В ком совесть жива

Заметки с кинофестиваля «Верное сердце»

Кадр из фильма «Ярик», получившего гран-при фестиваля
Кадр из фильма «Ярик», получившего гран-при фестиваля
Сегодня многие считают, что наше деградировавшее киноискусство уже не способно произвести на свет ничего здорового и полезного. И хотя организаторы III Международного кинофестиваля семейных и детских фильмов «Верное сердце» (Москва, 20–26 октября) уверяли, что он станет неким противоядием современному кино, все же на просмотр кинокартин некоторые шли с сомнениями, а не окажутся ли в очередной раз обманутыми их зрительские ожидания. Но тем сильнее была радость пришедших на фестиваль «Верное сердце» зрителей, когда они увидели настоящее киноискусство. Мы так истосковались по нему!

В море детских слез

Полтора века назад Ф.М. Достоевский писал, что все блага мира не стоят одной слезинки замученного ребенка. Но сейчас вокруг нас текут реки слез несчастных детей, которых отдают на растерзание (в прямом смысле этого слова!) ради наживы. Я говорю о продаже детей на органы. Тема эта во многом табуирована, и журналисты, которые так любят кричать о защите справедливости, говорить о «кухне» трансплантации органов избегают. Но нашлись люди, открывшие сердце для слез беззащитных детей, на убийстве которых зарабатывают взрослые, и рассказали правду. Рассказали о продаже детей на органы в фильме «Ярик» (автор сценария Андрей Щербинин, режиссеры Сесиль Анри и Александр Ласло, в ролях Максим Колесников, Анатолий Белый, Армен Джигарханян).

Максим Колесников, исполнитель главной роли в фильме «Ярик»
Максим Колесников, исполнитель главной роли в фильме «Ярик»
Я знаком с этой темой не понаслышке: в больнице умер мой сын, и очень похоже, что его «разобрали на органы». И потому я считаю своим долгом предупредить о чудовищной опасности как можно больше людей. Зная, как трудно пробиться с этой темой в печать, в эфир, на экран, и понимая, что откровение кинематографистов скорее всего не позволят увидеть широкой публике, расскажу о фильме подробнее.

«Ярик» начинается с очень трогательной мультипликации, похожей на детский сон: по синему небу плывут розовые облака, образ Пресвятой Богородицы, ангелы, птицы, рыбы. Все утопает в солнечном свете, звучит прекрасная музыка… Пробуждение происходит на железнодорожном вокзале; здесь Ярик и его мама. Глазами мальчика мы видим пугающие картины. Вот верзила-милиционер бьет дубинкой спящего бомжа и кричит, чтобы он убирался отсюда. Вот он приближается с дубинкой к испуганному Ярику, мать инстинктивно прижимает его к себе, и страж порядка отходит с недовольным видом.

Мама в мечтательном настроении: скоро за ними приедет папа, с которым они давно не виделись, все вместе они встретят Новый год. С провинциальной доверчивостью она оставляет в зале ожидания Ярика и большую сумку, а сама отправляется на перрон, чтобы купить ему пирожков. И не возвращается.

Ярик остается совсем один в чужом и страшном городе. Он уходит с вокзала на поиски «самой большой стройки», где работает папа. Окружающая ребенка действительность оказывается ужаснее кошмарных снов, которые видят взрослые. Но малыш многого не понимает, потому что раньше никогда не сталкивался со злом.

Он опять попадает на вокзал, где его уже ждут милиционеры. Они знают, куда пристроить мальчика. Сначала ему показывают фотографию… мертвой мамы и объясняют, что ее сбил поезд. А через несколько дней, когда мальчик уже познал горечь сиротской жизни, ему предлагают «спасение» от бед. «Мы нашли твоего папу. Хочешь, отвезем тебя к нему?», – спрашивают Ярика. И доверчивый мальчик с радостью идет за «добрыми» дядями… к своей гибели. Его везут в аэропорт, отправляют в другую страну и доставляют в частную клинику. Зверского вида «врач» берет малыша за руку и с кривой улыбкой говорит: «Come on». Ярик идет с ним, счастливо улыбаясь, рассказывая о папе, с которым он сейчас встретится… На том свете.

Только когда мальчику делают укол и кладут его на кровать-каталку, он начинает осознавать: сейчас произойдет что-то страшное – совсем не то, что обещали «добрые» дяди. И вот мы видим потрясающую сцену: крупным планом – лицо Ярика с широко раскрытыми глазами, которые, наверное, уже видят ангелов, прилетевших, чтобы забрать в рай его безгрешную душу. А над мальчиком, так же крупно, лицо молодой «сестры милосердия», везущей «пациента» в операционную. Она выгладит измученной, с трудом переставляет ноги, словно везет на растерзание не мальчика, а саму себя. Глаза расширены от ужаса, как будто женщина видит демонов, выползших за ней из преисподней. Похоже, что у нее есть свои дети, и она не может со спокойной совестью убивать чужих. Эти терзания живой души дают нам надежду, что не все еще погибло в христианском мире, есть возможность для покаяния грешников, которое отдалит конец света.

В фильме талантливо показано наше апокалиптическое время: люди утратили веру в Бога и стали чудовищно жестокими. В милиции дежурный готов растерзать Ярика, допытываясь, где он взял золотые часы. С выпученными глазами верзила остервенело трясет малыша, и только крик мужчины из «обезьянника», его удар кулаком в решетку приводит стража порядка в чувство. Тогда он зовет двух помощников, кивает на заключенного и говорит: «Буйный». Те открывают дверь в камеру и начинают зверски избивать заступника.

Реальную помощь Ярику оказывают только люди, отверженные обществом, такие же несчастные, как он сам, и понимающие чужое горе. Выпущенный из «обезьянника» карточный шулер, вступившийся за Ярика, приютил его в своем доме. Но вынужден взять малыша с собой «на работу». И пока на бандитской даче идет крупная игра, охранники, как умеют, заботятся о мальце. Один из них сует ему в карман пятьдесят долларов, которые потом пригодятся Ярику, чтобы доехать до города на такси.

Наверное, впервые на экране так мастерски показана одержимость «оборотней в погонах». С помощью нечистой силы главарь бандитов получает в руки нужные карты и обыгрывает… опытного шулера. А потом оглашает «логово» утробным рыком победы, словно в него вселился сатана. Куражась, демонстрирует свою инфернальную силу: приближается к бокалу с вином и гаркает на него – бокал взрывается, хотя «оборотень» даже не прикоснулся к стеклу. Такой фокус когда-то показывал в ресторанах великий оперный певец (не буду называть его славное имя): от громоподобного гаркания разрывался на мелкие куски стакан с водкой.

Все эпизоды абсолютно достоверны, хотя некоторые кажутся фантастическими неосведомленному зрителю. Но мне они, к сожалению, хорошо знакомы. Так, «лечившие» моего сына врачи иногда уединялись в комнате с компьютером и что-то искали, с кем-то переписывались по электронной почте. Мы с женой возмущались: «Сыну плохо, ему нужна помощь – а вы сидите у “ящика”…» И вот в фильме я вижу подобную картину: Ярик горько плачет о погибшей маме, а сидящий рядом милиционер не обращает на него внимания, барабаня пальцами по клавиатуре ноутбука, уставив глаза в экран. А потом идет оформлять документы о вывозе мальчика за границу «к папе»…

Что успел сделать этот малыш в своей короткой самостоятельной жизни? Умудрился убежать от милиционеров, с часами, которые передал ему добрый шулер с просьбой подержать у себя. А когда, с Божией помощью, Ярик оказался у него на квартире, то отдал часы: оказалось, что это подарок жены, которым тот очень дорожил. А еще Ярик принес к нему в квартиру бездомную кошку, потому что по себе знал, как ей плохо живется на улице. Кошка понравилась маленькой дочери шулера – наверное, она будет ухаживать за животным, вспоминая о погибшем мальчике. Но этих малых дел несчастного сироты, наверное, достаточно, чтобы Бог увидел его великую доброту и забрал Ярика к Себе в райские обители.

