Воспитание – фитнес души

Мысли о сегодняшнем родительстве и воспитании

В заключительном очерке Андрей Рогозянский призывает сделать воспитание и самовоспитание делом, главным для каждого.

Воспитанность и самосовершенствование

Воспитание сродни самосовершенствованию. Когда взрослый человек стремится стать лучше, распорядок и правила его жизни напоминают те, которые применяют к детям в педагогических целях. Такой человек дисциплинирует себя, борется со своими слабостями, например преодолевает вспыльчивость, раздражительность или старается повысить работоспособность и собранность. В ребенке положительные качества оттачивает и укрепляет родитель. Повзрослев, человек начинает делать это сам.

К сожалению, самовоспитание не является популярной общественной ценностью. Сознательная и целенаправленная работа над собой – редкость для нашего времени. Мы склонны доверяться своему мнению и поступать, как сами считаем нужным. И наоборот, всё меньше задумываемся над тем, «как положено» или «как должно быть». Кризис педагогики и кризис самовоспитания взрослых взаимосвязаны.

Пример самосовершенствования, одобряемого обществом, – поддержание женщинами и мужчинами своей физической формы. Здоровое тело и эффектная фигура высоко котируются в табели о рангах. С ними связаны представления об успешности и общественном признании. Есть ради чего себя понуждать!

Принцип удовольствия диктует желание вкусно поесть и прийти в состояние покоя. В волевом акте аскезы человек преодолевает себя (диеты, косметические процедуры, фитнес – это своего рода аскеза в сравнении с малоподвижным, ленивым образом жизни).

Принцип реальности в том, что наши возможности ограничены и за любую уступку своим слабостям придется платить. Нельзя проводить время в расслабленности, наедаться обильно и оставаться при этом подтянутым и привлекательным. Как бы ни хотелось нам полной, неограниченной свободы, жизнь так устроена, что приходится выбирать одно из двух: воздерживаться либо обрюзгнуть и потерять красоту и здоровье.

Я-культура под предлогом личной свободы упрямо отстаивает нежелание учиться, трудиться и преодолевать себя

Почти так же выглядит совершенствование в любой области: развития талантов, образования и расширения знаний, обретения профессиональных навыков, отстаивания семейных интересов, ценностей дружеских связей, коллектива и Родины, исполнения Божественных заповедей. Человек отказывается от удобств в пользу развития или останавливается в развитии и приходит в расстройство.

Я-культура отвергает самосовершенствование как целое. Принцип жертвования низшей ценностью ради преимущественной ценности допускается как компромисс в рамках культа личного успеха и молодости. «Красота требует жертв» – против этого не станут спорить. Но если сказать: «Воспитанность требует жертв»; «Спасение души требует жертв», – негодование, критика гарантированы.

К самодисциплине прибегают урывками, чаще по какому-то экстренному поводу – как говорится, «когда припечет». Так, избавление от алкогольной, табачной, игровой и наркозависимости остро ставит вопрос о навыках самовоспитания. Борьба с вредной привычкой испытывает человека на решимость и выдержку. Во всём остальном современность, увы, снисходительна к слабостям. Свой арсенал я-культура задействует для самооправдания и самозащиты, упрямого отстаивания под предлогом личной свободы нежелания учиться, трудиться и преодолевать себя. С упорством она принижает и очерняет воспитание и самовоспитание.

К воспитательным воле и мужеству!

Понимание воспитания, его целей и смысла в современных источниках оставляет желать лучшего. Оно лишает нас педагогических воли и мужества. Дело представляется так, как если бы результаты взросления ребенка определял не каждодневный, упорный воспитательный труд старшего, не молитва и действие Таинств, но всемогущие и обязательные для каждого механизмы «адаптации к социуму», молодежной культуры, эдипова комплекса и тому подобные. Утверждается, что педагогика умирает либо уже умерла, ибо старшее поколение некомпетентно в технических инновациях, в последних общественных веяниях и не может-де правильно оценить происходящее в жизни детей. Цифровая коммуникация и клиповое восприятие возводятся во вселенские закономерности. Детство объявляется изменившимся, в корне не поддающимся традиционным методам воспитания.

Правда же в том, что наши дети брошены и мир делает с ними всё, что захочет. Они не получают необходимого, либеральный стандарт третировал нас, принудил забыть, отказаться от родительских обязательств.

Пустые ожидания и непропорциональные запросы переполняют юную душу. Наигранная легкость кое-как прикрывает дилетантизм, не видящий дальше своего носа и экрана персонального носимого устройства. Всей этой хрупкой психологической конструкции предстоит разочаровывающая встреча с действительностью, где презентация каждым своего «я» взамен самодисциплины, такта, культуры подтачивает основание серьезных, долговременных жизненных начинаний и отношений. Огромная масса «миллениалов» – тех, чье детство пришлось на годы распространения я-культуры, – представляет новую категорию риска из-за эмоциональной неустойчивости и неумения управлять собой.

Какими бы ни были перемены времени, недостаток воспитанности выглядит всегда одинаково. «В дурно воспитанном человеке смелость принимает вид грубости, ученость становится высокомерием, остроумие – шутовством, простота – неотесанностью, добродушие – льстивостью», – говорил английский педагог и философ конца XVII века Дж. Локк. Но это и есть описание нравственных свойств в наших детях! Это и есть портрет среднего современного подростка, юноши и картина влияния антипедагогики на него.

Сражаться за добро и победить!

Современная система воспитания, и без того невзыскательная, в среде церковных людей дополняется образами особенных доброты, любви, мира, смирения и уступчивости. Проповедь мира традиционна для христианства, но звучит эта проповедь в новых условиях: крайней индивидуализации. Если допустить подобное истолкование христианского образа, православных придется считать самыми толерантными родителями на свете, а наших детей – в максимальной степени предоставленными посторонним влияниям и самим себе.

Не доброту и смирение, а конформизм проявляет православный родитель, пускающий взросление ребенка на самотек

Не доброту и смирение, а конформизм, мягкотелость проявляет православный родитель и педагог, оставляющий взросление ребенка на самотек. Есть два пути мира, один из которых легкий и скорый, – путь замирения с обстоятельствами. Другой связан с активной работой – тренировкой, закалкой, противодействием проявлениям эгоизма, немирности, сдерживанием разделений, при необходимости же волевым побуждением к миру силой педагогического, иерархического или духовного авторитета – чтобы в итоге мир и доброта смогли стать постоянными основаниями отношений и дел. Замиряться с малопочтенными свойствами человеческого характера можно, но не обратятся ли они вспять и не растопчут ли нас?

Тот, кому дороги доброта и мир, должен с решимостью утверждать их, а не довольствоваться чем попало. Сражаться за добро, чтобы победить! Насущнейшая необходимость для православного родителя – пересмотреть и устроить свою жизнь так, чтобы воспитательные обязанности не совершались между делом, в последнюю очередь. Важны постоянная диета, режим регулярных нагрузок. Воспитание и самовоспитание – это своего рода фитнес души. Правила тренировки едины и состоят в том, чтобы, по слову святителя Василия Великого, «избирать жизнь совершеннейшую, ожидая, что привычка сделает ее приятной».

Цель настоящей работы – представить обзор стереотипов и заблуждений, препятствующих воспитанию и самовоспитанию. Жизненные условия и возможности у разных людей и семей различны, ответы на все вопросы сложно предусмотреть. Первейшее значение в любом случае имеет моральный настрой: сознавать ли ответственность за будущее ребенка или быть успокоенным; поступать, как все, или действовать вопреки общим упадочным тенденциям; ориентироваться ли на желания ребенка или на дисциплину; стесняться ли воспитывать или быть высоко мотивированным к педагогической деятельности. От того, которую из сторон принять, зависит наш педагогический образ, единство с детьми, тысячи осознанных и неосознанных повседневных примеров, ответов, реакций.

На этом оканчиваем. Благодарю публикаторов – редакцию портала «Православие.ру» за труд и сопереживание. Сколь отраден и многообещающ интерес, проявленный к педагогической теме! Желающий, как известно, ищет возможностей, нежелающий ищет причины. Если в ком-то явилось желание оживить отношения с ребенком, усовершенствовать свой воспитательный навык, прикоснуться к источникам педагогической мысли, укрепиться в молитве, значит, наш путь был проделан не зря.

Андрей Рогозянский

9 июня 2017 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Были ваши, стали наши Были ваши, стали наши
Андрей Рогозянский
Были ваши, стали наши Были ваши, стали наши
Мысли о сегодняшнем родительстве и воспитании
Андрей Рогозянский
О том, почему родитель теряет нить воспитания и что настраивает детей против старших.
О философии Вовки в Тридевятом царстве О философии Вовки в Тридевятом царстве
Андрей Рогозянский
О философии Вовки в Тридевятом царстве «Вредные советы» родителям,
или О философии Вовки в Тридевятом царстве

Мысли о сегодняшнем родительстве и воспитании
Андрей Рогозянский
Сегодня родители деморализованы, они ощущают внутренний барьер при указании своему чаду на должное и недолжное: «Откуда я знаю, что для него правильно?»
Время Хлестаковых Время Хлестаковых
Андрей Рогозянский
Время Хлестаковых Время Хлестаковых
Мысли о сегодняшнем родительстве и воспитании
Андрей Рогозянский
Воспитанность – запрещенное понятие современности. Ее вытеснили установки я-культуры. Хлестаковщина сегодня именуется лидерскими качествами, коммуникабельностью, позитивной самооценкой.
Комментарии
Дмитрий13 июня 2017, 13:33
Каких советов требуют люди? Ежедневное внимание к своему ребёнку. Душить в корне даже слабые ростки страстей и пороков. Развивать всё лучшее и сильное в нём. И, даже имея самые лучшие результаты, постоянно бояться проглядеть то, что одним махом перечеркнёт все труды: гормоны, наследственность, комплексы, плохая компания, неудачная любовь, пропаганда греха, болезнь и ещё легион опасностей. Ежедневное внимание и труд. И постоянная молитва к Господу не допустить не поправимого.
Арина12 июня 2017, 19:51
Екатерина 11.06.2017 22:58. Не знаю, как 80-х годов, именно тогда начали прорываться все перечисленные автором новомодные веяния, а вот 50-70-х гг. вполне применимы. Новое - хорошо забытое старое. Дети всегда предпочитали забавы делу, особенно если оно требует усилий, гаджеты - один из множества соблазнов, которые у каждой эпохи свои. Основные принципы воспитания, как то труд, дисциплина, последовательность, никто не отменял. Можно пробовать использовать гаджет на пользу общего дела (найди мне ролик/статью, как сделать..., от кулинарии до ремонта, выбрать технику, маршрут, книги и пр., потом вместе применить полученные знания), хотя понятно, что сами справитесь. Но это приучает помогать.
Екатерина11 июня 2017, 22:58
Спасибо Иоанне и всем, кто приводил конкретные примеры и конкретные педагогические приемы! Именно так - обмениваясь конкретным опытом, поддерживая друг друга, в непростой современной ситуации мы можем двигаться вперед в воспитании детей. Советы даже педагогов восьмидесятых годов двадцатого века безнадежно устарели - они и слыхом не слыхивали, что такое воспитывать детей в эру гаджетов! Они и знать не знают слезы родителей, которые оберегали детей от этого бреда, а потом наблюдали их зомбированные моськи, уткнувшиеся в телефоны. Нельзя просто брюзжать о том, как всё плохо, надо и подсказывать людям, ЧТО делать.
Иоанна_10 июня 2017, 18:36
