Российская империя: вглядываясь в прошлое

    

В год 400-летия Дома Романовых мы снова и снова переосмысливаем, что принесло Российскому государству правление этой династии и что дала нашему народу монархия. Много в этот год написано исследований о том, какие ошибки и какие удачи сопровождали незабвенных наших государей. Но хочется всё же услышать еле уловимую «музыку» времени, осмыслить наше отношение к монархии не на уровне знаний, а на уровне самосознания. И еще: попытаться понять, с чем наше Отечество встретит столетие существования без монархии? Тогда, возможно, будет ясно, насколько серьезен сегодня разговор о возвращении (реставрации, воссоздании) монархии в России.

Александр Сергеевич Пушкин как-то записал в своем дневнике слова Георгия (Конисского), архиепископа Белорусского: «Одна только история народа может объяснить истинные требования оного…»

Поэтому, чтобы уяснить, что произошло и что происходит, мы обращаемся к истории народа. К хронике народной жизни.

Известная певица, родом из курских крестьян, Надежда Плевицкая (урожд. Винникова), любимица императорской семьи, обожаемая Сергеем Рахманиновым, Федором Шаляпиным и многими нашими выдающимися соотечественниками, оставила нам не только музыкальные записи своего чудного голоса, но и восхитительные воспоминания о деревенском детстве на родине в Курской губернии:

«Богат Покров свадьбами. Все стараются Покровские свадьбы справлять: на Покрова у крестьянина всего полная чаша. Всё собрано, заготовлено, полны закрома зерна. О богатых и говорить нечего, но даже и у таких небогатых, как мы, к Покрову всего вдоволь.

    

У моего отца было семь десятин пахоты. На семью в семь человек – это немного, но родители мои были хозяева крепкие, и при хорошем урожае и у нас были достатки. Бывало, зайдешь в амбар: закрома полны, пшено, крупы, на балках висят копченые гуси, окорока, в бочках солонина и сало. А в погребе – кадки капусты, огурцов, яблок, груш. Спокойна душа хозяйская, всё тяжким трудом приобретено, зато благодать – зимой семья благоденствует».

И много таких воспоминаний и рассказов о предреволюционных годах было вытеснено из общественного сознания произведениями о «маленьком» и угнетенном человеке А.П. Чехова, В.Г. Короленко, А.М. Горького. Еще задолго до безапелляционного утверждения в стране пролетарской литературы.

Но тот же самый нищий народ у такого же «нищего», как и Короленко, писателя Ивана Бунина – красив и силен духом, он не сквернословит и не бунтует. Бунинский герой мещанин Николай («Антоновские яблоки»), живущий в шалаше и стерегущий барский сад, весь светится любовью и желанием служить Богу и людям. Отец Бунина работал наравне со своими крестьянами, во всем был для них примером, приучал к этому сына, о чём читаем у будущего нобелианта в романе «Жизнь Арсеньева».

К слову сказать, в 1904 году в России был 21 миллион лошадей (во всём мире – около 75 миллионов): 60% крестьянских хозяйств в России имели трех и более лошадей.

    

Где же таилась эта бомба замедленного действия, встряхнувшая в 20-е годы прошлого столетия и чуть не вытряхнувшая с лица земли всю русскую жизнь? Отчасти ответ мы находим в книге мемуаров писателя и журналиста Нины Берберовой «Курсив мой».

Нина Берберова принадлежала к старинной дворянской семье. Ее родственники по материнской линии жили в Весьегонском уезде Тверской области. Отец ее был ученым, из армян, бежавших от турецкого геноцида в начале XX века. Видимо, таково было свойство характера девочки, что больше всего ее тяготило именно «гнездо», то нажитое домашнее тепло и забота. Ей было невыносимо покровительство старших и нянек. Нет, надоело это «гнездо» не потому, что было совестно перед нищими, приходившими к деду просить надел, и прочее. А потому, что ей просто очень хотелось свободы, и в этом Берберова не переменилась за свою почти вековую жизнь на Родине и в эмиграции.

«Всё или почти всё было ново для меня, как и для большинства, ново и радостно, потому что рушилось то, что не только вызывало ненависть и презрение, но и стыд, стыд за подлость и глупость старого режима, стыд за гниение его на глазах у всего мира: Цусима, “Потёмкин”, Восточная Пруссия, Распутин, царица, виселицы и сам он, тот, кому нет и не может быть прощения, пока на земле останется хотя бы один русский. Он думал, что он второй царь Алексей Михайлович и что Россия – та самая допетровская Русь, которой нужны помазанники, синоды и жандармы, когда России нужны были быстрые шаги сквозь парламентский строй и капитализм к планированию, новым налогам, свободному слову и технологии двадцатого века, к цивилизации для всех, к грамотности для всех, к человеческому достоинству для каждого», – писала Нина Берберова в преддверии революции.

Берберова возмущалась тем, что в России были никуда не годные дороги, но строительство самой протяженной в мире Транссибирской магистрали, осуществлявшееся в 1891–1916 годах, она никак не отметила в своих воспоминаниях. Ей не нравилось, что в русском селе не сыскать было хорошего доктора. Но вместо того, чтобы стать таковыми, дворянские дети уходили «в революцию». Сегодня у нас развитая и почти доступная всем медицина, но шибко ли мы стали здоровыми и благополучными? Или у нас уменьшилась смертность населения? Нет. Знать, и сегодня «плохи наши лекаря», как некогда сетовал М.Ю. Лермонтов. Или дело вовсе не в них.

На протяжении всего советского времени нам внушали, что народ наш был поголовно безграмотен, пока «просвещенная» интеллигенция не взялась его учить. Но ведь уже в 1905 году церковно-приходских школ было 43 696, где учились чуть менее 2 миллионов детей.

    

И дело даже не в образовании как таковом. Русский крестьянин умел сладить избу для жизни своей огромной семьи, вырастить хлеб и лен – на пропитание и одежду, знал всевозможные снадобья от любых болезней. Фольклором, созданным народом, мы пользуемся до сих пор, потому что это кладезь мудрости. На основе народной песни и сказки были созданы мировые музыкальные шедевры П.И. Чайковского и С.В. Рахманинова, возросла вся русская классическая литература.

Да и какие «просветители» могли выйти, допустим, из круга «прогрессивной» интеллигенции, в который входила Нина Берберова?

Дружила гимназистка Берберова с очень серьезными товарищами:

«Наташа Шкловская записалась в партию левых эсеров (была арестована после смерти Мирбаха), Надя Оцуп – в партию большевиков (погибла как троцкистка), Соня Р. – в партию правых эсеров (покончила с собой), Люся М. – в кадетскую партию (была застрелена при бегстве за границу)…»

И так почти весь класс – по «достоинству для каждого».

Пока родители танцевали танго в своих разоряющихся усадьбах, дети их спорили о партиях. И ни те, ни другие не понимали, что вся жизнь летит под откос.

Слишком горячечным было желание вершителей революции изменить всё к лучшему, а всё прошлое (которое не было ли как раз-таки – лучшим?) – сбросить с «корабля современности». Вместе с водой они выплеснули и ребенка. Выбросили из русской жизни уважительное отношение друг к другу (в крестьянских семьях женатого мужчину называли только по имени-отчеству), почитание к старшим, любовь к «отеческим гробам» и «родному пепелищу», на которых, как правило, после революции устраивали танцплощадки или футбольные поля. Поэтому и оказалось сегодня забытым такое понятие, как родинолюбие.

Добрый пастырь Иоанн Кронштадтский, современник Нины Берберовой, говорил в те годы:

«Не скорби безутешно о злополучии Отечества, о проигранных войнах (с Японией), о наступлении на нас Австрии, Германии, Англии, Финляндии, Польши (хоть это суть две части России), Италии; о потере военных кораблей (“Олег”, в начале октября сего года надвинутый нарочито на камни Гирсом), о громадных потерях государства от поджогов (заводы разные). Скорби о том, что ты плохо подвигаешься к Отечеству нетленному, вечному, на небесах уготованному, что сердце твое далеко от Бога».

***

    

Возьмем исторические факты. Рассказать хочется о Бельском уезде Смоленской губернии, поскольку именно там жили десятки поколений моих предков – крестьян и купцов, и события прошлых лет еще живы в народной памяти.

Одними из владельцев западной части Бельского уезда были родители выдающегося педагога-просветителя С.А. Рачинского. Профессор Московского университета Рачинский, оставив кафедру, переселился в свое имение, и с 1872 по 1902 год на свои средства им было выстроено 30 школ для крестьянских детей, выучены (грамоте, арифметике, закону Божиему, рисованию) тысячи крестьян. Из учеников Рачинского вышли известные учителя, священники, художники. В своих статьях и письмах выдающийся педагог воспел недюжинный талант русского народа, его высокие нравственные устои.

Трудами семьи Рачинских были возведены Троицкая церковь в селе Тетеве, огромный Софийский собор возле знаменитого стекольного завода Ю.С. Нечаева-Мальцева, школьные общежития и лечебницы для крестьян. Рачинского, любимца светских обществ Веймара и Берлина, татевские крестьяне называли «отец родной».

В 10 километрах от имения Рачинских находилось владение помещиков Олениных. Их стараниями через Ржевско-Бельскую землю прошла Московско-Виндавская (ныне Рижская) железная дорога. Но своих крестьян А.А. Оленин не жалел. Так, после некоей оплошности лакея он засек его до смерти. Ночью крестьяне отомстили своему барину – так же умертвили его.

Поэтому удивляться не приходится, почему так «жесток и беспощаден» был русский бунт. Наболело. Только вот почему зло, которого было стократно меньше добра, творимого нашими предками и соотечественниками, возобладало? Почему народ, поднимаясь против «олениных», смел колоссальную работу «рачинских»? Отчасти: лес рубят – щепки летят. Но по большому счету вне сомнения прав кронштадтский пастырь, говоря и помещику, и крестьянину: «Скорби о том, что ты плохо подвигаешься к Отечеству нетленному, вечному, на небесах уготованному, что сердце твое далеко от Бога».

    

Если бы не пошатнулся в вере народ всех сословий, не забыл слов Нагорной проповеди Господа Иисуса Христа, никакому врагу его было бы не одолеть.

А когда свершилось то крушение великой империи, Нина Берберова только продолжала раздражаться:

«А те шутники, которые пришли ему (государю. – И.У.) на смену, думали, что их пригласили на праздник: не понравилось – уйдем, а понравилось – останемся и будем веселиться, это – наш день. Но это был день России, и они этого не учли. Не учли, что их оглядка на демократических министров Франции и либеральных послов Англии не только смешна и недостойна, но и преступна и что сермяжный демос шел в историю, сметая всё, и прежде всего их самих, на своем пути».

В интонации этих слов кроется еще одна бомба замедленного действия: отстраненность интеллигенции от своего народа, разобщенность с ним, нежелание быть покровительницей и водительницей народа. И то известное определение, подобранное Лениным к интеллигенции, наверное, единственное, в чем он оказался прав.

Сергей Есенин, представитель «сермяжного демоса», понял происходящее в стране не менее глубоко, чем Нина Берберова, и не хлестко, а с состраданием записал в дневнике в 1920 году свои прозрения:

«Мне очень грустно сейчас, что история переживает тяжелую эпоху умерщвления личности как живого, ведь идет совершенно не тот социализм, о котором я думал, а определенный и нарочитый, как какой-нибудь остров Елены, без славы и без мечтаний. Тесно в нем живут, тесно строящему мост в мир невидимый, ибо рубят и взрывают эти мосты из-под ног трудящихся поколений. Конечно, кому откроется, тот увидит тогда эти уже покрытые плесенью мосты, но всегда ведь бывает жаль, что если выстроен дом, а в нем не живут, челнок выдолблен, а в нем не плавают».

    

Каким чудом Россия устояла на ветру революционной разрухи, одному Богу известно. Только уже в 30-е годы XX века «сермяжный демос» на обломках монархической империи поднимет советскую империю – своим трудолюбием, вековой мудростью, талантом, который и отмечали в нем и писатель Л. Толстой, и педагог С. Рачинский, и учёный К. Циолковский… Семижильный русский мужик сможет одолеть махину фашизма, почти уничтожившую Европу. Только вот продержаться советская империя сможет недолго на закваске интернациональной коммунистической идеологии. Российская империя на естественной русской идее продержалась несколько столетий.

При царе Алексее Михайловиче в состав России вошли Енисейская губерния, Якутская область, Иркутская область, всё побережье Охотского моря, крайний северо-восток Сибири до Берингова пролива, отделяющего Азию от Америки. Русские расселились за Байкал, затем заняли Камчатку.

А если бы сегодня России нужно было расширять эти границы, справилась бы она? Навряд ли.

В 1860 году граф Игнатьев добился от Китая уступки нам Уссурийского края. Заложен Владивосток. Образована Приморская область. Образованы Сибирские, Забайкальские, Амурские, Уссурийские казачьи войска для охраны этих земель…

А что теперь? Беседуем в марте нынешнего года с писателем Владиславом Бахревским, он рассказывает:

«Недавно я был на Дальнем Востоке. Край уничтожается: сопки проданы китайцам, люди, живущие там, в тайге, не имеют дров. Им нужно отдать всю пенсию, чтобы купить дрова. Там уничтожен совхоз, который выращивал женьшень и другие лекарственные травы. Но остался музей, и женщина, которая там работает, показывала мне карту местности, где ее отец сажал женьшень. А китайцы тогда уже шарили там, выкапывали его, увозили. Совхоз, имевший тогда уже огромную прибыль, был закрыт как якобы нерентабельный…»

    

Россия настолько была сильна и значима, что могла покровительствовать и братским народам. Только усилиями русских солдат были освобождены от турецкого владычества Балканы. А как сегодня помочь братьям-славянам, кто вступится за Косово? В чьих это силах?

