√рузинска€

—хиигумени€ »оанна: Ђ√рузинский ѕатриарх призвал паству молитьс€ русским св€тымї

јнна ≈рахтина

¬ феврале ћоскву посетила делегаци€ √рузинской ѕравославной ÷еркви во главе с митрополитом јлавердским ƒавидом (ћахарадзе), чтобы забрать в јлавердский монастырь св. √еорги€ (√рузи€) иконы преп. —ерги€ –адонежского и —обора препп. ќптинских старцев, написанные мастерами иконописной школы ћосковской духовной академии. ќ том, как прошла эта поездка, о грузинском монашестве и старце √аврииле (”ргебадзе) порталу ѕравославие.Ru рассказала насто€тельница монастыр€ в честь ’ахульской иконы Ѕожией ћатери (Ќова€ Ўуамта) схиигумени€ »оанна.

—хиигумени€ »оанна —хиигумени€ »оанна
Ч ћатушка »оанна, расскажите, почему в јлавердском монастыре заказали иконы преподобного —ерге€ –адонежского и —обора преподобных старцев ќптинских?

Ч ƒело в том, что в 2008 году, когда была ужасна€ война между √рузией и –оссией, —в€тейший  атоликос-ѕатриарх все€ √рузии »ли€ II обратилс€ к пастве с такими словами: Ђќбращайтесь к русским св€тым, молитесь русским св€тым, просите ихї.

—ейчас € воспринимаю эти слова не только как призыв к пастве искать небесной помощи, но и как желание —в€тейшего ѕатриарха удержать паству в любви ’ристовой. ¬ 2012 году по благословению јввы јлавердского митрополита ƒавида благочестивыми христианами были заказаны две эти иконы в иконописной школе ћосковской духовной академии дл€ јлавердского монастыр€. ÷елью нашей поездки стало перенесение св€тых икон в √рузию, в јлавердский монастырь св. великомученика √еорги€.

ћы благодарим √оспода, ƒавшего нам желание, силы и благословение на эту поездку, котора€ совершилась чудесным образом. ћитрополит јлавердский ƒавид (ћахарадзе), который руководил нашей паломнической группой, отслужил четыре литургии: в “роице-—ергиевой Ћавре у св€тых мощей преподобного —ерги€, в храме великомученика √еорги€ ѕобедоносца в √рузинах, в ƒонском ставропигиальном мужском монастыре и в монастыре ќптина ѕустынь.

¬ √рузии знают и люб€т известную молитву ќптинских старцев: Ђ√осподи, дай мне силу с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день...ї. ќна переведена на гру≠зин≠ский €зык.

ћногие хорошо знают не только их жити€, но и их духовное наследие Ц письма и поучени€. “еперь в јлавердском храме св. √еорги€ будет находитьс€ икона —о≠бора преподобных ќптинских старцев, осв€щенна€ у их св€тых мощей. ƒу≠маю, что у еще большего количества верующих зародитс€ желание обратитьс€ к ним с молитвой. ƒа помогут нам их молитвы и ходатайство перед √осподом!

Ќоводевичий монастырь. ‘ото: ¬иктор  орнюшин Ќоводевичий монастырь. ‘ото: ¬иктор  орнюшин
††††

Ч ќдним из пунктов вашей программы в –оссии был Ќоводевичий монас≠тырь. „то вам больше всего запомнилось?

Ч —в€тын€ Ќоводевичьего монастыр€, конечно, оставл€ет глубокое впечатле≠ние, наверное, на всех, посещающих этот монастырь. „удотворна€ —мо≠ленска€ икона Ѕожией ћатери, »верска€ икона Ѕожией ћатери, чудные фрески, архитек≠турный ансамбль, иконостасы, восстановленна€ в этих стенах монашеска€ жизнь, Ц все это очень радует сердце. ѕри встрече с матушкой насто€тельницей игуменией ћаргаритой мы узнали, что она одновременно несет послушание директора музе€ Ќоводевичьего монастыр€. Ќесмотр€ на то, что кажда€ монашеска€ душа стремитс€ к уединению, если нужно ћатери ÷еркви, надо нести и такое послушание. ѕомоги ей √осподи!

Ч Ѕыли ли вы в –оссии до этой поездки? ≈сли да, то когда и что изменилось с тех пор?

Ч ¬споминаетс€ мой приезд в –оссию в студенческие годы, насколько € помню, это был 1985 г. ћы были в —уздале, ¬ладимире и ћоскве. ѕомню впечатление: храмы, превращенные в музеи, сто€щие в величественном молчании, а вокруг страшна€ советска€ действительность... я тогда ничего не знала о ÷еркви, тем более не знала о ее исповеднической жизни в те годы.

ѕосле этого в 2006 г. мне, уже как монахине, √осподь благословил на один день приехать в ƒивеево. » сейчас вот приехать вместе с паломнической группой.  онечно, люд€м, которые помн€т 1980-е годы, невозможно не заметить духовное возрождение: открыты монастыри, восстановлены до основани€ разрушенные церкви, при≠числены к лику св€тых Ќовомученики ÷еркви, которые сохранили дл€ нас христианскую веру. —лава Ѕогу!

—реди наших паломников были молодые люди, которые первый раз посетили –оссию. “от политический кризис, который переживают наши страны, конечно, отразилс€ и на православных сердцах. ќни, € бы сказала, очень эмоционально восприни≠мали каждое про€вление любви и человеческого тепла со стороны духовенства и простых верующих. ј мы это встречали на каждом шагу.

ѕам€тник Ћенина, просп. Ћенина и все, св€занное с его именем, конечно, вызывают вопросы... ’от€ лично мен€ обрадовал и абсолютно удовлетворил ответ одного русского иерарха: Ђќн нам не мешаетї. Ёто слова мужественного ар≠хи≠пастыр€. Ќо пока еще сто€щие пам€тники Ћенина говор€т, наверное, о том, что темные силы только затаились.

Ч  ак на сегодн€шний день идет воцерковление молодых людей в √рузии? ћного ли молодежи приходит в храмы?

Ч Ќеисповедимыми пут€ми √осподними приход€т и молодые люди в ÷ерковь. ƒл€ √рузинской ѕравославной ÷еркви €вл€етс€ характерным множество моло≠дежи.

»гумении “аисии, духовной дочери св. »оанна  ронштадского, принадлежат слова: ЂЌе слепо и безотчетно € верую, а сознательно, понима€ Ч во что, почему и как веруюї. ’отелось бы, чтобы молодые люди понимали веру душой и сердцем.

ћонастырь јлаверди. ‘ото: »горь  ал€дин ћонастырь јлаверди. ‘ото: »горь  ал€дин
††††

Ч –асскажите немного об истории јлавердского монастыр€ св€того √еорги€.

јлавердский монастырь св. великомученика √еорги€ был основан в VI веке. ≈го основателем €вл€етс€ преподобный јвва »осиф јлавердский. ќн же €вл€етс€ первым епископом этой местности, поэтому все алавердские архиереи нос€т титул Ђјвва јлавердскийї.

ѕреподобный »осиф был одним из 13 сирийских отцов, которых во главе с преп. »оанном «едазнийским ѕресв€та€ Ѕогородица направила в √рузию дл€ укреплени€ в вере грузинского народа, прин€вшего христианство от св. равноапостольной Ќины в начале IV века.

¬споминаетс€ одна из проповедей митрополита ƒавида, в которой он сказал: Ђѕресв€та€ Ѕогородица направила в √рузию 13 боголюбивых иноков, отцов, а не золото, драгоценности или оружие. Ётим ќна открыла нам, на что должна наде€тьс€ и уповать страна в беде. ƒл€ нас оружие и сила Ч славословие и любовь к √осподу. —егодн€ наш народ должен знать: ћатерь Ѕожи€ в VI веке дала бесподобный пример того, что во всех нуждах и затруднени€х спастись можно только Ѕогомї.

ѕреподобные сирийские отцы ѕреподобные сирийские отцы
††††

—в€тые сирийские отцы €вл€ютс€ основоположниками киновиального (обще≠жительного) монашества в √рузии. ѕо преданию преп. »осиф јлавердский на груди носил крест, высеченный из древа ∆ивотвор€щего  реста √осподн€, с которым ќн и был погребен. Ётим объ€сн€етс€ тот факт, что особенным поклонением с самого момента основани€ монастыр€ был отмечен праздник ¬оздвижени€  реста √осподн€. ѕозже, в XVI веке за освобождение »еру≠салима от турок-сельджуков и обнoвление храма ¬оскресени€ ’ристова, »ерусалимский ѕатриарх √ерман передал в дар √рузинскому царю Ћеону большую часть ∆ивотвор€щего  реста √осподн€, котора€ была торжественно встречена народом в јлавердском соборе. «десь же в XVII в. грузинский царь “еймураз I встречал св€тые мощи своей матери Ч великомученицы царицы  етеван, котора€ после долгих лет заточени€ прин€ла мученическую смерть в ѕерсии. ќна €вл€етс€ воистину Ђорлицей из гнезда Ѕагратиониї, как пишет о ней архимандрит –афаил ( арелин). ≈Є св€тые мощи поко€тс€ под престолом јлавердского собора.

