Мелодии странствующие и песни краденые

Когда Гагарин летел вокруг нашей благословенной планеты, он пел. Пел песню, которую сегодня мало кто знает, а в те годы знали все. Это песня Дмитрия Шостаковича на стихи Евгения Долматовского «Родина слышит, Родина знает». При современной технической оснащенности не составляет труда ее послушать тому, кто хочет. И если вы ее прослушаете, то, быть может, вспомните радиопозывные советской поры в передаче новостей. Это как раз первый аккорд песни. А, может быть, ваше ухо расслышит больше. Мелодия песни с минимальными изменениями и в том же трехдольном ритме воспроизводит песнопение Дмитрия Бортнянского на стихи Хераскова «Коль славен наш Господь в Сионе». До появления гимна «Боже, Царя храни» это был неофициальный гимн Российской империи. Его играли часы-куранты на Спасской башне до 1917 года. «Мелодическое зерно русского гимна, пересаженное в советскую почву», – так называет песню Шостаковича в соответствующем эссе писатель Леонид Гиршович, упоминая также и о том, что недаром Гагарин пел эту песню на орбите. Гиршович также утверждает, что именно эта песня была и будет по духу русским гимном. Просто народ «мутировал» не в лучшую сторону и уже не понимает (или просто не знает) своих музыкально-словесных кодов. Был ли плагиат Шостаковича сознательной контрабандой дореволюционных звуков в «красную новь» или так «само собой получилось», мы не знаем. Знаем только, что нужно ознакомиться с текстом Хераскова и прослушать обе песни, чтобы убедиться в том, что это музыкальные близнецы.

Песня «Коль славен наш Господь» была и будет по духу русским гимном – потому и пелась на орбите, хоть и с другими словами

И тут можно было бы закончить, присовокупив тексты обеих песен для ознакомления желающих. Но есть еще музыкальные темы с бродячими мелодиями. Детство мое было таково, что на вопрос: «Как живешь на белом свете?» – можно было услышать: «Я живу не на белом, а на красном, партизанском свете!» Спасибо телевизору, радио, школе и всей машине государственной пропаганды, обильно питавшими нас своим идеологическим продуктом. Одна из песен, звучавшая из каждого утюга, была «песня дальневосточных партизан»:

Наливалися знамена
Кумачом последних ран,
Шли лихие эскадроны
Приамурских партизан…

Разгромили атаманов,
Разогнали воевод
И на Тихом океане
Свой закончили поход.

Надо мной и поныне совершает свое странное действие эта задорно-хулиганская мелодия Дмитрия Покрасса, стоит ей коснуться моего уха. Но вдруг я узнаю, что изначально текст песни был написан… Владимиром Гиляровским – «дядей Гиляем» – в начале Первой мировой войны. А потом на эту же мелодию легли другие стихи, и стала песня маршем Дроздовцев.

Генерал Дроздовский смело
Шел с полком своим вперед.
Как герой, он верил твердо,
Что он Родину спасет.

Видел он, что Русь святая
Погибает под ярмом
И, как свечка восковая,
Угасает с каждым днем…

Шли Дроздовцы твердым шагом,
Враг под натиском бежал.
И с трехцветным Русским флагом
Славу полк себе стяжал.

То есть налицо обыкновенная кража интеллектуальной собственности. Большевики не просто грабили «награбленное». Они брали все, что приглянулось, все, что под руку попадет, и бессовестно объявляли это своим. Речь шла не только о дворцах, поместьях, золотом запасе, музейных ценностях, но также и о таких вещах, как песни. Сегодня их называют «нематериальным сокровищем человечества». То, что это сокровище и его можно с пользой присвоить, утаив источники происхождения культурного продукта, большевики смекнули очень быстро. Стоит еще добавить, что песня действительно соответствует как нельзя лучше сумасшедшей стихии войны, поэтому пользовались ею не только большевики. На мелодию песни положили свои слова еще и махновцы, затем власовцы и наконец сербские партизаны Второй мировой. Но справедливость требует знать исходные варианты и корни возникновения как данной песни, так и всего остального, что касается нашей истории.

А вот еще тема. В советские времена редко кто хоть раз не слышал песню «Слушай, рабочий, война началася, / Бросай свое дело, в поход собирайся». И припев:

Смело мы в бой пойдем
За власть Советов
И как один умрем
В борьбе за это.

Песня имела много сатирических вариантов, вплоть до перестроечного фильма Соловьева «Белая роза – эмблема печали. Красная роза – эмблема любви». Но факт остается фактом. Эта минорная, словно предсмертная, песня, не обещающая победу, но верно обещающая смерть, тоже попала «в яблочко» нескольким поколениям. Она впитала в себя трагическую атмосферу эпохи, по-своему выразила ее. И, оказывается, это тоже краденый товар. Изначально песня была «Маршем Белой армии» с такими словами:

Слыхали, деды:
Война началася.
Бросай свое дело –
В поход собирайся.

Смело мы в бой пойдем
За Русь Святую
И как один прольем
Кровь молодую.

Историю, понятно, пишут победители. Но у одного победителя достаточно совести и чести, чтобы отдать воинские почести доблести побежденного врага, а другого хватает лишь на то, чтобы плясать на могилах. И это в лучшем случае. Иногда могилы закатываются в асфальт или могильными плитами выкладывается мостовая. Белые проиграли бессовестному врагу. Правды ради думаю, что ситуация не сильно бы изменилась, если бы красные проиграли. Градус взаимной ненависти был запредельным. Но существует историческая правда, которую нужно знать. И кража остается кражей, будь это кража денег из кармана или присвоение чужого научного открытия себе с целью жульнической защиты диссертации. В данном случае мы имеем дело с песенным воровством.

Это значит, кроме прочего, что и белые, и красные были людьми одного душевного склада. В голове были разные идеологии, а в жилах – одна и та же кровь.

И белые, и красные были людьми одного душевного склада, и им нравились одни и те же мелодии

Им нравились одни и те же мелодии, они с легкостью перенимали достижения и успехи один другого, лишь меняя вывеску или имя. Это была именно братоубийственная война, в которой, говорят, особенно много преступлений и особенно мало героизма. Братья ведь. Какой же тут героизм?! Да и победителя в ней не бывает. Разве Каин победитель Авеля, если он всю жизнь потом стонал и трясся, скитаясь по лицу земли?

Таковы дополнительные штрихи к картине нашей общей трагедии. И все же исторические страницы нужно осторожно изучать и перелистывать, чтобы появилась хотя бы надежда на неповторение прежних ошибок. Иначе даже надежды этой не будет, и все минувшее безумие будет раз за разом повторяться, лишь слегка переодевшись.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Волобуй21 июня 2020, 13:47
Нужно иметь не только предвзятый слух, но и богатую антироссийскую фантазию, чтобы услышать знакомые ноты в разных произведениях. Что касается Дроздовского полка и прочих новоделов - такое может утверждать человек, не слышавший ни одного российского или советского военного марша. Обычно военный марш имеет 3-4 музыкальные темы: пару мирных тем, одну наступательную, одну лиричную. Песня "по долинам и по взгорьям" по характеру народная, написана под гармошку "куплет-припев". С каких это пор белогвардейские полки стали маршировать по народные песни? В последние годы появилось много стилизованных новоделов, якобы белогвардейский или казачьих с целью обвинить во лжи народ, поддержавший революцию.
Александр23 апреля 2020, 18:44
Спасибо за информацию. Очень нужные и редкие скрепы между нашим разным прошлым и настоящим восстанавливаете! Побольше бы знать таких подробностей для возрождения национальной идентичности.
Ангелина19 апреля 2020, 10:10
Татьяна (сообщение от 02.04.2020 11:24), "Вставай страна огромная" это никак не Шостакович. Это Александров. Что касается музыки, это самое интернациональное из искусств. Это в последнее время только мания присваивать себе авторское право на три блатных аккорда. А популярность музыки частенько играет с автором мелодии злые шутки. Мелодии уходят в народ. Композиторы об этом знают. Не зря же Верди песенку герцога с певцом репетировали в строжайшей тайне, чтобы она впервые прозвучала именно в опере.
милуш14 апреля 2020, 16:22
Плагиат в музыке бывает осознанный и невольный. Бывает, что человек слышит во сне мелодию и проснувшись, записывает её. Потом выясняется, что он её очень давно её слышал, забыл её, а во сне она всплыла. Для профессиональных композиторов это нехорошо. Есть , примеру мелодия - Гимн Каталонии в Испании. Так эту мелодию использовали (с неболшими изменениями ритмического рисунка) два известных советских композитора: Раймонд Паулс и Александра Пахмутова. "Песня счастья завтрашнего дня", а название другой, к сожалению, забыл. Любимая песня русской эмиграции "Москва златоглавая" поётся на песню еврейского компазитора, российского происхождения, жителя Нью-Йорка Шолома Секунды "Еврейская девушка".
Алексей11 апреля 2020, 22:59
"Смело мы в бой пойдём" это новый текст положенный на романс "Белой акации гроздья душистые". Юнкера Михайловского артиллерийского училища перед Первой мировой взяли этот романс в качестве строевой песни, ускорив мелодию под строевой шаг.
Антон10 апреля 2020, 08:23
Дроздовский марш написан на мотив марша Сибирских стрелков. И не "Марш Белой армии", а песня Студеньческого батальона (впоследствии, Алексеевского полка)
Сергей 6 апреля 2020, 19:29
Главная мысль не в том, что мелодии, слова похожи и поэтому не в чем винить тех, кто разрушил православную Русь, но сами были героями и трудягами! А вот главное то, что этими методами лишали памяти русский народ, делали из него манкурта - все, что было до 17 года, это забудьте! Поэтому и Семеновское кладбище разрушили, именно потому, что герои 1812, 1904-05 года, 1914-17 годов были напоминанием, что Россия началась не в 1917 году! Те, кто и сейчас настаивает, что надо забыть всю вражду, стоят на стороне тех, для кого русский народ, его история - это разменная монета, для оплаты из целей! Признайте вину разрушителей, воздайте уважение памяти героев Российской империи и это и будет примирением
Овчинников Сергей 4 апреля 2020, 18:44
И всё же говорить о плагиате далеко не всегда уместно. Нот в музыке всего семь. Если уважаемые читатели поищут в Интернете запись государственных гимнов Эстонии или Финляндии, они без труда услышат в первых аккордах музыку Бортнянского. Это же вовсе не значит, что Пациус бессовестно ограбил Дмитрия Степановича. И уж тем более нельзя вести речь о какой-либо идеологической подоплёке государственной символики североевропейских стран. Это совпадение и не более того.
Олегъ 3 апреля 2020, 15:36
Прослушал.Произведения разные.Первая фраза - относительно похожа, далее всё разное.Похож общий дух,стиль, если можно так сказать. Музыкант Гершович, думаю, это слышит и понимает, а вот для писателя Гершовича это красивая идея, что,конечно, имеет свой смысл, так как по духу эти произведения похожи. Д.Д.Шостакович - гений музыки 20-го века,наряду с Моцартом, Бетховеном и т.д. плагиат просто не его уровень.Тем более натерпелся он в те годы ого-го-го как от тоа.Сталина И.В. Жданова А.А.(пост.1948года)и т.д. В остальном согласен с о.Андреем, каждая сторона на одну и ту же мелодию сочиняла свои слова.И с выводом автора статьи согласен, да хранит нас, грешных, Господь от такого страшного безумия!
Tatjana 3 апреля 2020, 14:33
Спасибо, о.Андрей! Слава Богу за Ваш талант и умение расшевелить любознательность и обратить внимание и интерес читателей (под разным углом) к истории нашего Отечества. Я всегда читаю не только статью, но и отклики и радуюсь... Дай Вам Бог на мнооогая лета творческого плодотворного труда. Муж мой не расстаётся с Вашими книгами и укрепляется в вере. С поклоном- Татьяна
Игорь М. 3 апреля 2020, 09:18
<<<Мелодия песни с минимальными изменениями и в том же трехдольном ритме воспроизводит песнопение Дмитрия Бортнянского>>> В "Родина слышит..." и в песнопении Бортнянского общие только три первых такта. Вряд ли это можно назвать "кражей интеллектуальной собственности", тем более что это довольно традиционный набор аккордов.А уж стихов к известным мелодиям понаписали...Сколько ж ещё мы будем воевать на своей "единственной Гражданской"?Может пора вспомнить заповедь "блаженны миротворцы" ?
Роман Синельников 2 апреля 2020, 18:59
Был в начале апреля 1998 года в бельгийском городе Лёвене свидетелем того, как проходивший мимо отряд скаутов пел на французском языке песню на мотив «По долинам, по загорьям». А что касается Шостаковича, то здесь могло и не быть намеренного заимствования. Когда мы говорим или пишем, то строим свою речь на основе только тех слов и оборотов, которые прежде услышали или прочитали. Композитор сочиняет музыку точно так же. Иногда память услужливо подсовывает ему и нам целый кусок из уже известных, но идентифицировать это без постороннего взгляда сложно.
Константин 2 апреля 2020, 16:29
Мелодия у песен одна - это и есть то наше русское зерно, это и прекрасно. Белых идейных и верующих горсть была, в основном либерота, интервенцию привлекали, сами февральскую революцию учинили и царя предали. Те кто верен остался - горсть. Никто ни у кого не крал. Есть что-то родное, своё это и применяют, то что душу трогает. Да, красные безбожники, но насколько они героичны и жертвенны, именно народ - труд постоянный. Поэтому отымется у одних и будет дано другим. Сейчас время благодатное, молись, информации море, но чувствую себя недостойнее настоящего трудяги комсомольца из 30-х,40-х, 50-х, который совершенно о себе не думал, а о стране. Не стоит превозносить одних над другими.любить надо.
Читательница (Подмосковье) 2 апреля 2020, 14:56
Людмила, я очень сомневаюсь, что отец Андрей без чьей-либо «подсказки», кроме уже упомянутого мною Л.М. Гиршовича, угадал, какие старые песни (а им несть числа) нужно прослушать и сравнить. Если бы он был музыкальным критиком, я бы поверила, что это пионерный анализ. А так "научная" новизна исследования под большим сомнением.)
Марина 2 апреля 2020, 13:17
А у песен "марш Белой армии" и "Слушай, рабочий..." есть предшественница - прекрасный романс "Белой акации гроздья душистые... (оригинальный, не из фильма "Дни Турбиных"), это если переделать несколько тактов. В детстве я читала на эту тему прекрасный рассказ, как в дни немецкой оккупации наши подпольщики использовали этот музыкальный прием. Когда мальчику-скрипачу надоедало играть мелодию романса, он играл "Слушай, рабочий", народ начинал подпевать, а полицаи потихоньку звереть, тогда он снова начинал играть и петь романс. Всем терпения, стойкости и доброго здравия! Помоги Господи! Спаси и помилуй!
Марина 2 апреля 2020, 12:58
Спасибо,отец Андрей за интересную статью,очень познавательно.Прослушала обе мелодии, песню на музыку Шостаковича и песнопение Бортнянского.Удивительное совпадение двух произведений,поразительно.
НН 2 апреля 2020, 12:58
Читательница, На мой взгляд, не в ссылках в данном случае дело. Хоть о.Андрей в одном случае замечает кражу интеллектуальной собственности и осуждает это, а в другом - замечает, но не осуждает(белым можно, они "свои"?), но статья не только об этом. Главная мысль, думаю, - последний абзац, что лично меня радует. Желаю и автору следовать своим же советам, соблюдать принцип историзма, избегать оценок исторических событий с позиций сегодняшнего времени, иначе действительно надежды на неповторение безумий у нас не останется. Так и будем делиться на ""красных" и "белых" (или нас будут делить?). Разве на какое-то время коронавирус притормозит... Простите! Преподобная мати Марие, моли Бога о нас!
Екатерина 2 апреля 2020, 12:17
Спасибо, было интересно послушать песни. Но меня расстроило, что в тяжелый момент для страны мы опять ворошим старое белье. Надо уже простить и примириться с прошлым. Сделать выводы.
Владими 2 апреля 2020, 11:30
Только что прослушал :)
Владимир 2 апреля 2020, 11:28
На ютубе все легко ищется - все песни, что указаны в статье, в различных исполнениях.
Татьяна 2 апреля 2020, 11:24
А может лучше бы было не доводить ситуацию в стране, когда "верхи не могут, а низы не хотят жить по-старому"? По заповедям Господним должны жить не только "низы". Тогда и революционных потрясений никаких не будет. Господь наш - это справедливость. Важно было помнить об этом власть предержащих и тогда, и сейчас. Для меня композитор Д. Шостакович - это прежде всего "Ленинградская симфония" - шедевр не только русской музыки, но и мировой. Или это тоже похищено у белых? Не говоря уже о "Вставай, страна огромная!", спустя столько лет мурашки бегают, когда слышу её. Оказывается все-таки и красные могут писать мировые шедевры.
Людмила 2 апреля 2020, 10:26
здравствуйте. Батюшка. спасибо. здоровья Вам и семье. а читательнице поищите сами в интернете. не на все же готовое. Даже ссылку написать ведь все равно найдете что не так. ну а если сами поищете..
Читательница (Подмосковье) 2 апреля 2020, 01:05
Хотелось бы ссылок на источники, позволившие автору статьи сделал такие выводы. Вскользь упомянутого неизвестного эссе Леонида Моисеевича Гиршовича недостаточно, чтобы сказанное звучало убедительно, а не воспринималось как «одна бабка сказала».
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×