Святой Эквтиме Исповедник (Кереселидзе)

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Православие.Ru, 12 марта 2008 г.
http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/41416.htm

Игумен Эквтиме родился в деревне Самели (район Рача) в 1865 году у благочестивых супругов Соломона и Марты Кереселидзе. При рождении его назвали Евстатом. После окончания церковно-приходской школы пятнадцатилетний Евстат отправился в Кутаиси и потом в Тбилиси в поисках работы. Вместе с еще одним благочестивым юношей Евстат организовал в Тбилиси нечто вроде богословского книжного клуба. Главной целью их начинания было стремление лучше понять древние церковные распевы и распространение знаний об этой древней церковной традиции среди широкой публики, а также укрепление православной веры среди грузинского народа. В 1890-х годах при активной помощи праведного Ильи кружок приобрел печатные станки. В последующие 25 лет члены кружка с ревностью издавали богословские тексты и бесплатно распространяли их в народе. Через некоторое время Евстат решил принять тяжелое бремя монашества, к которому он готовил себя с юности. Его духовный отец преподобный Алексий (Шушания) одобрил его решение. В 1912 году по благословению епископа Имеретинского Георгия (Аладашвили) Евстат начал подвизаться в качестве послушника в монастыре Гелати. 23 декабря 1912 года он был пострижен в монашество игуменом Анфимом с именем Эквтиме – в честь святого Эквтиме Афонского. В мае 1913 года он был рукоположен в иеродиакона. В 1917 году отец Эквтиме рукоположен в священнический сан тем же епископом Георгием.

В 1921 году коммунисты захватили власть в Кутаиси. Они посчитали преподобного неблагонадежным и арестовали его. Но по воле Божией он был освобожден за недостаточностью улик. В это безбожное время для клириков и монахов монастыря Гелати каждый день проходил в ожидании поругания и притеснений. Но, несмотря ни на что, стойкий отец Эквтиме продолжал свои труды по собиранию древних песнопений. Им было найдено свыше сотни древних песнопений для последующей публикации в западной нотной транскрипции.

В 1924 году коммунисты разрушили собор царя Давида Строителя в Кутаиси. В этом же году они расстреляли митрополита Кутаис-Гаенатского Назария и служивших с ним клириков. Начались преследования верующих и людей Церкви. Отец Эквтиме решил покинуть монастырь Гелати и, взяв с собой рукописи, с которыми он работал, отправился в более безопасное место. Тогда на дороге, ведшей из Кутаиси в Тбилиси, были убиты тысячи путешественников, но отец Эквтиме успешно добрался до Мцхеты, что неподалеку от Тбилиси, и привез целую повозку рукописей. Манускрипты были помещены на хранение в собор Светицховели, а отец Эквтиме назначен настоятелем этого храма. В 1925 году католикос Амвросий был брошен в тюрьму в Метехи, гонения на духовенство в Грузии приняли невиданный размах. В это смутное время отец Эквтиме продолжал свою работу по изучению древних рукописей и переводу песнопений с древней невменной нотации в современную нотную. При этом преподобный нес служение духовника монахинь монастыря Самтавро, расположенного недалеко от Светицховели.

В 1929 году отец Эквтиме был переведен в монастырь Зедазени за пределами Мцхеты. Он перевез древние рукописи в свой новый дом, вложил их в металлические футляры и закопал в землю. Шесть лет спустя, в ноябре 1935 года, он передал тридцать четыре сборника, включающие 5532 песнопения и несколько богословских рукописей, в Грузинский национальный музей.

Во время Второй мировой войны жизнь в грузинских монастырях была особенно трудной. Однажды настоятель монастыря Зедазени архимандрит Михаил (Мандария), отправившийся в Сагурамо за провизией для монастыря, не успел вернуться до наступления комендантского часа и был застрелен коммунистами. Немного позже молодого монаха Парфения (Артсиаури) арестовали по ложному обвинению. А вскоре преставился старец Саввы (Пулариани). Отец Эквтиме остался единственным монахом в монастыре. Духовные дети отца Эквтиме, монахини монастыря Самтавро заботились о нем, уже старике. Зимой 1944 года монахиня Зоиль (Двалишвили) и несколько сестер направились в Зедазени, чтобы навестить старца. Они нашли его лежащим в изнеможении на кровати. Спустя некоторое время преподобный предал свою душу в руки Господа.

Отец Эквтиме был похоронен во дворе монастыря Зедазени, недалеко от алтаря. Часть его богатой библиотеки была перевезена в Самтавро. Некоторые из рукописей, собственноручно им написанные, – перевод древних напевов в нотолинейную нотацию, до сих пор находятся там. Древняя школа грузинских распевов во многом сохранилась благодаря бесстрашным трудам игумена Эквтиме. Святой Эквтиме (Кереселидзе) так же, как и святой Эквтиме Афонский, в честь которого он был назван, посвятил всю свою жизнь Матери-Церкви. Как и святой Эквтиме Такаишвили, «человек Божий», он употребил все свои таланты и энергию на сохранение уникального духовного наследия Грузии. Он был монахом-аскетом и ученым, который непрестанно молился. С самой юности преподобный Эквтиме был образцом целомудрия, смирения и терпения. 18 сентября 2003 года Священный Синод Грузинской Православной Церкви причислил игумена Эквтиме (Кереселидзе) к лику святых. Синод постановил наименовать святого преподобный Эквтиме Исповедник, подчеркивая его исповедание веры, а также ведущую роль в сохранении великого наследия национального богослужебного пения.


Перевел с английского Василий Томачинский