Я признаю себя виновным

Арап Петра Великого Арап Петра Великого

Очень модное слово сейчас прочно вошло в наш лексикон. Толерантность. Часто приходится слышать, что это вообще-то очень даже христианская штука. Ну, само-то по себе это слово неплохое, если переводить его как «терпение». Мол, Бог терпел и нам велел. И с этим не поспоришь, поскольку терпение является одной из главных христианских добродетелей. Вообще, Господь, создавая человека совершенным, наделил его волей к развитию положительных качеств, которые присутствуют в каждом из нас как образе Божьем. Именно терпение, смирение, кротость и воздержание воспеваются в апостольских посланиях.

Помните сказку Андерсена о Снежной Королеве? В самом ее начале описывается, как тролли, то есть злые духи, сделали кривое зеркало, в котором все искажалось с точностью до наоборот. Добрые люди казались злыми, красота превращалась в уродство. Дьявол не способен ни к какому творческому акту, в средневековой Германии его даже называли «обезьяной Бога» – в том смысле, что он лишь выворачивает наизнанку человеческие добродетели, превращая их в пороки. Он первым предложил наделять вещи несуществующим смыслом, что сегодня активно используется в маркетинге («Мой голову только этим шампунем, и станешь успешным»).

Получается, что и понятие терпения легко извратить. Оно – в том, чтобы любить врагов, благословлять тех, кто нас проклинает, благотворить ненавидящим нас и молиться за обидчиков. Возможно, кто-то скажет: не надо передергивать, всем понятно, что речь не о терпении всяческих обид, а о терпимом отношении к тем, кто не таков, как ты. Ну, что же, посмотрим, что об этом говорит апостол Павел:

«...нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол. 3, 11).

Любить другого человека нужно независимо от его национальности, религиозной принадлежности или социального статуса

Ну, это понятно. Любить другого человека и заботиться о нем нужно независимо от его национальности, религиозной принадлежности или социального статуса. Если кто-то не в состоянии понять значение математической функции, не имеет музыкального слуха, или его психика повреждена, – это не повод его презирать. Его нужно любить, снисходя к немощам. Так ведь никто из христиан не против. Все, кто научился любить Бога, только за. Другое дело, что нам, в силу повреждения естества (а любой грех нас разрушает, в первую очередь затрагивая сферу ума), часто трудно понимать друг друга. Мы как будто говорим на разных языках, даже употребляя одни и те же слова. К примеру, Ростовский архиепископ Иоасаф (Овсянников) и советский учитель Андрей Чикатило о понятии благодати рассуждали совершенно по-разному. Причем оба верили в бессмертие души и были жителями Ростовской области в одно и то же время. А христианами порой называют себя последователи таких организаций, учение которых вовсе отказывает Христу в Божественном достоинстве.

Мой бывший настоятель рассказывал, как однажды поздно вечером он шел по улице в подряснике (говоря о толерантности, стоит упомянуть, что далеко не всегда священнику в России безопасно ходить в священных одеждах и с крестом на груди в такое время), и ему повстречались бравые подростки, которые вели себя угрожающе и стали допытываться, не против ли русский священник идеи, что «черных» надо гнать из страны дубинками. Отец Геннадий задал им следующий вопрос:

– А вы-то, ребята, сами какой национальности будете?

– Русские мы! – был ответ.

А батюшка продолжает:

– По паспорту только русские? А вы знаете, что такое быть русским? Вот в сказках сказано: «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет»! Пушкин-то был кто? Русский или не русский?

И вы знаете, после такого диалога подростки очень многое для себя поняли и ушли, извинившись. Им стало стыдно, что к русским, как оказалось, они имели мало отношения, хотя они были так нетолерантны ко всем нерусским.

Русь начиналась как государство, вобравшее в себя людей разных национальностей, языков и обычаев. Сама христианская вера утверждалась у нас иностранными священнослужителями – греками. Тем не менее именно благодаря иностранной религии святые Борис и Глеб решились на подвиг, который отличает Русь от других христианских стран. Не Россию извне учить терпимости. Какая другая держава имела внутри себя столько народов, относясь к ним с любовью и заботой? В современной России права каждого народа соблюдаются особенно тщательно, не только законодательно. Ксенофобия в принципе у нас не является распространенной чертой. Можно, конечно, упомянуть об отдельных случаях, однако речь идет о недостаточной воспитанности некоторых граждан. Как из числа приезжих, так и местного населения. Бывают и такие, кто просто нарушает закон. В России преспокойно уживаются между собой христиане, мусульмане, иудеи, буддисты и шаманисты. Среди моих друзей немало атеистов, а дорогие моему сердцу родственники по дедушкиной линии – чеченские мусульмане.

