Дахау

Рассказ

Узники концлагеря Дахау
Узники концлагеря Дахау
Познакомились мы в читальном зале большого архива: оба запросили одни и те же исторические документы. Соперником оказался немец из бывшей Восточной Германии. Он кое-как изъяснялся по-русски, мы разговорились и, отложив исторические документы, отправились в ближайшее кафе для беседы. Немец знал всех русских батюшек, служивших сейчас в Германии, называл их по именам и очень обрадовался, когда среди них отыскался один мой знакомый. Затем рассказал о хозяйственных проблемах православных приходов, о ремонте храмов, регентской школе…

Тут уж я говорю: а вы каким, дескать, боком к теме этой прикосновенны? Выясняется, что боком непростым и особенным. Он — историк, занимается изучением гитлеровских концлагерей, а, скажем, в лагерь смерти «Дахау» ссылали православных священников из Южной Европы. И не только священников, но и высочайших иерархов: например, Сербского патриарха Гавриила, епископа Николая (Велимировича)…

Он рассказал, как в недавние времена в Дахау строи ли православный храм — деревянный, как рядом с ним сажали березки. Там же построили храмы других христианских конфессий и синагогу. Воздвигли общий поминальный крест, у синагоги — менору-семисвечник. Потом, правда, крест пришлось убрать. Менора осталась…

Наши батюшки консультировали его по вопросам, связанным с церковной жизнью заключенного духовенства: ведь в бараках надо было совершать богослужения, причащаться. Писались прошения, их рассматривало лагерное начальство, иногда разрешало, иногда отказывало. Если разрешало, выставлялись какие-то требования… И все это на бумагах — с подписями, печатями, резолюциями, с точным указанием времени. Немец рассказал, что и на расстрельных актах время указывалось в высшей степени пунктуально: выстрел произведен во столько-то часов, столько-то минут — подпись офицера, смерть наступила через столько-то минут — подпись врача.

Так же обстоятельно заполнялись в Дахау анкеты — был даже вопрос о вероисповедании. Скрывать что-либо не имело смысла — все одно смерть. Немецкий историк сказал, что через его руки прошли тысячи дел: подавляющее большинство заключенных — советские офицеры. Почти все они — православные, иногда — мусульмане, никаких других не было. «Других — не было», — внятно повторил он, и между прочим заметил, что войну эту выиграло последнее поколение крещеных русских людей. Потом крестить практически перестали, и все последующие баталии заканчивались не столь впечатляюще.

Тут мы и расстались: допив кофе, он снова пошел в архив — я почтительно уступил ему право на исторические документы.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Etna 8 июля 2013, 23:33
Spasibo za statyu. Mi eto podozrevli, teper uznali
Иван 5 июля 2013, 09:31
Да, времена поменялись... раньне писали, что в Дахау были подпольные партячейки, в тайне принимали в партию и пели интернационал. Теперь, вот оказывается, все православными были, и литургию служили. Грусно, что черковь инструмент политики.
Геннадий 2 июля 2013, 07:03
Галина, Храм, который посещаю, имеет Икону Моздокской Божьей Матери (оригинал).
Геннадий30 июня 2013, 22:41
Крещён, крещены и все мои родственники и друзья детства, другое дело в церковь многие не ходят, особенно мужчины.
Благодаря тому, что даже во времена атеистической власти, народ в основной своей массе был крещён, поэтому и произошло возрождение Православия в России.
Галина28 июня 2013, 21:00
С чего это не крестили? Я родилась в 1950, а когда исполнилось 1 год - крестили. При этом крестные были, кстати, учителями средней школы. Крестный - директор ее! А было это в одном из сел близ Моздока. И крестил батюшка из моздокского храма. Кстати, моздокские священники в то время РЕГУЛЯРНО объезжали окрестные населенные пункты, в которых церквей не было, и крестили "накопленных" к их приезду детишек. По крайней мере это касалось того благочинного округа, где мы жили в то время. Не могу сказать, что мои близкие были такие уж истовыми верующими, но жили по заповедям Христовым. И хоть и не каждый из них, но перед иконами молились. О себе: пою и читаю на клиросе.
Василий Украинец26 июня 2013, 22:38
Почему убрали Крест?? Холокорелигия не позволяет.
Лариса26 июня 2013, 13:56
/Почему пришлось убрать крест?/

Это очевидно - минору ведь оставили. "Кровь Его на нас и на детях наших" восклицали они, предавая распятию Невинного. Крест обличает.
Снежана 24 июня 2013, 16:08
Полностью согласна с Сергеем.
И с этим немецким историком.
Покреститься - это еще не значит жить во Христе.
Марина24 июня 2013, 12:47
"Воздвигли общий поминальный крест, у синагоги-менору-семисвечник. Потом,правда, крест пришлось убрать."А почему его пришлось убрать?
Сергей22 июня 2013, 16:21
Критикам.
Да, в советское время народ старался крестить своих чад, крестились все, кто мог.
И сейчас крестятся.
Вот и мои, почти все, родственники и знакомые, и дети их, и внуки – крещенные.
И на Пасху вспоминают, что можно поздравить друг друга с еще одним праздником.
И многие носят нательный крест, золотой, и на дорогой цепочке.
Вот только, половина, в церковь ни когда не заходят. А другие, как те, о которых говорят – захожане, раз в пол года, забагут, свечку поставить.
Вот и все православие.
Да и сам я, до не давних лет, был таким захожанином.
И то, что творится вкруг, где по статистике, большинство называют себя православными, для меня лишь подтверждение слов немецкого историка.
Какие мы защитники? Какие победители?
Свои страсти, свою жадность победить не можем.
Ни в малом, ни в большом, без Бога – не победишь.
Олег22 июня 2013, 16:18
Варфоломей и Владимир, тысячи, если не миллионы жителей нашей необъятной не были крещены, это реальность.
МАРИЯ22 июня 2013, 14:56
вся наша чувашская семья не прекращала креститься и ходить в церковь, какая власть бы не была
Наталья22 июня 2013, 08:10
Марина, кажется, речь идет именно о Дахау, а не о великой Отечественной войне вообще? В чем некорректность? Что христиан дискриминируют чаще других - это данность современного мира, на что обижаться?
алла21 июня 2013, 22:20
Мы нашли дома рукописи, нашего прадеда, о жизни на селе в дореволюционные годы.Какая жизнь была!Все праздники церковные соблюдались,молодежь воспитывалась в таких православных традициях,строго, но насколько это разумно и как это на самом деле сказалось и мы победил в этой чудовищной войне.
гость21 июня 2013, 18:07
"Воздвигли общий поминальный крест, у синагоги — менору-семисвечник. Потом, правда, крест пришлось убрать. Менора осталась… "

Почему пришлось убрать крест?
Марина21 июня 2013, 13:42
Прошу простить меня, но ради справедливости, вероятно, нужен мой комментарий.
Я - воцерковлённый православный человек, пою на клиросе и жизни не мыслю без Православия и Церкви. Однако дед мой был иудеем, всю жизнь молился и соблюдал все соответствующие обряды. Во время Великой Отечественной войны воевал, был два раза ранен. И из разных источников, на которые без труда могу сослаться, знаю - иудеев ( не евреев, а именно иудеев !) на войне было немало.

Бабушка моя была русская, крещёная, но о Боге я от нее никогда не слышала.Она просто была праведным человеком. Дед, собственно, особо не распространялся про своё вероисповедание, но что о Боге я услышала ВПЕРВЫЕ именно от него - это факт.Получается, именно с него началась моя дорога в Православие!

Я очень люблю творчество Ярослава Шипова, всегда с огромным интерсом читаю его рассказы, но вот именнно этот рассказ показался слегка некорректным. Ведь для верующего православного человека очень важно соблюсти истину, правда ведь? Нежели любыми путями оказаться правым? ПРОСТИТЕ ВЕЛИКОДУШНО!
Владимир21 июня 2013, 12:59
Совершенно согласен, Варфоломей!
"Потом крестить практически перестали" мог сказать немец, не знакомый с нашими реалиями, но зачем за ним повторять?
Я сам крещён в 1975 году в возрасте 5 лет.
Анна21 июня 2013, 12:07
"Потом крестить практически перестали, и все последующие баталии заканчивались не столь впечатляюще." так и те кто войну выиграл были крещены при советской власти и после крестили детей !! Не всегда в церкви ,но ведь крестили! Неудачи в баталиях спорны.. Мы все равно были и есть сильны верой...И может именно это не давало "раздавливать" противника.Мы не американцы-выжигать напалмом чужую страну ..
Варфоломей21 июня 2013, 10:47
В советское время народ старался крестить своих чад при малейшей возможности. Воцерковление, возможность дышать церковным воздухом редким счастьем была, но крестились все, кто мог.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×