ѕольска€

—в€тые новомученики ’олмские и ѕодл€шские

¬ 2003 году јвтокефальна€ ѕравославна€ ÷ерковь в ѕольше прославила в лике св€тых новых мучеников.  огда, казалось бы, ѕравославие в этих земл€х почти уничтожено, православный мир становитс€ свидетелем одного из значительных событий в церковной истории - причисление к лику св€тых ћучеников ’олмских и ѕодл€шских. «а всю историю јвтокефальной ѕравославной ÷еркви ѕольши это втора€ канонизаци€ св€тых, которые жили и действовали во врем€ автокефального быти€ ѕольской ѕравославной ÷еркви.

/p>

¬ 2003 году јвтокефальна€ ѕравославна€ ÷ерковь в ѕольше прославила в лике св€тых новых мучеников ’олмских и ѕодл€шских. ¬ ’’ веке ’олмска€ и ѕодл€шска€ земл€ стала местом особенного страдани€, местом √олгофы дл€ ѕравослави€, тут пролилась кровь мучеников за св€тую ѕравославную ¬еру.

ѕрославление мучеников ’олмских и ѕодл€шских Ц важное событие не только в жизни ѕольской ѕоместной ѕравославной ÷еркви, причислившей их к лику св€тых, но и всего ѕравослави€. ќсобенное значение имеет оно дл€ украинского ѕравослави€, ведь именно сыны украинского народа пополнили сонм св€тых. » теперь они стали нашими небесными заступниками перед ѕрестолом ¬севышнего.

–ешение о причислении ћучеников ’олмских и ѕодл€шских ’’ века к лику св€тых —в€щенный —обор ≈пископов јвтокефальной ѕравославной ÷еркви ѕольши прин€л 20 марта 2003 г. в Ћюблине.   лику св€тых причислены восемь человек, мученически скончавшихс€ на ’олмщине и ѕодл€шье в сороковых годах прошлого века. Ёто протопресвитер ¬асилий ћартыш, прот. ѕавел Ўвайко с праведной »оанной, о. Ќиколай √олец, о. Ћев  оробчук, о. ѕетр ќгризенко, о. —ергий «ахарчук, монах »гнатий.
”чрежден —обор —в€тых ћучеников ’олмских и ѕодл€шских. ¬ нем имена тех, кого Ђзнаем, и тех, чьих имен не знаем, а ведомы они только ¬семогущему Ѕогуї. ”тверждены литургические тексты и икона новых св€тых. ѕразднование —обора —в€тых ћучеников ’олмских и ѕодл€шских установлено в первое воскресенье июн€.

“оржества прославлени€ мучеников ’олмских и ѕодл€шских, т.е. объ€вление миру о причислении к лику св€тых новых подвижников, состо€лись 7-8 июн€ 2003 г. в ’олме, древней столице ’олмской земли, на прот€жении веков бывшей центром духовной жизни региона.

“оржества возглавил первоиерарх јвтокефальной ѕравославной ÷еркви ѕольши ≈го Ѕлаженство Ѕлаженнейший ћитрополит ¬аршавский и всей ѕольши —авва, сын ’олмской земли. ¬ торжествах участвовали все иерархи ѕравославной ÷еркви ѕольши (архиепископы —имон, јдам, »ереми€, јвель, епископы ћирон, »аков, √ригорий) и представители большинства јвтокефальных ѕравославных ÷ерквей.
ѕредставителем ¬селенского ѕатриарха ¬арфоломе€ был митрополит √еннадий (»тали€). ѕрисутствовал также ѕредсто€тель ‘инской јвтономной ѕравославной ÷еркви (в юрисдикции  онстантинопольского ѕатриарха) митрополит  арельский и всей ‘инл€ндии Ћев. Ѕыли представлены такие јвтокефальные ѕравославные ÷еркви: јлександрийский ѕатриархат (митрополит —ерафим, ёј–), ћосковский ѕатриархат (епископ ‘еодосий, –осси€), —ербска€ ѕравославна€ ÷ерковь (епископ ¬асилий, Ѕосни€ и √ерцеговина), –умынска€ ѕравославна€ ÷ерковь (епископ —офроний, ¬енгри€), √реческа€ ѕравославна€ ÷ерковь (епископ јгафангел, √реци€), јлбанска€ ѕравославна€ ÷ерковь (архимандрит »устин), јмериканска€ ѕравославна€ ÷ерковь (архимандрит «акхей). ѕрибыли православные иерархи из Ѕеларуси (епископ »оанн) и ”краины (митрополит »лларион, архиепископы ¬арфоломей, јвгустин, —имеон). ¬ праздновани€х участвовал св€щенник ”краинской ѕравославной ÷еркви  анады (котора€ находитс€ под омофором ¬селенского ѕатриарха) прот. Ќиколай —идорский.

ѕослание по поводу прославлени€ прислал Ѕлаженнейший митрополит ¬иннипега и всей  анады ¬асилий, первоиерарх ”краинской ѕравославной ÷еркви  анады. ќн €вл€етс€ наследником блаженной пам€ти митрополита »лариона, который во врем€ мученичества ћучеников ’олмских и ѕодл€шских Ц в 40-е годы ’’ в. Ц был архипастырем ’олмщины и ѕодл€шь€, архиепископом (позже митрополитом) ’олмским и ѕодл€шским.
“оржества состо€лись в единственном ныне в ’олме православном храме Ц кафедральной церкви св. »оанна Ѕогослова. ѕраздновани€ начались всенощным бдением, которое возглавил митрополит —авва. ѕосле всенощной отслужили последнюю панихиду по прославленным ÷ерковью мученикам ’олмским и ѕодл€шским. «атем митрополит —авва сказал проповедь о значении прославлени€ св€тых дл€ православного христианина, подчеркнул, что ƒень ѕрославлени€ Ц это ѕасха дл€ ’олмщины. ¬о врем€ богослужени€, которое продолжалось всю ночь, был отслужен акафист перед ’олмской иконой Ѕожией ћатери и панихида с заупокойным акафистом. ¬ шестом часу утра в храме св. »оанна Ѕогослова была отслужена ранн€€ Ѕожественна€ Ћитурги€.

ќфициальные воскресные торжества начались в половине дес€того у престола, сооруженного на площади возле храма. ѕосле встречи архиереев, всех присутствующих приветствовал своим словом на украинском, польском и русском €зыках местный архиерей Ц архиепископ Ћюблинский и ’олмский јвель. — этой минуты началс€ чин прославлени€ новомучеников ’олмских и ѕодл€шских.

—екретарь —в€щенного —обора ≈пископов јвтокефальной ѕравославной ÷еркви ѕольши архиепископ Ћодзинский и ѕознанский —имон огласил на церковно-слав€нском €зыке ƒе€ние —в€щенного —обора ѕольской ÷еркви о причислении к лику св€тых ћучеников ’олмских и ѕодл€шских. «атем хор семинаристов ¬аршавской ƒуховной —еминарии и студентов ’ристианской Ѕогословской јкадемии под управлением ¬ладимира ¬олосюка впервые исполнил тропарь, кондак и величание новопрославленным св€тым.

ќдновременно из —в€то-»оанно-Ѕогословского храма была торжественно вынесена икона —обора свв. ћучеников ’олмских и ѕодл€шских и мощи новопрославленных св€тых. ћитрополит —авва благословил народ иконой —обора свв. ћучеников ’олмских и ѕодл€шских со словами: Ђ’ристос ¬оскресе!ї.

ѕока присутствовавшие архиереи и народ прикладывались к иконе и мощам, хор исполнил написанный специально дл€ торжества кант ћученикам ’олмским и ѕодл€шским, слова которого принадлежат холмскому поэту “адею  арабовичу, а музыка Ц молодому композитору ёрию ¬олосюку.

ѕосле прославлени€ началась торжественна€ Ѕожественна€ Ћитурги€, которую возглавил митрополит ¬аршавский и все€ ѕольши —авва. ≈му сослужили все присутствующие иерархи. ћитрополит —авва произнес проповедь о великом событии прославлени€ мучеников ’олмских и ѕодл€шских на русском, польском, украинском и белорусском €зыках. ѕосле Ћитургии был отслужен молебен новопрославленным св€тым мученикам. ¬ завершение праздновани€ послание —в€тейшего ¬селенского ѕатриарха ¬арфоломе€ зачитал министр —танислав ÷Єсек, затем выступил со словом мэр г. ’олма  шиштоф √рабчук.

¬ торжествах участвовали более 100 св€щенников и около 2 тыс. паломников из ’олмщины и ѕодл€шь€ и всех епархий ѕравославной ÷еркви ѕольши. ѕрибыли также сыны ’олмщины, которые живут за пределами отчего кра€: из Ћьвова, Ћуцка, ¬ладимира-¬олынского, а также √ермании и јнглии. —реди паломников были близкие новопрославленных мучеников: сестра св€щенномученика Ћьва Ќадежда √орлицка€- оробчук и семь€ св€щенномученика ¬асили€ из ¬аршавы и Ћюблина.
ѕрисутствовали представители государственных и самоуправленческих властей, –имо-католической и старо-католической церквей, дипломатического корпуса, украинских общественных организаций. ќфициальным представителем президента ѕольши јлександра  васневского был министр —танислав ÷Єсек. ѕрисутствовал также чрезвычайный и полномочный посол ”краины в ѕольше јлександр Ќиконенко.
¬ св€зи с праздновани€ми Ћюблинско-’олмска€ православна€ епархи€ издала книжечки на украинском и польском €зыках под названием Ђѕрославление ћучеников ’олмских и ѕодл€шскихї ’олм, 7-8 июн€ 2003 г. (’олм 2003), под редакцией и обработкой √ригори€  упри€новича. »конки —обора св€тых ћучеников ’олмских и ѕодл€шских можно было приобрести во врем€ торжеств.

’олмские торжества прославлени€ ћучеников ’олмских и ѕодл€шских 7-8 июн€ 2003 г. стали крупнейшим церковным праздником в истории ѕравослави€ на ’олмщине и ѕодл€шье. ≈ще никогда не собирались здесь одновременно представители такого большого количества поместных православных церквей, впервые служилась Ѕожественна€ Ћитурги€ с участием 19-ти архиереев. ƒл€ украинского православного народа ’олмщины и ѕодл€шь€ это был день славы и торжества ѕравослави€.


ѕостановление —в€щенного —обора ≈пископов —в€той ѕольской јвтокефальной ѕравославной ÷еркви о причислении к лику св€тых ’олмских и ѕодл€шских ћучеников ’’ века.


¬о им€ ќтца и —ына и —в€того ƒуха!

¬ начале третьего тыс€челети€ √осподней Ѕлагодати ѕравославна€ ÷ерковь ѕольши собирает плоды Ѕожьего посева, удобренного свидетельством веры и мученичества православного народа ’олмщины и ѕодл€шь€.

’олмска€ и ѕодл€шска€ земл€, котора€ прин€ла св€тую ¬еру тыс€чу лет назад, неоднократно переживала драматические и трагические периоды своей истории. ќднако, всегда оставалась она верной ’ристу и —в€той ÷еркви благодар€ заступничеству Ѕогородицы, котора€ Ђчудотворную икону —вою православным предкам нашим на √оре ’олмской даровалаї. ƒаже в самые т€желые минуты, когда казалось, что свет —в€той ѕравославной ¬еры уже погас, берегла она наследие св. кн€з€ ¬ладимира ¬еликого. ѕосле времен испытаний и тьмы возвращалась к свету веры, привод€ исповедников и мучеников, чьи имена знает только —ам √осподь. ѕорой особенных испытаний стал на ’олмщине и ѕодл€шье ’’ век, когда кровь мучеников снова оросила эту землю.
ƒрама —в€того ѕравослави€ на ’олмской и ѕодл€шской земле исполнилась. Ђѕереживаем, - писали в 1944 году сыны этой земли, - страшные и трагические событи€, которые реками крови заливают мученическую ’олмско-ѕодл€шскую землю. ѕоследние дни принесли многим венец мученичества, высшей преданности Ѕогу и ближнимї. ѕравославна€ ÷ерковь ’олмщины и ѕодл€шь€, тогда почти полностью уничтоженна€, дала миру новых мучеников и исповедников, чь€ кровь €вл€етс€ ныне фундаментом ее обновлени€.

ѕретерпев преследовани€ и смерть, сохранили они веру, любовь и надежду. Ќе горели жаждой мести, со смирением, с молитвой принимали они мученическую смерть. ќтдавали ’ристу то, что было у них самым ценным Ц свою жизнь.
ћы сохранили пам€ть об их мученичестве. —видетель этих событий и архипастырь этой земли ’олмский и ѕодл€шский иерарх »ларион в своем послании в ѕраздник —ошестви€ —в€того ƒуха 1944 года писал: Ђ√лубоко верю, что многие из замученных св€щеннослужителей моей епархии будут присоединены нашей ÷ерковью к лику св€тыхї. ¬ прошедшие полстолети€ невозможно было провозгласить их св€тыми. ќднако пам€ть о них сохранили сыны и дочери нашей ÷еркви.
—огласно св€той традиции ѕравославной ÷еркви, после исследовани€ материалов, касающихс€ богобо€зненной жизни и их мученической смерти —в€щенный —обор ≈пископов ѕјѕ÷ единогласно:

1. ”чреждает —обор —в€тых ’олмских и ѕодл€шских ћучеников, объедин€€ в нем тех, имена которых знаем, и тех, имена которых не знаем, а известны они только ¬семогущему Ѕогу.
2. ѕричисл€ет к лику св€тых ’олмских и ѕодл€шских ћучеников:
отца протопресвитера плк. ¬асили€ ћартыша (“ератин, 4 ма€ 1945 г.),
отца протоиере€ ѕавла Ўвайка и его супругу »оанну (√рабовец, 28 августа 1943 г.),
отца Ќикола€ √ольца (Ќовоселки, 2 апрел€ 1944 г.),
отца Ћьва  оробчука (Ћасков, 10 марта 1944 г.),
отца ѕетра ќгризенко („ортовец, 10 апрел€ 1944 г.),
отца —ерги€ «ахарчука (Ќаброж, 6 ма€ 1943 г.),
монаха »гнати€ (монастырь в яблочине, 9/10 августа 1942 г.).
3. ѕризнает останки новопрославленных св€тых мощами и приказывает отдавать им честь. ќстанки, чьих имен не знаем, оставить Ѕожьей ¬оле.
4. ѕрисоедин€ет новопрославленных св€щенников к лику св€щенномучеников, соответственно новопрославленных монахов Ц к лику преподобномучеников.
5. ”тверждает текст тропар€, кондака и величани€ —обору —в€тых ’олмских и ѕодл€шских ћучеников. —лужбу в их честь должно отправл€ть по Ђќбщей ћинеиї.
6. ”станавливает всецерковное празднование —обора —в€тых ’олмских и ѕодл€шских ћучеников в первое воскресенье июн€.
7. ”станавливает почитание пам€ти известных по имени мучеников в дни их смерти или в другие дни, св€занные с их жизнью. –ешение по этому поводу принимает епархиальный епископ.
8. ”тверждает икону —обора —в€тых ’олмских и ѕодл€шских ћучеников.
9. ѕринимает постановление об опубликовании жизнеописаний —в€тых ’олмских и ѕодл€шских ћучеников.
10. ѕринимает постановление о продолжении собирани€ материалов с целью проведени€ очередных канонизационных процессов.
11. ѕринимает постановление об оглашении радостного акта причислени€ к лику св€тых ’олмских и ѕодл€шских мучеников верным нашей ÷еркви и назначает канонизационные торжества на 8 июн€ 2003 года в ’олме Ћюблинском.
12. ѕринимает постановление уведомить о канонизации —в€тых ’олмских и ѕодл€шских ћучеников главы братских ѕоместных ѕравославных ÷ерквей и просить их о введении новопрославленных в диптихи св€тых.
«аступничеством —обора —в€тых ’олмских и ѕодл€шских ћучеников, которые сто€т перед ѕрестолом ¬севышнего и принос€т молитвы за Ќарод и «емлю ќтеческую, за ѕравославную ÷ерковь пусть ¬семогущий √осподь укрепит нашу веру и пошлет —вое благословение. јминь.


+ —авва, ћитрополит ¬аршавский и все€ ѕольши,
+ —имон, јрхиепископ Ћодзинский и ѕознанский,
+ јдам, јрхиепископ ѕеремышльский и Ќовосанчевский,
+ »ереми€, јрхиепископ ¬роцлавский и ўецинский,
+ јвель, јрхиепископ Ћюблинский и ’олмский,
+ ћирон, ≈пископ √айновский,
+ »аков, ≈пископ Ѕелостокский и √даньский,
+ √ригорий, ≈пископ Ѕельский.


“ропарь, кондак и величание св€тым ћученикам ’олмским и ѕодл€шским


“ропарь
Ѕлагословен еси ’ристе Ѕоже наш, мученики земли ’олмски€ и ѕодл€шски€ прославивый, гонени€ жестока€ и муки “ебе ради претерпевши€, и сими в стране нашей св€тое ѕравославие утвердивши€, их же молитвами √осподи, единомыслие и братолюбие в сердцах наших утверди, миру умирение, ÷еркви утверждение, и всем грехов оставление дару€.


 ондак
Ћюбве Ѕожи€ союзом св€завшес€, и кровию мучени€ украсившес€, ’олмски€ земли и ѕодл€шски€ мученицы св€ти, злобу человечески€ ненависти страданьми честными разрушили есте, темже и вечную славу наследовасте. ќ нас молитес€ ко √осподу, даровати всем велию и богатую милость.


¬еличание
¬еличаем вас, св€тии мученицы земли ’олмски€ и ѕодл€шски€, и чтим честна€ страдани€ ваша, €же за ’риста претерпели есте.


ѕсалом избранный (ѕс. 45: 2)
Ѕог нам прибежище и сила, помощник в скорбех обретших ны зело.

ѕастырское послание —в€щенного —обора ≈пископов ѕольской јвтокефальной ѕравославной ÷еркви всечестным св€щенникам, боголюбивым монахам и монахин€м и всем верным чадам в св€зи с канонизацией ’олмско-ѕодл€шских ћучеников в день 8 июн€ 2003 г.


Ђ”тверждение на “€ надеющихс€, утверди √осподи, ÷ерковь, ёже ст€жал ≈си „естною “воею  ровиюї (»рмос гл. 3, песнь 3). »исус ’ристос, наш —паситель, приобрел —вою ÷ерковь, которой мы все €вл€емс€, страданием и смертью на кресте. ЂЌет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своихї (»н. 15:13). »исус ’ристос также сказал: Ђ≈сли ћен€ гнали, будут гнать и васї (»н. 15:20).

—о времен мученичества св. первомученика —тефана неисчислимые р€ды мучеников собственной кровью запечатлели свою верность ’ристу. Ќа их крови растет и развиваетс€ ÷ерковь, потому что  ровь €вл€етс€ посевом ÷еркви. ¬ то же врем€ они €вл€ютс€ нашими заступниками пред Ѕожьим ѕрестолом. ЂЁто те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои  ровию јгнца. «а это они пребывают перед престолом Ѕога и служат ≈му день и ночь в храме ≈гої (ќткр. 7: 14-15). «начит, мученичество €вл€етс€ силой ÷еркви.

¬ ’’ веке мученичество выпало на долю тыс€ч христиан, которые засвидетельствовали этими страдани€ми свою веру. »спытани€ мученичества не обошли стороной также и наших земель. ’олмщина и ѕодл€шье могут гордитьс€ многовековой православной традицией, ÷ерковь исповедует на этих земл€х учение ’ристово с давних времен и ведет поколени€ ее обитателей ко спасению. ¬ истории этих земель находим немало наполненных драматизмом событий. Ќо, даже в самые т€желые минуты, когда казалось, что свет православной веры в этом крае уже погас, верующие сохран€ли свое наследие.  ровь мучеников не один раз орошала эту землю, в частности в прошлом веке. ¬ нашу пам€ть записаны драматические минуты междувоенной поры, когда уничтожались православные церкви, периода II мировой войны и времени непосредственно после нее. ѕравославна€ ÷ерковь на этой территории была почти полностью уничтожена, но пам€ть об этих трагических минутах всегда живет в сердцах рассе€нных по всему миру православных сынов и дочерей этих земель.

¬ минувшем столетии все человечество подверглось чрезвычайной атаке сил зла и тьмы, разрушени€ в человеке образа Ѕожи€. ќсобенное терпение и мученичество выпало на долю ѕравославной ÷еркви. Ќекоторые из ѕоместных ѕравославных ÷ерквей стали полем насильственной атеизации, дава€ ÷еркви новых мучеников. ћногие из них уже канонизированы. ƒл€ нашей ÷еркви местом мученичества стала ’олмска€ и ѕодл€шска€ земл€.

јктом канонизации ’олмских и ѕодл€шских мучеников наша ÷ерковь свидетельствует о том, что она помнит о прошлом, о своей любви к тем, которые были ее самыми верными чадами. ќни ныне - наши небесные заступники, и мол€тс€ о нас перед ѕрестолом ¬севышнего. ћол€тс€ о милости веры и мужестве, о прощении, о возрождении ѕравослави€ на нашей земле. »х кровь Ц это основание любви, прощени€, преображени€ наших сердец, открытие Ѕожьей благодати. ћученическа€ смерть Ц это призыв к единению и прощению долгов: Ђѕрости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашимї (ћф. 6:12). »х мученичество должно стать основанием согласи€ и любви между людьми разных традиций, культур, меньшинств и конфессий на пороге нового тыс€челети€.

ѕросим св€тых ’олмских и ѕодл€шских ћучеников о заступничестве перед ¬семогущим Ѕогом за нашу ÷ерковь, за всех обитателей ’олмщины и ѕодл€шь€, за наше ќтечество и за весь мир. ѕусть их заступничеством ћилосердный Ѕог вдохновит нас принимать разумные решени€, пусть даст нам шанс сохранить согласие и мир между народами нашего континента, который шагает в новую эпоху своей истории. ѕусть объединенна€ ≈вропа строит свое будущее, опира€сь на свои христианские корни, верна€ заповед€м ≈вангели€.

ѕрежде всего, мы сами должны стать добрыми и верными слугами, чтобы мир, вид€ наши добрые дела, становилс€ все ближе к Ѕогу. —в€тые ’олмские и ѕодл€шские мученики €вл€ютс€ дл€ нас образцом стойкости в вере и любви. »х любовь, принесша€ плоды мученичества и верности ’ристу до конца, пусть укрепит нашу веру и нашу надежду, ибо без них жизнь человека становитс€ пустой и лишенной смысла. ћученики €вл€ютс€ символом единени€.  ак наш —паситель, так и они молились о прощении их гонителей. Ѕез прощени€ немыслимо построить новый мир. »х мученичество указывает на наивысший смысл заповеди любви в жизни отдельных людей и целых народов. ѕолнота свидетельства о Ѕоге про€вл€етс€ в Ћичности и спасительном подвиге √оспода »исуса ’риста,  оторый Ђна то родилс€ и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истинеї (»н. 18:37). ¬ этой полноте свидетельства особенна€ участь принадлежит мученикам, смерть которых говорит о цене жизни во ’ристе и со ’ристом,  оторый есть Ђѕуть, и »стина, и ∆изньї (»н. 14:6), о радости быть с Ќим, о готовности быть верным ≈му даже до смерти, чтобы быть верным свидетелем (ќткр. 2:13) в исповедании ≈го »мени (ћф. 10:32). “от, кто наследует ’риста, есть не только последователь ≈го жизни, но также он готов быть последователем ≈го смерти. ’олмские и ѕодл€шские ћученики €вили великий пример следовани€ за ’ристом. ¬ерные до конца, они прин€ли венец хвалы в Ѕожьем ÷арствии, подава€ нам своей жизнью и смертью пример верности »исусу ’ристу,  оторый есть Ђ∆изнь и ¬оскресениеї (»н. 11: 25). Ѕлагодар€ их мученичеству слова √оспода »исуса ’риста: Ђћужайтесь. я победил мир!ї (»н. 16: 33) Ц приобретают особый смысл. ћученическа€ смерть €вл€етс€ наивысшей победой человека над злом этого мира.

ѕомолимс€ св€тым мученикам, чтоб мы в нашей повседневной жизни побеждали зло и приближали ÷арство Ќебесное, окончательное торжество ’риста,  оторый есть Ђјльфа и ќмега, “от,  оторый есть, и был, и гр€детї (ќткр. 1: 8).


—в€тые ћученики ’олмско-ѕодл€шские, молите Ѕога о нас!


+—авва, ѕравославный ћитрополит ¬аршавский и все€ ѕольши,
+ —имон, ѕравославный јрхиепископ Ћодзинский и ѕознанский,
+ јдам, ѕравославный јрхиепископ ѕеремышльский и Ќовосанчевский,
+ »ереми€, ѕравославный јрхиепископ ¬роцлавский и ўецинский,
+ јвель, ѕравославный јрхиепископ Ћюблинский и ’олмский,
+ ћирон, ѕравославный ≈пископ √айновский,
+ »аков, ѕравославный ≈пископ Ѕелостокский и √даньский,
+ √ригорий, ѕравославный ≈пископ Ѕельский.


Ћюблин, 20 марта 2003 г.


∆ити€ св€тых мучеников ’олмских и ѕодл€шких


—в. св€щенномученик ¬асилий


—в. св€щенномученик ¬асилий ћартыш по€вилс€ на свет на благословенной Ѕогом ’олмской земле, в селе “ератин, в конце третьей четверти ’I’ века. ≈го отец јлександр был судьей, позже прин€л св€щенный сан. ¬асилий, воспитанный в атмосфере благочести€, закончил ’олмскую духовную семинарию.

