Воля

www.thegazette-forum.com
www.thegazette-forum.com
Древнегреческий философ Платон однажды задался вопросом: что есть человек? И предложил следующее определение: «человек – это двуногое бесперое». Тогда киник Диоген поймал где-то петуха, ощипал его и бросил Платону на стол: «Вот твой человек». После этого скандала к исходному определению были добавлены слова «... и с широкими ногтями».

Можно сколько угодно смеяться над античным анекдотом, но как все-таки ответить на вопрос, поставленный Фридрихом Ницше: что дает право такому слабому животному, как человек, предстать миру в качестве венца творения?

Нетрудно заметить, что собака, к примеру, принципиально не может поститься. Если она здорова и голодна, если нет преград между нею и пищей, собака непременно станет есть. В структуре ее бытия отсутствует зазор между тем, что хочется сделать, и тем, что она в конечном итоге сделает. Иначе говоря, у животного нет воли. Это биологический «робот», поведение которого целиком исчерпывается объективными условиями.

Человек, напротив, способен быть первопричиной своих действий. Он может отрицать самого себя, делая то, чего не хочется, и не делая того, что хочется. Именно эта врожденная способность ставит вопрос о моральной и юридической ответственности человека за свои поступки.

Воля представляет собой, по сути, способность совершить чудо. У Распэ есть рассказ о том, как барон Мюнхгаузен попадает в болото. Вокруг нет ни души и находчивый герой, привыкший решать свои проблемы самостоятельно, выбирается из зыбкой грязи, вытягивая себя за косичку собственного парика. С точки зрения физики, это невозможно. Но как раз нечто подобное и совершает каждый из нас практически ежедневно, преодолевая сладкую утреннюю дремоту и вытягивая себя из уютной и теплой постели, дабы приступить к неприятному, но необходимому делу. То же делает заядлый курильщик, отказываясь от любимой и очень сильной привычки.

Без этой, поистине, царской возможности суверенно полагать начало своим действиям человек не мог бы творчески выстраивать собственную личность. Заметим, что человек задуман по образу и подобию Бога, но сотворен только по образу. То есть Бог доверяет своему творению самостоятельно завершить начатое дело. И тот, кто следует этому пути, становится действительно совершенным.

Нетрудно увидеть, что, не обладай человек волей, он не смог бы явить миру любовь. Собака, вопреки распространенному убеждению, не любит своего хозяина – скорее, она всего лишь отвечает расположением на доброту и привязанностью – на ласку. Но любовь – это нечто большее, чем механический рефлекс. Зачастую это расположение не «благодаря», а именно «вопреки». И потому любить, то есть желать добра тем, кто тебя распинает и убивает, способны только двое – Бог и человек. Именно воля позволяет христианину оставаться в Церкви, несмотря на личные искушения, а также случающиеся здесь скандалы и злоупотребления.

Так называемый вопрос «о свободе воли» однажды расколол христианский мир. Как уяснить свободу воли человека в свете догмата о божественном всемогуществе? Апостол Петр попытался с оружием в руках защитить Христа от стражи первосвященника в Гефсиманском саду, но был остановлен словами Самого Спасителя: «Возврати меч твой в его место, ибо... как же сбудутся Писания, что так должно быть?» Но разве нельзя применить те же слова к действиям другого апостола – Иуды? Ведь и его предательство было исполнением Писаний. Иначе говоря, если все происходит по воле Бога, то в чем можно винить человека? Или какие дела можно поставить ему в заслугу?

Реформаторы, следуя за Лютером и Кальвином, пришли к выводу, что свободы воли нет. Все изначально предопределено Богом и каждый человек предназначен к спасению или погибели. Это его судьба, которую он не в силах изменить. Иуда – неудачник, проклятый от сотворения мира. Немногочисленная группа писателей, вроде Нильса Рунеберга, наоборот, почитала Иуду как верховного апостола, который поступился собственным именем, славой апостола и даже спасением души ради исполнения пророчеств, то есть явил высшее послушание Богу, действительно «отвергнулся себя ради Христа и Евангелия».

