С чего начинается Родина?

Правительством утверждена государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011 – 2015 годы». На ее реализацию планируется выделить 777,2 млн. рублей, проводится широкое обсуждение теоретических вопросов, но, к сожалению, следует признать: почти везде разговор о любви к Отечеству по большей части остается формальным и беспредметным.    Неудивительно, что максимальный результат, которого удалось добиться по аналогичной программе 2006 – 2010 годов, – появившаяся у сограждан привычка размахивать флажками и «болеть за наших» во время очередной олимпиады. 

Для того чтобы сделать разговор о патриотизме предметным и конкретным, следует прежде всего сосредоточиться на обсуждении двух ключевых вопросов:

  1. Чем определяется предрасположенность человека к любви, неприязни и теплохладности к чему-либо? Если мы хотим управлять каким-то процессом, следует ясно представлять себе факторы, его определяющие.
  2. Какие политические практики и культурные традиции препятствуют естественному развитию чувства любви к Отечеству?

Не добившись ясности понимания этих вопросов, заводить разговор о стратегиях патриотического воспитания преждевременно.

 

Рассмотрение первое: наука любви. 

Семейные психологи часто отмечают любопытный факт: если один из супругов совершает измену, ему первому становится в тягость присутствие рядом того, кого он обманул. Казалось бы, все должно быть ровно наоборот. Но нет: именно изменник-муж первым начинает ненавидеть свою подругу по бытию и инициирует большинство семейных скандалов.

Впрочем, духовно просвещенный разум не найдет здесь ничего необычного, ибо подобный психологический комплекс проявился еще у первых людей – прародителей Адама и Евы. Если обратить внимание на их поведение сразу же после нарушения заповеди о Древе познания, бросается в глаза одна странность: «И услышали (они) голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая». Разве это не смешно: пытаться укрыться от Всевидящего Ока, спрятавшись за дерево? Если отвергнуть гипотезу о временном умопомрачении, следует признать, что человек не столько хотел скрыть себя от Бога, сколько, наоборот, скрыть Бога от себя. Ведь из них двоих только один не обладает способностью видеть сквозь деревья рая. Поэтому смысл адамова жеста читается легко: «Я не хочу тебя видеть». Эти слова первым говорит не Преданный, а сам предатель. Мы любим более всего тех, кому сделали добро, и склонны испытывать неприязнь к тем, кому сами же причинили зло. Присутствие рядом Бога делается для согрешившего Адама чем-то тягостным и неприятным.

Именно с этого жеста начинается адамово изгнание из рая. Не Бог, не ангел с огненным мечом, а сам человек делает себя отверженным. Отрицательная сила адамова комплекса, вытолкнувшая первых людей из рая, продолжает действовать в современниках и сейчас, когда Крестная Жертва Спасителя вновь открыла нам райские врата. Так в Евангелии есть притча о человеке, попавшем на брачный пир в повседневной одежде. Он чувствовал себя не в своей тарелке и не мог радоваться вместе со всеми. Причем, по-видимому, ему было настолько неловко, что он даже не пожелал разговаривать с Царем, подошедшим с приветствием и вопросом: «Друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде?» Не дождавшись ответа, Царь приказал слугам выгнать этого человека «во тьму кромешную». Нетрудно заметить, что причиной этого решения послужила вовсе не одежда, а молчанием выраженное: «я не хочу тебя видеть». Похоже, что наши грехи чреваты не столько гневом Божиим, сколько нашим молчанием перед Ним. Опасность не в том, что Бог не сможет или не захочет нас простить, а в том, что мы сами не захотим просить у Него прощения и пройдем мимо Небесного Царствия в поисках места, где можно было бы укрыться от Творца неба и земли.

Блаженный Августин, размышляя о вере и знании, натолкнулся на замкнутый круг: с одной стороны, невозможно верить (или не верить) в то, чего не знаешь, о чем не имеешь представления. Но с другой стороны, Бог – это личность. Поэтому существует только один способ познать Его – вступить с Ним в общение через молитву, которая уже требует веры. Вероятно, именно об этом говорит апостол Павел: «Никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым».

Однако очевидная неспособность самостоятельно придти к вере не означает, что столь важный поворот судьбы происходит без участия человека. Тот, кого энерция совершенного зла заставляет скрываться от Творца, подыскивая аргументы против бытия Бога, неспособен откликнуться на призыв Святого Духа. И наоборот, человек, совершивший подвиг, носит в себе самом залог будущего Царствия, ибо он хочет, чтобы правы оказались те, кто говорит о бытии Божием утвердительно. Положительное действие адамова комплекса выражается в желании верить, которое запускает августинов механизм веры и знания: знание Бога укрепляет веру в Него, а вера, день ото дня крепчая, открывает новые возможности для богопознания и богословия.

Так в «Бесах» Достоевского старый офицер, оказавшись в кругу «передовой» молодежи, восклицает: «если Бога нет, то какой же я после этого штабс-капитан?» Аргумент в пользу веры только на первый взгляд кажется наивным и смешным. Если Бога нет, то «положить жизнь за други своя» – значит сделать глупость. Если Бога нет, то нет и настоящей славы, а офицер оказывается неудачником, руками которого «загребают жар» разумные эгоисты. Атеизм оказывается противоестественен самой природе героя. «Нет Бога» – в это хочется верить разве что Петру Верховенскому, «растлевшемуся и омерзившемуся в беззакониях».

Если плохой ученик, действительно, склонен ненавидеть школу и учителя, то для того, кто хорошо пишет контрольные, школьные годы остаются светлым периодом жизни. Мать более остальных детей любит самого болезненного или неудачливого ребенка именно потому, что она просидела бессонные ночи у его постели или выстаивала многочасовые очереди у окошка тюрьмы, добиваясь свидания. Врач привязывается более всего к тем пациентам, которых он «вытащил с того света». Христианин молится за своих врагов именно для того, чтобы, совершив им добро, перестать ненавидеть.

Любовь – это творческая сила, которая сама создает свой предмет. Ветеран, принесший своей стране победу в Великой войне, не испытывает трудности с чувством патриотизма. И наоборот, юноша, который палец о палец не ударил для того, чтобы сделать что-то хорошее для своего народа, затрудняется даже определенно сказать, что такое Отечество.

Игнорирование духовно-психологического механизма, который ведет человека к любви или неприязни, образует досадное противоречие: мы говорим о необходимости воспитывать в молодежи любовь к Отечеству, но сами при этом стремимся упразднить один из последних институтов, создающих объективные предпосылки для этой любви. Отмена всеобщей воинской повинности, возможно, оправдана экономически и военно-стратегически. Но почему только эти два соображения принимаются во внимание? Как в человеке должно проявиться патриотическое чувство, если у него отнимаются последние объективные возможности быть полезным своей стране?

Армия нуждается в реформе, но это не означает необходимости отмены призыва. Те, кто сегодня возвращаются из армии, сетуют совсем не на то, что их оторвали от семьи, учебы и любимой девушки. Их удручает формальность службы: мобилизовали, но настоящим делом не обеспечили. Если Министерству обороны не нужны миллионы рекрутов, то, может, ими заинтересуется МВД, МЧС или медицинские учреждения, испытывающие хроническую нехватку младшего персонала? Одним словом, нам следует всячески стимулировать развитие институтов волонтерства. Американский патриотизм, кстати, базируется именно на предоставляемых гражданам широких и разнообразных возможностях быть полезным своему народу. Память о потушенных пожарах Калифорнии или отмытых от нефти чайках Мексиканского залива претворяется здесь во вполне конкретное чувство личной радости при виде звездно-полосатого флага.

 

Рассмотрение второе: любить ближнего.

Во вторую очередь важно понять, какие политические практики и культурные традиции современного общества препятствуют естественному развитию чувства любви к Отечеству? Все мы в большинстве своем нормальные люди, с гармонично развитой разумно-волевой и эмоционально-чувственной сферой – любить для нас естественно. Но на практике лишь не многие из нас могут сказать, что любовь к Родине дается им без особого труда. Скорее, мы готовы вспомнить слова поэта: «Люблю Отчизну я но странною любовью // Не победит ее рассудок мой...» Значит, что-то в нашей жизни препятствует естественному развитию естественного чувства.

Можно предположить, что подобным фактором выступает сегодня распространенная традиция «любить дальнего в ущерб ближнему».

Христианство утверждает себя как мировая религия: «Во Христе нет ни эллина, ни иудея». Но на просьбу язычницы неиудейки исцелить ее бесноватую дочь Спаситель ответил отказом: «Я послан к погибшим овцам израилевым», «не подобает отнимать хлеб у детей и бросать псам». Женщина настаивала: «Ведь и псы подбирают крохи, упавшие со стола у детей». В конечном итоге ее бесноватая дочь была все же исцелена.

Стоит задуматься: почему Христос, для Которого нет ничего трудного или невозможного, первоначально отказал язычнице в ее просьбе? Дело в том, что любить дальнего, то есть абстракцию, лишенную острых углов, психологически проще, чем любить ближнего. «Индийские йоги, угнетаемые английским империализмом» могут вызвать большее сочувствие, чем собственные немощные родители. Возможно, чтобы предупредить человека о возможной ошибке, грозящей обессмыслить любовь, и включается этот эпизод в Евангелия.

Дружеская «любовь к своим», разделяющая окружающих на «псов и детей», является непременным условием всякой любви вообще. Если некто приходит ко мне с богатыми подарками и называет меня братом при том, что я знаю этого человека как не радеющего о собственной семье и состоящего в ссоре со своим родным братом, то у меня появляются вполне обоснованные подозрения насчет его искренности. Наша любовь к чужим при почти полном равнодушии к судьбе своих, в лучшем случае, вызывает непонимание.

«Слышащие Слово Божие и творящие его есть Мне и матерь, и братья» – говорит Спаситель. Но эти слова не отрицают значимости кровного родства. Уже на кресте последней заботой Христа была судьба Матери. Он поручает Ее любимому ученику Иоанну. Не позаботься Спаситель о Своей Матери, Его жертва ради всего человечества оказалась бы сильно скомпрометированной.

Нетрудно заметить, что «любовь к дальнему» возведена сегодня в ранг политической стратегии. Когда в отчетах правительства мелькает фраза – «На развитие Чеченской республики в этом году нами выделено столько-то миллиардов рублей...» – у большинства населения остальной России это вызывает смешанное чувство досады и недоумения. Спора нет: Чеченскую республику развивать нужно. Но разве при этом не нужно развивать Центральную Россию? Сибирь? Дальний Восток? Или, может, эти регионы уже не требуют государственных инвестиций, так что настало время подумать и о Чечне?

Тот, кто, проявляя «любовь к дальним», забывает о ближних, напрасно надеется приобрести друзей, ибо ясно показывает, что дружить он не умеет вообще. Его щедрость будет воспринята как расточительность, подарки обратятся в дань, а расположение – в подобострастие. И потому политика умиротворения Кавказа сегодня дает прямо обратный результат: вместо «младших братьев» мы находим только все новых желающих «подоить великоросскую корову» через демонстрацию своей воинственности и враждебности (иногда и мнимой).

Доверие граждан к Советскому Союзу было подорвано во многом схожим образом. Кто из старшего поколения не помнит заваленных деликатесами магазинов «Березка» на фоне крайне скудного ассортимента обычных гастрономов? В «Березке» можно было купить все, но – за валюту. А даже простое хранение валюты советским гражданам, то есть «своим», было запрещено уголовным законодательством. В результате иностранцы на нашей же собственной земле чувствовали себя куда увереннее. Подобная практика вполне естественно перековывала в «западники» даже вполне устойчивых «славянофилов».

Проявления неразумной «любви к дальнему» обнаруживается уже довольно давно практически во всех сферах русской общественной жизни: в научном сообществе, творческих кругах и даже в быту.

Итак, без практического разрешения двух поставленных вопросов, то есть без развития волонтерского движения и преодоления политической привычки «любить дальнего», воспитание патриотического чувства обернется лишь чисто формальной пропагандой.

Сергей Мазаев

23 ноября 2010 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Олег20 ноября 2012, 18:36
Сергей, религиовед:"Мы почему-то никак не хотим понять, что быть патриотом своей Родины и отдать ей свой долг можно не только в армии. "

Из религиоведов - в люди!
Сергий18 декабря 2011, 21:47
Честно говоря, Сергей Мазаев, вы разочаровали меня своей статьей, простите за критику. Вы задали интересную тему "С чего ничинается Родина?", но тема эта нова и интересна для новой молодёжи, что выросла после 90-х, а у нас, старых "закалённых" людей затруднений с ответом нет - Родина, Отечество - отчая земля, дом где ты родился. Кто не понимает - соболезную. И вы же не ответили на этот вопрос, хотя модератор вас не ограничивает длиной текста. Старцы учат, что любовь - это венец духовного труда, а любовь к Родине впитывается с молоком матери и если её нет у человека - он нездоров, повреждён душевно и духовно.
А препятствуют любви к отечеству, патриотизму те политические практики (глобализм), проводники которых только ГОВОРЯТ, машут флажками и ведут пр. западный пиар - взяли пример с запада и превращают всё в шоу в цирк, тем самым обезценивая эти понятия. Реальных же дел практически нет, зато махровым цветом цветут псевдопатриотические молодёжные образования языческого направления - вот вам и вирусные псевдокультурные матрицы, которые также разлагают духовный монолит Руси.
И в своём ответе вы совсем не назвали причины, которые сегодня разрушают государства, их родные культуры, но сохраняют границы территорий с народами "всей Земли" лишёнными Родины.
Марина30 ноября 2011, 12:06
Патриотическое воспитание начинается с детского сада со сказок о семье ,о доме.Дальше школа-изучение родной истории,русского языка,классической литературы,а у нас,в свете реформы образования, эти предметы сводят к нулю.Понятно кому это нужно.
Aлексей24 октября 2011, 14:16
Родина начинается с нации. Россия начинается с русской нации обеспечения этнических прав русского человека, гражданских и социальных прав любого коренного гражданина России. Если противное - то это не родина, а мачиха. Её существование не имеет какого-либо смысла.
Ирина19 октября 2011, 18:57
Патриотизм начинается с малого - не бросил огрызок или бумажку на улице, донес до урны - уже своему ребенку пример бережного отношения к окружающим, причем бесплатно, показал. "Давайте воспитывать их" - не конкретно, "давайте начнем с себя" - тяжело.
Столько виноватых насчитать можно в комментариях - и армия, и олигархи, и правительство... кто своей собственной матери позвонил лишний раз?
прот.Николай23 февраля 2011, 20:14
Весьма утешает то, что не гаснут в нашем народе вот такие искорки, как С. Мазаев! Спасибо!
Андрей 1 декабря 2010, 20:26
Русские в Казахстане почти все считают Родиной, некоторые только исторической, РОССИЮ.
Любят, гордятся, сочувствуют и переживают за народ и за русское пространство, даже может быть любят ее больше, чем живущие в самой России, потому что они знают как это, на чужбине, хоть и несколько поколений уже прожило.
Ирина30 ноября 2010, 18:56
При СССР любовь к Родине старались привить с детского сада, младшей школы, помните:"С чего начинается Родина?"
Мой знакомый 38 лет говорил: "Я Родине два года службы отдал, а она взяла и распалась". И теперь мы тут - на Украине, вы там - в России. А Родина-то у нас одна, великая.
А современному молодому поколению это не интересно. Надо, надо их приучать к патриотизму. Хорошо, что в России начали что-то делать в этом смысле. У нас пока, кроме национализма, похвалиться нечем.
роман, офицер26 ноября 2010, 17:02
Спасибо автору за статью.откликам, она своевременна. Как офицер, разделяю позиции автора. Ну а то, что у наc такая армия, такие офицеры, что собственно меняет? Других пока нет, а когда грянет война, в какую армию пойдём служить? Или будем выбирать?
Сергей, религиовед26 ноября 2010, 14:01
Согласен со статьей, кроме одного момента: обязательность призыва. Мы почему-то никак не хотим понять, что быть патриотом своей Родины и отдать ей свой долг можно не только в армии. Можно служить (честно и достойно) и на других поприщах: медицина, педагогика, культура. А загонять всех из-под палки в армию, ссылаясь на долг Отчизне - это не выход. При таком подходе от нее всегда будут уклоняться. Лучше создать профессиональную армию, чем содержать неизвестно что. Кстати, у нас всегда было сильно именно ополчение. И конкретный пример: у знакомой муж в армии - она приезжает к нему, солдаты скидываются - она идет за водкой, привозит ДВД с фильмами, группа "кавказцев" вымогает деньги у новеньких: в общем все отдают долг родине.
Сергей25 ноября 2010, 17:04
Воспитание патриотических чувств, особенно в исполнении нашего государства, ничего, кроме отторжения, отупения и всплеска великодержавного национализма вызвать не может.

На протяжении последних двухсот лет "светские" патриотические инициативы правительств Российской Империи, Греции, Румынии, Болгарии, (а с 1990-го года - Грузии и Украины), пускай и продуктивные поначалу, приводили лишь к всплеску национализма, причем национализма, охватывавшего и врывавшегося в плоть Вселенского Православия.
Государственные, навязанные сверху "ура-патриотические" инициативы приносили лишь боль и разделения всем чадам Православной Церкви. Они привели к тому, что сегодня многие уже говорят о Вселенской Православной Церкви как о "конфедерации национальных церквей".
Искренне надеюсь, что хотя бы внутри Церкви будет происходить не "государственное патриотическое воспитание", а воспитание чувства единства, любви и общности всех православных народов, всех Поместных Церквей, составляющих Единую Вселенскую Православную Церковь.
Это не значит - "не надо любить Россию, надо любить Грецию или Сербию". Это значит - любить и Россию, и Украину, и Грецию, и Кипр, и Сербию, и Румынию, и Болгарию, и Грузию, и весь Православный Мир. Иначе, будет как августе 2008-го, а эти ужасы повторяться не должны.


Игорь25 ноября 2010, 14:04
Насаждаемый сверху патриотизм вызывает лишь к отторжение у большинства, да и от волонтерства пользы не будет никакой,
пока у власти не изменится отношение к собственному народу. Разве что добровольцы своим трудом обеспечат еще одну яхту абрамовичам. Не с того конца Родину призывают начинать.
Сергей25 ноября 2010, 12:06
На мой взгляд, невозможно и даже вредно воспитывать патриотизм в рамках навязанной государством "программы сверху".

Для православного человека гораздо важнее воспитывать в себе любовь, преданность и чувство общности, (своего рода основные составляющие чувства "патриотизма" как такового), ко всему наследию и всему телу Вселенской Православной Церкви, ко всем православным народам.
В XIX-XX веках успешные попытки государств навязать и привить православным народам чуство национального патриотизма привели к крайне тяжелым последствиям для всей Православной Церкви как таковой. Продуктивное на первых порах патриотическое движение постепенно вырождалось, приводя к всплеску национализма - греческого, болгарского, русского, румынского, грузинского, арабского, и в результате - к утрате чувства Единой Вселенской Православной Церкви. Ведь недаром же у нас начали говорить о Православной Церкви как о "конфедерации национальных церквей", (что слишком походит на потакание ереси филетизма).

Так что прежде чем говорить о каком-либо патриотическом воспитании, не лучше ли начать с воспитания христианского. Ведь не должен же "Третий Рим" перевешивать Единства во Христе. У нас же "Третий Рим" стал слишком часто перевешивать.
Татьяна24 ноября 2010, 20:21
Полностью согласна с комментарием Саши. Неизвестно, что нужно делать раньше - воспитывать патриотические чувства или искоренять наркотики и коррупцию. Моя дочь воспитывалась на патриотических примерах - мой отец прошел всю войну и был ранен. Оба деда погибли на фронтах ВОВ. Мой муж, ее отец, служил несколько лет в армии. Наркотики погубили все, включая жизнь. Все медали и Орден Красного Знамени были проданы за дозу. Какой уж тут патриотизм.
Марина24 ноября 2010, 15:52
Прекрасный пример для подражания, молодым людям, родные дедушки и бабушки,сколько вынесли они на своих плечах!В любой семейной биографии фактов любви к Родине и своему народу огромное количество, надо только их передавть своим потомкам.
Надежда24 ноября 2010, 11:45
Утрата ценностей определяется предрасположенность человека к любви,неприязни и т.д.Без Бога мы не у порога.Утрата эта препятствует естественному развитию чувства любви к Отечеству.И маршал Жуков это понимал.Благодарю за статью.
елена24 ноября 2010, 07:30
Поддерживаю автора"Армия нуждается в реформе, но это не означает необходимости отмены призыва".Призыв для ВСЕХ мужчин обязательный,а без армейской службы не допускать до ЛЮБЫХ должностей на гос(муницыпальной)службе.И хворым можно место найти, если заняться этим серьезно.Создать общественную атмосферу,что бы людям стыдно было говорить об "отмазке" своих чад.Да, в армии трудно, а почему должно быть легко.Сейчас родители ищут легкости для детей с раннего детства: детсад лучше частный, школа-не обычная, с армией еще проще. И это в некрупном провинциальном городе. Наблюдается уход от жизни в обществе, все в роли или клиентов,или конкурентов. Уже сейчас большинство любого уровня руководителей воспринимают народ,в лучшем случае,только как налогоплательщика,а чаще как средство для получения своих интересов.Конечно,наивная идея службой в армии сблизить страну, но вреда от армии меньше, чем пользы. Почему бы не воспринимать воинскую службу как неизбежную детскую болезнь ветрянку или свинку,да и они у кого то проходят тяжело,ну и что.
Мищенко Константин24 ноября 2010, 07:04
Почему сейчас таких героев нет? Наверное, кому-то это нужно! Нужно чтобы наш народ не был духовно стойким, сильным, любящим свою Родину. Покажите мне хотя одного подобного героя из современной действительности. Неужели их нет? ЕСТЬ! Просто кому-то это не нужно. По чьей-то злой задумке мы должны спиться от пива, засмотреться пустыми сериалами или заслушаться глупыми песенками про «амур»…
Ни кто иной, как государство должно и обязано беречь, возгревать и воспитывать свой народ. А иначе для чего оно (государство) создано? Народ создал Русь и назвал ее Святой для того чтобы самим быть или стремиться к святости. К сожалению сейчас не так, но это другая совсем тема.
Вот так я думаю, братья и сестры.
Мищенко Константин
Мищенко Константин24 ноября 2010, 07:03
Пожалуй, соглашусь со всеми комментариями и с самой статье тоже. Хочется только еще добавить, что для нормально воспитания патриотизма в нации, нужно "создать" героев, «создать» тех людей, на которых будут равняться молодые и указывать старшие, про которых не стыдно будет сказать "я хочу быть похожим на него". Почему я слово «создать» взял в кавычки? Да очень просто, вспомните Советский Союз с его Павликами Морозовыми, Зоями Космодемьянскими, Стахановыми и т.д., эти герои были "созданы", как люди, как личности, они жили в свое время, творили, совершали подвиги. Сейчас я не говорю о том, что они делали, чьи интересы отстаивали, речь идет о факте, а факт таков: государство, преследуя свои идеологические цели, выдвигало героев, каждого в свое время, героев труда или войны, но это были всегда нужные и главное правильно выглядящие на тот момент личности. И это было хорошо, и это было правильно! Ведь образы таких людей прямо, скажем, впечатывались в подсознание еще с младших классов школы. Я помню что я мечтал как Маресьев пикировать на истребителе на врага, или как Матросов закрыть собой пулеметную амбразуру для того чтобы наши поднялись в атаку, все это было!
елена24 ноября 2010, 06:15
Воспитание патриотического чувства многое включает. А в качестве примера преодоления политической привычки «любить дальнего», Чеченская республика-это не дальнее, а самое настоящее близкое и навечно больное,а деньги...Откупаемся за грехи наши,вслух признаться сложно,а деньгами проще.И у какого "большинства населения остальной России это вызывает смешанное чувство досады и недоумения"? 20 лет назад было уже:бедная Россия всех кормит,пусть проживут без нас.Патриотизм воспитывается не только хвальбой бывших побед,но и признанием ошибок.Справедливо вспоминаем авиа и ракетных конструкторов,весь мир завалили АК(какой пример для патриатизма!)а элементарную стиралку сделать не могли,не говоря о чайнике.Весь "патриотизм" с утра на кухне.Автор ответит:"женское мышление,неумение мыслить исторически",но говоря о любви к Родине,не обязательно воспевать Куликовскую битву,тем более,что предки части НАШЕГО народа были по другую сторону.Может выделять ср-ва на постоянную внешкольную работу с детьми,а не разовые конкурсы,и вообще государству прекратить экономить на детях. Патриотизм-это уверенность в завтрашнем дне.
Алексей23 ноября 2010, 23:26
Спасибо за статью! Человек, любящий свою Родину, своё Отечество, своих родных и близких, имеет твердую опору в жизни. В Священном Писании Господь говорит: "небо — престол Мой, а земля — подножие ног Моих" (Книга пророка Исаии, глава 66). Патриотическое воспитание, любовь к Родине, к своим корням, уважение традиций других народов является крепким стержнем, позволяющим человеку жить в мире и понимании с окружающими, творить и совершенствоваться на пути к Богу. Храни вас Господь!
Александра23 ноября 2010, 17:52
Сергей, простите, не поняла Вашего тезиса о "любви к дальнему", может потому что мало примеров. Не думаю, что деньги в Чечню направляются не из любви к чеченскому народу, это был бы уникальный пример распределения средств внутри России (кто бы вообще знал, что там происходит). А политика России в отношении Украины и Белоруссии -- источник острого чувства неловкости, мне кажется, у каждого симпатизируещего этим странам и болеющего за саму Россию. Напротив, кажется, что в основном мы, включая гос чиновников, мотивированы сугубо лично-семейными интересами, и все, что вне этого узкого круга рассматривается как "дальнее", что как раз приводит к разобщенности общества на кланы "ближних". Радеть за свое государство -- это очень "дальнее" по нашим нынешним меркам. Может быть, я Вас совсем не поняла.
Олег23 ноября 2010, 16:39
Любое патриотическое воспитание должно строиться на Базисных Ценностях (с) Патриарх Кирилл, как на фундаменте. У современного светского общества нет таких базисных ценностей. Потому не на чем строить патриотическое воспитание. А у РПЦ такой "фундамент" есть. Крепкий фундамент. Ему уже 2000 лет, а ничего более совершенного в нашем мире не появилось.
Юрий23 ноября 2010, 15:26
Почему русский язык, как и многие другие языки, не выработал своего слова для понятия "патриотизм", а пользуется греческим? Некоторые языки такое слово создали - "домолюбие" в словенском, или "властенецтви" (от власт - родина) в чешском. У нас есть "местничество", но оно носит отрицательный оттенок, есть "землячество", но оно почти забыто. Патриотизм чаще направлен вовне, а не вовнутрь, и поэтому достаточного международного слова? Патриотом можно быть по отношению к внешним, а по отношению к своим ты не патриот, а соотечественник или земляк. В греческом "патриот" - это земляк, тот, у кого с тобой общее Отечество (патрида).
Максим23 ноября 2010, 15:08
Например маршал Жуков Георгий Константинович, чем не пример для подражания, человек который понастоящему любил свою Родину, настоящий патриот.Как их воспитывали раньше, ведь это в детстве заложены азы были, я так понял.Сейчас есть люди, но не так как раньше мы относимся ко всему.
Ольга23 ноября 2010, 14:33
Школьные и даже садовские программы типа «Школа-2100». космополитичны и глобаличтичны, они не учат детей рассматривать все явления окружающей действительности через призму духовного и исторического опыта своего народа, они"погружают" ребенка то в одну культуру, то в другую. Родина у большинства детей ассоциируется с планетой Земля. Для начала Министерству науки и образования надо все программы и учебники для детей подвести под одну концептуальную основу. Сейчас "Концепция духовно-нравственного воспитания и развития гражданина России" оторвана от практики.
Юрий23 ноября 2010, 14:22
Автор справедливо пишет о преодолении политической привычки «любить дальнего», но сам же страдает этой привычкой, потому что первый пункт его программы - "развитие волонтерского движения" основан именно на этой привычке, во всяком случае его аргументация. К чему русским людям, имеющим собственный опыт самоорганизации (да еще в статье о патриотизме!), приводить в пример американский патриотизм и "чувство личной радости при виде звездно-полосатого флага"? Это было бы понятно, если бы автор жил в США, и хотел поделиться с нами опытом, но живет то он в России, неужели в России никогда не было "широких и разнообразных возможностей быть полезным своему народу"? А как же субботники, студенческие строительные отряды, народные дружины, самодеятельность? Если советский опыт кажется автору "идеологически нечистым", есть русский эмигрантский опыт, да и неужели в современной России нет такого опыта, что мы вынуждены (говоря о патриотизме и любви к ближнему!), заменять близкое русское "доброволец" дальним иностранным "волонтер"?

Американская волонтерская модель не соответствует нашей структуре общества и нашему народу, их патриотизм есть патриотизм молодой политической нации, русские же - во всяком случае пока еще - народ, с давней и сложной историей.

Саша23 ноября 2010, 11:07
Патриотическое воспитание было во времена СССР.
Сейчас только разврат, наркотики и пьянство. И никакие программы ничего не изменят, пока в магазинах будут продавать спиртное и табак детям а из телевизора будут литься нескончаемые потоки лжи и пошлости.
Людмила23 ноября 2010, 09:28
Как правы, Вы, Сергей! Это так ясно и понятно, что не будут любить и уважать Родину, нынешние иудушки, коих "отмазывают" от армии их родители, заплатив баснословные суммы за то, чтобы только не служили;обманывают врачи, учителя, воспитатели..., а в итоге - кто потом вырастает? Из десяти юношей, в лучшем случае пойдёт СЛУЖИТЬ Родине ОДИН, и двое по неотвратимости, остальные семь - откупятся...,если бы все эти "страдающие болезнью призывника" отрабатывали бы всю жизнь этот обман, хотя бы тем же дополнительным налогом, то помогли бы старикам, обездоленным и тем, кто несёт двойные тяготы за нас малодушных и помалкивающих. Простите!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×