Могу поделиться своим воспитательным приёмом под кодовым названием "сделай хоть что-нибудь!": не будем требовать: немедленно сделай уборку во всём доме! но: разбери ТОЛЬКО 1 шкаф; не: приготовь обед! но: только порежь салат, погладь только полотенца. Хочешь компьютер? Ладно, но сначала потрать полчаса на моё задание, а потом я разрешу тебе 1 час за компьютером. Вот так, НЕ СРАЗУ, а постепенно и, главное, регулярно направляя ребёнка, с Божией помощью будем вытягивать этого кота за хвост. И здесь важно самому родителю не лениться. Ведь родители взрослые, умные, плюс в их руках финансовые потоки, и что - не смогут справиться со своим (не чужим, не детдомовским, но СВОИМ СОБСТВЕННЫМ) ребёнком???
Ольга10 июня 2017, 10:26
Спасибо большое! Очень здоровская серия статей. Но очень просим продолжения!!!! Ваш опыт бесценен. Есть еще ряд вопросов на эту тему. + если вы поделитесь своим опытом и жизненными ситуациями с детьми - это будет очень ценно для многих. Конкретные примеры и их анализ. А еще вопросы к обсуждению: оценочная система в школах, - альтернативные школы, - наказания детей, - образ учителя. А еще много всего. Очень просим ПРОДОЛЖЕНИЯ! Педагогический коллектив одной из школ Киева.
п.п.10 июня 2017, 01:02
Елена 9 июня 2017, 11:08 "Хочется услышать конкретные советы". На мой взгляд дельных и совершенно конкретных советов в очерках автора более чем достаточно. Умный и не ленивый человек всё сам поймёт и сам решит как ему их применить в его конкретной ситуации. Но, по-моему, мы уж слишком ленивы, хотим чтобы нам всё разжевали и в рот положили. А сами и пальцем пошевелить не хотим. Всё надеемся что кто-то придёт и всё за нас сделает. "Дайте нам одну простую но действенную инструкцию - как нам быстро и не напрягаясь превратить нашего запущенного и избалованного ребенка в ангела". Чтобы вот так, прочитал и хоп - дети стали как шелковые. Так не бывает...
Никита 9 июня 2017, 22:25
Екатерина, а вы посмотрите все предыдущие статьи Андрея Брониславовича. Все хороши. Есть и о личном опыте и рекомендации по педагогической литературе.
9 июня 2017, 14:47
Спасибо за хорошую и очень нужную статью!
Дмитрий 9 июня 2017, 13:48
Всё правильно. Но стоит указать, что увлечение самосовершенствованием ради самосовершенствования, может взрастить в человеке такую гордыню, да ещё и без всякой надежды на осознание и исправление, что лучше бы он оставался не совершенным, но кающимся грешником.
Дина 9 июня 2017, 13:36
Очень важная, нужная и актуальная статья! Очень жду продолжения!
Заранее благодарю, Дина.
Марина 9 июня 2017, 12:03
Соглашусь с Екатериной: в статьях много слов о том, "как плохо", но нет реальных советов, рекомендаций. Читатель не понимает, как ему нужно действовать. Вроде бы автор говорит о педагогике, о воспитании детей, но ни одного "живого" примера не приводит. Лучше разобрать пару-тройку конкретных ситуаций и рекомендовать конкретные вариант поведения, чем пускаться в пространные рассуждения.
Елена 9 июня 2017, 11:08
Рассказали как не надо воспитывать. Теперь напишите пожалуйста как надо. Народ в замешательстве. Хочется услышать конкретные советы как перевоспитать уже разболтанных детей.
Екатерина 9 июня 2017, 10:25
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ очерк?! Но это не очень правильно. От серии педагогических очерков ждешь все-таки рекомендаций и примеров из жизни, иначе они напрасны. Такие многообещающие очерки - и закончить только призывами?! Неужели опыт многодетного отца с такими правильными установками не может быть озвучен? Чтобы читающий соотнес со своими ситуациями и проблемами, сделал вывод, как лучше было поступить, сравнил - то есть провел какую-то внутреннюю работу на основе прочитанного...
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×