Много шума из ничего

«РПЦ выступила за запрет классических произведений из школьной программы» (Lenta.Ru), «В РПЦ требуют убрать из школьной программы рассказы Чехова и Бунина» (ТВЦ), «В РПЦ рассказали о вреде рассказов Чехова и Бунина для школьников» (РБК). Эти и подобные заголовки заполонили светские СМИ последние 2 дня после того, как протоиерей Артемий Владимиров выступил перед старшеклассниками одной из общеобразовательных московских школ с разговором о семейных ценностях. Что же на самом деле сказал отец Артемий? Об этом батюшка написал на своем персональном сайте.

Протоиерей Артемий Владимиров Протоиерей Артемий Владимиров

Одна нелепее другой
Летят по интернету утки...
И я, увы, теперь герой —
А не прошли еще и сутки.

Два дня спустя все улеглось —
И обо мне уже забыли...
Врет пресса не впервой, небось, —
Ей важно взбить побольше пыли...

Несколько дней тому назад состоялось очередное заседание Патриаршей комиссии по семье и материнству.

Мы говорили о необходимости возрождать идеал семьи, изрядно потускневший, если не полностью выветрившийся из голов подрастающего поколения.

В своем кратком сообщении я рассказал о своем недавнем общении со старшеклассниками одной из общеобразовательных московских школ.

Встреча с учащимися состоялась по просьбе директора.

Меня попросили тогда прокомментировать два рассказа («О любви» А. Чехова, «Кавказ» И. Бунина.)

Дело в том, что в «Поурочном планировании литературы» О.А. ЕРЕМИНОЙ учителям предлагается рассуждать со школьниками на тему любви, «лодка» которой разбивается о «пошлость, серые будни и мещанство» героев двух упомянутых рассказов.

Участники любовных интриг так и не сумели до конца отдаться «свободному чувству», будучи, очевидно, связаны нормами христианской морали, господствовашими в дореволюционной России.

По мысли госпожи Ереминой, и, кажется, наших классиков, должно без всякого сомнения жертвовать семьей и детьми ради блудного сожительства, именуемого ими «подлинной любовью», «настоящим, прекрасным чувством»...

Как вы догадываетесь, мне не трудно было на этой встрече доказать обратное.

Поделившись своими впечатлениями о разговоре с детьми, я предложил комиссии выразить ОЗАБОЧЕННОСТЬ в связи с методическими установками такого рода школьных пособий и предложить Департаменту образования ТЩАТЕЛЬНЕЕ ПОДБИРАТЬ литературные произведения для изучения подрастающим поколением.

Классика должна помогать учителю СОЗИДАТЬ семейный идеал, а не разрушать его — при содействии сомнительных методичек и бездумного подхода «специалистов» к вопросам морали и нравственности.

«Много шума из ничего» — гениальное произведение Вильяма Шекспира, название которого вполне характеризует освещение главными порталами Mass media работы Патриаршей комисси по семье и материнству.

Согласитесь: вдохновенно врать — редкое искусство, но бездумно перепечатывать чужое вранье — ремесло, уже не заслуживающее снисхождения...

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Татьяна11 апреля 2016, 01:20
Задело.Но я не о любви и семейных ценностях,я о методических рекомендациях.Когда-то,лет 15 назад, мне(не педагогу,но правосл.человеку) посчастливилось преподавать в школе основы правосл.культуры.Была приглашена на интегрированный урок литературы у старшеклассников для подготовки к сочинению по произведению Андреева(кажется так)" Иуда Искариотский".Я говорила о путях Иисуса,о его жертве и т.п.Ученики осмысливали прочитанное в произведении. Итог.Одна отличница написала,что хочет быть как Иуда,потому что он пошел против.Вот действительно "искусство вранья" ,как пишет мною очень уважаемый протоиерей Артемий Владимиров,так преломила душу,что имеет место смена парадигм в юных головах.Спаси Господи детей наших и внуков от искаженных понятий марали,описанных талантливой рукой.
Василий Н.31 марта 2016, 15:32
НН писала:
"И лучше с ними разбирать примеры нравственности и предательства, правильно расставив акценты, на этих рассказах Чехова и Бунина, чем "разоблачать" Зою Космодемьянскую и возводить в герои условного бандеру".

Причем здесь Бандера? Никто Бандеру не возводит в герои (не надо об Украине, потому что речь о России). А знать правду о лицах российской истории - нужно. И если факты показывают, что те, кого официально признали героями, в реальности далеки от светлых образов, то не нужно скрывать этих фактов или выдавать за клевету. И признание этих фактов отнюдь не делает автоматически Бандеру героем или нацистов - правыми.
Теперь по теме. Можно согласиться, что названные рассказы лучше читать в более старшем возрасте. Однако то, что отец Артемий заклеймил их как "пропаганду свободной любви", факт. На каком основании он сделал это - не понятно, а следовательно, не могу назвать это иначе как необоснованными нападками на классику.
Николай29 марта 2016, 09:56
Литература, представленная в школе зачастую безрассудна, шумлива и глупа. У нас ведь есть ещё и другая литература. Не знаю как житийная, но можно на мой взгляд представить там и деятельную русскую литературу, ну скажем несколько избранных глав из писаний старца Силуана Антонова. А то получается художественной литературы в школе густо, а деятельной пусто.
Ольга24 марта 2016, 21:28
Игорь Каркачёв : «В Российской Империи люди были воспитаны, знали по несколько языков и разносторонне развиты».
Уважаемый Игорь!Наберите в поисковике «Грамотность в России» – будете шокированы процентом неграмотных в дореволюционной России, и сравните эти цифры с уровнем грамотности в СССР. Уместно вспомнить и времена А.С. Грибоедова : «Господствует еще смешенье языков: французского с нижегородским?».
Игорь Каркачёв23 марта 2016, 07:23
Система образования РФ сгнила в корне...Нынешняя система-это пережиток советской...А советская-пародия на русскую до 1917.В Российской Империи люди были воспитаны,знали по несколько языков и разносторонне развиты.
22 марта 2016, 19:42
Ответ для Татьяны.
Здравствуйте, я не Лидия, но тоже учитель русского языка. А вы не предполагаете, что имеет место опечатка? Писать и печатать - это две большие разницы:)
Елена витальевна22 марта 2016, 19:08
Здравствуйте,батюшка, здравствуйте, дорогие участники обсуждения. Почитайте,пожалуйста, комментарий учителя литературы (к сожалению, не указано имя) от 19 марта 14.00. Если в школе будут такие педагоги, то даже нечего унывать. Вот как должно рассматривать учителю литературы предмет изучения, вникать, комментировать, анализировать, найти те слова, которые сейчас нужны современным детям. Тогда и любое произведение классика литературы (они потому и классики,что проблемы, затрагиваемые ими, вечны) будет интересно и полезно.
Андрей22 марта 2016, 11:15
"Семья - это малая церковь. Церковь - большая семья", есть поговорка.
Антихристианским СМИ похоже вообще "до лампады" на кого нападать, главное - сам процесс облаивания.
Поэтому, где появляется голос в защиту семьи, или церкви, сразу поднимается вой, лай, гам и базарные сплетни.
И Минпедобраз тоже не отстает от сми.

Отец Артемий, помощи вам Божьей!

Татьяна22 марта 2016, 05:38
Уважаемая Лидия, учитель русского языка! "По не знанию" пишется слитно - " По незнанию" !
тамара22 марта 2016, 00:58
не хочется много говорить слов. ПРОСТО ОДИН УЖАС,ЧЕМУ УЧАТ НАШИХ ДЕТЕЙ В ШКОЛЕ???Господи,спаси и сохрани!!!!!И ГДЕ УМ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ У НАШИХ ЧИНОВНИКОВ??? у них детей нет,что ли????
21 марта 2016, 19:52
О. Артемий должен был об этом сказать 20 лет назад,упущено целое поколение ...конечно нужны примеры романтичной любви,чистой,когда сердцу становится светло... когда у мальчиков и девочек формируется семейный идеал. Вы правы! Спаси Вас ,Господи ,и за Мастер класс в МПГУ со студентами по теме "Русский учитель - в контексте православной культуры". Хорошо бы такое общение провести с работниками Министерства образования и училками ......тогда Они стали бы Учителями,которые не дадут вместо "яйца камень,вместо рыбы - змею."
Галина
Юрий21 марта 2016, 17:47
Прошу прощения! Помянул Куприна вместо Чехова. Но, как ни грустно, но сути дела не меняет. По молодости я был в восторге от творчества А.П. и у него же впервые столкнулся со словом адюльтер (измена), которое поминалось довольно нередко…
Диана21 марта 2016, 14:26
Спаси Господи, дорогой наш отец Артемий!!!! Божья милость, что Ваш урок старшеклассникам был предан такой огласке!
Инна21 марта 2016, 14:02
"Меня попросили тогда прокомментировать два рассказа («О любви» А. Чехова, «Кавказ» И. Бунина.) "
Так и где комментарий? Что сказал батюшка? Что не понравилось ему, бывшему филологу, в рассказе "Куст сирени" - где нет ни слова о свободной любви, и он как филолог должен помнить это? Из статьи ничего не понятно.
Вероника20 марта 2016, 18:58
"...нормами христианской морали,господствовавшими в дореволюционной России". Конечно,в России до революции христианская мораль была намного сильнее,потому что присутствовал в человеке Страх Божий.Но те явления, которые были "вне морали" тоже включали в свои сюжеты русские писатели.
В то время публичные дома были на легальном положении; сквернословие и прелюбодеяние,насилие над
женщиной и "вытравливание"плода - все присутствовало.Писатели и писали о жизни как она есть.
А сейчас,имея громадное классическое наследие,просто внимательно подбирать школьникам тексты.
Я не думаю,что прочтенный Бунин или Чехов являются причиной распущенности многих(не всех)молодых людей и девушек.Причины намного глубже.А эта категория ,скорее всего,вообще ничего не читала.
Александр20 марта 2016, 17:42
В сегодняшней проповеди патриарх Кирилл, выявляя главную нынешнюю ересь, говорил, что теперь место Бога занял человек со своими правами. Как то так.
Какое же место в сей гуманистической ереси отводится семье и правам ее?
Юрий20 марта 2016, 17:10
Интересная подача материала у учителя литературы (комментарий ниже). Толково! Стакан наполовину пуст или полон?
Нет времени перечитывать заявленные произведения, но недавно, я слушал передачи про этих классиков на Радио Радонеж, и оказалось, что и Бунин, и Куприн были сторонниками свободной любви (первый начал свою взрослую жизнь в сожительстве с дамой), про Куприна не помню, но примером может служить по заявлению авторов программы его «Гранатовый браслет». Теперь вопрос: как сподобились писатели заложить такой глубокий смысл, сродни покаянию, находясь в оппозиции к традиционному семейному укладу? Тем более современные молодые люди, благодаря повсеместной пропаганде гедонизма, дезориентированы и как заявил кандидат педагогических наук священник А. Мороз в его лекциях молодежи, многим из них совершенно невозможно объяснить, что такое духовность, не говоря о о высшем её проявлении - Любви.