Ќа рубеже столетий двадцатишестилетний ¬асилий посв€тил свою жизнь служению ’ристу, прин€в св€щеннический сан. ¬скоре он был послан дл€ проведени€ миссионерской работы на далекую јл€ску. ¬веренный ему приход раскинулс€ на островах (в частности на јфогнаке и  од€ке), а пастырство требовало больших усилий и самоотречени€. ¬ —Ўј (штат ѕенсильвани€) и в  анаде св€той служил ѕравославной ÷еркви почти двенадцать лет.

ѕо возвращении в ≈вропу о. ¬асилий стал в 1912 г. насто€телем православного прихода в —основце (—илези€). Ќо вскоре пришли т€желые времена - началась ѕерва€ мирова€ война. Ѕеженцем вместе с семьей о. ¬асилий покинул —илезию и поселилс€ в ћоскве в —в€то-јндрониковском монастыре. Ёто были трудные времена. „тобы обеспечить семью, он работал даже на разгрузке вагонов.

ѕосле окончани€ войны св. ¬асилий вернулс€ в —основец, где исполн€л свои пастырские об€занности. Ќо вскоре он начал иной подвиг на ниве ’ристовой Ц приступил к созданию православного пастырства в ¬ойске ѕольском, окормл€€ служивших там православных христиан.

¬ 1921 г. он стал православным воинским пастырем, позже верховным пастырем православного исповедани€ в ¬ойске ѕольском. ≈го возвели также в высокий сан протопресвитера. ѕравославное войсковое пастырство св. ¬асилий возглавл€л следующие полтора дес€тилети€, и эта работа ставила перед ним проблемы особой сложности. —в. ¬асилий был также близким сотрудником первых митрополитов ¬аршавских и все€ ѕольши Ц ёри€ и ƒиониси€. ѕринимал участие в подготовке получени€ ѕравославной ÷ерковью ѕольши автокефалии.

ѕосле ухода на заслуженный отдых св. ¬асилий вернулс€ в родные кра€ на √рубешовщину и вместе с супругой и дочерьми поселилс€ в “ератине. »менно там пережил трагические годы ¬торой мировой войны.

ƒл€ мученика ¬асили€ √олгофа пришла тогда, когда многие уже наслаждались миром. ¬елика была ненависть к старенькому православному св€щеннику: в —трастную ѕ€тницу 1945 года, в год окончани€ войны, на его дом напали. ¬ этот особенный дл€ каждого христианина день, пережив великие страдани€, св. ¬асилий прин€л венец мученичества, отдава€ свою жизнь за св€тую ѕравославную ¬еру.

“ело о. ¬асили€ было погребено на тератинском кладбище. ¬ окт€бре 1963 г. его останки перевезли в ¬аршаву и захоронили на православном кладбище на ¬оле. ¬ начале 2003 г. были обретены мощи св€того, которые ныне наход€тс€ в храме св. »оанна Ћествичника в ¬аршаве.


—в. св€щенномученик ѕавел со св. мученицей »оанной.


¬ 1893 г. в селе «аболотцы (уезд Ѕроды) в семье Ўвайков родилс€ св. св€щенномученик ѕавел. ѕосле обучени€ в школе он поступил в ƒуховную семинарию в ≈катеринославе (сегодн€шний ƒнепрпетровск), которую закончил в июне 1918 г. ¬скоре вернулс€ в родные кра€.
¬ 30 лет ѕавел обвенчалс€ с 24-летней »оанной (из Ћотоцких) в храме св. Ќикола€ в деревне Ћуга Ћев€тинские ( ременецкий уезд) на ¬олыни. —путница жизни св€того была родом именно из этих мест. ќна была выпускницей “орговой школы. ћолодые люди, соединенные “аинством брака, создали малую ÷ерковь и вместе несли труды и радости семейной жизни.

¬скоре посв€тили они свою жизнь служению ѕравославной ÷еркви: в сент€бре 1924 г. св. ѕавел из рук митрополита ƒиониси€ прин€л дь€конскую и иерейскую хиротонии, последнюю Ц в храме св. »оанна Ѕогослова в ’олме. —в. »оанна верно поддерживала своего мужа-св€щенника в т€желой работе на ниве ’ристовой. ѕервым местом пастырства новопосв€щенного о. ѕавла стал приход в ѕотоке-√орнем на Ѕелгорайщине.
„ерез несколько лет, в конце 1927 г., ÷ерковь направила св€щенника на Ћемковщину. “ам он проводил пастырскую работу среди лемков, которые возвращались к вере своих предков Ц —в€тому ѕравославию. Ќа Ћемковщине служил в деревн€х —в€ткова€-¬елика€ и ƒешница (уезд ясло).

¬ драматический период преследовани€ ѕравослави€ на ’олмщине в 1938 г 44-летний св€щенник вернулс€ сюда вместе с праведной »оанной и начал служение в православном приходе в —едлиськах на «амойщине. ¬ т€жкие минуты, когда православных заставл€ли отрекатьс€ от своей ÷еркви, о. ѕавел стойко укрепл€л своих прихожан в ѕравославной ¬ере.

¬ годы войны о. ѕавел служил на разных приходах ’олмщины (в частности в —н€тичах). Ќередко его окружала атмосфера вражды и ненависти. ¬месте с праведной »оанной он пережил налет, ограбление, избиение. ¬ 1943 г. его направили на пастырскую работу в √рабовец (√рубешовский уезд). »менно здесь, вместе с мученицей »оанной, св€щенномученик ѕавел обрел дорогу к славе небесной. ¬ день праздника ”спени€ ѕресв€той Ѕогородицы они прин€ли мученический венец, претерпев ужасные страдани€ от рук преступников.


—в. св€щенномученик Ќиколай


—в. св€щенномученик Ќиколай родилс€ в 1907 г. в  отл€чев (∆итомирского уезда) на восточной ¬олыни в семье √ольцов. ѕосле ѕервой мировой войны вместе с родител€ми поселилс€ в древнем городе ¬ладимире-¬олынском. ќщутил призвание к служению ÷еркви и в 30-е годы закончил богословские курсы в Ѕолгарии.

ѕосле окончани€ учебы женилс€. ѕозже, осенью 1935 г., прин€л посв€щение. ћолодого св€щенника направили в деревню ќбша на Ѕелгорайщине, где он стал викарным св€щенником православного прихода в Ѕобицах. ѕастырское служение начал о. Ќиколай в т€желых услови€х, как внештатный св€щенник, и жил лишь на пожертвовани€ верных. ¬ услови€х давлени€ на ѕравославную ÷ерковь со стороны государственной администрации не раз оказывалс€ в крайне т€желых ситуаци€х.

«атем его назначили викарным св€щенником в православном приходе в ƒолгоше€х (ƒубенский уезд). ѕозже направили в село  огильно (¬ладимирский уезд), которое было приписано к кафедральному православному приходу во ¬ладимире-¬олынском, где он стал викарным св€щенником собора.

¬ годы войны св. Ќиколай вернулс€ на ’олмщину. —тал насто€телем православного прихода в Ќовоселках возле ѕотуржина на “омашовщине. ¬ эти трагические времена помогал многим люд€м избежать гибели, невзира€ на их происхождение и вероисповедание. ¬ своих действи€х про€вл€л большую решительность и отвагу.
ћученическа€ смерть встретила его вместе с группой прихожан в апреле 1944 г. в Ќовоселках. «лодеи насильно вывели св€щенника из храма, где он перед этим совершил “аинство  рещени€, отвели за село, перед смертью пытали и убили.

—в€щенномученика Ќикола€ похоронили в Ќовоселках, р€дом с тем местом, где сто€л храм, разрушенный в 1938 г. “очное место погребени€ мощей св€того не установлено. —ейчас на этом месте пахотна€ земл€.

—в. св€щенномученик Ћев


—в. св€щенномученик Ћев родом из тесно св€занной с ’олмщиной семьи  оробчуков. –одилс€ он далеко от родной земли Ц в 1919 г. ярославской губернии (–осси€), куда его родители бежали в годы войны.

¬скоре они вернулись на ’олмщину, где его отец, благоговейный пастырь о. √авриил, стал насто€телем православного прихода в  ульне (Ѕелгорайский уезд). ѕосле окончани€ средних школ в ѕеремышле и во Ћьвове молодой Ћев в 1936 г. поступил в школу чтецов при яблочинском монастыре, которую окончил в 1939 г.

¬ т€желые годы войны ѕравославна€ ÷ерковь поручила ему об€занности чтеца в православном приходе в ¬ербковичах на ’олмщине. ¬скоре он женилс€. ¬ 1942 г. прин€л в ’олме дь€конскую и иерейскую хиротонии от архиепископа ’олмского и ѕодл€шского »лариона, начина€ свой св€щеннический подвиг. —начала молодой пастырь служил в ’олме, где ему доверили разные об€занности в епархиальных учреждени€х возрожденной ’олмско-ѕодл€шской епархии.

Ќо в скором времени его направили на особо трудную и ответственную пастырскую работу на √рубешовщине, на приход в Ћасков. ћолодой св€щенник с преданностью трудилс€ на ниве ’ристовой, служил Ѕогу и своей пастве в т€желые времена войны. Ќеоднократно на его дом совершались нападени€.

¬енец мученичества молодой св€щенник прин€л вместе с двум€ сотн€ми своих верных чад, в Ћаскове 10 марта 1944 г. ѕеред смертью он претерпел великие страдани€.
“ело мученика сначала погребли на месте его смерти. „ерез несколько недель останки о. Ћьва похоронили на кладбище в деревне Ћасков. “очное место погребени€ в насто€щее врем€ не известно.

—в. св€щенномученик ѕетр


—в. св€щенномученик ѕетр родилс€ в 1891 г. в деревне “арнаватка (“омашевский уезд). ¬ 1908 г. закончил школу. ¬ годы ѕервой мировой войны будущий пастырь и св€той работал учителем.

“ридцатилетний ѕетр ќгризенко ощутил призвание к церковному служению и поступил в ¬олынскую духовную семинарию в  ременце. ѕосле окончани€ в 1923 г. семинарии женилс€. ¬ декабре этого же года в  ременце прин€л дь€конское и св€щенническое посв€щение от епископа Ћюблинского јнтони€. Ќа прот€жении нескольких лет о. ѕетр был св€щенником ¬олынской епархии. —лужил на многих приходах ¬ладимирского, ƒубенского, Ћуцкого, √ороховского уездов.

¬ 1939 г. ¬олынь оказалась под властью богоборческого режима, о. ѕетр вернулс€ на родную ’олмскую землю Ц на “омашовщину. ѕоселилс€ в селе —умин, а вскоре стал насто€телем прихода в ћоратине. ¬ ревностной пастырской работе, которую проводил в т€желых военных услови€х, св€щенник особое внимание удел€л молодежи.
ћученическую смерть прин€л в селе „ортовец («амойский уезд), которое входило в его приход. ¬ апреле 1944 г. на —трастной —едмице, в ¬еликий ѕонедельник, о. ѕетр служил Ѕожественную Ћитургию дл€ молодежи вместе с великопостной исповедью. —в€щенника в церковном облачении вывели из церкви. ѕотом сорвали с него облачение, отвели за село и жестоко замучили. “ело мученика, веро€тно, погребено на лугах на месте страданий. ѕока место захоронени€ мученика не установлено.

—в. св€щенномученик —ергий


—в. св€щенномученик —ергий родилс€ в 1915 г. в деревне Ўиховичи возле √рубешова в благочестивой семье «ахарчуков. ≈го отец, о. Ќиколай, был дь€коном и известным регентом церковных хоров на √рубешовщине. ћать св€того, ћари€, после смерти мужа поступила в  орецкий монастырь на ¬олыни. ѕодготовку к св€щенническому служению —ергий прошел в ¬олынской духовной семинарии и в школе чтецов при яблочинском —в€то-ќнуфриевском монастыре. ѕосле женитьбы, накануне ¬торой мировой войны, прин€л св€щеннический сан.

Ќовопосв€щенный о. —ергий был направлен на пастырское служение на приход в Ќаброже на “омашовщине, где в 1938 г. был разрушен храм.  ак православный св€щенник, посто€нно подвергалс€ бесчисленным опасност€м.

¬ мае 1943 г. на дом св€щенника в Ќаброже было совершено нападение. ƒвадцативосьмилетнего пастыр€ подвергли жестоким пыткам, и он прин€л мученическую смерть. ѕреступники осквернили также домашний храм.

ћученика похоронили на православном кладбище в его родной деревне Ц Ўиховичах. ¬есной 2003 г. открыли могилу св€того и обрели его мощи. ќни помещены в кафедральном храме в ’олме.

—в. преподобномученик »гнатий


—в. преподобномученик »гнатий родилс€ в шестидес€тых годах ’I’ в. ћестом его духовных подвигов стал яблочинский —в€то-ќнуфриевский монастырь Ц твердын€ св€того ѕравослави€ на левом берегу Ѕуга. ћонашеский постриг прин€л с именем »гнатий.

ќн пользовалс€ большим авторитетом среди местного православного народа. „ас великих испытаний пришел дл€ него, как и дл€ всей братии яблочинской обители, в годы ¬торой мировой войны. ћонастырь тогда находилс€ в особенно т€желых услови€х.
—амой драматической минутой в военной истории монастыр€ стала ночь с 9 на 10 августа 1942 г., когда военный отр€д совершил нападение на обитель. ѕреступники подожгли монастырские дома и не позвол€ли монахам гасить пожар, угрожа€ расстрелом. „асть монахов, в том числе св. »гнатий, пр€талась в монастырском саду. ѕреподобномученик »гнатий решил вернутьс€, подн€лс€ на колокольню и начал звонить в набат Ђтревогуї. ¬став на защиту монастыр€, он прин€л мученическую смерть.

ѕреподрбномученика »гнати€ похоронили на монастырском кладбище. ¬есной 2003 г. могила св€того была открыта. ћощи св. преподобномученика »гнати€ помещены в соборе.

“ыс€челетнее свидетельство ѕравослави€ на ’олмско-ѕодл€шской земле

√ригорий  упри€нович


ƒень 8 июн€ 2003 г. Ц один из важнейших в тыс€челетней истории ѕравослави€ на ’олмско-ѕодл€шской земле. ќбщецерковное прославление новомучеников ’олмских и ѕодл€шских ’’ века Ц это признание ÷ерковью глубокой веры православного народа ’олмщины и ѕодл€шь€.

’олм Ц древн€€ столица ’олмской земли и на прот€жении веков центр духовной жизни региона Ц сегодн€ €вл€етс€ местом щедрого урожа€ веры, местом важным дл€ всего ѕравослави€.

ѕравославие на ’олмщине и ѕодл€шье имеет тыс€челетнюю традицию. ѕравославна€ ÷ерковь переживала здесь периоды расцвета, но были в ее истории и трагические времена. ≈е судьба в большой степени обусловлена тем, что эти земли были окраинными восточнослав€нскими земл€ми, западным рубежом византийской цивилизации. Ќа прот€жении всей своей истории ’олмщина и ѕодл€шье были территорией столкновени€ восточного православного христианства с миром западного христианства и латинской культуры, и одновременно местом встречи двух этносов Ц украинского и польского.

Ќе вызывает сомнений, что крещение земель на левом берегу среднего Ѕуга было совершено в православной традиции. Ёто произошло после официального прин€ти€ ѕравослави€ св€тым кн€зем ¬ладимиром ¬еликим и  рещени€ –уси (988 г.), к которой относились тогда ’олмские и ѕодл€шские земли.

ѕрин€тие –усью христианства из ¬изантии обусловило дальнейшее историческое и культурное развитие земель ѕобужь€. ќбычно христианизаци€ была долговременным процессом, тем более, что земли между ¬епрем и Ѕугом были удалены от киевского центра. —оздание основ приходской сети продолжалось здесь на прот€жении ’I-’II веков. Ётот процесс стал более интенсивным после создани€ в недалеком ¬ладимире-¬олынском православной епархии. ”же тогда по€вились здесь первые монастыри.

Ќова€ эпоха в истории этих земель началась со входом ѕобужь€ в состав √алицко-¬олынского кн€жества. «начение их заметно возросло, когда кн€зь ƒаниил –оманович (√алицкий) перенес столицу своего государства из ”гровесска в ’олм. Ётот город также стал центром церковной жизни региона, когда кн€зь ƒаниил Ц наверное, в конце тридцатых годов ’III века Ц переместил сюда епископскую кафедру (основанную ранее в ”гровесске).
¬новь созданна€ ’олмска€ православна€ епархи€ охватывала западные окраины –уси и входила в состав  иевской митрополии.

’олмский собор стал главным храмом региона, а также местом захоронени€ местных кн€зей и холмских епископов. »менно здесь помещена привезенна€ из  онстантинопол€ икона Ѕожией ћатери, названна€ позже ’олмской.  н€жеский период, когда эти земли входили состав русских кн€жеств, а ѕравославна€ ÷ерковь находилась под покровительством властителей, продолжалс€ до половины ’IV века.

¬хождение надбужских земель в состав ѕольши и Ћитвы, а потом польско-литовского государства, изменило положение ѕравославной ÷еркви. ѕравославие становилось вероисповеданием второстепенным, свойственным меньшинству, на него распростран€лись различные юридические ограничени€. Ќо приходска€ сеть ѕравославной ÷еркви не уменьшалась, а наоборот Ц даже развивалась: строились новые церкви, монастыри, что свидетельствовало о стойкости местной русской православной общественности, не смотр€ на неблагопри€тные политические услови€. Ёто было значимым еще потому, что ¬ладимирска€ и ’олмска€ епархии были, нар€ду с ѕеремышльской, наиболее западными епархи€ми  иевской православной митрополии.

¬ ’VI-’VII веках значительную роль в церковной жизни играли церковные братства. ќни действовали, в частности, в «амостье (1604 г.), Ћюблине (1586 г.),  расноставе (1589 г.). —имволичным свидетельством св€зи этих земель с православным миром был визит в «амостье в 1589 г.  онстантинопольского ѕатриарха »еремии, в юрисдикции которого находилась ѕравославна€ ÷ерковь –ечи ѕосполитой.

 онец ’VI в. положил начало новому Ц т€желому и трагическому Ц периоду в истории ѕравослави€ на земле ’олмской и ѕодл€шской. Ѕрестска€ уни€ (1596 г.) привела к лишению ѕравославной ÷еркви ее прежних прав, фактически ставила ее вне закона. ’от€ ’олмский и ¬ладимирский епископы прин€ли унию, большинство верующих и духовенства сохранили веру своих предков.

Ќесколько следующих дес€тилетий ’VI в. стали временем борьбы православных за свои права, временем преследований и мученичества за ѕравославную ¬еру. —имволом этого мученичества стал св€щенномученик јфанасий Ѕрестский. ¬ течение этого столети€ дважды (1620, 1651 гг.) возрождали ’олмскую православную епархию, но давление и преследовани€ со стороны униатов и государственных властей были такими сильными, что многие приходы и монастыри отходили от ѕравослави€.

¬ ’VIII в. роль ѕравослави€ на этой земле, казалось, совсем умалилась. ќдним из немногих мест, где непрестанно горел свет ѕравославной ¬еры, оставалс€ монастырь прп. ќнуфри€ ¬еликого в яблочине. —реди верующих, в большинстве уже униатов, сохран€лась пам€ть о наследии св. кн€з€ ¬ладимира ¬еликого, о восточных истоках духовности. »менно из этого источника выросло позже стремление вернутьс€ к вере предков Ц ѕравославию.

— началом ’I’ в. изменились политические обсто€тельства Ц ’олмщина и ёжное ѕодл€шье вошли в состав ÷арства ѕольского, которое было объединено союзом с –оссийской империей. — сороковых годов ’I’ в. были прин€ты меры дл€ возвращени€ местных униатов к восточным корн€м. ¬ 1875 г. состо€лось формальное возвращение в ѕравославие обитателей ’олмщины и ёжного ѕодл€шь€.   сожалению, политические обсто€тельства и несоответствующие меры, которые примен€лись при возвращении ѕравослави€, привели к тому, что около 180 тыс€ч чад ’олмщины и ѕодл€шь€ вскоре полностью порвали с восточно-христианской традицией своих предков.

¬ 1905 г. дл€ утверждени€ православных традиций этих земель была восстановлена ’олмска€ православна€ епархи€, созданы несколько новых монастырей. ¬скоре началась ѕерва€ мирова€ война. ¬ 1915 г. большинство местного православного населени€ была эвакуировано вглубь –оссийской империи, возвращение беженцев состо€лось только через несколько лет.

¬ 1918 году земли ’олма и ѕодл€шь€ вошли в состав ѕольского государства (1918 г.). ¬ новых услови€х ѕравославна€ ÷ерковь воспринималась польскими власт€ми враждебно. ’от€ формально она имела гарантированные права, но на практике государственные власти вс€чески уничтожали ее: уменьшали количество приходов, разрушали храмы, дискриминировали православных.  атолическа€ церковь делала все, чтобы переманить православных в латинский обр€д. ќднако ѕравославие в ’олмско-ѕодл€шской земле сохран€лось.

—амые трагические минуты пришли дл€ ѕравославной ÷еркви в 1938-1939 гг., когда государственна€ власть проводила здесь Ђполонизационно-ревиндикационную акциюї: было разрушено более 120 православных храмов, открыто преследовали православных, а более дес€ти тыс€ч людей были вынуждены перейти в католицизм.

¬ это врем€ часть сынов ’олмщины и ѕодл€шь€ находились также на территории ———–, где в двадцатых, тридцатых годах велась открыта€ борьба с религией. —реди мучеников и исповедников, которые засвидетельствовали там свою веру, были также люди родом из ’олмской епархии. ƒвух из них сестринские ѕравославные ÷еркви причислили уже к лику св€тых: это св. св€щенномученик ќнуфрий (√агалюк), рожденный в западной части епархии, и прп. Ћеонтий (—тасевич), родом из “арнагорода.

ѕосле т€желых лет 1938-1939 гг. пришло дл€ ’олмщины и ѕодл€шь€ еще более горькое врем€. ¬тора€ мирова€ война стала периодом высвобождением наихудших человеческих инстинктов и ненависти. Ќо парадоксальным образом период войны стал временем, когда возможным стало возрождение структур ѕравославной ÷еркви на ’олмщине и ѕодл€шье. ¬озродилась ’олмско-ѕодл€шска€ епархи€, которую возглавил архиепископ ’олмский и ѕодл€шский »ларион, был восстановлен р€д приходов, создано много других церковных учреждений. Ёто все вызвало особенную враждебность к ѕравославию. ¬ годы войны и в послевоенное врем€ ѕравославна€ ÷ерковь понесла большие утраты Ц мученической смертью погибли более дес€ти православных св€щенников, свои жизни отдали несколько тыс€ч местного украинского православного населени€. “рагически запечатлелись в пам€ти такие названи€, как —агринь, ћодринь, Ћасков, ¬ерховиныЕ ѕравославный люд ’олмщины и ѕодл€шь€ пережил тогда врем€ великих испытаний и свидетельства веры и верности своей традиции.

ќкончание войны не принесло поко€. ¬ 1944-46 гг. из ’олмщины и ёжного ѕодл€шь€ было выселено в ———– около 190 тыс€ч православных украинцев. ќстальных, около 45 тыс€ч человек, депортировали в рамках акции Ђ¬ислаї (1947 г.) на южные и западные земли ѕольши. ѕочти полностью были ликвидированы структуры ѕравославной ÷еркви. ¬ласти разрешили оставить лишь нескольких православных приходов и яблочинский монастырь.

—итуаци€ изменилась лишь в 50-х годах, когда началось возвращение населени€, депортированного в рамках акции Ђ¬ислаї. “огда были восстановлены православные приходы. ¬ 80-х годах ’’ в. здесь начали строить церкви. «авершением этого процесса стало возрождение в 1989 г. Ћюблинско-’олмской епархии.

—егодн€, на пороге третьего тыс€челети€, после дес€тилетий преследований, депортаций, репрессий, на ’олмщине и ёжном ѕодл€шье осталось немного православных. Ћюблинско-’олмска€ православна€ епархи€ объедин€ет лишь 21 приход и насчитывает всего 50 храмов, разделенных на четыре благочини€. ƒуховной твердыней ѕравослави€ на этой земле €вл€етс€ ставропигиальный монастырь прп. ќнуфри€ ¬еликого в яблочине, подчиненный непосредственно первоиерарху ѕравославной ÷еркви ѕольши. ¬ерные чада этой земли с преданностью и ревностью несут свет веры, свидетельству€ о тыс€челетней традиции ѕравослави€, возрожда€ церковную жизнь под духовным омофором и руководством своего архипастыр€ Ц ¬ысокопреосв€щеннейшего архиепископа Ћюблинского и ’олмского јвел€.

“еперь, когда, казалось бы, ѕравославие в этих земл€х почти уничтожено, православный мир становитс€ свидетелем одного из значительных событий в церковной истории - причисление к лику св€тых ћучеников ’олмских и ѕодл€шских. Ёто событие это доказательство того, что ѕравославна€ ÷ерковь исполн€ет в этой земле свою основную миссию Ц ведет православный народ этой земли ко спасению, укрепл€€ в вере. ћученичество, т.е. наибольшее доказательство преданности ’ристу и —в€той ÷еркви, непреложно свидетельствует об этом. —имволическим €вл€етс€ тот факт, что поместную ѕравославную ÷ерковь, котора€ причислила к лику св€тых ћучеников ’олмских и ѕодл€шских, возглавл€ет именно сын ’олмской земли.

«а всю историю јвтокефальной ѕравославной ÷еркви ѕольши это втора€ канонизаци€ св€тых, которые жили и действовали во врем€ автокефального быти€ ѕольской ѕравославной ÷еркви. —егодн€ ѕравославие на ’олмщине и ѕодл€шье переживает врем€ славы и исполнени€, но не во временном, земном значении, а в духовном, спасительном.

Подготовил Сергей Мельник

31 марта 2005 года

“акже в этом разделе
“рансл€ци€ в формате RSS 2.0