√ость сайта

Ђ∆изнь русской патриаршей общины в –абате горит негасимым огнемї

Ѕеседа с насто€телем храма ¬оскресени€ ’ристова в г. –абате (ћарокко) св€щенником ƒимитрием ќреховым

Ц ќтец ƒимитрий, вот уже четыре года вы возглавл€ете приход ¬оскресени€ ’ристова в г. –абате. — какими трудност€ми вам пришлось столкнутьс€ по прибытии в ћарокко?

Ц —лава Ѕогу, с наименьшими. » € с искренней и глубокой благодарностью отдаю должное прихожанам Ц нашим соотечественницам и их марокканским мужь€м, сотрудникам посольства, консульства –‘ и –оссийского центра науки и культуры (–÷Ќ ), которые сделали дл€ нас с матушкой все возможное, чтобы мы безболезненно вт€нулись в местную жизнь.

Ѕудучи вратами в јфрику дл€ европейцев и в ≈вропу дл€ африканцев, ћарокко всегда оставалось центром пересечени€ различный культур. “ерпимость, многонациональность, пластичность Ц таковы, на мой взгл€д, общие черты местной культуры. ћарокканцы Ц открытые, общительные люди.

¬от вследствие этих факторов (люди и культура) ощутительного перехода, вливани€ в новое врем€ и в новую культуру не было. ¬ ћарокко каждый может устроитьс€ органично и чувствовать себ€ комфортно.

“ем более что € приехал в русский православный храм, и значит, Ђрыба попала в водуї.  огда € приехал, то не ощутил себ€ вне дома. ћарокко стало моим домом. ¬едь мой дом там, где мой храм, мой приход, мои прихожане. „то еще нужно православному св€щеннику? «десь такие же люди, хранимые Ѕогом. ” них така€ же жизнь и такие же потребности, как и в –оссии. » говор€т они на том же русском €зыке. ≈сли говорить о каких-то местных особенност€х, то, вопреки всем расхожим представлени€м, ћарокко очень близка€ нам по менталитету страна. » все так называемые Ђтрудностиї с практической точки зрени€ Ц решаемы.

ѕрихожане ¬оскресенского храма в г. –абате
ѕрихожане ¬оскресенского храма в г. –абате
≈сли честно, то этот вопрос поставил мен€ в определенном смысле в тупик. я не знаю, что ответить. я понимаю, что читателей интересует практическа€ сторона дела, но вс€ внешн€€ сторона жизни обуславливаетс€ верой и мировоззрением. ¬ ÷еркви € с детства, и если наша жизнь Ц во ’ристе, то модное нынче пон€тие Ђпроблемыї мне чуждо так же, как всей православной традиции. я пытаюсь переводить проблему в задачу и с Ѕожией помощью прикладывать все знани€, опыт и усили€ дл€ ее решени€ на благо прихода.

Ќа богослужении в ¬оскресенском храме в г. –абате
Ќа богослужении в ¬оскресенском храме в г. –абате
Ќадо сказать, что ко времени моего приезда в ћарокко, несмотр€ на мою относительную молодость, € имел за плечами почти уже дес€тилетний опыт служени€ в св€щенном сане, четыре года ћосковской духовной семинарии, а также опыт других церковных послушаний, которые € исполн€л, начина€ с шестого класса средней школы. ѕоэтому никаких непреодолимых трудностей, которые могли бы серьезно повли€ть на мое новое послушание, быть не могло, ведь главное Ц это внутреннее состо€ние веры и довери€ Ѕогу, ћатери-÷еркви и св€щенноначалию. »менно как лествицу духовного совершенства заповедали нам воспринимать наш жизненный путь св€тые отцы. ≈жедневно чита€ ≈вангелие, жити€, соверша€ богослужени€, мы видим, какие труды поднимали многочисленные сонмы св€тых и —ам √осподь наш »исус ’ристос! » наше смиренное воспри€тие трудов во благо народа Ѕожи€ Ц лишь мала€ лепта в общее делание ÷еркви ѕравославной. ≈сли говорить по-человечески, то € вообще не люблю слова Ђтрудностиї и Ђпроблемыї. ¬се это от маловери€, безволи€, нежелани€ что-либо мен€ть в своей жизни. я с пастырским и человеческим пониманием отношусь к скорб€щим и страждущим, но считаю духовной распущенностью жалобы и Ђплаканьеї на свою жизнь. ’ристианска€ вера и догматика, если воспринимаютс€ сердцем и умом, не могут не приносить плодов радости или, говор€ современным €зыком, позитивного воспри€ти€ жизни. ѕротопресвитер јлександр Ўмеман очень хорошо это выразил в своих Ђƒневникахї: ЂЌачало “ложной религии” Ц неумение радоватьс€, вернее Ц отказ от радостиЕ она есть несомненный плод ощущени€ Ѕожиего присутстви€. Ќельз€ знать, что Ѕог есть, и не радоватьс€Е –адость Ц основа свободы, в которой мы призваны “сто€ть”ї.††

Ц –асскажите, пожалуйста, о присутствии наших соотечественников в этой африканской стране. — чем св€зано их нахождение здесь?

Ц »стори€ интересна€, давайте остановимс€ на ней подробнее. ќфициальные дипломатические отношени€ между –оссийской империей и ћарокканским султанатом были установлены в но€бре 1897 года, когда в “анжере открылось –оссийское генеральное консульство. Ќо в дружеской беседе марокканцы об€зательно скажут, что между ћарокко и –оссией существуют более древние св€зи. ћарокканские корсары привозили пленных слав€н, которые, оседа€ в этой стране, своим трудом и знани€ми способствовали процветанию султаната. Ѕыли среди них военачальники и мореходы, фабриканты и купцы, оставившие в ћарокко свое потомство и пам€ть о себе.

ћитрополит ≈влогий (√еоргиевский) после осв€щени€ ¬оскресенского храма в г. –абате. ‘ото 1932 г.
ћитрополит ≈влогий (√еоргиевский) после осв€щени€ ¬оскресенского храма в г. –абате. ‘ото 1932 г.
Ќо, конечно, наибольший Ђрусский следї оставили эмигранты Ђпервой волныї. ¬ начале 1920-х годов русские эмигранты из “униса, ‘ранции, ёгославии и Ѕолгарии прибывали в ћарокко в поисках работы. ћарокко, нар€ду с јлжиром и “унисом, прин€ло первых русских эмигрантов в €нваре 1922 года Ц от самых простых людей до представителей знатных семей –оссии: “олстых, »гнатьевых, ƒолгоруких, ”русовых, Ўереметевых и др. —реди них были офицеры царского флота, разоруженного в тунисском порту Ѕизерта, разъехавшиес€ по всей северной јфрике; эмигранты, не прижившиес€ во ‘ранции и продолжившие скитани€ в поисках лучшей доли. ¬ 1920Ц1930-е годы только в –абате проживало п€ть тыс€ч русских, а по всей стране их было более тридцати тыс€ч. Ќаши соотечественники, попавшие в ћарокко, были хорошими специалистами: геологами, строител€ми, агрономами, врачами, военными. »менно они руководили строительством портов, шоссе, водопроводов, ремонтом железных дорог, занимались топографической съемкой местности, проектированием различных объектов. ќпределенную категорию русской диаспоры составили военные, служившие во французском »ностранном легионе. ¬ ћарокко их было особенно много. Ќа долю русских легионеров выпала т€жесть борьбы с риф€нами, кабилами, туарегами и другими племенами, восстававшими против центральных властей в 1925Ц1927 годы. ћногие из русских офицеров впоследствии зан€ли в легионе командные должности. –усска€ колони€ в –абате и  асабланке жила активной общественно-политической жизнью. Ѕыли созданы учреждени€  расного  реста, отделение –усского общевоинского союза, –усский клуб. јктив общины наладил св€зи с базирующимис€ за границей русскими благотворительными организаци€ми. «аметной стала русска€ культурна€ жизнь: концерты, благотворительные балы поддерживали в чуждой среде какую-то частицу русского духа и быта. ѕоложение русской общины в ћарокко той эпохи хорошо характеризуют слова ѕрасковьи ѕетровны Ўереметевой: Ђћы жили во французской среде, окруженной арабской страной. Ѕелые джеллабы, цветастые женские кафтаны вперемешку с нашими кокошниками и сарафанами. Ѕыли всегда в ладу с арабами; мусульманские праздники перемежались с христианскими. јрабские слуги начинали говорить по-русски, а мы Ц по-арабскиЕї

—оотечественники, а точнее Ц соотечественницы, приехавшие в ћарокко уже из —оветского —оюза, Ц это другое дело. ’от€ и это все же были люди той же культуры, целостной формации, и многие из них нашли свою дорогу к храму, сохран€ли веру и культуру.

’рам ¬оскресени€ ’ристова в г. –абате (ћарокко)
’рам ¬оскресени€ ’ристова в г. –абате (ћарокко)
Ќыне основную часть российских граждан в ћарокко составл€ют вышедшие замуж за марокканцев молодые женщины и девушки. ћногие из них еще в –оссии по известным причинам (советский период или ранние годы Ђперестройкиї, когда была полна€ духовна€ неразбериха) были людьми нецерковными и храм не посещали. ” них нет духовного стержн€, и потому, сталкива€сь в ћарокко с другой культурой, они мало что могут ей противопоставить. »м сложно и противосто€ть натиску недобросовестных Ђревнителейї ислама. “ем более что их запугивают, увер€€, что если они не станут мусульманками, то у них возникнут здесь правовые проблемы, св€занные с наследством и детьми. ’от€ такого жесткого закона в ћарокко нет, как нет и дискриминации по религиозному принципу. Ќо многие по невежеству и ища легкой жизни без проблем охотно вер€т этим Ђстрашилкамї, наход€т легкое оправдание отречению от своей веры: так удобнее! —ейчас в ћарокко даже такой клич среди русских: Ђѕринимай ислам, чтобы не было проблем!ї

— другой стороны, вызывает уважение тот факт, что многие марокканские мужь€ предостерегают своих легкомысленно относ€щихс€ к религии жен от неискреннего прин€ти€ ислама.  ак показывает истори€ и практика, именно-то у приспособленцев и возникают всевозможные трагедии: семейные, служебные, духовные, и, наконец, физические.

 ак видите, люди по-разному приход€т к осознанию серьезного вли€ни€ вопросов веры на их жизнь. Ќо наша задача Ц не запугивать людей и не заниматьс€ уговорами Ц в конце концов каждый сам делает свой выбор, все люди взрослые, Ц а дать желающим твердую духовно-культурную почву под ногами, помочь адаптироватьс€ к новой реальности, найти свое место в обществе и сохранить внутреннюю духовную целостность. ¬ своем пастырском служении € удел€ю большое внимание проповеди в храме, внебогослужебным беседам на территории храма и личным встречам.

Ц ќтец ƒимитрий, расскажите, пожалуйста, о ¬оскресенском храме в –абате, его истории.

Ц ѕервым насто€телем ¬оскресенского храма был архимандрит ¬арсонофий (“олстухин), в прошлом насельник ¬алаамского —пасо-ѕреображенского монастыр€. ѕосле разрушени€ монастыр€ он вынужден был покинуть ¬алаам и бежать в ѕариж, откуда его управл€ющий русскими приходами в «ападной ≈вропе митрополит ≈влогий (√еоргиевский) направил в ћарокко дл€ Ђорганизации русских людей и образовани€ приходаї.

ќтец ¬арсонофий был человеком гор€чей веры и преданности делу св€той ћатери-÷еркви, незаур€дным организатором. –усские люди имели скудный эмигрантский достаток. Ќо с христианской надеждой на ѕромысл Ѕожий они сплотились вокруг пастыр€-энтузиаста.

22 ма€ 1927 года они собрались, чтобы обсудить организационные вопросы будущего прихода. 25 окт€бр€ того же года состо€лось первое собрание новой приходской общины. ѕрихожане торжественно за€вили о своей преданности ћатери-÷еркви под омофором митрополита ≈влоги€ (√еоргиевского) и положили в основу своей приходской жизни и де€тельности верность традици€м и заветам русского православного образа жизни. –усские люди, рассе€нные по разным городам страны (–абат, ћекнес, ћарракеш, ‘ес, ’урибга), начали собирать пожертвовани€ на постройку храма. ¬ременно богослужени€ совершались в оборудованных под храмы дерев€нных бараках, переданных французскими власт€ми эмигрантам.

ћитрополит ≈влогий сообщил Ѕлаженнейшему ѕапе и ѕатриарху јлександрийскому ћелетию[1] о желании русских людей иметь в ћарокко свой храм и св€щенника и получил положительный ответ ≈го Ѕлаженства. — тех пормежду греческими и русскими клириками в ћарокко установились теплые братские отношени€, которые продолжаютс€ поныне.

— 1930 года в ћарокко богослужени€ стали совершатьс€ в –абате,  асабланке, ’урибге и “анжере регул€рно. —в€щенники выезжали в другие населенные пункты ћарокко, посеща€ русских людей по их просьбе. ’рамы и де€тельность пастырей в них давали люд€м возможность общени€, напоминали о далекой –одине и возрождали в прихожанах дух национальной культуры. ”роки закона Ѕожи€, благотворительные вечера и традиционные русские чаепити€ в церковном доме доставл€ли прихожанам отраду и утешение. –усские православные люди не прекращали усилий по созиданию церковного центра в –абате.

Ѕлагословение Ѕожие созидаемому в ћарокко приходу €вилось неожиданным образом. –ассказывают, что однажды отца ¬арсонофи€ пригласили в дом богатого араба ƒжибли, женатого на русской женщине. “€жело больной хоз€ин дома умирал. ѕо совершении молебна наступил кризис и бол€щий выздоровел. ¬ знак благодарности за излечение от т€желого недуга, а также за счастливую семейную жизнь и трех детей господин ƒжибли продал русской общине земельный участок за символическую сумму в 1 франк. ƒокументы он оформил в соответствии с марокканским законом. ѕричем в тексте купчей строго оговаривалось: на означенном участке может быть возведен только русский православный храм, и никаким другим цел€м он служить не может. ѕоистине дивное событие! ƒоселе оно приносит свой плод: живущие близ храма арабы-мусульмане с уважением относ€тс€ к –усской ÷еркви.

ƒеньги на строительство зарабатывались устройством русских вечеров с театральной программой и благотворительных балов, где можно было купить водку и пироги. Ќа эти меропри€ти€ с большой охотой приходили французы. ќсобой попул€рностью пользовались танцевальные программы русских девушек.

— трудом собранные средства дали возможность построить храм Ц небольшое белоснежное здание в мавритано-византийском стиле, с иконостасом и иконами.  олокольню пристроили позднее, и на службу верующие собирались при колокольном звоне. ¬ 1930-е годы в саду был построен небольшой домик. ¬последствии к нему пристроены новые каменные служебные помещени€. ¬есь садовый участок обнесен каменной оградой.

¬ 1932 году в праздник ¬ведени€ во храм ѕресв€той Ѕогородицы митрополит ≈влогий, прибывший из ѕарижа, осв€тил однопрестольный храм в честь ¬оскресени€ ’ристова. Ќа осв€щении присутствовали представители гражданских властей и христианских общин. ћестные газеты сообщили о свершившемс€ событии.

ѕрибывший в 1933 году в ћарокко св€щенник Ќиколай Ўкарин помог создать церковный хор. ќтец Ќиколай оставил по себе добрую пам€ть у прихожан русской простотой и скромностью. —вой жизненный путь он окончил в ѕариже.

“рудное испытание пришлось перенести приходу по окончании ¬торой мировой войны. Ќа собрании прихода в 1952 году было прин€то решение перейти в юрисдикцию ћосковского ѕатриархата[2]. ѕрибывшие в ћарокко так называемые перемещенные лица под вли€нием антисоветской пропаганды решили обособитьс€ в церковном отношении и построили свой храм в  асабланке. –азделение продолжалось до марта 1956 года, когда после провозглашени€ независимости ћарокко эти лица покинули пределы страны во главе со своим пастырем, будущим епископом ћитрофаном («носко-Ѕоровским). «драва€ политика корол€ ћарокко ћухаммеда V дала возможность продолжать церковноприходскую жизнь.

ѕосле кончины архимандрита ¬арсонофи€ насто€телем ¬оскресенского прихода в –абате стал архимандрит ћитрофан (ярославцев), который служил до того в ’урибге. ќтец ћитрофан чутко понимал судьбы –усской ѕравославной ÷еркви и ее малой ветви в ћарокко. ѕереписыва€сь с карловацким св€щенником из  асабланки, он убедительно и в духе истинно пастырской заботы давал ответы, разъ€сн€л современные задачи ћатери-÷еркви, писал о ее спасительной миссии, о благодати Ѕожией, котора€, Ђоскудевающа€ восполн€€ї, ведет верных чад церковных историческими пут€ми в завещанное —пасителем мира ÷арство Ќебесное. јрхимандрит ћитрофан с сыновней преданностью претвор€л в жизнь первосв€тительские заветы любимого им —в€тейшего ѕатриарха јлекси€ I.

Ќа европейском кладбище в –абате есть часовн€-усыпальница, в которой погребены основатели прихода и служившие в нем архимандриты ¬арсонофий и ћитрофан. „асовн€ бережно сохран€етс€, в ней горит лампада и совершаютс€ заупокойные службы о погребенных в часовне и на кладбище русских люд€х. —в€щенник раз в год, а иногда и чаще посещает русские могилы в  асабланке, ‘есе, —афи, ћарракеше и в других городах страны и служит там панихиды. Ѕлагословение ћатери-÷еркви над усопшими ее чадами почивает доныне.

Ц »з кого в наши дни состоит приход? » сколько выходцев из нашей страны сейчас проживает в ћарокко?

Ц Ќе все службы в ¬оскресенском храме совершаютс€ при множестве мол€щихс€. Ќо всегда радуют теплота и искренность христианского общени€ приход€щих в наш храм на молитву. √рузины, сербы, болгары и румыны наход€т здесь родное по духу истово совершаемое православное богослужение. –имо-католиков Ц последователей мелхитского обр€да привлекают в ¬оскресенский храм не только знакомый и близкий им восточный обр€д (богослужени€ в храме совершаютс€ на церковнослав€нском, греческом и французском €зыках), но и высокие примеры христианской жизни духоносных подвижников –усского ѕравослави€, особенно преподобных —ерафима —аровского и —ерги€ –адонежского. —естры из римско-католического монастыр€ в “азерте (на границе с —ахарой) написали дл€ ¬оскресенского храма две иконы этих почитаемых и ими св€тых.

ќбыкновенно по воскресным дн€м на литургии присутствуют от 9 до 30 человек, по большим праздникам Ц до 40 человек. Ќа –ождество и ѕасху число посещающих доходит до 100 человек.  роме сотрудников российских загранучреждений, ”краинского посольства, наших соотечественниц, вышедших замуж за марокканцев, храм посещают болгары, румыны, сербы, грузины, эфиопы, арм€не, проживающие в –абате и других городах ћарокко.

ѕо неофициальным данным, в ћарокко проживает более п€ти тыс€ч наших соотечественниц.

Ц  ак складываетс€ жизнь прихода?

—в€щенник ƒимитрий ќрехов приветствует корол€ ћарокко ћухаммеда VI в ƒень трона
—в€щенник ƒимитрий ќрехов приветствует корол€ ћарокко ћухаммеда VI в ƒень трона
Ц ѕо милости Ѕожией приход продолжает жить своей полноценной жизнью.  аждую субботу и воскресенье, в двунадес€тые и особые праздники в храме неукоснительно совершаютс€ уставные богослужени€. ’рам открыт в течение всего дн€ и доступен дл€ посещени€. —в€щенник живет при храме и также доступен дл€ приход€щих.

ѕосле богослужени€ проход€т чаепити€ в церковном саду. ѕовод€тс€ торжественные меропри€ти€, св€занные с церковными праздниками ѕрощеного воскресени€, ¬ербного воскресени€, јнтипасхи (престольный праздник), —в€той “роицы. ѕроход€т также конкурсы детских художественных работ на –ождество и на ѕасху с участием учеников из –÷Ќ  и школы при посольстве –‘. —лужатс€ панихиды на –одительские субботы (с посещением кладбища).

Ќа базе прихода и посольской школы проводитс€ духовно-нравственное образование и религиозное просвещение: ведутс€ катехизические беседы с детьми и взрослыми на территории храма во внебогослужебное врем€, идет преподавание основ православной культуры в школе при посольстве –‘.

—воими старани€ми и заботами современные прихожане оживл€ют приходскую жизнь. ѕродолжаетс€ участие в общественных и культурных меропри€ти€х, собрани€х, конференци€х, встречах, юбиле€х в нарочитые дни.

— обретением ћарокко независимости на официальные государственные торжества в королевский дворец как представитель русской колонии приглашаетс€ насто€тель ¬оскресенского храма. ¬торым человеком, представл€ющим –оссию, принимающим участие в этих же церемони€х, стал после установлени€ дипломатических советско-марокканских отношений в 1958 году посол ———–, сейчас Ц –оссийской ‘едерации. –усский св€щенник и поныне приглашаетс€ на ƒень трона и лично приветствует его величество корол€ ћарокко. ”частие в королевском приеме €вл€етс€ значимым и знаковым событием. “оржественна€ часть приема транслируетс€ по телевидению и освещаетс€ в других —ћ», что, по уверению наших соотечественниц, позитивно отражаетс€ на отношении к русским в марокканском обществе.

¬оскресенский приход –усской ѕравославной ÷еркви в –абате полноценно функционирует и развиваетс€ в меру своих скромных возможностей. ќн €вл€етс€ духовным центром всех православных христиан в столице ћарокко, где они могут получить духовное утешение, поддержку и укрепитьс€ в вере в √оспода нашего »исуса ’риста.

∆изнь русской патриаршей общины в –абате горит негасимым огнем православной веры и христианской надежды на ѕромысл Ѕожий о ней в будущем.

Ц ѕомогает ли вам посольство –оссии и другие российские представительства? ≈сли ли взаимодействие с посольствами стран, некогда входивших в единое ќтечество (”краина, Ѕеларусь, ћолдова,  азахстан и др.)?

Ц Ѕезусловно, с ѕосольством, √енеральным консульством –‘ в ћарокко и –оссийским центром науки и культуры у нас самые теплые отношени€. “акже с посольством ”краины. ѕосольств других стран бывшего ———– в ћарокко нет.

Ц  оролевство ћарокко Ц это мусульманска€ страна.  ак складываютс€ отношени€ между ¬оскресенским приходом и местными власт€ми, духовенством, общественностью?

Ц ќтношени€ добрососедские. ћарокканские власти предусмотрительны и внимательны. ¬ысоким гост€м ¬оскресенского прихода всегда оказываетс€ должный прием. Ќапротив храма находитс€ регул€рный пост полиции. —оседи всегда готовы помочь. я думаю, что все сказанное мной выше о ћарокко и исторической жизни нашего прихода €вл€етс€ лучшей иллюстрацией и ответом на данный вопрос.

Ц  оренные православные ћарокко как страны јфриканского континента окормл€ютс€ јлександрийским ѕатриархатом. ѕоддерживает ли приход отношени€ с братской ÷ерковью?

Ц  оренных православных в ћарокко Ц стране мусульманской Ц давно уже нет. „то же касаетс€ отношений с клириками јлександрийского ѕатриархата, то они, как, оп€ть-таки, это €вствует из истории, братские и самые теплые. —овершаем совместные богослужени€, посещаем друг друга, решаем совместные задачи. ¬ целом отношени€ конструктивные; совместными усили€ми удаетс€ больше сделать во всех отношени€х.  ак вы видели из истории, јлександрийские патриархи и  арфагенские митрополиты не раз посещали наш храм. ≈го ¬ысокопреосв€щенство јлексий, митрополит  арфагенский, также не оставл€ет нас без своего архипастырского внимани€.

— любовью ожидаем визита Ѕлаженнейшего ѕапы и ѕатриарха јлександрийского ‘еодора.

Со священником Димитрием Ореховым беседовал Михаил Киселев

5 окт€бр€ 2010 года

[1] Патриарх Мелетий (1871–1935) – 261-й Вселенский Патриарх (1921–1923 г. как Мелетий IV). Единственный в истории Православия предстоятель, последовательно возглавлявший три различные Поместные Православные Церкви: 1918–1920 годы – Архиепископ Афинский и всея Эллады (как Мелетий III); 1926–1935 годы – Папа и Патриарх Александрийский (как Мелетий II).
[2] Созданная в начале 1920-х годов Ассоциация русских людей в Марокко поныне является основой для правового признания марокканскими государственными властями имущественного и юридического статуса патриаршей приходской общины. Храм Воскресения Христова в Рабате является официальной резиденцией и собственностью Ассоциации Русской Православной Церкви в Марокко, созданной на деньги русских эмигрантов, зарегистрированной в Королевстве Марокко и действующей по уставу, согласно указу короля (дахир № 1-58-376 от 3 жумада 1378, то есть 15 ноября 1958 г.). В уставе, в частности, сказано: ЂАссоциация имеет целью обеспечить православное богослужение по-восточному обряду в православных церквях, находящихся в каноническом подчинении Его Святейшеству Патриарху Московскому и всея Руси… Ассоциация может иметь отделения (приходы) во всех населенных пунктах Мароккої. Президентом ассоциации является настоятель храма.
     омментарии читателей
    2014-09-25
    14:34
    Ќ.ј.Ѕородина:
    ѕоправка- опечатка- ћарокко. Ќадежƒј.
    2014-09-25
    13:41
    Ќадежда јлександровна Ѕородина:
    ƒобрый день! ƒобрым люд€м!

    ...≈ще раз посмотрела и перепроверила архивные документы.
    ¬ ночь с 8-9 окт€бр€ иеромонах јнастасий был ранен.
    ѕриход в “анжер судна 16 окт€бр€. —мерть наступила в частном ‘ранцузском госпитале - 18! окт€бр€ что подтверждают 3 источника - рапорт капитана крейсера и медицинские отчеты...и книги - очевидцев.
    ¬се даты указаны по старому стилю.
    ѕрошу в ќкт€бре пом€нуть усопшего иеромонаха јЌј—“ј—»я в –оссии и в ћорокко (бывшего в 1904 году французской колонией)
    ...ѕоклон руководител€м сайта. ѕопробуйте переслать весточку электронной почтой родственнику јнастаси€. ¬ этом году 110 лет со дн€ его смерти.
    —ѕј—»Ѕќ.
    Ќадежƒј. —-ѕетербург.
    2014-09-12
    15:40
    Ќадежда јлександровна Ѕородина:
    Ќиколай и ƒмитрий!
    ...√отовлюсь к лекции в окт€бре 2014года о иеромонахе јЌј—“ј—»» на основе јрхивных документов. ƒата смерти с вашей версией не совпадает.ѕишу книгу" аюта св€щенника"
    Ќадежƒј Ѕородина - действительный член –усского √еографического общества.
    2013-08-09
    17:51
    ƒмитрий:
    «дравствуйте!
    2013-04-19 16:16

    Ќиколай задал вопрос об отеце јнастасии (–” »Ќ≈).

    ћне крайне интересна люба€ информаци€. ќтец јнастасий родной брат моего прадеда.
    ≈сли ¬ам что-либо известно о его могиле, не сочтите за труд, напишите e-mail.

    —пасибо.

    — уважением, ƒмитрий
    2013-04-19
    16:16
    Ќиколай:
    о.ƒмитрий, помогите в следующе богоугодном деле.
    ¬ “анжере в 1904 г. был похоронен св€щенник с "јвроры".
    ѕодробности:
    "ѕервой жертвой будущей ÷усимы стал отец јЌј—“ј—»… (–” »Ќ), иеромонах –остовского Ѕорисоглебского монастыр€ ярослаской ≈пархии, св€щенник крейсера "јврора", раненый 9 окт€бр€ 1904 г. во врем€ √улльского инцидента. ќн скончалс€ от полученных ран 17 окт€бр€ 1904 г. в п.“анжер (ћарокко) и был торжественно похоронен на старокатолическом кладбище в центре города. √овор€т, что до недавнего времени полуразвалившийс€ крест на его могиле ещЄ можно найти на местном кладбище".
    –ечь тдет о кладбище о кладбище St. Andrew's Church Cemetery.
    ƒл€ соответствущего репортажа дл€ нашего волонтерского проекта (картографирование русских и советских мемориалов за границей) необходимы фотографии данного захоронени€.
    «аранее спасибо!
    2012-03-24
    21:53
    константин шевчик:
    здравствуйте есть ли в танжере провославна€ община впереди великий праздник хотелось бы встретить в кругу друзей
    2012-01-14
    02:56
    »ван:
    здравствуйте!
    подскажите как и где мне можно встретить праздник крещени€ ’ристова в ћарокко , по работе мне предстоит провести здесь еще неделю и € хотел бы следовать традици€м ...если можно дайте координаты и телефоны православных приходов в ћарокко мне не составит труда приехать в –аббат или јгадир или в другой город .
    «аранее спасибо!!
    2011-09-28
    11:23
    ≈лена:
    ѕомощи √оспода в ¬ашем служении, о. ƒимитрий!
    ≈сли √осподь управит приехать в ћарокко,буду рада помолитьс€ в ¬ашем ’раме и причаститьс€ —в€тых ’ристовых “аин.
    — любовью и уважением,≈лена.
    2011-04-04
    02:26
    свщ. ƒимитрий ќрехов:
    „то касаетс€ хора, € конечно согласен. ƒругой вопрос - возможности.’орошо бы если бы вместе с пожелани€ми предлагалась реальна€ помощь. Ќедавно у нас образовалс€ свой собственный хор из музыкантов  оролевского —имфонического оркестра. ¬ планах есть приезд хора —в€то-“роицкой —ергиевой Ћавры и хора »здательского —овета ћосковского ѕатриархата.
    2011-04-04
    02:20
    свщ. ƒимитрий ќрехов:
    „то касаетс€ огн€. "ќгонь пришел € принести на землю и как желал бы что бы он возгорелс€" - слова —пасител€.
    я тут встретил у отца јлександра Ўмемана следующие разсуждени€: "христианство началось как пожар, если оно вошло в мир и победило его именно радикальной, неслыханной новизной своего призыва и утверждени€, там что могло сказать о себе словами апостола:ƒревнее прошло, теперь всЄ новое, то со временем максимализм этот заменилс€ минимализмом, привычкой, поиском не истины, способной преобразит жизнь, а душевного уюта и успокоенности". “ак что если эти "уют и успокоенность" пострадают от нашего негасимого пламени, то так оно и надо! :)
    2011-04-04
    01:50
    свщ. ƒимитрий ќрехов:
    —пасибо всем за добрые слова,благопожелани€ и конструктивные замечани€. ƒействительно, иформацию о перемещенных лицах € брал из старых источников, которые соответствуют духу того времени. ѕоскольку сам € не занималс€ этой темой, то посчитал себ€ не в праве что-то мен€ть. “ем более, что мое мнение по этому вопросу не сложилось.
    2011-04-04
    01:50
    свщ. ƒимитрий ќрехов:
    —пасибо всем за добрые слова,благопожелани€ и конструктивные замечани€. ƒействительно, иформацию о перемещенных лицах € брал из старых источников, которые соответствуют духу того времени. ѕоскольку сам € не занималс€ этой темой, то посчитал себ€ не в праве что-то мен€ть. “ем более, что мое мнение по этому вопросу не сложилось.
    2011-02-22
    23:25
    тамара:
    ќ. ƒмитрий! ¬осхищаюсь ¬ами и желаю ¬ам доброго здоровь€ ! ¬ы очень нужны в ћарокко дл€ всех христиан! ћечтаю побывать на службе в церкви , когда буду в –абате! — уважением “амара. √. “верь , –осси€
    2010-10-16
    15:59
    Ќиколай:
    ƒай Ѕог о. ƒимитрию много сил в дальнейшем служеннии ’ристовой ÷еркви.   сожалению представление о перемещенных лицах у него искаженное. ѕосмотрите ссылочку:

    http://www.synod.com/synod/documents/art_gansonmoracco.html
    2010-10-13
    02:06
    miga:
    ћ€гко говор€, очень сомнительное название.  ак-то автор и редакци€ не думают, что гореть негасимым огнЄм, как и синим пламенем, можно только в аду.
    2010-10-10
    01:04
    Sergei:
    Eh, kak by mnogo dalo razvitiu pravoslavia tam, esli by i tuda mogli priehat' bratia i hor Sretenskogo monastyria.
    2010-10-09
    05:01
    јЌ.:
    o.ƒмитрий!
    ƒоброго ¬ам здоровь€ в служении люд€м во славу √оспода.
    ¬ "рассе€нии" дл€ слав€н ’рам и вы значите очень много.
    — уважением,
    јЌ.
    Ёссекс.
    ¬аш комментарий

    «десь ¬ы можете оставить свой комментарий к данной статье. ¬се комментарии будут прочитаны редакцией портала ѕравославие.Ru.

    ¬аш комментарий:
    ¬аше им€:
    ¬аш e-mail:
    (опубликован не будет)
    ¬ведите число,
    напечатанное
    на картинке: