Лекция 8. Духовная нищета «маленького человека» в повести Н.В. Гоголя «Шинель»

Православные просветительские курсы. Цикл «Духовные основы русской литературы»

16 марта в Актовом зале Сретенской семинарии прошла онлайн-лекция профессора Александра Ужанкова на тему «Духовная нищета “маленького человека” в повести Н.В. Гоголя “Шинель”». Лекция шла онлайн на канале монастыря в YouTube и в прямом эфире в Instagram-аккаунте Сретенского монастыря.

Александр Ужанков начал со значения имени Акакий. Акакий был назван в честь отца:

«Имя его, Акакий Акакиевич, неслучайно. Оно означает – незлобивый. Здесь Гоголь, вполне вероятно, отсылает к подвижнику Акакию из “Лествицы” преподобного Иоанна Синайского — книги, ставшей классикой святоотеческой литературы, которую прочли если не все, то очень многие всерьез верующие люди. Послушание подвижника Акакия было столь велико, что даже после смерти тот не мог ослушаться своего старца. А удвоение имени, Акакий Акакиевич, — это, можно сказать, незлобие в квадрате».

Профессор рассказал об образе Акакия Акакиевича, главного героя повести:

«Нельзя сказать, чтобы он был замечателен: низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и цветом лица, что называется, геморроидальным».

«Внешнее - это суть отражения внутреннего», - отметил профессор.

В повести контрастирует «гуманное место», когда за «проникающими словами» Акакия Акакиевича: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» — слышатся другие слова: «Я брат твой». Александр Ужанков рассказывает о христианском образе в повести:

«Вот здесь мы видим, как входит тема христианская в это повествование: все братия во Христе, и все носят образ Божий, поэтому относиться к любому человеку надо как к иконе Бога».

Однажды Акакий Акакиевич заметил, что его старенькая шинель совсем пришла в негодность. Он отнес ее к портному Петровичу, чтобы тот залатал ее, однако последний отказался чинить шинель, сказав, что надо шить новую.

«Давайте обратимся к арифметике. Акакий Акакиевич получал в среднем в год 400 рублей. Это 33 с небольшим рубля в месяц. Чтобы сшить шинель, Петрович попросил сначала 150 рублей. Но потом Акакий Акакиевич поразмыслил, подумал, что Петрович согласится на 80. Итак, сколько не есть, не пить нужно Акакию Акакиевичу? 2,5 месяца. Но, - замечает хитрый Гоголь для невнимательного читателя, - дело всё в том, что у Акакия Акакиевича была привычка с каждого рубля по грошу (то есть по 2 копейки) откладывать в кубышку. И вот там накопилась сумма более 40 рублей».

«Смотрите, 40 рублей уже есть. И Гоголь замечает: “А где еще взять 40 рублей?” Акакий Акакиевич решил не есть, не пить в течение года, чтобы накопить. Но к какому-то там празднику Акакию Акакиевичу обещали премию в размере жалования, а дали 60 рублей. 40 и 60 – это сколько будет? 100, это уже больше 80. Тогда, спрашивается, зачем Акакий Акакиевич копил год? Всё очень просто. Потому что Гоголь хотел показать, что вопрос не в том, может ли он сшить себе шинель или не сшить. Всё это время, в течение года духовно согревала его мысль о приобретении будущей шинели, чувство предвкушения».

Акакий Акакиевич купил новую шинель. Однажды морозным утром Акакий Акакиевич вошел в департамент в новой шинели. Ближе к полуночи он возвращался домой, когда к нему вдруг со словами «А шинель-то моя!» подошли «какие-то люди с усами» и сняли шинель с плеч. После этого герой вернулся домой и скончался.

«После Акакия ничего не осталось. Человек приходит в этот мир нагим и уходит нагим, ничего не может с собой взять в мир иной. Спрашивается, так в чем же смысл повести? В 40-е годы XIX века, как и в наше время, мало кто читал Евангелие, сравнивал свою жизнь с Евангельскими истинами. И Гоголь через это произведение попытался открыть читателям эти истины. В Евангелии сказано: “Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше”, а сокровище Акакия осталось на земле – вот главный смысл».

После лекции профессор ответил на вопросы участников. Зрители задавали их через социальные сети, лектор отвечал в прямом эфире.

Лекция
(продолжительность: 1:25:02)

Александр Ужанков

2 апреля 2020 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Лекция 14. Духовный смысл русских народных сказок (+ВИДЕО) Лекция 14. Духовный смысл русских народных сказок (+ВИДЕО)
Александр Ужанков
Лекция 14. Духовный смысл русских народных сказок (+ВИДЕО) Лекция 14. Духовный смысл русских народных сказок («Курочка ряба», «Колобок», «Теремок» и «Гуси-лебеди») (+ВИДЕО)
Православные просветительские курсы. Цикл «Духовные основы русской литературы»
Александр Ужанков
В каждой сказке живет еще одна сказка, которую может понять только взрослый.
Лекция 13. «Так просиял ли луч света в темном царстве?» О драме А.Н. Островского «Гроза» (+ВИДЕО) Лекция 13. «Так просиял ли луч света в темном царстве?» О драме А.Н. Островского «Гроза» (+ВИДЕО)
Александр Ужанков
Лекция 13. «Так просиял ли луч света в темном царстве?» О драме А.Н. Островского «Гроза» (+ВИДЕО) Лекция 13. «Так просиял ли луч света в темном царстве?» О драме А.Н. Островского «Гроза» (+ВИДЕО)
Православные просветительские курсы. Цикл «Духовные основы русской литературы»
Александр Ужанков
Лекция Александра Николаевича Ужанкова на тему «Духовные основы романа А.Н. Островского “Гроза”».
Лекция 9. Духовная лестница Н.В. Гоголя (+ВИДЕО) Лекция 9. Духовная лестница Н.В. Гоголя (+ВИДЕО)
Александр Ужанков
Лекция 9. Духовная лестница Н.В. Гоголя (+ВИДЕО) Лекция 9. Духовная лестница Н.В. Гоголя (+ВИДЕО)
Православные просветительские курсы. Цикл «Духовные основы русской литературы»
Александр Ужанков
23 ноября 2020 года прошла 9-я лекция курса «Духовные основы русской литературы» на тему «Духовная лестница Н.В. Гоголя: “Ревизор”, “Мертвые души”, “Выбранные места из переписки с друзьями”».
Лекция 12. Духовные основы романов Ф.М. Достоевского «Идиот» и «Братья Карамазовы» Лекция 12. Духовные основы романов Ф.М. Достоевского «Идиот» и «Братья Карамазовы»
Александр Ужанков
Лекция 12. Духовные основы романов Ф.М. Достоевского «Идиот» и «Братья Карамазовы» Лекция 12. Духовные основы романов Ф.М. Достоевского «Идиот» и «Братья Карамазовы» (+ВИДЕО)
Православные просветительские курсы. Цикл «Духовные основы русской литературы»
Александр Ужанков
14 декабря прошла 12-я лекция курса «Духовные основы русской литературы» на тему «Духовные основы романов Ф.М. Достоевского “Идиот” и “Братья Карамазовы”».
Лекция 11. Духовные основы романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (+ВИДЕО) Лекция 11. Духовные основы романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (+ВИДЕО)
Александр Ужанков
Лекция 11. Духовные основы романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (+ВИДЕО) Лекция 11. Духовные основы романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (+ВИДЕО)
Православные просветительские курсы. Цикл «Духовные основы русской литературы»
Александр Ужанков
7 декабря прошла 11-я лекция курса «Духовные основы русской литературы» о романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
Лекция 10. Пророк в своем отечестве. М.Ю. Лермонтов в поисках своего дома (+ВИДЕО) Лекция 10. Пророк в своем отечестве. М.Ю. Лермонтов в поисках своего дома (+ВИДЕО)
Лекция 10. Пророк в своем отечестве. М.Ю. Лермонтов в поисках своего дома
Лекция 10. Пророк в своем отечестве. М.Ю. Лермонтов в поисках своего дома (+ВИДЕО) Лекция 10. Пророк в своем отечестве. М.Ю. Лермонтов в поисках своего дома (+ВИДЕО)
Православные просветительские курсы. Цикл «Духовные основы русской литературы»
Александр Ужанков
30 ноября прошла 10-я лекция курса «Духовные основы русской литературы» об одном из самых мистических русских писателей – М.Ю. Лермонтове.
Лекция 18. Великий Пост Лекция 18. Великий Пост
Сергей Комаров
Лекция 18. Великий Пост Лекция 18. Великий Пост
Православные просветительские курсы. Цикл «Господь – просвещение мое»
Сергей Комаров
Для чего нужен пост? В чем он состоит? Что можно, что нужно и чего нельзя во время поста? История возникновения Великого Поста. В чем главное содержание и смысл Великого Поста?
Лекция 12. «Господь – просвещение мое» на тему «Притчи Христовы» Лекция 12. «Господь – просвещение мое» на тему «Притчи Христовы»
Сергей Комаров
Лекция 12. «Господь – просвещение мое» на тему «Притчи Христовы» Лекция 12. «Господь – просвещение мое» на тему «Притчи Христовы»
Православные просветительские курсы. Цикл «Господь – просвещение мое»
Сергей Комаров
Зачем Христос говорил притчами? Иносказательность в речи Спасителя. Варианты толкования притч. Главные темы притч. Образы Царствия Божия в евангельских притчах.
Лекция 11. Апостолы. Заповеди блаженств Лекция 11. Апостолы. Заповеди блаженств
Сергей Комаров
Лекция 11. Апостолы. Заповеди блаженств Лекция 11. Апостолы. Заповеди блаженств
Православные просветительские курсы. Цикл «Господь – просвещение мое»
Сергей Комаров
Кем были ученики Иисуса Христа. Где и когда были произнесены заповеди блаженств, каково их значение. Заповеди блаженств в контексте Нагорной проповеди. Исполняемы ли заповеди блаженств, как их исполнить в современной мирской жизни.
Комментарии
Екатерина 5 апреля 2020, 21:45
Большая благодарность Александру Николаевичу за интересный разбор "Шинели" и Сретенскому монастырю за организацию лекции! С удовольствием перечитала этот рассказ, насладилась уникальным языком Гоголя и поразмышляла о глубоких смыслах нашего бытия. Истинно, пища для ума!
Наталья 2 апреля 2020, 14:56
Здравствуйте! Спасибо за лекцию. Скажите пожалуйста, о ком говорилось в конце лекции - вопрос не было слышно и фамилия не прозвучала. Спасибо.
Ольга (продолжение) 2 апреля 2020, 09:19
Чем человек меньше, тем он ближе к Богу, Который умалил Себя. Непонятно, чем вызвано такое смешение светских и православных понятий. Акакий Акакиевич бездуховен ровно столько, сколько святы все мы – и считающие себя большими, и смиренные. Вряд ли Гоголь-христианин видел в своем герое одну сплошную бездуховность. Хочется закончить словами Н.В. Гоголя из предисловия к "Выбранным местам из переписки...": «…одно мое собственное неразумие, одна моя поспешность и торопливость были причиной тому, что сочинения мои предстали в таком несовершенном виде и почти всех привели в заблуждение насчет их настоящего смысла».
Ольга (продолжение) 2 апреля 2020, 09:12
А.Н. Ужанков: «Акакий Акакиевич потому «маленький человек», что он бездуховная личность, потому,что в нем умер образ Божий.Он сам в себе умертвил этот образ Божий…» На мой взгляд,это утверждение созвучно горьковскому «человек – это звучит гордо». Если бы человека святой жизни мы назвали большим,он бы обиделся.) В светском понимании «маленький человек» – это имеющий невысокий социальный статус, человек, у которого отсутствует стремление сделать карьеру, неприметный человек, серая мышка. Думаю,наши классики это и имели в виду,создавая образы маленького человека.В православном понимании «маленький человек» – это смиренный человек,тот самый «нищий духом».
Ольга 2 апреля 2020, 09:07
Спасибо Александру Николаевичу за лекцию,за то,что побуждает вновь и вновь возвращаться к нестареющей классике.Но не могу согласиться со всеми его выводами.«Внешнее–это суть отражения внутреннего»–весьма сомнительное утверждение,вряд ли имеющее отношение к православию.Мы знаем примеры юродивых и других святых,не отличавшихся внешней красотой,но имевшими красоту внутреннюю.Были среди нет не просто «подслеповатые»,но и слепые.Можно вспомнить и имевшего безобразный вид святого мч. Христофора и т.д.Непонятно,почему,анализируя повесть с православной,евангельской точки зрения,Александр Ник.говорит о бездуховности героя,используя понятие «духовной нищета»,кот. в православии является добродетелью.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×