Русский дух

Богатыри. Художник: В.М.Васнецов Богатыри. Художник: В.М.Васнецов
    

В последнее время на фоне грозных событий и крайне неприятных предзнаменований мне всё чаще приходится слышать о неизбежности нашей победы в силу превосходства русского духа над всеми прочими духами, а также над их отсутствием, то есть над бездуховностью.

– Ну, как-то мы справились с индустриализацией без посторонней помощи! – говорят мне патриоты. – Значит, и сейчас справимся!

– Ну, как-то мы победили всю Европу без посторонней помощи – значит, и сейчас справимся!

– Это всё русский дух! Мы такой особый народ! Мы можем с гранатами под танки!

– Мы можем в ватниках против «Хуго Босс»!

– Мы можем с зубилом на Марс!

– Мы можем в тельняшке на пулеметы!

– Почему нас так не ценит и не уважает руководство страны? Они, что, в нас не верят? Может, они трусы? А может быть, они предатели?

Этот самый «русский дух» всё больше стал мне напоминать «зелененькую книжечку Безака» из романа В. Пикуля «Баязет» – универсальную стратегию и тактику всего, освобождающую от необходимости знать что-либо предметно, к чему бы то ни было готовиться, что-либо обеспечивать и что-либо учить и уметь. Достаточно почитать «зелененькую книжечку» – и всё сразу становится возможно и по плечу.

«– Хорошо, – Пацевич грузно поднялся из-за стола. – Слово за мной… Я недоволен вами, господа, – строго выговорил он офицерам. – Никто из вас не сделал упора на главном – на героизме русского солдатика! А об этом как раз очень хорошо сказано в зелененькой книжечке генерала Безака…

– По-моему, – буркнул Сивицкий, попыхивая сигарой, – это подразумевалось всеми и без книжечки зеленого цвета…

– Перед нами, господа, – напористо продолжал полковник, – дикие и неорганизованные орды. Смешно говорить, чтобы сидеть в крепости. Если во время рекогносцировки, которой вы все так боитесь (и я не могу понять, почему боитесь), противник и встретится нам, то это даже хорошо. Солдатики будут только рады. И, как говорится, пуля – дура, штык – молодец!».

Нужно иметь «русский дух» – и можно уже ничего не понимать в экономике. Зачем что-то знать об американских капиталовложениях, об основных средствах, о займах, процентах, если индустриализация исходит из русского духа?

Зачем нам предвоенная тяжелейшая дипломатия, зачем долгие уговоры французов и англичан, зачем договор о ненападении с Германией, зачем нам ленд-лиз – если победа прямо проистекает из русского духа?

Зачем нам знание о современной российской демографии, если русский дух велит кидать в печку индустриализации народ сотнями тысяч?

На самом же деле советская индустриализация – это результат огромных не только трудовых усилий советского народа, но и усилий дипломатических. Именно благодаря дипломатии СССР получил американские кредиты, технологии и кадры для создания заводов, энергетики, военной техники.

Советские инженерные команды в Сталинграде, когда выкуривали немцев, были одеты не только в ватники. Их снаряжение, скорее всего, и стало прообразом снаряжения современной «Альфы»: бронещиты, бронежилеты, взрывное оборудование для пробивания проходов в стенах, огнеметы.

Немцам нечего было противопоставить такой выучке и оборудованию.

Пакт Молотова–Риббенторопа, который так ненавидит весь демократический мир, – это величайшая победа советской дипломатии: он принудил западные демократии стать нашими союзниками в войне.

Ленд-лиз – это не только тушенка. Это бездымный порох и автомобили.

А теперь про русский дух.

Он есть. Это не выдумка.

Но он ничего общего не имеет ни с фантазмами либералов про «извечное рабство», ни с восторгами маловменяемых патриотов о природном самопожертвовании.

Русский дух – это способность осознавать необходимость во всей ее сложности

Русский дух – это способность к свободе в смысле способности осознавать необходимость во всей ее сложности: необходимость победы над фашизмом, неизбежность войны, необходимость индустриализации, необходимость антифашистского союза. А далее следуют абсолютно целесообразные, методичные, эффективные решения и поступки.

И всё это нанизано на незыблемое чувство собственной правоты и ответственности за будущее, исходящее из этики и мотивирующее на осознание и на действия.

Вот что такое русский дух. Русский дух – это этическая эффективность и эффективная этика, очищенные от лжи, иллюзий, самообманов, лести и ложных надежд. Абсолютная рациональность ради нравственности. Беспощадная исчерпывающая любовь к человечеству. Любовь, выраженная в ремонтопригодности, технологичности, стоимости, логистике, износостойкости, дальнобойности. Любовь хирурга с окровавленными руками. Любовь к человечеству, выраженная на языке чертежей и вычислений. И когда всё исчерпывается и заканчивается, когда самопожертвование становится частью идеального выверенного механизма Божьего Промысла – только тогда наступает момент, который в учебниках называют подвигом.

Русский дух – это кристальная, ужасающая своей ясностью трезвость, далекая от всякой экзальтации и самоупоения

Вот что такое русский дух. Русский дух – это кристальная, ужасающая своей ясностью трезвость, далекая от всякой экзальтации и самоупоения.

Самоупоенные – не проходят русского естественного отбора.

«В чемодане, заваленном грязным бельем и пустыми бутылками, откопали и зелененькую книжечку генерала Безака, ставшую уже легендарной. Пацевич не соврал: она действительно оказалась в переплете зеленого цвета, причем на титульном листе ее стояла даже дарственная надпись самого автора: “Г-ну Пацевичу в знак памяти о стерляди, съеденной 23 августа 1869 года на станции Бузулук в присутствии его высокопревосходительства сенатора К.И. Влахопулова. Признательный за угощение автор”.

Ватнин взял книжицу:

– Читануть, что ли? Дюже покойник хвалил ее».

Роман Носиков

17 августа 2015 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Что значит «быть русским»? Что значит «быть русским»?
Сергей Худиев
Что значит «быть русским»? Что значит «быть русским»?
Сергей Худиев
Лучше всего, когда люди определяют свой народ через его святых, не через земную славу, но через славу небесную.
За что же нас не любят За что же нас не любят
Наталия Нарочницкая
За что же нас не любят За что же нас не любят. Интервью журналу «Story», август 2013
Наталия Нарочницкая
О противостоянии империй, имперском сознании, о том, почему Европа и Америка до сих пытаются что-то с нами сделать, мы разговариваем сегодня с Президентом Фонда исторической перспективы, доктором исторических наук Натальей Алексеевной Нарочницкой.
«Нам есть чем гордиться» «Нам есть чем гордиться»
Беседа с автором проекта «Сделано у нас» Романом Ковригиным
«Нам есть чем гордиться» «Нам есть чем гордиться»
Беседа с автором проекта «Сделано у нас» Романом Ковригиным
Антон Поспелов
Моя цель – вернуть гражданам надежду, которую у них отобрали, и веру в страну и себя.
Комментарии
Павел10 сентября 2015, 17:48
Статья оставила негативное впечатление, название не отражает содержания.
Павел З.28 августа 2015, 15:51
Е.Д., продолжу. Мой небольшой опыт шахматиста показывает, что пользование интуицией при выборе ходов предполагает ее подтверждение расчетом, иначе велик риск не поверить интуиции и дрогнуть. Моя лучшая комбинация не была разыграна до конца именно по этой причине, в ней было две жертвы, я сделал по интуиции только первую. При том, что саму комбинацию я вымолил... За неверие я должен был бы быть наказан, но соперник просчитал глубже меня, понял, что может проиграть, и предпочел отдать ферзя и уйти в защиту. Так что решения, принимаемые одним лишь чувством, одним лишь сердцем, полезны, но не всегда действенны в силу человеческой слабости.
Поэтому само использование интуиции должно предполагать создание с ее помощью "совокупности системно упорядоченных взглядов" со всеми вытекающими отсюда последствиями. По вопросу об идеологии я остаюсь при своем мнении, хотя Ваше позволило мне глубже понять позицию редакции, да и того, кто дал на создание Православия.ру свое благословение.
Павел З.28 августа 2015, 15:37
Прочитал отклики, в том числе и отклики мне. Хочу вот что добавить (Михаил по тому же поводу выразился здесь лучше и ярче) - отрицать то, что русский дух дает возможность победить того, кто намного превосходит не только силой, но и даже умением и навыками, бессмысленно. Думаю, что такой дух в русских - прежде всего дух Евхаристии. Я сам шахматист-перворазрядник, во дни причащения или великих праздников мне доводилось побеждать сильных мастеров, по молитвам я успешно разыгрывал комбинации, которые не мог даже рассчитать.

Е.Д., планеты, к сожалению, находят именно путем кропотливого поиска новых небесных тел, измерений смещений найденных объектов на небосводе, изучения огромного количества фотографий. Приведенный Вами пример нахождения планеты там, где ее не может не быть, является единственным широко известным в истории астрономии. Тем более что Вы не сможете отрицать то, что математиком, обнаружившим факт существования и рассчитавшим положение на небе планеты Нептун (это и есть Ваш пример), руководило нечто большее, чем рациональный расчет. Без этого "большего" невозможно найти путь решения ни одной математической задачи. Это та же интуиция, которая позволяла мне сначала решать, жертвовать мне ферзя в упомянутых мной комбинациях или нет, а потом уже находить рациональное обоснование своего решения.
Анна Иванова22 августа 2015, 18:35
Носиков как всегда поражает ясностью и трезвостью мыслей в сочетании с духовностью и даже поэтичностью своих текстов. Он в статье ВСЁ сказал понятно и убедительно. Конечно, он не разжёвывает азов для тех, кто мыслит штампами, навязанными в последние годы антироссийскими либеральными реформаторами, которые по старой привычке бездумно и подобострастно повторяют мысли европейцев, свысока и презрительно смотрящих на Россию. Эта привычка идет еще с Петровских времен, точнее послепетровских, когда засилье иностранцев в нашей стране в совокупности с богатенькими недоучками с их ахами и охами ("Ах Париж, ах монпасье, ах "мон плезир", и так далее) плюс прослойка разночинцев, всегда готовых поддакнуть - " а то от места откажут, как же деньги заработать"- все это и сформировало моду поносить всё русское - в среде русских же людей.
Татьяна19 августа 2015, 14:12
Очень трезво и спокойно написано,мне понравилось. А то даже в современных продуктовых санкциях звучат такие же призывы,но почему то мы все понимаем,что санкции как подвиг это только для простого народа,а не для всех.
НН18 августа 2015, 22:38
Спасибо за статью.
Комменты - на любой вкус... А я увидела вот что: эйфория "КРЫМНАНШ" заканчивается. Что дальше? Если у народа (кстати, не только у православного)русский дух ещё можно наскрести, то у власти - кот наплакал. Даже такое благо для России, как санкции, не работает... Импорт из одних стран замещается импортом из других. Народ был готов производить свои продукты, да чиновники его пыл быстро охладили. Даже такой монстр (в хорошем смысле)как Ю.М. Лужков в "битве за урожай" проигрывает власти. Власть однозначно выбрала для себя чечевичную похлёбку и народ к этому почти приучила.
Хорошо идеологи капитализма поработали - самое духоподъёмное время смешали с грязью, народу мозги прополоскали, великую историю великой страны оклеветали - и дело в шляпе... НЕкогда нам думать о настоящем и будущем - грязное бельё прошлого ворошить будем и радоваться, что говорить и писать можно что хочешь, при чем ни за что не отвечая. Такая атмосфера никак не способствует поднятию духа, ни русского, ни патриотического. Но - С нами Бог! Разумейте языцы и покаряйтеся - яко с нами Бог! Простите!
Ксения18 августа 2015, 17:18
Очень странная статья для православного сайта: смесь советских агитационных штампов и банальностей типа "нужно изучать экономику". Автор просветил бы нас еще насчет того, куда впадает Волга. Новенькое, тут, пожалуй, только весьма экстравагантная оценка пакта "Молотов - Риббентроп" и его последствий. До такого еще не договаривались ни сталинисты, ни демократы.
Михаил18 августа 2015, 13:59
Вот те на! Оказывается у нас в истории больше не к чему обратиться, кроме как к варварской сталинской индустриализации и басням Пикуля. Не было у нас ни Александра Невского, ни Димитрия Донского,ни защитников Троице-Сергиевой Лавры, ни Суворова, ни Ушакова? Или в то время американских капиталовложений не было, как собственно и США? Запутали совсем меня )))
АлександрГ. 18 августа 2015, 11:26
По-моему, это все совершенно очевидные вещи. "Пар нужно пускать на колеса, а не в гудок". Ибо, целенаправленную работу головой и руками, еще никто не отменял.