Однако Эразм Роттердамский убедительно опроверг и тех, и других. Он указал на то, что в пророчествах нет никаких конкретных имен. И даже повеление Спасителя Иуде во время Тайной Вечери лишено конкретики. Он не сказал: «Иди и предай Меня». Его слова были: «Что делаешь, делай скорее». То есть Божие предопределение – это не пьеса с заранее подобранными и утвержденными на роли актерами. Это формула, состоящая почти из одних переменных значений. А потому Иуде вовсе не обязательно было подставлять себя в эту формулу как значение переменной «предатель».

В Нагорной проповеди есть слова Христа: «Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с ней в сердце своем». Именно здесь, «в сердце своем» или, по выражению Иммануила Канта, «в интеллигибельном мире», реализуется свобода воли человека. «Посмотреть на женщину с вожделением» или «прогневаться на брата своего напрасно» – значит, полностью пройти свою часть пути навстречу греху. Дальнейшее зависит от Бога: исполнится или нет этот грех в реальной истории. Очевидно, Иуда совершил свое предательство задолго до поцелуя в Гефсиманском саду. Именно потому он, а не апостол Петр, и был избран для последующей ужасной роли.

Проще говоря, если некто задумал черное дело, он едва ли пойдет подыскивать исполнителей среди учеников воскресной школы. Будущими преступниками станут те, кто уже совершал нечто подобное или озлобился до такого состояния, что сделался морально готов к действительному преступлению. Так что вполне оправдано стремление подвижников к чистоте желаний и помыслов. Преступления, свободно совершаемые «в сердце своем», подводят нас к той критической черте, за которой могут последовать роковые слова Бога: «Что делаешь, делай скорее». И тогда тайное просто становится явным.

Сергей Мазаев

23 февраля 2012 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Татьяна 6 марта 2013, 17:03
Четко разделились на любителей собак и прочих. Ну, хорошо, собака может не есть. Но вот есть такая шутка: это не удивительно, если собака укусила человека, а вот когда человек кусает собаку...Был такой страшный фильм с Олегом Борисовым -"Слуга". Там Борисов рычал и скалился на волка так ужасно, что волк не выдержал и бежал, поджав хвост. Реклама этого фильма в Германии висела где-то в людном месте (этот кадр) и я думаю, была нашим ответом чемберлену. Дескать, сунетесь еще раз - загрызем. Но в жизни, Слава Богу, такое редкость. Но иногда - мороз по коже от некоторых образов. Поэтому воля к добру - главное и очень непростое, иногда трудно исполнимое. А ко злу - дело привычное, если судить по последним событиям... И все-таки к добру стремиться правильнее. Для самого человека. А про Освенцим вопрос провокационный и такой знакомый, а куда Бог смотрел...Он не смотрел, Он за всех и за них распялся на кресте. Чтобы мы другими стали. А мы стали?
Евгений30 июня 2012, 01:06
Кто ни будь из нас, сотворенных людей сможет ответить на вопрос: Когда началось прошлое и когда закончится будущее или дерзнуть понять что такое "Нет времени" (не в смысле опаздывать), а в части "Один день как тысяча лет и тысяча лет как один день"?

Или вопрос: А что такое бесконечность, и когда она заканчивается, то что дальше?

А еще: Что такое духовный мир, где он находится и каковы его пределы?

Можно еще сколько хочешь придумывать тому подобные вопросы, но истина все равно останется на стороне Церкви, потому что на все выше перечисленные и тому подобные вопросы, ответить будет намного проще, чем на вопрос: Как Бог в точности зная все события, помыслы, мысли и дела людские, оставляет нам полную свободу выбора и способности предопределять наше будущее? Мы и через секунду не знаем что сделаем, Бог знает, так не ответ ли это на вопрос, что мы с помощью Бога истинно можем изменить свою судьбу.
Алексей 6 марта 2012, 12:32
Когда мне было примерно три года, отец ремонтировал розетку и снял с нее крышку. Недолго думая, я сунул туда два пальца и получил удар током. Свободны ли мы в своей воле попытаться сунуть свои пальцы туда, куда не положено? Да. Обладает ли Господь волей дать нам это сделать и получить урок на всю жизнь или, наоборот, поставить заслон нашим действиям и спасти нас от гибели? Да. От чего зависит Его решение поступить так или иначе? Пути Господни неисповедимы. Человек, оглядываясь на свое прошлое, видит и знает результаты проявления своей свободной воли, но о будущем он может делать лишь предположительные частные рассуждения. Господь же видит будущее во всей его полноте, так же ясно, отчетливо и достоверно, как человек свое прошлое, Он прозревает абсолютно все последствия свободного человеческого выбора и на этом основании творит волю Свою. Наверно, всем этим и объясняется парадокс взаимного сосуществования свободной человеческой воли, Божьего всемогущества и предопределенности событий, заранее известных Господу. А главный итог нашего выбора - это или вечный бунт собственной ничтожности перед Его всемогуществом, или жизнь по заповедям и в полном согласии с волей Господа, какой бы она ни была, хотя подчас это не просто тяжело, а невыносимо. Доверимся Ему, и Господь укрепит нас, немощных. Да будет воля твоя, Господи!
Наталия 4 марта 2012, 13:40
Простите автору слишком резкое слово "робот" по отношению к животным,собакам.Мне показалось интересной мысль:"Божие предопределение-это не пьеса с заранее подобранными и утверждёнными на роли актерами.Это формула,состоящая почти из одних переменных". Вот эта переменность и зависит от моей воли.Ещё одна мысль,дающая возможность творчески выстраивать свою личность,"Царская возмость суверенно полагать начало своим действиям":
"Посмотреть на женщину с вожделением" или "прогневаться на брата своего напрасно" значит,полностью пройти свою часть пути навстречу греху.Дальнейшее зависит от Бога:исполнится или нет этот грех в реальной истории".Слава Богу, если не исполнится.Значит Бог любит меня и учит,даётвозможность исправится,осознать свой грех (неправильное,неправедное поведение). Даёт возможность увидеть мне самой,как мало я люблю "ближнего своего",а значит и себя саму.
И ещё одна мысль,дающая надежду:"Воля представляет собой,по сути,способность совершить чудо." Чудо любви.Сумею ли я совершить это чудо? Заметили как часто повторяется слово "давать"?Только "брать" надо научиться и удержать,и благодарить.
Анна26 февраля 2012, 20:24
Нетрудно заметить, что собака, к примеру, принципиально не может поститься. Если она здорова и голодна, если нет преград между нею и пищей, собака непременно станет есть.
Мои собачки не ели без хозяина. Вот стоит еда, вот лежит собачка. Нет хозяина - и не ест.
Лера25 февраля 2012, 20:41
Андрей, а как Вы понимаете слова Христа о том, что даже волос с головы человека не упадет без воли Бога? В Освенциме не только волосы падали.
Ольга25 февраля 2012, 17:58
без параллели про собак не был бы так передан замысел автора, но про рефлексы это не совсем правда...И даже не правда вовсе. Собака в природе не ужирается до того чтобы пузо висело, хотя могла бы сьесть еще. А одомашненные искусственно выведенные некоторые породы могут быть закормленны. Как хрюшки уже, а не собаки.
Животные в природе гармоничны, лишнего там нету, они любят своих детенышей и не обращая внимания на голод кормят своих малышей. А тигр убивает не для удовольствия, а из-за голода.
я вот другомы поражаюсь - бродяги, которые стали уже ненавидимы в человеческом обществе - сами без кола и двора, а вокруг них собаки - вместе едят, сам укусил -собаке дал. Чем не пример любви?
Сергей, посмотрите кино "Хатико- верный друг (Hachiko: A Dog's Story)" - он ведь по настоящей истории снятый. Или очень рекомендую цикл рассказов Эрнеста Сетона-Томпсона. среди них там был рассказ про человека, который оставил мешок с мясом и все переживал, что собака это все сьест пока его нет, пришел отлупил ее- а она не тронула. Мало того что не тронула, так еще всю неделю от волков отбивалась...

Андрей25 февраля 2012, 16:05
"«Посмотреть на женщину с вожделением» или «прогневаться на брата своего напрасно» – значит, полностью пройти свою часть пути навстречу греху. Дальнейшее зависит от Бога: исполнится или нет этот грех в реальной истории. Очевидно, Иуда совершил свое предательство задолго до поцелуя в Гефсиманском саду. Именно потому он, а не апостол Петр, и был избран для последующей ужасной роли. "-эти слова в статье совсем неправильные, потому что часть вины за грех переносят на Бога.
Лере:
Женщина отшила, тогда включается опять воля человека, что ему делать: взять силой или уйти, по мысли в статье - взять силой и свалить часть вины на Бога.
"Признаться, я поняла мысль автора немного иначе. Все, что совершается в мире, происходит, как минимум, с санкции Бога." - т.е. за Освенцем, убийства и все человеческие безобразия Бог несет свою часть вины? Нет, Бог дал тебе волю - вот и будь добр отвечать за свои поступки до конца, следи за мыслями и действиями. Принятие помысла не предопределяет свершение греха действием, но ослабляет волю человека сопротивляться греху. Бог дает тебе возможности, но как ты ими воспользуешься будет зависеть от тебя, от твое выбора. Если ты постоянно идешь ко греху, то выберешь смерть, если нет, то твоя сила воли и свобода больше.
о. Павел 25 февраля 2012, 01:16
Статья великолепная. А те, кто слишком много любят псов, врядь ли любят людей, это жизнью доказано.
Турнхаут24 февраля 2012, 21:39
Г.Мазаев очень мало осведомлен о животных, поэтому приводит неудачные, чисто схематические примеры. Но так он поступает не только с животными, но даже и с Писанием.
Татьяна К.24 февраля 2012, 14:46
Книга Бытия. Первая глава. В 26 стихе излагается замысел о человеке. В 27 стихе про подобие, действительно, нет ни слова.

26 И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.
27 И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.

В принципе, это понятно и из нашей жизни. Когда у мужчины рождается сын, то он сразу несет в себе образ отца - руки, ноги, голова и прочее. А вот станет ли этот младенец ПОДОБИЕМ отца - честным, трудолюбивым, храбрым и т д. - это еще вопрос.
Александр Васильев24 февраля 2012, 13:30
Автор пишет: "Человек задуман по образу и подобию Бога, но сотворен только по образу". Так что, Быт.1:27 говорит неправду?! Ну, как можно столь свободно распоряжаться собственными вольными представлениями о том, что нам однозначно сказано в Священном Писании?
Сергий24 февраля 2012, 12:19
Статья хороша, однако не раскрыта полностью - зато концовка отлична и глубока. Действительно, когда ты в сердце своём одобряешь помысел греховный и признаёшь его своим и осознанно направляешь свою волю на его исполнение - это твой выбор и твоё волеизъявление. Лучше пояснить подробнее о воле своей и воле Божией. Расскажу случай из жизни: один грешник увлёкся идеей сверхспособностей (впал в гордыню),
около 40 дней выполнял нехитрые упражнения, после чего садил голубей на землю, управлял аквариумными рыбками, смог заставить человека почесаться и пр. Он описывал то состояние так - Я МОГУ. Затем у него одолжили денег и не
вернули вовремя, вот тут-то и взыграло ретивое у "повелителя мух". Он решил своей наработанной волей заставить вернуть должника занятое дистанционно,
"своей" силой воли. Тужился неделю, а потом бросил. Через месяц "своеволец" встретил должника, он ему долг отдал и рассказал такое: мне доверили сумму денег, которую
я проиграл, от безысходности пробовал занимать, но не хватало, пришлось затаиться у знакомой. Отчаяние накатывало волнами - хотел повеситься. И вот тут-то "горе-своеволец" осознал, что чуть было не помог бесам совершить человеку
самоубийство, да видать Господь уберёг и напоследок вразумил, т.е. дал понять куда направлена воля страстного грешника и почему лучше быть рабом Божиим - исполнителем
воли Бога.
Лера24 февраля 2012, 11:57
Андрею. Вы пишите: "Автор себе противоречит, в начале статьи он приводит пример курильщика, бросившего курить, а в конце утверждает, что если человек полностью принял помысел, то совершит грех и только от Бога зависит, остановится он или нет".
Признаться, я поняла мысль автора немного иначе. Все, что совершается в мире, происходит, как минимум, с санкции Бога. Помимо Него не может произойти ничего (даже волос с головы человека упасть). Но Бог смотрит на человеческую волю: каким-то нашим желаниям дает сбыться, а каким-то нет. Поэтому нет разницы - совершил человек преступление или всего лишь задумал его. Может, он его не совершил просто потому, что не получилось? Бог не дал благоприятных условий? "Прелюбодействующий в сердце своем" - чем он отличается от реального прелюбодея? Только тем, что женщина, на которую он "смотрел с вожделением", его отшила. :)
Лера24 февраля 2012, 11:50
Собака сидит на могиле хозяина, который ее холил и лелеял. А если бы он ее поленом по хребту каждый день колотил - сидела бы она на его могиле? Ясно же сказано: "любовь – это... расположение не «благодаря», а именно «вопреки». И потому любить, то есть желать добра тем, кто тебя распинает и убивает, способны только двое – Бог и человек".
Если животное обладает волей, то почему собаку, убившую ребенка, не судят, а сразу пристреливают? Если она способна чувствовать вину? Потому что она не может не делать того, к чему ее подталкивает рефлекс. Человек же, какие бы страсти его ни раздирали, может не совершать преступлений. Это в его власти. Поэтому говорят о его вине. О тигре, который убил косулю, говорят: это у него такая природа.
Андрей24 февраля 2012, 08:36
Автор себе противоречит, в начале статьи он приводит пример курильщика, бросившего курить, а в конце утверждает, что если человек полностью принял помысел, то совершит грех и только от Бога зависит, остановится он или нет. Воля человека действует всегда, вопрос только в её силе, чтобы тебе помог Бог - ты должен к нему обратиться, т.е. включить свою волю. Если рассмотреть поступок Иуды, то он мог бы остаться апостолом, если бы раскаялся в предательстве и попросил прощения, обратившись к Богу, но его покаяние было от гордости, он удавился. Так что воля человека действует всегда, на любой стадии греха, просто в самом начале, когда только зарождается мысль, человек намного сильней греха.
Роман24 февраля 2012, 03:14
Дорогой автор! Проведи один на один с собакой месяц (например, в лесу или в заброшенной деревне), и ты узнаешь, что у собаки есть далеко не только рефлексы; у неё развиты чувста, собака может чувствовать вину, и, уж конечно, собака может не есть, если она голодна и пища физически доступна. Собака - вовсе не автомат, а живое существо с живой душой.

Премудрый Соломон говорит "Сказал я в сердце своем о сынах человеческих, чтобы испытал их Бог, и чтобы они видели, что они сами по себе животные; потому что участь сынов человеческих и участь животных — участь одна: как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание (т.е. дух) у всех.." (Екклесиаст 3:18)

Животные - не автоматы, не бездушны, не бесчувственны. Позиция, что якобы животные - это роботы на рефлексах, психологически удобна для исользования животных в своих целях, что все мы делаем.

"..да празднует убо вся тварь востание Христово" (Пасхальный канон, песнь 3)

На любовь человека отвечает вся живая природа, вся тварь, ибо именно к любви был призван человек изначально. Смотрите на примеры святых...
Татьяна23 февраля 2012, 19:53
Вроде бы обычное философское размышление о свободе воли, о предопределенности и промысле Божием, но рефреном проходит мысль, что выбор человека, а значит, и демонстрация его свободы перед самим собой начинается с помысла, и если у нас нет желания бороться с помыслами (мол, я же ничего не делаю, я только представляю, мол, сказать "убью" и "убить"- две большие разницы), то мы начинаем срастаться с грехом, начинаем вынашивать в себе сластолюбца, чревоугодника, наркомана, вора, убийцу, которые рано или поздно родятся. Мы в конце 80-х восприняли свободу, как возможность творить все, что хочется, распустили себя, свели свои желания к чисто материальным, почти инстинктивным потребностям, такого же рода свободу в нас культивируют большинство общественных организаций, пресса, радио, телевидение, призывая к демократическим западным ценностям. Нужно ли нам это? Есть повод задуматься об этом в дни приближающегося Великого поста.
Александр23 февраля 2012, 18:05
Ну на счет собак, а когда пес годами сидит на могиле хозяина это что? Наверное ждет колбасу? Любовь в двух словах не объяснишь,наверное у животных тоже есть зачатки любви потому, что на силе любви держится весь мир эманации создателя.Любовью пронизано все если нет любви Создателя то творения рассыпались в момент.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×