японска€

ƒва имени в истории японии

—в€той равноапостольный Ќиколай японский / http://na-lazarevskom.ru
—в€той равноапостольный Ќиколай японский / http://na-lazarevskom.ru
Ћичность и труды православного просветител€ японии архиепископа Ќикола€ ( асаткина), 100-летие кончины которого отмечаетс€ в нынешнем году, вызывает интерес как отечественных, так и зарубежных исследователей, в том числе, разумеетс€, €понских. ќригинальный живой €зык св€тител€, запечатленный в его дневниках и письмах (которые ныне, слава Ѕогу, имеютс€ в печатном виде и доступны широкой общественности), искренность и глубина мысли, наблюдательность и тонкий психологизм неизменно покор€ют и прит€гивают к себе вс€кого мало-мальски вдумчивого читател€, а также дают обширное поле работы ученым, специализирующимс€ на истории –оссии и японии конца XIX Ц начала XX столетий. “ема русского духовного присутстви€ в —тране восход€щего солнца, теснейшим образом переплетенна€ с судьбой равноапостольного Ќикола€, не утрачивает своей актуальности и сегодн€. ќчередным свидетельством тому стала состо€вша€с€ в ƒоме русского зарубежь€ встреча московской научной общественности с почетным профессором университета »окогамы ћицуо Ќаганавой.

√ость с ¬остока выступил с докладом на тему Ђƒе€тельность –усской ѕравославной ћиссии в японии в эпоху ћэйдзи (1868Ц1912)ї. ѕериод правлени€ императора ћуцухито, который, вступив на престол после свержени€ сЄгуната “окугавы, прин€л им€ ћэйдзи, что означает Ђпросвещенное правительствої, в истории островного государства был ознаменован отказом от самоизол€ции и становлением его как равноправного с западными державами участника мирового политического процесса. »менно это обсто€тельство, как отметил г-н Ќаганава, благопри€тствовало успеху христианской миссии в японии. Ёпоха ћэйдзи почти полностью совпала со временем апостольского служени€ св€тител€ Ќикола€, в 1860 году по зову сердца прибывшего в страну дл€ просвещени€ местных жителей светом ’ристова учени€.

»мператор ћэйдзи
»мператор ћэйдзи
 ак напомнил профессор из японии, нива, на которой предсто€ло трудитьс€ молодому иеромонаху, выпускнику —анкт-ѕетербургской духовной академии, была не вовсе невозделанной Ц впервые с христианским учением €понцы познакомились еще в XVI столетии при участии католических миссионеров, позднее изгнанных власт€ми из страны. ¬след за изгнанием иностранных проповедников последовали репрессии в отношении новообращенных христиан: дес€тки тыс€ч человек, отказавшихс€ отречьс€ от веры, были жестоко казнены, многие сосланы. Ќа 200 лет япони€ была закрыта дл€ проповеди, но все это врем€ уцелевшие в гонени€х христиане хранили полученный ими драгоценный залог вечной жизни, передава€ его из поколени€ в поколение. “айна€ катакомбна€ христианска€ община, не имевша€ св€щенников, возглавл€ема€ особой иерархией из мир€н, просуществовала до 70-х годов XIX столети€, когда запрет на де€тельность иностранных миссионеров был законодательно отменен. ƒокладчик отметил, что реставраци€ монархии в японии и сопутствовавшие этому законодательные преобразовани€ символизировали дл€ части жителей коренной поворот в жизни страны. ƒл€ многих из них именно христианство стало олицетворением новой японии.

—обыти€ политической жизни непосредственно вли€ли на ход православной миссии.  ак рассказал ученый, среди первых последователей православного учени€, обращенных €понцем ѕавлом —авабе Ц верным учеником отца Ќикола€, впоследствии ставшим св€щенником, было немало молодых самураев. ќни происходили из знатных семей, выступивших в поддержку сЄгуна и оказавшихс€ в стане побежденных. Ёти люди, обладавшие хорошим образованием и интеллектуальным потенциалом, оказались способны лучше многих восприн€ть евангельское благовестие. ѕредставител€м оппозиционных кланов в €понском обществе отводились только второстепенные незначительные должности, а в христианстве, призывавшем к равенству всех перед “ворцом и отрицавшем сословные различи€, молодые люди увидели и новую возможность социального преобразовани€ страны. ќни же, порой подверга€сь ссылкам за отход от национальных верований и традиций, зачастую выступали проводниками нового учени€ в других област€х японии, в том числе и среди представителей низших классов.

–азумеетс€, в докладе не раз отмечалось, что ключевой фигурой –усской православной миссии в японии был св€титель Ќиколай, личное оба€ние и духовна€ мудрость которого, а также глубокое уважение к народу и стране, где он совершал свой апостольский подвиг, сыграли огромную роль в привлечении местных жителей ко ’ристу. «римым итогом де€тельности миссии, руководимой им, стало создание японской ѕравославной ÷еркви. Ђќн оставил потомкам собор, 8 храмов, 175 церквей, 276 приходов, вырастил одного епископа, 34 св€щенника, 8 диаконов, 115 проповедников. ќбщее число православных верующих достигло 34 110 человекї, Ц отметил профессор Ќаганава, подчеркнув, что ѕравославие укоренилось главным образом в беднейших северных районах страны. ѕотомки тех христиан и поныне составл€ют основу ѕоместной японской ÷еркви.

Ќа встрече с профессором ћицуо Ќаганавой
Ќа встрече с профессором ћицуо Ќаганавой
ќбширный доклад был проиллюстрирован уникальными фотоснимками XIX Ц начала XX веков, запечатлевшими первых св€щеннослужителей и проповедников ѕравослави€ в японии, выпускников и выпускниц основанных св€тителем Ќиколаем в “окио и ’акодате духовных училищ. Ѕольшой интерес слушателей вызвал рассказ о печатных органах этих учебных заведений Ц журналах Ђѕравославные новостиї, Ђƒуховный мирї, Ђ—кромностьї. ¬ыходившие небольшими тиражами и практически прекратившиес€ со смертью архиепископа Ќикола€, они, тем не менее, внесли свой значимый вклад в приобщение православных €понцев к русской духовной культуре.   сожалению, больша€ часть библиотеки, где хранились подшивки этих уникальных журналов, погибла в пожаре 1923 года, как и многа€ друга€ литература, издававша€с€ миссией.

ѕоздний период эпохи ћэйдзи характеризовалс€ усилением национализма, стремлением €понцев духовно сплотитьс€ вокруг императора, статус которого в первых строках конституции страны был определен как живое воплощение божества. — этого момента число христиан перестало расти и, как отметил профессор Ќаганава, никогда более не превышало 1% от всего населени€ страны. ƒе€тельность православной миссии, подчеркнул он, страдала от негативных представлений €понцев о –оссии. ¬ глазах простых обывателей она выгл€дела варварской страной, несущей угрозу. ѕравославные €понцы подозревались в предательстве и шпионаже и потому часто подвергались гонени€м. —вою роль сыграло и экономическое соперничество –оссии и японии в юго-восточной јзии. Ќарастание противосто€ни€ завершилось войной 1904Ц1905 годов, в которой –оссии было нанесено поражение, что, в свою очередь, отрицательно повли€ло на приобщение €понцев к ѕравославию. Ќо все же благодар€ трудам миссионеров оно укоренилось в стране и принесло свои благие плоды.

јрхиепископ Ќиколай скончалс€ в один год с императором ћуцухитоЦћэйдзи, и эти два имени навсегда оказались вместе вписанными в историю японии.

¬ заключение своего выступлени€ ученый ответил на вопросы присутствующих, в числе которых оказались представители ведущих православных учебных заведений ћосквы. ќн подчеркнул, что интерес к теме русского православного присутстви€ среди €понских коллег, в том числе и молодых, достаточно велик. ћногих специалистов привлекают дневники св€тител€ Ќикола€, которые были целиком переведены и изданы на €понском €зыке. „асть архива миссии была перевезена в –оссию, как предполагаетс€, сподвижником св€тител€ Ќикола€ и его преемником митрополитом “окийским —ергием (“ихомировым) и еще ждет своих исследователей.

Ольга Кирьянова

20 феврал€ 2012 года

    ¬аш комментарий

    «десь ¬ы можете оставить свой комментарий к данной статье. ¬се комментарии будут прочитаны редакцией портала ѕравославие.Ru.

    ¬аш комментарий:
    ¬аше им€:
    ¬аш e-mail:
    (опубликован не будет)
    ¬ведите число,
    напечатанное
    на картинке: