Доброта за чужой счет

    

Давно хотела написать этот материал. Лет с десяти. Прочла «Приключения Тома Сойера» и, как сейчас понимаю, засобиралась. И вот наконец пишу.

Тогда озадачил мое детское нравственное чувство один эпизод в книге. Рассказывая о похоронах местного хладнокровного убийцы – индейца Джо – автор добавил рассуждение о слезливых экзальтированных дамах, которые готовы просить милости хоть сатане. Едко так добавил, вполне в своем духе.

Не оправдывая в целом мировоззрение Марка Твена, могу всё же понять истоки его сарказма: острый ум должен был сильно раниться о те формы прелести, которые сплошь и рядом приобретало неправославное христианское благочестие.

У меня ум далеко не такой острый, но ведь и отсутствие трезвения среди православных людей выглядит куда хуже.

Жалеть виноватых – опасное занятие, прелестное

Жалеть виноватых за счет пострадавших – опасное занятие, прелестное. И жестокое. Притом довольно распространенное. Имею в виду призывы прощать, доходящие до осуждения тех, кто не может простить. Такое, знаете: «Ну что, вам жалко, что ли, простить? Фу, какие вы мелочные!»

Прощать, конечно, надо. И есть аскетические механизмы, помогающие прощать, – самоукорение, покаяние… Вопрос в том, как расставлены акценты. На себя должно обращать эти механизмы решительно, а на других – поостеречься.

Мы не знаем, почему человек не может простить. Даже там, где обида на первый взгляд небольшая. Возможно, она небольшая, но тысячная по счету. А может быть, у человека давнее депрессивное расстройство, и каждая пылинка на его нервах превращается в убийственный груз. Большую же обиду простить вообще крайне трудно. Настолько трудно, что Господь обещал нам Царство Небесное за одно только это делание.

***

Большинство людей в той или иной мере любит пожаловаться, и большинство в какой-то мере заблуждается относительно своей доброты. Поэтому ситуации, когда мы жалеем за чужой счет, – довольно обычные. Но, как говорил товарищ Гегель, большее количество имеет свойство переходить в иное качество. Этот материал написан из-за случаев, доведенных до логического конца.

Об одних ситуациях, когда кто-то прямо обижен, а его попрекают нежеланием простить и забыть, мы уже заговорили. Вместо того чтобы посочувствовать человеку, разделить и облегчить его боль и таким образом помочь ему простить, мы любим, по сути, заявить, что боль его надуманная и пустячная.

А о чужой боли надо бы рассуждать поосторожнее…

Другие ситуации имеют видимость прямо противоположную: когда некто жалуется, что жертва как раз таки он, и «защитник» на белом коне бросается в атаку на предполагаемого обидчика. Совершенно упуская из виду, что тот может быть прав в своей реакции на «бедную жертву».

В монастыре, особенно небольшом, подобные вещи диагностируются довольно легко. Если насельник начинает жалеть кого-то, переходя на осуждение тех, кто, как кажется, обижает и притесняет, то игумен/игумения легко может понять, с чем имеет дело, – с несколько горячным состраданием или с прелестью в ее частном проявлении. Для этого достаточно поселить жалеющего и жалеемого вместе или поставить их на одно послушание. Несложно догадаться, что любитель жалеть за чужой счет вскоре начинает злиться на «жертву» сильнее, чем прежние «обидчики». И это способно отрезвлять, причем и того, и другого.

В монастыре – это даже не как в семье; из семьи люди уходят на работу или в гости и там могут раскрыться / отдохнуть / сорваться… а в дом принести себя – другого. В небольшом же монастыре всё время все вместе, здесь не скроешь своей внутренней гнили, не замаскируешь.

И потому, если монашествующий со спасительного пути самоукорения неудержимо сползает на прелестный путь самооправдания и ропота, то он обычно находит лишь один выход: заводить знакомства на стороне и рассказывать свои басни мирянам.

Выход этот нелегальный – о нем подробно писал еще святитель Игнатий (Брянчанинов), говоря о том, что монаху неполезно заводить самочинные знакомства среди мирян. И еще о том, что такой монах при случае «не остановится сделать всевозможное зло обители при помощи своих непотребных связей в миру». И да – так и бывает: сперва насельник среди духовно-неопытных мирян собирает своими жалобами «группу поддержки», а потом натравливает ее на монастырь, преимущественно на настоятеля.

Если же не нарушать этого правила, то нормальный монастырь, повторюсь, относительно легко выявляет и лечит подобные заблуждения. Но вот если в миру человек сам над собой не потрудится для выявления такого самообмана, то со стороны вытрезвить его почти невозможно.

На работе обычно ни задачи, ни формат производства не позволяют руководству проводить рокировки в воспитательных целях. А вне работы человек вообще ничем не сдерживается – в наш век общения без границ он может сколько душеньке угодно плескаться в океане своих иллюзий и представлять себя хоть мучеником за правду, хоть патентованным защитником обиженных и угнетенных.

Особенность этого заблуждения в том, что при воцерковлении ему сподручно лишь усиливаться. Мы ведь слышим, что надо прощать обиды, что ближнего надо любить и жалеть, надо защищать, надо творить добрые дела… Так почему бы не постараться? За чужой счет нетрудно, а душу греет чувством исполненного долга.

Кстати, о добрых делах: еще одна разновидность этого странного делания – благотворительность за чужой счет. По той же самой схеме: «Ну что, вам жалко, что ли, помочь нуждающемуся? Фу, какие вы жадные…»

Или сразу переходя к делу:

– Павлик, мама дала нам по сырку, но я встретил бедного голодного котенка – и отдал ему твой сырок…

– Почему же ты не отдал свой?

– А свой я уже съел.

Реальное положение дел упрекаемых людей не рассматривается: раз жалеющий решил, что эти люди могут помогать, значит, так и должно быть. И не учитывается предыдущий опыт благотворительности у этих людей. Вообще. А ведь он бывает очень и очень печальным, и в любом случае – это опыт. Которого у «добрячка» частенько просто нет.

Как тут не вспомнить ситуацию, с неподражаемой иронией описанную у того же Марка Твена от лица беспризорного мальчишки! Два ответственных человека, зная отца Гека Финна как агрессивного пропойцу и вора, пытаются спасти от него мальчика, а городской судья отказывает им в опеке, начитывает мораль и напоследок еще решает дать городу урок человеколюбия, показав, как исправить Финна-старшего.

Он поселяет его в своем доме в лучшей комнате, одевает в лучшую одежду и говорит проникновенную речь о добродетели и вере в человека. В ответ слышит не менее пафосный монолог о раскаянии и исправлении. Как результат все умиляются, плачут и расходятся по комнатам, крайне довольные собой и друг другом. А через несколько часов папаша Финн продал новый костюм, упился до невменяемости и обгадил всю гостевую комнату.

Судья после этого сказал, что исправить Финна-старшего способна разве что хорошая пуля. И над этим можно посмеяться, можно поскорбеть, а можно рассудить, что лучше уж завышенный скепсис, чем мечтания о своей доброте.

Единственно правильный способ жалеть – это самому решать проблемы человека. И тогда мы поймем не только обиженного, но и «обидчиков»

Вывод тут один: единственно правильный способ жалеть – это самому решать проблемы человека. В результате реального труда по решению проблемы и более тесного общения мы, возможно, убедимся, что понять можно не только обиженного, но и «обидчиков», не только нуждающегося, но и тех, кто не желает ему помогать… Это, повторимся, славно вытрезвляет.

Если же мы от слов не переходим к делу, то умудряемся не вытрезвляться даже при явной и вопиющей своей неправоте. Примером тому служат бесчисленные дебаты в интернете. Тут один и тот же человек может без всякой милости накинуться на того, кто дал нравственную оценку чьему-то поступку, и тут же призвать: «Мы должны давать нравственную оценку поведению других людей, но помнить, что суд без милости не сотворшим милости!» И ничего за собой не заметить и прекрасно себя потом чувствовать.

Потому иногда такие «добрые» бывают самыми злыми – могут еще и икону «Умягчение злых сердец» подарить тому, кто в сто раз великодушнее их. А иногда это просто инфантильные мечтатели вроде героини Чехова из рассказа «Княгиня». Но общее у доброты за чужой счет одно – она ужасно досаждает людям, которые реально трудятся над благоустройством жизни, терпят чьи-то недостатки, прощают обиды и сознательно пытаются творить добрые дела.

Не будем забывать, что зло не может быть объединяющим началом – бесы ведь и друг друга ненавидят. Если наши жалость и сострадание к людям выливаются в гнев, осуждение или самолюбование – это не жалость и не сострадание, а либо прельщение, либо какая-то иная форма потери реальности.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Антиобидин для водовозов Антиобидин для водовозов
Ольга Назарова
Антиобидин для водовозов Антиобидин для водовозов
Беседа об обидах и их преодолении
Ольга Назарова
Причину такого количества обид, в том числе в православной среде, надо искать в преизобилующей в нас любви… к себе.
Бог подарил нам целый каравай, чтобы мы не требовали вернуть себе крошку Бог подарил нам целый каравай, чтобы мы не требовали вернуть себе крошку
Свящ. Димитрий Выдумкин
Бог подарил нам целый каравай, чтобы мы не требовали вернуть себе крошку Бог подарил нам целый каравай, чтобы мы не требовали вернуть себе крошку
Священник Димитрий Выдумкин
Притча Спасителя о немилосердном должнике (см.: Мф. 18: 23–35) не только о неблагодарности. Она и о великой силе покаяния, и о смертоносной «тле» – жестокосердии, которое способно нейтрализовать эту силу.
«Ты кого обидел – запомни это. Тебя кто обидел – забудь» (+ВИДЕО) «Ты кого обидел – запомни это. Тебя кто обидел – забудь» (+ВИДЕО)
Прот. Валериан Кречетов
«Ты кого обидел – запомни это. Тебя кто обидел – забудь» (+ВИДЕО) «Ты кого обидел – запомни это. Тебя кто обидел – забудь» (+ВИДЕО)
Беседа с протоиереем Валерианом Кречетовым о прощении
Никита Филатов
Как быть, если обида не забывается? Почему мучит грех, который ты исповедовал? Что делать, если кто-то пытается манипулировать твоим чувством вины? И всегда ли нужно искать прощения? Может быть, и непрощение тоже ко благу?
Комментарии
Александр14 марта 2021, 19:16
Матушка Наталья, дай Вам Бог здоровья. Вот прямо в точку... Я так же думаю, только Вы это выразили красиво и точно С уважением Александр
ольга16 августа 2020, 14:40
Отличная статья. Призывает народ думать головой. Если тебе что-то сказали, подумай, кто тебе это сказал, зачем он тебе это сказал и к каким последствиям приведет , если ты сделаешь то, что он сказал.Так учил меня мой отец. То , что здесь описано называется в психологии манипуляция. Манипуляторы -эгоисты, стремящиеся при меньших затратах достичь выгоды для себя. Люди в комментариях делятся историями, в которых они чувствовали себя несправедливо ущемленными. Но противостоять манипулятору не смогли из- за того , что были не подготовлены. Можно найти слова и действия, которые покажут манипуляторам, что их обслуживать никто не собирается и вообще надо совесть иметь.
Аделаида16 июля 2020, 12:13
Спасибо автору, очень интересная тема!За чужой счёт легче быть "добреньким"(не добрым).Выбор лёгкого пути...Спасибо всем участникам обсуждения, очень хорошие,интересные комментарии.Я зачиталась, но надо и делами заниматься!))
инокиня Наталья -- Галине Ник 7 июля 2020, 20:58
Я понимаю. Но,повторюсь (не в обиду)- Вы просто не знаете истории. Как у Стругацких: "надо у нас в школе ввести курс феодальной интриги" - наивно полагать, что хитрость и коварство нашего времени перещеголяли века минувшие. Просто - на чужом теле, как на доске, а на своем каждая царапина болит. Прочтите на сайте статью "Мальчик не покорился" и представьте, какой это был ужас, - а ведь дело происходило на Святой Руси! А если Вы сейчас говорите о полемике, разгоревшейся вокруг духовных школ, то советую не скорбеть сильно о предполагаемых проблемах в вопросах, которые совершенно однозначно не входят в круг Вашей компетенции. Откуда нам знать, насколько корректна информация, если мы "не в теме"?
Галина Ник 7 июля 2020, 16:34
Продолжение: Признаться, предпочла бы оставаться в неведении, ибо знание умножает скорбь. Добавлю: по поводу корректности – это не о Вас. И зачем нужно, чтобы Вы меня поняли? сама не знаю.
Галина Ник 7 июля 2020, 16:33
Продолжение: Что воля – что неволя – все равно. Не являясь поклонницей сослагательного наклонения, тем более применительно к истории, понимаю: мы не смогли бы вынести притеснений минувшего потому, что физически более немощны, нежели наши предки, однако мученики прошлого не осилили бы и сотой доли современной пропаганды безумия. Наши предки решали проблемы намного проще, чем мы грешные. Сейчас в ходу не сила убеждения, не сила личного примера и подвига, и даже не просто физическая сила, а изощренные хитрость и коварство. Церковь, увы, сейчас ничем не отделена от мира. Какова там транскрипция написания слова «мир»? Сколько вариантов написания этого слова было еще недавно в русском языке?
Галина Ник 7 июля 2020, 16:32
инокиня Наталья -- Галине Ник 7 июля 2020, 13:48 Смею надеяться, что отечественную историю, как и всемирную, знаю на 3+. Знание истории церкви по причине отсутствия сведений в годы юности, когда ум впитывал как губка, восполняю чтением. Когда натыкаюсь на заведомо, скажу сдержано, не корректную информацию, преподносимую уважаемыми людьми на православных сайтах... а ведь не одна я такая дотошная. Современные средства связи позволяют быть в курсе, а сайт многими воспринимается не как отдельные не связанные между собой публикации, а как нечто единое. По поводу нестроений прошлого думаю, что поныне они все те же, только люди другие, все больше с холодным сердцем.
инокиня Наталья -- Галине Ник 7 июля 2020, 13:48
Не скорбите. Предполагаю, что это у Вас от незнания истории. Если бы Вы знали историю, то все нестроения нынешнего времени, в том числе и церковные, показались бы Вам довольно безобидными)))
Галина Ник 6 июля 2020, 23:04
Думаю, что Вы правы, а я поддалась эмоциям. Уж очень большой тяжестью ложится происходящее в Церкви и обществе в целом на сердце.
Андрей 6 июля 2020, 19:24
P.P.P.S: http://www.pravoslavie.ru/94570.html
Екатерина М. 6 июля 2020, 18:05
Последний пост, не хочется снова по новой. В статье сказано о злых и добрых, оценки даны, вплоть до прелести, раздражение и досада узаконены: "такие «добрые» бывают самыми злыми – могут еще и икону «Умягчение злых сердец» подарить тому, кто в сто раз великодушнее их. А иногда это просто инфантильные мечтатели вроде героини Чехова из рассказа «Княгиня». Но общее у доброты за чужой счет одно – она ужасно досаждает людям, которые реально трудятся над благоустройством жизни, терпят чьи-то недостатки, прощают обиды и сознательно пытаются творить добрые дела." - Судя по ответам, все отказываются от этих оценок. Может, заметили, что они явно противоречат доброте, прощению, неосуждению? Очень рада.
инокиня Наталья -- ЕВ 6 июля 2020, 16:56
Екатерина всё поняла. Просто она считает, что автор в своем духовном развитии "застрял" на мелочном осуждении, раздражительности и нежелании прощать человеческие слабости. Не знаю, что на это сказать. С одной стороны она права - я действительно далека от совершенства. С другой, учитывая, что лично мы не знакомы, это ее догадка... а осуждать по догадке - штука опасная. Екатерина, конечно, скажет, что поняла это по тону моей статьи. Но будет неправа. Тон, который можно квалифицировать как раздражительный и даже язвительный, нередко встречается даже у самых великих святых - едва ли его наличие/отсутствие является безусловным критерием духовного преуспеяния.
Инна Екатерине М 6 июля 2020, 15:32
Может быть вы это и прожили, но вряд ли справились. Иначе не говорили бы так снисходительно, что автор где-то там "застрял" и ваше дело наставить на путь истинный его и всех комментаторов, которые неразумно хвалят статью. В ваших рассуждениях столько осуждения, причем грубого - по догадкам - что непохоже, чтобы вы вообще хоть сколько-то продвинулись в борьбе с ним.
инокиня Наталья -- Галине Ник 6 июля 2020, 15:19
Простите, я просто не в курсе всех новостей - у кого что горит. Да и потом - если продолжать аналогии, то можно сказать и так: то, что у кого-то горит крыша, не значит, что другим не надо стирать занавески. Или так: то, что горит крыша, не значит, что можно нарушать правила дорожного движения. Или говорить только о крышах и пожарах. Свт.Игнатий среди всех своих трудов нашел и уделил время этой теме - говорил, в частности, что в его время доброта за чужой счет больше была свойственна питерскому благочестию, в отличии от московского - значит тема стОит нашего внимания, как думаете?
И.Н.Н. Екатерине М 6 июля 2020, 14:59
Вот-вот, именно это: "Говорить о грехе нужно без переходов на личности. И без раздачи оценок тому, чтО в человеке - добро или зло, хорош он или плох, годен или нет". И Вы нисколько не переходите на личности... ну, просто считаете, что автором движет лишь осуждение, раздражение и желание "вешать ярлыки". А что такого? Имеете право))) Одна проблема - при этом попадаете под свое собственное осуждение.
Андрей 6 июля 2020, 13:13
Екатерина М. 5 июля 2020, 20:57, частные мнения это у нас с вам, а творения святителя Игнатия Брянчанинова относятся к Священному Преданию. Желающие совершенства, в отличии от просто спасающихся, изрекают 3 обета: безбрачия, нестяжания и послушания. Более того, священноначалие не каждому позволяет ступить на путь иночества, а уж взяться за подвиги уровня юродства (Обвинения https://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanchaninov/prakticheskaja-ehntsiklopedija/13 ) и подавно. Впрочем, право на защиту собственной жизни и послушание защищать ближнего с оружием в руках бывают даже у пустынников. Почитайте жития преподобного Серафима Саровского, а так же преподобных Александра Пересвета и Андрея Осляби.
Галина Ник 6 июля 2020, 11:39
инокиня Наталья -- Галине Ник 30 июня 2020, 20:52 Простите, не ответила сразу – лето. Тема, конечно, нужная, однако в свете последних событий выглядит как уведение в сторону. Примерно вроде того, что в доме крыша горит, а хозяйка сетует, что от дыма занавески пожелтели. Причина ведь глубже и сложнее, чем кажется. Простите, пожалуйста, ну как смогла объяснила, что имела ввиду.
Екатерина М. 6 июля 2020, 11:11
"Вывод тут один: единственно правильный способ жалеть – это самому решать проблемы человека","В статье говорится о том, что нехорошо быть добрым за чужой счет - жалеть человека на словах, а все реальные дела по поддержанию этого человека и терпению его недостатков перекладывать на плечи других людей". Когда-то другая статья тут была замечательная, как батюшка в далекой сельской местности организовал монастырь, и туда всех бабушек болящих, умирающих уже, свозил, по всей округе собирал, они погибали в пустых домах без помощи. При новом же монастыре сразу организовал богадельню. И все труды по уходу легли на сестер (не на него же, да?), а их было немного, да и монастырь только-только строился.
Екатерина М 6 июля 2020, 10:43
ЕВ: "Автор попытался вам ответить, но в ответ получил новую порцию откровенного непонимания и искажения смысла написанного. Статья замечательная, не в бровь, а в глаз. Доброта за чужой счет на самом деле жуткое явление." Ув.ЕВ, простите, но мне кажется, что это Вы меня не поняли. Нужно видеть корень проблемы, я об этом писала. А то, что "доброта за чужой счет" (как и иные неприятные вещи) существует, никто не спорит. Только смотреть на них нужно по-христиански, а не по-мирски. Не делить людей на злых и добрых. И себя тем не губить. Это я пыталась донести. При чем, все мои слова касаются автора в той же степени, что и меня лично. Когда изнутри это прожил, видишь, где и в чем другой застрял.
ЕВ 6 июля 2020, 01:44
"Екатерина М. 5 июля 2020, 20:34 Но это "разгром" не автора, а его подхода. Разница большая" Екатерина, ваши комментарии, неплохие по содержанию, но применительно к данной статье, как говорится, ни к селу, ни к городу. Вы просто не поняли смысла статьи и посыла автора. Автор попытался вам ответить, но в ответ получил новую порцию откровенного непонимания и искажения смысла написанного. Статья замечательная, не в бровь, а в глаз. Доброта за чужой счет на самом деле жуткое явление.
Екатерина М. 5 июля 2020, 20:57
Ув.Андрей, в пределах той темы, что мы обсуждали, думаю, правила все же одинаковы, и мнению свт.Игнатия Брянчанинова не противоречат. Напротив, озвученные им требования к желающим быть совершенными весьма строги: "Взять крест – значит с верою и любовью облобызать все лишения, все гонения, скорби и поношения от мира, как подъял их Христос". Хотя опять-таки, это и к мирянам относится. А какого вида скорби - уже частности, как и в данном обсуждаемом случае. Можно просить, объяснять, но не обижаться и раздражаться, хоть это и очень трудно. И оправдывать себя в этом нельзя. Как "Отче наш" читать станем? Каждый день, когда обиды не прощены и думаешь на людей злое?? Проформа одна будет и грех нам.
Екатерина М. 5 июля 2020, 20:34
И.Н.Н.: "Вы уже столько времени громите автора за то, что он якобы громит грешников... может пора задуматься над тем, что происходит с Вами? Или тоже скажете, что обличаете грех, а потому Вам можно громить..?" Да, скажу)) Но это "разгром" не автора, а его подхода. Разница большая. Говорить о грехе нужно без переходов на личности. И без раздачи оценок тому, чтО в человеке - добро или зло, хорош он или плох, годен или нет. Вешать на людей ярлыки - привычное дело внешних, они же и стараются чувствовать себя лучше других. И 90% всех сплетен на эту же тему. Внутренним нужно бы иначе. Потому и поразило, что почти все хвалят, а что хвалить? И автору вредно, и читателям. Не Правмир же тут, правда?
Андрей 5 июля 2020, 12:41
Екатерина М. 4 июля 2020, 18:49, по поводу мнения о единых правилах для мирян и иноков предлагаю перечитать "Поучение в тридцатую неделю. О спасении и совершенстве" святителя Игнатия Брянчанинова (https://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanchaninov/asketicheskaya_propoved/46). По собственно теме можно добавить, что практика добрых дел за чужой счёт это прежде всего навязывание своей воли другому человеку, то есть попытка заменить собою Бога. Старая история, а дальше уже тот искушаемый человек делает свой свободный выбор между добром и злом, кто то подобно Адаму и Еве (https://pravoslavie.ru/77180.html), а кто то подобно Архангелу Михаилу (https://pravoslavie.ru/49927.html).
И.Н.Н. 5 июля 2020, 11:12
Вы уже столько времени громите автора за то, что он якобы громит грешников... может пора задуматься над тем, что происходит с Вами? Или тоже скажете, что обличаете грех, а потому Вам можно громить..? Видимо этот абзац как раз про Вас: "Тут один и тот же человек может без всякой милости накинуться на того, кто дал нравственную оценку чьему-то поступку, и тут же призвать: «Мы должны давать нравственную оценку поведению других людей, но помнить, что суд без милости не сотворшим милости!» И ничего за собой не заметить и прекрасно себя потом чувствовать."
Екатерина М. 4 июля 2020, 18:49
Андрей, пораздумала еще над Вашими словами, что до иноков нам не дотянуться, и ношу надо брать по уму. Думаю, что если в жизни руководствоваться мирскими мерками, жить просто невыносимо. А если Божьими правилами, то напротив, все становится на место. Не сразу всё, и непросто, но это как "небо и земля". Сравнить нельзя даже, сколько мучительных и бессмысленных проблем уходит. Слава Богу за всё. На себя правильно нужно смотреть. Отцы говорят, что преуспеяние не в чувстве самодовольства - какой я добрый и великодушный, не то, что эти)) А в чувстве самоукорения и видения своих грехов. Нельзя же это забывать и по-комсомольски громить окружающих грешников. Их меньше не будет, а себе пользы ноль.
Екатерина М. 4 июля 2020, 18:06
Андрей "Дотянем ли мы, живущие среди мира, до уровня хотя бы новоначальных иноков? Например, физкультурники знают, что даже вполне посильный, но преждевременно взятый в тренировочную работу вес принесёт лишь вред." Ну, правила для мирян и иноков одни. Евангелие для всех, требования к прощению и самоукорению так же для всех. Пример про фарисея и мытаря тоже. Зачем же нам уподобляться фарисею, только подыскав для самооправдания и осуждения "злодеев" побольше оснований? Так можно совсем сбиться с пути, если вовремя не понять, что рулишь не туда. Тем более, чем несправедливее и тяжелее груз по воле Божьей тебе дали, тем больше и награда. Может, это венец твой, а ты ропщешь и всё портишь.
Анна С.В. 4 июля 2020, 14:00
Всё верно, спасибо за статью.
Андрей 4 июля 2020, 12:12
Екатерина М. 3 июля 2020, 15:03, Святитель Игнатий Брянчанинов начинает «Приношение современному монашеству» словами: « Церковный Устав говорит, что по завещанию святых отцов во всем должно наблюдать меру и правило. Упомянув вообще о святых отцах, Устав приводит знаменательное изречение преподобного Ефрема Сирского: «Там настоит великое бедствие, где жительством не руководствуют законные правила». ( https://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanchaninov/prinoshenie-sovremennomu-monashestvu/1 ) Дотянем ли мы, живущие среди мира, до уровня хотя бы новоначальных иноков? Например, физкультурники знают, что даже вполне посильный, но преждевременно взятый в тренировочную работу вес принесёт лишь вред.
Елена 3 июля 2020, 16:12
Продолжение. Ситуация 2. Слегла свекровь, да притом заболела психически. Дочь, живущая рядом, не захотела менять свою жизнь, и уход лег на меня. Отказалась от хорошей работы. Первенец был заброшен – не физически, нет, но на пообщаться сил не хватало. (Сейчас дочь подросток, и у нас нет близости, это мое огромное горе). И на фоне этого ежедневно звонила сестра мужа с «заботой» о маме. Как у мамы настроение? А как мама кушала? А может ей нужно сварить вот это? А может ее нужно выносить на свежий воздух? Прошу и умоляю, будьте милосердны! Не помогаете – не мешайте выживать в сложной ситуации!
Елена 3 июля 2020, 16:11
"...И вам, законникам, горе, что налагаете на людей бремена неудобоносимые, а сами и одним перстом своим не дотрагиваетесь до них. Спасибо, Наталья, за вашу статью! Хочу проиллюстрировать примерами из жизни. Ситуация 1: на приходе есть женщина с сыном - инвалидом. И вот однажды, мне по-свойски сказали - а вози их ты на литургию. Возить-то стала, но пришлось побороться с собой. У самой маленькие дети, пока соберешь, еще крюк делать, а потом и назад везти. Не очень удобно.Вот как я поняла, что вопрос лишь в этом "удобно", то даже стыдно сердиться.
Екатерина М. 3 июля 2020, 15:03
Господь для чего неприятности нам попускает? Вот я такая милая и добрая вся, а как мне чужую работу некто "добренький за чужой счет" свалил, так вся моя внешняя доброта вмиг улетучилась. И полезло что-то иное, вовсе не доброе и не красивое. Как у аввы Дорофея, про гнилой хлеб. Потому и посылается нам такое, чтобы на себя человек получше взглянул, и свою "красоту" (а не чужую!) увидел наконец-то. Ужаснулся себе, а не другим. Вот суть проблемы, мне кажется.
Екатерина М. 3 июля 2020, 14:51
Ув.и.Наталья, да, конечно, вопрос к Вам - Вы же свое раздражение всем сообщаете и его оправдываете. Что неполезно никому, простите. Господь нам дарует мир, который нужно хранить и беречь всеми силами, и измену ему считать большим грехом. А раздражение - личная злая болезнь, которую никак нельзя извинять и поддерживать. То, что другие люди могут поступать нехорошо, понятно. Не понятно, почему их нужно записывать в прелестных злодеев, а свое осуждение и раздражение считать правильным. Про приказной тон не знаю, это частности, а совет единственно верный и хороший - прости, ты Христа своей обидой предаешь. Гибнешь. И если дали Вам нести "чужую" ношу, значит, с Божьего попущения, Вам же во благо.
инокиня Наталья -- Екатерине М. 3 июля 2020, 12:33
"Зачем (Вам) раздражение" - это вопрос ко мне? Не знаю. Господь Бог так устроил человека, что раздражение является естественной реакцией на внешнее воздействие. Или Вы о каком-то другом раздражении говорили? Что же касается посыла статьи, то если он Вам непонятен, то лучше начать с вопроса, а не с утверждения. В статье говорится о том, что нехорошо быть добрым за чужой счет - жалеть человека на словах, а все реальные дела по поддержанию этого человека и терпению его недостатков перекладывать на плечи других людей. В том числе и прощение. То есть, если Вас обидели - Вы и прощайте, а если обидели кого-то, то нехорошо ему, и так обиженному, говорить полуприказным тоном "а ну ка - прости!"
Андрей 3 июля 2020, 07:01
P.P.S. Легендарный английский лучник Робин Гуд любил быть добрым за чужой счёт, однако, так и остался разбойником из Шервудского леса.
Екатерина М. 3 июля 2020, 00:28
"Потому иногда такие «добрые» бывают самыми злыми – могут еще и икону «Умягчение злых сердец» подарить тому, кто в сто раз великодушнее их. А иногда это просто инфантильные мечтатели вроде героини Чехова из рассказа «Княгиня». Но общее у доброты за чужой счет одно – она ужасно досаждает людям, которые реально трудятся над благоустройством жизни, терпят чьи-то недостатки, прощают обиды и сознательно пытаются творить добрые дела." - то есть, мы сами такие хорошие, а злые люди мешают, еще и добрыми прикидываются, ну как тут не обидеться?) Имхо оценки людям раздавать очень вредно. Это то самое осуждение. Еще и с самооправданием. Плохо делает, обидно - скажи прямо, а считать его хуже себя зачем?
Екатерина М. 2 июля 2020, 22:48
Не совсем понятен посыл статьи. Впечатление скрытого раздражения. Зачем оно Вам? А по сути - все равно единственный выход для нас - прощать. Если не хочешь в аду быть. И все эти танцы вокруг да около - "может простить, не может, а вот вам бы так" - от лукавого. Господь просто и твердо сказал - отпускайте и вам отпустят, "если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших". Да, трудно. Но ни себе, любимому, ада не хочется, да и ему, самому злому обидчику, вечного мучения вряд ли станешь желать. В том и высший смысл любви - все всем и всё отпустят, и могут быть свободны.
Яна (Jana W) 2 июля 2020, 19:58
Хорошая статья о реально существующей проблеме. Прощать тех, с кем сама столкнулась вот так, а не своими "изумительными" советами "помогать" другим. Что касается упомянутого рассказа Чехова, помню первое впечатление. Так вот. эта княгиня не показалась наивной мечтательницей. Хотя да, весь рассказ проникнут описанием ее самолюбования, и беспрерывного ожидания подтверждения собственной исключительности.
инокиня Наталья -- Павлу З. 2 июля 2020, 19:30
Меня простите. Мне кажется, что на эту тему и пишут очень много, и немало работают в этом направлении. Поэтому если и писать еще, то лишь тем, кто имеет опыт. У меня он достаточно ограничен, и было бы дерзостью с моей стороны начать рассуждать на эту тему.
Павел З. 2 июля 2020, 13:51
Матушка Наталия, простите меня, грешного. Я только хотел сказать, что стоило, быть может, сделать акцент именно на этой заповеди, по-моему, с такими, как отец Гека Финна, сейчас мало кто возится.
инокиня Наталья -- Павлу З. 2 июля 2020, 09:05
Вообще-то половина аскетической литературы посвящена тому, какие издержки может повлечь неверное исполнение заповедей. Которые все важны сами по себе. А коль скоро неверное исполнение этой конкретной заповеди встречается, и нередко, то почему бы мне не сделать на эту тему материал, приведя конкретные примеры?
Солнышкина 1 июля 2020, 21:14
Уважаемый Константин, эту фразу Глеба Жиглова я вспомнила полушутя, как пример того, что прежде чем бросаться жалеть жалующегося, а тем более за чужой счёт, стоит поближе ознакомиться с ситуацией в которой он оказался и о причинах произошедшего, о чем собственно и статья. Те примеры, которые привели Вы несколько о другом. Жертва Спасителя в том, что Он взял на себя вину всех людей!
Андрей 1 июля 2020, 20:45
Константин 1 июля 2020, 11:17, мы же люди и не можем видеть полной картины происходящего во вселенной, а даже если бы могли бы видеть то не могли бы осмыслить происходящего. За себя придётся отвечать каждому, а за кого то ещё только только тем, у кого была того или иного рода власть. Священникам за прихожан, родителям за детей, командирам за подчинённых, властителям за державы. Больше того, на посмертном суде каждому из нас будет доказано, что грехи были совершены исключительно по собственной свободной воле. Стало быть нет смысла пытаться постигнуть непостижимое, но следует крепко позаботиться о собственной вечной участи. P.S. https://pravoslavie.ru/100080.html
Павел З. 1 июля 2020, 18:47
Честно говоря, не понимаю рассказа из Марка Твена о попытке исправить отца Гека Финна. Я бы на месте судьи продолжал до бесконечности. В конце концов, так поступил со мной мой духовник, когда я забил ему посланиями с бранью на жизнь и левыми размышлениями весь автоответчик. Вспоминается также Николай Сербский, включивший сочувствие грешникам в перечень необходимых свойств христианского характера. По словам святителя в "Православном катехизисе", Господь относился к грешникам как к больным, посещал их и беседовал с ними, как, например, с Закхеем. Не вижу смысла в приведении примеров того, какие издержки может повлечь за собой неверное исполнение этой заповеди, если она важна сама по себе.
Константин 1 июля 2020, 11:17
Уважаемая Солнышкина! Думается с "наказания без вины не бывает!" не все так просто: в чем вина Авеля, Иоанна Крестителя, Христа наконец? В чем вина детей (!), которым оскопляли в Византии только за то, что они были незаконнорожденными детьми императора или детьми государственных преступников? Или выкалывали глаза за то, что они дети свергнутого императора? Продолжать можно до бесконечности
Светлана 1 июля 2020, 10:01
Замечательно! Согласна на 100%. Прощать мы призваны "ненавидящих и обидящих" нас, а не тех кто обидел других людей и работать в данном направлении можем только над собой, а не призывать к этому и обличать других. Другим можно только помогать и поддерживать их самим.
Елена А 1 июля 2020, 08:27
Спасибо,матушка Наталья,за полезную статью и обратную связь! Помощи Вам Божией в трудах!
Солнышкина 1 июля 2020, 01:59
Хорошая статья, необычная, как все у этого автора. Вспомнилась фраза из известного фильма:"Запомни, Шарапов, наказания без вины не бывает!" Ещё такие люди, которые любят жаловаться они очень обидчивы и часто даже вполне доброжелательная, конструктивная критика воспринимается ими, как нечто запрелельно жестокое.Прям жалко становится наше инфантильное поколение ни пожалеть по-настоящему не умеем ни обиды переносить. Интересно духовные корни у этой проблемы какие, избалованность, тщеславие, гордость?
Анна30 июня 2020, 22:59
Хорошая статья, замечаю такое за собой.Хороший пример для отрезвления-пожить с тем кого якобы жалеешь (или хотя бы представить, что уже живешь)
инокиня Наталья -- Галине Ник30 июня 2020, 20:52
Признаться, Вы меня озадачили. Мне казалось, что статья слишком уж резкая и прямая, а Вы просите еще прямее... Ну, попробую: очень-очень плохо быть добрым за чужой счет - жалеть человека на словах, а все реальные дела по поддержанию этого человека и терпению его недостатков перекладывать на плечи других людей. И очень-очень хорошо замечать за собой такую склонность, каяться в ней и исправляться. Вот. Еще прямее вряд ли получится.
Константин30 июня 2020, 16:35
Спасибо за статью! Как редко среди православной братии встречается трезвомыслие! Как часто Православие превращают в юродство и толстовство! От себя хочу добавить: помочь можно только тому человеку, который сам себе старается помочь. Живой (вернее уже мертвый) пример - мой дядя-алкоголик. Вся большая родня страдала за него, терпела, старалась ему помочь на протяжении десятков (!) лет. Но ему и дела не было: он просто любил бухать. Не остановили его не распад семьи, ни горе родных, ни подрыв собственного здоровья
Елена О30 июня 2020, 14:26
Галина НИК, целевая аудитория - трудные подростки и их родители. Видимо, поэтому и пример про Гекльберри Финна приведен в статье.
Инна30 июня 2020, 13:56
Очень актуально. Спасибо большое за статью. Мы наверное все в меньшей или большей степени этим грешим.
инокиня Наталья -- Виктору30 июня 2020, 09:03
Одно дело оправдывать "каждого", другое дело - оправдывать неправды.
Дмитрий30 июня 2020, 08:57
Иногда мотивом может служить душевный порыв, горячность. Что я сам недополучил в детстве, теперь стараюсь излить на других, то есть делаю больше ради себя, чем ради других. Как бы самоутверждаюсь в своих глазах, чувствую свою востребованность. Иногда , как ответ на "бездействие" окружающих людей. Наверное, надо учиться делать добрые дела ради Бога, как писали Святые Отцы, хотя это бывает и нелегко, помоги нам Господи!
Алексей29 июня 2020, 23:36
Иоанна_ 29 июня 2020, 08:22 "Хорошо бы эти слова прочесть и прочувствовать мирянам и мирянкам-пламенным борцам за справедливость и чистоту веры в Сретенском МОНАСТЫРЕ..." Хорошо бы и вам прочувствовать эти слова. А главное применить их к себе (а не к другим). Ведь обличать и поучать других всегда проще чем исправлять себя. Правда, Иоанна?
Галина Ник29 июня 2020, 23:24
Непонятен мотив, автор чего-то важного, главного не договаривает, ссылаясь на отдаленные детские впечатления или боится сформулировать прямо. И от статьи впечатление "детское" - то ли давайте жить дружно, то ли не приставайте. Двусмысленность какая-то. Может пора говорить открыто?
Марина29 июня 2020, 21:53
Увы, очень распространенная ситуация, среди верующих особенно. "Ты должна его/ее простить", "ты обязана была помочь"... //А о чужой боли надо бы рассуждать поосторожнее…// Золотые слова.
Любовь29 июня 2020, 21:35
Спасибо, очень важную тему раскрыли, до абсурда уже некоторые православные доходят, зло равняют с добром, уже даже призывают понять и простить Иуду. При этом призывают не судить никого, сами же судят Церковь за то, что в богослужебных книгах якобы плохо про Иуду говорят. И смех и грех.
Виктор29 июня 2020, 20:15
а как же "оправдай каждого!"?
Ирина НК29 июня 2020, 16:22
Спасибо огромное! Замечаю такую "доброту" за собой.
Елена29 июня 2020, 13:34
Удивительно точно сказано. Сталкиваюсь с этим постоянно и в семье, и на работе. Сколько таких помощников за чужой счёт, осуждающих не тех, кого надо.
Борис29 июня 2020, 12:47
"– Павлик, мама дала нам по сырку, но я встретил бедного голодного котенка – и отдал ему твой сырок… – Почему же ты не отдал свой? – А свой я уже съел." Ещё хуже, когда так ведут себя государственные политики. Если разваливается государство, то его никто не будет защищать. Так было в Византии, при французской революции и в СССР в 1991 году.
Юлия29 июня 2020, 12:24
Поражает, на сколько точно все написано. У нас была православная начальница на работе, так она очень любила отпускать некоторых людей, которые ею просто манипулировали, а их обязанности повесить на кого-то, ну мы ж все прававные, любить всех должны. А те "несчастные" просто за спиной смеются и над руководителем, и над помогающими. И если кто что-то скажет-на стол ему икону "Умягчение злых сердец"))))
Владимир29 июня 2020, 10:20
"Чем человеколюбивее обращается господин с дурным слугою, тем худшим делает его,-- не потому, что сам научает его пороку, а потому, что слуга пользуется долготерпением его к увеличению своей порочности", - Феофилакт Болгарский.
Екатерина29 июня 2020, 09:58
Спасибо за раскрытую проблему, очень близкая мне точка зрения.
Лариса_29 июня 2020, 09:56
Всё правильно - легко быть добрым за чужой счёт. К сожалению, мы этого в себе не замечаем. Спасибо.
Анна29 июня 2020, 08:51
"В отношениях с друзьями советуй им делать лишь то, что они способны сделать, и веди их к добру, не нарушая приличий, но не пытайся действовать там, где нет надежды на успех. Не ставь себя в унизительное положение".

Конфуций

Андрей29 июня 2020, 08:24
Ремесленная среда по сей день производит утончённые рокировки, но цели и задачи преследуются другие. Живущие среди мира люди обязаны исполнять законы государства и свободно принятые на себя обязательства, в том числе трудовое соглашение с работодателем, а далее выбор между добром и злом. В сказке коза-дереза жалуется деду-хозяину и на внучку, и на бабку что "бежала через мосточек ухватила кленовый листочек", а простофиля и уши развесил покуда сам по горам не побегал. В реальности начальник закрывает глаза на малые и большие проступки некоторых подчинённых потому, что 1) такие охотно дают ту или иную мзду, 2) осознаёт собственную ненужность. Проще сказать: подобное соединяется с подобным.
Иоанна_ 29 июня 2020, 08:22
/Выход этот нелегальный – о нем подробно писал еще святитель Игнатий (Брянчанинов), говоря о том, что монаху неполезно заводить самочинные знакомства среди мирян. И еще о том, что такой монах при случае «не остановится сделать всевозможное зло обители при помощи своих непотребных связей в миру». И да – так и бывает: сперва насельник среди духовно-неопытных мирян собирает своими жалобами «группу поддержки», а потом натравливает ее на монастырь, преимущественно на настоятеля.// Хорошо бы эти слова прочесть и прочувствовать мирянам и мирянкам-пламенным борцам за справедливость и чистоту веры в Сретенском МОНАСТЫРЕ...
Наталья29 июня 2020, 03:02
"Если наши жалость и сострадание к людям выливаются в гнев, осуждение или самолюбование – это не жалость и не сострадание, а либо прельщение, либо какая-то иная форма потери реальности." Нередко это банальный невроз. Самому осознать это сложно, нужна терпеливая помощь со стороны. "А иногда это просто инфантильные мечтатели вроде героини Чехова из рассказа «Княгиня». Один из любимых чеховских рассказов.)
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×