Понятно как тяжело сейчас учительству, многие сами теряются в смыслах. Помоги вразумиться нам, Господи!
Наталия С.20 марта 2016, 13:11
На мой взгляд, эти рассказы Бунина, Куприна и Чехова неплохо подходят под определение Г.К. Честертона – «хорошие сюжеты, испорченные великими писателями». Не нужны они в школьной программе.
Иоанна20 марта 2016, 12:15
Можно обсудить эти рассказы со студентами. Но восьмиклассникам это категорически РАНО. Мой 15-летний ребёнок СМУЩАЕТСЯ, даже сами слова "любовник" и "любовница" не получается выговорить. И это НОРМАЛЬНАЯ ситуация. А вот если бы восьмиклассники запросто спорили с учителем, хорошо или плохо изменять мужу, стоило ли стреляться из-за неверной жены и т.д., вот тогда был бы караул. То, что современные дети знают гораздо больше, чем им положено, не отменяет тот факт, что они ДЕТИ. Знать-то они знают, НО НЕ ПОНИМАЮТ. Господь закрывает их "внутренние глаза" до поры до времени, я это вижу по своим детям и их друзьям. И не нужно искусственно активировать эту тематику в их душах! Включение этих рассказов в школьную программу я считаю самым настоящим развращением детей. Благодарю за комментарии Лидия 18 марта 2016, 16:00, Нина Бритвина 17 марта 2016, 22:00, Галина18 марта 2016, 22:00.
НН20 марта 2016, 00:38
Иван Х.17 марта 2016, 21:00
/Очень яркая ситуация произошла с отцом Артемием. И правильный итог. Мы - православные люди (да и любые другие) должны взвешивать каждое слово в эпоху тотальной гласности/.... Согласна, подписываюсь под каждым словом! Только добавлю: когда мой муж говорит - "Не давайте повода ищущим повода", я ему отвечаю: - Ищущий повода всегда его найдёт. Вопрос очень серьёзный, не даром создано Общество русской словесности, которое возглавил Святейший Патриарх. Свято место пусто не бывает, поэтому и в головы, и в души детей надо вкладывать понятия о добре и зле (и уж совсем хорошо - о грехе), и делать лучше всего на примерах из русской классики, сообразуясь с возрастом.
Сейчас дети 13-15 лет - совсем не такие, какими были мы и даже наши дети в эти годы... И лучше с ними разбирать примеры нравственности и предательства, правильно расставив акценты, на этих рассказах Чехова и Бунина, чем "разоблачать" Зою Космодемьянскую и возводить в герои условного бандеру. Пусть уж если не учатся на ошибках других, то хотя бы будут знать о них; и, может, для кого-то в жизни это будет предупреждением. Надо нагружать мозг молодых людей доброкачественной литературой, пищей для размышления - и это обязательно сработает!
Анна19 марта 2016, 19:07
Александру Калашникову: не нужно ужасаться с Уальда и Толкиена, а тем более Булгакова! Если ты захлопнул книгу в 30 лет,то не понял ее суть. Есть у него книга про врача молодого,так ты прочти ее и удивишься!Уальд же, наоборот,высмеивал безразличный ко всему "свет", а Толкиена просто любят дети по приключенченскому своему духу,это ж дети!Прости,что на ты,так ближе!) Боже,спаси литературу! Вы все,комментаторы,забываете в какие годы была преподнесена школьная программа нам!Что тут говорить о бунине и чехове уж!
ludmila19 марта 2016, 14:53
Трудно умолчать по данному вопросу.Разумеется,проблемы по формированию учебников у нас не просто существуют-они огромны. Честно говоря,уже не верю,что они будут как-то решаться.Поэтому надеяться можно,на мой взгляд,только на учителей.Четвертый десяток работаю в школе учителем русского языка и литературы,но до воцерквления не понимала той огромной ответственности за своих учеников и вслепую пропагандировала методические разработки.Каюсь по сей день.На сегодняшний день мне уже не так страшны подборки учебных текстов,будь то Бунин и др.Основы православной культуры нам помогают сделать правильные выводы,так как после преступления всегда грядет наказание.Главное,чтобы мы,учителя,помнили,что перед нами открытые души наших учеников и наша задача научить их чувствовать боль другого человека.Спасибо о.Артемию.Спаси нас,Господи!
19 марта 2016, 14:25
Здравствуйте, уважаемые участники обсуждения!
Я учитель литературы и считаю, что нужно не обвинять огульно классиков, а учить детей правильно читать книги. И давать оценку поступкам героев с точки зрения нравственности - а если это ваши дети, а не ученики, то ещё и с точки зрения Евангелия. И тогда всё встаёт на свои места. И Куприн, и Бунин правдиво изобразили действительность. В одном случае героев ждало разочарование и опустошение в жизни ("О любви") - но не потому, что они не разрушили семью героини, а потому, что герой живёт не своей жизнью, не видит Божественного призвания. Он был склонен к кабинетной работе, получал образование, а вместо этого поселился в деревне и работал в полях наравне с мужиками. И в любви он так же пытается прожить чужую жизнь, влюбившись в чужую жену и проводя годы в этой несчастной привязанности, вместо того, чтобы создать свою собственную семью. И спустя годы мы видим его несчастный портрет: одинокий холостяк встречает безрадостную старость. Это повод поговорить с детьми о призвании в жизни человека, о смысле человеческой жизни, о радости бытия.
В другом случае героев связала страсть ("Кавказ"), и можно открыть детям, как губительна страсть для человека. Любят ли герои друг друга? Нет. В самом начале рассказа заявлено, что они хотели провести вместе 3-4 недели. Это срок для любви? Любовь вечна. Можно ли взрастить любовь на предательстве (героиня предает своего мужа)? Нет. Мы видим страшные последствия неверности: для двоих это всего лишь интрижка, а муж героини кончает жизнь самоубийством. Будут ли они после этого счастливы? Можно ли построить своё счастье, на несчастье другого?
И мне кажется совершенно логичным, что рассказы расположены один за другим в учебнике: это рассказы о любовном треугольнике, и в обоих случаях дети должны понимать, что любой брак - треугольник: муж, жена, Господь. И если в семье нет места Богу, то это место занимает кто-то третий.
Антоний19 марта 2016, 13:22
Добрый день, братья и сестры! Ключевым посылом данной статьи, который я всецело разделяю, служит весьма недобросовестное освещение деятельности Церкви рядом светских СМИ, главным образом, либеральной направленности. Примеров таковых множество, и очень жаль, что по воле хозяев ряда СМИ (ведь именно владельцы и определяют, что и как будет написано и показано) подобная информационная политика формирует (комментарии читателей подобных СМИ это убедительно демонстрируют) негативное мнение о нашей Святой Церкви среди людей, узнающих о ее делах лишь из сомнительных статей. Любой неоднозначный, причем даже одобряемый обществом, поступок представитетеля Церкви вызывает шквал "сенсационных" новостей. При этом в светской прессе очень мало материалов, рассказывающих о добрых и спасительных делах, которые с Божьей помощью Церковь совершает. Конечно, этой несправедливой информационной кампании должно положить конец, чтобы общество знало о Церкви правду, а не полуправду и откровенную ложь. Тогда, смею предположить, число воцерковленных православных в нашей стране увеличится.
Надежда19 марта 2016, 13:08
Прочитав статью,я вспомнила первые фильмы для детей батюшки Артемия.Батюшка был учителем.Фильм назывался "Ни-ни". Укрепи Господи!
Любовь19 марта 2016, 12:58
Вообще, насколько я знакома с творчеством Бунина, он гениальный писатель, который писал очень христианские рассказы. А вспомните "Митину любовь", а "Чистый понедельник" - когда читала, вспоминала своё паломничество в Москву, мы ведь ходили по этим местам. Нет, виноват не автор, и рассказ "Кавказ" можно прочитать по-христиански, вопрос в том, кто и как трактует. Через литературу или в жизни ребята столкнуться с такой любовью - идолом, толкающим человека на суицид. Очень хотелось открыть проект - библейский взгляд на литературу, разбор произведений с точки зрения Евангелия, там ведь столько можно открыть, столько глубины и интересных деталей можно накопать. Взять хотя бы проект "Библейский сюжет", сколько классных роликов они сняли. И О.Артемий Владимиров мог бы поспособствовать этому, как учитель словесности.
Galina Efimova19 марта 2016, 10:00
Аминь! Спаси Вас Христос, о.Артемий! Помощи Божией во всех Ваших благих начинаниях!
Наталья19 марта 2016, 06:42
Постимся постом приятным)))) Такое вот начало.
Татьяна Иванова19 марта 2016, 01:25
Абсолютно согласна с батюшкой, в следующий раз, может быть, просто пропущу эти произведения, включая и "Куст сирени" - гораздо лучше прочитать "Дары волхвов"
Наталия С.19 марта 2016, 00:05
Сами авторы, описывая эти истории уже в почтенном возрасте, наверное, могли бы как-то по-другому их осмыслить и преподнести. Однако у них этого не получилось, а получилось то, что получилось. Произведения романтизируют блуд и суицид. А романтика обладает способностью притягивать. Но зачем в обязательном порядке пичкать детей нездоровыми плодами старческой фантазии? Полностью поддерживаю в этом вопросе отца Артемия!
Галина18 марта 2016, 22:08
По крайне мере, эти произведения совершенно не предназначены для учеников 8 класса, непонятны им и неинтересны. Уроки, посвященные изучению этих произведений проходят впустую!!!
Татьяна18 марта 2016, 21:27
Спаси Господи Вас, о. Артемий! Пусть достанет у Вас терпения вынести этот вой и рев вокруг Вас! Ведь пропали прямо в точку, разворошили осиное гнездо. Школьная программа по литературе давно не выдерживает никакой критики, потому и возник такой резонанс. Кто ее формирует?
Но нужно доверять нашим детям, они не слепые и не глупые, и живут в реальном мире, а нормальному отношению к семейной жизни учат примеры Татьяны Лариной, Маши Мироновой (Капитанская дочка) и Маши Троекуровой (Дубровский). Их-то,я надеюсь, из школьной программы не выбросили.
Лидия18 марта 2016, 18:14
Есть такая замечательная книга Нины Федоровой "Семья", вот что нужно включить в школьную программу.
Надежда Митрофанова18 марта 2016, 17:09
милый, дорогой ВЫ наш , батюшка АРТЕМИЙ , спасибо ,что ВЫ есть, ваши слова и встреча с Вами это для нас - огромный праздник души, мед - на сердце, побольше таких талантов , умных , и нужных батюшек которые окрыляют , радуют наши сердца, ,что идет от сердца и в сердце проникает, СПАСИБО ВАМ !!!! ДАЙ БОГ ВАМ ЗДОРОВЬЯ и удачи в ВАШЕМ нужном деле.
Светлана18 марта 2016, 16:45
Уважаемый о.Артемий! А почему бы не посмотреть на сюжет рассказа И.Бунина "Кавказ" как на иллюстрацию довольно распространенных среди людей грехов - лжи и прелюбодеяния? (Вспомните хотя бы самого царя Давида.) В жизни, правда, подобные грехи не обязательно приводят к трагической развязке, описанной в "Кавказе". Да разве желали любовники из этого рассказа смерти обманутого мужа?Нет. Просто хотелось надышаться друг другом где-нибудь в глухомани у моря.Всего лишь несколько недель. Но сразу видно что-то жалкое в их побеге, в их счастье. Бунин несколько раз употребляет это слово - "жалкое". Героиня часто плачет - то ли от радости, то ли от предчувствия ужасного, неотвратимого. А стая тявкающих шакалов под окном во время ливня - не напоминает ли воющих по покойнику собак? Можно поразмышлять и о тяжком грехе самоубийства - грехе, глубоко ранящем создателя? К сожалению, случаи самоубийства встречаются сегодня и среди школьников. Думается, любому читателю понятно, что до конца дней своих влюбленная пара будет помнить об этот КАВКАЗЕ. Не случайно же так подробно и выразительно описал Иван Алексеевич проведение самоубийцы в последнее утро своей жизни. Как поймут это произведение подростки? Не знаю. дети гораздо умней, чем мы порой о них думаем. И они бывают очень разные. И уж совсем-совсем разные их учителя. Напоследок разрешите молитвенно сказать: Слава тебе, Господи, что сделал нас носителями великого и могучего русского языка и подарил миру таких писателей как Чехов, Бунин и многие другие. Помоги нам, Боже, сохранить дарованное Тобою. Благодарю за внимание, р.б. Светлана
Лидия18 марта 2016, 16:10
Здравствуйте, уважаемые христиане. Я всю жизнь преподавала русский язык и литературу в школе. От Бога была далека и повторяла на уроках только то, что навязывали методисты. Считала себя неплохим специалистом, но когда начала читать Евангелие , святых отцов, то поняла, что и мне в свое время и я врали все детям. Но тогда я этого не знала. Сейчас смотрю на произведения, которые включают в программу и недоумеваю: зачем ? Какую цель преследуют разработчики этих программ ? Такое впечатление, что раньше по не знанию включали некоторые произведения в школьную программу, а сейчас это обыкновенное вредительство. А. Пушкин , напечатав свои ранние произведения, горько сожалел о них, так как настоящее осмысление жизни пришло позднее. Профессор литературы А. Н. Ужанков очень точно подметил, что даже у гениального поэта есть стихи, которые он хотел бы вычеркнуть из своего творчества. Так зачем же бездумно включать в школьную программу все, что есть у поэтов и писателей?
Галина Правдина18 марта 2016, 14:09
Эх, не догадался никто из родителей подать иск за моральный ущерб. Ведь это именно МОРАЛЬНЫЙ ущерб - романтизировать блуд и суицид в глазах детей. Ничего, мамы и папы, поговорите подробно с девочками и мальчиками о Маше Троекуровой. О Джен Эйр - не забыли, почему она убежала от любимого человека? Чтобы не стать любовницей. Прочитайте с ними ДВА КАПИТАНА...
Анастасия18 марта 2016, 13:48
Быть может, и в самом деле не нужно изымать это из школьной программы. Школьники в сочинениях анализируют героев и их поступки, и это совершенно не вредит ничему. Другой вопрос, как к их мнению относятся проверяющие. Проходили мы как-то "Грозу" Островского, и встал перед нами вопрос: изменила ли что-нибудь Катерина своим самоубийством? Весь класс хором отвечал, что нет, что будучи живой, она намного эффективнее смогла бы повлиять на ситуацию. Но у учителя (и у Островского тоже) было другое мнение. Вот и напрашивается вопрос, что нужно менять - школьную программу или стандарты образования в целом.
Мария18 марта 2016, 11:40
Более того, только с возрастом и воцерковлением понимаешь, как опасно была составлена программа литературы и в советское время. Почему у такого прекрасного и бесконечно актуального драматурга А. Н. Островского не нашлось для учащихся лучшей пьесы чем Гроза, где главная героиня совершает суицид? Конечно, учителя должны думать. Даже если они не все - православные и христиане и даже родители, то о жизни как вечной ценности они не должны забывать. Батюшке Артемию терпения и сил
Егор Кандыба18 марта 2016, 10:52
С удивлением и недоумением был обнаружен рассказ "Кавказ" в учебнике за 8 класс.Очень уважаю творчество Ивана Алексеевича Бунина, но причем тут дети? Мы вообще в школе его не изучали и потом,в зрелом возрасте можно понять почему.
Михаил Кононович18 марта 2016, 10:43
Для: ТАТИАНА17 (17 марта 2016, 21:00)
"Ну никогда не соглашусь,что И.А.Бунин может "толкнуть на грех"."

Смотря, как читать... Открою Вам секрет, что есть люди, которые читают "Темные Аллеи", как эротическое произведение. И в "Господнем Волке" или "Вороне" ассоциируют себя с барином, которому все можно ("Господний Волк") или который умеет добиваться своих целей, за счет своих возможностей манипулируя другими ("Ворон").
Александр Калашников18 марта 2016, 09:35
Димитрий,
Вы назвали классиком Белинского?
Своеобразный подход...

Я сам, посмотрев задание на каникулы дочери-пятиклассницы, на лету поймал свою челюсть.
Какой Оскар Уайльд? Какой Толкиен?
Потом сам выбрал ей книги: Шмелева, Даля, Аксакова, Бажова - и на вопрос ребенка о том, что на это скажет учительница, ответил, чтобы все "стрелки" переводила на меня.

Кстати, "Мастера и Маргариту" первый раз прочел лет в 30. А недавно, бес попутал, снова взял ее в руки, прочел с десяток страниц, захлопнул, а потом отправил эту чернокнижную ересь в топку, в прямом смысле.
Не пяльтесь в бездну, ибо чем вы больше ее смотрите-читаете, тем больше она смотрит-читает вас. И мы знаем, как закончил жизнь тот же Булгаков.

Стало горько, что не каждый вечер читаю детям Евангелие.
Помилуй нас Господи и вразуми!
Иоанна18 марта 2016, 06:54
Вот какой комментарий к рассказу "О любви" размещён в учебнике литературы: "Чеховские герои, полюбив, не возвысили свои души. Их неизменно тянет вниз груз серьёзных нравственных сомнений. Запоздалое объяснение, пропущенная любовь! Алёхин позднее понимает, как обманчиво было всё, что мешало любить. "Высший, более важный" смысл остался для Алёхина недоступным... Писатель поведал о скорбной доле русского интеллигента, который... истощает чувства и убивает здоровые порывы и стремления". (Учебник литературы, 8 класс, часть 2, стр. 60.) После прочтения рассказа "Кавказ" детям предлагается ответить на вопрос "Виноват ли кто-нибудь из героев в случившемся?" (там же, стр.70). Вот и судите сами, С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ должны прочесть и обсудить эти 2 весьма неоднозначных рассказа 14-15-летние дети.
Darina18 марта 2016, 01:21
Mass media, наверное, уже чувствуют неловкость оттого, что зашумели не разобравшись. Но каков авторитет Патриаршей комиссии, какое внимание к её работе! И замечательно, что на комиссии обсуждается, пожалуй, главный вопрос школьного воспитания: что читать, и как. Сегодня дочитала книжку архимандрита Симеона (Томачинского) "Мягкая сила культуры" (из-во Данилова монастыря). Всем советую, как раз в тему дискуссии в комментариях.
Алексей Борисов18 марта 2016, 01:02
А пока все спорят о Бунине, дети читают о вампирах и Гари Потере.
Елена Волкова18 марта 2016, 00:12
Почему "Кавказ", а не "Антоновские яблоки" или "Ловчий". Какой материал для обсуждения? А бунинскую "Холодную осень" я и сейчас со слезами читаю. Но этот рассказ вполне можно уже и классе в седьмом,восьмом изучать.
Анна17 марта 2016, 22:52
Чем больше что-то запрещается, тем больше к этому вызывается интерес. Образование должно быть разносторонним и при этом ребёнок сам должен осознать "что такое хорошо, а что такое плохо". Моральные принципы воспитываются в семье, поэтому друзья обратим внимание на себя прежде всего, и тем самым будем наилучшим примером для своих детей)) и не будем перекладывать всю ответственность на школу.
Елена17 марта 2016, 22:31
Что тут сказать!Только вспомнить-"Шумим,братец.."
Работая учителем литературы, я не перестаю удивляться как "изысканному"выбору ,так и лицемерию,с которым подаётся обоснование этого выбора:то ли пресыщенные литературные дамочки и господинчики тешатся,то ли идет планомерная идеологически выверенная работа на разрушение основ.Впрочем, если вспомнить"Письма баламута" К.С.Льюиса,то удивление сменяют другие чувства.
А как вам понравится трогательное замечание в статье учебника 7-го класса, посвященной карело-финскому эпосу,о том, что герой(Вяйнемейнен)по ходу сюжета знакомится с древними формами групповой любви?
Нина Бритвина17 марта 2016, 22:26
Те, кто обиделся на представителей Церкви, мне кажется, никогда не работали в школе, да и кругом чтения своих детей не интересовались. Поставить бы их перед детьми 7- 8 классов и обязать послушать, как эти произведения(достойные внимания взрослого читателя) зазвучат из детских уст, детскими пока голосами. Ни А. П. Чехов, ни И. А. Бунин и не предполагали, что эти рассказы они создавали для детского чтения! Составители программ позволяют себе бестактность(это мягко сказано) по отношению к авторам, учащимся, педагогам. Конечно, думающий преподаватель найдёт выход, его кругозор позволит предложить детям прочитать, обдумать более близкие и понятные тексты литературных классиков. Только почему учитель должен постоянно исправлять чьи - то вредоносные ошибки?
Иван Х.17 марта 2016, 21:34
Очень яркая ситуация произошла с отцом Артемием. И правильный итог. Мы - православные люди (да и любые другие) должны взвешивать каждое слово в эпоху тотальной гласности. В чём ошибка батюшки? В том, что он правильные слова произнёс в абсолютно неподобающей обстановке. Разве вопросы образовательной программы обсуждают при школьниках? Это не этично с педагогической точки зрения. Это в Церкви можно позволять себе громкие эмоциональные высказывания и призывы среди людей, у которых имеешь весомый авторитет. Для светского человека отец Артемий - обычный священник, не компетентный в подобных вопросах. Здесь всё справедливо. Если мы научимся объективно смотреть на себя, это только добавит смирения и мудрости. Что следовало сказать? "Я знаю эти произведения, но как верующий человек не могу принять поведение и мысли героев книги. Их слова и поступки в реальной жизни - это грех, который не принесёт счастья им самим и нам, если мы будем им подражать". А вопросы изменений в школьной программе нужно решать в стенах министерства образования на серьёзных коллегиальных обсуждениях.
ТАТИАНА1717 марта 2016, 21:19
Ну никогда не соглашусь,что И.А.Бунин может "толкнуть на грех".Да, его литературное наследие неоднозначно.Да,надо очень ТЩАТЕЛЬНО подбирать школьную программу.Чем тогда занимается Минобразования? Но если там-безразличие,то правильно указывает на ошибки духовенство.Слава Богу,что хоть кому-то не безразличны наши дети!Но зачем же мазать грязью ВСЕ творчество Бунина?
Что "чувственно неприятного в" Антоновских яблоках" или "Розе Иерихона"? А глубоко православная поэзия Бунина - чудо. Ведь у любого ЗНАЧИМОГО писателя есть РАЗНОЕ.А подбором произведений для школы ,видимо,занимаются какие-то некомпетентные люди. Господи,прости.
Валентина Кветкина17 марта 2016, 20:52
Отец Артемий как в воду смотрел. Я всегда эти рассказы пропускаю, читаем с ними "Асю" И.С. Тургенева, выброшенную почему-то из программы.Зачем восьмиклассникам "Кавказ" или "О любви"? Что можно прививать или развивать на их основе? "Куст сирени" как-то странно , на мой взгляд, попал в эту компанию.Хороший рассказ о семье, замечательно поведение жены. Вызывает разве что сомнение невольный обман, это не понравилось?
Наталия Стоян17 марта 2016, 20:19
Да Чехов, Бунин и вся их компания - это просто "секспросвет" из 19 века! А как же нам в школе промывали мозги со всеми этими "Гранатовыми браслетами" и прочим! Мы еще читали в 11 классе "Яму" Куприна, вот уж где семейные ценности "воспеваются"! Если детям на уроке литературы на таких примерах рассказывают, что такое любовь между мужчиной и женщиной, не стоит удивляться, что дети теряют невинность уже в 13-14 лет, а семью предпочитают не создавать вовсе. Я вообще переживать не буду, если мои дети не будут читать эти продукты творчества душевнобольных людей, включая Л. Н. Толстого: "Сказал безумец в сердце своем - нет Бога". Как будто почитать больше нечего.
Наталья Смирнова17 марта 2016, 20:15
Простите меня, о.Артемий. Целый день думаю над обвинениями в Ваш адрес со стороны СМИ, литературе и вере. Поэтому уже третий раз пишу,.не отказываясь от своих предыдущих комментариев. По поводу СМИ. Не помню, кто сказал, что настоящий журналист ПРОДАЕТСЯ только ОДИН раз. Те, что пишут сейчас, как правило, не относятся к этой категории.Кроме того, я почти уверена, что они понятия не имеют ни о Бунине, ни о Чехове, да и вообще русская литература не входит в круг их интересов.Собака лает - ветер носит. Вы человек общественный, Вам это не впервой слышать и видеть. Я несколько раз прочитала Ваш текст и поняла, что если бы мне была предложена методичка О.А.Ереминой в которой есть этот перл:"любовная лодка разбилась о пошлость, серые будни и мещанство" - это о Чехове и Бунине, то я бы просто потеряла дар речи. Автор методички явно знакома с этими рассказами так же, как и упомянутые журналисты. Во всяком случае стиль выражения говорит о том, что человек не очень много читает. Для методистов - это не самое главное: чтение. Я не голословна - 15 лет преподавала, правда,не литературу, но стиль методистов всегда един. А вот литература и Православие - это в самом деле трудный вопрос. Я пришла в Церковь уже зрелым человеком 25 лет назад. И любимым занятием в моей жизни было чтение. Помню, что был очень трудный и долгий период, когда я поняла, что не могу читать худ.литературу. Это было довольно долго. И сейчас я читаю значительно меньше, чем в молодости. Кажется, Довлатов говорил, что нечего возмущаться по поводу того, что наши дети не читают Достоевского: Пушкин его тоже не читал. Опять же,Серафим Саровский не читал Пушкина. Думаю, что и святитель Игнатий/Брянчанинов/-тоже хотя Пушкин очень рекомендовал юноше Дмитрию Брянчанинову заниматься именно литературой. И Гнедич .Может она и вовсе не нужна - литература? Но как же без нее скучна и бесцветна жизнь. И мысль. Где же найти золотую середину? Наверно, в УЧИТЕЛЕ. А вот это, действительно, сейчас огромная проблема. Я свою учительницу литературы помню всю жизнь и почти каждый день. Мой сын вообще ни одного учителя не запомнил, кроме любимой Л.Е., что преподавала в начальной школе. О внуках просто умолчу. Храни Вас Бог, отец Артемий! Спасибо за прекрасный вечер в Елагином дворце.И чудный автограф в виде цветочка на Вашей книге стихов.)
Елена Кузнецова17 марта 2016, 19:23
В нашем возрасте мы в школе Бунина не изучали, только говорилось о нем, что есть такой писатель, да и книг в библиотеке не было его. И правильно, я считаю, когда уже во взрослом состоянии слушала по радио его книги, читала, то что-то чувственное неприятное открылось, как будто тебя толкают на грех. Что же говорить о детях. Они восприимчивы, доверчивы. А мы предаем их души совсем недетским порокам.
Анна17 марта 2016, 17:26
Не то вы говорите! Мы в школьные годы читали по программе те кники,которые надо читать во взрослом возрасте,но это никак не повлияло на душу! Просто перечитывай и думай,а то было обычное образование,каким и должно быть! Они же все такие темы! Любовь, измена,страдания! Ничего не изменится,а классики уже все сказали!!!;
Игорь17 марта 2016, 16:46
"вдохновенно врать — редкое искусство, но бездумно перепечатывать чужое вранье — ремесло, уже не заслуживающее снисхождения..." не согласиться нельзя.
Спаси Господи!
Алла17 марта 2016, 16:03
"О любви" - один из самых противоречивых рассказов Чехова, это правда. Вывод, к которому приходит Алехин, вовсе не очевиден даже с точки зрения светско-атеистического сознания, что уж говорить про христиан. Почему надо жертвовать семьей, детьми, ради своего личного счастья? Всякое бывает в жизни, но во всяком случае такое поведение точно не идеал. Да и к чему могут привести подобные связи мы можем узнать из другого классического произведения "Анна Каренина". С другой стороны, тема не простая. Из-за любви к другому человеку чувства к супругу могут совсем угаснуть и он даже может опротиветь. Рассказ был бы хорош, если бы просто описывал любовный треугольник, но вот озвученный героем произведения вывод из всего случившегося - вот он-то был лишним.
Татьяна17 марта 2016, 15:46
Спасибо, батюшка, всё правильно. Надеюсь, что недавно созданное Общество русской словесности под Патриаршим руководством окажет действенное положительное влияние на школьную образовательную систему в России, особенно в вопросах изучения (преподавания) русского языка и литературы. Мой 13- летний внук, семиклассник, комментирует содержание учебника по литературе (Латвия) так : " Из нас хотят сделать плутов, мошенников и половых извращенцев." Простите, наболело...Спаси Господи!
Марина17 марта 2016, 15:09
Наверное, дело не в том, ЧТО изучать, а в том КАК интерпретировать, и здесь всё зависит от учителя, его личности, его позиции.Даже в советское время, в пору жутких учебников с "литературоведческими" опусами Ильича, находились преподаватели, которые могли у 9-классника вызвать интерес к Достоевскому. Сейчас это воспринимается как фантастика. Но есть другая проблема школьной программы по литературе, проблема неистребимая. Это воспитание навыка осуждения. Так, 14-15-летнее дитя, по мысли авторов всех пособий, должно обличать Печорина, Онегина, рассуждать о достоинствах Базарова,оправдывать Раскольникова, выносить приговор "тёмному царству", не сумевшему понять "чистой любви" свободолюбивой Екатерины... Подростки призваны судить и рядить при полном отсутствии всякого опыта. Отсюда - такое повальное осуждение, которое и грехом-то никто уже не считает. С детства в сознание человека вложено: чем увереннее осуждаешь и обличаешь, тем выше будет оценка.И эти усвоенные на уроках литературы знания уверенно шагают с нами по жизни. И так - из десятилетия в десятилетие - при советах, при перестройке, при... в общем, по сей день.Кто виноват? Что делать?
Александр17 марта 2016, 14:57
Чавкать в обществе культурнее, чем "бездумно перепечатывать чужое вранье".
Наталья Смирнова17 марта 2016, 14:48
Я что-то не поняла. В комментариях вычитала, что эти произведения предлагаются 12-13 школьникам. Но ведь это просто бред. Я думала о старших классах. Когда не надо объяснять - что это, а просто расставить акценты на том, " что такое хорошо и что такое плохо". И почему эта любовь ведет к трагическому концу. Да и пока она есть, радости-то не приносит. Героиня "Кавказа" все время плачет.
Вот это и есть "радость свободной любви",и плачет она не оттого, что боится мужа: ей совестно и страшно - ибо грех и дорога в никуда.Здесь все зависит от учителя. Ну и, конечно, это литература не для 12-13 лет.
АлександрГ. 17 марта 2016, 13:58
В свое время, митрополит Илларион (Алфеев), высказал мысль, что современная система ценностей, есть ничто иное, как опрокинутая шкала Христианских ценностей. Видимо исходя из этого; обсуждая, либо оценивая то или иное литературное произведение, нам очень важно понимать с каких позиций мы его будем оценивать и какое "мерило", какую шкалу ценностей мы будем использовать. Это очень важно, потому что именно от этого зависит, что именно мы "увидим" и что именно мы "примем" в себя. К слову, митрополит Антоний Сурожский, в одной из своих книг привел в пример, человека смотрящего на солнце сквозь различные стекла. В одном случае, стекло заляпано грязью и замутнено, в другом случае стекло абсолютно чистое. И понятно, что человек, смотрящий на солце сквозь заляпанное и грязное стекло будет видеть совершенно иную картину, чем человек смотрящий на солнце сквозь чистое стекло. Так, что сама по себе Русская литература это не панацея от всех болячек, ибо к ее изучению нужно прикладывать еще и правильную методологию, начинающуюся прежде всего с отбора литературных произведений, изучаемых в школе. Но, при всем, при этом мы должны ясно понимать, что это по своей сути арьергардные бои, ибо на данный момент времени антихристанская "система ценностей" уже дала свой плод, в котором Христианска шкала ценностей абсолютно не упоминается, с ней уже не спорят, не дискутируют, просто делают вид, что ее нет. И в этом контексте уже написаны "горы мусора". Эту эволюцию можно пояснить на примере музыкального магазина, в котором продавец вначале говорит покупателю: "арфы нет, берите бубен". А затем, постепенно приучив покупателя к постоянному отсутствию арфы, просто нахально сует покупателю исключительно бубен, в различных его модификациях.
Галина Костина17 марта 2016, 13:38
В школе самым скучным рассказом считала "Степь" Чехова. Прочитала взрослой и не смогла забыть. Чувство любви к людям - старенький священник. Как хочется вместе с мальчиком на эту телегу. Даже слышу запах степи. Надо учить читать!!! Не учебник, а книгу. Дано это немногим, поэтому абсолютно прав о.Артемий.
Марина17 марта 2016, 13:31
С Постом всех! Во всем согласна с батюшкой. Позавчера читали с дочерью "Кавказ". Долго понять не могли о чем он. Открывали в интернете, искали что нибудь о нем. Мне кажется , что такого рода произведения не по возрасту даны детям. Как сейчас много несчастливых браков и всего что из этого "вытекает"...Действительно нужно прививать детям семейные ценности, а не про любовников лишний раз напоминать и головы засорять этой грязью.Когда имеется дочь 15 лет, и знаешь чем живут в этом возрасте, как они впитывают все , что им преподносят, хочется в лес глухой убежать от всего этого.Потому что если дома как то контролируешь что читают, смотрят, то как же с этим в школе бороться? Иногда не знаю что и делать, как привить иммунитет. Страшно...
Сергей17 марта 2016, 13:20
На самом деле всё не так просто и очевидно. РПЦ посмела тронуть "священную корову" - классиков. Они почти непогрешимы, как Римский Папа в вопросах веры. В этом убеждено подавляющее число адептов "просвещённого поколения" 60-80 х годов. Этот "спрут"( РПЦ ) подбирается к основам нашей культуры! Визг будет стоять сильнейший. Хватит ли у нашей Русской Православной Церкви Московского Патриархата не дать слабину и сохранить позицию? Хотелось бы чтобы руководство не дрогнуло.
Иоанна17 марта 2016, 12:58
Не надо читать в 8 классе "Кавказ". Моя дочь показала мне своё сочинение, и я увидела, что она ничего не поняла. И слава Богу. Не пойму, что заставило составителей программы включить этот рассказ в школьную программу. Бунинские рассказы вообще все с противинкой. Никак не могу согласиться с тем, что "мало кто лучше написал о любви". У меня, когда я читала Бунина, причём, задолго до воцерковления, было такое чувство, что в душе у писателя скопилось что-то ядовитое, что тонкой струйкой переливается в его творения. Надолго оставляя чувство какой-то душевной тошноты.
Любовь Кантаржи17 марта 2016, 12:19
Благодарю, батюшка, за честную и, по нашим временам, смелую позицию! Её разделяют многие думающие родители, вот лишь один из примеров - статья "Осторожно: урок литературы!", опубликованная в прошлом году в газете "Благовест".
Хочется также обратить внимание читателей на позицию прекрасного учителя и автора 4-томника Н.А.Лобастова «О русской литературе. Записки сельского учителя», а также беседы с ним на , дополняющие и усиливающие мысли, высказанные в четырёхтомнике. Это не просто православный взгляд на классику (для тех, кто читал М. Дунаева, это не кажется уже чем-то новым), это удивительное проникновение дух произведений, в его влиянии на душу читателя и на ход нашей истории, настоящий прорыв в литературоведении!
Ирина17 марта 2016, 12:08
Я согласна с протоиереем Артемием, и считаю что прежде, чем предлагать школьникам рассуждать на тему семейной морали и рассматривать разные варианты этой "морали", необходимо сначала привить любовь к настоящим семейным ценностям, и такая прививка сама сработает, когда позже школьник в жизни встретит ситуацию из рассказа А.П.Чехова "О любви". Вот после этого он и сам захочет почитать: "А что же великий Чехов думал по этому поводу?" И поймет что его наставники и учителя правильно его научили относится к семье, если они правильно учили.
Но здесь присутствует еще и второй очень непростой момент изучения подобных произведений в школе,очень важно насколько опытный наставник ведет разговор, чтобы это обсуждение произведения Чехова не скатилось к обывательской пошлости, детский разум очень тонкий инструмент, и пожалуй здесь протоиерей Артемий оказался "в нужном месте в нужное время". А преподавателю далекому от христианской морали рассуждать с детьми на такую очень непростую тему просто нельзя.
Владимир17 марта 2016, 12:00
Отец Артемий, спаси Господи Вас за отказ в компромиссах со злом и теми, кто хочет (вольно или не вольно) разрушить семейные ценности в нашей великой стране.
Помощи Божьей в Ваших трудах!

......вдохновенно врать — редкое искусство, но бездумно перепечатывать чужое вранье — ремесло, уже не заслуживающее снисхождения.....
Лежу под столом, очень болит живот...
Ольга17 марта 2016, 11:45
сын недавно читал "О любви", почитала вместе с ним, потом почитала сочинение, была немножко шокирована, сын показал комментарии в учебнике и сослался на учителя - на самом деле "пошлость, серые будни и мещанство", и что-то там еще про человека в футляре, который не может отдаться свободному чувству из-за своего футляра ... фухххх Спасибо, конечно, учебнику за интересный спор с сыном, НО с учетом психологии авторитетов в этом возрасте, я совсем не уверена, что смогла достучаться и переубедить. Спасибо Вам, Батюшка! Еще бы найти Ваши аргументы на эту тему, с удовольствием бы вернулась тогда еще раз к разговору с сыном.
Роман17 марта 2016, 11:40
Поддерживаю труды о.Артемия! Можно и нужно обращать внимание Департамента образования на подобные методические материалы и произведения классиков. Сам увидел у своей дочери задание по внеклассному чтению на лето для учеников 8-го класса средней общеобразовательной школы и ужаснулся ("Страдания юного Вертера" Гёте, "Мастер и Маргарита" М.А.Булгакова и т.д.). Нужно понимать, что для каждого произведения требуется определенный возраст и подготовка читателя. Читать указанные произведения хорошо в зрелом возрасте и, как минимум, прочитав перед этим Евангелие. А СМИ - "услышал звон, да не знаю где он".
Анна17 марта 2016, 11:32
Недавно прочитала "Кавказ" Бунина. Впервые. Короткое, но очень глубокое произведение. Оно не о той любви, о которой сейчас принято говорить, и не о том, о чем говорит составительница методички. Это душевные метания, не всегда понятные в наше время, с современными понятиями о свободе любви и проч. Несомненно, есть что обсудить со старшеклассниками, если учитель уделит время на серьезную беседу без заезженных штампов. Но чтоб понять все чувства героев произведения, нужен опыт семейной жизни. Заботливый любящий муж, плачущая женщина, ее любовник... Свобода или несвобода. Свобода от чего? Что удерживает? Есть над чем поразмыслить. Многое зависит от личного опыта педагога, от его отношения к семье и браку. Не навредить бы юным душам. Сможет ли педагог справиться? Полагаю, отец Артемий именно это и имел в виду.
Ирина17 марта 2016, 10:57
Удивительно слышать от батюшки, что вдохновенно врать - это искусство. Это грех и не более. Нет ничего тайного что не стало бы явным, вдохновенно врут до того момента пока Господь не сочтёт нужным сделать это явным. И у него есть для этого разные средства, всегда такие о которых вдохновенно врущие и не предполагают. Не говоря о том что многих можно обманывать недолго и всегда есть люди чистые сердцем, которые видят ложь, но по смирению не уличают, не вмешиваются в Божий замысел.
Чръный человек17 марта 2016, 10:10
Сколь же куцее понимание действительности у нашей "прогессивной" общевенности...
Яна17 марта 2016, 09:57
Батюшка - умница, как всегда)...
Ольга17 марта 2016, 09:43
С Великим Постом, дорогой отец Артемий!
Вы абсолютно правы и потому не устраиваете нынешних "перестройщиков от морали". Дело Вы сделали нужное, полезное и душеспасительное. Произнесенные Вами слова правды наверняка услышаны частью молодежи. Даже при внутреннем несогласии их сознание запечатлело мысль, которая, возможно, при определенных жизненных обстаятельствах поможет им сделать правильный выбор. А повизгивание либеральной прессы еще раз подтверждает Вашу правоте. С низким поклоном и уважением, р.Б. Ольга.
Сергей17 марта 2016, 09:21
Читаю, и тут же невольно вспоминаю Ивана Андреевича... Слон и моська. Отца Артемия, без преувеличения, знает вся Россия и не только, так что выпустить такую "дешёвую и грубую утку" в его адрес дело гиблое.
В результате: те кто хотел "защитить принципы независимой педагогики" попали в зону боевых действий, журналюги в очередной раз показали свою профнепригодность, отец Артемий порадовал нас своим неповторимым образом мысли и изложения.
То что было сказано в доме, провозгласили с кровли!
Галина17 марта 2016, 09:15
Нынешнее обучение образованием назвать сложно. Советская школа давала знания, но не образовывала. Каждый получал образование как мог: семья, друзья, улица, Церковь. Однако школа, а потом и вуз учили учиться, чего нельзя сказать о нынешней системе обучения, направленной на воспитание потребителя. В юные головы вбивается такая информация, что становиться страшно. Ну как, с позиции каких знаний, жизненного опыта юное создание может оценить героев поименованных произведений!? Да что учитель скажет - то на душу и легло.
р.Б. Наталья17 марта 2016, 09:03
Какая-то неудачная мысль и не ко времени. Простите.
Алексей17 марта 2016, 07:53
И Вы, увы теперь герой. В клубах методик взбитой пыли. Тексты мадам Улицкой в церковных воскресных школах на ура принимаются. Вот здесь бы и потрудиться на славу и за словом в карман слазить.
вера мельникова17 марта 2016, 07:51
В прошлом году сын\13 лет\ попросил объяснить ему смысл рассказа "КАВКАЗ".Я прочитала и была в шоке.Не всякий взрослый разберется.А тут ребенок.
Димитрий17 марта 2016, 07:25
Батюшка АРТЕМИЙ ЗДЕСЬ БЕЗУСЛОВНО ПРАВ----НЕОБХОДИМО В ШКОЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ЧИТАТЬ ИМЕННО НАСТОЯЩИХ КЛАССИКОВ(Л.Н ТОЛСТОГО "ВОЙНА И МИР",А.П ЧЕХОВА, ТУРГЕНЕВА,БЕЛИНСКОГО)И ВВЕСТИ В ШКОЛАХ ПРЕДМЕТ ПРАВОСЛАВНОЕ ВОСПИТАНИЕ,КОНЕЧНО ЕСТЬ ДЕТИ ДРУГИХ РЕЛИГИОЗНЫХ КОНФЕССИЙ---ДЛЯ НИХ МУСУЛЬМАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ!!!ТОГДА БУДЕТ ВСЁ "ЯКО ПОДОБАЕТ",КАК КОГДА-ТО ГОВОРИЛ МОЙ ДУХОВНИК.
р.Б. Наталья17 марта 2016, 06:48
Спаси Господи,о.Артемий! Как же мало умных преподавателей среди теперешних современных ! Помоги Господи! А ведь это наши дети.....................
Наталья Смирнова17 марта 2016, 02:01
В рассказе "О любви" Антон Павлович чуть-чуть проговаривается о любви, утаенной любви между ним и Лидией Авиловой, в то время довольно известной писательницей. Лидия Алексеевна была замужем, в браке несчастлива, но верна семье. Чехов был болен и, как врач, знал, что ему предстоит и когда. В этом рассказе А.П. приоткрыл свои чувства, Л.А. поняла, что любовь взаимна. Но их любовь была всегда на расстоянии, абсолютна чиста. "Чехов в моей жизни" - воспоминания Авиловой, которые она позволила опубликовать только после своей смерти, через 40 с лишним лет после смерти Антона Павловича. Бунин, прочитав эти воспоминания, писал, что только теперь он понял Чехова-человека, потому что ему всегда было странно, как такой человек, как Антон Павлович прожил жизнь без большой любви. Лика и Книппер - не в счет, достаточно почитать переписку. А "Кавказ" Бунина - сборник "Темные аллеи"...Прекрасно, мало кто лучше написал о любви. Но в том-то и дело, что ведь все герои несчастны, всегда все сводится к трагическому концу. А в жизни ведь никому не хочется "Темных аллей", а хочется света, покоя, семьи.Любим же "Анну Каренину", но кто из девочек захочет такой судьбы?. Но читать это надо. М.б. учитель должен ненавязчиво, недидактически расставить акценты, но мне думается, что все акценты уже расставлены автором.Я в юности с упоением читала Бунина, но самой мне не хотелось быть героиней ни одного его рассказа. И любви такой не хотелось. А язык - музыка... Как же без Бунина...
ТАТИАНА1716 марта 2016, 23:54
Это прекрасно,что у нас есть СЛУЖИТЕЛИ СЛОВА,которые умеют АРГУМЕНТИРОВАНО указать на ошибки в подборе литературных произведений для детей и подростков.Нелегкую работу православного духовенства на этой ниве поддерживаю.Бог в помощь!
Максим Сафронов16 марта 2016, 23:18
Очень трезвая и правильная мысль! Хотя бы потому, что перечитав некоторые произведения Бунина и Чехова в 35 лет я осознал, что в школьные годы я в них ничего не понял.
Сергий Сергий16 марта 2016, 23:17
Наезд на батюшку Артемия и нашу Церковь, говорит о том , что депортамент образования превращается постепенно в депортамент безобразия.
р.б. Алексей16 марта 2016, 23:07
Конечно, нужно давать оценку героям и "героям" разных художественных произведений. Думается нет никакого смысла запрещать отрицательных персонажей, важно сказать потенциальному читателю - осторожно! этот персонаж, как бы симпатичен он бы ни был, делает ошибку!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×