√рузинска€

ќсуждение, обличение и рассуждение

—в. »оанн ѕредтеча обличает цар€ »рода
—в. »оанн ѕредтеча обличает цар€ »рода
„асто спрашивают: кака€ разница между осуждением и обличением, и что такое рассуждение? ќб осуждении √осподь говорит: ЂЌе судите, да не судимы будетеЕ и какою мерою мерите, такою и вам будут меритьї (ћф. 7: 1Ц2). ј что касаетс€ обличени€, ≈вангелие учит: Ђ≈сли же согрешит против теб€ брат твой, пойди и обличи его между тобою и им однимЕ если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось вс€кое слово; если же не послушает их, скажи ÷еркви; а если и ÷еркви не послушает, то да будет он тебе, как €зычник и мытарьї (ћф. 18: 15Ц17).

ј рассуждение, как указывают св€тые отцы, €вл€етс€ одной из главных добродетелей. „асто верующий не знает, как отличить друг от друга осуждение, обличение и рассуждение. ѕорой осуждение именуют обличением или рассуждением, тогда как осуждение и обличение весьма отличаютс€ друг от друга. ¬ первую очередь нужно отметить, что осуждение исключает любовь, оно представл€ет собой слово, сказанное без вс€кой любви к ближнему, лишь с целью покрасоватьс€ перед окружающими и вы€вить свою осведомленность. —лова, сказанные без любви, неизбежно оказываютс€ личным оскорблением человека как перед ним самим, так и перед окружающими. ѕроисходит отождествление личности осуждаемого человека с каким-либо конкретным делом, абсолютизаци€ греха и ошибки, распространение греха на всю личность и затмение добрых и положительных качеств человека.

ќбличение же в первую очередь подразумевает любовь к человеку, которого обличают. ÷елью обличени€ €вл€етс€ выведение ближнего из ошибки и забота о его духовном спасении.

Ќаилучший пример обличени€ мы можем найти в —в€щенном ѕисании. ¬спомним, как поступил пророк Ќафан, когда он хотел обличить цар€ ƒавида за совершенное прелюбоде€ние с ¬ирсавией. ќн пришел к царю как мир€нин и рассказал притчу о том, как один богатый человек отн€л у бедного любимого €гненка и угостил его м€сом своего гост€.  огда разъ€ренный услышанным царь ƒавид воскликнул, что за такой поступок богач заслуживает смерти, тогда только Ќафан ответил, что этим богачом был сам царь, который отн€л у ”рии ’етте€нина единственное его богатство Ц красивую жену. “ак мудрый пророк сумел заставить цар€ ƒавида вынести приговор самому себе. «а таким обличением последовал и плод Ц искреннее раска€ние.

¬от так мы должны отличать осуждение от обличени€. Ќаши же обличени€, несмотр€ на то, что часто они справедливы, из-за малодуши€ и отсутстви€ любви принимают характер осуждени€.  огда обличаем преступление, мы тем самым говорим правду, но из этой правды остаетс€ исключенной забота о спасении человека и искреннее желание вывести его из этой ошибки. ќбличение без любви никогда не даст доброго плода, так как в это врем€ предаютс€ забвению многие добродетели обличаемого человека.

ѕоэтому прежде, чем обличать ближнего, мы должны помолитьс€ √осподу, успокоитьс€, хорошо обдумать и лишь после этого сказать слово, помн€, что наша цель Ц спасение человека, а не унижение. “ак что истинное обличение требует от нас насто€щего терпени€, великодуши€ и любви. ¬ противном случае мы потер€ем и ту малую истину, которую имели, и будем иметь дело не с обличением, а с осуждением, что об€зательно приведет к худшему. ¬ частности, будет посе€на ненависть, плоды которой пожнем мы и вместо единства еще больше отдалимс€ от ближнего.

ћы путаем обличение с осуждением из-за того, что не имеем добродетели духовного рассуждени€. јпостол ѕавел говорит, что мы имеем разум ’ристов Ц име€ в виду себ€, апостолов и благочестивых христиан. ќбладать разумом ’риста Ц значит иметь глубокое духовное рассуждение и приобрести его опытом, молитвой, постом. ѕриобретению этого опыта способствует изучение трудов св€тых отцов и их жити€.  огда человек ст€жает добродетель рассуждени€, тогда он будет защищен от осуждени€ других.

—овершенно очевидно, что причиной осуждени€ €вл€етс€ наша духовна€ лень. ћы ленимс€ духовно анализировать все встречающиес€ €влени€ и наши действи€, вследствие чего разговариваем и действуем механически, поверхностно. ѕриобретение духовного опыта происходит тогда, когда выпадающие нам испытани€ мы преодолеваем верой. √осподь каждому из нас посылает достаточно испытаний дл€ того, чтобы мы лучше познали самих себ€ и исправление начали в первую очередь с себ€. –абота€ над собой с осознанием своей греховности и искренним желанием преодолеть ее, мы тем самым приобретаем опыт духовного рассуждени€, который безошибочно указывает нам, каким должно быть истинное обличение, и так мы избавл€емс€ от греха осуждени€.

 огда мы прощаем себ€, тогда прощаем и других, а когда мы строги к себе, тогда понимаем, насколько т€жело другим, и становимс€ более человеколюбивыми, благосклонными и милосердными. ћы можем знать множество примеров из житий св€тых, но без переживани€ за собственные грехи и полученного через это опыта не приобретем разума ’ристова и не сможем избежать €мы осуждени€.  аждый из нас знает, что сперва нужно вытащить бревно из собственного глаза, чтобы увидеть, как вынуть соринку из глаза брата нашего, Ц но, к сожалению, зна€, не исполн€ем, за что несем наказание и если не исправимс€, то будем наказаны и в будущем. Ёто €вление начинаетс€ в личности, а затем распростран€етс€ на семью, общество и на весь народ.

»так, если мы не просветимс€ духовно, то никогда не сможем освободитьс€ от духа осуждени€, зависть и лень посто€нно будут в нас, что, конечно же, принесет горький плод.

ћногие готовы оправдывать себ€ темпами современной жизни, котора€ будто бы не дает возможности углубитьс€ в самого себ€. ќднако думаетс€, и этот быстрый темп вызван нашим неправильным подходом к жизни. √осподь говорит: ЂЌе заботьтесь о завтрашнем днеЕ довольно дл€ каждого дн€ своей заботыї (ћф. 6: 34). ћы забываем об этой заповеди. Ќе сделав ничего доброго сегодн€, заботимс€ о завтрашнем дне и пытаемс€ создать его уже сегодн€. » так мы впадаем в мир иллюзий, поскольку заботимс€ о том, что не имеет под собой твердой почвы и оснований, начинаем искусственно создавать эти основани€, из-за чего и происходит ничем не оправданное ускорение темпа жизни; то, что еще не созрело, мы хотим собрать сегодн€ же; и в то же врем€ нам некогда собирать то, что уже созрело, потому что мы спешим заботитьс€ о завтрашнем и за один день стараемс€ управитьс€ со всем тем, что требует годов труда. ¬ этом плане внешне на «ападе вроде бы лучше обстоит дело, поскольку экономически там больше делают и успевают, но там в силу всего этого невидимо разрушаетс€ человек как личность и разрушаетс€ семь€, а где рушатс€ личность и семь€, там эта же участь ожидает и государство. Ёкономические и политические успехи только тогда будут твердыми и принос€щими истинную пользу человеку, если они будут иметь твердую нравственную основу.

—ледовательно, неправильным отношением и подходом мы сами ускор€ем темп жизни, а потом ворчим и недоумеваем, что, мол, не хватает времени дл€ самопознани€ и духовного развити€. ѕричиной этого €вл€етс€ и зависть, так как мы посто€нно соревнуемс€ друг с другом в приобретении материального богатства и земной славы.

¬ мировом масштабе этот процесс, наверное, необратим, но это не означает, что отдельные личности не могут изменить ритм собственной жизни. „ерез ст€жание духовного опыта, образованности и стремлени€ к благочестивой жизни они могут приобрести добродетель рассуждени€, то есть разум ’риста. ќсновой этого €вл€етс€ любовь к √осподу нашему »исусу ’ристу. ” кого нет любви ко ’ристу, тот никогда не достигнет успеха в духовной жизни. ѕоэтому в первую очередь мы должны искать в самих себ€: есть ли в нас любовь ко ’ристу, котора€ и €вл€етс€ залогом очищени€ и избавлени€ от вс€кого греха, в том числе греха осуждени€, так как любовь ко ’ристу непременно включает в себ€ любовь к ближнему.

Архиепископ Иоанн Руставский и Марнеульский
Перевел с грузинского Мераб Джикия

27 декабр€ 2010 года

     омментарии читателей
    2015-11-05
    15:30
    ƒенис:
    ’орошее разъ€снение. Ќо считаю, даже при обличении главное не поддатьс€ чувствам, а то можно легко перейти на осуждение. ј как это сделать? ƒумаю, тут надо чтобы мы сами и Ѕог хорошо поработали над нашим сердцем.
    2015-08-21
    13:21
    ≈лена ∆укова:
    спаси ¬ас √осподи за такое хорошее разъеснение!
    2014-07-22
    02:13
    ¬италий:
    брати€,хорошо еще сказано у ‘еофана «атворника в "ѕисьма о разных предметах веры и жизни"„асть1, п.9 ќ хороших и неисправных св€щенниках.ќ всеусердной молитве √осподу об исправлении ближнего.
    прошу ¬аших молитв.
    2014-06-17
    20:25
    Ћюбовь:
    —пасибо автору, что в статье подн€ты такие важные и животрепещущие вопросы. Ќасчет осуждени€, обличени€ и рассуждени€ - в принципе, так и предполагала, но заметила, что многие верующие эту грани не чувствуют, а бо€тс€ даже рассуждать, не то чтобы обличать, счита€ все это осуждением. —пасибо, ¬аша стать€ послужила подтверждением, что, в принципе, думаю € правильно...

    ѕонравилс€ комментарий ƒмитри€, что не желают слышать люди обличение. «атворены уши, озлобл€ютс€.  стати, не согласна с одним моментом в статье, что ненависть бывает, когда обличение перешло в осуждение. Ќе думаю (мне кажетс€, что сам факт обличени€ уже автоматически вызывает ненависть, вспомним библейские примеры, да собственно, ’ристос и фарисеи, »оанн и »род... или ’ристос и »оанн не умели обличать?! а результат...) так или... неправильно обличаю, в общем, прин€ла во внимание всю тонкость процесса обличение. ƒа, обличение это т€жкий труд и тонкий... ƒай Ѕог все делать правильно, в том числе и выполн€ть об€занность свою обличать. “ут возникает р€д практических вопросов. ћожно ли как-то задать их автору лично? ƒопустим, через электронную почту? ” мен€, к сожалению, нет духовного наставника. ѕочему - вопрос обширный и сложный.



    2014-04-09
    21:51
    OLGA:
    Gramotno i lakonichno, dusha radujetsja.U gorjachego cheloveka cerdce naraspashku.SPASI VSEH GOSPODI.
    2013-10-31
    06:05
    Illia Kupalenko:
    ƒаа, стать€ веска€!!! √лавное теперь усвоить эти капли воды живой...
    2013-10-17
    15:47
    јн€:
    —паси √осподи за такие слова! ќчень душеполезные и как хорошо сказано , про изменение –итма —обственной жизни!  ак это ¬ажно дл€ ’ристианина.
    2013-02-05
    13:46
    ќлег ѕетров :
    —паси √осподи !!! —о слезами прочитал , просто и разумно !! —лава √осподу Ѕогу за статью !
    2013-01-12
    11:08
    јндрй:
    «амечательна€ стать€! ¬сЄ очень €сно и просто написано. —паси, Ѕог, за труды!
    2013-01-02
    02:03
    Ћюдмила:
    ќгромное спасибо! ƒавно пыталась пон€ть, но самосто€тельно не пришла ни к какому выводу. —ейчас всЄ пон€тно.
    2012-01-08
    07:10
    √еоргий:
    ћiр вам!
    2011-09-14
    14:47
     онстантин:
    ƒоброе зерно посе€нное в наших сердцах даст росток, а может вырасти в крепкое дерево веры и любви. —пасибо.
    2011-02-15
    20:38
    tina santa:
    Ќаставл€ет....
    2011-02-09
    16:13
    Ќебойша:
    ќчень полезно навсегда.
    — праздниками —в.“рех »ерархов и —ретени€ √осподнь€
    2011-01-17
    14:36
    ћераб:
    —пасибо, брать€ и сЄстры, за высокую оценку содержани€ переведЄнного мной материала.—паси ¬ас всех, √осподь ! — –ождеством ’ристовым и новым годом ! — братской, христианской любовью !
    2011-01-16
    18:03
    √еоргий:
    Ѕог ¬ам в помощь. ¬ы несети в души людей искру спсени€.–аб Ѕожий √еоргий.
    2011-01-13
    11:40
    ¬ера:
    —паси √осподи за такую замечательную статью!
    Ѕыть внимательным к себе, старатьс€ разобратьс€ в своих чувствах, увидеть свой грех - как это сложно, и как необходимо...
    2011-01-09
    20:52
    ≈лена:
    —пасибо за статью! ќчень полезна€ - многое расставилось по местам. C –ождеством ’ристовым!
    2011-01-04
    02:39
    ƒмитрий:
    ¬ерно все....и как трудно исполнить,обличать с любовью. » все ли хот€т это слышать.Ћюбви между людьми практически нет,даже между родными,ходишь а вокруг глухие немые и обозленные. —трах Ѕожий лекарство,слезы и пока€ние ѕростите мен€ архигрешника.
    2011-01-02
    13:15
    ¬алерий65:
    Ќаконец-то получил вн€тный ответ на вопрос - чем суждение отличаетс€ от осуждени€?
    2010-12-30
    17:30
    ¬ера:
    —пасибо за статью!
    ƒа, если имеем искреннюю любовь и терпение, то поймем, как правильно обличить человека. ј если не имеем - любви, то нечего и трогать других.
    2010-12-30
    00:44
    —ветлана:
    —пасибо большое! ѕрошу ¬аших молитв, отец »оанн!
    2010-12-29
    17:24
    марина:
    —пасибо за статью. ќткрывает глаза!
    2010-12-28
    23:11
    √ригорий:
    ѕочему не работает верси€ дл€ печати? ѕричем на многих страницах
    ¬аш комментарий

    «десь ¬ы можете оставить свой комментарий к данной статье. ¬се комментарии будут прочитаны редакцией портала ѕравославие.Ru.

    ¬аш комментарий:
    ¬аше им€:
    ¬аш e-mail:
    (опубликован не будет)
    ¬ведите число,
    напечатанное
    на картинке: