Православные, категоричные, многодетные

Беседа с протоиереем Андреем и матушкой Анной Ромашко

Эта беседа с семьей протоиерея Андрея Ромашко о воспитании детей и жизни в многодетной семье была записана на одной из встреч православного семейного клуба при новосибирском храме в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Отец Андрей более десяти лет занимается в епархии окормлением молодежи, служит настоятелем в храме во имя иконы Божией Матери «Знамение-Абалацкая». Матушка Анна – журналист, мама шестерых детей.

– Каков ваш рецепт построения отношений между супругами, распределения ролей в многодетной священнической семье? Бывают ли у вас конфликты, и как вы с ними боретесь?

Отец Андрей, матушка Анна Ромашко с детьми
Отец Андрей, матушка Анна Ромашко с детьми
Матушка Анна: Священнические семьи изначально должны складываться по принципу взаимного согласия и готовности послужить Богу и людям. Девушке, которая собирается стать матушкой, лучше сразу, заранее понимать, что вся ее жизнь – это служение тому, кто служит Богу. Вопрос служения всегда должен быть поставлен во главу угла. Матушка стоит самой последней – за духовными чадами, свечницами и всеми приходскими сиротами и нуждающимися. Это человек, который, честно говоря, вообще не учитывается. Лучше с этим изначально смириться. А еще прекраснее – находить в этом утешение и радоваться своему богоспасаемому положению.

Когда я выходила замуж, я к этой мысли еще не пришла, и у меня было несколько лет, в которые мне чрезвычайно трудно было себя в эту жизнь встроить. Я, с одной стороны, понимала всю необходимость батюшкиного дела, была с ним в этом единодушна, но мои личные эгоистические мысли, желания и чувства мне мешали, и я пребывала в состоянии уныния. Я была не удовлетворена редким присутствием батюшки в семье, вернее, его отсутствием. Или, например, тем, что я все на себе тащу, жертвую. Важно не допускать жалости к себе, не подсчитывать, кто и что в семье делает – кто больше, кто меньше. Со временем приходишь к этой мысли и начинаешь радоваться тому, что имеешь, – и почва для конфликтов исчезает.

В жизни многодетного семейства с какого-то момента может накопиться столько трудностей, что, если друг друга не поддерживать, все рухнет. В семье нельзя супругам друг друга воспитывать, нужно действовать любовью, везде соломку подкладывать и очень внимательно друг за другом следить, чтобы предупредить надрыв. Воспитывает Господь, а мы призваны помогать – жертвовать собой.

Конечно, бывают конфликты, в основном когда ослабевает вера, когда отходишь и предаешься каким-то мирским размышлениям – в этот момент «просовывается» проблема и возникает конфликт.

В принципе не нужно ничего, кроме того, чтобы стараться быть православным человеком, ортодоксально православным.

По мелочи бывают и разногласия, но это легко преодолевается. Вечером попросили друг у друга прощения – и всё.

Жена – это всё-таки существо вторичное, заповедь послушания мужу никто не отменял. В случае супружеского несогласия пусть приходит в голову спасительная мысль: муж имеет право на ошибку – это его неосуждаемое право, он человек. В любом случае нужно дать мужчине возможность совершить поступок, хоть и ошибочный. Это позиция жены. Но мужу, разумеется, не стоит культивировать в себе такое право.

Я с самого начала наших отношений просто благоговела перед мужем и старалась во всем его слушаться, но бывало всякое. Сейчас уже почти отвыкла спорить с ним, потому что это как жить без воздуха. Батюшка умнее меня и добрее.

Отец Андрей: Насчет обязанностей такой принцип должен быть, хотя иногда тяжело его соблюдать: если ты приходишь домой и видишь что-то несделанное, надо это сделать. Нет вопроса, кто это должен делать. Видишь, что посуда не вымыта, – либо сам помой, либо сделай вместе с детьми. Причем надо как-то разумно это делать, чтобы дети не думали, что папа всё время что-то требует и заставляет. Не обижать детей, а поиграть с ними в такую «дедовщину». Это в случае непослушания…

Матушка Анна: Чаще всего ребятишки сами загораются и хотят помогать. Это важно для воспитания семейного единодушия. Когда в общее дело вкладываешься, появляется участливость, сочувствие. Ведь семья – это общее дело.

– А многодетность – это для всех православных?

Матушка Анна: Мне кажется, что образ христианской семьи – это все-таки образ многодетной семьи, и надо понимать, что у нас есть такой ответственный возраст, когда мы должны рожать ребятишек, если нет серьезных проблем со здоровьем или еще с чем-то – это с духовником надо обсуждать. Но это должна быть очень серьезная проблема, чтоб не родить ребенка. А крест все равно в жизни будет, и может быть такой, что многодетность покажется легкой. Это та ответственность, от которой отлынивать не стоит. Пусть это лучше будет ребенок, чем, например, болезнь. Да и, мне кажется, это очень благодатно и радостно.

Конечно, сначала страшит ответственность. Но примерно после третьего ребенка наступает переломный момент, мировоззрение перестраивается, в него включены детки, и семья после этого уже ожидает следующего ребенка, потому что «армия без войны простаивает», и думаешь: «Как, неужели у нас больше не будет детей?» Дети – это абсолютная ценность.

Отец Андрей: Когда они часто рождаются, как раз к третьему ребенку начинаешь понимать, что все жертвы кончились, началась отдача – старшему ребенку уже можно что-то поручать, можно более полноценно общаться. И любовь растет к детям параллельно с их количеством.

– А если родители, например, хотят еще детей, но через какой-то промежуток времени?

Отец Андрей: Главное – слишком большой промежуток не планировать, а то потом не захочется. Будешь думать, что сначала надо, чтоб ребенок на ноги встал, потом чтоб в школу пошел, чтоб начальную школу закончил, чтоб из школы выпустился, сначала надо квартиру купить… И так бесконечно. Должна быть такая жизненная позиция: у нас в жизни есть служение; его надо найти и реализовывать.

Матушка Анна: Мне кажется, здесь на первый план выходят какие-то эгоистические проблемы: нам трудно, зона нашего комфорта нарушена, ребенок – это новая статья бюджета, человек, который переходит дорогу всем нашим интересам. Если подходить рационально, сначала действительно кажется, что когда мы рожаем детей, то против себя работаем. А дети, между тем, это собеседники, новые люди, помощники. Мне кажется, на самом деле рождение детишек не может причинить никакого вреда: не может отдалить мужа и жену друг от друга, существенно повредить предыдущим детям, даже здоровью. Это такое святое дело, которому Господь помогает всеми возможными способами. А когда для себя чего-то хочешь, это никогда не вознаграждается, и остаешься нищим.

– Как многодетной маме не потерять себя в детях, реализоваться самой?