Как-то раз Святейшего Патриарха Алексия II вызвали на Комиссию Евросоюза по подозрению в гонениях на сексуальные меньшинства со стороны Церкви. Ему был задан вопрос о том, как он относится к сексуальным меньшинствам. Святейший ответил:

– Вы знаете, Христос сказал: «Всякого пришедшего ко Мне не изгоню вон», но надо помнить, что грех надо называть своим именем.

Вот вам образ христианской терпимости. Если я говорю, что мой ближний – алкоголик, это не значит, что я его ненавижу или презираю. Я констатирую факт, что человек имеет страсть винопития. Если же мой ближний практикует гомосексуализм, он гомосексуалист. И это тоже грех, ведь так сказано в Библии. Можно обвинять меня в нетолерантности всякий раз, когда я привожу слова апостола:

«Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют» (1Кор. 6, 9–10).

Если свидетельство о том, что неправедные идут к духовной гибели, и есть нетолерантность, – я признаю себя виновным

Если это свидетельство о том, что неправедные идут не к Богу, а к духовной гибели, и есть нетолерантность, – я признаю себя виновным.

Хотелось бы добавить несколько слов о расизме. Это явление вовсе не было присуще русскому человеку, в силу именно многонационального устройства государства. И когда мы видим, что где-нибудь в США белому могут впаять тюремный срок за то, что он чернокожего назвал чернокожим, то недоумеваем. Более того, дошло до того, что если посетителю американского кафе захочется выпить чашечку черного кофе, он должен попросить «кофе без молока». Иначе слово «черный», не приведи Господь, огорчит «афроамериканца». «А что такого?» – думается мне. Ведь я нисколько не обижусь, если меня назовут белокожим. Обижались ли колонизаторы американского континента, когда индейцы называли их бледнолицыми? У кого-то желтая кожа и узкие глаза. Меня этот факт вообще никак не печалит. Как и подавляющее большинство моих соотечественников. Очень надеюсь, что мне никогда не придется негра в России называть «афрорусским». Это глупо. Слово «негр» у нас никогда не было окрашено негативным оттенком. Когда у Корнея Чуковского Бибигон падает в чернильницу, послушайте, как реагируют Тата и Лена:

Впрочем, внучки мои не горюют,
Бибигона, как прежде, целуют.
– Ну что ж, – говорят, – ничего!
Мы и чёрного любим его!
И нам он, пожалуй, дороже
Теперь, когда он чернокожий,
На милого негра похожий.

Очень надеюсь, что мне никогда не придется негра в России называть «афрорусским»

Итак, не Западу учить нас, россиян, терпимости. Прошло совсем мало времени с тех пор, как в США перестали вешать негров за то, что они осмелились сесть на лавочку для белых. А у нас даже не было рабства в те времена, когда для Европы и Нового Света это было вполне нормальным явлением. А ведь они тогда были ревностными католиками и порядочными протестантами. И когда православным указывают извне, какую степень толерантности они должны усвоить, мне всякий раз смешно.

Любящий Христа любит каждого, кто Ему дорог. То есть любого другого человека. Любит, терпит и прощает всякое зло, обращенное к нему лично. Христиан скармливали диким зверям, вешали и расстреливали, сжигали живьем, но они не устраивали революций и бунтов против гонителей, не мстили ни палачам, ни тем, кто отдавал приказы. Этим самым терпением и торжествует православное христианство в мире. Но в своем терпении, делая добро, мы обязаны свидетельствовать о зле. А иначе – зачем мы? Кто продолжит солить пищу, если соль потеряет свою силу?

В своем терпении, делая добро, мы обязаны свидетельствовать о зле

Еще граф Толстой хотел переписать Священное Писание по-своему. Многим хочется сделать это и сегодня, потому что в Библии слишком много неудобных, нетолерантных высказываний. В том числе и о половых извращениях. Веруя в богодухновенность Священного Писания, я, православный христианин, не имею никакого права принимать культуру Содома и Гоморры. Против нее я должен проявить максимум нетолерантности, то есть выработать иммунитет ко греху.

Наконец, как дипломированный биолог, хочу сказать, что в иммунологии термин «толерантность» обозначает бедственное состояние организма, при котором иммунная система устойчиво воспринимает чужеродный антиген как собственный и не отвечает на него. А иммунодефицит, как известно, приводит к гибели.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
АлександрГ.14 апреля 2019, 18:46
Наличие своих грехов вовсе не означает, что нужно цеплять чужие. Равно, как и не обязывает нас молчать, когда нам этот чужой грех навязывается со стороны.
НН14 апреля 2019, 13:09
"толерантность-состояние организма,при котором иммунная система устойчиво воспринимает чужеродный антиген как собственный и не отвечает на него;отсутствие у организма механизмов защиты от внедрения в него чуждых для него элементов;ослабление или отсутствие иммунитета". Иными словами- организм принимает чужеродное как своё и не противится этому,потому как уже не в состоянии ни отличить чужеродное,ни противиться.Правильно люди пишут- надо всё называть своими именами. "Друг Аркадий,не говори красиво,говори правильно!" Терпимость и толерантность не одно и тоже, терпеть чужеродное можно и нужно, а дать проникнуть ему(чужеродному) в собственный организм- нельзя,если хотим сохраниться сами и детей.
Елена13 апреля 2019, 23:59
Отлично!!!
А то совсем замучили со своей извращённой и грязной толерантностью!!!
Сергей Н.13 апреля 2019, 17:01
Макаров,
"Тем более что "в сущности" всякий раз, заключая контракт на определённое время работы, Вы становитесь собственностью Вашего работодателя, потому что за разрыв контракта придётся платить штраф."

Это,неправда. Вы не становитесь собственностью работодателя, со всеми вытекающими. Вы просто, как всякий законопослушный гражданин, исполняете контракт и вольны разорвать его в силу тех или иных обстоятельств, как правило заранее обговоренных в контракте. В современных условиях, человек бывает меняет работу по три раза за год и никаких штрафов обычно не платит.

Мы только рабы Божьи и больше не чьи.
Сергей Н.13 апреля 2019, 16:54
Макаров, никакой политики, никакой моды, они не важны, важна только суть. Которая, кстати , сразу отмечена в первых строках по вашему линку:

"И крепостные крестьяне, и рабы представляли собой категории зависимого населения, не обладавшие личной свободой и находившиеся в собственности других лиц."

В собственности! Остальное демагогия, насколько крепостной имел больше прав чем раб и т.д.
Макаров13 апреля 2019, 09:57
Макаров, если быть честным не в определениях а в сущности, то одно и то же. Один человек является собственностью другого.

Сергей, я понимаю, заявления о "рабстве в Российской Империи" -- это модно. И тем не менее, они неверны, как всякая пропаганда.
Тем более что "в сущности" всякий раз, заключая контракт на определённое время работы, Вы становитесь собственностью Вашего работодателя, потому что за разрыв контракта придётся платить штраф.
Финансовое рабство на Западе - известная тема. Будем приравнивать западный рабочий класс к рабам на галерах ?
А вообще, для общего развития почитайте вот здесь https://thedifference.ru/chem-otlichaetsya-krepostnoj-krestyanin-ot-raba/
Антоний13 апреля 2019, 07:41
Храни, Боже, Русь нашу святую от терпимости ко греху! Грех должен быть обличен, а упорствующий в нем назван своим именем. Педераст - педерастом, вор - вором. Пример же безбожной Европы должен быть всегда перед нашими глазами. Европа отреклась от пусть и искажённой, но все же веры во Христа, и итог этого печален: на смену благочестию пришли разврат, эгоизм, потребительство и - вымирание. Европейцы вымирают, и Париж превратится сначала в Каир, а потом в Магадишо. Чужеземцы-мусульмане без боя займут земли безбожников. Ибо любая вера лучше безбожия. Европа повторит путь Римской империи. Наша же цель - свернуть с этого гибельного пути отказа от традиционных ценностей, на который мы встали в 90-е.
Вадим К.12 апреля 2019, 21:34
Катерина, Господь сжег дотла и сделал памятником страшной казни на века именно Содом и Гоморру и хананеев повелел уничтожать не за пьянство, лихоимство и прочие 9 грехов, а за именно те чрезъестественные блудодеяния. Если мы не понимаем, в чем тут разница, это очень опасный симптом. Ведь растление начинается с ума, потерявшего способность ее улавливать. Кстати, статья и про это.
Сергей Н.12 апреля 2019, 11:45
Макаров, если быть честным не в определениях а в сущности, то одно и то же. Один человек является собственностью другого.
Теперь по Европе. Я написал в большинстве, а не во всех.
Табличка здесь. http://www.taday.ru/text/2063255.html
Естественно, почти все страны переболели этой позорной болезнью, кто-то раньше, кто-то позже.
Сергей Н.12 апреля 2019, 09:18
Катерина, извините, не вонял вашего посыла. При чем здесь Ванга?
Макаров12 апреля 2019, 08:20
Сергей Н.11 апреля 2019, 16:24
Когда в 19 веке у нас было рабство, в большинстве стран Европы его уже в помине не было. Америка, да, там было рабство. В этом мы похожи. Давайте будем до концы честны.

Если быть честным до конца, то рабство и крепостное право - совсем не одно и то же. В США было настоящее рабство. А ещё в США до середины ХХ века была расовая сегрегация, а в СССР табличек "собакам и цветным вход воспрещён" я что-то не упомню.
И напоследок, крепостное право было отменено в России в 1861 году, в Австрийской Империи в 1848, в Пруссии в 1823, в Саксонии в 1832, в Болгарии в 1878, в Боснии и Герцеговине в 1918. Так что "давным давно в помине" - неправда.
Тамара11 апреля 2019, 23:01
Все вещи и поступки надо называть своими именами..Как в Библии.И никаких оправданий... Толерантность-какое же стало противное слово,как его извратили..Содом и Гоморра...Она и есть содом и гоморра,и не надо маскировать???А то будьте толерантны...Не приведи,Господь
Катерина 11 апреля 2019, 21:00
Сергей Н.11 апреля 2019, 16:24 - если уж быть объективной... последний судебный процесс над ведьмой состоялся в середине 19го века. Швейцария или Германия? Кажется, и там. И там. Может, именно поэтому ближайшей к Европе женщиной этой профессии оказался болгарская Ванга. Остальных-то св Инквизиция растерла в порошок. А у нас ну так... больше в монастыри ссылали. Да и то как-то неуверенно. Без огонька.
Михаил11 апреля 2019, 17:48
Толерантность - это в вышей степени не сердиться, тем более не злиться на людей, особенно близких. Но это человеческая интерпретация, понимание, преображение Божией Любви, в толерантности нет Божией Любви, даже человеческой!!
Сергей Н.11 апреля 2019, 16:24
Когда в 19 веке у нас было рабство, в большинстве стран Европы его уже в помине не было.
Америка, да, там было рабство. В этом мы похожи. Но и наша Православная Церковь смотрела сквозь пальцы на рабство на Руси до 1861 года. Давайте будем до концы честны.
Александр11 апреля 2019, 13:53
"Пушкин-то был кто? Русский или не русский?"
Давно пора уяснить, что Пушкин был русским, он - столбовой дворянин из древнего рода. Негритянской крови в нём было 1/8 и оттого связывать поэта с какой-нибудь другой нацией, кроме как с русской, неуместно.
Поэтому подростки зря извинялись.
р.Б.Алла11 апреля 2019, 13:32
Любить ВСЕХ-это высший пилотаж!Хотя бы терпеть научиться!
Полуэкт11 апреля 2019, 10:18
Всё-таки, "толерантность" это не "терпение", а скорее "безразличие", что, конечно, не одно и тоже.
Галина11 апреля 2019, 09:57
Особенно понравилось: "...в иммунологии термин «толерантность» обозначает бедственное состояние организма, при котором иммунная система устойчиво воспринимает чужеродный антиген как собственный и не отвечает на него...."
Катерина 11 апреля 2019, 08:49
Признаюсь, что "голубые" с их вечными проблемами откуда же им достать детей и претензией на особую сверхнормальность меня порядком достали, хорошо б их не было б больше... но в приведенном батюшкой отрывке проповеди ап. Павла упомянуты 10 грехов, а не только содомиты. Россия полностью свободна от остальных 9ти и являет собой Западу замечательную модель христианской братской любви, о которой упоминает батюшка? Или всё время так и будем бесконечно пережёвывать эту жвачку с "чужими" содомитами? И так понятно, что все эти модные идеологические установки спускаются "сверху" и поддерживаются раскормленной и извращенной интеллектуальной элитой, в России она такая же испорченная.
mila 11 апреля 2019, 04:59
низкий поклон вам святый отче Сергей
... веруем во Единаго Бога Отца Вседержителя творца Неба и земли видимых же всех и невидимых.....
и преклоняем колена перед незыблемостью святой Господней Библии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×