√рузинска€

—в€той Ёквтиме »споведник ( ереселидзе)

»гумен Ёквтиме родилс€ в деревне —амели (район –ача) в 1865 году у благочестивых супругов —оломона и ћарты  ереселидзе. ѕри рождении его назвали ≈встатом. ѕосле окончани€ церковно-приходской школы п€тнадцатилетний ≈встат отправилс€ в  утаиси и потом в “билиси в поисках работы. ¬месте с еще одним благочестивым юношей ≈встат организовал в “билиси нечто вроде богословского книжного клуба. √лавной целью их начинани€ было стремление лучше пон€ть древние церковные распевы и распространение знаний об этой древней церковной традиции среди широкой публики, а также укрепление православной веры среди грузинского народа. ¬ 1890-х годах при активной помощи праведного »льи кружок приобрел печатные станки. ¬ последующие 25 лет члены кружка с ревностью издавали богословские тексты и бесплатно распростран€ли их в народе. „ерез некоторое врем€ ≈встат решил прин€ть т€желое брем€ монашества, к которому он готовил себ€ с юности. ≈го духовный отец преподобный јлексий (Ўушани€) одобрил его решение. ¬ 1912 году по благословению епископа »меретинского √еорги€ (јладашвили) ≈встат начал подвизатьс€ в качестве послушника в монастыре √елати. 23 декабр€ 1912 года он был пострижен в монашество игуменом јнфимом с именем Ёквтиме Ц в честь св€того Ёквтиме јфонского. ¬ мае 1913 года он был рукоположен в иеродиакона. ¬ 1917 году отец Ёквтиме рукоположен в св€щеннический сан тем же епископом √еоргием.

¬ 1921 году коммунисты захватили власть в  утаиси. ќни посчитали преподобного неблагонадежным и арестовали его. Ќо по воле Ѕожией он был освобожден за недостаточностью улик. ¬ это безбожное врем€ дл€ клириков и монахов монастыр€ √елати каждый день проходил в ожидании поругани€ и притеснений. Ќо, несмотр€ ни на что, стойкий отец Ёквтиме продолжал свои труды по собиранию древних песнопений. »м было найдено свыше сотни древних песнопений дл€ последующей публикации в западной нотной транскрипции.

¬ 1924 году коммунисты разрушили собор цар€ ƒавида —троител€ в  утаиси. ¬ этом же году они расстрел€ли митрополита  утаис-√аенатского Ќазари€ и служивших с ним клириков. Ќачались преследовани€ верующих и людей ÷еркви. ќтец Ёквтиме решил покинуть монастырь √елати и, вз€в с собой рукописи, с которыми он работал, отправилс€ в более безопасное место. “огда на дороге, ведшей из  утаиси в “билиси, были убиты тыс€чи путешественников, но отец Ёквтиме успешно добралс€ до ћцхеты, что неподалеку от “билиси, и привез целую повозку рукописей. ћанускрипты были помещены на хранение в собор —ветицховели, а отец Ёквтиме назначен насто€телем этого храма. ¬ 1925 году католикос јмвросий был брошен в тюрьму в ћетехи, гонени€ на духовенство в √рузии прин€ли невиданный размах. ¬ это смутное врем€ отец Ёквтиме продолжал свою работу по изучению древних рукописей и переводу песнопений с древней невменной нотации в современную нотную. ѕри этом преподобный нес служение духовника монахинь монастыр€ —амтавро, расположенного недалеко от —ветицховели.

¬ 1929 году отец Ёквтиме был переведен в монастырь «едазени за пределами ћцхеты. ќн перевез древние рукописи в свой новый дом, вложил их в металлические футл€ры и закопал в землю. Ўесть лет спуст€, в но€бре 1935 года, он передал тридцать четыре сборника, включающие 5532 песнопени€ и несколько богословских рукописей, в √рузинский национальный музей.

¬о врем€ ¬торой мировой войны жизнь в грузинских монастыр€х была особенно трудной. ќднажды насто€тель монастыр€ «едазени архимандрит ћихаил (ћандари€), отправившийс€ в —агурамо за провизией дл€ монастыр€, не успел вернутьс€ до наступлени€ комендантского часа и был застрелен коммунистами. Ќемного позже молодого монаха ѕарфени€ (јртсиаури) арестовали по ложному обвинению. ј вскоре преставилс€ старец —аввы (ѕулариани). ќтец Ёквтиме осталс€ единственным монахом в монастыре. ƒуховные дети отца Ёквтиме, монахини монастыр€ —амтавро заботились о нем, уже старике. «имой 1944 года монахин€ «оиль (ƒвалишвили) и несколько сестер направились в «едазени, чтобы навестить старца. ќни нашли его лежащим в изнеможении на кровати. —пуст€ некоторое врем€ преподобный предал свою душу в руки √оспода.

ќтец Ёквтиме был похоронен во дворе монастыр€ «едазени, недалеко от алтар€. „асть его богатой библиотеки была перевезена в —амтавро. Ќекоторые из рукописей, собственноручно им написанные, Ц перевод древних напевов в нотолинейную нотацию, до сих пор наход€тс€ там. ƒревн€€ школа грузинских распевов во многом сохранилась благодар€ бесстрашным трудам игумена Ёквтиме. —в€той Ёквтиме ( ереселидзе) так же, как и св€той Ёквтиме јфонский, в честь которого он был назван, посв€тил всю свою жизнь ћатери-÷еркви.  ак и св€той Ёквтиме “акаишвили, Ђчеловек Ѕожийї, он употребил все свои таланты и энергию на сохранение уникального духовного наследи€ √рузии. ќн был монахом-аскетом и ученым, который непрестанно молилс€. — самой юности преподобный Ёквтиме был образцом целомудри€, смирени€ и терпени€. 18 сент€бр€ 2003 года —в€щенный —инод √рузинской ѕравославной ÷еркви причислил игумена Ёквтиме ( ереселидзе) к лику св€тых. —инод постановил наименовать св€того преподобный Ёквтиме »споведник, подчеркива€ его исповедание веры, а также ведущую роль в сохранении великого наследи€ национального богослужебного пени€.

Протоиерей Захарий Мачитадзе

»з книги ЂThe lives of the Georgian saintsї (Platina, 2006)

12 марта 2008 года

Перевел с английского Василий Томачинский
“рансл€ци€ в формате RSS 2.0