√рузинска€

Ѕетанийские св€тые ’’ века

Ѕетанские старцы: архимандрит »оанн (ћейсурадзе) и архимандрит √еоргий (в схиме - »оанн; ћхеидзе).
Ѕетанские старцы: архимандрит »оанн (ћейсурадзе) и архимандрит √еоргий (в схиме - »оанн; ћхеидзе).
Ќа прот€жении нескольких дес€тилетий коммунистических гонений единственным местом, где в √рузии сохран€лась монашеска€ жизнь, был Ѕетанийский монастырь, в котором подвизались два архимандрита Ц »оанн и √еоргий.

ќфициально Ѕетанийский монастырь не значилс€ как действующий, его просто признавали Ђвыдающимс€ пам€тником архитектурыї, а монахов считали сторожами-смотрител€ми и даже выплачивали им зарплату. Ќо в действительности здесь все было как в действующем монастыре: в храме у икон теплились лампады, горели свечи, шло богослужение, отцы ходили в монашеских оде€ни€х. ѕо праздникам сюда приезжали верующие, был крестный ход, совершались крещени€ и венчани€. ¬ мирное врем€ иеромонахи не совершают таинство венчани€, но в услови€х гонений и нехватки духовенства отцы »оанн и √еоргий не находили возможным отказывать в венчании тем, кто просил об этом.

Ќемало людей приезжало в те годы к любвеобильным старцам, и благодарна€ пам€ть гостей сохранила дл€ нас духовные черты этих подвижников. ѕриведем дл€ примера воспоминани€ ћ.Ћ. ћихайловой, котора€ в детстве была частой гостьей бетанийских монахов.

Ђћо€ мама было грузинка, верующа€. ¬ 1941Ц1948-х годах мы жили в ќрбети и часто ходили в Ѕетанийский монастырь. — отцами »оанном и √еоргием познакомились в 1941Ц1942-х годах. ќни были на удивление добрыми, внимательными и чуткими.

ќтец √еоргий был худой, носил очки. ќн часто болел и поэтому с нами меньше общалс€. ј вот отец »оанн был полон жизни, веселый и ласковый. ƒо сих пор чувствую тепло, которое он посе€л в моем детском сердце. ѕосле службы отец √еоргий направл€лс€ в свою комнату дл€ отдыха, а отец »оанн оставалс€ побеседовать с нами. ћы, дети, настолько были избалованы им, что однажды, в день пам€ти »оанна  рестител€, с ног до головы облили его водой. ¬ этот праздничный день среди верующих существует обычай омовени€. –одители стали ругать нас за такую вольность, но отец »оанн стал успокаивать их, говор€, что сегодн€ праздник и что именно так и следует поступать. ќтец »оанн и отец √еоргий учили нас правилам поведени€ в храме, как нужно исповедоватьс€, причащатьс€, рассказывали много интересного о вере и ÷еркви. Ќас, детей, когда мы приходили на исповедь, всегда спрашивали не украли ли мы чего-нибудь, не сплетничали ли, не обижали ли кого и т.д.

≈сли в монастырь приходили русские, то отцы богослужение проводили преимущественно на церковнослав€нском.

ѕомню, когда отец »оанн лег в больницу на операцию, обеспокоенный отец √еоргий даже писал письма главврачу и гор€чо умол€л сделать все дл€ того, чтобы отец »оанн поправилс€. ј отец »оанн, в свою очередь, переживал за оставшегос€ в одиночестве в монастыре отца √еорги€. Ёти два отца очень были прив€заны к друг другу и нежно любили друг друга насто€щей христианской любовью.

Ќесмотр€ на такую братскую близость, характерами они очень отличались друг от друга, но душа у них была одинаково чистой и светлой. ќни учили нас, детей, чтобы мы посто€нно повтор€ли короткую молитву “√осподи, помилуй”. ќни говорили, что тем самым мы будем в посто€нном общении с √осподом, и это поможет жить праведной жизньюї.

—в€тейший —инод √рузинской ѕравославной ÷еркви на заседании от 18 августа 2003 года причислил к лику преподобноисповедников архимандрита »оанна (ћайсурадзе) и архимандрита √еорги€-»оанна (ћхеидзе), определив днем их пам€ти 8/21 сент€бр€.

ћы решили познакомить русско€зычного читател€ с жити€ми этих новопрославленных грузинских св€тых.

ѕреподобноисповедник »оанн (ћайсурадзе; Ж 1957)

јрхимандрит »оанн (в миру ¬асилий ћайсурадзе) родилс€ в ÷хинвали в 1882 году. — детства он трудилс€ в ÷еркви. — двенадцати лет, не щад€ себ€, помогал насто€телю Ѕетанийского монастыр€ иеромонаху —пиридону, который в 1894Ц1896 годах с большим трудом восстановил и обустроил эту обитель.

¬ 1903 году ¬асилий приехал на —в€тую гору јфон, где прин€л монашество с именем »оанн и подвизалс€ в скиту апостола »оанна Ѕогослова. ¬скоре монаха »оанна рукоположили в сан диакона, а затем св€щенника. —емнадцать лет он провел на јфоне. «атем наступили трудные времена, и в 1920-х годах он вместе с другими грузинскими монахами вынужден был оставить —в€тую гору.

¬ернувшись на родину, отец »оанн поселилс€ в монастыре св€того јрмаза, где к тому времени из-за гонений со стороны безбожников-коммунистов жил вместе с ним всего лишь один монах. ќднажды вооруженные чекисты пришли в монастырь, насильно повели обоих насельников к ближайшему оврагу и выстрелили им спину. ”павших в овраг монахов они посчитали мертвыми, однако, по милости Ѕожией, оба они выжили.

¬ыздоровевший отец »оанн пришел в монастырь Ѕетани€, где к тому времени еще жил его наставник детства иеромонах —пиридон. ¬скоре насто€телем обители стал »оанн. ¬ 1924 году в Ѕетанию пришел отец √еоргий (ћхеидзе), после чего эти два св€тых отца всю оставшуюс€ жизнь вместе провели в монастыре. — детства приученный к труду отец »оанн сумел великолепно обустроить монастырское хоз€йство.  аждого приход€щего в обитель отцы »оанн и √еоргий встречали как самого дорогого и близкого человека, посланного к ним —амим √осподом. ќни окружали его самой трогательной любовью и вниманием.

ќтец »оанн очень любил детей и вс€ческий баловал их, всегда имел при себе сладости дл€ них. » дети свободно чувствовали себ€ в общении с ним. ќднажды отец »оанн с удивительным почетом прин€л тогдашнего воспитанника ћосковской духовной семинарии »ракли€ Ўиолошвили. “акой поступок отца »оанна заставл€ет думать, что он в пришедшем молодом человеке узрел будущего  атоликоса-ѕатриарха всей √рузии.

ќтец »оанн жил очень строгой жизнью. ћного постилс€, весь день трудилс€, спал только на доске и ночами молилс€. “е, кто оказывалс€ р€дом с ним, тер€лись в догадках, когда же отдыхал св€той отец и откуда у него бралось столько энергии и бодрости.

ќтец »оанн самые т€желые работы в монастыре выполн€л сам, он очень беспокоилс€ об отце √еоргии, который был слаб здоровьем, но все же св€той »оанн раньше отошел ко √осподу. ѕосле непродолжительной болезни он преставилс€ в 1957 году в возрасте 75 лет. ѕохоронен во дворе Ѕетанийского монастыр€.

ѕреподобноисповедник √еоргий-»оанн (ћхеидзе; Ж 1960)

јрхимандрит √еоргий (ћхеидзе) родилс€ в 1887 году в селе —хвави јмбролаурского района (–ача, √рузи€). ≈го отец ћефодий ћхеидзе был уважаемым человеком, имел боевые награды, в их числе Ц √еоргиевский крест за вз€тие в плен известного имама Ўамил€. ” √еорги€ было семеро братьев и трое сестер. ѕосле получени€ начального образовани€ в сельской школе юношу направили в “билиси, где он при поддержке д€ди продолжил обучение и некоторое врем€ служил личным секретарем праведного »лии „авчавадзе.

«атем √еоргий поехал в —анкт-ѕетербург дл€ поступлени€ в военное училище, но вскоре был вынужден вернутьс€ в родное село. ¬ то врем€ он стал свидетелем духовного преображени€ своего старшего брата ѕолиактра, который решил посв€тить себ€ Ѕогу, уединилс€ и стал посто€нно молитьс€. Ѕрат вскоре умер, предупредив заранее родных, что Ђидет к ѕресв€той Ѕогородицеї, лицезреть которую сподобилс€ при жизни.

¬ год смерти ѕолиактра (1909) в руки √еорги€ попали его записки. »менно знакомство с ними определило его дальнейший жизненный путь. –одным св€той √еоргий за€вил: Ђ–ешено, € жертвую себ€ √осподу, это мой путьї.

ёноша некоторое врем€ подвизалс€ в пещере недалеко от села, а затем отправилс€ в —амегрело и стал учеником преподобного јлекси€ (Ўушании). ј постриг его в монашество св€щенномученик Ќазарий (Ћежава). ќбразованного и скромного монаха вскоре рукоположили в св€щенный сан, затем он стал архимандритом.

ћонастырские ворота и храм
ћонастырские ворота и храм
ѕосле революции св€тому √еоргию довелось испытать немало притеснений и пострадать за веру. ќднажды, в 1924 году, когда он служил в ’ирсском монастыре, на отца √еорги€ напали чекисты, сильно избили его, остригли волосы и половину бороды и грозились убить. ѕосле этого, до тех пор пока борода не отросла, он ходил с перев€занным лицом.

ќтравленные €дом атеистического мировоззрени€ восстали против него и два родных брата-коммуниста Ц »ван и ѕетр. ќни вс€чески издевались над ним. Ќапример, как-то, когда он спал, остригли ему бороду, а в другой раз обманом заманили в комнату, где поджидала проститутка, и, захлопнув дверь, закрыли ее снаружи. Ќо вскоре сама женщина стала раздраженно кричать, чтобы ее выпустили Ђот этого сумасшедшегої.  огда брать€ открыли дверь, то увидели, что св€той √еоргий сто€л лицом к стене и истово молилс€. ѕетр ћхеидзе работал в „  и со временем высоко подн€лс€ по служебной лестнице Ц стал заместителем Ѕерии. ќн даже помен€л себе отчество, стыд€сь, что его брат Ц монах. ѕозднее, в 1938 году, оба брата-коммуниста погибли: ѕетра вместе с женой расстрел€ли, а »ван покончил жизнь самоубийством.

¬ 1924 году отец √еоргий пришел в монастырь Ѕетани€, где его встретил отец »оанн (ћайсурадзе), и с тех пор эти два св€тых отца единодушно жили и служили Ѕогу в этой обители.

¬о врем€ ¬еликой ќтечественной войны, когда вокруг свирепствовал голод, у св€тых »оанна и √еорги€ имелись произведенные собственным трудом хлеб, сыр, мед, и они кормили всех приходивших к ним людей, давали им продукты с собой, помогали и деньгами. “огда монастырь Ѕетани€ часто посещали как верующие, так и праздные люди, пришедшие из любопытства. » хот€ приход€щие нарушали покой обители, св€тые отцы с большой любовью и вниманием встречали каждого, и посетители, уход€, уносили с собой самые теплые чувства к этому св€тому месту и к этим замечательным люд€м.

¬ысокий, худой, с хорошей выправкой, отец √еоргий внешне выгл€дел намного строже отца »оанна, меньше разговаривал с посетител€ми и не баловал детей. ќднако у него было люб€щее сердце и он щедро раздавал плоды своих трудов с монастырского хоз€йства неимущим посетител€м обители. ЂЅог воздаст нам, Ѕог не оставит насї, Ц часто повтор€л он.

ќтец √еоргий был украшен дарами прозорливости и исцелени€, которые тщательно скрывал, а в случае, если это становилось известно, старалс€ объ€снить все житейскими причинами. ќднажды он назвал по имени совершенно незнакомого посетител€, а когда заметил изумление последнего, сказал, что будто бы присутствовал на его крещении, которое было за тридцать лет до того. ј когда плем€нник св€того без предупреждени€ привел к нему его сестер, которых он не видел в течение 48 лет, оказалось, что отец √еоргий уже все приготовил дл€ их встречи. »звестны многократные случаи исцелени€ людей по молитвам св€того √еорги€. ќ нем и его собрате »оанне высоко отзывалс€ и русский старец того времени схиигумен  укша.

¬ 1957 году, когда отошел ко √осподу отец »оанн, отца √еорги€ постригли в великую схиму и нарекли »оанном Ц так же, как и его духовного брата. ќн осталс€ последним монахом в единственном действовавшем тогда в √рузии монастыре. ¬се монастырские заботы взвалились на плечи отца √еорги€-»оанна, что еще больше подорвало его и без того слабое здоровье.

«а несколько дней до кончины отец √еоргий-»оанн находилс€ в городе, где ему €вилс€ ангел, сообщил о близкой кончине и велел ждать ее в монастыре. ¬се так и случилось. —в€той √еоргий-»оанн (ћхеидзе) отошел ко √осподу в 1960 году и был похоронен во дворе Ѕетанийского монастыр€ р€дом со св€тым »оанном (ћайсурадзе).

Подготовил к публикации и перевел с грузинского Мераб Джикия

22 окт€бр€ 2010 года

 омментарии читателей
2018-11-21
18:26
Ћариса:
22 сент€бр€ окрестили моего внука в честь св€того √еорги€ (ћхеидзе).Ќам предложили в подмосковном монастыре и мы не возражали.ѕомоги нам √осподи приехать в Ѕетанийский монастырь.
2018-11-15
21:21
—ветлана:
—лава Ѕогу за все!
2012-10-17
01:31
georgii:
св. отцы молитесь за нас.
2011-03-07
20:21
јлександр:
—пасибо за перевод статьи.’рани ¬ас Ѕќ√.
2011-02-11
12:06
Ќебойша:
«аблагодарим √осподу и автору за чувства которые побудил текстом о новых —в€тых √рузии.ƒа хранит √оспод и ѕресв.Ѕогородица всех православных и все инославные обретут православие.Ќам нужно жить православие в жизни.
2011-01-18
11:02
Ќина:
ќгромное спасибо за статью!в детстве была в Ѕетании,до сих пор помню красоту этого дивного места хот€ прошло более 40 лет!’рани господь всех православных братьев, которых у мен€ огромное количество в –оссии, где и живет мой духовник ќтец ¬асилии(Ѕиксей).
2010-11-25
10:49
»рина:
—пасибо за статью. —паси ¬ас √осподь!
2010-11-23
00:45
ћарк:
ќчень позновательна€ стать€
2010-10-27
11:12
 сени€:
—паси ¬ас √осподи за статью.
2010-10-23
20:24
¬ладимир:
—паси господи. ќчень хороша€ публикаци€.
2010-10-23
16:56
“атиана:
—в€тые отцы, молите Ѕога о нас грешных.
2010-10-23
16:47
¬адим:
—пасибо! ѕравославные √рузии наши брать€!
2010-10-23
11:30
—ветлана:
—пасибо за статью.–ада ,что и у нас в √рузии есть новопрославленные св€тые. ƒа хранит √осподь √рузию и –оссию и всех православных.
2010-10-22
22:49
јлександр:
”важаемый ћираб ƒжики€, с трепетом прочитал ¬аше повествование. ’рани ¬ас √осподь, за ваш труд!
2010-10-22
21:18
Ќаталь€:
 акие чудные старцы!
2010-10-22
19:49
»горь:
—лава “ебе, Ѕоже наш, слава “ебе!
2010-10-22
17:15
 ирилл:
Ћишний раз стать€ дает нам повод убедитьс€, что духовное родство между людьми порою гораздо выше кровного. „то в этом духовном родстве раствор€ютс€ культурные и €зыковые различи€.
—пасибо автору.
2010-10-22
12:26
–оман:
спасибо автору. единоверна€ √рузи€ стала мне ближе.
¬аш комментарий

«десь ¬ы можете оставить свой комментарий к данной статье. ¬се комментарии будут прочитаны редакцией портала ѕравославие.Ru.

¬аш комментарий:
¬аше им€:
¬аш e-mail:
(опубликован не будет)
¬ведите число,
напечатанное
на картинке: