Митрополит Кирилл сделал доклад, посвященный 50-летию образования Китайской Автономной Православной Церкви

 23 ноября 2007 года в Паломническом центре Московского Патриархата прошли торжества, посвященные 50-летию образования Китайской Автономной Православной Церкви, сообщает Патриархия.Ru. С основным докладом на форуме выступил председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл:

Сегодняшняя наша встреча посвящена «золотому» юбилею Китайской Автономной Православной Церкви. Напомню в нескольких чертах историю появления этой многострадальной Церкви.

Россию и Китай связывают долгие отношения, у истоков становления которых находилась и Русская Православная Церковь. Наши связи имеют добрую историческую основу.

Православие было принесено в Китай в XVII столетии, когда в 1675 году вместе с пленными казаками из Албазинского острога в Пекин прибыл русский священник Максим Леонтьев. Первоначально оно сохранялось как религия пленной русской общины в Пекине. С 1713 года в Китае действовала официальная Российская духовная миссия, которая продолжительное время исполняла функции и дипломатического представительства России. После установления дипломатических отношений и появления в Пекине посольства России, при котором также была устроена церковь (снесена китайскими властями в 1991 году), Российская духовная миссия сосредоточила усилия на пастырских трудах, изучении культуры и духовности Китая, углублению культурных и духовных связей между нашими странами. Именно здесь зарождалась российская синология, которая по праву считается одной из сильнейших в мире. Трудами русских миссионеров Православие вошло в китайскую среду. Традиционно лояльное отношение православных верующих к китайским властям и обычаям обусловило продолжительное мирное существование верующих в китайской среде.

К XX столетию, благодаря трудам Российской духовной миссии, в Китае сложилась многочисленная китайская паства со своим национальным клиром и епископатом. В силу политических причин Российская духовная миссия в Китае была упразднена в 1954 году. В ее ведении в то время находилось более 100 храмов и молитвенных домов. После упразднения миссии все имущество было передано Китайской Народной Республике и посольству СССР. Большая часть территории миссии (т.н. Бейгуань — Северное подворье), на которой находилось три храма, женский монастырь, большая часть строений, а также исторический участок земли, впервые отведенный в Пекине для нужд православной миссии в 1685 году, была передана посольству СССР. Главный храм миссии в честь Всех святых мучеников, возле которого были погребены начальники миссии и в котором находились мощи святых китайских мучеников и тела членов императорской семьи, расстрелянных в Алапаевске, был взорван. Поруганию были подвергнуты и прочие храмы. Храмы вне территории посольства России разрушались по мере ветшания и сносились.

24 апреля 1956 года начальник Отдела культов при Госсовете КНР Хэ Ченсян дал свое согласие на назначение архимандрита Василия (Шуана) епископом Пекинским, который должен был также временно исполнять обязанности главы Китайской Православной Церкви. В Отделе культов было высказано мнение о желательности сохранения православного центра КНР в Пекине. Было обещано построить новый храм и жилые помещения для священнослужителей и православных. Отдел культов при Госсовете КНР был извещен о мнении Московской Патриархии по организации управления Православной Церкви в КНР. 23 ноября 1956 года Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение о даровании автономии Китайской Православной Церкви и хиротонии во епископа Пекинского архимандрита Василия (Шуана). Архимандрит Василий (Шуан) был хиротонисан во епископа Пекинского 30 мая 1957 года в Москве.

После смерти китайских граждан епископов Василия Пекинского († 1962) и Симеона Шанхайского († 1965) Китайская Православная Церковь лишилась архипастырского руководства. В трудных условиях «культурной революции» ее жизнь пришла в упадок. Преждевременный полный отрыв китайского Православия от Матери-Церкви привел к сложному становлению молодого церковного организма и фактическому слому под гнетом обстоятельств и лихолетья «культурной революции».

