Не-оче-видное

Фотограф Владимир Мишуков – о людях-притчах, ясно-видении и о том, что Человеком быть неудобно

Страннолюбия не забывайте, ибо через него некоторые, не зная, оказали гостеприимство Ангелам.
(Евр. 13: 2)

И, проходя, увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии.
(Ин. 9: 1–3)

– Когда у меня родился ребенок с синдромом Дауна, я был абсолютно счастлив. Столп радости, абсолютное приятие – сразу. Я живу с радостью и ощущаю эту радость каждодневно, ежеминутно, ежесекундно.

Человек напротив меня проговаривает это убедительно, с сердцем, выделяя каждое слово. Замолкает и смотрит вопросительно: «Ну что, веришь ты мне?» Тихий дворик, центр Москвы. Вечереет. Где-то за домами ровно гудит город; иногда тишину нарушает далекий лай или шаги случайных прохожих. Мгновенно рождается вопрос, успеваю подумать: «Стоп! Нельзя! Грубо, бестактно!» – а с губ уже слетает:

– А вы не лукавите? Неужели ни одной минуты сожаления?

Люди с синдромом Дауна. Тема нашего так щекотливо начавшегося разговора и тема же завершившейся на днях фотовыставки Владимира Мишукова «Близкие люди». Именно она послужила поводом к нашей сегодняшней встрече. Три просторных светлых зала в Центре фотографии имени братьев Люмьер. 44 черно-белых портрета людей с синдромом Дауна. Возрастной промежуток – от 5 до 50. Фотограф – Владимир Мишуков, обладатель гран-при «Арт-фото России», трижды обладатель гран-при «Серебряная камера», стипендиат мэрии Парижа, автор многочисленных выставок в России и за рубежом, признанный мастер фотографии.

Итак, люди с синдромом Дауна. Что их отличает от нас? Формально – присутствие в генетическом коде ДНК «лишней» 47-й хромосомы. А вот фактически… Парадоксально, но при взгляде на фотографии «Близких людей» в голову, а точнее – в сердце, приходит только один ответ. Ничего. Ничего их от нас не отличает. Может, это оптический обман? Хитрость фокусника-фотографа? Какой-то специальный объектив, преломляющий действительность? Слишком любопытно, слишком необычно, чтобы оставить это без ответа.

И вот я здесь, на лавочке в центре Москвы, и уже, кстати, становится прохладно. Да, человек напротив – Владимир Мишуков. Автор фотовыставки и отец четверых детей, младший из которых, четырехлетний Платон, родился с синдромом Дауна. Да, свой чудовищный вопрос я задала именно ему.

Он замирает на секунду, брови взлетают вверх.

– Что-о-о, простите? Сожаления? По поводу? – выговаривает наконец, возвышая голос.

– О том, что ребенок родился… с синдромом Дауна.

Кляну журналистов, журналистику и свой проклятый язык.

– По поводу чего должно быть сожаление? Я до сих пор не понимаю!

Удивляется искренне, спрашивает с нажимом, весь подался вперед, всем видом спрашивает: «Ну что же вам всем непонятно? Что, и вы туда же?»

Окончательно уничтоженная, мямлю что-то вроде:

– Ну, вы знаете, ребенок с синдромом Дауна… Стереотипы…

Не сразу находит слова, несколько раз начинает, обрывает сам себя, обрывает меня, хотя я молчу, начинает снова. Догадываюсь: подбирает слова, чтоб объяснить мне, бестолковой, то, что для него – давно решено и очевидно. Уже успела понять, что все слова Владимира – только заголовки мыслей, видимая часть того пресловутого айсберга, по которой приходится угадывать масштабы подводной части. Поэтому многое непроговоренное им пытаюсь угадать по очертаниям слов, додумать на лету.

– Сейчас, сейчас… Я просто пытаюсь понять, доказуемо ли это или нет… (Догадываюсь: это – в смысле – любовь.) Факт рождения необычен сам по себе. Тут же рождается непохожий на других, необыкновенный человек. Это ускорило мою мысль, как ускоряет поэзия, в понимании того, что есть норма. Синдром Дауна, с точки зрения так называемых нормальных людей, сегодня не есть норма. Но если ты что-то при-нимаешь, впускаешь в свое сердце, то это явление становится тебе при-ятно – слышите даже сходство этих слов? Я – принял. Можно, конечно, воспринять, что, мол, это у него защитная реакция – это уже вопрос того, насколько лично вы готовы отбросить стереотипы.

Моя почва на момент рождения Платона уже была, видимо, подготовлена благодаря и трем моим старшим детям, и Господу. Парадоксальным образом – просто столп радости от того, что у меня родился мой ребенок. «А почему?..» Как на этот вопрос ответить?

Мы с женой не делали заранее никаких анализов, и только в родильном доме у врачей возникло подозрение на синдром Дауна. Стали брать анализы. И вот тогда, признаюсь, был момент. Один единственный раз. Когда ты сидишь и ждешь результатов, и жизнь твоя в этот момент как будто целиком зависит от этих людей, которые сейчас напишут диагноз, а фактически – подпишут приговор. Самое отвратительное время! И закрадывается мысль: что, если сейчас, пока еще ничего не известно, обратиться к Господу с молитвой, чтобы ребенок родился нормальным? Господь меня в тот момент остановил – я подумал: «Какая глупость! Это ведь то же, как если бы у меня родилась девочка, а я молился бы: Боже, дай мне мальчика!»

Мария, 43 года Мария, 43 года Он говорит с жаром, уже не трудясь подбирать слова – льются сами. Невольно подпадаю под магию простоты и абсолютной убежденности, с которой произносятся эти парадоксальные, абсурдные слова.

Иные люди вскрывают важнейшую, с моей точки зрения, проблему – отношения человека к человеку вообще. Хорошо, договоримся, что они ненормальные, а я нормальный, хотя я не знаю, что это значит, более того, меня это даже немного обижает. Мы обыкновенные – они необыкновенные. Мы обычные – они необычные. Смотрите, как здорово! Да там гораздо интереснее, на той стороне. По большому счету, мы друг к другу относимся просто как к мешкам с костями. Вот имеет человек, скажем, три руки. Или три ноги. И тут-то мы сразу помечаем, что это урод. А кто вам, собственно, сказал, каким должен быть человек? М-м-м?

– Ну, это… общепринято?

– Общепринято! Вот дети спрашивают нас: «Папа, каким должен быть человек?» – а мы в ответ старое-доброе: «Палка, палка, огуречик – вот и вышел человечек!» А ведь это чушь! Изначально неверно. Потому что человек – это не руки-ноги-голова. Это душа. Сердце. А то, что Господь поместил в другую оболочку, это не наше, это Его, Божественное дело. А то, что иногда из человека льется свет, ум, добро – и какое количество людей с ограниченными возможностями это подтвердило! – все равно. Подавай непременно 90х60х90! Почему такая неготовность к многообразию? Когда Христос с учениками идет мимо слепого и они спрашивают у него: «Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?» – что он им отвечает, помните? «Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии». Это ответ для всех, которые до сих пор убеждены, что если человек инвалид, то это за грехи наши. Пожалуйста, забудьте это! Вот еще к вопросу о норме. Знаете вы историю мальчика Влада?

(Утвердительно киваю. История удивительная. 29-летнему Владу, одному из моделей фотовыставки, синдром Дауна не помешал отлично плавать, участвовать в международных соревнованиях и занимать призовые места. Так на очередном соревновании, в Монако, он шел первым, но вдруг остановился, высунулся из воды и стал… приветствовать зал и махать зрителям рукой! Трибуны взорвались овациями. Влад тогда приплыл четвертым.)

Вот вам пример отклонения от нормы. Норма здесь – плыть, рассекать воду локтями и желать коснуться бортика первому, вот и все. А у другого человека, оказывается, нет: плыть – и в этот момент еще и реагировать на происходящее. Неужели это пример умственной отсталости? Нет, это говорит о том, что может быть другая логика. Другие отношения с миром.

– А какие должны быть у мира отношения с этими людьми? Одна женщина на выставке спросила меня: я хочу общаться, хочу сблизиться, но как мне общаться с ними? Как реагировать? Даже когда мы просто видим их, мы теряемся, не знаем, как себя вести, что уж говорить о беседе. Вот в метро, например?

Мой вопрос вызывает… улыбку. Неожиданно!

– А вы знаете, как вести себя в метро с человеком без синдрома Дауна? Вон он стоит – ну и как? Как с Человеком. Быть Живым и только. Отройте все свои органы чувств для восприятия, перестаньте мыслить формулами. Лекал не существует! Просто откройтесь.

– Открыться?

– Да.

– Не понимаю.

Никита, 20 лет Никита, 20 лет – А я и не сказал, что будет просто. Вот вы приходите на показ нового фильма, садитесь и решаете заранее: «Этот режиссер до этого снял плохой фильм. Значит, и этот фильм плох». И он обязательно будет в таком случае плох! Человек должен прийти и сесть дураком. Нулем. Никуда вы, конечно, не денетесь от своего опыта, но надо постараться в момент восприятия отрешиться от него и принять опыт художника, которым он хочет поделиться.

– Можем ли мы вообще понять этот «фильм»? Постигнуть идею его «Режиссера»?

– Мне как-то пришло в голову, что мы, обычные люди, как прямые высказывания, а люди с синдромом Дауна – это люди-притчи. Ты можешь услышать и понять эту притчу, а можешь пройти мимо и продолжить жить по инерции. Только дальше ты в своем развитии не продвинешься. А нужно попытаться увидеть в этом…

– Притягательность?

– Красоту! Другой стандарт. Почему они рождаются с такой периодичностью? Каждый 700-й человек появляется на свет с синдромом Дауна независимо от привычек родителей. Можно изобретать способы блокироваться от этого, но это значит – не принимать информацию, которую нам посылает Господь в этих людях. Самим фактом своего пребывания здесь они сообщают нам что-то. Перспективы развития нет, если не получается принять новое. «Перспектива» переводится с латыни как «ясно видеть». Взгляд ясный, не замутненный ничем. А если ты неясно видишь, то у тебя нет перспективы! Нет будущего.

Все гладко, все верно – но что-то смущает меня, есть в этом какая-то незаконченность… ну конечно, вот же она:

– Допустим, мы открыты. Мы отбросили стереотипы. Мы готовы говорить, готовы и слушать. Но как же расшифровать человека-притчу? Как наладить контакт, найти подход?

– Был такой мультфильм советский, называется, кажется, «Контакт». На землю прилетает инопланетянин – странного вида масса, аморфная и явно не агрессивная. И первый, кого оно встречает, – это художник. Конечно, оба сразу пугаются, но поняв, что опасности друг для друга не представляют, начинают друг друга изучать, пытаются наладить контакт. То на одном языке заговорят, то на другом – безуспешно. А у художника этого была привычка во время работы насвистывать мелодию, знаете, тему из «Крестного отца». И сошлись они на этой мелодии! Один начал – а другой подхватил. Вот так.

«Страннолюбия не забывайте, ибо через него некоторые, не зная, оказали гостеприимство Ангелам», – говорил апостол Павел евреям. Вдумайтесь – это же потрясающе! Правда, некоторые и тут пытаются найти противоречие: мол, страннолюбие – это любовь к странникам. Хорошо, говорю я им, а странник – это, по-вашему, кто? Ино-странец, чуже-странец. Это только подтверждает то, что люди с синдромом Дауна, с церебральным параличом, аутисты, шизофреники – словом, непохожие на нас люди и есть странники. Ты просто не знаешь языка, чтобы соотносится с этим чужестранцем.

– Вы проводите параллель между людьми с синдромом Дауна и ангелами? Отождествляете их? Даже музыкальным сопровождением на выставке был мужской хор «Ангельские голоса», поющий дискантом.

– Нет, с ангелами я их не отождествляю. Ангелы – существа, которых мы, не зная, никогда не видя, приняли. Поэтому я провожу параллели: образ ангела несет положительный заряд, и я хочу, чтобы он соотносился в нас с образами детей с синдромом Дауна…

Я часто шучу, что вот сейчас ученые докажут, что нахождение рядом с человеком, у которого синдром Дауна, благотворно влияет на прирост материального благосостояния или полезно для сосудисто-сердечной системы. Как, знаете, про кошек говорят. Вот про кошек люди верят, а про людей почему-то нет. Да люди тогда в очередь встанут! А ведь не каждому еще и дадут!

(Смеемся как-то… нервически. Горька шутка. Смех сквозь слезы.)

– У вас четверо детей; наверное, люди воспринимают как отца-героя?

Степан, 4 года Степан, 4 года – Да, часто приходится слышать: «Ну ты герой? Семнадцать лет в браке, четверо детей, ребенок с синдромом Дауна…» Да это не геройство! С точки зрения современной действительности, может быть, это не нормально, вне нормы. Но я приемлю только одну норму – Божественную. Да кто бы мне сказал в молодости, что у меня будет четверо детей? Так вот говоришь как будто про какую-то абстракцию: «четверо детей». А когда сидишь и видишь перед собой лицо каждого из них, думаешь: «Господи, как это могло быть, что их не было в моей жизни? И как можно было не впустить их в эту жизнь?» На институт брака сегодня вообще извращенный взгляд. «За грехи и умножение беззакония во многих охладеет любовь, претерпевший же до конца спасется», – гласит Библия. В современном мире женщина уже не нуждается материально в мужчине, даже родить ребенка, «благодаря» техническому прогрессу, уже можно без мужчины. «Да убоится жена мужа своего» воспринимается как тирания, хотя очевидно, что здесь речь об уважении, об отношении к мужчине как к строгому, но справедливому отцу. Мужчина же предпочитает одной спутнице – множество сиюминутных удовольствий. Детей уже в принципе практически никто не хочет. Что это?

