. ƒа никак. ƒа, одно с другим не согласуетс€, но это разные вещи Ц мо€ религи€ и мо€ научна€ специализаци€. я изучаю исламские веровани€ как основу их искусства, но это не мо€ вера. ћне не близка исламска€ духовность. ѕравославие срастворило мен€ с христианской культурой.

Ќо мне очень интересно взаимное пересечение культур исламской и христианской, € понимаю, что многие исламские традиции берут свое начало в ¬изантии, выход€т из того, что уже существовало в христианском мире. Ёто был их эталон.

ћонахин€ Ќектари€: ћногие известные исламские пам€тники были построены византийскими православными архитекторами.

Ёлеса:  онечно! —амый известный пример Ц мечеть  упол скалы в »ерусалиме. ≈е мозаики, по преданию, были созданы византийскими мастерами, посланными императором в ответ на просьбу халифаЕ

я начала изучение исламского искусства еще до того, как стала православной; так что € пытаюсь постичь обе культуры и все, что касаетс€ их истории, их противосто€ни€ и их искусства. я вс€чески стараюсь приблизитьс€ к православным идеалам терпени€, любви и прощени€. ∆естокость встречалась с обеих сторон, но мы должны молитьс€ и прощать. ћы не должны рассматривать сегодн€шнюю де€тельность небольшой группки мусульман как про€вление всей этой культуры.

„то касаетс€ моей культурной самоидентификации, то € не могу быть иной, кроме как индианкой, и это приводит иногда к конфликту.  огда € в —оединенных Ўтатах, € изо всех сил стараюсь показать мое индийское лицо. ј когда € в »ндии, € веду себ€ наоборот. я чувствую, что не принадлежу до конца ни к одной из культур. “о же и с исламом: конечно, € защищаю исламское искусство, но при этом € защищаю и ѕравославие, поскольку это мо€ вера.  огда кто-то негативно отзываетс€ о ѕравославии или уничижает ислам, € стараюсь исправить ситуацию, насколько это в моих силах, не вып€чива€ при этом свою веру, но предлага€ объ€снени€.

ѕравославие и замужество

Ёлеса и —имеон
Ёлеса и —имеон
ћонахин€ Ќектари€: ¬ы помните свое первое соприкосновение с христианством?

Ёлеса: ƒа. я же в јхмедабаде училась в католической школе. ћы не были об€заны посещать уроки закона Ѕожи€, но мы все вместе утром и вечером читали Ђќтче нашї. ћы были не против этого, так как в индийских школах тоже есть утренние и вечерние молитвы, и мы привыкли к совместным молени€м. —реди нас было всего несколько католиков, большинство же составл€ли индуисты, джайны и мусульмане. ћы не были под давлением христианства, и когда в школе преподавалось нечто относ€щеес€ к другой религии, мы игнорировали это. ¬ »ндии не изучают религию в школе. »зучают дома, в храме или с монахами.

ћонахин€ Ќектари€: ј как познакомились с ѕравославием?

Ёлеса: ћое первое соприкосновение с ѕравославием, а € тогда еще не осознавала его как религию, произошло, когда мне было 10 лет. ¬ нашем доме в јхмедабаде € нашла несколько выпусков Ђ–идерс дайджестї Ц альманаха, составленного из выдержек из книг, Ц которые когда-то купил мой отец. ” него была больша€ библиотека, а € очень быстро читала и Ђпроглатывалаї все, что попадалось. » вот однажды мне попалась биографи€ русского цар€ Ќикола€ II и царицы јлександры. »х истори€ произвела на мен€ огромное впечатление. ќщущение необычности их жизни не покидало мен€. я совсем не задумывалась над тем, что они православные; дл€ мен€ они были правител€ми –оссии, и € была поражена их судьбой. ѕотом выпуск потер€лс€, и € очень сожалела об этом. Ёто было не просто потер€ книги, € будто потер€ла частицу себ€. ” мен€ была с ними кака€-то необъ€снима€ св€зь.

ќ ѕравославии € узнала от —имеона. ћы повстречались, когда € работала на раскопках, проводимых ”ниверситетом ћериленда в ÷езарии ћаритима в »зраиле. ÷езари€ ћаритима Ц это город »рода, и мы раскапывали храм јвгуста и –има. —имеон был добровольцем от ќклахомского университета. ћы вместе стали посещать различные храмы, начали с храма √роба √осподн€, потом посетили другие из тех, что € изучала по программе курса византийской истории. ќни мен€ привлекали как исторические пам€тники, и € не заостр€ла внимани€ на их христианской сути.

Ѕлиже узнав —имеона, € пон€ла, что он не мыслит св€зать судьбу с человеком другой веры. » € решила: да, € не знаю, во что выльетс€ наша дружба, но надо все-таки познакомитьс€ с ѕравославием. ћне хотелось лучше изучить его, а потом решить Ц прин€ть или отвергнуть. —имеон не просил мен€ об этом.

я сама выбрала по Ђ∆елтым страницамї храм »оанна  рестител€ в ¬ашингтоне Ц русский храм.

—имеон: я, конечно, наде€лс€, что она заинтересуетс€, но € не оказывал давлени€. я поговорил со своим духовником, и он мне сказал: Ђѕравославный христианин не должен нав€зывать свою веру другим. ћолись за нее, но не вт€гивай. ≈сли обратитс€ в христианство, это должно быть движением сердца, не обусловленным вашими отношени€миї. ƒа € и сам не хотел форсировать событи€; € бо€лс€ даже поверхностного разговора о ѕравославии. ј так хотелось поговорить!

Ёлеса (сме€сь): ѕосто€нно. ƒаже сейчас о чем бы мы ни говорили, всегда возвращаемс€ к разговору о ѕравославии.

я написала по электронной почте отцу ¬иктору ѕотапову: Ђя не христианка, но интересуюсь. „то бы вы посоветовали?ї ќн ответил: Ђѕриходите на литургиюї. ¬ следующий выходной € встретилась с отцом √еоргием ƒжонсоном, св€щенником, говорившим по-английски, и он сказал, что он мог бы по воскресень€м после литургии проводить со мной катехизические беседы.

ћонахин€ Ќектари€: ¬ы уже подумывали тогда стать оглашенной?

Ёлеса: Ќет еще.

ќтец √еоргий был такой чудесный. ќн очень интересовалс€ всеми аспектами моей жизни, могущими помочь мне на пути в ÷ерковь, и благодар€ этому дело пошло быстрее. ѕервые полтора мес€ца € лишь ходила на вечерню и литургию, изучала службу. ѕо воскресень€м после кофе мы сидели и беседовали в течение часа или двух о ѕравославии, потом € ехала домой, звонила —имеону и говорила: Ђ¬от что € узнала сегодн€ї. ћне было очень интересно, и это было хорошо, потому что все это € узнавала самаЕ

“ак прошло несколько недель, и отец √еоргий предложил мне стать оглашенной. ќн сказал: ЂЅыть оглашенной не значит уже стать христианином, но за теб€ уже станут молитьс€ на литургииї. “ак € стала оглашенной, но пока не говорила об этом —имеону.

¬се эти событи€ привели к конфликту с моей мамой. ќна не могла даже допустить мысли о моем обращении в христианство. ѕоскольку —имеон христианин и белый, она также не могла допустить, что € выйду за него замуж. ’рам »оанна  рестител€ в первый раз € посетила в окт€бре, а в €нваре проблема с мамой уже назрела. — каждым шагом было все труднее, но отец √еоргий подбадривал мен€ двигатьс€ дальше и не останавливатьс€, не делать паузу. ќн чувствовал, что это искушение на пути подготовки к крещению, и не важно, когда € к нему приду, искушение все равно останетс€ и, возможно, усилитс€. » € держалась, так как мне хотелось двигатьс€ дальше.  онечно, это приближало мен€ к —имеону, и € понимала, что если € не приобщусь к христианству в той или иной форме, то не смогу разделить с ним большую часть его жизни.

ћонахин€ Ќектари€: ≈сть кака€-нибудь св€зь между впечатлением от чтени€ жизнеописани€ цар€ Ќикола€ и царицы јлександры и вашей катехизацией?

Ёлеса: ƒа, € размышл€ла о том, что € оказалась в церкви, где служили по-русски. » лишь потом € услышала о чине страстотерпцев и узнала, что царь был убит как помазанник на царство, что это фигура, имеюща€ символическое значение дл€ –усской ѕравославной ÷еркви и русского народа. » € вновь стала читать о царской семье, и мен€ особенно поразила одна из историй Ц случай, когда царю представили новую армейскую униформу, он надел ее и промаршировал целый день с полной выкладкой, чтобы на себе испытать, насколько она удобна, прежде чем направить обмундирование в войска. » € подумала: Ђƒа, вот это царь!ї

я не могу сказать, когда настал момент, в который € пон€ла, что готова к крещению. Ёто не было вехой, по которой € ощущала, что какой-то этап завершен; крещение €вилось просто очередным шагом. ¬оцерковление Ц это процесс. —ейчас € хожу к одному св€щеннику в ћиннеаполисе, там очень тепла€ община, мне очень важно общение с ними. » если бы € не нашла такой же теплоты и радуши€ в »оанно-ѕредтеченском храме, когда стала входить в ÷ерковь, € бы отвернулась от ѕравослави€.

—имеон и € были помолвлены за мес€ц до моего крещени€. „естно говор€, день моего крещени€ был худшим в моей жизни. ƒл€ моей мамы это был крайне непри€тный день. ¬ тот день с утра у нас была насто€ща€ битва.

ћонахин€ Ќектари€: ƒа, дл€ джайнов это, видимо, весьма болезненно.

Ёлеса: “о, что она так расстроена из-за мен€, мне причин€ло сильную боль. я была так издергана, что —имеон несколько раз в это утро проговорил: Ђ«наешь, может тебе обождать с крещением?ї, но € ответила: ЂЌет, € должна это сделать сейчас; € не хочу еще раз пройти через всю эту больї. я знала, что если € отложу, то в следующий раз будет еще труднее. Ќаши отношени€ с мамой прервались; дело происходило в марте, и снова общатьс€ мы стали только в августе. ƒл€ нее мое крещение было насто€щим ударом: € оставл€ла не только веру, в которой выросла, € оставл€ла еще и свою социальную идентификацию джайна, € выходила замуж за человека не моей культуры, а € была единственной дочерью у мамы. я понимала это и хотела, чтобы она чувствовала, что € все равно очень ее люблю, несмотр€ на все перемены.

ћонахин€ Ќектари€: —имеон, а как вы наладили ваши отношени€ с тещей?

—имеон: ƒл€ нее это было большим испытанием, но все это врем€ она была весьма любезна и добра ко мне. ќчевидно, что все это опустошало ее, но она ни разу не высказала свого недовольства. ¬ какой-то момент все перевернулось, и она решила, что так и должно было произойти, а она должна как-то жить с этим. —ейчас у нас прекрасные отношени€. я думаю о ней как о своей собственной матери. ј каким дл€ нас стало сюрпризом, что она пришла на наше венчание!..

ѕравославна€ жизнь

ћонахин€ Ќектари€: Ёлеса, как изменилась ваша внутренн€€ жизнь с той поры, как вы стали православной?

Ёлеса: ќгромное значение дл€ мен€ имело обретение —в€щенного ѕисани€, ведь у джайнов нет доступных мне св€щенных текстов. ƒжайнские писани€ на санскрите; правда, € читаю на санскрите, но тексты чрезвычайно трудны, и дл€ правильного их понимани€ необходимо за толкованием обращатьс€ к монахам.

ћонахин€ Ќектари€: ƒжайны считают, что эти писани€ были €влены, или все же это джайнистские философские рассуждени€?

Ёлеса: Ёто обычна€ философи€ и комментарии к жизни тиртханкар; такие руководства: о чем они учили, что нам надо делать, чтобы достичь просветлени€. Ёто заповеди любить ближнего, прощени€, терпени€. ¬се это стало более €сным дл€ мен€, когда € прин€ла ѕравославие, потому что € нашла примеры в ≈вангелии, в жити€х св€тых. ћне нравитс€, что € знаю, каким должен быть идеал и сколько надо пройти дл€ его достижени€. Ёто так живительно Ц иметь такой христианский образец.

ћонахин€ Ќектари€: Ќа «ападе многие критикуют христианство за то, что оно Ђслишком упор€доченно, жестко, слишком морализируетї. Ќо именно это вы и цените?

Ёлеса: ћне очень близки дес€ть заповедей, потому что € люблю пор€докЕ ясность Ц это то, чем мен€ прит€гивает ѕравославие.

ћонахин€ Ќектари€: ќчевидно, дл€ вас важно не чувствовать себ€ внутренне раздвоенной. ¬ам удалось соединить себ€ как христианку с собой как индианкой?

Ёлеса: ≈ще не в полной мере. ¬ этом смысле €, как многие американцы, держу свои религиозные взгл€ды при себе, не раскрыва€ в образе жизни. ≈сть несколько индийских друзей, что учатс€ со мной в университете, с которыми € могу общатьс€, не скрыва€, что € христианка. Ќо это невозможно при общении с моей семьей или друзь€ми из »ндии, впрочем, как и с большей частью знакомых индийцев, живущих в —Ўј. ћо€ вера Ц это мо€ американска€ сторона, а в культурном плане € все-таки больше джайн.

ћонахин€ Ќектари€: ѕодобное ощущение раздвоенности часто бывает у многих православных, выросших в другой религиозной среде.  огда € говорила с архимандритом ƒаниилом (Ѕь€нторо) из »ндонезии о его христианском опыте общени€ в глубоко исламской семье, он сказал: Ђћы просто не говорим о христианствеї.

ј как далеко вы уже продвинулись в понимании христианского учени€?

Ёлеса: ѕоскольку € всегда верила в личного Ѕога, именно это мне было не трудно прин€ть. Ќо вот иде€ “роицы была и остаетс€ трудной дл€ воспри€ти€. я даже точно не уверена, в чем мо€ проблема, Ц не могу нащупать. —имеон и знакомые св€щенники разъ€сн€ют по-разному, но все никак не встанет на место. я уже перестала обсуждать это.

ћонахин€ Ќектари€: ƒл€ многих из нас трудно постичь идею —в€той “роицы. я думаю, это придет со временем, а может быть, только в будущем веке.

Ёлеса: ƒа, возможно, это мой случай. »ногда, когда € читаю, € думаю: Ђј вдруг »исус ’ристос не Ѕог; что, если ќн просто человек и € на ложном пути?ї ќтец √еоргий сказал бы, что это всего лишь искушение, но у мен€ по€вл€етс€ уверенность, что € буду осуждена. ј иногда мне приходит помысел Ђј что, если € на самом деле должна быть буддисткой?ї

ћонахин€ Ќектари€: » что вы делаете тогда?

Ёлеса: я открываю ≈вангелие и читаю какой-нибудь отрывок, укрепл€ющий веру. ј если нет возможности читать, € говорю сама себе: Ђ’орошо, надо над этим подуматьї, и сосредотачиваюсь на том в христианстве, что мне наиболее близко. “ак как € руководствуюсь разумом, а он говорит мне, что есть нечто, что мне надо сделать, и это то, о чем учит христианство, то € с чистым сердцем следую этому, даже если нет всех ответов на Ђвечные вопросыї. я понимаю, что мы не можем полностью пон€ть Ѕога.

ћонахин€ Ќектари€: ƒа, тем более трудно вам, потому что вы вышли из совершенно иной среды и в ѕравославной ÷еркви всего три года. Ќо вы молитесь, участвуете в таинствах и через какое-то врем€ начнете смотреть на все другими глазами.

Ёлеса: ќчень надеюсь. »ногда € просто смотрю вверх и взываю: Ђѕомоги!ї —тараюсь изо всех сил быть честной и в своей вере, и в своих сомнени€х. ≈сли € кривлю душой, то больше всего сама страдаю.

ћонахин€ Ќектари€: ј как вы думаете, Ёлеса, может ѕравославие обращатьс€ непосредственно к индийскому менталитету и культуре? ¬едь, исключа€ христиан ‘омы на западе »ндии, все новообращенные индийцы были или католиками, или протестантами.

Ёлеса: ћне кажетс€, ѕравославие несет более строгий, так сказать, Ђкодї, в нем больше обр€дов и традиций. я считаю, что не человек обращаетс€ в ѕравославие, а в большей степени ѕравославие обращаетс€ к человеку. Ёто смелое за€вление, но € имею в виду, что ѕравославие приспосабливаетс€ практически к любой культуре, и это очень приемлемо дл€ индийцев. ћы долго пробыли под гнетом колониализма, который иногда действовал и под прикрытием христианства, стремилс€ изменить нашу культуру, и потому сохранить наше Ђиндийствої дл€ нас очень важно. ѕравославие дает такую возможность.

—имеон: ѕравославие не подвергает культуру насилию, оно проникает вглубь нее. —тремитс€ вз€ть лучшее от данной культуры и преобразить его.  огда € изучал индийскую культуру, € нашел многое, что было бы полезным, не будь € православным. Ќапример, то, как индийцы принимают благословение от старших, похоже на то, как мы принимаем благословение св€щенников или как родители в Ѕиблии благословл€ли детей, возлага€ руки им на голову. ≈ще у индийцев существует иерархи€ в семье и в общине. » если протестантизм не имел успеха в »ндии, то это потому, что не чувствуетс€ культурного сходства. ¬ протестантизме не хватает внешнего про€влени€ благоговени€, а это часть их культуры.

ћонахин€ Ќектари€: Ёлеса, что бы вам хотелось сказать христианам?

Ёлеса: ћне хотелось бы призвать христиан исполнитьс€ прощени€ и терпимости и не судить людей других религиозных взгл€дов за то, что они не следуют за ’ристом. ѕопытайтесь пон€ть их.  огда вы поймете их, то увидите, что между вами и ними есть нечто сходное, и вы сможете прин€ть их культуру и самих людей. Ёто очень по-христиански и единственный путь, чтобы люди других религий услышали о ’ристе. Ќесмотр€ на то, что индийцы, китайцы и африканцы в большинстве своем не христиане, € убеждена, что многие из них имеют опыт €влени€ ’риста в их жизни, некий реальный контакт с Ѕогом, и потому несправедливо нам отвергать его. ћы не знаем, как Ѕог входит в их жизнь.

¬се это € говорю не дл€ того, чтобы быть политкорректной. Ќе надо ставить истинность ѕравослави€ в зависимость от неправоты других религий. ѕравославие стоит на своемЕ

Монахиня Нектария (Мак Лиз), Элеса Далал
Перевел с английского Василий Томачинский

Road to Emmaus. Vol. 6. є 2 (21)

2 июл€ 2010 года

—мотри также

.

 омментарии читателей
2012-03-16
21:47
»горь:
јндрей! Ќеужели. по вашему. вс€ индийска€ культура - это одна сплошна€ ложь и мерзость? ћахабхарата, –ама€на, драмы  алидасы, стихи –абиндраната “агора, фильмы —ать€джита –е€, народные промыслы - все это следует уничтожить как нечто богомерзкое? ћы ругаем «апад за его нетерпимость к иным культурам, а сами чем будем лучше, если станем так рассуждать? Ќе дай Ѕог, чтобы это произошло!
2011-12-30
15:18
¬асилий:
» вообще, к чему вы цепл€етесь?! „еловек только-только пришел к христианству, а вы уже на него набрасываетесь только за то, что он находит какие-то аналогии с христианством в своем прежнем вероисповедании. Ќеужели вы не видите главного - того факта, что джайнистка стала православной?
2011-09-26
10:46
¬асилий:
јндрею.
“о есть вы считаете, что с прин€тием христианства национальна€ культура нехристианских народов должна не преобразовыватьс€ (как всегда происходило при прин€тии ѕравослави€), а просто уничтожатьс€? “огда ваша позици€ (как бы вы не возмущались) сходна с позицией глобалистов.
2011-09-24
15:21
¬асилий:
јндрею.
“о есть вы предлагаете, чтобы с прин€тием христианства вс€ национальна€ культура нехристианских народов была не преобразована (как всегда происходило при прин€тии ѕравослави€), а просто уничтожена?!
"јпостолы ход€ к €зычникам обращали их в веру ’ристианскую, а не изучали местные традиции и говорили довольно таки жестко - выбросить идолов и пока€тьс€". ј вы сначала вспомните речь апостола ѕавла в афинском ареопаге.
2010-07-24
20:57
ћаксим:
—тать€ подн€ла настроение, дай Ѕог успехов в духовной жизни Ёлесе ƒалал.

ѕрожил немного времени и пон€л, что у каждого сво€ правда, и объ€сн€ть кому-то, доказывать свои убеждени€ бесполезно.

ѕон€л еще, что »стина и —вет - »исус ’ристос. » если хорошо просить √оспода нашего о вразумлении другого, то он об€зательно вразумит, об€зательно, личным опытом подтверждаю, хоть и имею очень мало веры. —тучите и колотите в дверь.

„ерез боли и скорби, но вы увидите чудо Ѕожие.
2010-07-23
21:06
—ергий:
ѕростите мне некоторое умозаключение.

ѕравославный при по€влении каких то сходств-параллелей, начина€ обращать на них внимание , рассматривать их , как будто они истинны, но на самом деле Ќј’ќƒя—№ ¬ »—“»Ќ≈ -он начинает двигатьс€ из Ќ≈® , так как эти паралелли ложны.

≈сли же эти сходства видит тот кто ещЄ не в »стине ,а во лжи ( а он не может их не увидеть, откуда же »стинное зрение ? ) то он начина€ рассматривать их движетс€ к ... »—“»Ќ≈ , потому как эти параллели ложны.

ј »—“»Ќ≈ нет бо€зни не усто€ть.
2010-07-20
16:43
√алина:
как-то на катехизаторских курсах нам сказали - это обезь€на-бог. “.е. так как творить они (нечисти) ничего сами не могут, то берут истину измен€ют, коверкают, переворачивают и выдают за правду. » когда мне говор€т - ой, так и в мусульманстве и в €зычестве и в индуизме есть много похожего, схожего, такого же! то сразу вспоминаю - ну правильно ведь обезь€на-бог вз€л крупицу правды и исказил и преподнес. ≈сть ведь и ритуалы похожие. Ќо только дух-то в них не тот. ¬от и коробит нас это сравнение и соотношение - такие же, така€ же. Ќет! не такие же. ƒуха —в€того там нет. ј то, что они пришли в ѕравославие, ну так они же искали »стину. »стина их и позвала. ј в голове-то как на старом чердаке столько еще старого хлама, который годами будет им мешать, т€нуть обратно, путать их мысли. —амое трудное это именно пон€ть - ни может быть никакой схожести, и отсечь. ќставьте мертвецам погребать своих мертвецов. ќгл€дыватьс€ уже никак нельз€. а то можно превратитьс€ в сол€ной столб.
2010-07-15
11:18
јндрей:
ѕотом, —ергей, крестовые походы разве православные устраивали, или может они соучаствовали?! ѕомнитс€, их устраивали варвары евро - опейские, против св€той ¬изантии, котора€ и была флагманом православи€. ј в данной статье вижу только попытку "толерастии" - "Ёлеса: ћне хотелось бы призвать христиан исполнитьс€ прощени€ и терпимости и не судить людей других религиозных взгл€дов за то, что они не следуют за ’ристом. ѕопытайтесь пон€ть их.  огда вы поймете их, то увидите, что между вами и ними есть нечто сходное, и вы сможете прин€ть их культуру и самих людей." „то общего между бесовскими еретичесикими (на сквозь лживыми, которые только увод€т человека в погибель) религи€ми и православием? — какой стати € должен принимать их культуру основанную на лжи, при всЄм своЄм терпении к другим религи€м, могу только сожалеть о люд€х сих, могу молитьс€ за них (хот€ конечно молельник то из мен€ никакой), на то и призывает мен€ ≈вангеле, но принимать увольте. Ёто уж тем кому важнее мир, а не истина. "ћатф.10:34 Ќе думайте, что я пришел принести мир на землю; не мир пришел я принести, но меч".
2010-07-15
11:17
јндрей:
—ергею. —ергей, очень жалею, что написал под гор€чую руку. ¬сЄ что рождает страсти, всЄ плохо. ¬ас —ергей тоже призываю немного поостыть. ” каждого есть своЄ мнение (надо ¬ам заметить, что Ѕог пишетс€ с большой буквы). "23 »бо, проход€ и осматрива€ ваши св€тыни, € нашел и жертвенник, на котором написано "неведомому Ѕогу". —его-то,  оторого вы, не зна€, чтите, € проповедую вам." - ¬ами цитируема€ .... как ¬ы понимаете?! “ам говоритьс€ о восхищении апостолом тем, что люди не зна€ Ѕога поклон€лись не только идолам, но и понимали и чувствовали об истине, что их идолы не €вл€ютс€ истинной, а существует не ведомый им Ѕог.
2010-07-13
23:16
—ергий:
јлле : ¬смотритесь €снее
в моЄм комментарии от 7.07 нет моего толковани€ на приведЄнный отрывок из ѕисани€ ,если внимательно пригл€детс€, есть лишь посыл на толкование возникающее в ¬ашем воспри€тии ,и то как увидели это ¬ы придаЄт смыслы тексту комментари€ о необходимости изучать культуры, с целью найти некоторые предпосылки в них дл€ познани€ носител€ми этих культур »стины, и вы€влени€ ложного, что соответсвенно этому мешает. ѕротивоположный способ - крестовый поход, довольно жЄсткий кстати способ. ¬ статье же сходство между идолом "такому-то д€дюшке такой-то бестии" и чем то ещЄ называетс€ "„»—“ќ ¬Ќ≈ЎЌ≈… ƒ≈“јЋ№ё. некоторое подобие которой можно найти и в ѕравославии" ќзвучил —емеон.
ƒалее:
2010-07-13
23:13
—ергий:
продолжение:
вообще все эти сходства-параллели Ёлесса замечает в организации жизни общества,
а еЄ ответ на первый вопрос монахини Ќектарии говорит о еЄ доначальном отношении к идолам- дл€ нас к их поганости. ÷итата -"но € всегда верила в личного Ѕога и всегда была настроена против идолопоклонства."
ƒалее из текста из текста- ѕочитание ѕриснодевы ћарии, ћатери Ѕожией, мне было легко прин€ть, так как € уже верила в личного Ѕога. ј не от параллелей, Ќ≈„“ќ похожее видит она в почитании, оп€ть же не в " сходстве идолов с Ѕожьей ћатерью" .ќткуда вообще это ? » это действительно коробит ! » кого же это может в чЄм-то убедить? ќсобенно в том что Ѕог может родитьс€ от ƒевы !
√лавна€ трудность дл€ них перейти от безличного абсолюта, некоего принципа, которого нельз€ родить, к осознанию что вместо этого есть Ѕог-“ворец-Ћичность, но у ней это пон€тие уже было , что и создало легкость в прин€тии почитани€ Ѕогородицы.
и самое главное она от ѕравослави€ идЄт к идолам или наоборот ? " Ќе пом€ну их имен устами своими.. "
„то судим ей ?
ѕусть умножаютс€ скорби у тех, которые текут к богу чужому; € не возлию кровавых возли€ний их и не пом€ну имен их устами моими.
»ли : “ы укажешь мне путь жизни: полнота радостей пред лицем “воим, блаженство в деснице “воей ѕс 15,11.
2010-07-13
14:45
¬алерий:
ѕорадоватьс€ надо за то, что происход€т такие, поистине чудесные обращени€ к ѕравославию. ј не гадить в комментари€х, что это мол не обращение вовсе, а нечто другое. “ем более, что главна€ героин€ очень положительно относитс€, к русской культуре и истории.
¬ы мен€ извините, € сам причисл€ю себ€ к русским православным националистам, но этот национализм должен быть адекватным, аргументированным и последовательным. ј не так, что раз дескать она индианка, а он американец, значит они по определению не могут быть православными. Ёто уже бредова€ логика. Ћогика скинхедов-расистов.
2010-07-10
10:34
ќльга:
Ќичего страшного в статье не увидела, так как €сно что человек еще не до конца укрепилс€ в вере, к тому же семь€ €зыческа€, что тоже не способствует воцерковлению. ѕон€ть Ёлесу по-человечески могу, просто потому что перва€ в моей неверующей семье обратилась к ѕравославию и конфликты на религиозной почве есть и будут. Ќе всегда легко отказать семье в чем-либо, если семь€ просит сделать что-то несопоставимое с ѕравославием. «а них молитьс€ надо.
2010-07-10
02:26
јлла:
"Ќе пом€ну их имен устами своими...", в этой же статье от них в глазах р€бит. ј от параллелей поганых (€зыческих)идолов с Ѕожьей ћатерью просто покоробило. ѕрости, √осподи, нас, грешных.
—ергию: ∆ертвенник был "Ќеизвестному Ѕогу", а не "такому-то д€дюшке такой-то бестии". Ќельз€ проводить параллели между св€тым и поганым.
2010-07-08
05:44
јнна:
сломать идолов это одно, а изучать культуру других народов - это совсем другое. —в€титель Ќиколай японский изучал и культуру и €зык €понцев, прежде чем начать проповедовать. да, она ошибаетс€, но это ее ошибки, и она сама ответит за них перед √осподом, или исправит, если √осподу будет угодно. прин€ть культуру и самих людей - это не значит прин€ть их веру. мы должны любить людей-грешников и ненавидеть грех. давайте вспомним все-таки про первую часть и начнем любить людей. а то уподобимс€ моим знакомым староверам, которые дают люд€м чашку напитьс€ воды, а потом выкидвают эту чашку, ибо осквернена...
2010-07-07
16:11
—ергий:
јндрею ... јпостолы ход€ к €зычникам обращали их в веру ’ристианскую, а не изучали местные традиции и говорили довольно таки жестко - выбросить идолов и пока€тьс€...
¬—≈,¬—≈√ƒј, и ¬≈«ƒ≈ !!! ?
ƒе€ни€ —в€тых јпостолов 17-22,28
22 », став ѕавел среди ареопага, сказал: јфин€не! по всему вижу €, что вы как бы особенно набожны.
23 »бо, проход€ и осматрива€ ваши св€тыни, € нашел и жертвенник, на котором написано "неведомому Ѕогу". —его-то,  оторого вы, не зна€, чтите, € проповедую вам.
24 Ѕог, сотворивший мир и всЄ, что в нем, ќн, будучи √осподом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет
25 и не требует служени€ рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, —ам да€ всему жизнь и дыхание и всЄ.
26 ќт одной крови ќн произвел весь род человеческий дл€ обитани€ по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию,
27 дабы они искали Ѕога, не ощут€т ли ≈го и не найдут ли, хот€ ќн и недалеко от каждого из нас:
28 ибо мы »м живем и движемс€ и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: "мы ≈го и род".

 онечно, никаких параллелей дл€ православных(между Ѕогородицей и махавир), но дл€ тех кто ещЄ незнаком ни с »стиной, ни с образами и пон€ти€ми используемыми дл€ постижени€ ≈Є, ѕравославные миссионеры используют и такой вот способ, начало которому положил јпостол ѕавел, хот€ последний мой тезис может быть оспорен.
2010-07-07
14:29
ѕавел:
—паси √осподи ,јндрей! —ать€-про€вление духа времени, духа экуменического всесмешени€.
2010-07-06
11:49
ћихаил:
—пасибо редакции за подбных "гостей". «а то, что вы видите духовное и в люд€х, и в их жизни. ¬идите сами и даете посмотреть другим. ѕишу это из страха, что вы, не дай Ѕог, подумаете, будто вы зр€ публикуете подобные материалы, прочт€ тут некоторые комментарии. ѕросто это , наверное, не всем интересно. Ќо есть люди, вроде мен€, которым такие материалы - о таких вот разных люд€х, по разному, в разных услови€х, с разных сторон текущих ко ’ристу - пр€мо как "глас хлада тонка" в душный, жаркий, будний день.

Ќе знаю как объ€снить, но насколько подавл€ет чтение материалов о том, как люди пропадают, настолько дарит радость чтение о люд€х, которые наход€тс€ :) я уверен - духовную радость. ƒл€ мен€ христианство это в первую очередь вот така€ вот радость. ” мен€ дети, может поэтому € так чувствую эту радость - когда "ребенок" понимает самое важное. ќчень люблю "Ѕожьи дети" на "–адость мо€". —мотришь, как люди дел€тс€ своим путем к Ѕогу, и жизнь становитс€ светлой и радостной.

„еловек - образ Ѕожий - от €зычества прорвалс€ на свет! ј кто-то говорит "и чо?" ... да ничо, прости √осподи, просто "отроча народилс€" :)

—паси вас Ѕог!
2010-07-06
01:51
‘ома:
¬ообще-то это не проповедь, а рассказ о личном пути в ѕравославие, и видно, что человек еще не утвердилс€! «а него надо помолитьс€ и учесть опыт. ј кто желает ѕравослави€ "чистого" - читайте митр. »лариона (јлфеева) двухтомник...
2010-07-05
21:11
–ома:
""""“о же и с исламом: конечно, € защищаю ислам, но при этом € защищаю и ѕравославие, поскольку это мо€ вера.""""
 ак это "защищаю ислам" то???
ћожет мне кто нибудь объ€снит ?
2010-07-05
09:36
–оман:
—тать€ - супер! ѕрекрасный материал дл€ дополнительного чтени€ по социологии, психологии и культурологии.
2010-07-04
00:14
јндрей:
—паси √осподи, очень интересное интервью.
2010-07-02
14:41
јндрей:
(продолжение) Ќе подобает христианину вообще водить параллели между Ѕогородицей и матерью ћахавиры. Ѕ–ј“»я - „≈—Ќ≈…Ў”ё ’≈–”¬»ћ » Ѕ≈« —–ј¬Ќ≈Ќ»я —≈–ј‘»ћ!!!!!!  ака€ така€ махавир!  акие такие параллели между светом и тьмою. “олько могу поскорбеть о ужасейшем трудном пути данной семьи. »скренне скорблю о них! ќсобенно убил последний абзац. ƒа христиане не суд€т за то что другие не идут за ’ристом, они скорб€т об этом. » как € могу прин€ть культуру индуизма, при всей любви к человеку?! ѕрин€ть €зычество, брати€, (а именно об этом открытым текстом и говоритьс€ - "ѕопытайтесь пон€ть их.  огда вы поймете их, то увидите, что между вами и ними есть нечто сходное, и вы сможете прин€ть их культуру и самих людей".) разве в этом наша задача?! » обратите внимание, что они дистанционируют себ€ и нас (православных), говор€ - вами (то есть себ€ туда не причисл€€)и ними. Ќаша задача нести правду в мир, истину - истину о ’ристе! ј не принимать и понимать чужие заблуждени€. јпостолы ход€ к €зычникам обращали их в веру ’ристианскую, а не изучали местные традиции и говорили довольно таки жестко - выбросить идолов и пока€тьс€. —лышите, пока€тьс€, а не изучать с любовью. » с мусульманами нет у нас никакого примирени€ и не может быть - все кто не принимает жертвы ’риста, жертвы Ѕога нам человекам, как он может быть с Ѕогом. ѕростите уж брати€!!!
јндрей.
2010-07-02
14:41
јндрей:
ƒорога€ редакци€, простите уж пожалуйста, но ничего не увидел духовного в данной статье, кроме того что интервью брала монахин€. “ипична€ американска€ все€дность. » скажите какие параллели можно проводить между православием и джайнизмом? “о что мы используем в речи одни и те же слова, не говорит о том что и €зык один и тот же. ќдин мой знакомый монах сильно был увлечен ЌЋѕ (к сожалению такое рождалось иногда в глубинках нашей необъ€тной –одины, если кто помнит отца ≈вмени€, то это как раз его воспитанник), и усиленно мне доказывал, что приемы ЌЋѕ ничем не отличаютс€ от приЄмов внутри православной церкви. Ќа что € ему тогда заметил, что может приемы то и те же, но хоз€ева у них разные - у ЌЋѕ хоз€ин сатана, а у церкви Ѕќ√!   счастью через мес€ц нашего разговора он выкинул всю богопротивную литературку. ¬ данной статье, то же не увидел ничего полезного, кроме уничижени€ православи€. (не убралось пошлю последом) јндрей.
¬аш комментарий

«десь ¬ы можете оставить свой комментарий к данной статье. ¬се комментарии будут прочитаны редакцией портала ѕравославие.Ru.

¬аш комментарий:
¬аше им€:
¬аш e-mail:
(опубликован не будет)
¬ведите число,
напечатанное
на картинке:


ƒругие статьи авторов

¬асилий “омачинский

ћонахин€ Ќектари€ (ћак Ћиз)