√рузинска€

√рузинска€ ¬ифани€

Ѕ≈“јЌ»я ¬ „≈—“№ –ќ∆ƒ≈—“¬ј ѕ–≈—¬я“ќ… Ѕќ√ќ–ќƒ»÷џ ћ”∆— ќ… ћќЌј—“џ–№ (груз. betania, от евр. бейт-хани, ¬ифани€) ћцхета-“билисской епархии √рузинской ѕравославной ÷еркви. –асположен в 16 км от “билиси, в ущелье р. ¬ере ок. с. —амадло.

»стори€. ¬рем€ основани€ неизвестно, однако есть сведени€, что к XI в. обитель уже существовала как усыпальница кн€жеского рода ќрбели, владевшего обширными территори€ми в  вемо  артли. ћестное предание гласит, что первоначально ктиторы намеревались строить монастырь по другую сторону пещеры —амадло, на плоской вершине высокой горы, откуда открывалс€ вид на все окрестности, и уже начали свозить туда камни, как к утру в недоумении обнаружили их исчезновение. Ќайд€ свои строительные материалы глубоко внизу на дне ущель€ сложенными вместе, строители решили возвести храм в указанном Ѕогом месте. ƒругое предание повествует, что в древности здесь была крупна€ и богата€ Ћавра, и св. “амара, последние годы жизни подвизавша€с€ в пещерном монастыре ¬ардзиа, часто приезжала сюда летом дл€ уединени€ и молитвы. “ерритори€ монaстыр€ в древности была окружена массивной стеной, остатки которой сохранились до наших дней. —реди леса на склонах горы сохранились небольшие €мы с грудой камней - остатки монашеских келий. »звестно, то в средние века монастырь пришел в запустение и был усыпальницей рода Ѕараташвили.

÷арица “амара. ‘реска храма в Ѕетании (ок. 1210 г.) ÷арица “амара. ‘реска храма в Ѕетании (ок. 1210 г.)
¬ середине XIX в. художник √. √агарин нашел заброшенный храм в горах, расчистил каменный завал и обнаружил портрет св. “амары, что привлекло к пам€тнику внимание общественности. ѕервым восстановителем монастыр€ был иеромонах —пиридон ( етиладзе) из  утаиси, долгое врем€ подвизавшийс€ один и нанимавший дл€ восстановительных работ местных кресть€н. ¬о врем€ расчистки территории во дворе храма было обнаружено крупное захоронение, больша€ часть костей в котором была совершенно белой и чистой, что свидетельствует о св€тости упокоенных. —ейчас мощи неизвестных мучеников поко€тс€ в склепе под престолом церкви.   1894-96 гг. обитель уже была настолько обустроена, что сделалась пригодной дл€ жизни небольшой братии.

—реди добровольных помощников иером. —пиридона был мальчик 12 лет родом из дер. Ёредви (ёж. ќсети€), ¬асилий ћайсурадзе. ¬ 1903 г. он подвизалс€ в скиту св. ап. »оанна Ѕогослова на јфоне, в 1920 г., будучи уже иеромонахом »оанном, он вернулс€ на родину вместе с другими грузинскими монахами и поселилс€ в монастыре јрмази в ћцхета. ¬ 1921 г. в обители кроме иером. »оанна осталс€ лишь еще один насельник. ќднажды в монастырь пришли двое чекистов, вывели монахов из монастыр€ в леса гор и открыли по ним огонь. ¬ыходили чудом спасшихс€ монахов сестры монастыр€ —амтавро во ћцхета, после чего иером. »оанн вернулс€ в место своего первого духовного опыта - спр€танный в горах Ѕетанский монастырь, где все еще подвизалс€ о. —пиридон. –ешив вернутьс€ в «ап. √рузию, о. —пиридон передал игуменство монастыр€ иером. »лие, а тот через некоторое врем€ передал насто€тельство иером. »оанну.

¬ 1924 г. в монастырь пришел иером. √еоргий (ћхеидзе), человек удивительной судьбы. ќн родилс€ в 1887 в д. Ќиж.  рихи, (истор. пров. √рузии Ќиж. –ача) в многодетной семье и принадлежал обедневшему кн€жескому роду. ќтец, ћефодий, был советником деревни, состо€л в народной милиции, участвовал в кавказских битвах и имел награды, в том числе - √еоргиевский крест за пленение Ўамил€. √еоргий начал образование в „елиагельском училище, затем его отправили в “билиси, к богатому д€де »ванэ, где мальчик некоторое врем€ продолжал учебу и работал секретарем у писател€ св. »лии „авчавадзе. ѕозже был отправлен в ѕетербург в военное училище, но вскоре вернулс€ в родную деревню из-за мистической кончины старшего брата ѕолиактра. ѕрин€в постриг, ѕолиактр отрекс€ от всего мирского, провод€ жизнь лишь в уединении и молитве. ќн лицезрел таинственные небесные откровени€ и видени€ и очень скоро скончалс€. ¬ернувшись домой в 1909 г., √еоргий прочел записи усопшего и резко изменил образ жизни. ѕриехавшие из “билиси брать€, опасавшиес€ за душевное состо€ние младшего брата, пытались говорить с ним, но он отвечал лишь одно: "я жертвую себ€ Ѕогу. я слышал голос с Ќеба, который сказал мне, что это мой путь". ѕосле этого √еоргий уединилс€ где-то в пещере в горах, затем ушел в ћегрелию. »з этого периода его жизни известно лишь, что он прин€л постриг от митр. Ќазари€ и некоторое врем€ подвизалс€ в ’ирском монастыре. ’ирский монастырь был закрыт в 1924 г., и иером. √еоргий возвратилс€ домой. ƒвое из его братьев уже были коммунистами (один из которых - ѕетр, был заместителем Ѕерии и даже помен€л отчество, чтобы не быть братом монаха; был расстрел€н в 1938 г.) и, презира€ брата за его веру, оскорбл€ли его и вс€чески пытались соблазнить.

»еромонахи »оанн и √еоргий прожили в Ѕетании до самой своей кончины - вначале в страшной нищете, но со временем насельникам удалось завести небольшое хоз€йство: они се€ли пшеницу и кукурузу, ухаживали за коровами, устроили пасеку, в 1936 г. запустили мельницу у ручь€. »звестно, что к этому времени »оанн был уже архимандритом, а √еоргий был рукоположен во игумена патриархом ћелхиседеком. ќфициально насельники числились как сторожа "ценного пам€тника архитектуры", монастырь считалс€ недействующим, однако, в храме висели иконы, горели лампады, совершались богослужени€, крестные ходы, здесь крестили и венчали. ƒолгие годы обитель оставалась чуть ли не единственной в √рузии монашеской общиной. ¬о врем€ ¬еликой ќтечественной войны во врем€ голода насельники не только духовно, но и телесно окормл€ли окрестное население. »з источников того времени известна уникальна€ тетрадь " нига впечатлений" за 1934-58 гг., на листах которой раскрываютс€ все те боль и чувство потер€нности, что охватили послереволюционное поколение; после общени€ со старцами в сердцах многих происходила переоценка ценностей. –асположившийс€ в 5-6 км от монастыр€ дом отдыха всесоюзного значени€ привлекал в Ѕетанию целые экскурсионные группы представителей всех регионов страны, что сделало служение бетанских монахов поистине миссионерским. —тарцы собрали довольно обширную по тем временам библиотеку —в€тоотеческих писаний, страницы многих книг которой содержат обильные пометки о. √еорги€. ќчевидцы рассказывают, что были случаи исцелений по молитвам отцов. «амечали, что все предсказани€, даже мимолетные замечани€ старцев сбывались.

¬ 1954 г. в обитель по благословению своего духовника архим.  онстантина из “еклатского монастыр€ пришел ¬алентин ѕирцехлава (род. в 1923 г., в с. ћухури „хороцкого р-на). ¬скоре он прин€л здесь монашество с именем ¬асилий и был рукоположен во иеромонаха. ѕровед€ несколько лет в строгой аскезе, он, сильно избитый 4-м€ неизвестными в лесу по дороге в монастырь, т€жело заболел и преставилс€ в 1960 г., будучи совсем молодым человеком. «а 3 года до этого скончалс€ старец »оанн. —тарец √еоргий ушел через 5 лет после него, в 1962 г. ≈го кончине сопутствовали мистические событи€.

—тарца √еорги€ посещали духовные видени€: один раз во сне ему €вилась Ѕожи€ ћатерь и прикосновением исцелила его от сильной боли, другой раз во врем€ молитвы ему €вилась мц. ‘екла и подала гроздь винограда. “ретий раз, когда старец после операции жил некоторое врем€ в “билиси у брата, ему €вилс€ јнгел и велел идти в монастырь. “€жело больной о. √еоргий, несмотр€ на уговоры родственников, немедленно возвратилс€ в Ѕетанию. —пуст€ некоторое врем€ туда же срочно приехал посещавший иногда старца иером. √авриил, почувствовавший острую необходимость навестить его. —тарец попросил того отслужить литургию и причастить его, после чего преставилс€.

«а 5 лет до кончины о. √еоргий прин€л великую схиму с именем »оанн; веро€тно, схимником был и о. »оанн, завещавший перед кончиной своему собрату великую схиму и им€. ѕохоронены оба старца возле восточной стороны храма.

—пуст€ несколько лет здесь разместились искусствоведы и реставраторы, изучающие бетанский храм. ћонастырский комплекс пришел в полное запустение. ¬ 1978 г. по благословению  атоликоса-ѕатриарха »лии II сюда прибыли двое насельников, и Ѕетани€ стала первым мужским монастырем, открывшимс€ в советское врем€. Ќасто€телем монастыр€ со дн€ его открыти€ €вл€етс€ архимандрит Ћазарь (јбашидзе).

 рестовокупольна€ Ѕетанска€ церковь, принадлежаща€ типу "вписанного креста" (20,5х14,5х22,5, высота купола 27 м), была возведена из тесаного камн€ во времена св. царицы “амары на рубеже XII-XIII вв. на месте разрушенного кирпичного храма X-XI вв. јрхитектурное построение храма повтор€ет выработанные еще в XI в. композиции: пара столпов делит внутреннее пространство на 3 нефа, купол сдвинут к востоку, его устои сливаютс€ со стенами алтарной апсиды. ѕо мнению некоторых исследователей, элементы ранней церкви были включены в новую постройку: не исключено, что ей принадлежала вс€ современна€ алтарна€ часть, а также - часть алтарных фресок и выложенный из кирпича западный притвор, под которым находитс€ склеп, и где в 1986 г. была устроена церковь св. “амары.

–укава креста в плане церкви оформлены двускатными крышами и немного возвышаютс€ над односкатными крышами угловых помещений. Ќа восточном фасаде сохранились традиционные ниши, однако, объедин€юща€ система декоративных арок отсутствует. ќсновное внимание обращено на распределение оконных проемов и создание орнаментальных акцентов. ¬ертикальна€ ось восточного фасада подчеркнута центральным окном декоративным крестом над ним и медальоном маленького окна под карнизом. ƒл€ северного и южного фасадов характерны спаренные окна с маленькими декоративными крестами над ними.  руглый барабан покрывает аркатура с 12 (по числу апостолов) окнами.

—охранились фрагменты росписей времени основани€ церкви с довольно необычной дл€ XII-XIII вв. схемой росписи. ¬ алтарной конхе изображен "—пас на ѕрестоле" (вместо традиционного "¬еличи€ Ѕогоматери"), ниже - пророческий р€д, что еще раз подтверждает возможность принадлежности древней церкви алтарной части. Ќе исключено, что первоначально храм был посв€щен —пасу или одному из √осподних праздников. ѕод р€дом пророков располагаетс€ апостольский р€д и р€д св€тителей, переписанный в XIV или XV в. јлтарь богато украшен растительным орнаментом, среди плетений которого вписаны краткие молитвы или стихи из псалма. Ёти автографы донесли до нас имена бетанских иконописцев - ƒеметре и —офрома.

—реди росписи особенно выдел€етс€ фреска нижней части северной стены, выполненна€ ок. 1207 г., где изображены царь √еоргий III, его дочь св. царица “амара и ее сын √еоргий-Ћаша, фланкированные фигурами двух св€тых воинов. Ёта фреска была несколько раз переписана, однако современным реставраторам рентгеновским и ультрафиолетовым способом удалось воспроизвести первоначальный лик царицы, содержащий много портретных черт ее лица. –едки по иконографии фрески в окнах на сев. стене: "»уда, получающий 30 сребреников", разделенна€ на 2 части сцена омовени€ ног, "ћоление о „аше", "ѕредательство »уды", "—траждущий ѕетр", "ѕилат, умывающий руки". ÷икл –асп€ти€ обогащен историческими подробност€ми - сосуд дл€ оцта, раздравша€с€ завеса храма.

¬ проемах западной стены сохранились сцены чудес —пасител€: "»сцеление бесноватых", "»сцеление слепого", ниже композици€ "–ай", с юга "Ћоно јвраамово", с севера "ѕрестол уготованный и идущие к нему праведники", јнгелы, взвешивающие грехи, животные, извергающие мертвых, уникально изображение высунувшейс€ из огненной реки головы ћагомета в белой чалме. ”гадываютс€ сцены "ѕир »рода", "ѕричащение ћарии ≈гипетской".

Ќа южной стене храма сохранилс€ портрет ктитора церкви —умбата ќрбели в монашеском облачении с моделью церкви в руках, р€дом - фигура его сына Ћипарита с молитвенно воздетыми руками, эристава  артли. ¬начале —умбат был изображен в светском оде€нии, что подтверждает и надпись, перечисл€юща€ только светские его титулы, и рентгеноскопи€, но после его пострига в монашество с именем —имеон в результате неудачного заговора против цар€ √еорги€ III, фреска была переписана, что позвол€ет датировать роспись периодом до 1177-1179 гг. Ќа южной стене сохранилс€ наиболее ранний из известных на сей день по своей развернутости цикл из 9 изображений пророков с предуказанными им прообразами, символизирующими Ѕогоматерь. ’орошо сохранились изображение танцующего прор. ƒавида р€дом с  овчегом «авета и сосудом с манной небесной в руках, "»езекииль перед вратами заключенными", видны "√едеон и чаша с руном", "ћоисей и Ќеопалима€  упина", "Ћествица »акова", "јарон с процветшим посохом", "ƒаниил перед горой", "“ри отрока в пещи ¬авилонской".

¬озле основной церкви сохранилась маленька€ церковь во им€ св. √еорги€ ѕобедоносца 1196 г. и арочный проезд - видимо, остатки нижнего этажа башни или звонницы.

Ћитература:

Ќатали€  рашенинникова

11 окт€бр€ 2002 года

    “рансл€ци€ в формате RSS 2.0