Романтическая любовь

Вера в представлении значительного числа людей прочно связывается с законом, строго регламентирующим жизнь человека от колыбели до могилы. И потому столь многих смущал и поражал пастырский совет блаженного Августина: «Люби Бога и делай, что хочешь».

Кто-то увидит в этих словах религиозный фанатизм: дескать, тому, кто любит Бога, все дозволено. Но на самом деле здесь выражена совершенно иная мысль: любовь – это высшая форма знания. Так, например, ученый-энтомолог, хорошо разбирающийся в насекомых, способен пережить искреннее восхищение, разглядывая мохнатые лапы паука, в то время как профан, заметив поблизости подобное чудовище, испуганно хватается за тапок.

Будучи совершенным знанием, любовь оказывается выше закона. Супруги, живущие по любви, точно знают, как позаботиться друг о друге, и потому не нуждаются в указаниях Семейного кодекса. Вдохновение Моцарта позволяет расставлять ноты гораздо лучше всякой теории композиции, что вызывает приступ зависти у пушкинского Сальери, который «музыку разъял, как труп» и «поверил алгеброй гармонию».

Однако, наивно следуя совету блаженного Августина, многие из нас совершают жесточайшую жизненную ошибку. Дело в том, что существует множество различных сил, увлекающих человека, которые совсем не являются подлинной любовью, хотя и имеют схожие с нею симптомы. Неправильный диагноз грозит смертью пациенту. Ошибочно определив свое состояние как любовь, человек с радостным лицом спешит навстречу преступлению. И вот уже зрелый муж, глава семьи, решает оставить жену и троих детей потому, что имел несчастие увлечься своей молоденькой секретаршей.

Еще древнегреческий философ Платон составил описание наиболее распространенных случаев «ложной» любви. К их числу относится эрос, или «романтическая любовь».

«Любовь долготерпит» и «милосердствует», – говорит апостол Павел. Увы, но сила этих добродетелей отсутствует у романтической любви. История Ромео и Джульетты развивается столь стремительно, что действие шекспировой трагедии укладывается всего в пять дней – с воскресенья до пятницы. За это время молодой Монтекки успевает совершить два убийства: его первой жертвой становится Тибальт, брат возлюбленной, затем Парис, ее официальный жених.

«Любовь не завидует», «любовь не превозносится», «не ищет своего», «не мыслит зла, не радуется неправде». Нетрудно заметить, что именно зависть, ревность, эгоизм и замысловатые любовные интриги как раз и являются тем краеугольным камнем, на котором выстраивается драматургия абсолютного большинства произведений романтической литературы.

«Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится». Какую горькую усмешку должны бы вызывать эти слова апостола у разводящихся супругов!

Именно поэтому Платон называл эрос низшим видом любви. Но, несмотря на ее явно замутненную природу, на ее способность быть детонатором затаившегося в человеке зла, философ считал романтическую любовь благом, ценным даром, а отнюдь не проклятьем.

«Умри, но не давай поцелуя без любви», – наставляет сморщенная старушка свою ненаглядную внучку. Нужно иметь особое доверие к мудрости седин, чтобы уловить исключительное значение романтической любви для брака, заключенное в этом совете.

Дело в том, что брак – крайне сложное предприятие, связанное с рождением и воспитанием детей. Это тяжкий крест, нести который практически невозможно, не опьянившись любовью, словно наркотическим раствором из «вина со смирною». Пожалуй, ни один человек в здравом уме и трезвой памяти не решился бы на подобный подвиг. Но, оказывается, совсем не трудно просыпаться в пятый раз за ночь от отчаянных воплей чем-то встревоженного младенца, ибо велико утешение в улыбке твоей подруги по бытию – улыбке укромной и нежной, обращенной к тебе одному.

Романтическая любовь дает вдохновение создать семью. Она же оказывается и точкой кристаллизации этого малого царства в дальнейшем.

Мирча Элиаде рассказывает о племени австралийских кочевников, которые всюду возили с собой свой собственный «центр мира» – большой столб, вырезанный из ствола эвкалипта. Он символизировал собой некую космическую ось: именно вокруг него начиналось обживание территории, которая постепенно преобразовывалась в мир для членов племени. Если столб ломался, случалась катастрофа, нечто вроде «конца света»: все племя охватывала тоска, его члены скитались еще некоторое время, а затем садились на землю и умирали.

Нечто подобное можно заметить в семьях, где отсутствует или ломается свой «священный столб» взаимной любви супругов. Мир, обжитое пространство, в котором только и может жить человек, разрушается, уступая место хаосу, геометрической территории, на которой разбросано несколько живых, растерянных «точек». И тогда другие миры увлекают их, захватывая в свою орбиту. В собственной семье дети становятся беспризорниками, приходя в родительский дом разве что пообедать и переночевать.

Но если романтическая любовь по предназначению напоминает «сто грамм фронтовых», с нею нельзя играть, возбуждая чувственность без намерения вступить в брак. Тот, кому не время идти в атаку, должен отказаться от боевой нормы, дабы не сделаться ни на что не годным пьяницей.

Отказаться от романтической любви возможно. Следует всего лишь перенаправить ее энергию в творческое русло. У Бетховена, например, была своя шекспировская история. Исход ее не менее печален, но несравненно более величествен. Ведь и по сей день ученик, садясь за фортепьяно и робкою рукою открывая нотную тетрадь с заданным уроком, пробегает глазами надпись: «Лунная соната. Посвящается графине Джульетте Гвичарди». Так что романтическая любовь – это дар. И как всяким даром, ею всего лишь нужно правильно распорядиться.

Сергей Мазаев, кандидат философских наук

14 февраля 2011 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Алексей 5 октября 2019, 22:29
В статье все верно, за исключением того, что паук - не насекомое. Он того же типа, что и насекомые, членистоногих, но относится к параллельному насекомым классу паукообразных. В статье на православном (истинном) сайте должны без точно приводиться даже те факты, которые не имеют прямого отношения к теме статьи.
Василий Н.12 сентября 2015, 01:23
Я не понимаю, зачем разделять любовь на "настоящую" и "романтическую", которая якобы ложная? Любовь либо есть, либо ее нет.
Любовь Ромео и Джульетты - это именно любовь, а никакая не страсть и не увлечение. Примеры с убийством Ромео Тибальта и Париса абсолютно некорректны: это как раз Тибальт хотел убить Ромео. Ромео не хотел драться и начал поединок только после того, как Тибальт убил Маркуцио. Также не хотел он драться и с Парисом, это как раз последний вызвал его на бой.
А описанная ситуация, когда отец семейства оставляет семью ради секретарши - это именно увлечение, и к любви отношения не имеет.

Олег22 апреля 2013, 14:02
"велико утешение в улыбке твоей подруги по бытию – улыбке укромной и нежной, обращенной к тебе одному".
Прекрасные слова, спасибо автору!
Василий 9 сентября 2012, 01:14
По поводу "Ромео и Джульетты" автор не во всем прав. Он пишет, что "молодой Монтекки успевает совершить два убийства: его первой жертвой становится Тибальт, брат возлюбленной..."
С Тибальтом все как раз наоборот: это он хотел убить Ромео, последний же не собирался с ним драться и решился на это только после того, как Тибальт убил его друга Меркуцио.
Вера21 февраля 2012, 00:31
Есть тысяча тысяч прекрасных и нежных и страстных ЛЮБОВЕЙ, и миллион миллионов отвратных и грязных и мерзких любвят...
(кажется: В.Маяковский). Вот, чтобы были ЛЮБОВИ, а не любвята
Вера 16 февраля 2012, 19:06
Мою маму родители выдавали замуж за взрослого мужчину. А папа украл ее накануне свадьбы и увез в другую деревню. Там обвенчались. Прожили вместе (счастливо и дружно прожили!) 57 лет. Я никогда не слышала и не видела ссор или раздоров между ними. Они умели как-то ладить между собой, но мама была посуровей, чем папа. Для меня они остались настолько идеальной парой, что и словами не передать. У них вот именно и было то, что называется "любовь никогда не перестает быть". У нас, детей, семейная жизнь как-то пошумнее складывалась, без разводов, но пошумнее. Интересно, что мама всегда вставала на сторону наших супругов и требовала от нас, своих детей, смирения. Очень хотелось бы, чтобы у детей и внуков была такая нежная и преданная любовь, как у моих родителей. А как они нас любили! Папа умер в возрасте 74 лет, мама - через 10 лет. Мои родители 1910 года рождения. Венчались в 15 лет. Маминому "взрослому" жениху, от которого она убежала, - было 19 лет.
Но есть огромное "НО". Отец мамы, наш дедушка, помирился с мамой только через 22 года, а до этого запрещал братьям и сестрам общаться с ней. Моя вторая бабушка (мама отца) прожила с нами до самой смерти, но маму, именно за то, что так они поженились с папой, не любила и всегда ей пеняла за это. Вот такие минусы имели место быть.
Elena16 февраля 2012, 10:24
Спасибо!Красивая статья!А, может, и не надо ничего разделять? На "влюбленность", "любовь", надо просто умереть, но "не давать поцелуй без любви"! И довериться Богу, а Господ все устроит во благо.
Cергей Ка.15 февраля 2012, 16:15
Cтатья сильная. И последний совет дан очень точно. Романтическая любовь - это, скорее всего, просто увлечение. Можно увлечься человеком, можно музыкой, игрой в шашки... Настоящей любви предшествует дружба, - последняя более душевна (духовна), чем "эрос", где, кроме страстей, трудно что-то найти. Спаси Господи.
Елена15 февраля 2012, 14:57
Романтическая любовь - это поклонение Прекрасной Даме, агапэ, пришедшее из эпохи рыцарей круглого стола. И никакого отношения к понятию "эрос" не имеет. По-моему, так.
Лера14 февраля 2012, 12:34
Филологу: Знаете, нам на лекции Сергей Андреевич рассказывал о романтической любви и мне тоже показалось, что выражение "хватать тапок" неправильное. Когда я сказала, что "тапочка" - это слово женского рода, он засмеялся и ответил: "Я же со Ставрополья. У нас на Кавказе почти все слова мужского рода".
Наталия13 февраля 2012, 22:06
все -таки хорошо, что автор советует вступать в брак в период романтической любви, а не по прошествии чувств, на трезвую голову, как советуют некоторые психологи. ведь на трезвую голову и в здравом уме действительно никто в брак не вступит... безумства можно делать только в розовых очках... а сейчас так много людей, которые встречаются 2-3 года, чтобы лучше узнать друг-друга, проверить чувства, и в итоге все чувства проходят... романтическая любовь - это допинг, который помогает справиться с первыми трудностями семейной жизни...
Александр13 февраля 2012, 19:20
Спасибо!
игорь13 февраля 2012, 17:31
И опять всё упирается в различное толкование этих двух однокоренных слов- влюбленность и любовь.О первом состоянии столько написано,снято,поставлено,что трудно уже и придумать что-то новое,а вот о любви практически ничего.Я имею ввиду именно любовь в супружестве.Долго рылся в памяти,но на ум приходят только 'Старосветские помещики'.Вот и складывается у таких обывателей как я ,мнение,что любовь возможна только в романтической фазе.Нет примеров живой любви между супругами-все мелодрамы рассказывают как они находят друг друга,но на этом начинают ползти титры.Люди абсолютно не ведают ,как можно любить после энного количества лет совместной жизни.Необходим хотя-бы художественный пример.А мы пока видим одни разводы-если в начале фильма есть семья,то можно не сомневаться,что через 15 минут экранного времени они начнут разводиться.О влюблённости пишут,говорят,снимают,а о любви проверенной временем7 Вот и расстаются люди после первой ссоры со словами ;Любовь закончилась,пора искать новую.Людям рассказывают как безболезно расстаться,но даже не пытаются сказать,что ещё можно что-то исправить.Не верите?Сходите к современным психологам,там и убедитесь.
Филолог13 февраля 2012, 15:37
Благодарю за статью!
Филолог13 февраля 2012, 15:33
Филофею. Не могу не согласиться с Вашей поправкой, но вполне допустимо и слово "тапок" в речевом обороте "хватать тапок", не обязательно "тапочки", поскольку ни одному из этих двух вариантов нельзя окончательно присвоить абсолютный статус разговорного слова.
Если это единственная грамотическая ошибка, которую Вы заметили в статье, то можно было и не упоминать. Но раз уж Вы все-таки сочли нужным указать на этот недостаток, то можно было облечь это в более вежливую форму.
Как сказал Козьма Прутков: "Зри в корень". За неимением мыслей по поводу проблематики данной статьи, следует воспользоваться поговоркой: "Молчание - золото".
Заранее прошу прощение за свое негодование на Ваш комментарий!
Александр П.13 февраля 2012, 12:18
Друзья! О любви слов сказано немало, но самые потрясающие мне довелось прочесть на сайте священника Павла Гумерова, автора многих статей и на этом портале.
Здесь можно оставлять ссылки? Если нет, статью легко можно найти через поиск. Называется просто: "Что такое любовь?"
Сильно рекомендую всем!
http://pavel-gumerov.ru/book/tri-kita/part1/
Nikita Dubrovin13 февраля 2012, 11:52
Спаси Сергею за эту и другие статьи,
рассудительность и сердечность, трезвость и стремление к самому высокому идеалу - всё это отличает христианина и всё это есть в статьях автора. Желаю ему с каждым новым трудом не останавливаться на достигнутом, но обтачивать и закалять свой талант!!
Забавно читать критические комментарии: спор людей, недочитавших или прослушавших то, о чём написано в статье, с теми кто прочитал внимательно.
Я скажу просто: любовь - это солнце - свет и тепло. Когда события принимают тёмный оборот, значит любовь разбавлена гордостью и ложью - то есть тьмой. Тьма вокруг и везде и много её, но она не объяла солнце: Солнце Правды светит сейчас также как и 2000 лет назад. Я смотрю в окно и вижу любовь. Как говаривал кто-то: любовь - самое утреннее из наших чувств.
Всем кто спорит и недоумевает помоги Господь решить свои сомнения!
Максим13 февраля 2012, 11:40
Василию:

Если отец зверски избивает мать - то его надо в тюрьму сажать или в закрытую психиатрическую лечебницу. Вопрос здесь должен решаться более радикальным способом, чем развод. Законодательные ограничения разводов действительно могут быть полезны, они не дадут, например, мужу бросить жену с детьми, если ему другая женщина понравится.
Василий 9 февраля 2012, 16:05
Уважаемая Елена! В одном с вами решительно не согласен. Из законодательного запрета разводиться ничего хорошего не выйдет. А как быть с теми семьями, где муж - просто зверь, и исправить его никак не удается? Кем вырастут дети в семье, где отец зверски избивает мать (!)? Так что все гораздо сложнее, чем вам кажется.
Viktoria16 января 2012, 18:13
Как просто и ясно. Но сразила мысль про "сто грамм фронтовых"! Насколько это точно!
Наталья 7 января 2012, 19:18
Лично мне статья очень понравилась. БОЛЬШОЕ СПАСИБО автору!
Анна 9 марта 2011, 11:21
У многих, в том числе и у меня в свое время, еще не испытавших настоящей любви, это чувство ассоциируется с неземным восторгом, испытывая который человек способен горы свернуть. Помнится мне в девичестве грезилось, вот найду того самого и все я для него сделаю, и буду его холить и лелеять, и ворчать не буду, и ругаться не буду, в общем чуть ли не святая сразу же стану. А на деле что? Встретила того самого. Да, супер, все вокруг как будто засияло другими красками, душа поет, но... особенно лучше я как то не стала. Да, с него я конечно пылинки готова была сдувать первое время, а потом потянулись серые будни с бесконечными заботами по хозяйству, о детях. И оказалось, что ни он ни я совсем не такие идеальные какими казались друг другу поначалу. Но благодаря обоюдным усилиям сохранить семью мы слава Богу вышли на другой уровень отношений, где уже действительно присутствует любовь, которая долготерпит, не завидует, сострадает. Любовь это скорее труд, работа над собой ради любимого человека. Восторги быстро улетучиваются под натиском реальности, а настоящая любовь способна жить вечно.
Елена22 февраля 2011, 23:19
Уважаемые господа!
Давайте не будем забывать, что т.н. "романтические отношения", как и все, создал сам Господь Бог. Если бы не физическое влечение мужчины к женщине, то кто бы женился? А, мужчины, признавайтесь? Но, к великому сожалению, в наши дни женщины стали доступны и без брака. Кроме того, стало возможно легко развестись. Вот эти два факта и губят семью.
Как бы сделать так, чтобы (хотя бы в нашей стране) женщины ни в коем случае не отдавались бы мужчине без заключения брака. И законодательно запретить разводиться. Мужчины женились бы, разумеется, потому как - "романтическая любовь" - хочешь-не хочешь, а женишься. И все, пришлось бы нести ярмо всю жизнь. Не беспокойтесь, мужики, нести ярмо - конечно, вместе с женой любимой. Ведь мы, бабы, вас не бросим, да еще с детьми.
P.S. Кстати, в комментариях не согласны с автором статьи в основном мужчины, а женщины в основном поддерживают.
Пелагея18 февраля 2011, 22:36
Даа, весьма редко кто обходится без романтики. Она имеет место быть, но её просто не надо ставить во главу угла, а отталкиваться нужно от законов настоящей любви. И всё будет тип-топ )))
Надежда17 февраля 2011, 21:12
Спасибо сайту и автору за статью:надо напоминать нам почаще,что романтика в межполовых отношениях необходима,ведь она - красивый аванс,приманка к "браку-крайне сложному мероприятию".
Наших подростков и молодёжь не надо считать распущенными крольчатами,они напуганы и сбиты с толку СМИ,растеряны от наших лицемерных нравоучений,поэтому вытворяют подчас непотребства (хотя намерены творить чудеса и создавать миры).Юным мозгам легче анализировать ситуацию без всякой статистики абортов,они видят лучше нас признаки "оскудения любви" и просто вырождения.Никто не хочет убивать,развратничать и т.п.Подростки ,как всегда, копируют доступный и оправданный образец поведения.Нашего неромантичного фарисейского поведения.
natalie dauenhauer17 февраля 2011, 09:56
Андрею- очень тонко,я в восхищении..Из двух возможных ролей выбираю фарисея..
Валерий16 февраля 2011, 21:19
Евгении.
Рассматриваемая нами тема очень и очень актуальна сейчас и "материя" ее,конечно же, за пределами понимания человеческих умов. Все происходит по воле Божией. И тот молодой человек, который со школьной скамьи стремится к семейному счастью со своей возлюбленной, поступает не просто мудро и богоугодно, но идя наперекор "духу времени", окружающей морали и обстоятельствам, духовно закаляется, становится не мальчиком, но "мужем", беря на себя ответственность взрослой жизни. У меня лично, такие молодые люди вызывают восхищение и уважение. И не надо бояться, что на пути молодых могут появиться какие-то препятствия и трудности - Господь все управит Сам, была бы только у нас вера в Него и доверие к Его всеблагому Промыслу.
Евгения16 февраля 2011, 13:07
Валерий, есть резон в ваших словах. Но ранний брак не панацея, к сожалению.

Подростки быстро и сильно влюбляются и быстро и сильно разочаровываются. Это как же нужно их воспитать, чтобы они смогли пронести первую юношескую влюблённость через всю жизнь и создать на её основе семью? Не слишком ли шаткий фундамент?

Нет, я не одобряю по-европейски поздних браков, это другая крайность, губительная для души и тела. Но и женить детишек, которые понравились друг другу в старших классах, думаю, опрометчиво. Если они ещё пару-тройку лет по окончании школы "походят за ручку" - тогда уже можно и женить =)

Насколько я понимаю, дело не в том, чтобы не влюбляться и не общаться в предметом своих чувств, дело в понимании того предела, до которого в этом общении можно дойти. А вот для этого уже нужно воспитание в Православии.
Ирина16 февраля 2011, 09:59
Спасибо автору за статью. Однако в качестве совета, энтомолог - специалист по насекомым, как правильно полагает автор. Однако паук - это представитель класса Паукообразных, а ученых, которые изучают эту группу животных называют арахнологами. Поэтому, скорее всего, восхищаться пауком будет именно арахнолог. Извините, р.б. Ирина.
Марина15 февраля 2011, 19:48
Так любопытно читать комментарии к этой статье (и к другим статьям, написанным, как и эта, не в жанре догматического богословия). Сразу видно, какие мы все разные, хотя и "как бы" объединены единым - Православием. Тот, кому статья понравилась - вежливо благодарит. Тот, кому НЕ понравилась - НЕ ВЕЖЛИВО клеймит автора и оппонентов, да ещё и побольнее старается. Вот он - водораздел на "званных" и "избранных". Если что посерьёзней в стране или в Церкви случится - стенка на стенку пойдём, и каждый будет искренне убеждён в своей правоте. Грустно. А может быть просто кому-то воспитания, образования и внутренней культуры не хватает для ведения спора?
-------------
Вопрос-просьба к администрации сайта: 19 февраля 2011 года ровно 150 лет отмены крепостного права в России (1861 год). Интересно было бы расширить свои знания на эту тему. Как уходили в монастырь крепостные крестьяне или это был только удел высшего сословия? Имели ли монастыри собственных крепостных трудников? Могло ли белое духовенство выйти из крепостных? Ну и что такое крепостное право с духовной точки зрения? Может ли "образ и подобие" принадлежать не только Богу, а ещё кому-то из себе подобных? Почему Церковь никогда не выступала за отмену крепостного права? Или выступала, но мы об этом не знаем.
Заранее огромное спасибо.
Валерий15 февраля 2011, 19:01
Евгении.
Чтобы последствия юношеской влюбленности были хорошими надо детей воспитывать в исконном православии и благословлять ранние браки, что исторически соответствует русской национальной традиции и биологическому возрасту организма молодых людей, когда нежность чувств, чистота помыслов, отсутствие практики добрачного сожительства слагаются в законное и благословенное супружество в "едину плоть" души и тела молодых. Именно в этом возрасте необходимо правильное и законное русло человеческой жизни, правильный и положительный опыт межличностных взаимоотношений юноши и девушки. Ранний брак это по-сути панацея от разгула похоти и разнузданности среди молодой части общества. Это и вековой опыт Руси. А сейчас мы пожинаем плоды другого, "заморского" опыта - женятся к тридцати годам, нагулявшись, наблудившись, изломавши жизнь себе и другим и не получивши в результате этого безобразия тот благословенный плод чистой и единственной любви, которая не перестанет никогда, по слову апостола! Так может быть вернемся к своим национальным корням?!
Нина15 февраля 2011, 18:11
Слава Богу! Что люди читают такие статьи и делают для себя выводы или выводы давно уже сделаны!Согласна с Георгием- полно браков по расчету, и венчание, как дань моде , но бывает , что потом раз венчаться то никак...А опять же - быть в браке и не венчаны - грех...Значит, изначально должна быть истинная любовь, только тогда будет всё по Божьи !!! Все очень индивидуально!!!
Евгения15 февраля 2011, 15:58
Спасибо за статью.

/бред какой-то. кто в юности не влюблялся смертельно, и "на всю жизнь"? автор что, забыл себя, 15-летнего?/

Наталья, вот поэтому и нельзя жениться в столь юном возрасте =)
К тому же, есть же разница: 15-летний подросток, пишущий стихи любимой девушке, разучивающий ради неё песню на гитаре, и тот же 15-летний подросток, но уже не страдающий, а приглашающий девушку к себе домой и удовлетворяющий свою страсть (т.е., получающий свои первые "100 грамм боевых").
Влюбляться никто не запрещал, это невозможно запретить, но последствия у влюблённости не должны быть плачевными.

Как бы ещё до детей это донести, помоги, Господи!
лидия15 февраля 2011, 15:58
спасибо за любовь. прежде за любовь ко Господу. а затем за любовь между людьми.
Андрей15 февраля 2011, 14:35
Уважаемые Natalie Dauenhauer и Филофей! Вы очень своевременно, в неделю мытаря и фарисея, даете свои комментарии. И к месту - в статье о любви.
Надежда15 февраля 2011, 14:09
С праздником!"Солнце Правды-Христос Бог наш,просвещаяй сущия во тьме."Желаю Всем всех благ,творческих успехов.Храни Вас Господь!
Natalie Dauenhauer15 февраля 2011, 10:51
Алгеброй ПОВЕРИЛ гармонию...написал Александр Сергеевич.Остальные рссуждения такие же дешевые ,как и *Р* в приведенной цитате
Филофей15 февраля 2011, 10:43
хватается не "за тапок", а "хватает тапочку", читайте больше и не только газеты
Валерий15 февраля 2011, 09:54
Спасибо автору статьи за столь неожиданную и смелую, а главное, свежую версию понимания любовных отношений между мужчиной и женщиной. Особенно удивляет, что статью "пропустили" на сайте, где межличностная любовь имеет только одно измерение понимания - крестно-жертвенное и монашеско-духовное! А ведь мы живые люди и прекрасно знаем, что брак без так называемой "романтической" любви или влюбленности, и не супружество вовсе, понимаемое как "едина плоть" , а всего лишь форма мученичества с дозволением половых отношений. И всего-то! Поэтому без чистой, юношеской, романтической влюбленности невозможно построить в дальнейшем ни "простое человеческое" счастье, ни любовь в апостольском понимании, ни настоящей жертвенности! Не обманывайтесь, кто думает иначе.
Оля15 февраля 2011, 09:08
Очень полезная статья, особенно в день "всех влюбленных",когда люди просто тонут в романтической любви, есть над чем поразмыслить. Спасибо Вам огромное!
Наталья15 февраля 2011, 09:08
бред какой-то. кто в юности не влюблялся смертельно, и "на всю жизнь"? автор что, забыл себя, 15-летнего?

Любовь-это дар Божий, и не каждому дано ее испытать.так что не надо гнать ее из нашей жизни, в которой и так мало радости.
Ольга15 февраля 2011, 08:01
Господи! Помилуй нас грешных! Все правильно. На себе испытала. А историю Ромео и Джульетты замечательно изложил Чапек. Все, кому я советовала читать, были в восторге. Там истинная история любви.
Людмила15 февраля 2011, 07:54
Прекрасная статья! Восхищаюсь стилем изложения мыслей истинно верующими людьми! Спасибо!
Алекс.15 февраля 2011, 02:40
Михаилу. Прочтите ещё раз статью, повнимательнее. Любовь-способна творить чудеса, но именно Любовь , та самая которая долготерпит, не ищет своего и т.д. (См.Библию) . Автор как раз и призывает не путать Любовь с тем низменным чуством которое заставляет главу семейства и отца троих детей уходить от семьи к своей секретарше. Любовь это жертвенное чуство. Если вы готовы не раздумывая отдать жизнь за человека или посвятить человеку всю свою жизнь без остатка , не ища ничего в замен то вот это и есть любовь, а вот всё остальное как раз Чушь несусветная.
Николай15 февраля 2011, 01:38
Прочитайте лучше русские народные сказки. Про Иванушку и Василису Прекрасную.
Лучше, чем в них - про истинную любовь больше нигде не найдёшь.

И на подвиг быть готовым зовут (пойти одному в царство тёмное и спасти из лап врага Василису любимую)

и добру учат (за то, что ты мне Иван добро сделал - говорит старая ведьма - и я тебе добро сделаю)

и жизни (говорит Иванушке паук злобный "ответишь правильно на мои 3 вопроса - отпущу. А не ответишь - пеняй на себя".
...
И на третий завершающий вопрос "что слаще всего на свете ?" воскликнул Иванушка - "Василиса !!!". Расхохотался паук злобно: "нет, неправильно".
И тут осенило Иванушку, и закричал он, в паутине путаясь - "Жизнь ! Жизнь слаще всего на свете !"
И отпустил паук его. Ответ был правильным.




А эту статью прочитал, выражение вспомнилось: "было у отца три сына. Два умных, а третий - кандидат филосовских наук".
Марина 15 февраля 2011, 00:01
Так странно и так неожиданно приятно читать на Православии.ру статьи, наполненные образным авторским мышлением. Статьи, написанные не "так как надо", а так как думается и чувствуется. Без шаблонов. Браво!
Михаил14 февраля 2011, 21:09
Чушь не сусветная, любовь это чудо способное творить чудеса и создавать мир
Георгий14 февраля 2011, 21:05
не плохое розмышление автора. но хотл бы заметить, что есть браки по рощету, и венчание, как дань моде. и лишь со временем пары понимают, что в их жизне нет главного - любви, любви которая не преврзносится, долготерпит и некогода не проходит!
Oksana14 февраля 2011, 20:59
Спасибо Вам громадное за статью и Храни Вас Господь!!!
Ольга14 февраля 2011, 19:35
Статья превосходная. Прости нас грешных, Господи!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×