В Неделю четвертую Великого поста Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном храме Христа Спасителя

Москва, 30 марта 2009 г.

29 марта, в Неделю четвертую Великого поста и день памяти преподобного Иоанна Лествичника, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил литургию Василия Великого в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя Москвы. Его Святейшеству сослужили митрополит Астанайский и Алматинский Мефодий, архиепископы Хустский и Виноградовский Марк, Истринский Арсений, Пинский и Лунинецкий Стефан, Николаевский и Вознесенский Питирим, Курский и Рыльский Герман, Мурманский и Мончегорский Симон, Тираспольский и Дубоссарский Юстиниан; епископы Гродненский и Волковысский Артемий, епископ Южно-Сахалинский и Курильский Даниил, Троицкий Панкратий, духовенство Московской епархии.

За Малым входом Святейший Патриарх Кирилл во внимание к усердным трудам вручил ряду клириков Московской епархии церковные награды, сообщает Служба коммуникации ОВЦС.

По завершении чтения Евангелия Его Святейшество обратился к молящимся с Первосвятительским словом, в котором на примере евангельского повествования об исцелении бесноватого отрока (см. Мк. 9. 17-31) рассказал о значении поста, молитвы и горячей веры в Бога, могущей победить диавола. «Взмолился несчастный отец, прося Спасителя исцелить отрока. И тогда Господь, обращаясь к нему, спрашивает: верит ли он? То есть верит ли он в то, что Господь может это совершить, – пояснил Святейший Патриарх Кирилл. – И добавляет, что все возможно верующему. Только после того, как отец отрока исповедует свою веру, Господь исцеляет несчастного и, обращаясь к ученикам, говорит, что род сей, то есть диавольский род, может изгоняться только молитвой и постом».

Это евангельское чтение заставляет нас подумать о том, что такое беснование, сказал Его Святейшество и напомнил, что Евангелие содержит множество свидетельств о том, как Господь исцелял одержимых демонами. «Это были буйные люди, и в нашем сознании бесноватость – это и есть некое буйство, потеря разума, – отметил Святейший Владыка.– Но это совсем не так. Беснование есть одержимость духом злобы, диавольским духом; бесноватость может сопровождаться умопомешательством, а может и не сопровождаться... Если диавол овладевает человеческим сознанием, то ум человека подчиняется диаволу, и происходит это не через какое-то непосредственное внушение диавола, а происходит это часто путем естественным».

В качестве примера Предстоятель Русской Православной Церкви напомнил некоторые события человеческой истории. «Нередко для того, чтобы овладеть сознанием человека, используется диаволом человеческая мысль, которая складывается в некую идеологию», – отметил Его Святейшество.

«Мы знаем на примере истории, как, отдавая свой разум идеологии, имевшей своим источником не Бога, а диавола, люди становились бесноватыми. В истории нашего Отечества было такое общенародное умопомешательство и беснование, когда идеология была воспринята как некое учение о спасении, – напомнил Святейший Владыка. – Когда люди, осуществляя положения этой идеологии, стремились жизнь свою ей полностью подчинить. Как проницательно сказал еще в XIX веке о таком умопомешательстве наш великий писатель Ф.М.Достовеский, назвав бесами тех, кто разум свой пленил бесовскими мыслями! Мы знаем, как дорого стоило нашему Отечеству это пленение разума; мы знаем, к каким страшным жертвам все это привело, - к разрушению святынь, к попранию человеческого достоинства, к разрушению основ национальной жизни. Плененный разум работал на диавола, выполняя его волю. Но разве это выглядело как беснование? Разве бросались люди, которые осуществляли все то, что было угодно диаволу, в грязь на улице? Разве скрежетали они зубами? Они служили диаволу потому, что поработили свой разум его мыслями».

И сегодня люди подчиняют свой разум опасным греховным идеям; многие идеологии используют дарованную Богом свободу для того, чтобы человека превратить в зверя, чтобы раскрепостить греховное инстинктивное человеческое начало, отметил Его Святейшество: «Идею жизни на основе инстинкта подхватывает литература, средства массовой информации… И миллионы людей порабощают свой разум этими диавольскими мыслями, становясь бесноватыми».

Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной (Еф. 6.12), – привел Предстоятель Русской Православной Церкви слова апостола Павла и подчеркнул, что задача Церкви заключается в том, чтобы говорить людям об опасности беснования, о нежизнеспособности человеческого общества, подчиненного диавольской силе.

«Каким же образом можно противостоять попыткам диавола распространить свою власть на весь род человеческий? – задает вопрос Его Святейшество. – Нет другого способа и другого средства, кроме горячей веры в то, что Бог сильнее диавола; нет другого средства, кроме молитвы и поста, как мы об этом слышали мы в сегодняшнем Евангелии. Диавольские ухищрения, влияние лукавого на человеческое сознание, тонкое воздействие на волю и на чувства мы не способны преодолеть силой своего разума, воли и чувств, потому что люди слабее диавола. Только силой Божией мы можем противостоять ему, только силой Божией мы можем сохранить свой разум свободным от диавольского влияния, волю свою – сильной и направленной к добру, чувства свои – светлыми. И средство против него одно – молитва и пост. Другого средства не существует».

Молитва и воздержание должны быть в центре нашей жизни не только в дни поста, но и в любое время, подчеркнул Святейший Патриарх, потому что речь идет не только о воздержании от пищи, но и о способности человека контролировать свои чувства, свои эмоции, свои поступки. «Пост как внутренний духовный контроль над мыслями и действиями, молитва как постоянная связь с Богом, как обращение к Нему, как мольба о спасении», – сказал Святейший Патриарх Кирилл.

«Господь неслучайно сказал эти столь великие и значительные слова апостолам, – добавил Его Святейшество. – Этим Он дает нам всем надежду».

В четвертое воскресенье Великого поста мы слышим проникновенные слова о преображающей человека великой силе молитвы и поста, ибо иногда у людей к середине поста ослабевают силы, воля, желание поститься и молиться, отметил Святейший Владыка. Слова Спасителя призваны нас поддержать во время постного поприща, но самое главное – именно эти слова открывают нам путь к спасению, путь к стяжанию подлинной свободы, внутренней свободы от действий диавольских, от порабощающего душу греха. «Ибо только через такую богодарованную свободу мы обретаем возможность и способность быть детьми Божиими и наследниками Его Царства», – заключил Святейший Патриарх Кирилл.

По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви поздравил молящихся в храме с днем памяти преподобного Иоанна Лествичника, изложившего в книге «Лествица» пусть восхождения в духовной жизни.

Во внимание к усердным архипастырским трудам Его Святейшество вручил церковные награды ряду архиереев Русской Православной Церкви. В связи с 60-летием и грядущим 35-летием архиерейской хиротонии митрополит Астанайский и Алматинский Мефодий удостоен ордена святителя Алексия, митрополита Московского (II степени); в связи с 20-летием архиерейской хиротонии и грядущим 60-летием со дня рождения архиепископ Мурманский и Мончегорский Симон удостоен ордена преподобного Серафима Саровского (II степени). Памятные панагии вручены также архиепископу Хустскому и Виноградовскому Марку – в связи с 35-летием служения в священном сане; архиепископу Пинскому и Лунинецкому Стефану – в связи с 65-летием со дня рождения; архиепископу Николаевскому и Вознесенскому Питириму – в связи с 65-летием со дня рождения; архиепископу Курскому и Рыльскому Герману – в связи с 25-летием архиерейской хиротонии; епископу Гродненскому и Волковысскому Артемию – в связи с 25-летием архиерейской хиротонии.

От имени награжденных к Святейшему Патриарху Кириллу обратился митрополит Астанайский и Алматинский Мефодий. «Нас объединяет нечто единое – это служение Богу, Церкви Русской во главе с Вашим Святейшеством», – сказал архипастырь.

Обращаясь к Святейшему Владыке, митрополит Мефодий подчеркнул, что, люди, исследующие церковную историю, для характеристики периодов времени, когда Церковь возглавляется тем или иным Предстоятелем, называют, в частности, особенности исторического бытия, его переломные моменты. Отметив, что начало Первосвятительского служения Святейшего Патриарха Кирилла пришлось на время всемирного перелома, когда все говорят о всеобщем кризисе, развале, неустроенности и хаосе, который царит в душах и сердцах многих миллионов не только наших соотечественников, но и в других странах. «К сожалению, никто еще не говорит о кризисе души, нравственности и разума человеческих, – продолжил архипастырь. – Но в этот ответственный период и те, кто прежде не обращал свой взор к Церкви, повернулись к ней и ждут от нее действий, которые помогут нам в это непростое время».

От лица всех присутствующих Владыка Мефодий пожелал Святейшему Владыке неоскудевающей помощи Божией в сложное и непростое время, когда Церковь должна будет дать вопрошающим от нее то необходимое, что может их исцелить, укрепить, утвердить их в подлинной вере. «Именно в этом явился промысел Божий, воздвигший Вас ныне на Предстоятельский престол нашей Русской Великой Православной Церкви», – сказал он.

Владыка Мефодий пожелал Святейшему Владыке твердости духа, уверенности в правильности выбранного пути «и того особенного дара, который Вы имеете, пусть он развивается и овладевает умами и сердцами миллионов верующих людей».

30 марта 2009 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×