Взгляд через столетие: раритеты с индексом «Щ»…

"Русский
Русский меценат Петр Иванович Щукин.
Выставка «Великий меценат России Петр Иванович Щукин» открыта в Историческом музее до 28 ноября

В энциклопедиях советского периода можно найти немало Щукиных: ученый-радиотехник, паровозостроитель, актер… Вот только нет там Петра Ивановича Щукина, одного из семи братьев в известном московском купеческом роду, пятеро из которых занимались коллекционированием — не ради собственного обогащения, а во имя Отечества. Между тем Петр Щукин — явление уникальное среди всех российских меценатов и просветителей на рубеже ХIХ и ХХ веков. Когда в 1905 году он передал свою коллекцию «Российские древности», которую собирал в течение 40 лет, Императорскому российскому историческому музею, то фонды последнего увеличились более, чем в два раза. А ведь к тому времени музей существовал уже треть столетия, собирался практически всей страной, и число дарителей приближалось к 1000 человек…

 
Вернуть «неоплаченный долг»

Щукинские коллекции поражают не одним лишь умопомрачительным количеством (почти 300 тысяч предметов – на нынешней выставке представлена лишь …одна тысячная его собрания!). Другой их особенностью было то, что, начиная с 1890-х годов, Петр Иванович приобретал главным образом памятники русского искусства и быта, в том числе церковные древности, хотя в то время коллекционирование раритетов отечественного происхождения не было в моде, они просто оставались без внимания.

Наконец, еще одну важную черту Щукина очень точно подметил его современник, тоже известный на всю Москву коллекционер и меценат, купец 1-й гильдии А.П.Бахрушин: « Он не собирает ничего, предварительно не собравши об этом предмете целую библиографию, — обо всем этом он может прочесть целую лекцию с места в карьер!». Действительно, Петр Иванович издал при своей жизни 45 томов (!) различных сборников и описаний, имеющих научное значение.

"Музей
Музей Щукина «Российские древности» в день открытия.
Великий меценат не только передал Историческому музею свои уникальные сокровища, он подарил их вместе с тремя великолепными зданиями в русском стиле и участком земли, то есть со всей своей московской усадьбой на Малой Грузинской улице (сейчас там Биологический музей имени Тимирязева). Для себя он просил только одной привилегии – оставаться хранителем собрания, принимать в нем посетителей, продолжая платить зарплату сотрудникам из своего кармана и нести все необходимые расходы.

Сегодня щукинскому дару просто невозможно найти денежный эквивалент ни в рублях, ни в долларах. При подготовке любой выставки в Историческом музее его сотрудники непременно используют экспонаты с индексом «Щ» — щукинская вещь.

- Основная задача нашей экспозиции, приуроченной к 100-летию передачи коллекции, — разъясняет главный хранитель выставки Ольга Молчанова, — не просто реконструкция «образа» щукинского музея «Российские древности». Это взгляд через минувший век на значимость феномена отечественного меценатства и благотворительности, на место собрания Щукина в культурном контексте эпохи. Это также попытка возместить лишь в малой части «неоплаченный долг», лежащий на нас, и вернуть из исторического небытия имя этого человека.

Как собирал Щукин свои коллекции? Об этом в его времена ходили целые легенды. Петра Ивановича знали все московские антиквары, начиная с мелких лавочников. И считали честью предложить что-то «необычное», в первую очередь, именно ему. Свои агенты выискивали для него редкости по всем губерниям России и в странах Европы. К нему стекались вещи, которые никогда не выкладывались на прилавок, но могли бы украсить крупнейшие музеи мира. Причем предпочтение Щукин всегда отдавал находкам с «изюминкой» — с интересной надписью или необыкновенной историей.

"Музейная
Музейная зала (старый музей). Москва, 1906. Фото сайта museum.ru
Для юбилейной выставки сотрудники Исторического музея отобрали, по их словам, экспонаты, которые особенно ценил собиратель, в том числе те, которые приобретал лично он, — от драгоценных нательных крестов и панагий до редчайших исторических документов, от книжной застежки на голубой эмали и чернильного прибора из Великого Устюга (ХVII век) до древних икон.

Разделы выставки повторяют структуру щукинского музея, когда он существовал еще на Малой Грузинской, — это отделы церковных древностей; тканей, ковров, гобеленов и шпалер; драгоценностей и посуды; оружия; архив и библиотека; картинная галерея. Самостоятельный раздел образуют памятники ремесленного производства и народного искусства, отражающие быт и культуру российского общества ХVI-ХIХ веков.

 
Отдел церковных древностей

Щукин собирал их на протяжении десятилетий, и эта коллекция в целом огромна и уникальна по своему характеру. Она интересна не только с точки зрения временного охвата (с ХI по ХХ век) нашей духовной и материальной культуры, но и разнообразием представленных в ней русских земель. Комплексный характер собрания позволяет оценить художественную сторону православной литургии в полном объеме: архитектура и убранство православного храма, все составляющие богослужебный процесс детали.

Среди драгоценных жемчужин коллекции на выставке представлены Евангелие второй половины ХI века (на «пергамене»), выносные иконы ХVI – ХVII веков, уникальные подписные и датированные памятники ХVIII века Русского Севера, например, трехстворчатый складень с изображениями распятия слева, Богоматери Знамения справа и Святой Троицы – по центру, или икона Соловецких чудотворцев, выполненная в виде рельефной резьбы по мамонтовой кости, или лубяные, с резьбой по дереву и росписью темперой, брачные венцы…

Хочется разглядывать вновь и вновь великолепные образцы миниатюрного рельефа (панагии, образки, нательные крестики, кресты-мощевики), богослужебные книги в драгоценных окладах (так и стоит перед глазами «Житие Зосимы и Савватия Соловецких» из Анзерского скита с медной гравюрой на обложке, изображающей этих двух святых), различные литургические сосуды, светильники, элементы храмового убранства и церковной утвари (например, южная, «дьяконская», дверь иконостаса «Грехопадение, изгнание из рая» московской школы иконописи ХVII века, или подвесная пелена на зеленом атласе с расшитой золотыми и серебряными прядеными нитями Казанской Богоматерью, или потир с вкладной надписью царицы Евдокии, жены царя Михаила Романова).

Всё это по праву составляет «золотой фонд» Исторического музея. И, поверьте, данное определение идет не от благородного металла (хотя он и присутствует почти в каждом изделии), а, прежде всего, от высочайшего художественного исполнения, яркой самобытности «духовных» изделий русских мастеров.

Думаю, что если бы Петр Иванович собрал только эту коллекцию церковных древностей, то и тогда он был бы достоин того, чтобы его имя знали все, кто интересуется культурно-историческим наследием России. Наверное, без Щукина и всей плеяды российских меценатов прошлого наша сегодняшняя духовная жизнь была бы беднее.

…Уходя с выставки, я, не удержавшись, пролистал книгу отзывов посетителей. Записи на многих языках, полные восхищения, а также благодарности в адрес ее организаторов. Вот лишь два отзыва наших соотечественников. «Почаще бы такие выставки, чтобы не забывать Россию, которую мы потеряли». Наталия К., ученица московской школы. «Спасибо Историческому музею – имя Щукина возвращается к нам во всем своем великолепии. Конечно, земное признание несравнимо с вечным, небесным, но чего-то стоит!». О.К., профессор МГУ им. М.В. Ломоносова.

Нашлись и критические отзывы, которые лично меня только порадовали, показывая живейший интерес людей к теме: почему дано мало информации о самом Щукине? Почему нет отпечатанного варианта его писем – ведь почерк трудно читаем? Почему не выпущен памятный каталог с иллюстрациями о выставке (действительно, очень жаль!)?

А вот гость из Санкт-Петербурга был весьма категоричен: интересно, сурово вопрошал он, в каком поколении семьи наших олигархов дорастут до величия духа семьи Щукиных?! Вопрос, надо сказать, по сути…

Василий Писаревский

28 сентября 2005 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×