Другой вопрос, что после рассказов, которыми нас кормили на протяжении более чем двадцати лет, о том какие мы "плохие", какая у нас "позорная" история, маятник качнулся в обратную сторону. Мы стали отвечать, накопав кучу мерзостей в истории наших врагов-"партнеров", вытащив заодно из их шкафов кучу тщательно спрятанных "скелетов". Естественно, что открывая шкаф, мы кого-то ненароком слегка придавили. От чего, у этого "кого-то" слегка перехватило дыхание. Ну так мы не виноваты. Зачем, эти "кто-то" лезли в наш "шкапчик"? Зачем они мешали нам вдумчиво, в соответствии с нашими представлениями о "порядке", самим разложить в своей истории все по полочкам? Так, что явление описываемое в статье, это всего лишь производное от того глумления, которое творили над нами наши оппоненты.

И именно, как к производному, к этому и нужно относиться, не забывая о необходимости работать головой и руками. И эта работа головой предполагает, не только создание материальных активов, но и наведение элементарного порядка в самих головах. Делать это нужно спокойно, методично, с достоинством, отдавая себе отчет в том, что любой профессионал, лишенный каких-либо нравственных ориентиров, уподобляется оружию массового поражения.
иеромонах Авель18 августа 2015, 11:16
Можно ещё вспомнить : "под лежачий камень -- вода не течёт" и "надейся на лучшее, готовься к худшему"...
В "русском духе", кроме жертвенности есть упование на Бога, живое упование, навык, умение опыт упования.
В статье, как по мне -- очень рассудочной, нет синтеза веры и рассудка. Можно быть весьма рассудочным, рациональным, но при этом эта рассудочность и трезвость в делах, не должна быть проникнута самонадеянностью, самостью, а упованием на Бога (или на языке неверующих: надежда на лучшее) -- это наверное и есть отличительная черта "русского духа", в сочетании с жертвенностью, стремлением к всеобщему благу и справедливости.
Валерий Ивкин18 августа 2015, 04:45
"На Бога надейся, а сам не плошай". Так же и с русским духом. Нельзя надеяться на него только, а самому быть в пассиве. Он должен быть ведущим, но это не значит, что мы фатально должны ждать, что Он за нас все сделает. Русский дух только тогда русский, когда следует за Святым Духом, в котором Любовь и Правда, с акцентом на Любви. Любви к Богу и людям, даже к врагам, и Любви к стране, хотя эта Любовь должна следовать за первой. Важна иерархия. Надежда на авось - это не русский дух, это - русская болезнь. Фатализм. Ничего общего с Православием не имеющего, зато очень дружного с суеверием. Синергия, соработничество воли человеческой Воле Божией - в этом отличительная черта настоящей Православной Веры и христианства от суеверий и всех других нехристианских религий. Так богословски удачно выраженного в вышеуказанной простой русской поговорке.
АНДРЕЙ18 августа 2015, 03:32
СОГЛАСЕН С МНЕНИЕМ ЧИТАТЕЛЕЙ САЙТА - В СТАТЬЕ МНОГО СКАЗАНО О СОВЕТСКОМ ПАТРИОТИЗМЕ,И НЕ СЛОВА О СКРЕПЕ ВСЕГО НАШЕГО НАРОДА.О ВЕРЕ ПРАВОСЛАВНОЙ И ВОСТОЧНОЙ ХРИСТИАНСКОЙ ТРАДИЦИИ.С ЕЁ ИСТОРИЕЙ,КУЛЬТУРОЙ И МЕНТАЛИТЕТОМ ЧУЖДЫМ АНГЛО-САКСОНСКИМ ЦЕННОСТЯМ.
Катя17 августа 2015, 23:07
Несколько странноватая статья.
"Этот самый «русский дух» всё больше стал мне напоминать «зелененькую книжечку Безака» из романа В. Пикуля «Баязет» – универсальную стратегию и тактику всего, освобождающую от необходимости знать что-либо предметно, к чему бы то ни было готовиться, что-либо обеспечивать и что-либо учить и уметь. Достаточно почитать «зелененькую книжечку» – и всё сразу становится возможно и по плечу".
"Нужно иметь «русский дух» – и можно уже ничего не понимать в экономике".
Интересно, на чем автор основывает свое мнение? Какие-то прописные истины о необходимости знать и экономику, и историю, и дипломатию, и военное дело, да, и много чего еще необходимо знать и уметь. Неужели с этим кто-то спорит?
Надеюсь, что публикация не написана так сказать в противовес статье про защитников крепости Осовец. Таких, к сожалению, забытых (заметьте: именно в советское время забытых, а примеры Р.Носиков берет именно из этого времени) историй героизма русских немало, взять хотя бы поход полковника Карягина против персов.
Интересно, как автор истолкует слова А.В. Суворова: "Помощи теперь ждать не от кого, одна надежда на Бога, другая — на величайшую храбрость и высочайшее самоотвержение войск, вами предводимых... Нам предстоят труды величайшие, небывалые в мире! Мы на краю пропасти! Но мы — русские! С нами Бог!"?
Не надо пытаться уменьшить заслуги нашего народа и наш русский дух.
Надежда17 августа 2015, 19:57
Отличная статья! Не надо кричать о непобедимости русского духа. Лучше больше молиться и хорошо подготовиться к войне. Люди -не пушечное мясо!!!
Сергий17 августа 2015, 19:44
Всё верно. Хочется добавить. Плакатные патриоты проиграли две войны - русско-японскую и первую мировую, получили тяжелейший удар в начале второй мировой. Ни одно дело, начинаемое в духе квасного патриотизма, не выстояло. Этот дух есть дух глупости, возможно даже - конкретный злой дух, обольщающий русских людей.
Е.Д.17 августа 2015, 18:02
не осуществлена индустриализация - утрачена Россией государственность - сокращено количество носителей православной веры - ...
Светлана17 августа 2015, 16:01
Здравствуйте. спасибо, что публикуете и такие статьи. думаю, что православию противоречит скорее не правда.
Читательница (Подмосковье) 17 августа 2015, 15:45
Продолжение:
Еще до заслуг советской дипломатии Пушкин писал: «Я знаю дух народа моего; В нем набожность не знает исступленья». У Достоевского: «Единый народ - "богоносец" - это русский народ". Можно вспомнить и Гоголя, и Ильина.
Нужно знать и про инвестиции, и про ссудный процент, и про показатели надежности основных фондов, ) - но при этом нельзя забывать, что бытие вторично. Автор сделал крен в сторону материализма и рационализма, наверное, и не случайно от его трактовки русского духа как «способности осознавать необходимость во всей ее сложности» повеяло Спинозой-Гегелем.)
Что касается упрека Павла З. Редакции – «православный интернет-ресурс всё-таки должен меть какую-то идеологию», то я считаю, что «идеология» сайта прослеживается весьма явно: это православная вера и нравственные ценности. Правильно, что публикуются статьи, «отдающие плюрализмом мнений». Во-первых, понятно, что мнение редакции может не совпадать с мнением авторов, а во-вторых, это нужно для того, чтобы мы учились отличать белое от черного.
Читательница (Подмосковье) 17 августа 2015, 15:44
Странно, что автор, говоря о русском духе, практически ни словом не обмолвился о духовном базисе русского народа – православной вере. Русский дух одержал победу не только в Сталинградской битве, ставшей решающей в Великой Отечественной войне, но и на Чудском озере, и на Куликовом поле, и в Полтавской битве, и в войне 1812 года. Недавно на сайте была статья о русском духе, вооруженных намного хуже немцев, защитников крепости Осовец. Все это имело место еще задолго до «индустриализации» и «американских кредитов». Победа под Сталинградом была одержана не благодаря бронежилетам и бронещитам, прообразовавшим снаряжение «Альфы», - её источник - любовь к Отечеству и вера русского народа в Промысел Божий.
Н.А.17 августа 2015, 15:32
Выражение "маловменяемые патриоты" - не иначе, от "беспощадной любви"?
Спасибо за ваше мнение о русском духе.

Но, думается, дух по природе не может быть рационален, он выше. Сфера ума, как и область эмоций, принадлежит низшей части души, если говорить о трехсоставном существе человека.

Русский дух - та степень духовной нищеты, которая способна вместить в себя Бога. В Нем и его сила.
Е.Д.17 августа 2015, 13:43
Павлу З. "... православный интернет-ресурс ... должен иметь какую-то идеологию."

Планеты, например, открываются не вследствие того, что их увидели, а потому, что рассчитали, что в этом месте есть эта планета, т.е. её не может там не быть. Есть люди, которые физику чувствуют, а законы Ньютона – им подспорье. Вообще, законы в науке упорядочивают знание. Знать физику – это одно, а чувствовать её – это другой уровень.

Идеология – совокупность системно упорядоченных взглядов. Тому, кто чувствует «материал», идеология, если она есть, - не помеха, а если её нет, – не беда.
Димитрий17 августа 2015, 13:28
Добрый день, на мой взгляд нельзя так упрощать эти события и рассуждать так просто о "русском духе".Православная Вера за более 1000 летнию испытывала очень много разных потрясений, но в разные времена находились люди, которые по Божиему Промыслу отдавали себя целиком служению Православной Церкви,Отечеству и народу.
Своим примером поддерживали Православие на Руси и укрепляли в Вере людей.Основа и начало Русского Духа-Православная Вера, если мы посмотрим вокруг, например Московский Кремль,за стенами Храмы.Многие творения людей ушли в небытие за это время, но осталось то, что связано с вечным и не подвережено тлению, это Православная Церковь и творения Святых отцов, которые не пощадили живота своего для нас.
С уважением,
Димитрий.
Маргарита17 августа 2015, 13:26
Спасибо, Роман! Ответственность перед будущим и честность, все верно.
Илья17 августа 2015, 13:15
Не понимаю, как можно говорить о нравственности - и оправдывать сталинщину, говорить об "индустриализации" - и забывать о предшествовавшем ей раскулачивании с миллионами жертв.

А вот вообще шедевр: "Пакт Молотова–Риббенторопа, который так ненавидит весь демократический мир, – это величайшая победа советской дипломатии: он принудил западные демократии стать нашими союзниками в войне.". Насколько я понимаю, автор восхищен успехами большевиков, заключивших пакт с Гитлером и позволивших ему начать движение на восток - чтобы ПРИНУДИТЬ таким образом "западные демократии" помогать совдепии в ставшей неизбежной мировой войне?

Как ни будут стараться пропагандисты - слова "русский" и "советский" не смогут стать синонимами никогда.
Павел З.17 августа 2015, 11:51
Знаете, православный интернет-ресурс всё-таки должен иметь какую-то идеологию. Когда сайт одновременно публикует такие статьи, как эта, или того хуже, взять хотя бы того же диакона Владимира Василика, и в тот же день - митрополита Лимасольского Афанасия или любых других греков, это как-то одтает злосчастным плюрализмом мнений. Когда я поддерживал либералов, наряду с их газетами я с интересом читал и "Завтра", и "Дуэль"... Но нельзя же сваливать это в одну кучу!

По самой статье: анонс на главной странице сайта интригующий, а на деле - ничего для меня нового, разве что замечания о том, что самоупоенные у нас не выживают (да и то жестоко сказано), и о пакте Молотова-Риббентроппа (как считал пакт позорным, так и считаю, автор хоть бы ссылку дал на цитируемое им чужое мнение). Тем более что о недостатках нашего народа не сказано ни слова. Хотя носители антирусского сознания на глазах авторов подобных статей учатся понимать и прощать свой народ. Хотя бы в моем лице учатся. Я сам по-русски только говорю, мой папа белорус (учтите - белорусы вовсе не "почти русские", как считают многие, 400 лет Польши и Литвы не могли не сказаться), а мама татарка. И таких полукровок, ненавидимых радикальными патриотами за одну смешанную кровь, но в силу этой же самой чужой крови с трудом понимающих жизнь в России, полно.
Е.Д.17 августа 2015, 11:43
Спасибо.
елена17 августа 2015, 11:28
Вот даже не дочитав статью хочу сказать,что согласна с автором.Заходя на соц.сайты,читаю как русские очень сильно (по моему мнению)возгордились свои русским духом,своими прошлыми победами,(к которым они современные не имеют отношения,ведь они только наследники этих побед),хотя я сама русская и люблю Россию,но так хочется им сказать-остановитесь,да мы побеждали,но какой ценой.И нельзя рассчитывать только на это,нельзя гордиться,надо всегда готовиться и быть готовыми ко всему.Спаси Господи
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×