√рузинска€

” христианина нет возраста

Ѕеседа с протоиереем √еоргием —хиртладзе

ѕротоиерей √еоргий —хиртладзе, клирик »оанна Ѕогослова в “билиси, Ц известный в √рузии проповедник, выступающий с беседами на духовные темы в грузинских —ћ». ≈му часто задают вопросы о том, как построить свою духовную жизнь, что делать, чтобы с полным правом именоватьс€ христианином. ќтветы отца √еорги€ на некоторые из вопросов мы предлагаем и читател€м сайта Ђѕравославие.руї.

***

Ц ќтец √еоргий, как понимать слова: Ђ” христианина нет возрастаї?

Ц ƒействительно, у христианина нет возраста, он посто€нно пребывает в процессе роста, духовного становлени€, совершенствовани€; все врем€ всматрива€сь в себ€, он находит такой грех, которого раньше не замечал, и обнаруживает такую благодать, такую добродетель, которых доселе не имел. Ёто ему даровано √осподом. Ќо чтобы удостоитьс€ Ѕожией благодати, необходим усердный духовный труд Ц труд молитвы и поста, посто€нное напр€женное стремление к духовному совершенству. —в€тые отцы говор€т, что дл€ человека необходимы три вещи: истинна€ вера, воздержание от пустослови€ и телесна€ чистота. ѕод последней подразумеваютс€ и чистота помыслов, и чистота собственно тела. —охранение чистоты тела об€зательно как в посте, так и после него.

» в первую очередь надо стремитьс€ к получению милости от Ѕога, а не от людей.

Ц ј что значит Ђбыть покорным √осподуї?

Ц „еловек не должен быть малодушным. ѕослушание Ц это ключ к жизни. «апр€женна€ лошадь не знает, куда поведет ее хоз€ин, но, тем не менее, не сопротивл€етс€ ему. Ћошадь догадываетс€, что если подчинитс€ хоз€ину, то этим послужит к его пользе, что ее послушание угодно хоз€ину.  ак лошадь покор€етс€ воле хоз€ина, так же и наша природа должна быть подчинена √осподу. Ќаш хоз€ин и кормилец Ц √осподь Ѕог.  уда поведет ќн, туда и должны идти мы. » мы не должны ни на минуту забывать, что в конце той дороги, по которой идем, стоит —ам √осподь. ћы гордимс€ и благодарим ¬севышнего, что по ≈го милости принадлежим к лучшей части человечества Ц православным христианам. Ёта больша€ ответственность и больша€ честь.   сожалению, сегодн€ не все думают так же, да и само общество в растер€нности и шатании. ћногие потер€ли подлинную веру; много и таких, кто бесстыже хулит ÷ерковь, оправдывает различные секты, оскорбл€ет св€щенников. √оре тем, которые вид€т лишь плохое в люд€х, и тем более в св€щеннослужител€х. “акие люди вред€т сами себе; к сожалению, таких лишь условно можно именовать христианами. ≈сли человек не стесн€етс€ и не остерегаетс€ ругать и поносить свою ÷ерковь, можно смело утверждать, что так он поносит собственную душу.

’ристианин опираетс€ на Ѕога, его поддержка Ц благословение и молитвы духовника. „еловек, прежде всего, должен уповать на ¬семогущего Ѕога, а не на людей. Ќадо также помнить, что √осподь не ко всем милостив, но только к тем, кто душой обращен к Ќему, кто не живет с раздвоенной душой Ц така€ жизнь подобна тому, как если бы человек наполовину был одет в летнюю одежду, а наполовину Ц в зимнюю.

Ц „то такое молчание?

Ц ћудрый человек скромен, тих и застенчив. „асто в моменты испытаний необходимо хранить молчание. —в€тые отцы говор€т, что этим молчанием человек уподобл€етс€ ’ристу,  оторый молчал в ответ на вопрос ѕилата,  то же ќн есть. »скусство молчани€ необходимо всем; это больша€ мудрость, которую мы должны усвоить, ибо с ней мы получаем необходимые заслоны и защиту дл€ души, чтобы вс€кий мусор не проникал в нее. ¬едь незащищенную душу легко подчин€ет диавол.

—трах Ѕожий €вл€етс€ началом мудрости и веры. ¬ерующий человек Ц это тот, кто имеет желание и стремление к общению с Ѕогом. ¬ерующий осознает, что ограничен Ѕожиим законом. Ќельз€, недопустимо, чтобы верующий поступал самовольно, движимый лишь своими желани€ми.

ћы все врем€ должны просить содействи€ у √оспода. ≈сли ты не стесн€ешьс€ просить чего-либо у людей, тем более не должен стесн€тьс€ просить у Ѕога. ≈сли наша просьба не будет во вред нам же, Ѕог об€зательно исполнит ее.

Ц ѕочему христианин должен сторонитьс€ развлечений?

–усский храм св€того »оанна Ѕогослова в “билиси по ул.  иачели. ќн построен в 1898-1901 годах.
–усский храм св€того »оанна Ѕогослова в “билиси по ул.  иачели. ќн построен в 1898-1901 годах.
Ц ћы должны воздерживатьс€ от развлечений и чрезмерных удовольствий, ибо против человека ополчаютс€ множество зол. ’ристиане об€заны учитьс€ противосто€ть соблазнам, ни на секунду не забыва€, что они €вл€ютс€ детьми ’риста. ћы должны, в первую очередь, остерегатьс€ про€влени€ малодуши€, остерегатьс€ попадать в такие ситуации, в которых нарушаетс€ наш душевный покой. ƒиавол использует множество возможностей дл€ нарушени€ нашего душевного равновеси€ и через это Ц дл€ нашего пленени€. Ќеобходимо бодрствовать. Ќо если наш душевный покой и мир все же будут нарушены, не стоит предаватьс€ страху. Ќаоборот, необходимо напр€чь все наши силы и чувства, чтобы достичь прежнего состо€ни€. „еловеческа€ душа очень чувствительна, легко ранима, и вс€кое чрезмерное развлечение, острые ощущени€ вред€т ей. Ќам, современным христианам, приходитс€ жить в пестром, шумном и во многом антицерковно настроенном мире, и мы ежесекундно подвергаемс€ многим испытани€м. Ќар€ду с добрыми людьми нас окружают и люди со злыми душами, лишенные Ѕожией благодати, Ц и таких много. » потому мы должны быть готовы к тому, чтобы во вс€кое врем€ противосто€ть им и не допускать в душу свою зло и вс€кую нечистоту.

Ц ћожно ли просить материальных благ у √оспода?

Ц ќдин человек сильно горевал из-за того, что у него не было приличной обуви. Ђ¬от, € все врем€ молюсь, но у мен€ нет даже обуви, чтобы дойти до храма. √де же справедливость?ї Ц причитал он и уже был готов отпасть от Ѕога. Ќо все же надел свою рваную обувь и поплелс€ в церковь. ѕриходит и видит: сидит у входа в храм безногий нищий и просит милостыню. » стало стыдно этому человеку за свои недавние причитани€; он вошел в храм и прин€лс€ благодарить √оспода, что ќн даровал ему здоровье, и истово просить прощени€ за свои греховные мысли.

Ќеверующий подобен безногому. „еловек верующий легко должен переносить материальные затруднени€. ¬ храме Ц доме √оспода Ц должно, прежде всего, просить духовной пищи и духовного богатства; и тогда вместе с этим Ц главным Ц досто€нием будут даны и необходимые материальные блага. —ледовательно, грешно, когда человек физически здоровый ропщет о материальной скудости, при этом вовсе не беспоко€сь о духовной своей нищете.

„асто богатство мутит разум человека: он ведет себ€ так, словно сможет забрать все это в мир иной. Ќо разве истинный христианин может думать так?  ак же может человек забрать в ÷арство Ќебесное богатства свои, когда даже тело его остаетс€ на земле? ќбо всем этом не надо забывать. Ќеобходимо посто€нно помнить и слова —пасител€ о том, как трудно богатому войти в ÷арство Ѕожие, Ц это должно быть отрезвл€ющим предупреждением дл€ богатых. √лавное Ц духовное, а не материальное богатство. Ќо злом €вл€етс€ не само по себе богатство или достаток, а собственнические, накопительские устремлени€ человека, его рабское подчинение вещам и деньгам. –азве могут наде€тьс€ на вхождение в ÷арство Ѕожие люди, которые материальное благососто€ние став€т выше √оспода? Ќикого и ничто не должно ставить выше Ѕога! “олько тогда мы можем наде€тьс€ на милость Ѕожию, если сами будем готовы отказатьс€ от излишних земных услад.

»ногда люд€м дает богатство диавол. ¬спомните, как искушал он ’риста, обещал несметные богатства и все земные почести, лишь бы ќн поклонилс€ ему. ’ристос дал достойный ответ и отпор диаволу. ќднако многих современных христиан это не предостерегает и не отрезвл€ет. ”вы, многие сегодн€ готовы ради богатства души свои продать диаволу.

Ѕлажен человек, который не следует путем зла, невери€ и пытаетс€ исполн€ть Ѕожии заповеди. Ётим он и сам обогащаетс€, и других обогатит. ѕуть христианина никогда не станет легким; без трудов, преодолени€ преп€тствий и испытаний мы не сможем оказатьс€ на светлой, спасительной стороне.

Ц  ак любить своего врага?

Ц „еловека духовно растит любовь к его врагу. —в€тые отцы учат, что самым угодным даром дл€ √оспода €вл€етс€ любовь. ќдин философ советовал не раздел€ть людей на врагов и друзей, ибо мы не знаем, кто есть кто.  аждый человек словно учитель твой: тот, которого ты считаешь близким, может оказатьс€ врагом, и наоборот. »ногда враг и не догадываетс€, что делает тебе добро; а близкий, уверенный, что одаривает теб€ благами, в действительности совершает зло. ∆изнь Ц больша€ школа, котора€ учит любви к люд€м. ј любовь к люд€м учит нас любви к Ѕогу.

Ќет человека, у которого не было бы ни одного врага. ћы все грешны, и невозможно всем угодить, всем сделать хорошее. ƒаже если сто человек будут благодарны за заботу и доброту твою, найдетс€ такой, который будет недоволен и обижен. Ќевозможно быть любимым всеми Ц мы же не в раю. Ќо возможно, чтобы мы любили всех. Ќадо старатьс€ обратить свою веру на врагов. Ќе забывайте, что —паситель наш »исус ’ристос за всех нас без исключени€ пролил кровь —вою.

Беседу с протоиереем Георгием Схиртладзе
перевел с грузинского Мераб Джикия

6 июл€ 2011 года

     омментарии читателей
    2016-11-16
    13:48
    —ветлана:
    ..ћожно единственного просить у Ѕ-га - ст€жени€ ƒуха —в€того и большей, непрерывной любви к нему ...и тогда он даст то, что не испортит нашу душу ..он знает о других наших нуждах, поэтому - стоит ли корыстно и мелочно просить о материальном.–азве не €сно о чем 'ѕросите ...стучите.'.. только о ст€жании —в€того ƒуха и увеличению Ћюбви к Ѕ-гу .
    ћного теперь истинного о Ѕ-ге в е-нете , 'ищите ..да обр€щете '... вместо корысти - котора€ при получении быстро надоест /повредит и может душу загр€знить , просите о Ћюбви и ¬ере растущей..
    2013-05-28
    11:34
    √ригорий:
    —лава Ѕогу за св€щенников -пастырей наших „то бы мы делали без них —лава и благодарение √споду Ѕогу что не оставил нас забудщих !
    2011-12-26
    13:11
    »ван Ўипицин:
    —паси √осподи! «а душевно полезное учение
    2011-09-08
    16:18
    ѕавел:
    Ќет слов дл€ выражений благодарности за статью...лишь бы не забыть все это со временем.
    2011-09-08
    16:12
    ѕавел:
    „асто богатство мутит разум человека: он ведет себ€ так, словно сможет забрать все это в мир иной. Ќо разве истинный христианин может думать так?  ак же может человек забрать в ÷арство Ќебесное богатства свои, когда даже тело его остаетс€ на земле? ќбо всем этом не надо забывать. Ќеобходимо посто€нно помнить и слова —пасител€ о том, как трудно богатому войти в ÷арство Ѕожие, Ц это должно быть отрезвл€ющим предупреждением дл€ богатых. √лавное Ц духовное, а не материальное богатство. Ќо злом €вл€етс€ не само по себе богатство или достаток, а собственнические, накопительские устремлени€ человека, его рабское подчинение вещам и деньгам. –азве могут наде€тьс€ на вхождение в ÷арство Ѕожие люди, которые материальное благососто€ние став€т выше √оспода? Ќикого и ничто не должно ставить выше Ѕога! “олько тогда мы можем наде€тьс€ на милость Ѕожию, если сами будем готовы отказатьс€ от излишних земных услад.
    2011-09-08
    16:10
    ѕавел:
    Ѕлажен человек, который не следует путем зла, невери€ и пытаетс€ исполн€ть Ѕожии заповеди. Ётим он и сам обогащаетс€, и других обогатит. ѕуть христианина никогда не станет легким; без трудов, преодолени€ преп€тствий и испытаний мы не сможем оказатьс€ на светлой, спасительной стороне.
    2011-09-08
    15:50
    ѕавел:
    ’ристиане об€заны учитьс€ противосто€ть соблазнам, ни на секунду не забыва€, что они €вл€ютс€ детьми ’риста. ћы должны, в первую очередь, остерегатьс€ про€влени€ малодуши€, остерегатьс€ попадать в такие ситуации, в которых нарушаетс€ наш душевный покой. ƒиавол использует множество возможностей дл€ нарушени€ нашего душевного равновеси€ и через это Ц дл€ нашего пленени€. Ќеобходимо бодрствовать. Ќо если наш душевный покой и мир все же будут нарушены, не стоит предаватьс€ страху. Ќаоборот, необходимо напр€чь все наши силы и чувства, чтобы достичь прежнего состо€ни€. „еловеческа€ душа очень чувствительна, легко ранима, и вс€кое чрезмерное развлечение, острые ощущени€ вред€т ей. Ќам, современным христианам, приходитс€ жить в пестром, шумном и во многом антицерковно настроенном мире, и мы ежесекундно подвергаемс€ многим испытани€м. Ќар€ду с добрыми людьми нас окружают и люди со злыми душами, лишенные Ѕожией благодати, Ц и таких много. » потому мы должны быть готовы к тому, чтобы во вс€кое врем€ противосто€ть им и не допускать в душу свою зло и вс€кую нечистоту.
    2011-09-08
    15:46
    ѕавел:
    ћы все врем€ должны просить содействи€ у √оспода. ≈сли ты не стесн€ешьс€ просить чего-либо у людей, тем более не должен стесн€тьс€ просить у Ѕога. ≈сли наша просьба не будет во вред нам же, Ѕог об€зательно исполнит ее.
    2011-09-08
    15:44
    ѕавел:
    »скусство молчани€ необходимо всем; это больша€ мудрость, которую мы должны усвоить, ибо с ней мы получаем необходимые заслоны и защиту дл€ души, чтобы вс€кий мусор не проникал в нее.¬едь незащищенную душу легко подчин€ет диавол.
    2011-08-26
    13:22
    Ћюдмила:
    ћне особенно на душу легли два последних абзаца. —паси √осподи, отец √еоргий.
    2011-08-09
    18:43
    јлексей:
    —паси √осподи!
    2011-07-22
    13:00
    Ќуго. “билиси:
    Ѕудем верны богу, значит будем верны друг к другу. Ћюбовь к богу, будет сближать каждого из нас, как движущихс€ по радиусам к центру окружности. ƒа поможет нам √осподь на этом пути, к единству и любви. Ѕлагодарю о.√иорги€ за статью.
    2011-07-12
    20:40
    р, Ѕ, яна:
    —пасибо за статью! —паси √осподи и сохрани!!! — праздником св€того ѕетра и св€того ѕавла!!!
    2011-07-11
    18:22
    “ать€на:
    —паси, √осподи, за эту беседу. ќчень нужна€ и дл€ мен€ своевременна.
    2011-07-09
    12:37
    јлександр:
    Ѕлагодарю всех за данную публикацию! ѕоздравл€ю с ѕраздником! √осподь Ѕог помоги нам всем!
    2011-07-09
    12:13
    јндрей:
    «амечательна€ стать€. ѕросто о главном. Ќапоминайте нам, забывчивым, об этом почаще.
    2011-07-09
    05:01
    —ергей:
     ак хорошо осознавать что о.√еоргий в “билиси и о.ƒимитрий(—мирнов) в ћоскве говор€т одни и те же слова.
    2011-07-07
    17:21
    Ћеван:
    —паси √осподи за душеполезную беседу.
    2011-07-06
    20:26
    р.Ѕ.Ќаталь€:
    я держала обиду на одного человека,посто€нно об этом думала, но потом нашла дл€ себ€ выход, а именно пошла в храм и подала сорокоуст о здравии этого человека, да ещЄ свечку самую большую тоже дл€ его здоровь€.  ак рукой всЄ сн€ло, так легко стало.
    2011-07-06
    20:20
    р.Ѕ.Ќаталь€:
    Ќе бывает плохих людей, бывают плохие поступки.
    ¬аш комментарий

    «десь ¬ы можете оставить свой комментарий к данной статье. ¬се комментарии будут прочитаны редакцией портала ѕравославие.Ru.

    ¬аш комментарий:
    ¬аше им€:
    ¬аш e-mail:
    (опубликован не будет)
    ¬ведите число,
    напечатанное
    на картинке: