Расколотая память.
Мысли, навеянные перенесением останков советских воинов-освободителей в Таллине

В 1941–1945 годах на территории СНГ и в Прибалтике шла война… Но какая именно?

Демонтированный памятник советскому воину-освободителю в Тынисмяги, Таллин
Демонтированный памятник советскому воину-освободителю в Тынисмяги, Таллин
3 июля 2007 года на военном кладбище Таллина состоялась церемония захоронения останков восьми из 12 советских воинов-освободителей. Церемония прошла в закрытом режиме, в ней участвовали только официальные лица и некоторые эстонские общественные организации. Военные капелланы Сил обороны капитан Таави Лаанпере от Лютеранской Церкви и капитан Айвар Сарапик от Эстонской Православной Церкви Константинопольского Патриархата прочитали заупокойные молитвы. Вход на территорию кладбища осуществлялся только по спецпропускам. Эстонские власти заявили, что сделали памятник и могилу такими же, какими они были и в центре Таллина. За статуей монумента Освободителю установлена плита с надписью на русском и эстонском языках «Павшим во Второй мировой войне». У могилы установлена временная таблица с указанием имен…

Однако кое-что изменилось. На стене над головой Бронзового солдата нет символической боевой награды — ордена Отечественной войны. Представители власти заявили, что достойно перезахоронили солдат и «просто избавились от идеологической атрибутики». Российский посол и ветераны Великой Отечественной церемонию бойкотировали, заявляя, что происходит попытка переписать историю.

На следующий день, 4 июля, на Военном кладбище в Таллине прошла панихида по воинам, чьи останки были перезахоронены во вторник. В отличие от официальной церемонии, церковная служба прошла при большом скоплении народа, в основном русскоязычных жителей. В богослужении приняли участие посол РФ в Эстонии Николай Успенский, генеральный консул Белоруссии в Эстонии Александр Островский, ветераны, воевавшие в рядах Советской армии и представители общественности. Собравшиеся, разумеется, обратили внимание на отсутствие ордена, но скандал поднимать не стали. Панихида все-таки не митинг.

Между тем, вопрос герои какой именно войны перезахоронены в Таллине, а также вопрос о чем мы вспоминаем 22 июня или 9 мая каждого года остается открытым.

«Фашиствующие разбойники напали на нашу родину. Попирая всякие договоры и обещания, они внезапно обрушились на нас, и вот кровь мирных граждан уже орошает родную землю. Повторяются времена Батыя, немецких рыцарей, Карла шведского, Наполеона…»

Памятник советскому воину-освободителю на новом месте
Памятник советскому воину-освободителю на новом месте
20 лет назад под этими словами из первого военного послания митрополита Сергия (Страгородского) ко всем пастырям и пасомым Русской Православной Церкви мог подписаться любой, даже самый «атеистически воспитанный» советский школьник или студент. 15 лет назад СССР перестал существовать, и теперь разные мальчики и девочки, живущие в разных концах когда-то победившей врага державы, могут оценить историческое значение 1941 года самым неожиданным образом.

«Надежда на освобождение с новой силой вспыхнула 22 июня 1941 года, когда немецкие войска, не объявляя войны, перешли тогдашнюю границу Советского Союза», – может написать, к примеру, не очень-то любящий копаться в книгах эстонский школьник. Эта дикая фраза взята из школьного учебника «Очерки истории эстонского народа», написанного не кем-нибудь, а первым премьер-министром независимой Эстонии, бывшим комсомольским активистом Мартом Лааром. «Началось быстрое продвижение немцев в направлении Таллинна, – продолжает он, – Избежавшие красного террора эстонцы встречали немцев с цветами. Появилась надежда, что страна освободится скоро и без больших разрушений».

Напомним, что Лаар – не какой-то там «маргинал-одиночка», сегодня он возглавляет одну из правящих партий Эстонии и вновь претендует на премьерское кресло, которое занимал уже дважды. Его политическая инициатива по разгрому мемориала воинам-освободителям Таллина проводится с небывалой для Прибалтики жесткостью, его статьи печатает «The Wall Street Journal». Почему бы и эстонскому школьнику не поверить в то, что «находились и эстонцы, которые не удовлетворялись пассивным ожиданием конца войны, и пытались внести свой вклад в уничтожение коммунизма. Так, в 1941 году с немцами на Восточный фронт ушло приблизительно 10 000 эстонцев».

Интересно, с каким чувством эти строки про «Восточный фронт» читают учащиеся русских школ Эстонии, которые тоже обязаны изучать историю своей страны? Каково им и их родителям листать изданную недавно другом Марта Лаара Ристо Тейноненом книгу, которая называется «Адольф Гитлер – освободитель»? Между прочим, эта книга является второй в серии (первая называлась «Адольф Гитлер и дети»!) и продается в эстонских магазинах совершенно свободно. На второй и третьей страницах издания – текст, обращенный к эстонцам 1940-х: «Как часто вы спрашивали себя, кто такой Адольф Гитлер?». Далее предлагается спросить об этом у немецкого солдата, который «освободил вашу землю от большевистской сатании», и у рабочего, «которому вернули работу, хлеб и благополучие – все то, что евреи у него когда-то отобрали». Следующий за этим пассаж таков: «Адольф Гитлер – это благо и сила, добро и справедливость в одном лице! Мы любим его больше, чем свою жизнь! Адольф Гитлер – это величайшая и самая могущественная личность всех времен!» И все это без каких-либо комментариев!

Но оставим Эстонию. В конце концов, может быть, это досадное исключение на постсоветском пространстве? Возьмем в качестве примера, допустим, сравнительно «свежий» грузинский учебник Мераба Вачнадзе, Вахтанга Гурули и Михаила Бахтадзе. «22 июня 1941 года Германия напала на Советский Союз. Эту войну политическое руководство Советского Союза объявило отечественной войной. Отечественной война признавалась не только для русского народа, но и для всех завоеванных Советской Россией и насильственно объединенных в Советский Союз народов, в том числе и грузинского, – пишут в своей книге соотечественники Сталина и Берия. – Но часть грузинского народа прекрасно сознавала, что в данном случае Грузия является завоеванной и зависимой страной, что именно Россия лишила грузин государственной независимости, и Грузия оказалось насильственно объединенной в Советский Союз. И теперь ей предстояло воевать в интересах завоевавшей ее Советской империи, жертвовать ради нее жизнью, отдавая навязанной ей войне свои интеллектуальные и материальные ресурсы».

Что ж, видимо, Март Лаар не зря поработал советником президента Грузии Михаила Саакашвили. Похоже, только, что он помогал ему не только в экономических вопросах. На страницах учебника мельком упомянуты грузинские герои войны и даже один из знаменосцев Победы Мелитон Кантария, но авторы куда больше упирают на то, что «возрождение национального движения в годы германо-советской войны и организация заговора с целью освобождения Грузии вписали еще одну героическую страницу в историю грузинского народа». Пока грузины-простаки воевали на фронте, настоящие герои у них в тылу заговор устраивали. Как будто под копирку писали с эстонских изданий!

Кстати, сам этот термин «германо-советская война» чрезвычайно любопытен. В несколько иной форме он широко применяется и в школьных учебниках бывшей крупнейшей советской республики – Украины. «22 июня 1941 года Германия начала войну с Советским Союзом. Ту войну называют советско-нацистской. Территорию Украины враг СССР захватил полностью. На ней постоянно разворачивались кровавые бои, приводившие к страшным разрушениям», – сообщает нам учебник В.С. Власова и О.М. Данилевской для маленьких украинцев. И хотя «вклад Украины в победу СССР в советско-нацистской войне трудно преувеличить, – пишут они, – для нашей земли Вторая мировая война была наинесправедливейшею из всех войн. Так как ни Советский Союз, ни Германия не заботились об освобождении Украины и построении в ней независимой державы».

Действительно, наинесправедливейше было бы уравнивать страны, одна из которых поделила Украину на четыре оккупационных зоны, официально признала несколько церковных расколов и планировала уничтожить более 60 % местного населения, а другая – не только восстановила ее территориальную и церковную целостность в небывалом объеме (никогда до этого в истории государство или епархия со столицей в Киеве не контролировали Карпаты и Донбасс одновременно!), но уже в 1945-м добилась для Украины отдельного полноправного места в ООН. Тем не менее, Великой Отечественной войны на территории Украины не было, только «советско-нацистская» или, на худой конец, Вторая мировая.

То же самое, кстати, и в Молдавии, которая в 1941 году, оказывается, «спешила вновь обрести свободу в составе великой и единой Румынии», и в Латвии, и даже в Узбекистане.

Интересно было бы спросить у авторов всех этих учебников прямо: они что, считают свои народы «жертвами советско-нацистских разборок», не имевшими никакой существенной выгоды в случае победы любой из сторон? Им, как «маленьким людям», и вправду было все равно, кто их завоюет?

Видимо, нет. Иначе, зачем было бы П. Станкерасу напоминать литовской молодежи, как в 1942 году «Гитлер заявил, что Германии на Востоке помогают почти все народы Европы. Среди них он упомянул литовцев, эстонцев, украинцев и татар. Мы думаем, что у наших добровольцев на Востоке имеется около 8000–10000 штыков… Литовский народ в отношении к численности своего населения дал значительно больше солдат, чем все перечисленные народы». Книга Станкераса, к счастью, не является учебником для литовских школ, но для сочинения про войну местным школьникам достаточно вспомнить действующее постановление Литовского сейма «О возмещении ущерба от оккупации СССР». То есть нынешним литовским политикам мало того, что уже в 1939 году в состав республики стараниями СССР вернулась ее нынешняя столица Вильнюс и окружающие его земли общей площадью 6650 км2 с населением 457,5 тысяч человек (из них только 100 тысяч были литовцы, остальные – поляки, белорусы, евреи, русские)? Мало того, что в 1940 году Литовской ССР были переданы несколько районов советской Белоруссии? Мало того, что буквально накануне войны 10 января 1941 года руководство СССР официально выкупило (!) у Пруссии за 7,5 млн долларов золотом территорию Сувалки (ныне Вылковысский район)? Мало того, что в 1945-м вернуло отнятый Германией единственный порт Клайпеду?

Все это, вероятно, и есть «ущерб от оккупации»? Но как его «возместить»? Вернуть Вильнюс Польше?

Дело, в конце концов, не в квадратных километрах. Знает ли кто-то в сегодняшней Литве, что первые зверства германской армии в Советском Союзе были совершены именно на литовской территории? Ворвавшиеся в деревню Клайпедского района Альбинга немецкие солдаты в первый же день сожгли все ее дома и заперли жителей деревни в сарай, на следующий день все 42 человека, включая детей и женщин, были убиты. Среди них не было коммунистов, русских или евреев, однако 22 июня 1972 года им был поставлен скромный деревянный памятник. Сегодня он разрушается. «Ущерб», нанесенный жителям Альбинги, в современной Литве никого не интересует. Его просто некому возмещать.

Так все-таки была Великая Отечественная война или нет?

Сегодня в этом сомневаются даже в России. И не только неонацисты и скинхеды. Вполне респектабельный журнал «Посев» ежегодно публикует все те же бредни о «нацистско-советской бойне». Растущие, как на дрожжах, «патриотические» молодежные объединения, повествуют нам о славном «третьем пути» генерала А.А. Власова, сдавшегося в немецкий плен и сотрудничавшего с Геббельсом и Гимлером, чтобы пойти «против Сталина и Гитлера». «Историки» Гавриил Попов, Борис Соколов, захлебываясь от радости, пишут о «недопустимых» потерях солдат и гражданского населения СССР, лишающих «людоедский режим права даже говорить о какой-либо “победе”». Разведчик-перебежчик Резун, укрывшийся в Англии под псевдонимом «Суворов», вообще пропагандирует теорию «превентивного» (то есть предотвращающего уже спланированное нападение СССР на Европу) похода Гитлера на Восток. «Коммунисты сочинили легенду о том, что на нас напали, и с того самого момента началась “великая отечественная война”, – пишет он. – Эту легенду я вышибаю из-под ног, как палач вышибает табуретку. Надо иметь жестокое сердце или не иметь его вообще, чтобы работать палачом, тем более – палачом, убивающим национальные святыни своего собственного народа. Нет ничего страшнее, чем выполнять работу палача… Эту роль я принял на себя добровольно». И ведь этого палача свободно продают и читают в России. С 1992 года тираж его книг превысил три миллиона экземпляров.

Некоторые российские печатные издания из года в год приноровились повторять, что и 22 июня, и 9 мая наш народ отмечает не воинские праздники, а «дни позора». Отчасти они правы. Не в отношении солдат и генералов Великой Отечественной войны, нет. «Мертвые, – как говорил еще киевский князь Святослав, – сраму не имут!» Как бы ни сложились миллионы отдельных судеб того военного поколения, в целом оно вошло в историю вполне достойно – подарило нам победу, спасло нам жизнь. Ежегодным позором отмечены не их, а наши слова и поступки, наше безразличие и беспамятство.

Когда на новобранца, сидящего в индивидуальной ячейке с винтовкой, впервые пикирует самолет или прёт танк, сжиматься в комок от страха не стыдно. Когда человек покупает и с интересом листает книжку, в которой говорится, что его дедушка был не героем, а «захватчиком и оккупантом», и, скорее всего, погиб зря, – это такой позор, что даже трудно найти слова. Неважно, был этот дедушка (тогда совсем молодой парнишка) русским, эстонцем или грузином. Важно, что он воевал за свою семью, за землю, которую считал своей, не деля ее на узбекскую и украинскую. Важно, что он брал Вену и Берлин не ради трофеев, будущей сытой жизни или «славы КПСС», а ради свободы и счастья всего человечества, исполняя в конечном итоге не волю товарища Сталина, а волю Божию. Это именно так! Это сегодня признали даже австрийцы и немцы. А мы забываем, сомневаемся, увлекаемся поиском «исторических альтернатив», равнодушно переживаем «перенос» и уничтожение памятников и сочувственно внимаем «добровольным палачам». Вот в чем настоящий позор!

Хотя, если человек осознаёт свой позор, чувствует стыд за происходящее, значит, он еще не совсем пропащее существо. Ведь именно стыд помогает людям преодолевать сначала собственный страх, а потом и чужую ложь, и грубую силу. И если нам не все равно, что происходит с памятью о Великой Отечественной войне, мы приложим все свои силы, чтобы защитить эту память от клеветы и безумия тех, кто на наших глазах теряет право называться людьми.

Артемий Ермаков

кандидат исторических наук

5 июля 2007 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Александр13 февраля 2011, 15:11
Наталья! при чем тут теории о сталине? теории останутся теориями.и никогда не станут теоремами и аксиомами.т.к.для последнего нужно трудиться-думать. а бунич и К этим себя не утруждают. но не это главное,поймите Вы и ВЫ ,все:
-"мертвые сраму не имут"
а мы про свой срам и не вспоминали
саша31 января 2011, 16:15
Русские вперед, спасибо деду за победу


Надежда12 января 2010, 16:28
Мне очень понравилось васхитительно
ДАРЬЯ12 января 2010, 16:25
ПРЕКРАСНО
Офицеров Геннадий Викторович20 февраля 2009, 17:23
Куда мы лезем, какие эССтонцы??? С себя надо начинать. Внизу привожу статью, что МЫ творим с памятью наших героев, честью своих предков.
"Останки советских воинов втоптали в грязь"
- Вот часть человеческой берцовой кости, – командир поискового отряда «Рубеж» Геннадий Офицеров наклоняется над оставленной колесами тяжелой машины колеей, – вот кость руки. А это, - продолжает он свою страшную экскурсию по территории реконструируемого ныне захоронения советских воинов, погибших в госпиталях нашего города в годы Великой Отечественной войны, - челюсть.
Увидели мы и несколько раздавленных человеческих черепов и другие беззащитно желтеющие в весенней грязи фрагменты солдатских останков. И кострища прямо рядом с ними – следы сожжения спиленных деревьев и кустарников. И – многочисленные использованные шприцы и презервативы у соседнего с кладбищем забора, которыми
до реконструкции, по словам Геннадия Офицерова, регулярно наведывающегося на место последнего упокоения советских солдат в Бузулуке, был буквально усеян постамент памятника погибшим.
- На этом месте покоятся не менее 80 советских солдат, - утверждает Геннадий. - По всей вероятности, рабочие снимали верхний слой земли, который щедро плодил сорняки, и вместе с ним задели близко к поверхности находящиеся останки покоившихся здесь советских солдат. По человеческим и Божьему законам их следовало бы бережно собрать, а потом, когда реконструкция братских могил была бы закончена, перезахоронить. Увы, никто этого не сделал. Более того, можно предположить, что часть останков была вывезена с грунтом.
- Останки должны быть собраны и перезахоронены. И нужно обязательно отслужить панихиду по воинам, чей прах был потревожен, - считает настоятель мужского Спасо-Преображенского монастыря иеромонах отец Виталий.
- Останки на территории массового захоронения советских воинов мы обнаружили еще в прошлом году при разработке фундамента под памятник, - сказал руководитель ООО «Доркомсервис» Алексей Александров, чьи работники проводят реконструкцию захоронения. - Их перезахоронили. Как они вновь появились на поверхности – сказать сложно, может, собаки разрыли. Уже сегодня мы их собрали вновь и захоронили в котловане...
Буквально через полчаса после нашего разговора с руководителем «Доркомсервиса» мы вновь приехали на место захоронения советских воинов. Там заканчивали свою работу сотрудники Бузулукской прокуратуры и милиции, которые собрали не захороненные, а лишь слегка на месте обнаружения присыпанные землей останки в пластиковый мешок – для того, чтобы отправить их в бюро судебно-медицинской экспертизы.
Следователь Бузулукского межрайонного следственного отдела Оксана Бессараб
пояснила, что по факту обнаружения человеческих останков будет проводиться проверка.
- После проведения экспертизы останки предадут земле, - пообещала Оксана Николаевна.
- Страшно... Страшно видеть то преступное равнодушие, с которым озадаченные благой вроде бы целью – увековечением памяти тех, кто отдал свои жизни за Родину, за нас с вами – отнеслись к этой памяти, - так оценивает происшедшее Геннадий Офицеров. - Страшно осознавать, что самое святое дело превращается в очередное мероприятие. И стоит ли после увиденного сегодня на кладбище удивляться полному отсутствию у нашей молодежи чувства патриотизма...
По свидетельству старожилов, в районе гаражного массива на Шевченко в войну хоронили пленных: немцев, венгров, японцев. Сегодня почти на самом берегу Домашки, своеобразно прозванной бузулучанами "Угрюм-рекой", стоит чёрного гранита плита. На ней краткая надпись: "Здесь покоятся венгерские военнопленные, погибшие во второй мировой войне". Сама могила выглядит прилично: за ней ухаживают члены поискового отряда «Рубеж». А вокруг - почти что в рост человека высохший бурьян, мусор, обилие тряпок, пластиковых бутылок из-под пива и использованных одноразовых шприцов. А ещё водители "ГАЗелей" приноровились мыть по соседству с захоронением свои автомобили.
- Удобно, - объяснил один из них, достаточно молодой ещё человек. - Тут и площадка асфальтированная, и вода рядом. Да сюда многие на "помывку" приезжают, все так делают...
- Или – не делают ничего, чтобы места последнего упокоения людей – даже тех, кто не по своей, очевидно, воле поднял против нас оружие в годы войны – должны всё же содержаться по-другому, - считает командир поискового отряда "Рубеж" Геннадий Офицеров. - У немцев тоже есть основания не очень, скажем так, любить русских, но в каком идеальном порядке содержатся там, по рассказам очевидцев, солдатские могилы!
Очень беспокоит командира поискового отряда Геннадия Офицерова и состояние памятника погибшим в боях красногвардейцам, расположенном в бывшем железнодорожном сквере. Там бурьян вольно и широко разросся на всей прилегающей к памятнику немалой территории, покрытой пеньками спиленных деревьев. Основание памятника частично разобрано, а то, что ещё не тронуто, сплошь пошло трещинами.
- Говорят, что здесь будут строить жилые дома, - говорит Геннадий Офицеров. - А как же быть с захоронением? Оно что - уйдёт в фундамент или сравняется с землёй?
- Несмотря на то что изменилась форма собственности, руководством города достигнута договорённость с собственниками парка, и принято и доведено до сведения бузулучан решение о том, что это общественное место будет местом поклонения героям – землякам, куда открыт постоянный доступ. И наряду с реконструкцией парка "Железнодорожник" будут проводиться работы по дальнейшему обустройству этого мемориала, поддержанию его в надлежащем состоянии, - ответили на наш запрос в пресс-службе администрации города. - В отношении места захоронения венгерских воинов можно пояснить следующее: обелиск установлен в 2002 году представителями Военно-мемориальной компании из города Самары, решений о его реконструкции не принималось.

Врезка: По сообщениям из мерии города Оренбурга, японцы до сих пор заняты поиском захоронений своих соотечественников, которые скончались в советском плену и были погребены в России. В 1996-97 годах благодаря сохранившимся архивным документам оренбургские исследователи нашли могилы 35 японских граждан на кладбище поселка Ракитянка возле Медногорска. Их останки идентифицированы и вывезены на родину. Остальные захоронения японских пленных на территории области считаются утраченными. Поэтому японцы посчитали своим долгом установить в Оренбурге общий памятник японским военнопленным. Памятный знак установят за счет Японии, заботу о его содержании и охране возьмет оренбургский муниципалитет...
Ростислав20 февраля 2009, 17:23
Спасибо за Правду и Память!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×