Ѕолгарска€

ѕроблемы возвращени€ имущества ÷еркви в Ѕолгарии

/p>

ѕрошло уже несколько лет со времени прин€ти€ в Ѕолгарии «акона о вероисповедани€х, который позволил урегулировать многие вопросы, касающиес€ взаимоотношений государства и ÷еркви. ќднако некоторые проблемы все еще остаютс€ достаточно острыми, среди которых и вопрос о церковной собственности, изъ€той государством в годы коммунистического правлени€.

¬ 1989 году, сразу после наступлени€ демократических изменений, была создана обща€ нормативна€ база дл€ реституции имущества, котора€ в продолжении 17 лет продолжает измен€тьс€, дополн€тьс€ и совершенствоватьс€. Ќесмотр€ на это, процесс возвращени€ ÷еркви ее имущества оказываетс€ порой сложным и трудным, так что Ѕолгарска€ ѕравославна€ ÷еркви вынуждена периодически начинать продолжительные судебные разбирательства, чтобы доказать свое право собственности на различного рода имущество.

ѕараграф 5 ѕереход€щих и заключительных распор€жений «акона о вероисповедани€х постановл€ет: права на перешедшее государству, отчужденное, конфискованное или незаконно изъ€тое имущество ÷еркви (в соответствии с отмененной в 1991 г. статьей 21 «акона о вероисповедани€х) восстанавливаетс€ по «акону о восстановлении собственности на перешедшую государству недвижимую собственность.  огда не могут быть представлены услови€ дл€ восстановлени€ собственности по І 5 абз. 1Ц4, ÷еркви возмещаютс€ убытки в пор€дке, предусмотренном «аконом о возмещении убытков собственникам имущества, перешедшего государству, если же речь идет о земле Ц то «аконом о собственности и использовании сельскохоз€йственных земель («—»«“).

—огласно этому закону, восстановление права собственности на участки сельскохоз€йственных земель в новых существующих границах осуществл€етс€ с привлечением равнозначных в количественном и качественном отношении участков, по возможности в тех же местах, где располагалась земельна€ собственность ранее, до образовани€ на ней кооперативных земледельческих хоз€йств, государственных земледельческих хоз€йств или других сельскохоз€йственных организаций. Ќовые реальные границы определ€ютс€ планом размежевани€ земли. —тать€ 29 «—»«“ регламентирует специальный административный пор€док восстановлени€ права собственности Ѕолгарской ѕравославной ÷еркви на сельскохоз€йственные земли, согласно которой изъ€тые у ÷еркви земли возвращаютс€ по требованию митрополитов или церковных насто€тельств, в случае если после изъ€ти€ они не были законно застроены здани€ми, не предназначенными дл€ сельскохоз€йственных нужд или в которые было заселено гражданское население. ¬ этих же случа€х предоставл€етс€ равнозначное по ценности недвижимое имущество из государственного или общинного земельного фонда.

¬осстановление права собственности осуществл€етс€ по решению соответствующей общинной службы по земледелию и лесам на основе вошедшего в силу плана размежевани€ земель. ќбщинна€ служба по земледелию и лесам по местонахождению имущества €вл€етс€ единственным органом, уполномоченным государством выносить решение по поводу признани€, восстановлени€ или отказа в восстановлении права собственности на сельскохоз€йственные земли. –ешение принимаетс€ административным органом самосто€тельно после целостной оценки доказательств права и установлени€ фактов и обсто€тельств отчуждени€. Ќеобходимо иметь в виду, что решение общинной службы подлежит контролю со стороны судебных органов.

ћитрополии и церковные насто€тельства, владевшие сельскохоз€йственными земл€ми до образовани€ на них кооперативных либо государственных земледельческих хоз€йств, независимо от того, были ли они включены в них или в другие образованные на их основе сельскохоз€йственные организации, находившимис€ в границах урбанизированных территорий (населенных пунктов) или вне их, которые были застроены или на которых были проведены меропри€ти€, не допускающие восстановлени€ права собственности, имеют право на возмещение убытков по требованию равноценными земл€ми из общинного поземельного фонда и/или именными компенсационными облигаци€ми (ст. 10 б, абз. 1, ст. 29). Ќа основе мотивированного предложени€ общинной службы по земледелию и лесам и любого заинтересованного лица общинный совет в мес€чный срок с момента получени€ за€влени€ определ€ет вид, размер и местонахождение земель общинного поземельного фонда.

≈сли на земельном участке построены здани€ или проведены меропри€ти€, которые преп€тствуют восстановлению права собственности, общинна€ служба по земледелию и лесам определ€ет имущество, право собственности на которое не может быть восстановлено. ќ сделанных выводах она, по правилам √ражданско-процессуального кодекса, уведомл€ет заинтересованных лиц, если речь идет о церковном насто€тельстве или митрополии. ќни в четырнадцатидневный срок с момента получени€ уведомлени€ должны подать письменное за€вление общинной службе по земледелию и лесам и указать, каким образом им должны быть возмещены убытки Ц выделением земли или облигаци€ми, после чего общинна€ служба решает, имеют ли собственники право на возмещение убытков по ст. 10, п. б «—»«“. “ут следует упом€нуть, что размер компенсации именными облигаци€ми определ€етс€ специальным распор€жением, а не рыночными ценами. Ёто распор€жение издано на основе ст. 36, абз. 2 «—»«“ и известно как Ђ–аспор€жение об определении цен сельскохоз€йственных земельї (ранее это распор€жение называлось Ђ–аспор€жение об услови€х и пор€дке установлени€ текущих рыночных цен на сельскохоз€йственные землиї). Ќа его основе устанавливаютс€ услови€ и пор€док определени€ цен на сельскохоз€йственные земли, что в соответствии со ст. 8, абз. 1 –аспор€жени€ осуществл€етс€ в служебном пор€дке соответствующей общинной службой по земледелию и лесам.

ћитрополии и церковные насто€тельства, которые воврем€ не подали за€влени€ о восстановлении права собственности на сельскохоз€йственные земли, могут сделать это до 13 ма€ 2007 года, подав исковое прошение в –айонный суд по месту нахождени€ имущества. —уд принимает в качестве доказательств не свидетельские показани€ и декларации (ст. 11, абз. 2 «—»«“), а только письменные документы, перечисленные в ст.12, абз. 2 (нотариальные акты, протоколы о размежевании, протоколы сельскохоз€йственных кооперативов, налоговые регистры, просьбы-декларации о членстве в сельскохоз€йственных кооперативах, бухгалтерские книги о выплате ренты, протоколы и решени€ о выделении земли, в том числе и «акон о трудовой поземельной собственности 1946 г. и сборник правил в виде приложени€ к нему).

ƒо сих пор немала€ часть церковных земель еще не возвращена Ѕолгарской ѕравославной ÷еркви. ќсновные причины этого следующие: во-первых, плохое знание положений «акона о вероисповедани€х и, во-вторых, правовой статус церковных насто€тельств и митрополий. ѕоследнее Ц следствие особого регистрационного режима Ѕѕ÷ Ц Ђex legeї (Ђв силу законаї, то есть «акона о вероисповедани€х).

  сожалению, вопрос о юридическом статусе Ѕолгарской ѕравославной ÷еркви и ее местных структурных единиц затруднителен не только дл€ государственных служащих общинных служб по земледелию и лесам и других учреждений государственной администрации, но и дл€ большинства юристов, которые в его разрешении разделились на две группы.

ѕо мнению первой группы юристов, церковные насто€тельства и метрополии могут получить правовой статус юридического лица после регистрации в соответствующем окружном суде. ѕо мнению другой группы, церковные насто€тельства и митрополии €вл€ютс€ юридическими лицами в соответствии со ст. 10, абз. 2 «акона о вероисповедани€х и со ст. 13 ”става Ѕолгарской ѕравославной ÷еркви. Ёти два взгл€да отражены и в существующей на данный момент судебной практике по этому вопросу.

“ак, к примеру, в мотивах Ѕургасского окружного суда (Ѕќ—), касающихс€ ќпределени€ 101/2006 г. в отношении способа получени€ правового статуса местных структурных единиц Ѕолгарской ѕравославной ÷еркви, говоритс€, что, по нормам ст. 14 «акона о вероисповедани€х, религиозные общины получают статус юридических лиц после регистрации в —офийском городском суде. —огласно ст. 19, абз. 1 того же «акрна, они могут иметь отделени€, определенные в их уставах, а по ст. 19, абз. 2 местные отделени€ вписываютс€ в регистр по абз. 5 кметами (управл€ющими) соответствующих общин. “ак, хот€ устав Ѕолгарской ѕравославной ÷еркви предусматривает, что местные структурные единицы ее €вл€ютс€ юридическими лицами без необходимости в регистрации, Ѕургасский окружной суд находит, Ђчто при помощи ”става невозможно отменить императивные нормы «акона о вероисповедани€х, требующие регистрации местных структурных единиц всех вероисповеданий, в том числе и Ѕолгарской ѕравославной ÷ерквиї. ¬ качестве основани€ дл€ такого заключени€ Ѕќ— приводит следующую мотивировку: Ђƒействительно, ст. 10, абз 1 определ€ет ¬осточное ѕравославие как традиционное вероисповедание, чьим представителем €вл€етс€ Ѕолгарска€ ѕравославна€ ÷ерковь, но норма абз. 3 той же статьи добавл€ет, что это не €вл€етс€ основанием дл€ предоставлени€ этому вероисповеданию каких-либо привилегий законом. —огласно нормам ст. 4 «акона в вероисповедани€х, вероисповедани€ свободны и равноправныї.

ѕо сходному казусу —офийский апелл€ционный суд в своих мотивах к ќпределению є100/14.02.2005 г. говорит, что, согласно ст. 10, абз. 2 «акона о вероисповедани€х («¬) и ст. 13 ”става Ѕѕ÷ и І 2 ѕереход€щих и заключительных распор€жений «¬, Ѕѕ÷ не подлежит судебной регистрации, что относитс€ и к ее местным структурным единицам, так как распор€жение ст. 10, абз. 2, к которой отсылает І 2, абз. 3, касаетс€ целостного устройства Ѕѕ÷. —огласно ст. 13 ”става Ѕѕ÷, митрополии и церковные насто€тельства €вл€ютс€ организационными и структурными единицами Ѕѕ÷ и как таковые имеют качество существующих местных отделений в статусе юридических лиц, согласно «¬. “екстом І 2 ѕереход€щих и заключительных распор€жений «¬ улаживаетс€ регистраци€ существующих местных отделений существующих вероисповеданий, но Ѕѕ÷ исключена из общего режима. ¬ св€зи с этим по мотивам —офийского апелл€ционного суда, она не подлежит регистрации в —√—, следовательно, ее местные отделени€ не подлежат регистрации в соответственных окружных судах по получению правового статуса в соответствии с І 2, абз. 3 и 4 ѕ«– «¬.

«десь не преследуетс€ цель оценить правильность и законность этих и других определений по сходным казусам различных судебных инстанций. ћы хотели только лишний раз подчеркнуть, что налицо противоречива€ судебна€ практика. ≈динственной инстанцией, котора€ может и должна дать компетентное толкование текстов «акона о вероисповедани€х касательно правового статуса местных отделений Ѕѕ÷, €вл€етс€ ¬ерховный кассационный суд. ќднако дл€ этого он должен быть поставлен в известность заинтересованной стороной Ц —в€щенным —инодом Ѕѕ÷.

ƒруга€ причина встречаемых трудностей при восстановлении прав собственности на изъ€тое церковное имущество Ц это отсутствие нотариальных актов, планов и других документов, удостовер€ющих право собственности ÷еркви на него. »меетс€ много случаев, когда митрополиты и церковные насто€тельства не могут представить эти документы, потому что у них их никогда и не было или же они утер€ны или уничтожены государством в процессе огосударствлени€.

“рудности при восстановлении собственности проистекают и из того факта, что немала€ часть земельного имущества захвачена и обрабатываетс€ частными лицами или земледельческими товариществами, которые каким-то образом добыли необходимые нотариальные акты. ¬ этих случа€х Ѕолгарска€ ѕравославна€ ÷ерковь, даже облада€ необходимыми документами, подтверждающими ее права собственности, вынуждена участвовать в длительных судебных разбирательствах, которые в большинстве случаев, к сожалению, заканчиваютс€ не в ее пользу.

¬ немалом количестве случаев в том, что церковное имущество оказываетс€ не возвращенным, виноваты и сами церковные насто€тельства, не про€вл€ющие должной заинтересованности в этом или же не имеющие достаточной компетентности и финансовых средств. ѕо той или иной причине, но во многих населенных пунктах право собственности ÷еркви на ее имущество все еще не восстановлено, оно так и остаетс€ в руках частных земледельцев или кооперативных хоз€йств, от которых ÷ерковь, подлинный собственник, ничего не получает.

Жасмина Донкова

ƒвери.Ѕг. ѕеревод с болгарского ‘едора  алайдова

13 июл€ 2007 года

“рансл€ци€ в формате RSS 2.0