Обстоятельства времени прервали 250-летние добрые исторические корни отношений между православными России и Китая. Но по истечении тяжелых в истории Китая и российско-китайских отношений времен они постепенно начали восстанавливаться. В 1986 году была открыта для совершения богослужений Покровская церковь в г. Харбине, где служил единственный православный священник, получивший государственную регистрацию, — отец Григорий Чжу. В 1994 году состоялся визит делегации Государственного управления по делам религий в Россию совместно с китайским православным священником из Харбина. Епископы Русской Православной Церкви посещали Китай: в 1993 году — митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, в 1994 году — епископ Дмитровский Иннокентий. В 1996 году харбинский священник Григорий Чжу получил антиминс и святое миро от Патриарха Московского и всея Руси и использовал их при богослужении до своей кончины, последовавшей в 2000 году.

Однако стремление православных китайцев иметь храм и полноценную церковную жизнь не исчерпывалось только Харбином. Хочется отметить, что священник Михаил Ли неоднократно пытался добиться разрешения проводить богослужения в Шанхае. Сломленный неудачами, отец Михаил эмигрировал в Австралию и ныне служит в китайском приходе под омофором архиепископа Ново-Зеландского и Сиднейского Илариона.

Ни одного действующего китайского православного священнослужителя на территории КНР в настоящий момент нет. В Шанхае проживают находящиеся в преклонных годах священник Михаил Ван и протодиакон Евангел Лу, которые хранят в своем сердце надежду совершить литургию на китайской земле.

По имеющимся данным, сейчас в Китае насчитывается около 15 000 православных верующих. Большей частью они проживают в Пекине, Шанхае, провинции Хейлунцзян, автономных районах Синьцзян и Внутренняя Монголия.

После «культурной революции» в Китае восстанавливаются православные храмы: в Синьцзяне (города Урумчи, Инин, Дачэнь), Внутренней Монголии (г. Эргуна), провинции Хэйлунцзян (г. Харбин). В ряде городов Китая — Шэньяне, Шанхае — сохранившиеся храмовые здания включены в число памятников архитектуры. Однако наряду с этим восстановленные и сохранившиеся храмы нуждаются в богослужении, совершение которых в настоящий момент крайне затруднено, так как в Китае сейчас нет ни одного православного китайского священника.

Решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 17 февраля 1997 года председателю ОВЦС было поручено решение практических вопросов по урегулированию православной жизни в Китае. Таким образом мы констатируем, что Китай является зоной пастырской ответственности для Русской Православной Церкви до момента восстановления в полноте иерархии Китайской Автономной Православной Церкви. Китай — не территория миссии для Русской Православной Церкви, а каноническая территория Автономной Церкви, жизнь которой регулируется канонами Вселенского Православия, внутренними определениями Китайской Автономной Церкви и китайским национальным законодательством.

Лейтмотив нашей встречи — стремление к полноценному диалогу с нашим братьями по вере в Китае, взаимное свидетельство об истине Христовой. Однако этот диалог крайне затруднен, и необходимо честно представлять себе все трудности.

Очевидно, что Церковь в Китае жива, но нуждается в нормализации своей жизни. Особо остро стоит вопрос о восстановлении православного китайского духовенства. Для достижения нормализации церковной жизни православных верующих в Китае нами ведется постоянный диалог с китайской стороной (МИД КНР, Государственное управление по делам религий КНР, посольство КНР в Москве, Академия общественных наук КНР, другие организации), государственными (МИД Российской Федерации), научными (Институт Дальнего Востока РАН, Институт востоковедения РАН, ИСАА и др.) и общественными организациями России.

Сотрудник ОВЦС священник Дионисий Поздняев направлен в Гонконг для научной работы и изучения возможности восстановления деятельности Петропавловского прихода, который прекратил свою деятельность в Гонконге в 1970 году после смерти последнего священника о. Д. Успенского. С июня 2005 года в Шанхае осуществляет свое служение священник Алексий Киселевич, который проводит богослужения для интернациональной общины на территории генерального консульства Российской Федерации.