Матушка Анна: Я вам отвечу евангельскими словами: «Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот сбережет ее» (Лк. 9: 24). Кажется, что в заботах о детях многое упускаешь, в том числе карьеру, красоту, здоровье. Но это неправда. Приобретение оказывается более ценным. Чадородие, по слову Евангелия, приобретает спасение души.

– Но вот говорят, что ребенку нужна мама умная, разносторонняя, интересная…

Отец Андрей (улыбается): Так глупую, узкую и одностороннюю никто замуж не возьмет.

Матушка Анна: Продолжать читать серьезные книги надо. Можно выкраивать время – когда кормишь грудью или ночью. Я классику перечитывала, например. Занималась переводами.

Но это все у меня происходило в первые пять лет брака. Семейная жизнь ставит такие серьезные задачи, к которым ты обычно не готов, и получается, что интересы в основном прикладные, связанные с детьми, с тем, чему они учатся.

Можно развиваться по горизонтали, заниматься профессиональным ростом, а можно по вертикали, к Богу стремиться – результат будет гораздо большим.

Отец Андрей: А пока дети маленькие, надо все время им придумывать игры, игрушки, задания. Ребенок маму развивает. Временное отупение от усталости – это не страшно. Все равно постоянное общение с ребенком дает огромный опыт, обогащает. Сложнее вопрос карьеры. Конечно, лучше не работать, развивать ребенка всячески, любить и обучать.

Матушка Анна: Это, кстати, серьезный вопрос. Я бы не трогала ребенка до школы, если не откроется какое-нибудь дарование. Образование должно начинаться тогда, когда оно связано с будущей профессией. А раннее развитие – это часто перегрузка для ребенка. Нужно дать ребенку созреть. Маленькие дети, как правило, не готовы к коллективным занятиям, хотя как времяпрепровождение это может быть интересно, особенно родителям. Но… Увы, бывает, что даже в игровой форме все раннее развитие отчасти насильственно прививается, может ребенка растормаживать. Какая-то адаптация, наверное, происходит, но расшатывание нервной системы тоже есть.

Мне кажется, самая большая задача родителей – сохранить ребенку здоровую нервную систему до школы. Если есть какие-то проблемы с плохой адаптацией, нужно пойти к невропатологу: пусть он решает проблемы со здоровьем. Не нужно их усугублять непростым детским коллективом. Мы не водили детей в садик, только один год подготовительный – в школе, а у музыкантов – два. Ни у одного ребенка проблем не было с учебой и адаптацией.

Отец Андрей: Как правило, у малыша возникает страх перед групповыми занятиями – не нужно его переламывать. Вот лет в 9–10 уже могут быть сложности, когда ребенок не хочет, а надо, потому что уже взялись за что-то, потратили много сил, возможно, устали.

– А как определить, надо ли заставлять ребенка, или это не его занятие?

Матушка Анна: Мне кажется, Промысл Божий довольно хорошо виден в таких вопросах. Все это управляется, на каждый вопрос со временем находится ответ. Тут главное – быть гибким, подвижным, то есть не предполагать, что будет так, как я решил, и никак иначе. Если несколько раз что-то не сложилось, наверное, надо бросать. Если не просто ребенок говорит «не хочу», а какие-то внешние обстоятельства не складываются. Бывает, что ребенок перевозбуждается, заболевает, – это, конечно, ни к чему.

Отец Андрей: Но если при этом все получается, если все остальное – за, то надо продолжать. Конечно, надо ребенка чувствовать, не будет ли это травматично для него.

– Мы затронули вопрос ранней социализации. Вы считаете, она не нужна?

Отец Андрей: Вопрос в том, чтобы, пока ребенок не вышел в совсем взрослую жизнь, не поступил в университет, вложить в него максимум ответственности, сформировать внутренний стержень – с помощью опеки, убеждений, рассказов, на собственном примере, – чтобы ребенок потом мог точно решить, что он может себе позволить. А пока они маленькие, нужно просто быть с ними, всегда знать, где ребенок, что с ним происходит, какие у него друзья. Может быть, ребенку иногда и хочется чего-то запретного, но он знает, что идеал родителей вот такой, и, по крайней мере, делает вид, что ему соответствует, а со временем это закрепляется.

Матушка Анна: «Православного гетто» все равно не избежать, и, как мне кажется, оно полезно. «Мы соль земли». Поэтому социализация – это не то слово. Нужно воспитывать христианское отношение к людям: люди вокруг – это не враги, им легче помогать, чем от них защищаться. Проблема не в том, что ребенок ощущает себя чужим в коллективе, – нужно смещать фокус. Важно, чтобы он оставался человеком для самого себя в любой ситуации: не был подозрительным, не завидовал, оставался доброжелательным, не осуждал. Кроме того, посторонние неверующие люди больше всего обличают в каких-то недостатках и этим приносят пользу. Жизнь все время учит быть лучше. На жалобы ребенка о том, что к нему несправедливы, можно отвечать словами Евангелия. Важно сохранить доверительные отношения в семье, обсуждать ситуации.

Отец Андрей: Дети должны понимать, что они избранные, что они другие, некая духовная элита, которая свидетельствует о Христе всем остальным. Не нужно этого бояться. Ведь во Христе главный – это всем слуга. Вот это нужно им прививать: ты не такой как все не потому, что тебе ничего нельзя, а потому, что ты должен всем показать правильный путь. С этим надо жить.

В перестроечные годы народ сплошным потоком приходил в храмы, двери Церкви были распахнуты для всех. Церковь, между тем, была более жесткой, чем сегодня, – было больше строгостей и запретов. Сейчас это ушло, и люди расслабились: стало непонятно, то ли мы церковные, то ли нет. Мне кажется, сейчас нужно перед кем-то закрывать двери: извините, вы не подходите, приходите трезвые. Наверное, пришла пора «гайки закручивать», говорить: чтобы быть христианами, нужно хоть что-то для этого делать. Нужно жестче проводить границу между оглашенными и верными. Раньше было такое ощущение: вот сейчас мы чуть-чуть поработаем с обществом, и оно воцерковится, а теперь понятно, что оно просто поделится на воцерковляемых и тех, с кем работать бесполезно.

– Как при таком подходе у детей складываются отношения со сверстниками, с друзьями?

Матушка Анна: Для церковных детей это вопрос очень серьезный.

Отец Андрей: У наших детей друзей вне храма нет, к тому же свой домашний детский коллектив большой – им хватает друг друга, и им некогда по большому счету дружить. Есть люди, которые к ним тянутся. Это только церковные друзья, с нецерковными делать нечего, да и негде им пересекаться. У нас, взрослых, тоже нецерковных друзей практически нет. Есть знакомые, с которыми можно чашечку чая выпить, а разговор-то не клеится. Они рассказывают, как они куда-то съездили, что-то купили… В принципе можно о светских вещах поговорить – это не проблема. Но есть люди, которые в этом закоснели. Никаких духовных запросов. Общение расстраивается, когда нет общих интересов. Кто воцерковляется, с теми, конечно, интереснее.

– С какого возраста, по вашему мнению, можно ослабить контроль над ребенком?

Матушка Анна: Нашей старшей дочери 14 лет, в этом году получаем паспорт. И мы подумали, что на самом деле в эмоциональном плане такого ребенка уже можно немножко отпустить, она уже «варится» самостоятельно. Так что есть смысл в этом церковном делении, что в 14 лет человек уже взрослый. А до этого само собой получается, что ребенок обращается за помощью, его зависимость от родителей больше. Поэтому сразу ощущаешь, когда человек становится более независимым, – какая-то отдельность появляется, свои мысли, к которым надо с большим уважением подходить.

– Но как быть с чрезмерной подростковой независимостью, когда ребенок совсем перестает слушаться?

Отец Андрей (улыбается): Можно предложить ему поотжиматься. У нас в православной гимназии появился замечательный педагог, бывший боевой прапорщик, служил в Афганистане. Раньше занимался туризмом в детском подростковом клубе, а потом мы его к себе взяли. Так я прямо не нарадуюсь: дети все ходят в форме, сразу начинают застегивать китель, когда его видят. Ему ребенок говорит: «Я дневник не могу найти, забыл, наверное». – «Хорошо. Так, ты встаешь в упор лежа, а я ищу твой дневник». – «Всё-всё, сейчас найду!»

В реальности упор лежа принимается, конечно, только на уроках физкультуры, но дети понимают эти шутливые угрозы, включаются в игру.

Очень жаль, что в советской школе мы потеряли мужскую педагогику, у нас сейчас в основном учителя женщины, а как они с подростками справятся?

Наш сын и две дочери учатся в музыкальной школе при Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки – это такое спасение. Они там не хвастаются одеждой, телефонами, как в обычных школах. Кто лучше играет – это самое важное. То есть важно то, что ты есть, а не что тебе папа с мамой купили. Сумел ты сыграть концерт или не сумел, сделал ошибку или не сделал. А это зависит не только от таланта, а во многом от того, сколько ты занимался.

Матушка Анна: Педагог детей по специальному фортепиано, с которым они проводят много времени, очень требовательная, но никогда не унизит ребенка. Все по-взрослому, профессиональная подготовка.

Все наши консерваторские преподаватели обладают очень мощным внутренним стержнем, там другие, по-видимому, не выживают. Преподаватель – такая спокойная, уверенная, выдержанная и очень строго и корректно может выразить мысль.

В этом я вижу Божью руку в помощи нам, многодетным. Мы молимся о наших учителях, просим благословения Божьего на их труд. И постоянно появляются какие-то люди, которые необходимы, которые так помогают!

Отец Андрей: Вообще мы детей приучали с самого раннего возраста, что нельзя не послушаться, все равно придется делать так, как надо. Ребенок может остаться при своем мнении, справедливо он сегодня помогает маме по дому или несправедливо, он может вытирать пыль медленно и с неохотой. Это его право. Но то малое послушание, которое ему доверено, следует выполнить. В первую очередь, конечно, дела учебные.

Наши строгости – это полусерьезно, полушутя; ребенок всегда знает, что по-настоящему ему ничего не угрожает. А мальчиков обязательно нужно строить, играть в армию, прививать ответственность, особенно когда их двое и больше. Раньше, когда дети были в младшем школьном возрасте, мы с ними делали деревянные мечи и дрались, защищаясь кастрюльными крышками. Причем дрались в каком-то смысле по-серьезному, даже мечи ломались! Тут задача, во-первых, в развитии моторики, во-вторых, в том, чтобы научиться быстро тормозиться. Когда ребенок входит в раж, а папа говорит: «Всё, мы сейчас заканчиваем», – он должен остановиться, моментально успокоиться. Такая тренировка самоконтроля.

Мальчиков стоит отдавать на дзюдо или самбо. Это единоборства, в которых спортсмены не стали бандитами в советское перестроечное время. Видимо, там какая-то идеология была, и осталось много хороших тренеров, именно воспитывающих. Мы в гимназию пригласили светского человека, мастера спорта. Он и детей занимает, и жизни учит.

На приходе тоже важно что-то делать помимо воскресной школы, просто время проводить с детьми – и неважно, как: строить модели, лазить по горам, на лыжах ходить, плавать, в шахматы играть… Девочки могут с детьми возиться. Главное, чтоб общение было с верующими старшими, помимо мамы и папы. В этот коллектив могут потянуться за компанию и ребята из неверующих семей – им же тоже, бывает, некуда пойти.

Матушка Анна: Да, послушание важно – не всегда можно либеральничать, тем более не стоит позволять ребенку манипулировать родителями. Я по себе знаю, что вся эта воспитательная энергия аккумулируется в молодом возрасте. Сейчас я уже практически «зубы съела», на нашу маленькую девочку у меня уже строгости маловато, здоровья прежнего нет, воспитательного задора нет… Зато прибавилось с возрастом любви и терпения. Теперь старшие помогают – и примером, и общением с младшим ребенком – наши старшие детки, которых мы так внимательно воспитывали. Думаю, самое главное дело – воспитать старшего ребенка. Например, с Лизой и Ваней мы поступали так: пока не уберешь одну игру, о другой не думай даже. «Лего» убрали, теперь можно и в железную дорогу поиграть. Кукольные домики в порядке? Хорошо, теперь рисуйте. Когда родилась Марина, старшие ее сразу включили в свой конвейер порядка. Сердились, если она не соблюдает некогда установленные нами правила. Мы всегда на ночь моем полы: это так здорово – спать в чистой, проветренной комнате.

Отец Андрей: Причем старшие педагогических приемов не знают, а получается хоть забавно, но действенно. Мне младшая иногда звонит – просто нажимает на кнопку, а телефон там где-то валяется – и я слышу, что дома происходит. У нас Лиза, старшая, такая девочка скромная, скажешь молитву прочитать – она вполголоса читает… А в квартире я по телефону слышу: «Марина! Ну-ка иди сюда! Ты уроки выучила? Почему играешь!» То есть даже свои учебные дела дети иногда решают без помощи родителей. Мама на кухне, а старшая дочь следит за учебным процессом в детской.

Матушка Анна: Я с Лизы спрашиваю строго. Она у нас отвечает, например, за платяной шкаф, у нее там военный порядок, дети с вечера себе готовят одежду под руководством старшей сестры. Это важно, чтобы дети выглядели красиво и аккуратно. Многодетным никто скидок не делает ни в светской школе, ни в православной гимназии. Как-то батюшка уехал в командировку, а я говорю классной руководительнице по телефону, что не могу сегодня привезти ребенка, потому что мне надо быть в трех местах одновременно. Попросила дать домашние задания. А преподаватель спрашивает: «А вы что, в гости идете?» Какие гости? Я вообще это слово забыла… Села, продумала более тщательно свой маршрут, изловчилась и привезла Марину на уроки. Помощников (няни, домработницы), как вы понимаете, у нас нет.

