Интервью епископа Бронницкого Амвросия по проблемам изучения "Основ православной культуры"

Епископ Бронницкий Амвросий, викарий Московской епархии
Епископ Бронницкий Амвросий, викарий Московской епархии
Во время XV Рождественских образовательных чтений вопрос изучения "Основ православной культуры" в средней школе обсуждался неоднократно. Сторонники и противники дисциплины приводили разные аргументы, много спорили. Тем не менее подавляющее большинство участников конференции высказалось за введение в школьную программу нового предмета. Свою позицию по этому вопросу в интервью порталу "Интерфакс-Религия" изложил викарий Московской епархии, ответственный за работу с молодежью, епископ Бронницкий Амвросий.

- Как, на Ваш взгляд, следует решать вопрос изучения "Основ православной культуры" в общеобразовательных школах?

- Я считаю, что пора закончить надуманные споры вокруг этого вопроса и дать детям и молодежи полноценную возможность изучать культуру своего Отечества. Без всякого сомнения, это православная культура. У каждого государства есть своя визитная карточка. Россия немыслима без соборов Московского Кремля, без храма Христа Спасителя, без собора Василия Блаженного, без шедевров Оружейной палаты, без Троице-Сергиевой лавры. Можно долго перечислять святыни, которые наглядно иллюстрируют историю нашего государства. Иностранные гости, приезжая в Россию, стремятся в первую очередь увидеть их, потому что именно эта культура представляет Россию. К сожалению, молодые люди сегодня очень плохо знают историю своей страны. Ее и невозможно хорошо знать, если не понимать психологию, внутреннюю жизнь создателей этой тварной красоты, если не вникать в то, что двигало Пушкиным, Достоевским, Рахманиновым, Бортнянским. Этой движущей творческой силой было именно православие. Во время XV Рождественских образовательных чтений мы слышали данные статистики по Калужской области. Около 90% детей, родившихся в прошлом году, были крещены в православной церкви. Почему же православные дети лишены полноценной возможности изучать православную культуру своей страны и в то же самое время им хотят навязать изучение истории чуждой для них религии?

Митрополит Чешских земель и Словакии Христофор рассказал о том, что в Чехии и Словакии около 80% школьников изучают основы своей религии - католической и православной - в числе обязательных предметов. Причем обучение осуществляется за счет государства. Мы не ставим вопрос о преподавании религии, речь идет о культурологическом предмете, изучение которого в школах до сих пор законодательно не решено. Убежден, что государство не может считаться в полной мере демократическим до тех пор, пока большинство не имеет возможности реализовать свое право изучать основы культуры, не только сформировавшей наше государство, но и оказавшей свое благоприятное влияние на жизнь других народов. Скажите, разве знает сегодняшний россиянин о том, что православие в Японии появилось благодаря подвигу нашего соотечественника святителя Николая (Касаткина), которого глубоко чтут японцы, а Америка была просвещена светом Христовой истины трудами преподобного Германа Аляскинского? Обучать молодых людей, делая из них иванов, не помнящих своего родства, это преступление и перед прошлым, и перед будущим нашей великой России.

- В наших школах учатся дети не только из православных семей. Как быть с представителями других религий?

- Человек, живущий в определенной культурной среде, если он хочет быть действительно образованным и культурным, с удовольствием будет изучать мировоззренческие основы данной среды. Наши православные священники, несущие служение за рубежом, в первую очередь стремятся изучить историю страны и понять менталитет общества, где православные находятся в меньшинстве. Это характеризует человека как умного и культурного. Ничего плохого не вижу в том, что мусульманин, иудей или буддист будут знать об Андрее Рублеве, о Сергии Радонежском и Александре Невском. Ведь и наши священники, окормляющие россиян в странах, где, например, ислам является религией большинства, прекрасно знают Коран, хорошо разбираются в различных исламских направлениях.

Во время Рождественских чтений мы обсуждали опыт Санкт-Петербургского ракетно-артиллерийского кадетского корпуса, где создана специальная программа по обучению будущих воинов основам православной культуры. Преподаватель Виктория Гусакова на одной из конференций рассказала о том, что среди ее учащихся есть несколько кадетов-мусульман, выходцев из Дагестана, которые сами считают необходимым для себя знать биографии русских святых-воинов. И это нисколько не мешает им оставаться мусульманами и посещать мечеть. Кстати, в этом учебном заведении создан, на мой взгляд, очень удачный учебник "Благословенное воинство. Подвиг за Веру и Отечество".

Изучение "Основ православной культуры" способствует правильному формированию духовно-нравственных ориентиров не только в отдельно взятом учреждении. В этом катастрофически нуждается общество. К сожалению, огромные наработки профессионалов - реальных, практикующих педагогов, а не сухих кабинетных теоретиков, до сих пор несправедливо игнорируются. Вот это - главная проблема. Видимо, чиновники пока не понимают, что ОПК поможет оздоровить общество и сделать его более стабильным.

Поэтому я категорически не согласен с недавним высказыванием одного из муфтиев, который назвал ОПК бомбой замедленного действия. Такого рода заявление непатриотично и провокационно. Но оно и не отражает мнение всех мусульман России.

- Вы говорите только об изучении ОПК. Может, современному школьнику полезнее изучать историю мировых религий, как это предлагается в Москве?

- Изучение истории мировых религий в рамках школьной программы не принесет добрых плодов. Зачем школьникам из православных семей, а таких подавляющее большинство, развернутая информация о других вероучениях? Они даже не в состоянии все это запомнить при перегруженной информацией программе. Пусть сначала разберутся с тем, что происходило в нашей стране, в той же Москве, изучат духовное наследие своих предков. А если кому-то это покажется недостаточным, либо неинтересным, подробные знания о других религиях можно будет получить уже в вузе либо в специализированном учебном заведении.

К тому же следует обратить внимание и на то, что ОПК - предмет прежде всего культурологический. Если человек хочет быть культурным, ему необходимо его изучить, а если он все-таки решил остаться бескультурным, то это тоже свободный выбор, но его не следует навязывать большинству православных жителей нашей страны.

13 февраля 2007 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×