– Нарушение морально-этических норм?

– Нарушение Божественного закона. Вот и «охладевает любовь» за «грехи и беззакония»: человек хочет любить, но уже не может. Будешь зажигать, стараться, а гореть – не будет. Близкие люди – с синдромом, без синдрома – нужны для того, чтобы ты мог ощутить всю глубину своей любви. Ведь любить все человечество гораздо проще, чем собственную мать. Ближний круг – это самый большой мир, чтобы проявить себя Человеком. Перед нами стоит очень большая задача – остаться Человеком. Мы сотворены Людьми, но вот что такое Быть Человеком – этого мы, по-моему, до сих пор так и не поняли. Мы не разгадали, мы не знаем этой тайны.

С начала разговора держу в рукаве вопрос о роли искусства в жизни человека – вечный, неизменный вопрос! Но Владимир меня опережает и вдруг спрашивает сам:

– Как, на ваш взгляд, в чем задача искусства?

(Вдруг поменяться ролями, захватить инициативу в свои руки и сделать своего интервьюера «допрашиваемым» – Владимир делает это изящно, ловко и это доставляет ему видимое удовольствие. Интересный ответ – кредит доверия, который нужно периодически выкупать новым ответом. Мне нравится эта игра.)

– Думаю, искусство иррационально. Искать в нем практический смысл в принципе бессмысленно.

(Собеседник улыбается – новый кредит мой.)

– Да, это верно. Но, думаю, проанализировать задачу все-таки можно. Цель искусства, на мой взгляд, не нести какую-то новую систему, не навязывать что-то, а просто размягчать сердца. Размягчать человеческую душу. А там уже семена, которые были заготовлены, будут посажены и взрастут, дадут плоды.

Светлана, 25 лет Светлана, 25 лет Я апеллирую и к родителям, которые не сразу приняли своих детей с радостью или которые не приняли до сих пор. Я пытаюсь их поддержать: они уже не сделали аборт, они впустили в жизнь своих детей. Мне хочется поддержать их, в отличие от того же Никонова, который своими высказываниями людям, которым нужна поддержка, наносит удар, и в этом его подлость. Он имеет право на точку зрения, но подлость в том, что в безоружных стрелять нельзя – это расстрел.

– Наверное, старшему поколению пришлось сложнее. Мне показалась даже по вашим фотографиям, что фото взрослых людей в совершенно другой тональности, чем фото детей. Я увидела одиноких, уставших людей с переломанной судьбой.

– Я знаю опыт людей старшего поколения. Тот же Владик: его мама рассказывала, что когда-то они вынуждены были гулять только вечерами, когда темно и все уходили, потому что не хотели, чтобы люди обращали на них чрезмерное внимание, смеялись. Взрослые дети (смеется – метко оговорился) отличаются от сегодняшних детишек и родители отличаются по приятию. Вообще удивительно, что 50 лет назад, при всех стереотипах того времени, они остались в живых. Сейчас все-таки больше поддержки, лучше коммуникация, есть Интернет. Маленькие более раскрепощенные, свободные.

(Вспоминаю, как одна посетительница выставки сокрушалась о том, что ее сестра буквально прячет своего ребенка с синдромом Дауна, едва не запирает его, как она отдалилась ото всех своих друзей и родственников. Рассказываю об этом эпизоде Владимиру.)

– Стыдиться нечего, стыдиться нельзя. Стыдиться можно только себя, своих дурных мыслей, поступков, а стыдиться другого человека – это абсурд. Но это нам свойственно. Очень важные слова сказал в интервью Пабло Пинеда, и я, конечно, ловлю их как уникальное сообщение от странника, выучившего мой язык. Это как бы взгляд изнутри, с другого берега.

(Тут необходимо пояснение. Испанец Пабло Пинеда – первый в Европе человек с синдромом Дауна, получивший высшее образование. Он сыграл главную роль в фильме «Я тоже», за что получил на кинофестивале в Сан-Себастьяне приз за лучшую мужскую роль. Пинеда знает несколько языков, окончил в Испании университет, владеет компьютером и сейчас готовится стать преподавателем.)

Пинеда сказал следующую вещь. Во-первых, родителям нужно давать больше свободы этим людям, то есть доверять. Не давая личной свободы, ты как бы подразумеваешь ограниченность своего ребенка, а значит, не принимаешь его. Во-вторых, необходимо демонстрировать везде и всем, что это твой ребенок. Гордиться, чуть ли не хвалиться: «Вот он, Мой Ребенок!» Очень много в мире агрессии, доля отрицания слишком сильна. Необходимо преломление угла зрения, и на это, прежде всего, могут повлиять родители. Будучи из «стаи» «нормальных» людей, они, находясь в обществе, самим фактом приятия и любовью будут невольно передавать такое отношение другим людям, которые с этим явлением совершенно не соприкасаются. Это закон цепной реакции. Цепь, по которой передается любовь. Примешь ты внутри своей семьи – примут дальние и ближние родственники, соседи, коллеги. Они не почувствуют эту химию любви, потому что это не их дети, но их, я подчеркиваю, их и не надо всем любить – это прерогатива родителей.

Кристина, 5 лет Кристина, 5 лет – Вы говорите о свободе: но возможно ли это в данном случае? Насколько эти люди вообще самостоятельны? Как они себя ведут, например, с незнакомым человеком? Как воспринимают жизнь? Вам ведь довелось много общаться с ними.

– Помню, я пришел к ним на репетицию, в театр. Перед тем как снимать, я какое-то время похаживал в «Театр Простодушных»: присматривался, привыкал. Они, в свою очередь, привыкали ко мне.

(Тут снова поясню. «Театр Простодушных» – уникальная творческая мастерская, где в роли артистов – люди с синдромом Дауна. Спектакли театра постоянно проходят на разных сценических площадках Москвы.)

У меня тогда уже был Платон, и серию фотографий с детьми с синдромом я уже делал, то есть уже общался с ними. Но и у меня сердце колотилось: они все меня облепили – девушки, парни – и начали трогать руками лицо, волосы, обнимали, приговаривая, какой я хороший. Я сидел как экспонат. Это был период адаптации.

Иногда во время съемки некоторые родители позволяли себе сказать своим уже взрослым детям: «Рот закрой!» «Язык не высовывай!» В том помещении, где я снимал, были условия, при которых родители находились рядом и слышали, как я разговариваю с их детьми, как я их приоткрываю. А я в них видел только их самих. Вот была там, например, девушка Оля. Когда с мамой – ну ребенок ребенком. А ведь она девушка! И в ней есть все женское, просто сокрыто. И это и есть она. У нее косоглазие, и при жизни на это можно и не обратить внимания, а на стоп-кадре характерно смотрится. Поэтому некоторые ребята там есть с прикрытыми глазами, чуть повернуты в сторону, потому что одна деталь мешает восприятию непосредственно человека, вы на нее отвлекаетесь.

– Это была постановочная съемка? Или ребята импровизировали?

– Скажу как фотограф: любая съемка постановочная, если человек знает, что его снимают. Вы пробовали быть естественными перед зеркалом? Съемка не постановочна только когда снимают скрытой камерой. В течение двух-трех часов я предлагал некоторые направления, мы вместе пытались найти органику этого человека. А положений не так уж много – не так много рук и голов у человека. И так я снимаю абсолютно всех: и актеров, и режиссеров, и голливудских звезд. После съемки одна мама говорит мне: «Вы с ним так разговаривали! Это для него счастье, что вы так с ним разговаривали!» А я иначе просто не мог, потому что передо мной Человек. Какое мне дело до его статуса? На фотографии, с моей точки зрения, он должен быть живым – живым и только, до конца. Живое же проявление можно получить тогда, когда человек откроется. А откроется он тогда, когда ты откроешься, а не будешь пытаться своровать кадр.

– Когда снимали маленьких, родители также реагировали? Или это все-таки уже люди другого поколения, с другим восприятием?

– Маленьких я снимал уже в другой студии, и там я уже оставался с ними один на одни. Если вдруг оставалась мама, то иногда начиналось: очки моей дочери снимать нельзя, потому что в очках она выглядит более «нормальной» и т. д. Но в целом хоть это было для многих и непривычно, доверяли и оставляли нас «творить» наедине.

Влад, 29 лет Влад, 29 лет (На ум приходит услышанная на выставке история о мальчике с синдромом, который женился на девушке из «стаи нормальных». Делюсь с Владимиром.)

– Каждый из них развивается по-разному, каждый – индивидуальность. Некоторые говорят: «Они агрессивные! Они озабоченные!» Да не в большей степени, чем так называемые «нормальные» люди. Для них это так естественно – подойти, поцеловать, обнять. Такие открытые проявления любви органичны в их мире. Готовы ли мы к этим объятиям – это уже вопрос к нам. Но то, что это не умственно отсталые люди, – это точно. Умственно иные – да. Отсталости я не обнаружил. Благодаря сыну Платону я стал интенсивно интересоваться, приоткрывать, обнаруживать другой объем мира, явления, которые я не замечал раньше. Я понимаю, как много я не знаю, как все непросто и неоднозначно.

– Вы думаете, страна, где, как вы сказали, сегодня даже «нормальные» люди не соблюдают права друг друга, услышит ваш призыв?

– Да даже если одна девушка придет на выставку, и та произведет на нее парадоксальное впечатление, которое не позволит ей в будущем, узнав о диагнозе, сделать аборт, и она решит оставить ребенка, я не зря живу. У меня такое было на выставке «Культ семьи»: в Интернете прочитал: «Была на выставке Мишукова, проплакала всю дорогу. Захотелось родить ребенка. Не одного, а сразу трех». Думать об этом не думаю, когда фотографирую, но ведь это здорово!

Если и у кого-то из моего близкого окружения родится ребенок с синдромом Дауна, я поздравлю абсолютно искренне, потому что я понимаю, с какими неведомыми, удивительными чувствами этот человек встретится. Как у Вийона: «От жажды умираю над ручьем». Это про моего Платона. Бесконечно хочется обнимать его, целовать. В нем есть что-то неведомое; его язык, его жесты – это источник чего-то невиданного. Чего? Я пока не разгадал.

Тихий дворик, центр Москвы. Вечереет. Где-то за домами ровно гудит город; иногда тишину нарушает далекий лай или шаги случайных прохожих. Уже почти стемнело, и в окнах зажигаются огни.

– Помню, прошло уже полгода после рождения Платона, и мы еще не всем родным сообщали о том, что ребенок родился с синдромом. Не говорили только по одной причине: когда ты скажешь это на расстоянии, по телефону, человек все равно останется при своем стереотипном мнении. Когда же он приходит к нам в дом и видит наше отношение, нашу реакцию, нашу любовь, да и самого ребенка, его стереотипы рушатся и все становится на свои места. Здесь важно непосредственное восприятие.

На своей выставке я предлагаю миру так называемых нормальных людей встретиться с миром людей ненормальных. Предлагаю взглянуть на них другими глазами, увидеть в них Красоту, которая для меня очевидна. И когда сами герои приходят на мою выставку и люди видят их портреты и их самих, у них происходит «коррекция зрения», спадают шоры. Я надеюсь.

Ибо если мы не способны ощутить БЛИЗОСТЬ тех, кто отличается от нас и нуждается в нашем приятии, мы ограничены в своем развитии.

С фотографом Владимиром Мишуковым беседовала Жанна Бобкова

17 октября 2011 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Светлана30 марта 2023, 00:16
Какое великолепное интервью! Потрясающие фотографии, интереснейший человек!! Спасибо огромное
Марина12 мая 2016, 14:10
Спаси БОГ за статью!!!ДАЙ БОГ эдоровья помощи Божией Владимиру с семьей и всем солнечным деткам!!!
Татьяна14 сентября 2015, 09:37
Бедная Анна, какой смысл в страданиях к которым Вы нас призываете? Ощущение теплоты, чистоты, радости от этой статьи. Помните, на пара олимпийских играх? Люди с синдромом Дауна соревновались в беге и вдруг один бегун упал. "Соперники" подбежали к нему, стали утешать и финишировали все вместе, взявшись за руки. Стадионы аплодировали стоя...
Tatiana24 декабря 2014, 02:16
Daun-ne boleznj.Eto ochenj dobrye ljudi,v otlichie ot drugih,tipa,zdorovyh ljudej,oni nikogda ne budut skvernoslovitj,obizhatj kogo-to.Oni ulybajutsja,oni mogut rabotatj,uhazhivatj za kem-to.Eto rebenok,kotoryj garantirovanno ukrasit vashu starostj,sdelaet vas schastlivymi,v otlichie ot zdorovyh i razvityh obychnyh detej,ot kotoryh toljko i slyshish kakie-nibudj gadosti.A ljubvi i zaboty v takih detej nado vkladyvatj stoljko zhe,skoljko i v obychnyh.A otdachi boljshe.etot rebenok nikogda vas ne oskorbit,v tjazheluju minutu pozhaleet,poneset vashu tjazheluju sumku,budet uhazhivatj za mladshimi bratikami,sestrichkami,pomogatj po domu,budet sebja obsluzhivatj,mozhet,dazhe zarabatyvatj.Chto eshche-to nuzhno ot detej?Laska,zabota,uhod za nami starikami.
Tiya20 мая 2014, 17:03
Спасибо, переворачивает)
Галина19 января 2014, 19:11
Очень жаль Анну, которая не поняла ничего из этого интервью. И в своем комментарии позволила себе быть самой умной.
Низкий поклон Владимиру. Большое спасибо Жанне.
Дай Бог счастья всем деткам с СД и их близким людям!
Юлия 8 октября 2013, 18:42
Большое Вам СПАСИБО за статью!
Спаси Господи!
Римма 5 октября 2013, 14:32
Все новое, неизведанное, непознанное появляется в нашей жизни для нашего роста и развития - для этого мы и пришли в этот мир. Такой ребенок рядом с тобой, когда ты его принимаешь, - мощный катализатор твоего развития, познания твоей Божественной сути - Любви. Чем дальше ты продвигаешься по этой дороге, тем большую радость и благодарность чувствуешь в своей душе.
Елена 2 апреля 2013, 01:17
Моему сыну с СД 5 лет. Мне странно читать комментарии Анны о том, что жизнь с таким ребенком - тяжелый крест. Как можно это утверждать, если Вы, судя по всему, знакомы с этим вопросом только понаслышке?!
В моей жизни действительно очень много радости и счастья благодаря моему сыну. Главное для любого ребенка - быть любимым. У меня растет обыкновенный счастливый ребенок, а я - обыкновенный любящий родитель, который хочет счастья своему ребенку. Я горжусь своим сыном, тем, какой он человек, тем, что он умеет и знает, горжусь его стремлением учиться и познавать мир.
Любой человек принимает себя таким, какой он есть, и человек с СД - не исключение. Во-первых, синдром Дауна - не болезнь. Это генетическая аномалия, лишняя хромосома в каждой клетке. При этом диагнозе человек может иметь целый набор болезней, а может быть и абсолютно здоров физически. Точно так же, как и у "нормальных" людей, как кому повезет. Во-вторых, у таких людей, действительно, задержка в развитии, НО она может быть скорректирована, главное - прилагать определенные усилия, особенно в раннем возрасте. Конечно, люди с СД никогда не станут 100% "нормальными", их инаковость всегда будет чувствоваться. НУ И ЧТО! Мы все разные!!! Главное - они не угроза для общества! Эти люди наивны, но в большинстве своем они добры и приветливы. Они хотят и могут быть полезными обществу! Очень важно развенчать мифы, связанные с синдромом Дауна, и дать им шанс прожить свою жизнь, не встречая агрессии со стороны окружающих.
Александр Тузов15 января 2013, 21:05
Спасибо!!!
Надежда Таблер12 января 2013, 00:31
Замечательная статья, замечательные слова, мысли. Все правильно. Одно но. Что станется с этими солнечными детьми, когда родители уйдут? Задача общества создать такие условия, чтобы им было комфортабельно жить и одним, без родителей. Чтобы их устраивали на работу, чтобы у них были уютные квартиры, помощь со стороны социальных служб ровно в том размере, чтобы обеспечить их нужды, не нарушая границ их независимости. При той моральной и экономической ситуации, что есть сейчас в России, устроить такую независимую жизнь - утопия. И дело каждого - приближать такую жизнь для каждого инвалида, чтобы он мог ощущать себя полноценным и любимым членом общества
елизавета27 декабря 2012, 01:57
Работая логопедом-дефектологом, могу с уверенностью сказать - дети с СД прежде всего учат нас любить друг друга , любят нас сами и влюбляют в себя. Конечно, есть и легкие случаи, есть и очень тяжелые. Родителям дается крест по их силам, не больше. Когда-то Владимир Мишуков делал фото на обложку альманаха "Если око твоё будет чисто...". Альманах был православной направленности и в основном, о вреде абортов и их последствиях. В том числе речь в альманахе шла и о детях с СД - о том, что они для чего-то нужны миру. Я тогда еще не работала дефектологом, и по долгу службы от редакции контактировала с Владимиром. У него было в то время двое детей- мальчик и девочка, и именно их фотографии были на обложке альманаха. Почему-то мне думается, что Владимир стал многодетным отцом и принял ребенка с СД в чем-то благодаря замечательным статьям из этого альманаха. Может, как-то улеглось у него в голове и в душе, тогда еще молодого человека, мнение, что всякая жизнь - бесценна в очах Бога, хотя далеко не все люди это хотят понять и принять. "Знать нам не дано, как наше слово отзовётся" - давно хотела хоть косвенно поблагодарить Владимира за его труд.
Фотографии у Владимира замечательные, они сделаны вдумчивым и добрым человеком, настоящим отцом.
Юлия11 октября 2012, 21:46
И чтобы вы не говорили-ЭТО НЕ НОРМА!Это болезнь..утешаться можно как угодно.Я думаю:постоянство,с которой такие детки(люди) рождаются-это всем нам предупреждение,испытание..божье.И не надо делать из этого-благо славление Божье.Нет.Это-испытание.
Оксана Шмалько11 октября 2012, 18:00
Спасибо Владимиру за чудесную фотовыставку! Мой средний сын - Солнечный ребёнок. Все вопрошания к Небу "За что? Почему у меня?" сразу после рождения малыша 15 лет назад были, конечно, от эгоизма. Спустя годы могу с чистым сердцем поблагодарить Господа за бесценный Подарок! В семью дан миротворец, дипломат, заботливый и нежный сын, помощник, творческая личность, Любящий без причин и условий, делящийся Радостью со всеми окружающими людьми, рушащий все закостеневшие стереотипы о людях с Д. с-мом. Дорогие родители Солнечных деток, давайте дружить! Пишите:oksana_sh65@mail.ru
Люсьена 8 августа 2012, 08:53
ГРАЖДАНЕ! Да когда же вы начнете относится к людям, родившимся с СД, как к обычным людям??????
Российское общество - само по себе больное общество! Люди с ДС не больные! они просто другие! А наше общество их принять не может! Посмотрите, как относятся к людям с СД в Европе и Америке! Там они полноправные члены общества! Они работают, ходят в театры и на выставки и т.д. т.п.

Вылечите душу и голову, дорогие россияне.......
Николай26 апреля 2012, 23:15
Статья очень теплая. Но, к сожалению, болезнь есть болезнь, а в наше время даже обычной простудой болеть тяжело. Дети с БД требуют внимания значительно большего, чем обычный ребенок. Автору большое спасибо. Правильно, что не стали говорить о проблемах.
Ирина10 февраля 2012, 20:06
Стья выглядит неправдиво.Прямо какая-то реклами синдрома Дауна :( "Я так счастлив, я так счаслив, что у меня ребенок с синдромом Дауна, а если бы все дети у меня были бы такие, что был бы счастлив в четыре раза больше".Интересно, а этот "отец четверых детей" в реале существует? А если существует, то его ребенку повезло - у него есть братья и сестры.А что делать тем, у кого такой ребенок единственный? Я очень уважаю людей, которые не отказались от таких детей и несут свой крест, но такая демонстрация "абсолютного счастья" от наличия в семье ребенка с синдромом Дауна выглядит неискренно.Перегнули палку господа журналисты.
дата 2 февраля 2012, 00:57
друзья, дорогие мои! во время 2-й беременности мне, 36-ти летней тёте, скрининг на 21-й неделе показал высокий риск синдрома дауна. помчалась в центр планирования семьи, на севастопольский. побеседовав с врачом, оценив все "да" и "не-"да" решили - рожать. как иначе?! Ивану сейчас 5 месяцев, он здоров. а скрининг этот делается компьютерной программой, разработанной 10, а то и 15 лет назад. если возраст матери за рамками "30 лет" - , а ещё и вес избыточный, то вердикт программой написанный - высокий риск. задумайтесь, сколько дурочек сделали аборт по совету тупых родственниц или полуграмотный врачей. типо мамо-свекровь, врачица-троечница. дичь полная!
Екатерина 1 февраля 2012, 00:21
О потрясающем и необычном мышлении девочки с аутизмом https://www.facebook.com/#!/photo.php?fbid=288402561219899&set=a.239037086156447.58613.236518389741650&type=1&theater интересно прочитать
Marina30 января 2012, 01:17
Spasibo vam Vladimir,xranit vas Gospod
СВЕТЛАНА26 января 2012, 22:47
КОГДА БЫЛА БЕРЕМЕННА ,ТО АНАЛИЗ ПОКАЗАЛ, ЧТО РЕБЁНОЧЕК БУДЕТ С СИНДРОМОМ ДАУНА. ЕЗДИЛИ К ГЕНЕТИКУ,И ТАМ ВРАЧ ОБЪЯСНЯЛА ЧТО ДА КАК.НО МЫ СРАЗУ РЕШИЛИ,ЧТО ТУТ ДАЖЕ ДУМАТЬ НЕЧЕГО- ЭТО НАШ ЛЮБИМЫЙ,ДОЛГОЖДАННЫЙ ...ПОКА ПРОДОЛЖАЛАСЬ БЕРЕМЕННОСТЬ МЫ УЖЕ ИЗУЧАЛИ ЛИТЕРАТУРУ,ИСКАЛИ ИНФОРМАЦИЮ О ТОМ , КАК РАЗВИВАЮТСЯ ТАКИЕ ДЕТКИ . ГОТОВИЛИСЬ,ЖДАЛИ. У НАС РОДИЛАСЬ ДОЧЕНЬКА БЕЗ СИНДРОМА... КОНЕЧНО МЫ ОЧЕНЬ РАДЫ ,НО ТЕ ПОЗНАНИЯ, КОТОРЫЕ МЫ ПОЛУЧИЛИ ПОСТАВИЛИ НАШИ МОЗГИ НА МЕСТО.ВСЕ ДЕТКИ ХОРОШИ,ВСЕ ЗАСЛУЖИВАЮТ ЛЮБОВЬ И ЛАСКУ.СО ВСЕМИ ДЕТЬМИ НАДО ЗАНИМАТЬСЯ.
саша16 января 2012, 02:20
Анна, я думаю, что это не эти дети уроды. Никто не говорит в этой статье, что "болезнь" это здорово. У людей в синдромом дауна - не болезнь, у них просто лишний хромосом. "Лечить" там ничего не возможно. Они действительно "хорошие и разные" и нужно принимать их такими, какие они есть. Люди с синдромом дауна - очень добрые люди с большим сердцем, способные на огромную любовь, сочувствие, взаимопонимание - жизнь каждого человека бы обогатилась от общения с одним из людей с СД. Мне очень жаль вас, Анна. Я живу на западе уже много лет и мне очень жаль, что в России до сих пор бытуют такие черствые, безжалостные понятия о людях с СД, да и вообще с любыми "болезнями" как вы их называете...
Наталья20 декабря 2011, 00:53

Спасибо,Владимир...Мы должны научиться быть ЛЮДЬМИ...И быть может именно эти детки научат нас ими быть
Ирина19 декабря 2011, 10:12
Спасибо!
Светлана Канаева 4 декабря 2011, 16:33
Спасибо всем ,кто неравнодушен!!! Моей доченьке Варюше скоро исполнится 2 годика. И мне все равно какой у нее диагноз. Она самая любимаяЮсамая красиваяЮ самая умненькая девочка на свете. Два года назад , когда врачи сообщили ,что у ребенка СД-думала,что жизнь кончилась. А сейчас она самое мое большое счастье и я не представляю ,как бы это я без нее жила. Люди давайте любить!Ведь жизнь так прекрасна!Очень уважаю Владимира, очень хотела бы с ним пообщаться.
Зинаида29 ноября 2011, 20:28
У Владимира доверительные отношения с Богом, живые.Он просил в молитве нормального ребёнка. Получил больного, но не стал роптать, гневаться на Бога. Он принял. Наградой стала радость от близости сына, не просто радость-восторг!Через малыша Бог дарует вдохновение отцу делать фотографии, умягчающие сердца. Вот она и явлена Слава Божья!
человек14 ноября 2011, 01:51
Вера, чтобы " себе позволить думать о любви, инаковости, вещах возвышенных" не нужно "приличного материального положения". Прибывать в любви доступно и возможно всем. Для этого не нужно много зарабатывать. И откуда Вам известно, что у героя статьи есть это " приличное материальное положение"? И как определить его "приличность"? Особенно в контексте многодетности семьи героя статьи?
"Красивые слова" наговорить, конечно, можно. Главное, чтобы они не расходились с действительностью жизни самого говорящего.
А проблема уйдёт. Будет уходить, если родители начнут ПРИНИМАТЬ своих детей. Потому что все дети - от БОГА. С любым диагнозом. И все - от БОГА.
Алена13 ноября 2011, 13:30
АННЕ
А вот и нет, не значит "еще более поврежденный" в духовном плане! У людей этих бремя болезни и они добры и радостны. А мы - злы и скоры на недобрые слова и суждения.
А кто такие по вашему блаженные?
Люди, окончившие МГУ и притворяющиеся умственно отсталыми?
Повернется у вас язык сказать про святую блаженную Ксению Петербуржскую - умом поехала, на снегу спала - кому мы только молимся?!
Авторы статьи умиляются вовсе и не болезни, а способности больного человека (часто маленького ребенка) жить рядом с волками (в человеческом обличье) и не озлобиться.
Простите, наверное резко, но все внутри кипит.
Вера11 ноября 2011, 17:42

Люди удивительные, действительно, иные, фотографии впечатляющие...

Но как быть с практическими вопросами?

Ведь больной ребенок не сможет быть родителям поддержкой в старости. Они, сами уже будучи немощными, не смогут положиться на своего выросшего, но иного ребенка. Как материально решать этот вопрос, как технически? Если человек не может не только заработать, но даже обслужить себя, контролировать себя?

Можно сколько угодно красивых слов наговорить, но на самом деле проблема-то от этого не уйдет...

У героя статьи есть другие дети, есть, насколько я понимаю, приличное материальное положение. Он может себе позволить думать о любви, инаковости, вещах возвышенных. Но когда такое происходит в обычной семье? А если сразу же с первым ребенком?

Страшно представить такое, тяжкий крест достается родителям, а к такому не все готовы...
виток 8 ноября 2011, 14:49
большое спасибо
Наталья 7 ноября 2011, 21:05
Благодаря этой статье у меня полностью изменилось мнение об этих маленьких и больших ЛЮДЯХ!Владимир,огромное Вам спасибо!
Лариса 6 ноября 2011, 22:24
Мы тоже воспитываем такого малыша! Многое пришлось преодолеть: страхи, болезни,неприятие. Слава Богу, все налаживается!Будущее уже не видится таким туманным!
Александр. 4 ноября 2011, 11:10
ОЧЕНЬ ДОБРОЕ! ОЧЕНЬ НУЖНОЕ! ОЧЕНЬ ПОЛЕЗНОЕ! Интервью.
Надежда28 октября 2011, 15:06
Прочла статью,комментарии.И Слава Богу,что добро преобладает в людях.Пока жива Любовь-мир жив.Любовь-это Бог!
человек24 октября 2011, 21:45
Адрес электронной почты Владимира Мишукова: v.mishukov@mail.ru
Катя24 октября 2011, 16:22
Удивительные люди. Потрясающие фотографии. Спасибо за это интервью и Жанне, и Владимиру. Всё так и есть: Бог не создаёт ничего лишнего. Ко всему сущему надо проявлять внимание. Другие, не похожие на нас люди - это лакмусовая бумага, способная показать нам лучшее, что в нас есть. И худшее тоже...
Асия23 октября 2011, 23:22
Здравствуйте Владимир! Огромное спасибо Вам за такое откровение!Нам,родителям,мамам таких детей очень близка тема жизни с детьми-"Редкими",особенными.Да,Владимир,я согласна с Вами ,что наши дети-это Божий Дар! И мы,родители должны принять их какими они есть и сделать все возможное,чтобы они чувствовали себя в нашем мире также,как и мы Все-люди обыкновенные.Таких деток невозможно не любить,не ласкать,ведь они такие чудные,cлавные,задористые.Они Все живут в своем мире,полном любви,добра и где нет места ненависти,злу,зависти. Вот некоторые строки из песни о детях "особенных" :
Мы просто другие
Мы живем на другой глубине...
Мы просто такие,
Неизвестно по чьей вине.
Нам себя уже не изменить
И такими как вы не стать...
Так попробуйте рядом быть,
Попытайтесь нас просто понять...
ЮКА21 октября 2011, 20:35
Только безусловная любовь спасает наши души, спасибо, Вам!!!
Елена Герасимова21 октября 2011, 20:22
У меня растёт замечательный ребёнок с СД.Зовут сына Даниил.Не скрою,с рождентем Дани было много вопросов:За что? Почему именно со мной? Что теперь делать? Как с этим жить? И вот только когда я душой поняла ДЛЯ ЧЕГО дан мне этот ребёнок,все вопросы сразу отпали.За 8 лет много нам с Даней пришлось пережить,но мы боремся и я всё сделаю для того,чтоб мой сын был полноценным гражданином в нашем обществе.Большое спасибо Владимиру за откровенное интервью и за внимание которое он уделяет нашим деткам.Я искала по магазинам календарь Владимира с фотографиями деток с СД,но у нас в Казахстане он так и не появился.
Жанна,благодарю и Вас за замечательную беседу с Владимиром.Поверьте нам,мамам таких деток,очень помогают подобные встречи и дают большую поддержку.
Олеся21 октября 2011, 16:47
Мы тоже растим ребенка с синдромом Дауна.Он у нас вырастет самым самым добрым и счастливым. Если интересно заходите в гости на мой сайт http://daunsindrom.ru БУДУ ЖДАТЬ.
Юлия21 октября 2011, 14:54
Читала и плакала... Спасибо авторам, что задели тонкие струны моей огрубевшей души... Спаси вас Господи!
Сергей20 октября 2011, 23:47
Спасибо, Жанна, что сумела вызвать на такое откровение Владимира. Вы оба подняли деликатную, этическую проблему. Очень необычно и эмоционально. Сразу видно, что автор прочувствовала проблему. Профессионально написано. Молодцы.
Сергей
Мариамна20 октября 2011, 22:55
А может "они" - Ангелы?!
Елена20 октября 2011, 21:36
Все верно в статье,всегда и говорю:"Закрой рот,не смотри туда,смотри в окошко автобуса."Она же улыбается людям,а ей все больше гримасничают.Но больней всего,когда ее не любят близкие,вот и боишься уйти раньше нее,лучше проводить,поплакать,ведь кроме родителей,они никому не нужны,если нет сестры.Спасибо за статью,раньше все молчали,стыдились,пусть хоть сейчас молодым родителям будет легче.Дай вам Господь здоровья и терпения!
Лариса20 октября 2011, 15:35
www.blogpol.ru
Я вот такой блог веду про свою дочку с СД. Если кому интересно про таких детей почитать - заходите:)))
Света20 октября 2011, 14:13
Слава Богу! За дар -Душу человеческую!
Ольга20 октября 2011, 13:30
Большое спасибо за интервью! (мама ребенка с СД)
Валерия20 октября 2011, 13:10
Спасибо Владимир, что Вы есть! И что Вы ТАК рассказали про этих людей! Спасибо и Жанне, что "открыла" нам Владимира. Очень прошу найти возможность перевести это интервью на английский язык и прислать мне на эл. почту. Дело в том, что у моей знакомой (она американка) есть двух-годовалый ребенок с этим синдромом, и ей пока еще очень трудно. Эта статья её здорово поддержала бы! Простите, но очень прошу вас исполнить мою прорсьбу!
Анна20 октября 2011, 10:20
Ужасная статья. Люди, о чём вы? Болезнь - это здорово? Умиляют лица умственно неполноценных? Это же чудовищно! Рождение такого ребёнка - горе, и не может быть иначе. Он никогда не станет полноценной личностью, никогда не будет родителям поддержкой и опорой. "Больной" - не значит "другой". "Больной" - значит ещё более повреждённый, чем мы все. Скорбить надо вместе с такими детьми и их родителями, а не радоваться надуманному счастью быть уродом. А если "болезнь" и "норма" для вас - условности, давайте тогда отменим психиатрию да и медицину вообще - нечего людям мозги пудрить, пусть всё будет "хорошим и разным", будем всех "принимать такими как есть" вместо того, чтобы лечить!
Татьяна20 октября 2011, 01:59
Спасибо большое Жанне за статью! А Владимиру низкий поклон, за то что он делает!!! Только человек с большой любовью в сердце может так думать, говорить и проявлять своё творчество! СПАСИБО ВАМ!
Дмитрий19 октября 2011, 23:38
Дорогой Владимир, спаси Христос!!! Когда в храме получается соседствовать с молящимся ребенком с СД, такое теплое чувство окутывает, что понимаешь, что это от него исходит Любовь- та Любовь, которую Господь завещал нам, а проводит ее к нам- через них. Спасибо за статью, за фотографии, за вашу теплоту. Дмитрий
Светлана Максин19 октября 2011, 22:31
Спасибо, ВЛАДИМИР за статью! Эти ДЕТИ НЕОБЫКНОВЕННЫЕ!!!!!
Наталья19 октября 2011, 15:51
Большое спасибо Владимиру и автору статьи!!!
Мальцев19 октября 2011, 11:48
В их глазах гораздо больше разума, чем в моих.
Елена18 октября 2011, 18:06
Нет иных.Это наши глаза,а точнее сердце, нас подводит.Помоги нам всем Господь любить с закрытыми глазами и сердце растопи.
Евгения18 октября 2011, 14:04
Спасибо Владимиру за то, что привнёс частичку добра в этот мир и наши души, и Жанне - за то, что рассказала об этом с любовью. Очень светло на душе после этой статьи!
Спасибо!
Александр18 октября 2011, 13:42
Интересный напрашивается вывод:а может,у таких людей иммунитет к воздействию духов злобы?
Евгения18 октября 2011, 13:40
Какой удивительный человек этот Владимир.

Мне стало неуютно при мысли о том, что моя старшая - нормальная, но нервная девочка, вызывает у меня раздражение. А тут...
Татьяна18 октября 2011, 12:12
Поразительно радостные и красивые фотографии - СПАСИБО!
любовь18 октября 2011, 10:54
После смерти родной тети стала регулярно навещать своего взрослого двоюродного брата в интернате для слаборазвитых взрослых.Поняла - что нам нужно многому у них " слаборазвитых" учиться : им неведомо чувство зависти, обиды, недовольства окружающим миром и т.д.
Александр18 октября 2011, 09:20
СПАСИБО!!!
Алексий18 октября 2011, 09:04
Спаси Бог за статью! Я теперь просветился о людях с с. Дауна.
иерей Константин Кобелев17 октября 2011, 23:56
Очень хочется познакомиться с автором, Владимиром! Ведь у меня храм преподобного Серафима Саровского в ПНИ 16 на Коломенской. 700 "детей", как мы их называем, хотя они и уже перешли из детского интерната. Много именно с таким диагнозом, более 10 лет служу с ними, связаны взаимной Любовью. Наблюдения очень правильные, дети они очень ласковые, любвеобильные. Есть такой у меня случай: было 2 сестрички, одна из них умерла. Вторая уже несколько лет безутешна... они очень привязываются. Умственное развитие очень разное, зависит от воспитания в младшем возрасте. Хотя диагноз один. Служить у них, привыкнув, очень радостно и легко (кроме того отделения, где угасающие лежачие...) Молятся на Литургии очень усердно, душа их открыта к Богу!
Ксения17 октября 2011, 23:32
Недавно у нас родился третий малыш (здоровый). Мне 39 мужу 54. Говорят у " старородящих " родителей много шансов родить ребенка с синдромом. Всем женщинам после 35 делают скрининг на наличие синдрома у ребенка, пока он еще в животе у мамочки. Я этот скрининг делать не стала, зачем? Что изменилось бы? Для себя с самого начала приняла решение, что даже если ребенок будет не такой, он мой и значит жить нам вместе. Муж меня поддержал. Владимир молодец, нужно как то людей приучать к мысли, что в трафарет 90х60х90 влезает не так уж много людей и от этого они не становятся изгоями.
Галина17 октября 2011, 22:30
СПАСИБО!!!
Наталья17 октября 2011, 20:22
Уважаемый Владимир! Спасибо Вам за Ваш труд, думаю, эта лепта отзовется чем-то очень большим и светлым. Согласна с Варварой: в оценках позиции родителей детей-инвалидов все очень неоднозначно. Родитель инвалида - это в какой-то мере тоже диагноз, и клинические его проявления могут быть не в любви-нелюбви к своему ребенку, не в приятии-неприятии своего дитя, а в том, что: 1) мужчина, не всегда, но как правило, не выдерживает тяжести болезни ребенка и уходит, семья без папы остается; 2) в семье появляется страх рожать последующего ребенка: а если тот тоже будет болен?; 3) перед каждым родителем стоит открытый очень болезненный вопрос: когда я умру, кто будет заботиться о моем ребенке? Знаю такие ответы: родили второго, здорового, чтоб тот заботился о больном старшем; в монастырь его отправить что ли... Когда знаешь конкретные судьбы и конкретную человеческую боль, самому становится очень и очень больно, и не то, что оценивать таких родителей, а помочь-то не знаешь чем. Утешаешься тем, что на данном этапе ты как специалист сделал многое, чтобы ребенку и семье стало немного легче жить. Про общество молчу, родители больных детей чаще всего в одиночку решают проблемы (различные - финансовые, социальные, эмоциональные) нездоровья ребенка. Потому и необходим труд таких, как Владимир, чтобы мы делали шаги навстречу таким детям и их семьям.
ирина17 октября 2011, 18:35
Мой брат родился с похожим диагнозом . Знаете я ниразу не видела у него раздраженное лицо . Мне 51 ,ему скоро 60.
Варвара 17 октября 2011, 17:48
.//// Огромная проблема недолюбленных детей со сломанными судьбами, которые родились не такими, какими хотели б видеть их тщеславные родители. Помоги им, Господи////.


Нина, тут дело не в тщеславии, а в некоторой застылости в стереотипах. Тщеславием мы все страдаем и Владимир тоже. А вот что с ним было бы, если бы у него все дети были чем-то больны? Я таких знаю и это не просто очень.

Не хочу обесценивать Владимира и его жену.Мне приходится работать с родителями детей-инвалидов. Не все могут сразу изменить себя. Боли в них много очень. Боли и слабости перед страхом иметь ребенка, отличного от других.

Они ведь тоже большие дети, которые ожидали одного, а получили другое.
Владимир17 октября 2011, 16:16
Хорошая и добрая статья. И по сути, такие дети посылаются не в наказание, а в помощь. Слава Богу!
Ольга17 октября 2011, 15:59
Замечательная статья... И детки - вот она, настоящая Красота! Дай Господь счастья и здоровья автору и всем-всем-всем.
Галина17 октября 2011, 15:51
Спасибо автору! Здорово, что в мире есть такие как Владимир!!!
Нина17 октября 2011, 14:32
Спаси Господи за такую пронзительную статью! Сколько живу - столько думаю о так называемой норме. И с возрастом мне роднее и ближе люди, которые не мыслят стереотипами, люди "не от мира сего". От них исходит тот свет и то тепло, которое не чувствуешь, общаясь с так называемыми обычными людьми. Приятие и не-приятие. Огромная проблема недолюбленных детей со сломанными судьбами, которые родились не такими, какими хотели б видеть их тщеславные родители. Помоги им, Господи.
Андрей17 октября 2011, 14:21
А где же мы потеряли эту сорок седьмую хромосому? И что вместе с ней?
Мурз17 октября 2011, 14:09
И слава Богу :)
Светлана17 октября 2011, 13:47
Отличная статья. Владимиру - респект.
Татиана17 октября 2011, 13:32
Слава Богу что в наше время есть такие люди как вы,значит не все еще потеряно в нашем мире.Да поможет Вам Бог.
Елена17 октября 2011, 12:45
Слезы на глазах! Спасибо Владимиру!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×