Да, как писала Нина Берберова, «России нужны были быстрые шаги сквозь парламентский строй и капитализм к планированию, новым налогам, свободному слову и технологии двадцатого века, к цивилизации для всех, к грамотности для всех, к человеческому достоинству для каждого…» Только почему-то эта замечательная плеяда – от «капитализма» и «новых налогов» до «свободного слова» – на постсоветском пространстве всё больше развенчивает человеческое достоинство, всё спешнее ведет к краху человеческой цивилизации.

Поэтому и вспоминается невольно то прошлое, которое, кажется, всей своей сутью идеализировало русскую жизнь, народ, его историю, искусство.

***

В марте нынешнего года в Московском международном Доме музыки при содействии Российского дворянского собрания и общественного движения «За веру и Отечество» состоялся концерт «Три российских баса», посвященный 400-летию Дома Романовых. Концерт почтила своим присутствием Глава Российского Императорского Дома государыня Великая княгиня Мария Владимировна.

Какова же была реакция столичной публики на ее присутствие? Половина зрителей встали с кресел, когда Великая княгиня вошла в зрительный зал. Половина – остались сидеть. Когда же Великая княгиня вышла на сцену сказать теплые слова, многие поудобнее развалились в креслах и слушали с вызовом. А многие аплодировали и слушали с благоговением. Эта картина прекрасно характеризует разлом в нашем обществе, который до сих пор не преодолен и неизвестно, преодолим ли.

Но! Вглядитесь пристальнее в русскую глубинку, которая живет своей самобытной жизнью, о которой вам не покажут в новостях по телевидению, не напишут в центральных СМИ.

В Костроме в марте нынешнего года проходили празднества 400-летия окончания Смуты и воцарения династии Романовых. В рамках торжеств открылась выставка в городском парке под открытым небом «Триумф империи Романовых». В мартовские дни стоял 25-градусный мороз. Но это не помешало жителям Костромы несколько часов находиться в городском парке: слушать выступления, встречаться с гостями. И, проходя по парку, снова и снова перечитывать на установленных вдоль аллеи стендах с фотографиями исторические справки, в которых значилось: «Одним из важнейших приоритетов Российской империи была наука. Множество открытий и изобретений мирового значения было сделано в России, среди которых: неевклидова геометрия (Н.И. Лобачевский, 1826), военно-полевая хирургия (Н.И. Пирогов, 1847), периодическая система химических элементов (Д.И. Менделеев, 1869), радио (А.С. Попов, 1895), учение о высшей нервной деятельности (И.П. Павлов, 1904)». «В 1897 году в России было завершено строительство самого протяженного в мире нефтепровода длинной 835 км. В начале XX века Россия располагала крупнейшей и лучшей в мире нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленностью: 94% всей нефти перерабатывалось внутри страны, продукция славилась высоким качеством и дешевизной». И многое другое.

Оглядываясь на эти факты, понимаешь, что сегодня их есть с чем сравнить.

А также понимаешь, что народ-то русский остался тем же: верующим, надеющимся и любящим.

Вот такие доносятся до моего слуха отзвуки прошлых лет. И из них вырастает «музыка» нашего времени.

Ирина Ушакова
Фото: Сергей Михайлович Проскудин-Горский

3 октября 2013 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Профессор В.Н. Тростников: беседа на 85-летие Профессор В.Н. Тростников: беседа на 85-летие Профессор В.Н. Тростников: беседа на 85-летие «Россия должна сохранить для всего человечества Христову истину»
Профессор Виктор Тростников
Чувство необходимости цели, выходящей за рамки своего собственного существования, – и есть мессианство. Когда эта цель появляется, наш народ оживает, наш народ становится могучим, наш народ становится счастливым.
«Духовность России — это Христос» (+Аудио) «Духовность России — это Христос» (+Аудио)
Иером. Василий (Росляков)
«Духовность России — это Христос» (+Аудио) «Духовность России — это Христос»
Предсмертное интервью иеромонаха Василия (Рослякова)
Сегодня, 23 декабря 2015 года, иеромонаху Василию (Рослякову) могло бы исполниться 55 лет...
Смысл поражения православной монархии Смысл поражения православной монархии
Прот. Александр Шаргунов
Смысл поражения православной монархии Смысл поражения православной монархии
Протоиерей Александр Шаргунов
После разрушения православной монархии никогда и нигде тирания не была столь жестокой, как в тех странах, где люди верили, что они осуществляют судьбу человечества.
«Выходит, и мы на пути к революции» «Выходит, и мы на пути к революции»
Свт. Феофан о русском обществе
«Выходит, и мы на пути к революции» «Неверие и безнравственность расширяются... Выходит, и мы на пути к революции»
Святитель Феофан о России конца XIX века
Анатолий Вельмякин
«Злые начала вошли в науки и в жизнь... Нужны жаркие книги, защитительные против всех злостей… Молчащее пастырство что за пастырство?»
1917-й: апофеоз трагедии русского духа 1917-й: апофеоз трагедии русского духа
Архиеп. Алексий (Фролов)
1917-й: апофеоз трагедии русского духа 1917-й: апофеоз трагедии русского духа
Архиепископ Костромской и Галичский Алексий (Фролов)
Православие, в течение более чем 900 лет цементировавшее русскую жизнь, перестало быть ценностью, из онтологической потребности было превращено во внешнюю традицию, которой ради приличия сохраняли сдержанную лояльность вплоть до февральской революции, но как будто ждали момента, когда же с этой традицией можно будет покончить. И действительно ставили задачу – покончить.
Комментарии
Александр28 декабря 2016, 20:41
В дореволюционной России были очень богатые люди. Примерно 1-2 процента населения. Это высшие гражданские и армейские чины, дворяне, приближенные к власти фабриканты, успешные купцы и члены их семей. Они оставили нам эти чудесные особняки и загородные усадьбы.Еще около 7% населения жило более-менее прилично. Что-то вроде современного среднего класса. Среднего уровня чиновники, средней успешности купцы, владельцы частных магазинов, кондитерских… К ним еще примыкали учителя и медики, которые жили вполне сносно. А остальная часть населения Российской Империи жила в бедности, переходящей в нищету. Не верьте всей этой умилительной литературе о старых временах. Сельское население страны на рубеже веков составляло 85%. И, уверяю, абсолютное большинство этих 85% жило в бедности, тяжелейшем труде и при полном осознании, что вырваться из бедности не получится никогда. Ни у них самих, ни у детей, ни у внуков.Николай совсем уж откровенно разрешил своим родственникам воровать. И никогда их не наказывал.Семейство Романовых плодилась и множилась. При Александре III это размножение приняло столь угрожающие для государственного бюджета размеры, что пришлось подумать о сокращении. Конечно, не о сокращении рождаемости в великокняжеском племени, а о некотором сокращении их прав на мужицкую мошну. Издано было новое положение об императорской фамилии.Очень пагубной оказалась фамусовская традиция «порадеть родному человечку».Царские братья, дядья и племянники получили весьма видные и весьма ответственные назначения. Но именно ответственности-то они по своему положению царской родни не подлежали.Образования эти родственники, по обыкновению, бывали весьма скудного, знания России у них естественно не предполагалось, дисциплины служебной, государственной они органически для себя не признавали и не было на них ни суда, ни расправы.Вся орава великих князей была новейшей высокопоставленной опричниной, с которой ни министрам, ни вообще правившей бюрократии, ни тем более населению никакой управы не было.К тому же, так как у них у всех были «царственные» аппетиты и никаких «законных» миллионов им не хватало, то они все безудержно воровали.Николай Николаевич старший, в качестве главнокомандующего в Турецкой войне 1877-1878 г., настолько скомпрометировал себя в махинациях аферистов-поставщиков, которые разували народ и морили голодом по невероятным ценам победоносное русское воинство, что начавшееся было судебное дело против мародеров пришлось замять, дабы не судить заодно с интендантами и поставщиками самого великого князя главнокомандующего.Михаил Николаевич, бывший наместником Кавказа, воровал там и присваивал великокняжеские имения со всякими естественными богатствами.Владимир Николаевич вечно нуждался в деньгах, был всегда в долгах и открыл себе хороший источник доходов, когда на месте «убиения» отца его Александра II стали строить грандиозный храм Воскресения.Деньги на постройку собирали очень долго по всей России, усиленно призывали весь русский народ к жертвам в память «царя освободителя». Председателем строительного комитета был Владимир, и он и жена его Мария Павловна тащили из денег, стекавшихся на увековечение памяти отца, сколько только могли.Храм строился очень долго, и многие годы тянулись хищения их высочеств, о чем знали все.Артиллерией ведал Сергей Михайлович, и ничего хорошего, кроме воровства, от этого не получилось.Флотом ведал Алексей Михайлович, и тут воровство было прямо сказочное. Уворовывали целые броненосцы, которые волшебно превращались в умопомрачительные бриллианты, сверкавшие на всяких весьма любимых высочайшим флотоводцем французских опереточных дивах.Александр Михайлович тоже примазался к делам мореплавания и занимался тайными аферами. Он же являлся одним из инициаторов той злосчастной аферы с концессиями на Ялу, которая и втянула Россию в войну с Японией.Вел. кн. Сергея Александровича пришлось выпроводить из Петербурга, где он слишком явно скомпрометировал себя слишком откровенными проявлениями своих гомосексуальных наклонностей.Его назначили генерал-губернатором Москвы.
Вася10 декабря 2016, 21:54
Споры, споры... Короче, когда земля заселена, и трудящийся на ней человек имеет достаток и уважение, то и страна сильна и уважаема. И свободу он должен иметь в виде возможности заниматься чем хочет на этой земле. А что у нас? Так ли? Какую я хотел бы видеть мою Россию? Миллионов 500 населения, все производим сами, христиане, работающий мужик кормит жену и 3-х детей, может заработать на дом, ну или просто построить его из подручных материалов. И только попробуй ты этого трудягу тронь!!! На нем все стоит ибо. А у нас так?
Мария30 октября 2015, 10:38
Хорошая статья, только так называемая "государыня Великая княгиня Мария Владимировна" - самозванка, внучка самозванца. Ее дед, Великий князь Кирилл Владимирович, сам же способствовал свершению февральской революции 1917 года, он стал первым из членов императорской фамилии, нарушивших присягу царю и заявивший, что он лично и вверенная ему воинская часть перешли на сторону Государственной думы и рады происходящей революции, и первый же нацепил на себя красный "пролетарский" бант в знак поддержки революционеров. А в 1924 году, в эмиграции, сам себя провозгласил Императором Всероссийским Кириллом I, с чем не согласилась большая часть Императорской семьи, в том числе, вдовствующая императрица Мария Фёдоровна (супруга Александра III, мать императора Николая II), великие князья Николай и Пётр Николаевичи, князь императорской крови Роман Петрович и многие другие.
Василий (*aka Minimorum*) 20 апреля 2014, 15:15
Полагаете, что описание жизни городского простонародья в первой главе знаменитого романа М.Горького "Мать" -- это просто "лживые измышления большевицкой пропаганды"? Впрочем, если "копнуть глубже", то главной причиной краха Российской Империи окажется самое обыкновенное зазнайство высших сословий перед низшими -- попросту говоря, "барская спесь" (*а по-церковному -- "гордыня и превозношение" перед "малыми сими"*). То есть, когда высшие сословия, элита общества, просто паразитирует на низших сословиях (*"на простых мужиках"*), живёт припеваючи за счёт их труда, "ездит на их горбу" -- это, как говорится, ещё полбеды, это ещё кое-как терпимо (*особенно таким терпеливым народом, как русские -- и именно поэтому Российская Империя до начала 20-го века стояла твёрдо и неколебимо*) ; но вот когда эти высшие сословия, эта самая элита, вдобавок к своему паразитированию на труде простых мужиков, начинает ещё и выказывать своё высокомерное уничижительное отношение к этим самым мужикам, за счёт которых она жирует и шикует: начинает называть саму себя "цветом нации" и "сливками общества", а трудяг-мужиков -- "быдлом" и "тёмной массой", тогда это уже становится нетерпимо никак и ни под каким видом, и совершенно справедливо подвергается очистительному наказанию в кровавой бане революции.
Николай Михайлович25 ноября 2013, 10:20
Татьяна, я Вам аплодирую за "творческую" интеллигенцию! Это банальные "западники"!
Честь Гордость и историческая память бывают лишь там, где люди осознают, кто они для чего живут и ради чего готовы умереть. Ю. Болдырев, лит.газета,№19, 2011г. И ещё одна цитата.
С первой минуты своего действия западное влияние стало разрушать в нас естественное чувство привязанности к отечеству.Чем больше проникалось наше общество западным влиянием,тем чаще появлялись среди него люди, которые теряли чутьё родного,относились к нему или с презрительным равнодушием, или даже с брезгливым отвращением.Известный Русский историк В.О.Ключевский,конец XIX, начало XX века. Что изменилось!?
Роман 7 октября 2013, 10:03
Простой человек, коих большинество сейчас живет хуже чем при советской власти. Население например Костромской области именно за годы реформ с 1990 года сократилось примерно на 20%.И это не из-за абортов. Причины совсем другие.
Evgeniy 6 октября 2013, 07:07
Царство Романовых началось со смуты и смутой закончилось. И, разумеется, если Господь допустил их такую кончину, то на это у Него были и свои цели и свои причины. А вот количество лошадей и школ здесь явно не причём. И свидетельства никому ныне неизвестных людей ничего не доказывают и ничего не опровергают. Если искать правду, то только во взаимоотношениях Помазанников Божьих и Церковью.
Елена 5 октября 2013, 23:05
Вполне согласна с Мариной по поводу т.н. Романовых. Это очередная приманка Запада. Настоящие Романовы еще впереди. Читайте Грачеву.
Даниил 5 октября 2013, 21:09
Конечно, не одна аграрность является причиной несколько повышенной детской смертности. Высокая рождаемость - тоже фактор. Любой родитель поймет, что за 10 детьмя сложно ухаживать также эффективно, как за двумя, особенно при отсутствии антибиотиков и врачей. В Российской Империи рождаемость именно среди русских была черезвычайно высока.
В СССР рожаемость понижалась еще и абортами (СССР был первым государством в мире, разрешившим внутриутробное убийство).

Вот еще оттуда же:

"Статистики в 20-ых годах я не нашел, но после 1960 года советские женщины убивали в своей утробе от 150 до 250 детей на каждую тысячу рожденных - то есть те дети которые ранее умирали от крестьянского образа жизни, теперь механически выскребывались доблестными советскими врачами"
Даниил 5 октября 2013, 21:03
Детская смертность была высока во всем мире в то время И чем больше населения жило вне города тем выше она была
Вот вполне взвешенный и обоснованный взгляд на эту проблему

http://www.ateismy.net/index.php?option=com_content&view=article&id=706:2011-01-28-08-23-39&catid=37:statistika&Itemid=128

Данные из доклада Д.А. Соколова и В.И. Гребенщикова "Смертность в России и борьба с нею", 1901 г. С. Петербург.:

В Пруссии (1866–79) на 100 живорожд. ум. 0–5 л. 33,4

Италии (1872–78) 33,8

Бадене (1866–78) 34,7

Саксонии (1865–74) 36,9

Австрии (1866–78) 39,1

Баварии (1866–78) 39,6

Вюртемберге (1871–77) 39,8

Евр. России (1867–75) 42,5


"Вообще уровень смертности среди взрослых в РИ был примерно на уровне Западной Европы. Общий же уровень жизни снижала как раз та самая детская смертность. Правда, стоит заметить, что хотя детская смертность в России была в два с лишним раза больше, чем в Ирландии, но примерно одинакова с уровнем Австрии и некоторых земель Германии...
Причины высокой ДС лежали не в том, что Россия по кровожадности царя была отсталой страной, а потому что она объективно сложилась как аграрная страна и уже отсюда выводились ее отсталость... Лицемерно не обращать внимания на огромные просторы Российской империи и требовать от нее тех же показателей как от компактных европейских государств, пребывающих несколько столетий в чуть ли не тепличных условиях."
Денис 4 октября 2013, 18:31
Моя прабабушка долго прожила и успела рассказать мне как ей жилось при царе. Бедной сироткой была она. На злую богачку приходилось ей работать ради пропитания.
Владимир 4 октября 2013, 16:20
Простите, в предыдущем сообщении читать без "не".
Наталья 4 октября 2013, 15:44
Спасибо за статью! И еще очень правильные слова Татьяны : "Испокон веку, постоянно в истоках кровавых потоков и смертей в стране стоит обдолбанный образованец - никчемушка, весь смысл существования которого - удовлетворение собственной гордыньки. И правда, если плохие врачи, учителя, полиция, армия, то почему ты, образованец, НЕ врач, НЕ учитель, НЕ полицейский, НЕ воин, А ТРЕПЛО И ЖРУН на загривке у народа?"
Сейчас та же ситуация,только в еще более устрашающих масштабах.Все хотят с умными лицами и маникюром перебирать бумажки,что то перепродавать,контролировать,анализировать,проектировать, но только не работать. И высшее руководство страны не спешит на самом деле налаживать с нуля огромную систему производства и сельского хозяйства,потому что проще поддерживать только добычу газа нефти, а все закупать в Китае и прочих.Да и по большому счету,готовы ли люди променять "Икею" на Идею- "пахать" в деревне или на заводе? Выход только в том, если большинство людей станут верующими не на словах,а на деле и с Божьей помощью постепенно изменят свою жизнь и жизнь всей страны.
Владимир 4 октября 2013, 15:01
Грустно, что не продолжаются попытки вернуть то, что Господь попустил разрушить.
Евгения 4 октября 2013, 10:57
Смешно все это... Если все так было шоколадно, чего три революции подряд были? Вашингтон запутал русского крестьянина? Чехов верно описал русскую деревню: безудернжное пьянство, нищета и наплевательское отношение друг к другу, ни то что к посторонним.
Григорий 4 октября 2013, 07:02
Хорошая публикация. Но всё же нужен честный, не односторонний анализ историка. Например ленин до 16 лет был верующим, сталин стараниями своей мамы с отличием окончил духовное училище, учился в духовной семинарии. Но что произошло? Почему они решили возглавить гонения на Церковь, восстали против Бога. Что произошло с нашим народом, ведь именно бывшие прихожане и их дети разоряли храмы, оскверняли их, разрушали, убивали священников, верующих да и просто своих сограждан, пусть иных взглядов, классов, с какой-то невероятной жестокостью и озлоблением. Почему такое произошло в стране с вековыми традициями православия? Жизнь не стоит на месте, возрождение монархии, каковой она была сто лет назад, конечно, невозможно. И эти страдания наши, наверное тоже урок Божий нам. Слава Богу, что страна наша меняется, развивается демократия и что мы уже совершенно по-другому, не как в начале или середине прошлого века смотрим на свою историю. Мы не должны проклинать и только критиковать прошлое, а нужно учиться на ней. Может в этом и есть Промысел Божий?
Ксения 4 октября 2013, 01:16
Людимила, смертность может и ниже, да зато преступность и бездуховность, не в пример выше. Сколько войн у нас было, и ничего, как-то побеждали! При царском-то режиме столетиями! А сейчас, не дай Бог, напади кто, лощеные современники не то что не защитятся, а сами ярмо рабское на себя наложат, как и было в 1917 году. Чего последствия сегодня мы и пожинаем.
Владимир 3 октября 2013, 22:53
При той рождаемости, что была в России в то время, ничего удивительного, что и смертность была выше, чем у других и доход на одного жителя меньше. Рождаемость была в разы выше, чем в Европе - а отсюда и высокая смертность и низкий средний уровень дохода, т.к. маленькие дети же не работают...
И я не думаю, что такое положение вещей было злом. Кстати, у прадеда было 11 детей, 1 умер младенцем при царе, еще одна - в 14 лет от голода, когда большевики заявили, что семье бывашего священника, переведеного к тому времени из села в город, карточки на еду не положены. Все остальные выжили, так что о 50% процентах смертности, наверное, все же не стоит.
Татьяна 3 октября 2013, 22:44
Прекрасные фотографии выдающегося фотографа Прокудина -Горского... И как я ненавижу революционеров, - всю это занюханную "творческую" интеллигентщину, не способную произвести ничего здорового, полезного для Отечества, кроме как потопить страну в грязи и крови! Испокон веку, постоянно в истоках кровавых потоков и смертей в стране стоит обдолбанный образованец - никчемушка, весь смысл существования которого - удовлетворение собственной гордыньки. И правда, если плохие врачи, учителя, полиция, армия, то почему ты, образованец, НЕ врач, НЕ учитель, НЕ полицейский, НЕ воин, А ТРЕПЛО И ЖРУН на загривке у народа?
Марина 3 октября 2013, 22:32
Хотела бы предложить автору проанализировать биографию великой княгини Марии Кирилловны, папа которой самопровозгласил себя императором российским "в изгнании". Там очень все странно, я - почитав об этих людях тоже бы не встала ее приветствовать, хотя почитаю семью Царственных страстотерпцев и мученицу княгиню Елизавету. Я считаю, поэтому надо поосторожней про нынешних Романовых.
Людмила 3 октября 2013, 20:47
До революции детская смертность в деревнях была в районе 50%. Сейчас - не сравнимо меньше.
Перед первой мировой войной (мой прадед вспоминал)в армии отбирали солдат в школу ефрейторов по внешнему виду - большинство крестьянских парней были тощие, страдающие глистами заморыши, и если среди них попадались откормленные красавцы из зажиточных, их и отправляли "на повышение". Зажиточных было не так уж много. Так что защитить царя-батюшку эти заморыши не смогли бы при всем желании, силенок бы не хватило. Что царский режим вырастил, то и получил.
Евгений 3 октября 2013, 17:51
Василий,
у нас что, эпидемии народ косят?
Наталья 3 октября 2013, 14:46
Спасибо!!!
Юрий 3 октября 2013, 14:26
Ирина, Спасибо большое за статью, мне было полезно почитать.
Но очевидно, что народ наш русский, не остался тем же - верующим.
Но также очевидно, что молодых людей в церквях становится больше! Если Бог даст - возродимся.
Игорь, Киев 3 октября 2013, 13:57
Ирина, спасибо Вам за статью!
Очень интересным образом Вы вновь сложили "известный пазл", показывающий, что база сравнения 1913 года - это м.б. уже никогда не достижимый для России идеал :(
Все верно, все правильно...

Но..., не понятно, что делать-то нужно?
ведь нельзя войти в одну реку дважды...

Наверное, даже, все-таки согласен с популярным ноне мнением, что "Христианин не может быть не быть монархистом".

Но не думаю, что "успех государства" зависит только от того, "как заявлен общественный строй государства в его Конституции" и как называется "главная должность"...

П.С. Сейчас, кстати, увлекся историей Византии, и на сегодняшний день, прихожу ко мнению, что их императоры менялись легче, чем в РФ президенты :)
Василий 3 октября 2013, 13:09
Сегодня у нас развитая и почти доступная всем медицина...

Развитая? Кто это сказал?
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×