Проблемы возвращения имущества Церкви в Болгарии

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Православие.Ru, 13 июля 2007 г.
http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/41364.htm

/p>

Прошло уже несколько лет со времени принятия в Болгарии Закона о вероисповеданиях, который позволил урегулировать многие вопросы, касающиеся взаимоотношений государства и Церкви. Однако некоторые проблемы все еще остаются достаточно острыми, среди которых и вопрос о церковной собственности, изъятой государством в годы коммунистического правления.

В 1989 году, сразу после наступления демократических изменений, была создана общая нормативная база для реституции имущества, которая в продолжении 17 лет продолжает изменяться, дополняться и совершенствоваться. Несмотря на это, процесс возвращения Церкви ее имущества оказывается порой сложным и трудным, так что Болгарская Православная Церкви вынуждена периодически начинать продолжительные судебные разбирательства, чтобы доказать свое право собственности на различного рода имущество.

Параграф 5 Переходящих и заключительных распоряжений Закона о вероисповеданиях постановляет: права на перешедшее государству, отчужденное, конфискованное или незаконно изъятое имущество Церкви (в соответствии с отмененной в 1991 г. статьей 21 Закона о вероисповеданиях) восстанавливается по Закону о восстановлении собственности на перешедшую государству недвижимую собственность. Когда не могут быть представлены условия для восстановления собственности по § 5 абз. 1–4, Церкви возмещаются убытки в порядке, предусмотренном Законом о возмещении убытков собственникам имущества, перешедшего государству, если же речь идет о земле – то Законом о собственности и использовании сельскохозяйственных земель (ЗСИЗТ).

Согласно этому закону, восстановление права собственности на участки сельскохозяйственных земель в новых существующих границах осуществляется с привлечением равнозначных в количественном и качественном отношении участков, по возможности в тех же местах, где располагалась земельная собственность ранее, до образования на ней кооперативных земледельческих хозяйств, государственных земледельческих хозяйств или других сельскохозяйственных организаций. Новые реальные границы определяются планом размежевания земли. Статья 29 ЗСИЗТ регламентирует специальный административный порядок восстановления права собственности Болгарской Православной Церкви на сельскохозяйственные земли, согласно которой изъятые у Церкви земли возвращаются по требованию митрополитов или церковных настоятельств, в случае если после изъятия они не были законно застроены зданиями, не предназначенными для сельскохозяйственных нужд или в которые было заселено гражданское население. В этих же случаях предоставляется равнозначное по ценности недвижимое имущество из государственного или общинного земельного фонда.

Восстановление права собственности осуществляется по решению соответствующей общинной службы по земледелию и лесам на основе вошедшего в силу плана размежевания земель. Общинная служба по земледелию и лесам по местонахождению имущества является единственным органом, уполномоченным государством выносить решение по поводу признания, восстановления или отказа в восстановлении права собственности на сельскохозяйственные земли. Решение принимается административным органом самостоятельно после целостной оценки доказательств права и установления фактов и обстоятельств отчуждения. Необходимо иметь в виду, что решение общинной службы подлежит контролю со стороны судебных органов.

Митрополии и церковные настоятельства, владевшие сельскохозяйственными землями до образования на них кооперативных либо государственных земледельческих хозяйств, независимо от того, были ли они включены в них или в другие образованные на их основе сельскохозяйственные организации, находившимися в границах урбанизированных территорий (населенных пунктов) или вне их, которые были застроены или на которых были проведены мероприятия, не допускающие восстановления права собственности, имеют право на возмещение убытков по требованию равноценными землями из общинного поземельного фонда и/или именными компенсационными облигациями (ст. 10 б, абз. 1, ст. 29). На основе мотивированного предложения общинной службы по земледелию и лесам и любого заинтересованного лица общинный совет в месячный срок с момента получения заявления определяет вид, размер и местонахождение земель общинного поземельного фонда.

Если на земельном участке построены здания или проведены мероприятия, которые препятствуют восстановлению права собственности, общинная служба по земледелию и лесам определяет имущество, право собственности на которое не может быть восстановлено. О сделанных выводах она, по правилам Гражданско-процессуального кодекса, уведомляет заинтересованных лиц, если речь идет о церковном настоятельстве или митрополии. Они в четырнадцатидневный срок с момента получения уведомления должны подать письменное заявление общинной службе по земледелию и лесам и указать, каким образом им должны быть возмещены убытки – выделением земли или облигациями, после чего общинная служба решает, имеют ли собственники право на возмещение убытков по ст. 10, п. б ЗСИЗТ. Тут следует упомянуть, что размер компенсации именными облигациями определяется специальным распоряжением, а не рыночными ценами. Это распоряжение издано на основе ст. 36, абз. 2 ЗСИЗТ и известно как «Распоряжение об определении цен сельскохозяйственных земель» (ранее это распоряжение называлось «Распоряжение об условиях и порядке установления текущих рыночных цен на сельскохозяйственные земли»). На его основе устанавливаются условия и порядок определения цен на сельскохозяйственные земли, что в соответствии со ст. 8, абз. 1 Распоряжения осуществляется в служебном порядке соответствующей общинной службой по земледелию и лесам.

Митрополии и церковные настоятельства, которые вовремя не подали заявления о восстановлении права собственности на сельскохозяйственные земли, могут сделать это до 13 мая 2007 года, подав исковое прошение в Районный суд по месту нахождения имущества. Суд принимает в качестве доказательств не свидетельские показания и декларации (ст. 11, абз. 2 ЗСИЗТ), а только письменные документы, перечисленные в ст.12, абз. 2 (нотариальные акты, протоколы о размежевании, протоколы сельскохозяйственных кооперативов, налоговые регистры, просьбы-декларации о членстве в сельскохозяйственных кооперативах, бухгалтерские книги о выплате ренты, протоколы и решения о выделении земли, в том числе и Закон о трудовой поземельной собственности 1946 г. и сборник правил в виде приложения к нему).

До сих пор немалая часть церковных земель еще не возвращена Болгарской Православной Церкви. Основные причины этого следующие: во-первых, плохое знание положений Закона о вероисповеданиях и, во-вторых, правовой статус церковных настоятельств и митрополий. Последнее – следствие особого регистрационного режима БПЦ – «ex lege» («в силу закона», то есть Закона о вероисповеданиях).

К сожалению, вопрос о юридическом статусе Болгарской Православной Церкви и ее местных структурных единиц затруднителен не только для государственных служащих общинных служб по земледелию и лесам и других учреждений государственной администрации, но и для большинства юристов, которые в его разрешении разделились на две группы.

По мнению первой группы юристов, церковные настоятельства и метрополии могут получить правовой статус юридического лица после регистрации в соответствующем окружном суде. По мнению другой группы, церковные настоятельства и митрополии являются юридическими лицами в соответствии со ст. 10, абз. 2 Закона о вероисповеданиях и со ст. 13 Устава Болгарской Православной Церкви. Эти два взгляда отражены и в существующей на данный момент судебной практике по этому вопросу.

Так, к примеру, в мотивах Бургасского окружного суда (БОС), касающихся Определения 101/2006 г. в отношении способа получения правового статуса местных структурных единиц Болгарской Православной Церкви, говорится, что, по нормам ст. 14 Закона о вероисповеданиях, религиозные общины получают статус юридических лиц после регистрации в Софийском городском суде. Согласно ст. 19, абз. 1 того же Закрна, они могут иметь отделения, определенные в их уставах, а по ст. 19, абз. 2 местные отделения вписываются в регистр по абз. 5 кметами (управляющими) соответствующих общин. Так, хотя устав Болгарской Православной Церкви предусматривает, что местные структурные единицы ее являются юридическими лицами без необходимости в регистрации, Бургасский окружной суд находит, «что при помощи Устава невозможно отменить императивные нормы Закона о вероисповеданиях, требующие регистрации местных структурных единиц всех вероисповеданий, в том числе и Болгарской Православной Церкви». В качестве основания для такого заключения БОС приводит следующую мотивировку: «Действительно, ст. 10, абз 1 определяет Восточное Православие как традиционное вероисповедание, чьим представителем является Болгарская Православная Церковь, но норма абз. 3 той же статьи добавляет, что это не является основанием для предоставления этому вероисповеданию каких-либо привилегий законом. Согласно нормам ст. 4 Закона в вероисповеданиях, вероисповедания свободны и равноправны».

По сходному казусу Софийский апелляционный суд в своих мотивах к Определению №100/14.02.2005 г. говорит, что, согласно ст. 10, абз. 2 Закона о вероисповеданиях (ЗВ) и ст. 13 Устава БПЦ и § 2 Переходящих и заключительных распоряжений ЗВ, БПЦ не подлежит судебной регистрации, что относится и к ее местным структурным единицам, так как распоряжение ст. 10, абз. 2, к которой отсылает § 2, абз. 3, касается целостного устройства БПЦ. Согласно ст. 13 Устава БПЦ, митрополии и церковные настоятельства являются организационными и структурными единицами БПЦ и как таковые имеют качество существующих местных отделений в статусе юридических лиц, согласно ЗВ. Текстом § 2 Переходящих и заключительных распоряжений ЗВ улаживается регистрация существующих местных отделений существующих вероисповеданий, но БПЦ исключена из общего режима. В связи с этим по мотивам Софийского апелляционного суда, она не подлежит регистрации в СГС, следовательно, ее местные отделения не подлежат регистрации в соответственных окружных судах по получению правового статуса в соответствии с § 2, абз. 3 и 4 ПЗР ЗВ.

Здесь не преследуется цель оценить правильность и законность этих и других определений по сходным казусам различных судебных инстанций. Мы хотели только лишний раз подчеркнуть, что налицо противоречивая судебная практика. Единственной инстанцией, которая может и должна дать компетентное толкование текстов Закона о вероисповеданиях касательно правового статуса местных отделений БПЦ, является Верховный кассационный суд. Однако для этого он должен быть поставлен в известность заинтересованной стороной – Священным Синодом БПЦ.

Другая причина встречаемых трудностей при восстановлении прав собственности на изъятое церковное имущество – это отсутствие нотариальных актов, планов и других документов, удостоверяющих право собственности Церкви на него. Имеется много случаев, когда митрополиты и церковные настоятельства не могут представить эти документы, потому что у них их никогда и не было или же они утеряны или уничтожены государством в процессе огосударствления.

Трудности при восстановлении собственности проистекают и из того факта, что немалая часть земельного имущества захвачена и обрабатывается частными лицами или земледельческими товариществами, которые каким-то образом добыли необходимые нотариальные акты. В этих случаях Болгарская Православная Церковь, даже обладая необходимыми документами, подтверждающими ее права собственности, вынуждена участвовать в длительных судебных разбирательствах, которые в большинстве случаев, к сожалению, заканчиваются не в ее пользу.

В немалом количестве случаев в том, что церковное имущество оказывается не возвращенным, виноваты и сами церковные настоятельства, не проявляющие должной заинтересованности в этом или же не имеющие достаточной компетентности и финансовых средств. По той или иной причине, но во многих населенных пунктах право собственности Церкви на ее имущество все еще не восстановлено, оно так и остается в руках частных земледельцев или кооперативных хозяйств, от которых Церковь, подлинный собственник, ничего не получает.