Святое воинство: сквозь призму столетий…

'); //'" width='+pic_width+' height='+pic_height } }

Выставка «Святое воинство: образы небесных защитников в русском искусстве ХII – начала ХХ века», посвященная 65-летию Великой Победы, открылась в Музее древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублёва. В канун Дня Победы музей, при поддержке Полномочного представителя Президента в Центральном федеральном округе Георгия Полтавченко, представил специальный проект – выставку, на которой сквозь призму столетий встают перед нами образы Святого Воинства, защитников Отечества и оплота христианства на Руси.

Это образы архангелов и ангелов, составляющих Воинство Христово, изображения святых воинов-великомучеников и воинов византийского времени, ветхозаветных военачальников, иконы русских святых князей, а также другие уникальные экспонаты – представлены на выставке из собраний музея им. Андрея Рублёва, Государственной Третьяковской галереи и частных коллекций.

«Наша выставка посвящена не только последней мировой войне, но и всем войнам, потрясавшим наше Отечество. Поэтому мы организовали тематические разделы о святых воинах, о Куликовской и других знаменитых битвах, о Крымской, Русско-японской, Первой мировой войне. На открытие мы пригласили ветеранов Великой Отечественной войны, а также потомков наших известных полководцев, среди которых был сын маршала Василия Ивановича Чуйкова, верно подметивший, что выставка раскрывает ранее не затронутый аспект: войну и веру. И хотя наша экспозиция напрямую не затрагивает события 1941-1945 гг., но связь времен в ней незримо присутствует», – сообщила куратор выставки Надежда Герасименко в интервью порталу Православие.Ru.

Загрузить увеличенное изображение. 500 x 375 px. Размер файла 72075 b.

С глубокой древности иконы, образки, кресты и змеевики с изображениями святых воинов сопровождали православного человека в походах; тельные и наперсные кресты с изображениями архангела Михаила, Богоматери и святых защищали от ран и гибели.

Молитвенное обращение к небесным покровителям живо и сейчас. Так, многие солдаты, прошедшие Великую Отечественную войну, носили на груди текст «победительного» 90-го псалма: «Живый в помощи Вышнего, в крови Бога Небесного возводится…» Санитар Ефим Межов, нашедший весной 1945 года под Кёнигсбергом древний двустворчатый змеевик с изображением святого воина Феодора Стратилата, вернулся с войны живым, как считает он сам, только благодаря этому образку. Не так давно он решил расстаться с дорогой для него реликвией, передав её в дар музею им. Андрея Рублёва.

Особое место в экспозиции занимают русские святые князья-воины, первыми из которых были канонизированы благоверные князья Борис и Глеб. На Руси их издревле почитали покровителями Отечества. Эти святые не раз поддерживали и спасали воинов. Изображения князей широко распространились в медном литье, в частности, в новгородских квадратных образках.

Загрузить увеличенное изображение. 500 x 424 px. Размер файла 150320 b.

Другие святые князья – Александр Невский, Димитрий Донской, Георгий Всеволодович также самоотверженно защищали Отечество с мечом в руках – как от татар, так и от западных захватчиков. На иконах их часто изображают в монашеском облачении, так как многие перед кончиной принимали постриг. Так, на выставке представлена двухметровая икона святого благоверного князя Георгия Владимирского, мученически погибшего в битве на реке Сити.

Покровителями русского воинства считались не только святые князья. Здесь, в первую очередь, уместно назвать преподобного Сергия Радонежского, благословившего Димитрия Донского и его войско на Куликовское сражение. На выставке представлена житийная икона преподобного Сергия, на которой изображены его посмертные чудеса, в том числе заступничество святого при обороне Лавры от поляков.

Пресвятая Богородица издавна почиталась русскими воинами. От иконы Богоматери «Знамение» было явлено чудо избавления новгородцев от нападения суздальцев. Икона Пресвятой Богородицы «Владимирская» не раз защищала Москву в годины грозной опасности. Как Покровительница и Защитница Москвы, почиталась и Богоматерь Донская – считается, что именно этот образ был пронесен перед русским войском на Куликовом поле перед началом сражения. Образ Казанской Богоматери особо чтился дружиной князя Димитрия Пожарского, русскими солдатами в войну 1812 года. Феодоровская икона Богородицы славилась как Покровительница дома Романовых.

Две чудотворные иконы Божией Матери – Порт-Артурская и Августовская – возвращают нас к драматическим событиям начала ХХ века, неизменно затрагивающим в сердце каждого русского человека сокровенные струны.

История прославления образа «Богоматерь Порт-Артурская» (или «Торжество Богоматери») связана с Русско-японской войной. По преданию, в декабре 1903 года, за несколько месяцев до начала войны, Богоматерь явилась во сне ветерану Крымской войны и повелела написать Ее икону, чтобы переправить в Порт-Артур, где предстояли тяжелые сражения. Новописанный образ был отправлен во Владивосток только в августе 1904 года. На тот момент Порт-Артур уже был осажден – икону доставить в город не удалось, а уже в декабре Порт-Артур был сдан. Благодаря особому почитанию этого образа женами русских моряков по России распространилось множество списков.

Чудотворной святыней Первой мировой войны стал для русских солдат образ Богоматери Августовской. По свидетельствам очевидцев, Богородица явилась воинам накануне сражения под местечком Августов в сентябре 1914 года.

Загрузить увеличенное изображение. 500 x 667 px. Размер файла 154940 b.

У каждого полка, наряду с полковым знаменем, была своя святыня, на каждом корабле находилась своя «корабельная» икона. Примечательна история представленной на выставке иконы «Святитель Николай Чудотворец, апостолы Петр и Павел с изображением броненосца Петропавловск» (конец ХIХ – начало ХХ века). Этот корабль 31 марта 1904 года подорвался на мине вблизи Порт-Артура. В тот день погибли командующий эскадрой адмирал Макаров, офицеры штаба эскадры, 620 матросов и художник-баталист Верещагин. Вероятно, эта редкая, необычная по композиции икона – список с «корабельной» иконы броненосца «Петропавловск».

Среди «жемчужин» выставки – Георгиевский крест и наградные кресты, полученные русскими священнослужителями за участие в Отечественной войне 1812 года и Крымской войне. На обороте одного их крестов различима надпись: «На Тя, Господи, уповахомъ, да не постыдимся во веки». Действительно, во все времена русские люди шли на врагов Отечества с мечом духовным и мечом булатным, одерживая победы. Именно эта идея небесного заступничества над Россией объединяет все разделы экспозиции.

Через всю выставку проходит преемственность времён, – от образования Древней Руси до последних масштабных войн – утверждающих, прежде всего, незыблемость православной веры, бесценного дара, переданного нам предками. И как когда-то русские ратники обращались к заступничеству святых воинов, так и их потомки отстояли родную землю благодаря своему мужеству и покровительству небесных защитников.

Выставка продлится до 15 августа по адресу: г.Москва, Андроньевская пл., д.10 (м.Курская, Площадь Ильича, Римская)

Василий Писаревский

19 мая 2010 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

скрыть способы оплаты

Предыдущий Следующий
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

×