Рейтинг@Mail.ru Архив RSS Карта сайта
Православие.Ru Поместные Церкви Православный Календарь English version
Православие.Ru
Гость сайта
ПРАВОСЛАВИЕ.RU
 

«Нельзя преподавать историю страны, игнорируя ее духовный и религиозный опыт»

Беседа с преподавателем истории Михаилом Буздыгаром

История – наиболее сложный и наиболее интересный для преподавания школьный предмет. И он чаще других подвержен сиюминутной политической конъюнктуре, что выражается в частом переиздании учебников. В такой ситуации только от преподавателя зависит, какая «историческая правда» останется в сознании школьников. Выпускник исторического факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, кандидат исторических наук Михаил Буздыгар преподает историю и обществознание в гимназии святителя Василия Великого. Он считает, что сформированное мировоззрение и четкие жизненные позиции – главное для учителя истории.

 

– Михаил Андреевич, почему гимназия названа в честь великого святого и богослова?

– В концепции гимназии святителя Василия Великого изначально подразумевался синтез преподавания как светских наук, так и богословских – подобно тому, как святитель Василий Великий, будучи великим богословом, не отрицал и даже рекомендовал в образовательных целях читать сочинения античных языческих авторов. Педагогический коллектив – православные воцерковленные люди, и это неизбежно накладывает отпечаток на преподавание любого школьного предмета, будь то математика или русский язык, биология или история. Помимо общеобязательных школьных предметов в гимназии преподаются четыре европейских языка, латынь, церковнославянский язык. Ну и, конечно, закон Божий.

– В чем особенность преподавания истории в гимназии по сравнению с общеобразовательными школами?

– Главной особенностью является то, что преподавание курса истории ведется преподавателями с православным мировоззрением. Вторая особенность – в том, что история России преподается по учебнику С.В. Перевезенцева, в котором решающее внимание уделяется роли Православия и Русской Православной Церкви в развитии русской цивилизации, а также духовной византийско-русской преемственности. Кстати, этот учебник включен в Федеральный перечень учебников Министерства образования, и по нему можно работать на законных основаниях даже в общеобразовательной школе.

– То есть появился учебник, который не умалчивает о помощи Матери Божией и святых в критические для истории Отечества моменты?

– Да, в учебнике гармонично сочетаются общеизвестные исторические факты с историей собственно Русской Православной Церкви.

– Насколько сегодня, при том мощном и подчас противоречивом информационном потоке, роль преподавателя истории является определяющей в том, с каким багажом уйдет ученик из школы?

– Роль учителя не только сейчас, она всегда была велика. Единственный момент: если у преподавателя истории нет своего собственного сформированного мировоззрения, причем не важно какого – православного, атеистического или еще какого, то он всегда будет преподавать хуже своих коллег, которые имеют четкие жизненные позиции. История – это не мертвый материал, не просто набор фактов, в них должна быть жизнь. Сейчас, к сожалению, у многих преподавателей в голове если не «каша», то много вопросов, на которые они сами для себя не ответили. Поэтому автоматически они не могут ответить для себя на многие вопросы истории, осмыслить их и понять. Например, я не представляю, как можно говорить о времени Ивана Грозного, не прибегая к духовному и религиозному опыту: все люди той эпохи были глубоко верующими людьми. И как можно пытаться сейчас понять их поступки вне веры? Поэтому человек неверующий может передать детям только факты. Это хорошо. Но осмыслить эти факты ему будет тяжелее, чем посредственному историку, но знающему, что такое вера.

– Какую методику изложения материала вы используете?

– Ничего сверхнового мы не придумали. Но у нас очень много экскурсионных курсов по Москве, по Кремлю, есть дальние выезды. Ведется проектная деятельность. На все это делается большой акцент. У нас проводятся Недели истории: в течение нескольких дней в гимназии проходят различные мероприятия, которые нанизаны на определенную историческую канву. Они проводятся сразу для всех классов, чтобы охватить всю школу, в виде открытых уроков, викторин, игр, конкурсов, творческих работ школьников, стенгазет. Проводятся с призами и наградами. Происходит полное погружение в тему, и школа всю неделю живет в такой историческо-соревновательной обстановке. Обязательно проходят внутришкольные олимпиады по истории. В процессе обучения широко используются мультимедийные интерактивные программы.

– Когда у детей начинает формироваться устойчивый интерес к истории? Ведь в 10 лет, когда в школе начинают преподавать историю, ребенок еще недостаточно склонен к анализу и сопоставлению исторических фактов.

– Не у всех детей интерес к истории начнет формироваться прямо со школьной скамьи. Здесь вновь многое определяет личность преподавателя. Если дети любят предмет, не сбегают с уроков и не прячутся под партой, то это заслуга и победа учителя. Значит, детям стало интересно. А сказать, насколько у них сформировалось историческое мировоззрение…

Что касается возраста, то, действительно, кому-то в классе приходится еще только учить факты, а кому-то уже удается их прочувствовать и сделать выводы.

Этому я и пытаюсь учить детей на своих уроках. Для меня важнее, если ребенок может сопоставить два факта и сделать свой собственный вывод, пусть даже неправильный, основанный на его логике, нежели просто вызубрит десять дат. Проблему возрастного понимания истории в нашей гимназии решаем тем, что преподаем историю, начиная с первого класса. Понятно, что нет образовательных программ для этого уровня. Но это выглядит как факультативные беседы по истории, которые проходят один раз в неделю или в две. Это творческие уроки с рисунками, загадками, обсуждениями, цель которых – сформировать интерес к предмету, чтобы дети, когда в пятом классе получат систематический курс истории древнего мира, не шарахались от него. На таких уроках я говорю с детьми об истории России, но это может быть и другая тема. И результат говорит сам за себя: дети, которые занимались на таких факультативах в третьем и четвертом классах, лучше в этом году закончили пятый класс. Они лучше и быстрее соображают, с ними легче работать.

– На что сегодня надо обращать внимание школьников, преподавая им историю, чтобы не растить не помнящих родства Иванов?

– На общее уважение и любовь к своей истории. Перед тем, как начать изучать историю, дети должны понять, зачем им это нужно. У них должно быть осознание того, что опыт наших предков помогает нам лучше ориентироваться в настоящем и предвидеть будущее. Если ребенок на своем детском уровне начинает понимать, зачем нужна история, то даже если он не будет историком или не будет проявлять к предмету излишнего интереса, то все равно не станет в будущем игнорировать исторические факты и говорить, что это неинтересно и скучно. У него все равно останется потенциальная предрасположенность к истории страны.

– Какие исторические события наиболее впечатляют детей?

– Сражения: Куликовская битва, Ледовое побоище и другие. Это классика. Хотя есть и другие моменты – яркие страницы родной истории: правление Петра Великого, Ивана Грозного. Я думаю, что мои наблюдения подтвердит любой педагог. Неяркие страницы истории, связанные с какими-то затяжными периодами, междоусобными войнами, не так интересны, и их труднее преподавать, тяжелее сохранить интерес детей к таким темам. В этих случаях ситуацию спасает только мастерство учителя, иначе можно потерять контроль над детьми. Но даже о таких скучных вещах, как реформы, можно рассказывать с живым интересом, проводя, например, параллели с современностью. Такие актуальные параллели очень хорошо срабатывают, потому что дети начинают чувствовать, что есть связь с прошлым.

– Чем стал для ваших учеников широко отмечаемый в стране юбилей Победы: историей из книжек и кино или живым событием, которое они способны прочувствовать и пережить?

– Тут очень многое зависит от родителей. Школа в этом вопросе вторична, она лишь может поддержать и актуализировать тот интерес, который должны заложить в семье. У нас в гимназии прошло празднование 9 мая. Дети готовили «Книгу памяти» о судьбах своих родных, которые участвовали в Великой Отечественной войне. В большинстве случаев эту работу им помогали выполнять родители. И дети с удовольствием кто гордился, кто хвалился своими героическими прадедушками. Это было не наигранным мероприятием для галочки, а искренним праздником: пели военные песни, рассказывали стихи. Никакого формализма. Дети уважают этот подвиг своих предков и эту страницу истории своей страны.

С Михаилом Буздыгаром беседовал Игорь Ильин
1 сентября 2010 года





Код для блогов / сайтов
Посмотреть анонс
Разместить анонс
Добавить ссылку
Печать
Версия для печати
RSS
RSS-потоки портала Православие.Ru
«Нельзя преподавать историю страны, игнорируя ее духовный и религиозный опыт»«Нельзя преподавать историю страны, игнорируя ее духовный и религиозный опыт»Беседа с преподавателем истории Михаилом БуздыгаромЕсли у преподавателя истории нет своего собственного сформированного мировоззрения, то он всегда будет преподавать хуже своих коллег, которые имеют четкие жизненные позиции. Как можно пытаться понять вне веры поступки наших предков, которые все были людьми православными? Поэтому человек неверующий может передать детям только голые факты. Но история не набор фактов.

Комментарии читателей:

2010-09-17
16:37
Ольга:
Надеюсь автор Михаил Андреевич не говорит что советская власть - плохо, а царское правление - хорошо. В каждом отрезке нашей истории было и хорошее и плохое. А то сейчас слишком восхваляют царизм и слишком принижают сов. власть.

2010-09-07
17:28
Игорь:
Поверьте, я говорю не с осуждением в адрес церкви, но с болью.Церковь - это мы.А нам в интернете не хватает противовеса.Я согласен, сайты есть, очень хорошие сайты.Нужно нечто большее.Простите за выражение необходим скорее "харизматический сайт" с не менее притягательной личностью.Пока в интернет пространстве, весы состоят из одной чаши, и она склонилась против нас.
P.S Письмо можете не печатать в комментариях.Оно написано не для доказательства собственной правоты.Храни Вас Бог!

2010-09-07
17:28
Игорь:
Понимаете ли, достаточно заменить слово "коммунист" на, скажем, "юный сталинист".Отличий не будет.Они также воспитываются в узких рамках дедуктивного мышления, а вместо самостоятельного наблюдения и исследования - ссылки, ссылки и еще раз ссылки.Это их догма.Им НЕ РАЗРЕШЕННО мыслить по-другому.Любой, кто пытается выйти за рамки,-высмеивается и подвергается унижениям.В последнее время их учат, что "советских людей с измальства приучали к христианским ценностям - любви, честности, трудолюбию."!Казалось бы, нечего обращать на такие высказывания внимание, хотя бы просто из чувства отвращения и брезгливости.Есть одно "НО".Те люди, которые впихивают юным дарованиям подобные мысли, правильнее было бы написать паразитируют на целом поколении выросших вне церкви, они заняты зарабатыванием денег.Что будет, когда им захочется власти?Успеет ли Церковь изменить ситуацию?Сейчас еще не поздно поменять сам знак ситуации, с минуса на плюс.Но Церковь запаздывает с целым комплексом мер по предотвращению прихода подобных "пророков" к власти.

2010-09-07
17:26
Игорь:
"Но главное, что единит их всех, – это полная неспособность к самостоятельному мышлению. Это относится к ним ко всем: русским, полякам, немцам, французам, итальянцам и англичанам. Они совершенно не способны к самостоятельному наблюдению и исследованию. Они получают свое «учение» в готовом виде, в качестве «догмы», которую они принимают раз и навсегда на веру". И далее:"...итак, коммунист воспитывается на дедуктивном мышлении. Из дедукции, индукции и интуиции – он раз и навсегда присягает дедукции: это мышление, особенно если оно исходит из чужой мысли, является самым лёгким, самым пустопорожним: отвлеченным, мёртвым и пассивным. Индукция наблюдает действительность, собирает единичные данные и пытается найти законы бытия. Интуиция созерцает живую жизнь, вчувствуется в нее и пытается узреть её основы и истоки. Дедукция знает всё заранее: она строит систему произвольных понятий, провозглашает «законы», владеющие этими понятиями, и пытается навязать эти понятия, «законы» и формы – живому человеку и Божьему миру. Сначала они навязываются в истолковании явления и в понимании жизни; а потом (революция) они навязываются людям и народам в порядке властных велений насилия и террора".

2010-09-07
17:26
Игорь:
Этот разговор с Сергием я начал неспроста.Я просто хотел обратить внимание редакции на яркую тенденцию в молодежной интернет-среде.История, пережив трагедию, повторяет себя в виде фарса.Посмотрите, сколько совпадений!
И дело даже не в том, что человек, не имеющий никакого исторического образования дает советы кандидату исторических наук о том, как надо преподавать историю, и кого любить.Хотя, это все та же идея "прачки, которая может управлять государством".И даже не в том, что человек, несомненно получивший хотя бы среднее образование, остается безграмотным.И в данном случае, я пишу о выражении "сусальная сказочка".Оно может оскорбить любого ценителя русского языка больше, чем употребление в речи мата.А все дело вот в чем.Лучше чем это сделал Иван Ильин, выразить мысль невозможно. Итак, Иван Ильин: «Что за люди коммунисты?».

2010-09-03
20:24
Игорь:
Следует помнить и о хорошем, и о плохом.Подход к истории должен быть серьезным.Мы плохо знаем кем были наши прадеды.Кто в этом виноват?И учтите Сергей, начиная разговор, глубже изучайте предмет разговора.Ведь совершенно неграмотно заявлять, что "средняя продолжительность жизни - это статистика и складывается она как раз из того, что один человек прожил 80 лет, а другой 80 дней".Начинать надо с азов, матчасти.
groxot75@mail.ru

2010-09-03
20:24
Игорь:
Можно упереться в факт детской смертности начала 20 века в России, но ведь можно при этом не отрицать и тот факт , что в 50 губерния европейской России в период с 1901 года по 1913 год увеличилась почти на 24 миллиона.Можно говорить о голоде и страшной засухе 1892 года, когда умерло 400 тыс. человек, но необходимо помнить и о страшном голоде в Поволжье, унесшим жизнь 5 миллионов.И ни при чем здесь Гражданская война.Голод был и в 1927, и в 1931, и в 1946-47 годах.И каждый раз количество жертв превышало умерших в 1892 году.

Уровень жизни в СССР значительно повысился в 1960-80х гг., прирост населения составлял 0.6-0.7 десятых процента в год.Это хороший показатель.Но нельзя не помнить о ,скажем, Тамбовском восстании (в докладе уполномоченной по улучшению жизни детей при Тамбовском губисполкоме приводятся сведения о количестве детей, содержащихся в концлагерях Тамбовской губернии на 1 августа 1921 г., отдельно до 3-х лет – 397, а до 5-ти лет – 758 детей).Земля - крестьянам, детям - солнце?В 1932 году в городе Вичуга Ивановской области забастовщики, захватив здание горкома партии, ОГПУ и почту, объявили о свержении советской власти.1962 — расстрел в Новочеркасске.Среди убитых женщины и дети.

2010-09-03
20:23
Игорь:
За последние 20 лет созрела целая каста людей, очернение советской истории для которых является основным смыслом жизни.В противовес появилась другая каста, для которых кроме советской истории никакой другой не существует.Обе группы занимаются, как это ни парадоксально одним делом - развалом страны и углублением кризиса в обществе.Для меня всегда было неприличным говорить о "зверствах" советских войск в Берлине, потому что я очень люблю своих дедов.Они брали логово врага.И делали правое дело, побеждая фашизм.Также я считаю подлым говорить о "сифилисе" своих героических прадедов.Воевавших в Первую мировую, вернувшимися домой героями.

Можно выковыривать из истории только негативные факты и опираясь на них судить прошлое.А можно любить свою Родину и знать её историю.Второй вариант предполагает анализ допущеных просчетов и попытку разобраться в них, и придти к выводу о том, как избежать ошибок в будущем.Работа не на одно поколение порой.

2010-09-03
20:23
Игорь:
Сначала про Православие.Отличить православного человека от неправославного или почти православного, или нунаверноеправославного, может помочь одна очень важная вещь.А именно, - отношение к Царю-страстотерпцу и Царской семье.Признаёте Государя и Семью за мучеников и святых, значит вы в лоне Церкви.Нет, тогда о чем спорить.

Теперь о неприличии.Прилично и нравственно правильно ли не упомянуть о том, что власть большевиков была основана на крови.Если уж вы говорили о детях, то на крови и детей тоже.И это не "сусальная сказочка", а страшная быль.А то в одном случае мы сетуем о потерях при рождении и мучаемся мыслью о миллионах жертв, а в другом "оправдываем и относимся с пониманием".Мол, время такое было.Время всегда одинаково.В любое время, в любой век, каждую секунду человек выбирает между добром и злом.И живет соответственно своему выбору.Оправдываешь убийство, значит ты ничем не лучше убийцы.

2010-09-03
13:05
Сергий:
Ну а повторять сплетни о том. что Владимир Ильич умер от сифилиса мне кажется недостойно православного человека. Вы бы еще байки о заградотрядах и "завалили трупами" вспомнили.

2010-09-03
12:20
Сергий:
По поводу абортов здесь есть мой комментарий:

http://www.pravoslavie.ru/guest/36328.htm

Вы писали:
В 1914 году в России был введен "сухой закон".Общество забило тревогу.Потребление алкоголя на душу населения выросло до 3.2 литра.В 1970 "счастливом" для вас году этот показатель составлял 8 литров, в 1980-10.8 литра на душу населения!Как следствие - резкий скачок смертности среди мужского населения.

Во-первых от введения Николаем 2-м сухого закона финансы воюющей страны полетели под откос. Читаем того-же Деникина:
"Война и запрещение во время ее продажи спиртных напитков вывели совершенно наш бюджет из равновесия. "

Во-вторых нищее население Рос.Имп. не могло себе позволить много пить отсюда и показатель - 3,2. Показатель 8 - обозначает рост жизненного уровня в СССР. Но 8 это совсем не большая цифра по сравнению с нынешними 16-18, при том, что уровень жизни у нас гораздо ниже чем в СССР.

2010-09-03
12:09
Сергий:
Вот вы написали:
Далее.В книге А.А.Баранова, В.Ю.Альбицкого "СМЕРТНОСТЬ ДЕТСКОГО НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ" издания 2006 года, на 41 странице находим интересную таблицу, в которой не менее интересно будет прочитать, что в 1970 году младенческая смертность составляла 23.1 на 1000 младенцев, в 1975 - 23.7, в 1980 - 22.1, в 1985 - 20.7.Статистика более чем неприличная для любого развитого государства.И вполне равноценная 1894 году.Хотя, книга была издана в 2006 году.Наверняка происки демократов!

Смотрим сюда: http://demoscope.ru/weekly/2006/0269/barom04.php

Судя по графикам в 1980 детская смертность в СССР мало отличалась от европейской.

теперь сюда:

http://ecsocman.edu.ru/data/298/219/1217/006-Kvasha_E.A.pdf

начале XX века Россия характеризовалась крайне высокой смертностью детей
до 1 года (младенческой смертностью), что являлось одной из основных причин высо-
кого уровня смертности в стране в целом. В 1901 г. доля умерших в этом возрасте в
общем числе составляла 40,5%. К концу первого десятилетия она стала медленно сни-
жаться и к 1910 г. снизилась до 38%. В этот период российские данные превышали соот-
ветствующие показатели в развитых странах в 1,5-3 раза (рис. 1). В 1901 г. коэффициент
младенческой смертности в России был - 298,80/00
1, в то время как в Норвегии - 93%0
2.

Вот вам и румяные гимназистки с ананасами в шампанском

2010-09-03
11:43
Сергий:
Игорь, а кто вам сказал что я не православный?
По вашему православный это тот, кто верит современной пропаганде?

А я вот уже не верю. Я стараюсь выяснить что было на самом деле.

Потому что Бог в ПРАВДЕ.

2010-09-03
11:31
Сергий:
Нам сейчас рассказывают сказки о том, что в Рос.Имп. все катались как сыр в масле, но злые большевики обманули людей и всех поубивали.

На самом деле царское, а затем Временное правительство подвели страну к полному развалу и запустению. Эти правительства были низложены ввиду их недееспособности.
А большевики смогли за 1930-е годы сделать из развалин империи сверхдержаву, победившую в смертельной схватке ВСЮ объединенную Гитлером Европу.
А Рос.Имп. не выдержала войны с Австро-Венгрией и Германией несмотря на то, что фронт на Западе был открыт раньше чем на Востоке. А во время ВОВ "союзники" тянули со 2-м фронтом аж до середины 1944г.

2010-09-03
11:24
Сергий:
еще:
Как бы то ни было, настроение армии являлось достаточно благоприятным и для идеи монархии, и для династии. Его легко было поддержать.

Но в Петрограде, в Царском Селе ткалась липкая паутина грязи, распутства, преступлений. Правда, переплетенная с вымыслом, проникала в самые отдаленные уголки страны и армии, вызывая где боль, где злорадство. Члены Романовской династии не оберегли "идею", которую ортодоксальные монархисты хотели окружить ореолом величия, благородства и поклонения.

Война не изменила обстановки. Создание ненужных, дорого стоивших должностей для лиц императорской фамилии (Верховный санитарный инспектор, инспектор войск гвардии, походный атаман казачьих войск и т. д.), назначение их на строевые должности, на которых без надлежащей подготовки они или приносили вред, или служили игрушкой в руках штабов — все это было хорошо известно армии, комментировалось, осуждалось.

2010-09-03
11:23
Сергий:
Вот еще:

Своего рода естественной пропагандой служило неустройство тыла и дикая вакханалия хищений, дороговизны, наживы и роскоши, создаваемая на костях и крови фронта. Но особенно тяжко отозвался на армии недостаток техники и, главным образом, боевых припасов.

еще:

Действительно, жизнь как будто толкала офицерство на протест в той или другой форме против "существующего строя". Среди служилых людей с давних пор не было элемента настолько обездоленного, настолько необеспеченного и бесправного, как рядовое русское офицерство. Буквально нищенская жизнь, попрание сверху прав и самолюбия; венец карьеры для большинства — подполковничий чин и болезненная, полуголодная старость.

2010-09-03
11:17
Сергий:
Уважаемый Игорь.
Я хочу чтобы мы все поняли, что нас уже более 20 лет кормят совершенно лживыми черными мифами об СССР и Советской Власти, и не менее лживыми Сусальными сказочками о Рос.Имп.
Всей этой ложью оправдывают то жуткое развращение, которому подвергают наш народ.

Если вы не верите статистике вот вам цитата из книги одного из лидеров белого движения А.И.Деникина "Очерки русской смуты"

— Вопрос о земле.

Необыкновенно сложный и запутанный, он вспыхивал много раз в безрезультатных попытках бунта и насилия, подавлявшихся кроваво и беспощадно. Уже в годы первой революции (1905-1906 гг.) волна аграрных беспорядков, пронесшаяся над Россией и оставившая за собою след пожаров и разгромов помещичьих имений, указывала на то, какие последствия будут сопровождать свершившийся в 1917 году государственный переворот. Вопрос весьма сложный, какими мотивами руководствовался класс земельных собственников (помещиков), охраняя с такой страстностью и силой свои права: атавизмом, природным ли тяготением к земле, соображениями государственными о повышении культурности землепользования, стремлением сохранить непосредственное влияние на народ, или наконец, просто своекорыстием... Одно бесспорно, что аграрная реформа запоздала. Долгие годы крестьянского бесправия, нищеты, а главное, — той страшной духовной темноты, в которой власть и правящие классы держали крестьянскую массу, ничего не делая для ее просвещения, — не могли не вызвать исторического отмщения.

2010-09-02
22:20
Игорь:
Сравнивать 1970г., и 1897г., не совсем корректно.Так же как сравнивать продукцию авиапрома 1970 и 1914.Развитие мира, техники, науки, медицины.У вас получается, что ни возьми - всё плохо.Кто ни умер в детстве, умер позже от сифилиса.Я потомственный военный.Мой прадед вернулся с Первой Мировой Георгиевским кавалером.И без всяких признаков указанных вами заболеваний.Кстати, о Первой Мировой вы, кроме того, что она "захватническая и империалистическая" еще что-нибудь знаете?Я вас спрашиваю об истории Великой страны, какой Россия была всегда и какой осталась даже при большевиках.От чего умер Ленин тоже знаете?А то как-то странно получается, сифилис победили, а он от него же и скончался.Победили такую страшную болезнь, а в 30-х в голод матери ели своих детей.Ещё одно "достижение", не правда ли?Естественно, "достижением" советской власти является и внедрение абортов.Количество жертв тянет не то что, на большую войну, но на геноцид не самой маленькой страны.
В 1914 году в России был введен "сухой закон".Общество забило тревогу.Потребление алкоголя на душу населения выросло до 3.2 литра.В 1970 "счастливом" для вас году этот показатель составлял 8 литров, в 1980-10.8 литра на душу населения!Как следствие - резкий скачок смертности среди мужского населения.

2010-09-02
22:19
Игорь:
Динамику общей численности населения страны определяет его естественный прирост (т.е. разница между числом родившихся и умерших) и миграционный прирост (разница между числом въехавших в страну и выехавших из нее). Таким образом, столетний период динамики естественного движения населения России можно разделить на три этапа:
1. 1897–1960: динамика естественного прироста населения существенно выше средней по сравнению с развитыми странами с явным преобладанием европеидной расы;
2. 1960–1988: динамика естественного прироста населения стремительно приближается к тенденциям, характерным для указанных стран.
3. 1989–2002: в России устанавливается та же динамика естественного прироста, что и в развитых странах мира.

2010-09-02
22:17
Игорь:
Или вот ещё. Важный демографический показатель - уровень младенческой смертности (в возрасте до года) - в 70-е годы стал расти. И наша “народная” коммунистическая партия отреагировала в обычной советской манере: начиная с официального статистического ежегодника за 1973 год и кончая тем, что был посвящен итогам 1979 года, неизменно публиковалась одна и та же фраза: "В СССР в возрасте до 5 лет умирает 3,2 % родившихся".Позже стало известно, что только смертность в возрасте до года за период с 1973 по 1976 гг. выросла с 26,4 до 31,4 на тысячу новорожденных!
Также учтите, что при "кровавом царском режиме" в далеком 1834 г. в Петербурге была открыта первая в России и третья в мире специальная детская больница на 50 коек, ныне Детская больница имени Н. Ф. Фи­латова.
Детская смертность в Империи была большая, с этим не поспоришь.Но все те же проблемы, которые испытывала Империя никуда не делись и в Союзе.Наивно полагать, что при сохранении монархии к 1970 году в стране люди ходили бы в лаптях, не было бы ни школ, ни больниц.В Англии сохранилась монархия, ответьте, здесь нет детских больниц?
Кстати, детская смертность в Российской Империи неуклонно снижалась:в период с 1897 по 1910, если не ошибаюсь, с 27.5 до 24 на 1000.

2010-09-02
22:17
Игорь:
Далее.При подсчете показателей младенческой смертности в Советском Союзе не существовало правильного применения определений ВОЗ (Всеморной Организации Здравоохранения).А если бы применялось, то по мнению большинства экспертов даже без каких бы то ни было корректировок, показатель детской смертности был бы на 25 процентов выше.Говоря проще, показатели детской смертности занижались в Советском Союзе.
Кстати, не только показатели в СССР занижали, но к чести руководителей и завышали.Например:на XVII съезде ВКП(б) Сталин объявил, что население Советского Союза к концу 1933 года достигло 168 млн. Однако опубликованные сегодня архивные материалы указывают цифру 160465,2 тыс. человек на начало 1934 года. То есть одним широким жестом было приписано более 7 млн. “мертвых” душ.Я думаю вы опять скажете, что это заговор демократов.

2010-09-02
22:16
Игорь:
В период с 1894 по 1917 года население Российской Империи выросло почти на 50 миллионов человек.Неслыханный темп.Высокий темп рождаемости в русских семьях был заложен в прогноз Генерального штаба , по расчетам которого на конец 20 века численность населения России должна была составить 450 миллионов человек.Ну, не верите Генеральному штабу, поверьте Менделееву Дмитрию Ивановичу.Его прогноз был более оптимистичен - 600 миллионов человек!В настоящее время на территории России проживает 2,4% мирового населения.В 1897 на территории Российской Империи проживало не менее 8% тогдашнего населения Земного Шара, а на долю части Российской Империи, соответствующей территории нынешней Российской Федерации, приходилось по разным оценкам от 5,2 до 5, 6% населения планеты!
Далее.В книге А.А.Баранова, В.Ю.Альбицкого "СМЕРТНОСТЬ ДЕТСКОГО НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ" издания 2006 года, на 41 странице находим интересную таблицу, в которой не менее интересно будет прочитать, что в 1970 году младенческая смертность составляла 23.1 на 1000 младенцев, в 1975 - 23.7, в 1980 - 22.1, в 1985 - 20.7.Статистика более чем неприличная для любого развитого государства.И вполне равноценная 1894 году.Хотя, книга была издана в 2006 году.Наверняка происки демократов!

2010-09-02
22:15
Игорь:
Я не просто так задал вам вопрос о прадеде.Точнее было бы сказать о прадедах.И вопрос был поставлен прямо.Не хотите отвечать,-ваше право.Знаете, я очень рад интервью с Михаилом Буздыгаром, вернее, тому, что есть такие люди.Их становится больше.Они незаметно таскают камни в основание будущего дома.И появляется уверенность, что дом тот простоит больше 70-ти лет.
Теперь о вашей попытке очернить дореволюционный период истории.Кстати, непонятно, что вызвало такую реакцию.Пишу "очернить", потому как на страницы сайта вы потянули уж совсем грязь.Человек вы явно не православный.И "советская власть" намеренно пишете с большой буквы.Ну, для вас, как для пользователя сайта oper.ru(думаю, не намного ошибся, если не опер.ру, так последователь вот этого парня:http://skaramanga-1970.livejournal.com/120599.html) могу тоже дать немного статистики.

2010-09-02
10:47
Сергий:
Или вот еще:
Особенно высоким был уровень заболеваемости сифилисом в армии. Согласно данным А. И. Михновского, в войсках Киевского военного округа в период с 1889 по 1893 гг. сифилисом болело 7,69 % наличного состава.
Профессор М. И. Стуковенков определял заболеваемость венерическими болезнями у солдат в 5 %, и, исходя из этого, называл общее количество больных в России равным 5 миллионам. Г. М. Герценштейн, возражая М. И. Стуковенкову, указывал, что нельзя переносить заболеваемость венерическими болезнями у солдат на все население, и определял общее количество больных сифилисом в России равным приблизительно 2 миллионам человек.
Согласно данным В. И. Гребенщикова [6], в 1890 г. во всей России имелось 11 сифилитических больниц, из числа которых 4 больницы на 27 коек содержались за счет правительства, 2 больницы на 45 коек — за счет земства и остальные 5 — за счет городов (из них 2 — на сборы с содержательниц домов терпимости).
Страна испытывала крайний недостаток в медицинских работниках. На 1 июня 1890 г. во всей России на 100 тысяч жителей приходилось 8,4 врача. При этом большинство врачей не имело достаточных знаний по венерологии [9].

Об этом кстати есть у Булгакова - "Звездная сыпь".

Естественно решить проблему сифилиса смогла только Советская Власть (наверное перестреляли всех больных). Ну а с 1991г. количество больных венерическими заболеваниями растет ужасающими темпами. И все это под завывания о "проклятых коммуняках" и "духовном возрождении".


2010-09-02
10:47
Сергий:
Уважаемый Игорь.
Средняя продолжительность жизни - это статистика и складывается она как раз из того, что один человек прожил 80 лет, а другой 80 дней.

Например:
За 1908-1910 гг. лидерами по детской смертности (на 1000 малышей в возрасте до 1 года) из 50 губерний Европейской части Российской империи были следующие губернии:

Нижегородская – 340 детей;
Вятская – 325 детей;
Олонецкая – 321 ребенок;
Пермская – 320 детей;
Костромская – 314 детей;

Обобщающий результат по 50 губерниям Европейской России – 274 ребенка (до года) умерло на 1000 родившихся.

т.е. больше четверть населения не доживало до 1 года. Среди выживших, понятное дело, встречались долгожители.


2010-09-02
09:39
Дмитрий:
Согласен! Также как нельзя преподавать Русский язык и Литературу в отрыве от Основ Православия!
Ведь те, кто создавали классику Русской литературы, сами в большинстве случаев, были людьми глубоко верующими!
Я до сих пор испытываю чувство неудовлетворения от того, что в школе мне однобоко преподносились предметы Литература и История. До конца были не ясны мотивы поведения главных героев, а от того и выводы зачастую делались неправильные, к сожалению! Какое-то ущербное образование!
(Дмитрий, 30 лет)

2010-09-01
20:30
Игорь:
Уважаемый Сергий.Вы когда-нибудь были на кладбище при церкви, на старом кладбище при старой церкви, разумеется?Побывайте.Уверен, что свою родословную вы, хотя бы, до третьего колена знаете.Ваш прадед умер в 32 или 40?Прежде чем переходить к глобальным вопросам о роли советской власти разберитесь с фактами, которые можно найти буквально под ногами.

2010-09-01
12:45
Сергий:
Немного истории:

Средняя продолжительность жизни в России в 1896—97 составляла 32 года, в СССР в 1926—27 — 44 года, в 1958—59 — 69 лет, в 1970—71 — 70 лет. Это — результат повышения уровня благосостояния населения, улучшения условий труда, быта, отдыха и питания, развития медицинской науки и здравоохранения, а также снижения уровня младенческой смертности. Однако разрыв в продолжительности жизни между Россией и европейскими странами увеличился до 7-10 лет у женщин и 14-17 лет для мужчин за период с 1986 по 1994 гг. К середине 90-х годов Россия занимает 133-134 место в мире по продолжительности жизни мужчин, и - 90-100 место по продолжительности жизни женщин, что совершенно не соответствует ни международному авторитету Российской Федерации, ни ее геополитическому положению, ни, наконец, ожиданиям людей, проживающих в одной из крупнейших и наиболее богатых разнообразными ресурсами стран.

Видимо кровавые большевики запрещали людям умирать под страхом расстрела.

А что у нас последние 25 лет говорят и показывают о СССР и Советской Власти? - одну лживую чернушную пропаганду.

Желаю ученикам гимназии ЧЕСТНО разобраться в нашей истории.

Ваш комментарий:

Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.

Ваш комментарий:
Ваше имя:
Ваш e-mail:
(опубликован не будет)
Введите число,
напечатанное
на картинке:


 версия для печати

Другие статьи авторов

Игорь Ильин

«Проповедь должна звучать не только в храме».
Беседа с протоиереем Константином Пархоменко

В наше время одной только проповеди в храме недостаточно. Статистика говорит, что в храм ходят и регулярно приступают к исповеди и причастию 2–3 % россиян. При том что большинство россиян называют себя верующими людьми. Почему это большинство не в храме? Не понимают смысла церковной жизни, важности таинств, ленятся работать над собой, исправлять жизнь? Причин много, но налицо факт: они не в храме. Разве этих людей мы можем оставить без окормления, без слова о Боге и истине? Нет!
«Борьба православных врачей с антинаучными взглядами обусловлена временем».
Беседа с врачом-педиатром Иваном Дроновым

Распространение антипрививочных идей в православной среде – это парадокс. Еще в 1804 году Святейший Синод своим указом предложил всем архиереям и священникам разъяснять пользу вакцинации. Прививание оспы в те годы входило в программу обучения будущих священнослужителей. Одной из причин антипрививочных настроений является слабая информированность православных родителей, и потому Общество православных врачей подготовило соответствующую разъяснительную брошюру.
Остановить аборты в стране — это вопрос воли.
Беседа с президентом Общероссийской общественной организации «За жизнь и защиту семейных ценностей» Сергеем Чесноковым

На сегодняшний день, к сожалению, так получилось, что каждая из существующих в нашей стране организаций, работающих в этом направлении, варятся в собственном соку. И соответственно где-то заново изобретают велосипед, где-то повторяют чужие ошибки. Поэтому главная задача — это обмен опытом и технологиями на таком уровне, чтобы, например, успешно реализуемый в одном регионе проект можно было бы тиражировать в другом.
Социальный педагог на приходе.
Беседа с зав. кафедрой социальной педагогики ПСТГУ Татьяной Скляровой

Социальная педагогика – это хорошее поле для возделывания евангельского принципа «Вера без дел мертва», потому что здесь нет разлада внутреннего и внешнего, касающегося состыковки своего мировоззрения и профессиональной деятельности. Все сходится в одной точке: служение ближнему через профессию, отношения, общение, деятельность и чувства. Это один из немногих даров, наряду с медицинским служением, где православный человек может раскрыться в полной мере.
Старица не старится.
Интервью с директором по развитию Фонда возрождения Старицкого Свято-Успенского монастыря Юрием Александриным

Вполне возможно, что когда мы начинали нашу деятельность, у горожан могло сложиться некоторое настороженное или предвзятое отношение оттого, что на их глазах возрождается вот эта красота. Наверняка люди задавались вопросом, сколько денег на все это тратится, и могли подумать, что лучше было бы все это поделить и раздать – но это мы уже в нашей истории проходили. Теперь люди увидели, что свои благотворительные проекты мы начали с детей – никакой корысти здесь нет.
От бомбардира до духовника.
Беседа со священником Глебом Грозовским

Перспективный питерский футболист оставил большой спорт ради служения Богу. Но повесить бутсы на гвоздь окончательно отцу Глебу так и не удалось. Футбольное поле стало для него местом для миссионерства: он окормляет игроков питерского «Зенита», находит во время игры общий язык с мальчишками. Спорт помогает ему оставаться в хорошей физической форме, что немаловажно для священника, занимающегося обширной просветительской деятельностью. О вере спортсменов и детей, и о многом другом отец Глеб рассказывает сайту Православие.ru.
«Больше всего меня беспокоит русская инфантильность».
Беседа с производителем детских игрушек Андреем Фомичевым

Эти мечи вызвали настоящий фурор на детской площадке, моим детям тогда было соответственно три и пять лет, но мальчишки постарше — лет восьми-десяти — не давали возможности им играть, потому что просили у них мечи, чтобы самим фехтовать. Я понял, что тяга к таким играм лежит у детей на генетическом уровне, несмотря на то, что людям мозги в последнее время штампуются целенаправленным образом. Стало ясно, что с этой проблемой столкнулся не только я, но и другие родители. Это и стало стимулом к моей сегодняшней деятельности.
Реаниматолог-миссионер.
Беседа с полковником медицинской службы Сергеем Шестопаловым

Хороший дом, тихое семейное счастье — примерно так видится достойная и спокойная пенсия военнослужащего. Но начальник отделения реанимации 32-го Центрального военно-морского клинического госпиталя, полковник медицинской службы, заслуженный врач РФ Сергей Шестопалов по-своему видит завершение военной карьеры.
Копты: путь возвращения к традициям.
Беседа с протоиереем Олегом Давыденковым

Несомненно, в настоящее время Коптская Церковь представляет собой очень интересный феномен. Копты показывают, каким образом Церковь может успешно существовать в современном меняющемся мире и при этом усиливать свое влияние в обществе, действуя не путем реформ протестантского характера и отказа от своих традиций, а, наоборот, путем возвращения к ним.
«В следующей Общероссийской олимпиаде по ОПК примут участие 100 тысяч школьников».
Беседа с Викторией Туфриной, администратором Общероссийской олимпиады по ОПК

Интерес к курсу «Основы православной культуры» и к олимпиаде по этому предмету растет. И многие школы были очень сильно расстроены, что не смогли принять участия из-за того, что их поздно проинформировали. К сожалению, некоторые региональные министерства образования отказываются от участия в организации олимпиады, мотивируя это тем, что в их регионе не преподают ОПК.
«Для многих европейцев Христос – это утраченное и потерянное Слово их собственной традиции».
Беседа с протоиереем Антонием Ильиным

Деятельность недавно созданного Комитета представителей Православных Церквей при Европейском Союзе будет охватывать самый широкий круг вопросов, касающихся православного свидетельства в современной Европе, особенно когда надо будет давать оценку законодательным и политическим инициативам комиссии, парламента и Совета ЕС, напрямую затрагивающим как православную идентичность, так и права и достоинство человека в самых разных сферах.
«Мы попытались в фильме дать образ русской православной деревни».
Беседа с протоиереем Виктором Салтыковым (Ивановская епархия)

Когда снимают фильмы о грехах, где они облекаются в очень выразительные формы, – это имеет колоссальную разрушительную силу. Поэтому необходимо создавать яркие, убедительные образы, которые можно противопоставить этой разрушительной силе. Наш фильм «Русский заповедник» многих тронул, люди откликнулись: «Батюшка, я как чистой воды напился. Хочется жить!» И Святейший Патриарх говорит о том, что необходимо средствами кино славить Господа.
«Милосердие – это такая же составляющая человека, как и все остальное.
Беседа с кинорежиссером Верой Сторожевой

Когда честно показаны отношения между людьми, когда честно рассказана житейская история, то она всегда человека разбудит. Кино не может призвать человека в Церковь и к Богу. Да оно и не должно этого делать. Но оно может размягчить сердце человека, для того чтобы человек с таким размягченным сердцем мог задуматься, снять оковы жестокости, по-другому посмотреть на привычное.
«Чтобы не погибли души людские».
Беседа с игуменией Софией (Силиной)

Городской монастырь, как и любая обитель, это свидетельствование для осуетившегося мира о призвании каждого человека-христианина жить для неба. А об этом так важно напоминать людям сегодня. Я вижу, что уходит такая добродетель, как жертвенность, что люди не готовы жертвовать своим временем, чтобы пойти и помочь нуждающимся. Я заметила, что сегодня многим легче пожертвовать деньгами, нежели каким-то личным участием в жизни другого человека.
«Западу надо предложить православную систему ценностей».
Беседа с политологом Анастасией Митрофановой

Сегодня Православие – часть Европы. В Европейский Союз и НАТО входят традиционно православные страны, а это значит, что Православие теперь является внутренним делом европейцев, и они должны с ним сосуществовать. Поэтому они сами нуждаются в том, чтобы в их рабочих органах были представлены православные. А задача представителей православных стран не только знакомить европейцев с православным взглядом на ту или иную проблему, но и добиваться, чтобы ее учитывали.
«Хотеть быть полезным кому-то – это общечеловеческая черта».
Беседа с волонтером Елизаветой Олескиной

Конечно, можно и нужно думать и переживать о судьбе каждого человека, который попал в дом престарелых. Но куда лучше приехать и развеять тоску этих людей, отвлечь их, сказать им, что они не одиноки и нужны тебе. Чтобы быть волонтером, не требуется никаких экстраординарных способностей. Нужно иметь желание поговорить с бабушками, улыбнуться им. Ведь обитатели домов престарелых – это пожилые люди, которые живут вместе, но при этом им очень одиноко.

Далее...