Ребенок должен соответствовать требованиям школы – по крайней мере, внешним. Для светского человека многодетность – это совершенно непонятно, и никого не волнует, насколько загружена в таком семействе мама. Думаю, что с точки зрения большинства она – неадекватная чудачка. Поэтому ни к чему себя жалеть: взялся за гуж – не говори, что не дюж.

Приходится придерживаться порядка – и нам, и детям. Это ситуация, в которую ставит жизнь. Иначе мы все «посыпемся», как карточный домик.

С сожалением, однако, признаюсь, что на все у меня временами не хватает внимания. Однажды после дня за рулем, по занятиям и репетиторам, я аккуратненько вечером въехала в собственный сарай на даче. К счастью, никто, кроме бампера, не пострадал. Бывают и другие подобные ситуации, но, слава Богу, от серьезных потрясений Господь хранит.

Мне порой говорят, что я чересчур категоричная, и с другими многодетными матушками тоже сталкиваюсь, не менее категоричными. Мне кажется, это оттого, что мужчинам проще себя удерживать в рамках: у них мелкие падения не влекут за собой крупные. А для женской психики необходима строгость и категоричность еще потому, что все время приходится иметь дело с детьми, на которых ты можешь повлиять в основном собственным примером. А они очень внимательно смотрят, мы все время под лупой – ответственность большая. Самим необходимо всегда продолжать жить духовной жизнью, развиваться: ведь дети еще и зеркало, в котором в гротескном виде все твои недостатки отображаются. Иногда Господь такое попускает, и видишь себя в какой-то ужасающей карикатуре.

В нашей семье основная часть воспитания – это Причастие. Нам духовник пожелал когда-то, чтобы мы причащали детей каждую неделю, и это очень большая поддержка. Они так воспитаны, что исповедь – то место, где нельзя лгать. Это с Божьей помощью удалось привить им. Поэтому ближе к концу недели они начинают внутренне собираться. Так что при помощи духовников с воспитанием и послушанием проще справиться.

Вообще всегда надо молиться. Когда мы молимся, мы посвящаем часть своего разума и сердца данной ситуации. Видимо, для Господа это ценность, что мы об этом думаем. Господь отзывается на уровень нашей самоотдачи, переживаний.

– Как молиться за ребенка?

Матушка Анна: Все зависит от того, какую задачу ставит Господь. Кто-то читает канон святому, кафизмы, кто-то своими словами… В итоге за каждого ребенка в любом случае приносится молитва. Самое страшное время – когда его из рук выпустил и вверил Богу… Я считаю, что это и есть настоящая работа – когда дети уже взрослые, и их нужно отпустить. А то, что сейчас мы делаем, – это такая важная счастливая суета.

Покормить наших голодных галчат с молитвой, поблагодарить Бога всем вместе за прошедший день, собраться вместе для чтения Евангелия. Или наедине с собой – в транспорте или когда сидишь на бесконечных уроках детей по специальности, на соревнованиях Лизы, которая занимается спортивным туризмом, на хоровых занятиях младших девочек, в изостудии, за рулем, когда сзади, в салоне, возится и веселится подрастающий клан Ромашек, – просить Господа о помощи.

Молитва приходит естественным образом, как дыхание. Это родительское благословение: я все время с ребенком, где бы он ни был, своими мыслями. А как конкретно молиться, лучше спросить у духовного отца.

– А с какого возраста вы начинали молиться с детьми, рассказывать им о Боге, духовном мире? Отводили ли для этого какое-то специальное время? Кто из родителей этим занимался?

Матушка Анна: Мы с ними молились «Серафимовым правилом» лет до четырех, и они наизусть знали основные молитвы. Причащали детей очень часто, два лета просто каждый день я носила их в храм, ни одного дня не пропуская без уважительной причины. Это удавалось, конечно, благодаря Божьей помощи, близкому расположению храма да энергии моей молодости. Логика была такая: раз я не являюсь носителем церковных традиций и не знаю, как правильно учить детей вере, то пусть они сами, опытным путем, через приобщение Тела и Крови воцерковятся.

Папа читал Евангелие и вел с ними долгие беседы истолковательного характера лет с пяти. А до этого я своими словами, как могла, рассказывала евангельские истории и частично о сотворении мира – по детской Библии. Смешно вспомнить: своих старших погодок я вообще в «черном теле» держала: они вместе со мной трижды в день прочитывали «Серафимово правило», и Иван уже в два с половиной года «шпарил» «Верую». Наша милая крестная на даче так изумлялась на Ванино младенческое молитвословие, что заманивала его блинами в летнюю кухню: мол, прочитай мне «Верую» – я тебе блинчик дам. Это все весьма трогательно и смешно вспоминать: такое неофитство было… Надеюсь, что Бог это как-то претворил во благо. Мы не знали, как нужно, традиций церковного воспитания мы не ведали. Наверное, поэтому я избрала себе в духовники человека не только умудренного годами, но и носителя церковности – потомственной, кровной. Так и живем молитвами и добрыми советами протоиерея Александра Реморова. А я все время прошу исправить немощи моего воспитания: «Господи, дела рук наших исправи!»

– Значит, богословским образованием детей в основном занимается папа? Чем еще отличаются роли папы и мамы в вашей семье?

Матушка Анна: Папа с детьми делает уроки, когда может; я занимаюсь музыкой и тоже делаю уроки, когда не может папа… Дома я в основном кухмейстер, водитель, уборщица – сама устранилась от принятия решений и стараюсь не быть чересчур авторитарной для детей. Логистика вся в руках у батюшки. Это при вас сейчас я много говорю, и может показаться, что батюшка на вторых ролях. Просто это мои вопросы и моя тема. Дома не так: у нас абсолютный авторитет папы, и я его всячески поддерживаю – ради нас всех, чтобы у детей был добрый непререкаемый вожак и центр доверия. Чтобы я редко могла сказать: «Придется решать это с папой», и всем стало тяжело на душе, что придется папу расстроить, – и проблема бы тогда как-то сама собой рассосалась…

Для папы у нас всегда оставляется все самое хорошее: смешные впечатления дня, хорошие события. Изредка, когда совсем форс-мажор, приходится детям что-то неприятное говорить папе о своих грехах. Но семья знает, что не надо из пушки бить по воробьям. Папа – это позитивный такой человек, приятный, он у нас для радости и поэтому главный. Мама – это вся черная работа по наведению порядка в жизни. Зато папе можно все-все доверить без опасений, и он никогда не будет мелочиться, он все понимает, он самый умный. Как Христос. А мама нервная, и очень немного у нее душевных сил, увы. Иногда у самой мамы даже появляются мысли: вот, кошмарит она детей, не справляется… Но мама хорошо знает, что не надо поддаваться унынию: эти мыслишки от лукавого. С опытом доходишь до понимания того, что на наш пирог огромный не стоит сверху смотреть, лучше сбоку откусывать. Так проще съесть. И потом, если мы стараемся, тратимся, плачем и переживаем, Господь видит, что мы хотим как лучше, а Он и намерения целует. Самое главное – не распускаться и стараться проявлять с детьми благородство, не забывать о собственном добром воспитании, стараться поддерживать лучшие семейные традиции.

– Как вы празднуете с детьми Новый год и Рождество? Как правильно расставить для детей акценты, какой праздник важнее?

Матушка Анна: Мы стараемся ничего не делать искусственно. Так сложилось, что Новый год приходится на пост, поэтому мы его не то чтобы совсем не отмечаем, но и не особо празднуем. В лучшем случае покупаем и ставим елку, а наряжаем ее в Сочельник. В Новый год можем поесть вкусненько и постно, дети просят икру красную и рыбу. Потом уже строго постимся – до Рождества. Сейчас у батюшки получилось открыть еще один храм – мученика Вонифатия, его память в Новый год празднуется. Мы туда пойдем в новогоднюю ночь, будет всенощная по древнему уставу.

– А как быть с маленькими детьми, которые еще не могут выстоять службу, но уже много понимают? В каком виде ребенку, например трехлетнему, можно донести смысл Рождества?

Матушка Анна: Самые главные воспоминания у детей от праздника – семейная теплая радостная атмосфера и игровые воспоминания: от сценки к Рождеству, подаренных игрушек, раскрасок на рождественскую тему, совместного творчества, общения с верующими друзьями. Я, например, делала прориси, дети раскрашивали их вместе со мной, гирлянды клеили. И в это время как раз можно рассказывать о событиях, которые вспоминаются в этот праздник. Сам праздник – это, например, ночная служба, на которой малыш хоть и спит, но все равно для него это что-то особенное, необычное, некий положительный стресс, который запоминается и волнует приятно. Потом пусть малыш выучит стишок или колядку споет с мамой под елочкой. Когда-то можно уже и колядовать по бабушкам-дедушкам: мама с папой поют вдвоем, а малыш послушает. Да можно просто поиграть вместе в игрушки, ему подаренные, – уделить время. Главное – не нервничать родителям из-за пустяков, что что-то не успеваешь, устаешь. Ребенку важна мамина радость. Эта радость из детства будет всю жизнь сердечко согревать. Было, например, удивительно узнать, что двухлетний Ваня и трехлетка Лиза запомнили, как ехали на такси ночью в церковь, как там было красиво и как потом под елочкой что-то нашли. Они до сих пор помнят все игрушки, которые мы дарили им на Рождество. Помнят, как дедушка притащил с улицы огромную елку и мы ее в ванне купали, а ведь малыши были несмышленые.

– Вы сами пришли к своим принципам семейной жизни или вынесли их из семей ваших родителей?

Матушка Анна: Мы выходцы из творческих семей, где порядка было мало, так что мы в этом смысле не эталон. Батюшка вырос на гастролях: мама в оркестровой яме – первая скрипка, папа всю жизнь на сцене, он народный артист, недавно стал лауреатом «Золотой маски». Мой папа – фотохудожник, он, правда, готовит хорошо всякие восточные кушанья: мы из Узбекистана родом, а там в почете мужская кулинария; мама – музыкант-теоретик, профессор, без конца занималась диссертациями. Так что я с детства знакома с домашней работой, и за это маме очень благодарна, низкий поклон ей и ее науке, она меня к жизни подготовила. Многое, конечно, – из детства, которое было счастливым, в котором была бабушка из дворянского сословия, выдержанная, спокойная, любящая нас беззаветно, отличная хозяйка. Нам повезло с родителями, и, хотя мы сами скоро уж четвертый десяток лет разменяем, их поддержка очень большая – и моральная, и материальная. Родители батюшки стали совершенно церковными людьми, так же как и моя мама и сестра. Папа крещен в детстве, за него много молитвенников, он внучатый племянник расстрелянной в 1937 году благочинной одного монастыря на Урале. Думаю, что он обязательно примет Христа всем сердцем.

– Еще вопрос к теме старшего поколения. Что делать, если взгляды на жизнь бабушек и дедушек не совпадают с родительскими? Как объяснить ребенку такое несоответствие?

Матушка Анна: Нужно объяснить, что бабушка может быть неправа, что в разных семьях разные порядки. Дети сами это очень быстро понимают и делают выбор, как себя вести. Самое главное в этом вопросе – не научить ребенка лицемерию. Возможно, лучше жить порознь со своими родителями, а если есть проблемы, непонимание – то и меньше общаться. Те времена, когда люди жили большими семьями, прошли, сейчас это практически невозможно.

Отец Андрей: Люди жили большими семьями, во-первых, когда они не могли себя прокормить, во-вторых, когда старики были основными носителями опыта. А сейчас опыт советской жизни нецерковных бабушек и дедушек, увы, им зачастую мешает красиво и о Боге стареть и внукам бывает лишним.

Матушка Анна: Раньше были старики-старцы, духовно опытные, грамотные, а сейчас вне храма с возрастом превращаются в капризных детей, и это в лучшем случае. Люди без Бога в немощном возрасте еще и сходят с ума. Тем не менее родственные узы – это очень важно. Бабушки и дедушки дряхлеют, просят помощи – и любовь, и уход необходимый, и забота – все для них. К сожалению, иной раз многодетные сталкиваются с обратным явлением – старшее поколение так устает от своей полной трудов жизни, что просит их освободить от такого количества внуков.

Радостно, когда в семье все поколения единодушны – все верующие люди. Но это счастье так редко сейчас в церковной среде… Правильное отношение к старикам обычно имеет один результат: воцерковление детей приводит и старшее поколение к Богу.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
В гостях у многодетной семьи.
Дети – это Божье благословение
В гостях у многодетной семьи.
Дети – это Божье благословение

Марина Цурмаст
Детей супруги Ромашко воспитывают в духе нравственных идеалов православия и любви к Родине. Именно вера помогает им справляться со всеми житейскими неурядицами. Андрей и Анна уверены, что, когда вера ослабевает, нас начинают трясти обыкновенные мирские страсти – ревность, обиды, гнев, недоверие…
Блажен человек, который наполнит дом свой детьми Блажен человек, который наполнит дом свой детьми
Беседа с Аглаей Михок, родившей и воспитавшей самое большое число румынских священников
Жительницу Сучавы Аглаю Михок Бог благословил десятью детьми – шестью сыновьями и четырьмя дочерьми. Все ее сыновья стали священниками, три дочери – матушками, внуки тоже принимают священный сан. И в Румынии Аглая, умудренная и богобоязненная старица, прожившая трудную и радостную жизнь, известна как женщина, давшая жизнь самому большому числу румынских священников.
За каждую пядь семьи! За каждую пядь семьи!
Свящ. Димитрий Шишкин
За каждую пядь семьи! За каждую пядь семьи!
Священник Димитрий Шишкин
– Скажите мне, Алла, вот вы хотели бы, чтобы у вас была добрая семья, заботливый, любящий муж, детки? – Да. – А хотели бы вы, чтобы лет через 25, когда вы начнете уже увядать и в этом увядании вас утешало бы только то, что жизнь состоялась, что есть семья, дети и любящий, верный муж… хотели бы вы, чтобы в это самое время у вашего мужа появилась на стороне вот такая чудесная Аллочка? Молчит...
Дети, родившиеся из сердца Дети, родившиеся из сердца
Разговор с «немногодетной» мамой
Дети, родившиеся из сердца Дети, родившиеся из сердца.
Разговор с «немногодетной» мамой

Оксана Головко
Маленькая Юля продолжила: «Она мне сказала: у тебя мама ненастоящая! А я ей говорю: как это — ненастоящая, если она лучше и настоящее, чем твоя? А она говорит — она тебя не родила, поэтому и не настоящая! А я ей — у меня мама самая лучшая, и наплевать мне, кто меня родил!» И для большей наглядности своего спора с подругой плюнула на пол.
Исайе, ликуй! История с продолжением Исайе, ликуй! История с продолжением
Анна Ромашко
Исайе, ликуй! История с продолжением Исайе, ликуй! История с продолжением
Анна Ромашко
Разрозненные и неверующие, мы все обрели цельность и радость в Православии. Заповедь о том, что «не зайдет солнце во гневе вашем», потребность душ в покаянии и благодати давала каждому из нас силы и терпение чужих немощей. Слава Богу!
Комментарии
Кристина27 августа 2021, 19:26
Мне понравилась статья! Мы многодетные и с каждым ребёнком воцерковляемся всё больше, Бог с каждым ребёнком даёт новые испытания и задачи и мы с молитвой, как можем, их преодолеваем и растём духовно. Это очень чувствуешь спустя время! Ещё большей любви и терпения матушке и отцу Андрею! Вы большие молодцы! И не слушайте «великих критиков». Они никогда вас не поймут, потому, что у них просто нет столько детей, столько радости!!!
Ольга23 мая 2020, 22:02
Пока детки маленькие, родители пребывают в иллюзии, что они растут такими, как мы задумываем. Когда старшей дочери 14 - рано смотреть на плоды, плоды будут, когда 14 исполнится младшенькому. И то, что мы вкладываем в детей - например, разбираться, с кем общаться, а с кем нет, решать, какой плохой поступок, а какой злой - будет обращено на самих родителей. Мы, родители, будем разобраны по косточкам и взвешены своими детьми, как сейчас учим разбираться и взвешивать все их. И этой замечательной семье ещё предстоит многое пережить, особенно когда детки один за другим будут входить в подростковый возраст. Поэтому учить надо только двум вещам - любить и прощать. Остальному научатся сами.
Марина22 мая 2020, 13:30
Помогай Бог в таком трудном деле, растить детей! Удивили комментарии?! Шутка - "глупую, узкую и одностороннюю" замуж не возьмут, неужели батюшке пошутить по доброму нельзя? И слово "элита" не понравилось? Действительно-не филолог же батюшка! Вообще статьи такого жанра трудно писать. Но мне такие статьи нравятся, потому что в них чувствуется дух семьи и люди о которых пишут, становятся понятней и ближе. И это происходит от того, что написано живым, простым языком, без прикрас, без долгого обдумывания фраз, очень естественно и открыто! Никакого высокомерия я не заметила. Простая, дружная, любящая семья!
Прт-й Александр22 мая 2020, 01:25
Молодцы!так держать!если такие поповские семьи еще есть,значить с Православием все в порядке....!
Анна Ромашко16 сентября 2017, 20:36
Дорогие читатели, увидела здесь много недоуменний, связанных с этим интервью.
Эта статья - итог беседы с молодыми семьями и как интервью не задумывалась. Фрмат разговора и статьи, это, все же разный жанр. У меня у самой к тексту было много претензий, и название сюда придумала нарочито юродивое.
По поводу "элитарности", - то, что многим справедливо не понравилось. Батюшка не филолог, и этим выражением лишь хотел обьяснить молодёжи, что с миром нам смешиваться не стоит, помнить о своей жемчужине - о Вере.
О православных друзьях: мы не запрещаем детям дружить с неверующими, наоборот, дети участвуют в папином служении, приводят в храм друзей. А тон беседы лаконичный из за нехватки времени.
Константин 1 февраля 2016, 14:11
Много интересного в статье, спасибо за статью
Анна 3 августа 2015, 08:27
Нужно понимать, о чём идет речь, когда говорят об элитарности. Я живу в деревне и не могу не видеть, что мои дети, у которых крепкая, большая семья, любящие заботливые родители, дружные братья, сёстры - родные и двоюродные,тёти, дяди, бабушки и дедушки, действительно, к сожалению,элита на фоне их одноклассников из разбитых, несчастных, неполных семей. Кто мешает вам стать такой элитой? Создать крепкую большую семью - клан, в которой все любят друг друга, в которой люди живут не ради одних плотских радостей и удовольствий, где понятия честь, совесть, вера и верность - не пустой звук. Мы, православные, будем неизреченно рады пополнению нашей "элиты". Для такой элитарности не нужны ни большие деньги, ни какое-то особое происхождение, ни положение в обществе, только смелость,личный подвиг (не побоюсь этого слова),двух людей, решивших вопреки всему создать настоящую православную семью - рай на земле для своих детей. Дерзайте! Господь в помощь!
Юлия 2 июня 2015, 00:11
Мне очень понравился первый комментарий, и яполностью с ним согласна. Очень высокомерные высказывания...
Статья не понравилась.Герои высказывают такое превосходство над невоцерковленными. А еще фраза, что глупых никто замуж не возьмет. Простите, но батюшка такое говорить не может. А между тем, Господь призывал любить всех, и невоцерковленных, и глупых, и разных других. Думаю, я глупая, меня замуж взяли только на 3 месяца, а потом воцерковленный бросил еще не совсем воцерковленную, чтобы найти кого-то повоцерковленнее. Не делите людей на касты, и вспомните притчу о работнике последнего часа. Тот с кем вам говорить не о чем сегодня, завтра может сделаться подвижником великим.
Такое мое мнение, простите, если не права.
Людмила30 апреля 2015, 00:59
Статья не понравилась.Герои высказывают такое превосходство над невоцерковленными.А еще фраза, что глупых никто замуж не возьмет. Простите, но батюшка такое говорить не может. А между тем, Господь призывал любить всех, и невоцерковленных, и глупых, и разных других. Думаю, я глупая, меня замуж взяли только на 3 месяца, а потом воцерковленный бросил еще не совсем воцерковленную, чтобы найти кого-то повоцерковленнее. Не делите людей на касты, и вспомните притчу о работнике последнего часа. Тот с кем вам говорить не о чем сегодня, завтра может сделаться подвижником великим.
Такое мое мнение, простите, если не права.

крис 2 апреля 2015, 16:26
Как быстро русской православной женщине внушается что она никто,и должна тащить все на себе,еще и радоваться.тоже прочла "Исайе,ликуй" не понимаю к чему,женщина которая сидит с детьми и кучей обязанностей дома,без помощи мужа,пишет о мужском воспитании,когда ее муж приходит в 12 ночи,когда он тарелки то моет?и детям читает?привыкли в России на бабской шее все вывозить. да,а мужчины в комментариях так и радуются вот он идеал Женщина-Мать,а мы будем пить,гулять,изменять,ведь дома наш ждет мамочка-жена все простит,а мы на нее еще работы свалим.
Иоанна12 февраля 2015, 20:43
Спасибо за интересную статью! Жена ТАК сильно любит и восхищается и гордится своим мужем - с таким тылом любой мужчина горы свернет;) Только у старшей девочки тоже должно быть детство.
Удивили люди в комментариях, которые не оставляют другим свободу(!) на иное мнение. Почему вас так задевает, когда у других (у героини) мировоззрение отличается от вашего? Дико читать такие комментарии))
Андрей 9 декабря 2014, 15:37
Елена писала: "не одобряю многодетность".
Елена, извините, конечно, но кто вы такая что бы что-то одобрять или не одобрять?)) Ваше одобрение или не одобрение мало кого интересует)).
А статья действительно замечательная и семья красивая, достойная подражания.
Василий Н. 8 августа 2014, 12:52
Согласен с Еленой. Как это "жена - существо вторичное"? Ничуть не вторичное. И еще: "муж имеет право на ошибку". Да. Но жена, получается, не имеет?
Такая вот ложка дегтя в бочке меда.
Простите.
Людмила25 декабря 2013, 13:12
Спаси Вас Господи!Счастья вам всем и процветания!У моей дочери православной семьи не получилось.Разошлись через 11 лет.Двое детей.Он должен был стать священником,но в последний момент отказался.На все воля Божья.Спасибо за статью.Многому учит.
Елена19 ноября 2013, 11:02
"жена-существо вторичное" Это вообще что??? Женщина -это высшее существо,а вот мужчина "тряпка". Я за равноправие в семье и не одобряю многодетность.
Людмила29 сентября 2013, 00:12
Матушка очень красивая,несмотря на такое количество детей!!! И это радует. Значит Господь и красоту бережет многодетных мамочек. Ведь Он мудрый понимает,что нужна нам,женщинам, эта красота.
Оксана15 сентября 2013, 12:07
Все хорошо, только жаль что мои обычные дети не могут общаться с воцерковленной элитой . Да и мне при общении с батюшкой неверное будет приходить мысль что со мной разговаривают и терпят меня из христианского долга на самом то деле со мной не о чем говорить. Но видать на то воля Божия , если задели меня эти моменты значит над гордыней и тщеславием моим работать надо ...

Ирина13 сентября 2013, 14:05
Как вовремя я прочла эту статью - в ней многие ответы! Спаси Господи!
Юлия22 февраля 2013, 14:10
Очень согласно с тем,что общаться хочется только с воцерквлёнными людьми,а праздные разговоры уже становятся не нужны и неинтересны,Спаси Господи Вашу семью!
Елена 3 февраля 2013, 12:04
Я благодарна Вам, Анна! Спасибо за все. Прочитала и хожу целый день под впечатлением. Дай Бог Вам здоровья и терпения!
Tamara31 января 2013, 11:11
Добрый день!
Спасибо за замечательную статью о хороших верующих людях.
Очень интересный и где-то созвучный взгляд на построение домашнего уклада, о роли жены и мужа.
Пусть и в дальнейшем эта семья послужит примером и маяком света для многих и многих.
Что интересно у нас в Беларуси в городе Минске также живет семья Ромашек: Андрей и Татьяна. Эта семья несколько лет назад также стала многодетной. Они взяли из детского дома сначала двух мальчишек, потом друг за другом еще трех девочек и на этом не останавливаются, а готовятся и дальше становиться родителями для стольких детей, сколько сможет вместить сердце. Любви хватает на всех. Родителями они стали не только для маленьких детей, а также и для своего окружения.
Очень хотелось бы познакомить эти две семьи, неординарные для современной жизни, каждая из которых идет своим путем, каждая из которых служит семье, человечеству, Богу. Пусть такие примеры станут заразительными.
Тамара.
Если найдетcя адрес отца и матушки Ромашек, напишите, пожалуйста по адресу: Saymuat@rambler.ru
Геннадий-либерал20 января 2013, 18:39
Наталия.
Все правильно, это простые, верующие и исполняющие заповеди Бога человечки: они живут как Бог на душу положит - не видят никаких противоречий, и нет между ними интересных споров; все у них вокруг домашнего очага, да большего количества детишек, и в самом дело какой-то искусственный мир напридумали. К тому же считают, что могут быть кому-то интересными и нужными - да только таким же как они сами. Элита духовная...
Вы же Наталья совсем другое существо - первичное: натура тонкая, не для тяжелого ежедневного труда, поэтому, Вы уж извините, но как только у Вас появится возможность и желание, тактично, не обижая и сохраняя мир, поделиться Вашими реальными понятиями о семье, смирении, кротости, а также обнажить противоречия фактора подчиненности жены мужу, то обязательно напишите, очень необходимо Ваше мудрое слово.
Энтони18 января 2013, 21:48
Красивая семья!
Катерина18 января 2013, 14:01
Спасибо за статью! Очень хочется стать такой женщиной, для меня это идеал. Возможно ли воплотить такой идеал, если нет мужа, который вызывал бы благоговение и был радостью? Мне кажется, что духовные лица - это в принципе, лучшие мужчины. А идеальная семья - христианская семья. Возможно ли воплотить такой идеал в невоцерковленной семье? Мне кажется, нет. К сожалению, вижу нестроений в семьях и разочарование женщин в мужчинах, какие-то накопленные обиды, стремление воспитать и перевоспитать, "все тянем на себе"... В этой связи очень ценно прозвучало:
"...я все на себе тащу, жертвую. Важно не допускать жалости к себе, не подсчитывать, кто и что в семье делает – кто больше, кто меньше. Со временем приходишь к этой мысли и начинаешь радоваться тому, что имеешь, – и почва для конфликтов исчезает".
"В семье нельзя супругам друг друга воспитывать, нужно действовать любовью, везде соломку подкладывать и очень внимательно друг за другом следить, чтобы предупредить надрыв. Воспитывает Господь, а мы призваны помогать – жертвовать собой. Конечно, бывают конфликты, в основном когда ослабевает вера..."
Спасибо за статью, нашла много ответов на свои вопросы, и позиция автора очень близка. Но и проблемы видятся, как это применить вот к своей жизни. Допустим, хочется, чтобы у ребенка создался круг общения с детьми из верующих семей, но пока это проблема. Как нам, православным, с детишками, объединиться?
Светлана18 января 2013, 11:26
Очень смутили слова про только православное окружение для общения, что с невоцерковленными людьми не о чем поговорить, разговор не клеится.
Отчасти это так, случается и такое. Но также отталкивает и общение с некоторыми воцерковленными людьми, которые ведут себя, как помягче написать, очень специфически.

Вообще подобные статьи об отдельно взятой семье всегда вызывают недоумение. Это отдельные люди, со своей историей жизни, своим воспитание детей, кому это интересно? Я не дочитала статью, признаюсь. Это всё отдает каким-то глянцевым журналом, но только с православной направленностью.
Ольга А.М.17 января 2013, 13:01
Для Инны К.-очень советую вам прочесть книгу Ксении Лученко "Матушки " .Это сборник интервью с очень разными матушками о их жизни,пути к Богу-не все они из церковных семей,не все верующие с детства и юности.И очень разный взгляд на одни и те же вещи-о вере,воспитании детей и проч.и проч.
То,что описано в статье-это путь и взгляды данной конкретной семьи. Просто это не единственный возможный подход к православной семье и воспитанию детей.
Наталья17 января 2013, 12:50
Неоднозначное чувство возникает после прочтения этой статьи. С одной стороны я согласна, что если женщина хранительница домашнего очага и мама большого количества детишек это и большая радость и в то же время тяжелый ежедневный труд, но почему она при этом существо вторичное....Слова эти как- то резанули.
Да, во многих семьях было бы меньше проблем, если бы сохранялся традиционный уклад семьи, иерархия, но почему не надо спорить с мужем, ведь это можно делать тактично, не обижая его и сохраняя в семье мир. Ведь семейная жизнь это не только воспитание детей, но и поддержание интереса друг другу, а если жена будет во всем соглашаться с мужем и у нее не будет своего, отличного от мужа мнения, то все будет вращаться вокруг быта, детей, какая- то в этом есть искусственность.
Ну и по поводу духовной элиты в которую они себя записали, тут у меня как- то совсем не укладывается это с кротостью и смирением.
Наверно я принадлежу к той категории людей с которыми общаться не принято в таких семьях и не дано мне понять этих противоречий...
Ольга.17 января 2013, 07:30
Счастья ВАМ.Спасибо за статью.
инок Владимир17 января 2013, 01:49
Как трагично наше состояние: 3 детей в семье считается "многодетной" А по статистике. 3 детей еле-еле обеспечивают демографический рост Двое детей -- замещение двух родителей -- не дают демографического прироста.

Для ускоренного роста православного населения России среднее количество детей в православных семьях должно быть как минимум 3, а "многодетность" по всем правилам должна считаться на уровне 5-6 детей.

Иначе мы утонем в море инородных и иноверых жителей -- в чем в общем заключается стратегия врагов православия в России.

Нам надо менять основне социальные критерии размеров православных семей и создавать новые способы поддержки семей с детьми -- например, одинокие православные пенсионеры могут брать "шефство" в семьях с детьми в качестве "приемных дедушек и бабушек" -- пробовал ли это кто либо, через приходы?
Natalia16 января 2013, 22:28
Замечательная статья! Какая красивая семья!!!
До слез была тронута.
Все в семье зависит от мамы и жены.Как потрудились,а этот труд,ой,как тяжел-таков будет и результат.Потом вкусим плоды нашего труда.
Помощи Божией вам в этом великом труде-воспитании детей.
Храни вас,Господь.
Дария16 января 2013, 22:03
Инна К., если мама сидит с детьми дома, то неужели она будет ждать мужа, чтобы тот делал чёрную работу за неё?
Ну какие варианты-то ещё могут быть для многодетной семьи, к тому же священнической (невысокие доходы батюшка либо в храме, либо на послушании, либо по требам ездит, либо дома и ему звонят советы спрашивают)?
И обратите внимание: о.Андрей как раз говорит о том, что мужчина не должен быть деспотом:
"Насчет обязанностей такой принцип должен быть, хотя иногда тяжело его соблюдать: если ты приходишь домой и видишь что-то несделанное, надо это сделать. Нет вопроса, кто это должен делать. Видишь, что посуда не вымыта, – либо сам помой, либо сделай вместе с детьми".
Иван Х.16 января 2013, 20:45
Низкий поклон таким женщинам! В эпоху всеобщего щёгольства и снобизма истинная женственность незаметна... если её не искать.
"Девушке, которая собирается стать матушкой, лучше сразу, заранее понимать, что вся ее жизнь – это служение тому, кто служит Богу... Это человек, который, честно говоря, вообще не учитывается. Лучше с этим изначально смириться. А еще прекраснее – находить в этом утешение и радоваться своему богоспасаемому положению".
"у нас абсолютный авторитет папы, и я его всячески поддерживаю – ради нас всех, чтобы у детей был добрый непререкаемый вожак и центр доверия".
Это слова истинной второй половины. Муж и жена - это один человек. Слова не пустые из книжек, но из чистого сердца.
Каким же должен быть муж у такой женщины!
У любого неженатого мужчины должен быть вопрос: достоин ли я такой женщины? Как мне работать над собой, чтобы стать достойным? Не спрашивать только, но трудиться и молиться Богу.
Получив такой дар, приумножить его - это и есть спасение.
З. Ы.
Спасибо за статью, сделаю её своим настольным чтением.
З. Ы. Ы.
Житейская мудрость и красота речи матушки очередной раз показывают, что идеал женщины - это Мать. В этом слове вся суть созданного Богом чуда - Женщины.
Татьяна16 января 2013, 16:35
Спаси Господи! Очень полезная беседа! Сердце радуется, когда есть такие хорошие семьи. Помощи Божией в этом великом труде воспитания детишек!
Инна К.16 января 2013, 15:33
Грустно((
"Жена - существо вторичное"... на ней вся черная работа... В России - татаро-монгольское отношение к женщине, как к рабочей силе. В силу традиционности такого отношения оно считается православным. А ведь мужчина - глава семьи, как Христос - глава Церкви. То есть - жертвенно. А сейчас - все, вся семейная тяжесть - на женщине, от решения моральных проблем до тяжкой домашней работы. И основные мужские добродетели - мудрость, терпение, жертвенность - все теперь требуются преимущественно от женщин. Не понравилась статья совсем.
Марина16 января 2013, 12:51
Спаси Господи вашу семью! Спаси Господи за беседу! Так нужен чужой опыт для примера!
елена16 января 2013, 12:26
Прочитала и "Исайе,ликуй!" Еле сдерживала слезы потому,что на работе ,была бы дома точно бы разрыдалась.Не от жалости,от радости за них и за Анну,очень красивую и такую понятную нам мирским.На многое глаза открылись,многому поучает этот рассказ,хорошему,так за душу трогает.Я раньше думала-счастливые жены священиков,они не ведают предательства и измен,сейчас поняла они испытывают другое.Благослови вас Господи,Анна.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×