Регулярно сотрудниками ОВЦС в священном сане осуществляются богослужения на территории дипломатических представительств России в КНР (Пекин, Шанхай, Гонконг), ведется научно-исследовательская, переводческая и издательская деятельность. В настоящий момент МИД РФ и Русская Православная Церковь совместно работают над восстановлением Успенского храма на территории посольства РФ в Пекине. Хочется особо отметить то содействие, которое оказывается Русской Церкви государственными органами России, в особенности Министерством иностранных дел, в создании условий для ведения широкого диалога с китайской стороной.

Говоря о Церкви в Китае, нельзя не упомянуть о ее духовном семени — 222-х китайских мучениках, пострадавших за веру в 1900 году в ходе восстания ихэтуаней, широко известного на Западе под названием «боксерского». Не вдаваясь в политические нюансы движения ихэтуаней, хочу заострить внимание именно на феномене китайских мучеников. В многочисленных донесениях начальников Российской духовной миссии часто встречаются сообщения о том, что потомки албазинцев полностью поддались типичному духовному синкретизму окружающей их китайской культуры, рядом с иконами в их домах можно часто увидеть языческих идолов. Общие оценки церковности и верности заповедям Христовым албазинцев были весьма низкими. И вот в момент выбора они явили мало кем ожидаемую верность Христу и Его Церкви, считая невозможным отречься от Христа. Это говорит об истинной глубине их веры. Для нас албазинцы выглядят китайцами, хотя многие из них продолжают считать себя русскими. Живущие ныне потомки албазинцев и китайских мучеников и исповедников являются живым подтверждением того, что Православие является реальной частью китайской культуры и традиции и по праву может именоваться одним из традиционных вероисповеданий Китая.

Я посещал Китай в 1993 году по приглашению китайских протестантов и епископа Дина из Нанкинской семинарии, с которым нас связывала долгая совместная работа в рамках Всемирного Совета Церквей, но только в 2001 году мне удалось встретиться с потомками албазинцев — православными китайскими верующими. Это была очень трогательная встреча, на которой эти прошедшие через сложные годы страданий люди рассказывали о своей церковной жизни, о желании иметь храмы и священников. Видно было, как они возлагали свои надежды на помощь Русской Православной Церкви. И мы стараемся, в рамках китайского законодательства, оказывать им посильную духовную помощь. Святейшим Патриархом Московским и всея Руси были высоко оценены труды протоиерея Александра Ду Лифу, который до своей кончины в 2003 году окормлял албазинцев в Пекине.

Говоря об албазинцах, не следует в силу груза исторической памяти идеализировать их духовное состояние. Отсутствие священства и нормальной церковной жизни привели к тому, что значительная их часть утратила опыт веры и относится к ней скорее как к этнической идентификации. Также существуют значительные внутренние напряжения между различными группами по семейному признаку. Предполагаю, что только нормализация церковной жизни приведет к гармонизации этого исторически православного сообщества в Китае.

Важным этапом в развитии отношений с официальными кругами КНР стало участие делегации китайских религиозных лидеров и начальника Государственного управления по делам религий при Государственном совете КНР Е Сяовэня во Всемирном саммите религиозных лидеров в Москве в июле 2006 года.

В рамках работы этого форума состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия с представителями Государственного управления по делам религий (ГУДР) при Государственном совете КНР. Последний раз делегация ГУДР вместе со священником Китайской Автономной Православной Церкви отцом Григорием Чжу посетила Россию в 1994 году. Отрадно, что нынешний визит прошел на самом высоком уровне.

Этот визит был особенно важен, так как он явился практическим шагом по исполнению плана действий по реализации положений Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой на 2005–2008 годы, который предполагает наладить диалог и сотрудничество между ведущими религиозными организациями России и Китая (ч. III, п. 6).

Итогом наших встреч стали регулярные прямые отношения Русской Православной Церкви с Государственным управлением по делам религий КНР, прочими государственными, научными и общественными институтами, в частности, Академией общественных наук КНР и Китайской ассоциацией по религиозным и культурным связям.
Состоявшаяся встреча придала определенный импульс двусторонним связям Русской Православной Церкви с патриотическими всекитайскими религиозными организациями буддистов, католиков, протестантов, мусульман и даосов. Надеемся, что Китайская ассоциация по религиозным и культурным связям, которая объединяет представителей пяти традиционных религий Китая, станет естественным партнером Межрелигиозного совета России, который объединяет четыре традиционные религиозные группы России — православных, мусульман, буддистов и иудеев.

Желая иметь духовную жизнь в полноте и сохраняя историческую память о связях с Русской Православной Церковью, православные граждане Китая многократно обращались к нам с просьбами направить священника в Китай для совершения для них богослужений и треб — крестин, венчаний, церковного погребения. Некоторые из них желали бы получить духовное образование и послужить Церкви в сане священника. Но в настоящих условиях мы не можем дать полноценного ответа на данные обращения.

Китайские православные верующие в силу исторических обстоятельств не могут полностью реализовывать свои религиозные нужды, в первую очередь, из-за отсутствия священников и регулярных богослужений. Русская Православная Церковь не стремится к миссионерской деятельности на территории КНР, а заинтересована в восстановлении деятельности Китайской Автономной Православной Церкви и как Церковь-Мать готова оказать содействие в направлении российских священников в качестве временной меры (в первую очередь, в существующие храмы в Синьцзяне и на Северо-Востоке Китая) и подготовке национальных китайских священнических кадров в духовных школах России и последующего их поставления в священный сан при координации своих усилий с Государственным управлением по делам религий КНР.

Хорошо известна сложность положения с католиками и протестантами в КНР. Я имею в виду инициируемое внешними силами нежелание части католических и протестантских общин проходить государственную регистрацию в рамках всекитайских патриотических ассоциаций. Важно отметить, что, в отличие от указанных групп, православным китайцам удается сохранить внутренние единство, в том числе и благодаря тому, что Русская Православная Церковь не поддерживает создание каких-либо подпольных структур, считая необходимым легитимное восстановление, в том числе и юридическое, зарегистрированной и существовавшей до 1962 года Китайской Автономной Православной Церкви. Мы знаем, что китайские православные желают быть официально зарегистрированы в соответствии с законодательством КНР. Однако пока в Китае нет православных религиозных организаций, хотя таковые существовали до середины 1960-х годов.

В настоящее время в духовных школах Русской Православной Церкви обучается несколько граждан КНР, которые рассчитывают, что они смогут, как подлинные патриоты своей родины, служить как священники в Китае. Надеюсь, что в ходе диалога с китайской стороной мы найдем взаимоприемлемое решение о возможности хиротонии новых китайских священников и епископов. Это может быть совершено епископами Русской Православной Церкви как в России, так и в Китае. Русская Православная Церковь и в дальнейшем готова помогать в получении духовного образования лицам, рекомендованным Государственным управлением по делам религий кандидатам из Китая.

Озабоченность священноначалия Русской Православной Церкви вызывает и положение дел с сохранившимися храмовыми зданиями в Шанхае. В Шанхае находилась кафедра одного из двух китайских епископов — епископа Шанхайского Симеона (Ду), с Шанхаем связано имя святителя Иоанна (Максимовича). В настоящее время кафедральный собор в честь иконы Божией Матери «Споручница грешных» восстанавливается. Представлялось бы органичным, чтобы до периода восстановления национальной епископской кафедры в Шанхае данные храмы использовались в культурных целях (например, для организации в них музея русской эмиграции в Шанхае).

Областью традиционно взаимного интереса является противостояние деструктивным сектам. Ранее мы направляли наших специалистов в Китай для представления опыта Русской Православной Церкви в этой области. Надеюсь, что и в дальнейшем такое сотрудничество продолжится. Однако следует отметить, что наиболее продуктивной формой противостояния сектам является организованная на должном уровне деятельность традиционных религиозных групп. Только нормально устроенная духовность может создать здоровую среду, в которой затруднительно появление раковых опухолей сектантства.

В настоящее время развивается сотрудничество между Площанской пустынью Брянской епархии Русской Православной Церкви и Пекинским военным госпиталем в направлении реабилитации страдающих игровой, наркотической и иными формами зависимости. Надеюсь, что в дальнейшем получат развитие и иные формы обмена опытом по социально ориентированной деятельности религиозных организаций.

Достигнутые договоренности не все реализованы, но задан вектор сотрудничества, который надо развивать. Ввиду этого важными представляются самый широкий контакт с китайской стороной — официальными структурами, учебными и научными организациями, двусторонние отношения с китайскими верующими, в первую очередь, католиками и протестантами. И не только на центральном уровне, но и, что особенно важно, на уровне региональных контактов. И тут роль приграничных епархий невозможно преуменьшить.

Отделенность Церкви в России и в Китае от государства позволяет закрыть вопрос о продолжающихся сохраняться в китайском общественном сознании мифологемах о Русской Православной Церкви как проводнике колониальной политики царской России. Наиболее думающие китайские ученые отказались от этого. Приятно было услышать на встрече в Пекине в ноябре 2007 года, что и китайские христиане-католики не разделяют таких точек зрения, а смотрят на Русскую Православную Церковь и китайских православных христиан как братьев по вере. В связи с этим абсолютно понятен интерес в Китае к Основам социальной концепции Русской Православной Церкви.

В настоящее время на уровне практической проработки находится проведение силами научных и учебных центров Русской Православной Церкви и академических и учебных центров КНР при поддержке ОВЦС и ГУДР совместных конференций и семинаров по вопросам истории российско-китайских связей, новейшей истории России и Китая, вопросам религиозной жизни, политической философии, вопросам богатства и бедности, многополярного мира, прав человека.

Такой общественный диалог равно полезен и китайской стороне. Русская Православная Церковь обладает уникальным опытом возрождения после многих лет гонений, сохранения единства, невзирая на разрушение политических границ, в условиях кризиса, распада государства и гражданской войны. Такой опыт уникален и важен для КНР.

Симптоматичным и открывающим известную положительную перспективу представляется решение недавно прошедшего XVII съезда КПК о том, что теперь КПК ведет «религиозную работу» (цзунцзяо гунцзо). Это создает условия для полноценного диалога. Мы считаем важным шире познакомиться с принятыми решениями в диалоге с китайскими коллегами.

В наши дни китайское Православие, имея более чем 300-летнюю историю, никак не представлено на мировой арене. Предстоящие Олимпийские игры в Пекине еще острее ставят этот вопрос, в том числе и об организации духовного окормления спортсменов из православных стран, для многих из которых имена святителей Иоанна Шанхайского и Ионы Ханькоусского, 222-х китайских мучеников и прочих ведомых и неведомых подвижников Китая являются указателями в духовной жизни. Естественно их стремление в период особого напряжения всех сил во время соревнований обращаться в молитвах к Богу и прославленным Им китайским святым. Нами начат конструктивно поддержанный китайской стороной диалог по обеспечению духовного окормления спортсменов православных стран во время Олимпиады в Пекине. Конечно, острота данного вопроса была бы значительно снижена в условиях полноценно функционирующей Китайской Православной Церкви, о возрождении которой мы молимся и для блага которой мы трудимся.

В настоящее время отношения России и Китая, носящие характер стратегического партнерства, привели к тому, что значительная часть наших соотечественников временно или постоянно проживает на территории Китайской Народной Республики. На территории дипломатических представительств России в Пекине и Шанхае священники Русской Православной Церкви совершают для них богослужения. Однако русские люди проживают не только в Пекине или Шанхае, а по всей территории пространного Срединного государства. И для них необходимой духовной поддержкой явились бы открытые храмы Китайской Автономной Православной Церкви и китайские священнослужители, которые могли бы преподать им живительные церковные таинства.

Наши соотечественники в Китае представляют для нас с канонической точки зрения паству Китайской Автономной Православной Церкви. Ввиду этого мы не регистрируем приходы Русской Православной Церкви в Китае.

Отдельным аспектом является вопрос о китайцах, которые обретают веру во время пребывания в России. Когда они в России приходят в наши храмы с искренним духовным исканием, важно найти для них нужные слова, в том числе и на китайском языке. В этом смысле существует крайне положительный опыт Владивостокской, Благовещенской, Хабаровской епархий по организации экскурсий по храмам на китайском языке, изданию православной литературы на китайском языке и прочее. Был удачный опыт, когда ОВЦС готовил к изданию молитвословы на китайском языке, а затем они были несколько раз переизданы во Владивостоке, Хабаровске и Благовещенске. В настоящее время братством апостолов Петра и Павла в Гонконге подготовлено к печати значительное число литературы на китайском языке. Считал бы полезным переиздание их силами приграничных епархий для формирования приходских библиотек православной литературы на китайском языке.

Некоторые православно верующие китайцы, проживающие в России, обретя веру и желая поделиться ею со своими соотечественниками, начинают издавать журналы или использовать электронные СМИ. И в этом начинании необходима поддержка и мудрый совет со стороны епархиального духовенства Русской Православной Церкви — журналы должны нести духовное и культурное послание и ни в коем случае не превращаться в политизированные органы. Удачным примером такого сотрудничества является издаваемый при поддержке Среднеазиатской епархии журнал «Китайское благовестие».

Обретение церковного единства с РПЦЗ ставит в контексте Китая еще один вопрос. Для многих прихожан Зарубежной Церкви Китай — это малая родина, место обретения первого церковного опыта. Как важно для них иметь возможность видеть возрожденными милые с детства храмы, молиться, посещать кладбища, где покоятся их родные, иметь возможность совершить там панихиду или литию. Надо отметить, что в этом случае мы говорим уже не о гражданах России, а гражданах Австралии, Америки или Европы, которые являются чадами единой Русской Православной Церкви.

Из всего сказанного видно, что Русская Православная Церковь не стремится к возобновлению своей миссионерской деятельности на территории КНР, а испытывает братскую озабоченность о единоверцах в Китае и заинтересована в восстановлении деятельности Китайской Автономной Православной Церкви. На этапе восстановления Русская Православная Церковь готова оказывать помощь в решении упомянутых внутренних вопросов, в первую очередь — появления китайских священников, согласно подходам, приемлемым для китайской стороны. Считаю, что сейчас существует все предпосылки для реализации уникального исторического шанса по восстановлению Православной Церкви в Китае.

Рассмотренная нами история и сегодняшний день китайского Православия дают нам возможность еще раз подчеркнуть, что оно имеет долгую историю, укорененную в двух апостолах Христовых — Фоме, апостоле Азии, и Андрее, просветителе Руси. Хотел бы в связи с этим призвать некоторых радикальных журналистов, подчас позиционирующих себя как православных, к соблюдению исторической правды и церковной дисциплины, что позволит избежать им в дальнейшем неадекватного освящения вопросов Православия в Китае и призывов к радикальным миссионерским действиям. Китай знает о Христе, ныне общее число христиан в КНР составляет почти 50 миллионов человек. Китайские православные верующие являются органичной частью этой группы. Они численно малы, но их крепость в вере поражает и вселяет в нас надежду на милосердие Божие.

Мы с пониманием относимся ко всем существующим сложностям, которые не позволили китайским верующим и китайским официальным лицам принять участие в сегодняшней встрече. Но мы будем смиренно трудится и уповать на то, что следующие юбилейные даты мы будем отмечать совместным богослужением в Китае представителей всех Православных Церквей, возглавляемым китайским епископом града Пекина.

Верю, что по неизреченной милости Божией и молитвам всех китайских святых Китайская Автономная Православная Церковь займет подобающее ей от Господа место в благодатной семье Православных Церквей.

26 ноября 2007 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×