ќсобо почитаемыми престольными праздниками монастыр€ €вл€ютс€: дни пам€ти св. великомученика √еорги€, преп. »осифа јлавердского, св. вмч.  етеван и ¬оздвижение  реста √осподн€.

¬ VI веке преп. »осифом јлавердским была построена небольша€ церковь, где он и был погребен. ѕозднее, в XI в. царем  вирике II был возведен благолепный јлавердский собор во им€ св. √еорги€, в северной части которого обрела место усыпальница преп. отца »осифа.

’ахульска€ икона Ѕожией ћатери из монастыр€ Ќова€ Ўуамта. XVI в. ’ахульска€ икона Ѕожией ћатери из монастыр€ Ќова€ Ўуамта. XVI в.
јлавердский монастырь и его главный собор занимают значительное место в истории √рузии. ≈му всегда удел€лось особое внимание со стороны грузинских царей.

¬ XII в., объедин€€ √рузию в единое государство, св. царь ƒавид —троитель сделал настенную надпись в алтаре јлавердского собора.

¬ XVII веке на праздник ¬оздвижени€  реста √осподн€ из јлавердского монастыр€ началось восстание грузинского народа против персидского ига под предводительством св. мучеников Ч кн€зей Ўалвы, Ѕидзины и ≈лизбара. Ѕлаженный  атоликос ¬иссарион свидетельствует, что во врем€ этой битвы христиане видели в воздухе прекрасного юношу на белом коне, св. вмч. √еорги€, который предводительствовал грузинским войском и даровал победу над превосход€щими силами противника.

¬ 1922 году в јлавердском монастыре от руки большевиков был зверски убит јлавердский епископ ѕирос (ќкропиридзе). —оветское врем€ оставило в монастыре печальное наследие Ч разруху и опустошение. ћужской монас≠тырь здесь был восстановлен в 2005 году.

—егодн€ при немногочисленной братии возобновл€ютс€ монашеские традиции, каждый день служитс€ Ѕожественна€ литурги€. »дут восста≠но≠вительные и реставрационные работы, восстанавливаетс€ монастырское хо≠з€йство. ”спешно ведЄтс€ пчеловодческое хоз€йство, но особо надо отметить монастырское виноделие, которое €вл€етс€ традиционным не только дл€ мо≠настыр€, но и дл€ всей нашей страны.

√рузинска€ традиционна€ технологи€ изготовлени€ вина в квеври (в специ≠альной глин€ной посуде, помещЄнной в земле) насчитывает 8000 лет. ¬ 2013 году древнегрузинска€ технологи€ изготовлени€ вина в квеври была занесена в списки нематериального всемирного культурного наследи€ международной организацией UNESCO.   этому делу вместе с государством большие усили€ приложили јвва јлавердский митрополит ƒавид и брати€ монастыр€.

ƒобросовестный монашеский молитвенный труд дал плод государс≠твен≠ного значени€ и внЄс свой вклад в сохранение всемирного культурного насле≠ди€.

ћтрополит јлавердский ƒавид (ћахарадзе). ‘ото: ¬ладимир ≈штокин ћтрополит јлавердский ƒавид (ћахарадзе). ‘ото: ¬ладимир ≈штокин
††††

††

Ќынешний насто€тель јлавердского монастыр€ митро≠полит ƒавид так отзываетс€ об јлавердском монастыре:

Ђѕо своему духу и многолепию јлаверды Ц это монастырь царского величи€ и монашеской простоты. Ёти два свойства крепко слиты в нЄм. Ќелегко быть царЄм и одновременно простым странником, у которого ничего нет, кроме преданности и любви к Ѕогу. я так воспринимаю јлаверды. ∆елал бы, чтоб он всегда отличалс€ этим свойством, и живущие в этом монастыре имели это царское достоинство и обладали монашеским смирением и простотойї.

Ч —колько сейчас насельников в монастыре, каковы их основные послу≠шани€?

Ч —егодн€ в нашем монастыре проживают двадцать насельниц. ƒве монахини посто€нно пребывают в митрополии и помогают в епархиальных делах. “ри сестры наход€тс€ на подворье монастыр€ Ќова€ Ўуамта Ц в обители св. »оанна  рестител€ в “билиси, где находитс€ издательство нашего монастыр€. ќстальные сЄстры труд€тс€ на разных послушани€х. ¬ монастыре пекутс€ просфоры и делаютс€ свечи из чистого воска не только дл€ обители, но и дл€ храмов всей епархии, занимаютс€ хоз€йством, различными рукодели€ми, а также перево≠дом и изданием духовной литературы.

Ч ѕомогает ли как-то ваш монастырь окрестным приходам?

Ч ¬ наш монастырь приезжают многие верующие из разных приходов. —в€той преп. »оанн Ћествичник говорит: Ђ—вет монахов суть ангелы, а свет дл€ всех человеков Ц монашеское житиеї. ќдна молода€ девушка, котора€ уехала на учебу за границу и котора€ часто с детства приезжала в наш монастырь, говорила мне, что ночью, когда она видела мерцающие огоньки города, она думала о лампадах, гор€щих перед св€тыми иконами в монастыре.

ћонастырь в честь ’ахульской иконы Ѕожией ћатери, Ќова€ Ўуамта ћонастырь в честь ’ахульской иконы Ѕожией ћатери, Ќова€ Ўуамта
††††

—оприкосновение с каждым монастырем зажигает в душах людей лампаду веры и уповани€ на √оспода, котора€ не должна угасать всю нелегкую чело≠веческую жизнь. ѕриснопам€тный старец ѕаисий —в€тогорец говорил, что монастыри Ц это бастионы ÷еркви. ¬ этом, наверное, и заключаетс€ главна€ помощь монастырей верующим. ’от€, по благословению нашего архиере€, наш монастырь принимает активное участие во всей духовной жизни епархии.

Ч —уществуют разные формы монашеской жизни.  ака€ из них пред≠став≠л€етс€ вам наиболее приемлемой дл€ нашего времени?

Ч  иновиальный (общежительный) образ монашеской жизни, во многом помо≠гает монашествующим в борьбе с главной страстью Ч гордостью. Ћюди, соб≠рав≠шиес€ в одном монастыре или в небольшом братстве, через духовный труд должны жить так, как если бы одна душа пребывала во многих телах. “ак создаЄтс€ истинна€ монашеска€ семь€, которой соответствуют слова псалма: Ђ—е что добро или что красно, но еже жити братии вкупе...ї.  аждый из нас должен выбрать тот путь, который помогает смир€ть свой дух.

Ч ¬ чем, по-вашему, заключаетс€ суть монашеской жизни?

Ч ЂЌепрестанное дело монаха Ч беседа с Ѕогомї. Ёти слова принадлежат св€≠тому —имеону ‘ессалоникийскому. ј преп. —илуан јфонский говорил, что монах делает все, как обыкновенный человек: строит, копает картошку... и никто ни знает, что в душе он носит Ѕога. ћонахи есть и всегда останутс€ Ђрадистамиї ÷еркви, которые передают Ѕогу боль человечества.

Ч  огда лично вы всерьез задумались о монашестве?

Ч  ак только в сознание пришло, что Ђмы вечны, даже если этого не хотимї (так Ч очень хорошо Ч названа книга протоиере€ јндре€ “качева) и как только воцерковилась.

преподобноисповедник √авриил (”ргебадзе) преподобноисповедник √авриил (”ргебадзе)
Ч «нали ли вы преподобного √авриила (”ргебадзе), чьи мощи были обретены 22 феврал€ этого года?  аково его значение дл€ √рузинской ѕравославной ÷еркви?

Ч ћногие из живущих ныне людей тесно общались с отцом √авриилом. я благодар≠на √осподу, что и в моей жизни было соприкосновение с ним.

¬ 1991 году, только что воцерковившись, € на две недели поехала погостить в монастырь св. Ќины в —амтавро, где жил отец √авриил. ѕосле повечери€ он оставалс€ в храме и беседовал с монахин€ми. я не помню содержание этих бесед, помню лишь, как они вли€ли на мен€. —тарец очень хорошо знал —в€щенное ѕиса≠ние (≈вангелие он хорошо знал с 12 лет) и часто его цитировал.  огда он произносил слова ѕисани€, ты понимал, что перед тобой стоит человек, живущий в »стине, нос€щий Ѕога в себе. ќтец √авриил показывал, что и в наше врем€ возможно возлюбить Ѕога всем сердцем своим, всею душою и всем разу≠мением.

 ак-то €, приехав в —амтавро, во дворе монастыр€ встретила насто€тельницу игумению  етеван. ќна вз€ла мен€ за руку и сказала: Ђƒавай спросим про теб€ отца √авриилаї и подвела мен€ к нему. ќн сидел у дверей храма с опущенной головой. ћатушка  етеван сказала ему, что мои родители сильно против€тс€ моему желанию уйти в монастырь, и спросила: Ђ„то вы ей скажете?ї ќтец √авриил, не подни≠ма€ головы, произнес слова √оспода: Ђ то любит отца или мать более, нежели ћен€, не достоин ћен€ї. » в моем сердце сразу зародилось решение: надо возлюбить √оспода! Ќадо решатьс€ на монашество!

—о схиигуменией »оанной
беседовала јнна ≈рахтина

31 марта 2014 года

—мотри также:
 омментарии читателей
2014-04-26
22:24
јнна:
Ћюбима€ √рузи€, мы любим теб€. ¬ –оссии, где бы то ни было, острее боль от раздел€ющих нас сейчас непониманий. ѕомоги нам всем √осподь.
ћы любим вас... ¬сем сердцем и душой.
ћолитесь о нас. :)
ћатерь Ѕожи€ - наша обща€ «аступница...
2014-04-02
21:35
lyudmila t:
низкий поклон спасибо !
мы самыые родные во ’–»—“≈ »»—”—≈ все православные
христиане
почти 80 лет безбожи€ –оссии.... сколько было потерь.....
но снова возрождаетс€ самое главное дл€ чего √ќ—ѕќƒ№ нас произвел
любовь к св€тости и поклонение √ќ—ѕќƒ” ¬севышнему во им€ нашего же спасени€
—Ћј¬ј Ѕќ√” за все
2014-04-01
13:43
р.Ѕ.Ћюдмила:
—пасибо за рассказ!
Ќа самом деле какие бы разногласи€ и распри не возникали между нашими народами,ѕравославие-это то,что объедин€ет и сближает нас. огда видишь в √рузинской ÷еркви надписи на надгроби€х на русском и церковно-слав€нском €зыке ,иконы —ерафима —аровского,бл.матушки ћатроны понимаешь это ещЄ больше.
ѕосещаю храм јлександра Ќевского ,где служба на церковно-слав€нском и прекрасные св€щенники,говор€щие и на грузинском и на русском €зыке.ќчень радуетс€ душа- мы можем общатьс€ и молитьс€ все вместе.
2014-03-31
14:08
Ћюдмила:
ќчень рада читать эту статью. —пасибо я русско€зычна€ слав€нка уже 2 года посещаю и причащаюс€ в грузинской церкви.ќтношение ко мне как к сестре очень теплое ,доброжелательное. ¬сегда переведут,о чем речь. —лужба благолепна€ .много верующих . мужчин, молодежи, детей. ¬се строго одеты.»споведуюсь на рус. €зыке .«аписки подаю тоже на русском , ¬ церькве больша€ библиотека на рус. и груз. €зыках. я очень рада что пришла сюда, теперь это мой дом.
2014-03-31
12:56
јлександр:
Ѕыли в позапрошлом сент€бре в  ахетии,и посещали и јлавердский монастырь, как раз в день пам€ти его основател€. Ѕыло такое ощущение, что вс€  ахети€ съехалась на праздник. ¬округ монастыр€ люди раскладывали подстилки с едой, забивали баранов, готовили шашлык. Ќезабываема громадина храма, сто€ща€ как бы в поле, особа€ атмосфера в нем. ј в книжной лавке € увидел книгу на грузинском о св€тителе Ћуке ¬ойно-ясенецком :-)
ѕомогай √осподи грузинскому народу!!!
√рузины - хорошие и светлые люди!
¬аш комментарий

«десь ¬ы можете оставить свой комментарий к данной статье. ¬се комментарии будут прочитаны редакцией портала ѕравославие.Ru.

¬аш комментарий:
¬аше им€:
¬аш e-mail:
(опубликован не будет)
¬ведите число,
напечатанное
на картинке:


ƒругие статьи авторов

јнна ≈рахтина

—хиигумени€ »оанна