Папский Совет выступил с разъяснениями относительно опущения папского титула «Патриарх Запада»

Рим, 23 марта 2006 г.

22 марта 2006 года Папский Совет по содействию христианскому единству выступил с разъяснениями относительно опущения папского титула «Патриарх Запада» в официальном справочнике Католической Церкви «Annuario Pontificio» за 2006 год, сообщает пресс-служба Представительства Русской Православной Церкви при европейских международных организациях.

Ранее этот жест Ватикана был воспринят некоторыми комментаторами как направленный на улучшение отношений между Ватиканом и Православной Церковью. Бывший префект Конгрегации восточных Церквей кардинал Акиле Сильвестрини предположил, что поступок папы «мотивировался стремлением к экуменическому прогрессу».

Однако, как заявил 3 марта епископ Венский и Австрийский Иларион, представитель Русской Православной Церкви при европейских международных организациях, «остается загадкой, каким образом опущение титула "Патриарх Запада" может улучшить отношения Римского престола с Православными Церквами. Скорее, наоборот, данное опущение может восприниматься как подчеркивающее претензию на вселенскую церковную юрисдикцию, отраженную в других титулах Папы Римского».

С православной точки зрения, отметил епископ, «наиболее неприемлемыми и даже скандальными являются именно те титулы, которые подчеркивают претензию Папы на вселенскую юрисдикцию: викарий Иисуса Христа, Преемник князя апостолов, Верховный понтифик Вселенской Церкви». Именно от титула «верховного понтифика Вселенской Церкви» Папе следовало бы отказаться в первую очередь, если бы изменение титулатуры было действительно мотивировано стремлением к «экуменическому прогрессу» и улучшению отношений с Православными Церквами, сказал представитель Русской Церкви. Епископ Иларион выразил надежду на то, что Папский Совет по содействию христианскому единству даст официальное разъяснение по данному вопросу.

Спустя неполных три недели Папский Совет по содействию христианскому единству разъяснил в официальном коммюнике, что «титул "Патриарх Востока", никогда не являвшийся вполне ясным, в течение истории устарел и практически вышел из употребления. Поэтому нет смысла настаивать на том, чтобы он оставался».

С исторической точки зрения, отмечает коммюнике, «древние Восточные Патриархаты, определенные Константинопольским (381) и Халкидонским (451) соборами, покрывали четко очерченную территорию. В то же время, границы территории епископа Римского оставалась в некотором смысле неясными. На Востоке во времена императора Юстиниана (527-565), наряду с четырьмя Восточными Патриархатами (Константинопольским, Александрийским, Антиохийским и Иерусалимским), в церковно-имперскую систему был включен и папа как Патриарх Востока. Однако Рим предпочитал идею трех епископских престолов, основанных Петром: Римского, Александрийского и Антиохийского. Без использования титула "Патриарх Запада" Четвертый Константинопольский (869-870), Четвертый Латеранский (1215) и Ферраро-Флорентийский (1439) соборы упоминали папу как первого из тогдашних пяти патриархов».

Титул «Патриарх Запада», говорится далее в коммюнике Папского Совета по содействию христианскому единству, был принят в 642 году папой Феодором. После этого он появлялся лишь иногда и не имел ясного значения. Его употребление возросло в XVI–XVII веках в контексте общего увеличения количества папских титулов, и впервые он появился в «Annuario Pontificio» в 1863 году.

В настоящее время термин «Запад» указывает на культурный контекст, ограниченный не только Западной Европой, но включающий Северную Америку, Австралию и Новую Зеландию, тем самым отмежевываясь от других культурных контекстов, говорится в коммюнике. «Если бы мы хотели придать этому термину значение, соотносящееся с языком церковного права, его можно было бы понять только в отношении Латинской Церкви». В таком случае титул «Патриарх Запада» описывал бы «особые взаимоотношения» между епископом Рима и Латинской Церковью и «его особую юрисдикцию над ней». Однако после Второго Ватиканского собора Католическая Церковь нашла каноническую структуру, более подходящую сегодняшним нуждам Латинской Церкви. Таковой структурой, согласно коммюнике, являются епископские конференции и их международные встречи.

В заключение коммюнике Папского Совета по содействию христианскому единству говорится: «Опущение титула "Патриарх Запада" явно никоим образом не отменяет признания древних патриархальных Церквей, столь торжественно декларированного Вторым Ватиканским собором». Опущение этого титула продиктовано стремлением «выразить историческую и богословскую реальность» и в то же время «может оказаться полезным для экуменического диалога».

К сожалению, Папский Совет по содействию христианскому единству не разъяснил, какую пользу опущение титула «Патриарх Запада» может принести экуменическому диалогу. Коммюнике также не дает никаких комментариев относительно других титулов папы, сохраненных в официальном списке, но неприемлемых с точки зрения православной экклезиологии. В этом смысле данное коммюнике нельзя назвать адекватным ответом на озабоченность, выражаемую представителями Православной Церкви в связи с претензией Папы Римского на вселенскую церковную юрисдикцию.

23 марта 2006 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×