Объявление территории монастырского комплекса Давида Гареджи свободной туристической зоной не допустимо, считают в Грузинской Патриархии

Тбилиси, 23 марта 2007 г.

Патриархия Грузии считает недопустимым объявление территории монастырского комплекса Давида Гареджи свободной туристической зоной. Об этом представитель Патриархии отец Давид (Шарашенидзе) заявил на пресс-конференции 23 марта, комментируя инициативу министерства культуры Грузии, сообщает сайт Новости-Грузия.

«Монастырский комплекс Давид Гареджи возможно будет объявлен свободной туристической зоной. Мы считает такую позицию, такой подход

совершенно недопустимым, так как Давид Гареджи является колыбелью монастырской жизни, у которой есть свой внутренний порядок и, естественно, объявление его свободной туристической зоной, этот порядок нарушит», - заявил отец Давид.

Комплекс пещерных монастырей Давид Гареджи
Комплекс пещерных монастырей Давид Гареджи
Руководитель пограничной полиции Грузии Бадри Бицадзе 21 марта заявил журналистам, что переговоры и консультации между Грузией и Азербайджаном по поводу монастырского комплекса Давид Гареджи, расположенного на бывшей административной границе между двумя странами, завершатся в ближайшее время.

«До этого, грузинские и азербайджанские пограничники договорились, что на границе не будет допущено никаких эксцессов», - заявил Бицадзе. По его словам, «продолжается контроль старой административной границы, и в последнее время эксцессов не было».

Бицадзе заявил, что есть несколько вариантов переговоров, но отказался уточнять о каких именно вариантах идет речь, до их завершения. «Грузинская сторона не собирается уступить ни один сантиметр комплекса, и никто не принудит ее к этому», - подчеркнул Бицадзе.

Комплекс пещерных монастырей Давид Гареджи расположен в 60 км к юго-востоку от Тбилиси. Комплекс охватывает территории трех районов Грузии: Гардабанского, Сагареджийского и Сигнахского. К комплексу относят порядка 20 высеченных в скалах монастырей.

Главным монастырем считается лавра св. Давида, которая находится на северном склоне горы, разделяющей Грузию и Азербайджан. Ряд построек монастыря находится на азербайджанской территории: граница проходит по вершине горы, получившей название Удабно, в честь одного из монастырей. Также на азербайджанской территории находится монастырь Чичхиктури и церковь Воскресения, помимо них на южном склоне горы расположены более 100 пещер, которые использовались монахами в качестве келий.

По преданию, древнейший монастырь комплекса - Лавра Давида - был основан в начале VI века сирийским монахом Давидом поселившимся в естественной пещере Гареджа. Его ученики Додо и Лукиан (VI в.) после смерти учителя основали еще два монастыря - монастырь Додо (Додос Рка) и Натлис-Мцемели (Иоанна Крестителя).

В IX в. видным деятелем своего времени Илларионом Картвели были сооружены Преображенская церковь и трапезная, которые были впоследствии благоустроенны сыном Давида Строителя Дмитрием. Архитектурная форма церкви, сооруженной И. Картвели, названной Преображенской, стала канонической для строительства комплекса в последующие времена.

Наибольшего расцвета Давид Гареджа достигает в XI-XIII веках. В это время появляются новые монастыри - Удабно, Бертубани и Чичхитури. Расширилась и благоустроилась Лавра Давида, воздвигнутая на склонах небольшого ущелья.

В XII веке, когда во главе монастырей становится Онуфрий Гареджели, Давид Гареджа превращается в культурно-просветительный центр всей Восточной Грузии.

Монастырь пережил ряд вражеских нашествий. В XI в. на монастырь напали турки-сельджуки, в XIII в. он был разграблен монголами, в конце XIV - начале XV вв. - разорен Тамерланом, в 1615 г. - вновь разорен персидским Шахом Аббасом I.

Монастырский комплекс Давид Гареджа по своим, грандиозным, масштабам и по историческому и художественному значению занимает особое место среди памятников материальной культуры Грузии феодальной эпохи. Как выдающийся образец, строительного искусства, отличающийся также высоким художественным уровнем росписей, он и сейчас приводит в восхищение посетителей.

Во многих церквах и трапезных монастырей сохранились фрески VIII-XIV вв. с портретами исторических лиц, в том числе портрет царицы Тамары. Священной реликвией считается единственный в этой местности источник "слезы Давида'', у которого утоляли жажду первые монахи-пустынники.

24 марта 2007 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×