А что доброго успел сделать в жизни карточный шулер? Едва придя в себя от катастрофического проигрыша, он бросился на поиски Ярика, умудрившегося убежать из бандитского логова.

Осиротевший мальчик, с которым шулер познакомился через решетку вокзальной камеры, пробудил в сердце этого отверженного великое сострадание к детской беде. Он готов жизнь отдать за малыша. И, наверное, спас бы его, пожертвовав собой. Но Господь решил иначе: сначала забрать к Себе Ярика, чтобы замученный малец молился о покаянии и спасении души доброго шулера.

На вокзале шулер с изумлением увидел в милицейских погонах… того самого бандита, который недавно обыграл его в притоне. Вспомнил, как тот посоветовал ему зарабатывать деньги, продавая детей на органы, а в карты играть только для развлечения. И понял, что именно это хотят сделать с Яриком вокзальные «оборотни» в погонах. Бывший шулер бросился в погоню за бандитами, выследил их, догнал в аэропорту. Но буквально минуты не хватило ему, чтобы вырвать Ярика из рук преступника, который вел мальчика на самолет. Местная милиция встала стеной на его пути, так что он не смог через нее пробиться. Но зато успел догнать убегавшего главаря и начать с ним смертельный бой. Несмотря на чудовищную силу «оборотня», сумел его нокаутировать. Но не учел того, что этому монстру помогает сам сатана. Едва мститель отвернулся, как пахан пришел в себя, достал пистолет и выстрелил. Похоже, что пуля раздробила плечо: раненый шулер в бессилии опустился на землю и потерял сознание от болевого шока.

Быть может, это единственный подвиг любви к ближнему, который совершил в своей жизни карточный обманщик толстосумов. Но мы верим, что Всемилостивый Господь, по молитвам Ярика, простил ему все грехи за великое сострадание к сироте, готовность отдать за него жизнь. Ведь нет выше подвига, чем «положить душу свою за други своя».

Фильм заканчивается той же мультипликацией счастливого сна, которым и начинался. Оказывается, это было предвидение Ярика: он попал в небесные обители, которые охраняют ангелы, где сияет добрый лик Божией Матери. И мы понимаем, что в этом месте вечного блаженства есть место и для благоразумного шулера, отдавшего жизнь за маленького брата во Христе. И этот пример вдохновляет нас, грешных, на спасительный подвиг любви.

Герои не умирают

Обращаясь к зрителям перед показом фильма «Ярик», его режиссер Александр Ласло сказал: «Надеюсь, что фильм вас растрогает». Его надежда сбылась в полной мере: картина настолько растрогала зрителей, что многие плакали, другие сидели подавленные, некоторые, стиснув зубы, пошли курить… Все пережили настоящий шок. Но я глубоко убежден, что его должны испытать как можно больше людей: только тогда общество очнется от сна.

А перед показом фильма «Ярик» прошел другой, с которым зрители получили своего рода прививку оптимизма, что помогла выдержать испытание страшной правдой о загубленных детях. Фильм «Трое с площади Карронад» (авторы сценария Владислав Крапивин и Виктор Волков, режиссер Виктор Волков, музыка Ильи Духовного) – правда прекрасная и утешительная о лучших людях, которые стремятся к спасению души, жертвуют своим благополучием и даже жизнью ради счастья ближних.

Кстати, перед показом этих фильмов в рамках фестиваля прошел круглый стол «Образование и передача нравственных ценностей подрастающему поколению». И на нем крупные ученые, талантливые педагоги с прискорбием говорили, что современные дети не умеют… дружить. Это не удивительно: из средств массовой информации, кино и театра изъято само понятие дружбы, как образцы для подражания предлагаются только суррогаты дружбы: совместные развлечения («тусовки») любителей удовольствий, коллективное прожигание жизни пьяницами, курильщиками, наркоманами, общение половых извращенцев… Но давно известно, что настоящая дружба познается не в веселье, а в беде. Помните, как пели в свое время: «Вырвешься из боя на горящем танке и тогда узнаешь, что такое друг»?

На фестивале «Верное сердце» были показаны прекрасные фильмы, на которых можно воспитывать настоящих друзей. «Трое с площади Карронад» – одна из таких картин.

Вы только подумайте, о чем мечтают ребята из этого фильма: в городе морской славы, Севастополе, собрать на свалках цветной металл… для памятника юным героям-морякам! Причем героям разных времен: Крымской войны (XIX век), Великой Отечественной (XX) и нашим современникам (XXI). Оказывается, и среди нас есть дети-герои – ребята, спасающие своих земляков, рискуя жизнью.

Звучит невероятно? Но посмотрите: герой фильма Славка и его друг случайно заходят на кладбище кораблей и видят малышей, которые тащат… найденный ими снаряд. Друзья хорошо знают историю войны и понимают, что эта ржавая железяка, пролежавшая в земле или воде чуть ли не 70 лет, может в любой момент взорваться. Что делать?

Тут произносятся слова и совершаются поступки, совершенно непонятные для тех, кто не знает дружбы. Ребята не бросаются наутек, не прячутся за скалу в ожидании, когда пацанов разорвет в клочья. Пользуясь превосходством в возрасте и силе, они осторожно отбирают снаряд у малышни, прогоняют ее и остаются вдвоем перед смертью. Она глядит им в глаза, в самую душу и ждет, кто первый струсит и бросится спасать свою шкуру.

Но происходит прямо противоположное: ребята горячо спорят, кто из них понесет снаряд на военный полигон, где его можно будет сбросить со скалы без риска для жизни. Каждый убежден, что он должен рисковать один, не подвергая смертельной опасности друга. Они говорят о чести и совести, дружбе и подвиге – те самые слова, которые старательно изымают из детского лексикона мастера промывания мозгов и растления душ. Слова, которые с забытой радостью слышат люди старшего поколения.

Сначала кажется непонятным, как удалось Славке уговорить своего благородного друга возвратиться домой. Как он сумел один донести до далекой военной части тяжеленный снаряд. Но это станет ясно из ребячьей ночной беседы, когда мальчишки лежат на соседних кроватях: не шее у Славки висит крестик, а у его друга – нет. Кому-то эта деталь покажется несущественной, но другие догадаются, что в этом вся суть происходящего. О Славке молится его благочестивая бабушка, он сам верит в Бога, старается соблюдать Его заповеди, и ему помогают Высшие силы. Вот почему отроку удалось разогнать задиристую малышню, отправить домой сопротивляющегося друга и благополучно донести снаряд до военных в своем школьном портфеле.

С него сошло семь потов от тяжести ноши и жуткого страха. Иногда он ставил портфель на землю и прятался за скалой, ожидая взрыва. Но преодолевал малодушие, возвращался к снаряду и продолжал путь. Только человек, который находится под защитой Божией благодати, способен совершить такой подвиг и остаться живым. Господь милосерд: Он удалил малышню и друга Славки, не защищенных благодатью, которых снаряд наверняка погубил бы.

Даже видавшие виды моряки были поражены, как мальчику удалось упаковать и донести до них этот страшный груз. Они не смогли вытащить снаряд из портфеля – так и взорвали вместе с ним… и плюшевым зайцем, которым очень дорожили мальчишки. Это был «член экипажа» их парусника, на котором они в яхт-клубе увлеченно осваивали искусство мореплавания.

Знакомые девчонки подарили им нового зайца, которого сшили своими руками. Раньше они смеялись над «несовременными» ребятами, все свободное время изучавшими парусное искусство и историю российского флота. Но когда девчонки узнали о подвиге мальчишек, что «ими гордится, их благодарит весь морской флот», они стали хвостом ходить за юными героями. И видно, что в наше время возможна не только дружба, но и настоящая любовь (не путать с сексом – удовольствием для животных).

Фильм заканчивается потрясающей сценой: мальчишки и девчонки приходят «на площадь Карронад» – святое место, на котором шли жаркие бои во время всех войн. Сейчас здесь пустырь, но на нем ребята хотят поставить памятник юным героям. Друзья видят, словно наяву, как из прошлого появляются живые участники композиции: отрок, убитый на севастопольской батарее (1853 год), юноша со связкой гранат, идущий на танк среди взрывов (1941), и мальчишка, погибший совсем недавно – от взрыва другого, тоже найденного, снаряда прошедшей войны: когда его приятели прятались за скалой, он пошел выяснять, почему снаряд не взорвался в костре, но тот рванул у него под ногами…

Славка и его друзья решили, что этот мальчишка достоин вечной памяти, потому что погиб, пытаясь спасти от смерти своих земляков. Его ошибка не умаляет подвига: ошибаются и взрослые, но далеко не все из них идут на самопожертвование. А этот мальчишка – пошел.

И вот подходят друг к другу, становятся плечом к плечу «трое с площади Карронад» – юные герои разных времен. Они смотрят на Славку и его друзей, смотрят с экрана на нас с вами. Ждут, когда мы увековечим их подвиг. Памятник из цветного металла нужен для нас с вами, а им необходимо продолжение их дела – защита Отечества, его возрождение и процветание.

С кем же мы хотим идти в будущее: с героями прошлого, со Славкиной командой – или со стадом, «которое выбирает пепси» и бредет на бойню?

Достоинство. Благо. Будущее

Фильм «Ностальгия по будущему» (сценарий написал Виктор Добросоцкий по собственному роману, поставил фильм режиссер Сергей Тарасов, музыку сочинил Игорь Кантюков, в ролях снялись Ольга Кабо, Борис Невзоров, Павел Новиков, Мария Андреева, Александр Цуркан, Татьяна Конюхова) – это удивительная история о «верном сердце», долгие годы хранившем свою первую любовь.

Уральский предприниматель Виктор Найденов в составе делегации попадает в Нью-Йорк, где неожиданно встречает свою любимую, Анастасию, которую, казалось, потерял навсегда 30 лет назад. Они дружили с детства и после окончания школы собирались пожениться. Но невеста внезапно исчезла.

Юноша сходит с ума, ищет повсюду любимую, но тщетно. Он посвящает жизнь служению Отечеству, возрождению России, разоренной перестройщиками. Становится владельцем очень крупного предприятия, но заработанные деньги тратит не на удовольствия и развлечения, а на благотворительность. Так, он покупает дворец, где при советской власти был Дом пионеров, чтобы возвратить его ребятам. Но себе он не позволяет иметь жену и детей. Виктор ищет свою любимую, которой решил остаться верным навсегда, чтобы соединиться с ней, если не в этом мире, то в ином.

А она, оказывается, убежала от жениха, «желая ему добра». Врачи нашли у нее неизлечимую болезнь, с которой ей осталось жить не больше года, если не сделать очень дорогую операцию, на которую не было денег у бедных влюбленных и их родственников.

Тут происходит таинственное событие, которое совершенно изменяет жизнь героев. Бабушка приходит с внучкой в храм, ставит свечки и, рыдая, молит Пресвятую Богородицу испросить у Бога прощения ее великих согрешений и исцелить тяжко болящую рабу Божию Анастасию. Этот эпизод занимает в фильме очень мало времени, но он объясняет все. Потрясающее покаяние бабушки, признание своей вины в болезни внучки (ее родители умерли), слезный вопль об исцелении, конечно, доходят до Богородицы и Ее Сына. И в жизни Анастасии начинается удивительное стечение счастливых обстоятельств.

Она сама до конца не понимает, почему уезжает с бабушкой в Кисловодск. Желание «не мучить Виктора» звучит наивно: своим исчезновением она причинила любимому величайшие страдания и, наверное, догадывалась об этом. Но дело в том, что, по Промыслу Божию, в кисловодской больнице в нее влюбляется лечащий врач. Он готов все отдать ради спасения пациентки. Тут ему очень кстати достается наследство заграничного родственника: этих денег как раз хватает не переезд в Америку и дорогую операцию. Девушка поправляется, они женятся, у них рождается дочь. Чтобы кормить семью и поддерживать слабое здоровье супруги, ее муж становится крупным бизнесменом.

Дочь выросла, встала на ноги. Но Анастасия никак не может забыть своей первой любви. И тут Господь сводит влюбленных, чтобы показать, для чего потребовалось их разлука. Лишенный личного счастья, Виктор Найденов всю энергию души отдал общественному служению. Он стал крупным предпринимателем нового, а вернее, забытого старого типа, и тратил свое богатство на помощь нуждающимся, родному городу, любимой стране. Он и политиком стал для того, чтобы больше делать для возрождения Отечества.

Его огромное предприятие вышло победителем в борьбе с зарубежной мафией, пытавшейся разорить компанию и купить ее по дешевке через подставных лиц. Такая победа – редчайший случай для нашего времени, но в контексте фильма она совершенно закономерна.

Виктор Найденов знает секрет успеха великих предпринимателей и меценатов дореволюционной России: чем больше они жертвовали на благотворительность, тем богаче становились. Ведь в Библии сказано, что не оскудеет рука дающего. Люди убеждались в этой истине на протяжении тысячелетий. И раб Божий Виктор взял ее на вооружение.

Убежденный в победе правого дела, Виктор отвечает американским политикам – участникам конференции, что отныне Россия не будет играть по их правилам. Это развитая страна, и никто не заставить ее превратиться в банановую республику. Звучит неслыханно в наше время, когда российские политики играют с Западом в поддавки, бубня о поражении страны в холодной войне. А Виктор Найденов не продавался зарубежным «благодетелям» и с уверенностью говорит о возрождении Отечества. И заявляет, что российские политики и бизнесмены должны руководствоваться не советами зарубежных «доброжелателей», а интересами своей страны, которые коротко можно выразить тремя принципами: «Достоинство. Благо. Будущее».

Кто-то скажет, что образ Найденова не имеет прототипов в современной России: реальные политики и бизнесмены «пляшут под американскую дудку». Может быть, и так. Но тем более мы должны показать им идеальный образ, к которому нужно стремиться. Если на таких образцах воспитывать начинающих бизнесменов и политиков, то они сумеют «вжиться в роль», стать похожими на Найденова и его великих предшественников.

Но такой герой, способный остановить разрушение России, наверное, не смог бы появиться, будь его личная жизнь счастливой. Ведь счастье лениво и боязливо, трудно счастливцу пойти на самопожертвование ради общего блага. А несчастному это по силам.

Казалось бы, у героини фильма жизнь сложилась благополучно: она имеет любящего и богатого мужа, красавицу и умницу дочь, которую сватает сын богача. Но, по сути, Анастасия тоже совершает подвиг самопожертвования: отказавшись от личного счастья (жить с любимым), она посвятила себя служению ближним. У нее слишком слабое здоровье, чтобы осчастливить многих, но ей удалось наполнить счастьем свой дом ради любящего мужа и любимой дочери. А это немало для женщины.

Вся жизнь Анастасии – это самопожертвование ради человека, который пожертвовал для нее всем. Она не способна причинить ему боль. И когда муж, по Божиему Промыслу, привел в их дом ее бывшего любимого, сразу сообщила об этом супругу – и успокоила его: «Пусть прошлое останется в прошлом. Ничего не надо делать». Нечто подобное она сказала и Виктору Найденову. Так в современном искусстве повторилось самопожертвование любимой героини Александра Пушкина Татьяны Лариной: «Но я другому отдана и буду век ему верна». И очень отрадно, что такой достойный пример для подражания показан нашему обществу, разуверившемуся в идеалах.

Некоторым этот фильм покажется фантазийным: мол, в реальной жизни такого не бывает. Но пусть они изучат биографии выдающихся людей и убедятся, что почти все они были несчастливы в личной жизни. Но зато осчастливили очень многих в своем Отечестве. Да и вообще Земля держится на подвижниках, которые отказываются от своего ради других.

Это только сейчас фильм кажется нам фантастическим. А в будущем все подвиги и чудеса, которые происходят в фильме, станут привычными. Не случайно и называется фильм «Ностальгия по будущему»: герои устремлены в грядущее, прокладывают в него путь. Они зовут нас за собой, чтобы и мы познали высшее счастье – счастье жертвенной любви, без которой, наверное, невозможно спасение души для жизни вечной.

«Верное сердце» не подведет

Константин Чернявский, автор статуэтки святых благоверных Петра и Февронии Муромских
Константин Чернявский, автор статуэтки святых благоверных Петра и Февронии Муромских
Осталось рассказать об итогах форума. Они были весьма утешителями для российских зрителей и создателей фильмов.

На конкурсе анимационных фильмов главный приз получил фильм «Он и она» по мотивам повести Николая Гоголя «Старосветские помещики» (сценарий Владимира Голованова). Это очень трогательная история о людях, сохранивших нежную любовь друг к другу до старости. Казалось бы, в наше развращенное время такие взаимоотношения невозможны. Но недаром режиссер фильма Мария Муат сказала: «С возрастом я тоже становлюсь немножко Пульхерией Ивановной». И кто, как не бабушки и дедушки, должны показать юным зрителям возможность такой любви в XXI веке.

А мультфильм «Собачья дверца», получивший спец-приз (автор сценария и режиссер Наталья Мальгина) учит ребят любить братьев наших меньших. Известный актер и режиссер Юрий Соломин на открытии фестиваля говорил, что животные делают мягче и добрее даже зачерствелых и озлобленных молодых людей, что он и использует на занятиях со своими студентами. Прекрасным пособием для работы мастера и его единомышленников теперь может быть и мультик «Собачья дверца».

На конкурсе короткометражного кино получил спец-приз фильм Артура Виденмеера (автор сценария и режиссер-постановщик) «Петр и Феврония». В анонсе фильма сказано: «Свет любви и верности русских святых Петра и Февронии Муромских доходит до нас и поныне». Но мало кто читал житие этих чудотворцев, а вот фильм о них смогут посмотреть многие, он будет полезен и взрослым, и детям. Недаром призами III кинофестиваля семейных и детских фильмов «Верное сердце» стала трогательная статуэтка этих святых супругов.

А главный приз получила короткометражная картина Павла Дроздова «Ранняя оттепель». Это социальная драма о годах культа личности, которая показана через мир семьи. Мальчик сделал во дворе снежную бабу с лицом… Сталина. Все в шоке. У отца начинаются неприятности. А у зрителей фильма – отнюдь не ностальгические воспоминания и размышления о том суровом времени.

Настоящим откровением фестиваля стало награждение победителей в конкурсе полнометражных фильмов. Наверное, многие зрители в Центральном доме кино испытывали неприятные чувства, когда председатель жюри этого конкурса продюсер Питер Хофман из США и член жюри Нил Маккартни из Великобритании раздавали призы московского фестиваля… зарубежным кинематографистам. Их получили создатели фильмов «Волк» (Швеция), «Моя мать» (Финляндия-Швеция), «Сезон туманов» (Россия-Великобритания). Но тем сильнее была радость, когда самым лучшим был признан… российский фильм «Ярик»! Он получил гран-при фестиваля. А дипломантом конкурса полнометражных фильмов, получившим приз за лучшую детскую роль, стал Максим Колесников, который так трогательно сыграл малыша, потерявшего маму и проданного на органы.

С трибуны фестиваля прозвучал призыв всеми силами бороться с преступным бизнесом, «который может привести Россию к потере своих детей». Но для этого все должны узнать об этих преступлениях. Увы, на церемонии награждения подтвердилась маловероятность того, что картину увидят многие зрители.

– Этот фильм мы сделали без государственных, без телевизионных, без меценатских денег, – сказал его продюсер, генеральный директор продакшн-студии «Проект “Мы”» Константин Серебряков. – Я понимаю: фильм получился потому, что его сделали люди верующие. Но я не понимаю, почему телевизионные менеджеры российских каналов уже почти год «замыливают» его, лишая зрителей фильма, который был отмечен и награжден лично Святейшим Патриархом Алексием II и супругой президента Светланой Владимировной Медведевой. Я полагаю, что менеджеры совершают трагическую ошибку, подменяя доброе кино добреньким… (В зале раздаются аплодисменты.) Надеюсь, вы меня услышали.

И первым его услышал председатель жюри Питер Хофман.

– Этот фильм особенно важен для нас, – сказал он, вручая гран-при, – потому что заставляет задуматься об очень серьезных вещах. Я выражаю свою глубочайшую благодарность всем тем, кто создавал фильм.

Питер Хоффан поддержал протест российских кинематографистов против чудовищных преступлений международной мафии, которая торгует человеческими органами. Когда Константин Серебряков взял гран-при фестиваля, американский продюсер поднял руку и сжал кулак – знак солидарности с российскими кинематографистами, которые всегда могут рассчитывать на его поддержку.

Приз зрительских симпатий получил российский фильм «Ностальгия по будущему». Это единственная работа, после показа которой публика долго не отпускала из зала создателей картины. Их о многом расспрашивали, в том числе о жизни русских в Америке, где снималось окончание фильма. Интересовались, насколько реально уважение американцев к нашим соотечественникам, которые открыто защищают интересы России на международной арене. Да, в США уважают сильных противников и стремятся сделать их своими партнерами. Американцы хотят идти вместе с русскими, которые убеждены, что дорогу осилит идущий. Это не фантазия создателей фильма, а реальность – очень утешительная для нас. И ее подтверждением стала покупка фильма американскими фирмами: они намерены пропагандировать идеи равноправного сотрудничества наших стран.

Остается надеяться, что «Ностальгия по будущему» выйдет и на наши экраны, в том числе телевизионные. И тогда российским политикам будет стыдно играть с американцами в поддавки. Если не нынешним, то последующим, воспитанным на идеалах «Ностальгии по будущему».

А во мне после завершения фестиваля живет тихая радость оттого, что наконец-то средствами кинематографа удалось получить очень яркие и убедительные иллюстрации православных истин. Истин о том, что искреннее покаяние в своих грехах и слезная молитва о ближнем доходят до Бога, и люди получают чудесную помощь, которая устраняет все их болезни и несчастья. О том, что верующий человек, готовый пожертвовать собой ради спасения ближних, находится под защитой Божией благодати: его, как в песне, пуля боится и штык не берет. О том, что не оскудеет рука предпринимателя, дающего деньги на помощь детям, больным, старикам, на возрождение страны… И я верю, что найдутся меценаты, которые помогут дойти до зрителей лучшим фильмам фестиваля, пропагандирующим эти спасительные истины.

Михаил Дмитрук

31 октября 2008 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×