Социальный педагог на приходе

Беседа с зав. кафедрой социальной педагогики ПСТГУ Татьяной Скляровой

Сегодня Церковь достаточно много говорит о том, что для работы на приходах необходимы профессиональные кадры. В основном речь идет о социальных работниках и социальных педагогах. И если с первыми все понятно, то вторые – достаточно новое для нашей страны явление. О том, кто такие социальные педагоги, чем они занимаются и зачем нужны, рассказывает заместитель декана педагогического факультета ПСТГУ по научной работе, доктор педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой социальной педагогики ПСТГУ, Почетный работник высшего профессионального образования Татьяна Владимировна Склярова.

 

– Татьяна Владимировна, «Википедия» дает семь определений понятию «социальная педагогика». Какое будет ваше?

– Научно-педагогическое. Социальная педагогика – это отрасль педагогики, которая изучает социальное воспитание человека на протяжении всей его жизни. В зависимости от того, как трактовать социальное воспитание – как воспитание общества или воспитание обществом, получаем различные социально-педагогические теории. В свою очередь эти теории рождают различие взглядов на практику социального воспитания. Поэтому в одном учебнике по социальной педагогике мы читаем о таких типах социальных девиаций, как алкоголизм, проституция, наркомания, бродяжничество у детей в современной России, а в другом – о том, как исследовать социализацию человека и как организовывать методику социального воспитания.

Этой дискуссии уже больше 100 лет. На рубеже XIX–XX веков педагоги теоретизировали о том, на что должны быть нацелены воспитательные усилия общества. Немецкий ученый Пауль Наторп в книге «Социальная педагогика» писал об интеграции воспитательной деятельности общественных институтов, таких как школа, семья, Церковь, исправительные учреждения, с тем, чтобы минимизировать «брак» в процессе воспитания. Подобные идеи были и у К.Д. Ушинского, С.А. Рачинского. А Герман Ноль уже после публикаций Наторпа заявил, что в любом обществе в любое время всегда будут находиться те, с кем не справляется семья, школа, Церковь. И этот «брак» в процессе воспитания и есть объект попечения социальной педагогики.

В православном университете мы учим студентов тому, как выстраивать взаимодействие воспитательных институтов общества в сотрудничестве с Церковью. Это и есть наша православная социальная педагогика.

– Какова сегодня сфера деятельности социального педагога?

– Она очень широкая. Люди этой специальности работают в системе образования, в здравоохранении, в дополнительном образовании, в сфере досуга. В зависимости от того, где специалист работает, различается круг его обязанностей. Если это детский дом или приют, например, то социальный педагог занимается оформлением документов их воспитанников, отстаиванием их прав и т.д. Если социальный педагог работает в школе, то в зависимости от позиции руководства он может заниматься оформлением различных социальных льгот и субсидий для семей школьников или конкретного ребенка, а может организовывать досуг или дополнительные социальные программы, взаимодействуя с различными общественными структурами, в том числе и церковными. Социально-педагогическая подготовка в системе дополнительного образования способствует координации работы различных направлений этой сферы: кружков, секций, студий, организации детского отдыха. Можно сказать, что социальный педагог – это такой общественный менеджер воспитания с широким функционалом.

– Получается, что работа социального педагога более ответственная и требует большего объема знаний, чем труд социального работника, который в основном связан с уходом за немощными?

– Если проводить аналогию с медициной, то там есть фельдшер, который оказывает экстренную помощь: фиксирует переломы, останавливает кровотечения, доставляет к врачу. Так и социальный работник занимается локализацией уже возникших проблем: ребенок оказался вне семьи, человек утратил способность себя обслуживать и т.д. А социальный педагог помогает адаптировать человека к жизни в изменившихся условиях.

– Почему так получилось, что предпосылки для работы социального педагога были всегда, а как профессия эта деятельность оформилась совершенно недавно?

– Если говорить о Советском Союзе, то в нем официально существовала единая система воспитания и образования, которая узаконивала одинаковые требования к учителю, завучу, директору, тренеру в спортивной секции. За координацию их взаимодействия отвечали выпускники не педагогических вузов, а школ партактива. Но уже в конце 70-х годов прошлого века нетоталитарные методы и системы воспитания стали все активнее проявляться в общественной жизни страны. Стали возникать первые опыты социально-педагогических комплексов, которые создавались в то время в Москве, Екатеринбурге, Самаре на базе дворовых клубов, студий или молодежно-жилищных комплексов. Специалисты анализировали ситуацию в конкретном социуме, определяя, чего не хватает для предотвращения или искоренения социальных проблем. Когда в 1991 году в Образовательных стандартах и Трудовом кодексе была узаконена специальность социального педагога, делатели этих стандартов и положений пришли именно из практики социального воспитания.

– Чем может заниматься педагог на приходе?

– Эту проблему мы постоянно обсуждаем с нашими студентами. На Западе, в том числе и в бывших соцстранах, где социальный педагог и социальный работник существовали на протяжении XX века, такая деятельность была в приходах и церковных общинах. Поэтому подготовка таких специалистов осуществлялась в том числе и в конфессиональных учебных заведениях. В той же Германии можно наблюдать интересную картину: есть общинный педагог и социальный педагог в общине. Первый помогает людям интегрироваться в жизнь общины, в том числе и в богослужебную – в той части, насколько это возможно в современных западных христианских деноминациях. А социальный педагог общины адресует свою деятельность людям, которые находятся вне общины, но в сфере ее жизнедеятельности: родителям, которые обращаются за помощью относительно своего проблемного ребенка, нуждающимся в поддержке и социальной адаптации семьям иммигрантов, семьям с инвалидами, другим проблемным категориям, например, освободившимся из мест заключения согражданам. Традиционно считается, что социальный педагог работает на общине, так же как и его коллеги в других местах, с тремя категориями: отдельный человек, семья и община, понимаемая в широком смысле слова, то есть группа людей, объединенная по какому-либо признаку.

Что касается московских приходов, то они с каждым годом испытывают растущие в геометрической прогрессии проблемы социально-педагогического характера, обусловленные в первую очередь большим количеством детей. Многодетные семьи очень нуждаются в квалифицированной помощи педагогов, в первую очередь социальных. Социальный педагог в состоянии диагностировать суть проблемы, определить, с какой проблемой к какому специалисту нужно обратиться – логопеду, коррекционному психологу, юристу или врачу, организовать это взаимодействие, с тем чтобы облегчить многодетным родителям процесс семейного воспитания. Особые проблемы в православной социальной педагогике – дети на богослужении, организация летнего детского и семейного отдыха, церковные формы устройства детей, лишенных родительского попечения. Эти вопросы эффективно решить могут квалифицированные кадры.

– Церкви в глобальном плане нужны социальные педагоги?

– Святейший Патриарх Кирилл постоянно говорит о том, что Церкви нужны профессиональные кадры, особенно в социально-педагогической сфере. Это социальные работники, социальные педагоги, организаторы работы с молодежью на приходах, воспитатели молодежных лидеров. Если сегодня Церковь ставит перед собой цель заняться широкомасштабной социальной, образовательной и воспитательной деятельностью, то, естественно, для этого нужно готовить кадры. Причем эти специалисты должны иметь двойную компетенцию и двойной мандат: быть людьми, знакомыми с азами психологии, педагогики, дидактики, частных методик преподавания, организации досуга и отдыха детей, с одной стороны, а с другой – понимать основы богословия, знать историю и жизнь Церкви, иерархию, богослужебную практику. То есть эти люди должны иметь допуск в профессию как от государства, так и от Церкви.

– Откуда сегодня можно брать потенциальные кадры для социально-педагогических приходских структур?

– Я вижу два основных источника. Первый – это педагогически одаренные выпускники православных гимназий и школ, дети, выросшие в православных семьях. Они выросли в церковных семьях, знают жизнь прихода по собственному опыту. Если они имеют горение к этой деятельности – немаловажное обстоятельство – и получают специальное образование, то более благодатной категории не найти. Я на примере жизни своего прихода наблюдаю таких инициативных людей, которые талантливо занимаются социально-педагогической деятельностью.

Второй источник кадров – это состоявшиеся педагоги, которые начинают воцерковляться. Их педагогический опыт и потенциал в организационных и методических вопросах может очень хорошо сработать в условиях, когда люди будут хорошо понимать внутреннюю жизнь Церкви: уклад, иерархию, внутренние требования. Таких людей тоже нужно образовывать, но уже в богословском плане. Их потенциал также очень востребован в церковной жизни.

– Какие вузы сегодня готовят социальных педагогов?

– Практически во всех педагогических вузах обучают этой специальности в разной форме: заочная, вечерняя, дневная. Еще лет десять назад в Москве на социальных педагогов учили в коммерческих вузах. Объяснение тому, что люди тратили деньги на обучение по специальности, которая не приносит больших доходов, я могу привести только одно: учебная программа социальных педагогов содержит весь блок дисциплин подготовки практического психолога. Здесь и общая, возрастная, социальная, педагогическая, коррекционная психологии, психологии семьи и семейного консультирования, психодиагностика и психокоррекция. Получение профессии и последующая профессиональная деятельность социального педагога – это хороший фундамент для человека, имеющего желание развиваться в сфере прикладной психологии.

Наш университет социальных педагогов готовит с 2002 года по государственному стандарту, то есть наши выпускники имеют диплом государственного образца. До этого мы также выпускали специалистов, но программа их подготовки не имела государственной аккредитации. За эти годы подготовили порядка 300 специалистов. В этом году наша кафедра выпустила 44 дипломированных социальных педагога: 26 – по заочной форме обучения и 18 – по вечерней. Это достаточно долгий процесс, так как обучение длится шесть лет, в ходе которого люди по сути получают два высших образования: педагогическое и богословское.

Самым доступным вариантом отклика на призыв патриарха может стать расширение набора, к чему мы готовы, а также запуск серии дополнительных образовательных программ по повышению квалификации, что также может быть сделано.

– Светские вузы могут при вашей поддержке готовить социальных педагогов для работы на приходах?

– Чтобы реализовать такую идею, необходимо вносить очень существенные изменения в их учебные планы, в основном за счет включения в образовательную программу блока богословских дисциплин. Такую помощь вполне может оказать богословский факультет Свято-Тихоновского университета. У нас соединение богословского и педагогического образования сложилось исторически, а другим вузам для этого потребуются дополнительные усилия. Кроме Белгородского университета, насколько мне известно, больше никто не включает в профессиональную подготовку социальных педагогов и работников блок дисциплин теологической подготовки. Остальные вузы, имеющие теологические кафедры, используют потенциал богословского образования в первую очередь для взаимодействия с историческими, философскими, филологическими направлениями.

– Социальная педагогика – это хорошее поле для возделывания евангельского принципа «Вера без дел мертва»?

– Для многих это самое лучшее поле, потому что здесь нет разлада внутреннего и внешнего, касающегося состыковки своего мировоззрения и профессиональной деятельности. Все сходится в одной точке: служение ближнему через профессию, отношения, общение, деятельность и чувства. Это один из немногих даров, наряду с медицинским служением, где православный человек может раскрыться в полной мере, помогая семье, общине и отдельному человеку решать проблемы социального характера.

С Татьяной Скляровой беседовал Игорь Ильин

14 июля 2010 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Галина14 августа 2016, 15:02
Татьяна Владимировна, благодарность Вам от давней слушательницы курсов в Академии Троице-Сергиевой и в родном Магадане. Спаси, Господи!Редко бывает ТАК интересно и познавательно.
Тося26 июля 2013, 00:31
Мой самый любимый преподаватель и начальник)))) Когда я училась в ПСТГУ(вечернее отделение), то на ее лекциях никто не спал, все слушали с открытым ртом.
Kirill27 июля 2010, 12:11
Ну, если в Свято-Тихоновском все преподаватели такие, как Склярова, то это очень серьезно! Приятно осознавать, что фундамент института так прочен!
Elena26 июля 2010, 17:25
Kak vazhna missiya nashix pedagogov, vrachej, vospitatelej v etom mire! Kak eto radostno, kogda za delo berutsya nastoyaczie professionaly, osobenno te, kotorym ne chuzhdy dela very i kto rukovodstvuetsya evangel`skimi principami v obrazovatel`nom processe! Spasibo!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×