Инок радости

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Православие.Ru, 10 декабря 2009 г.
http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/41595.htm

Архимандрит Феофил (Параян)
Архимандрит Феофил (Параян)
«Я велик для тех, кто слушает меня; мал для тех, кто меня не слушает; и ничто для тех, кто меня избегает». Так говорил о своем служении архимандрит Феофил (Параян), благочестивый духовник монастыря Брынковяну в Сымбэта-де-Сус, 3 ноября сего года ушедший от нас. Достопамятный митрополит Трансильванский Антоний (Плэмэдялэ) говорил об отце Феофиле, что, «когда он разговаривает с людьми, никто не замечает, что батюшка не видит. Ему так близки заботы людей, их каждодневные нужды и беды. Он обо всем знает, все понимает, имеет ответ на все случаи жизни». Теперь небесное воинство служителей Господа пополнил еще один горячий молитвенник за румынский народ.

Отец Феофил появился на свет 3 марта 1929 года в селе Топырча, близ Окна-Сибиулуй, и получил в святом крещении имя Иоанн. Он был старшим из четырех детей в семье хлебопашцев Иоанна и Елисаветы, но вошел он в земную жизнь слепым.

Слепота сына – «ущербностью» называл ее отец Феофил – сильно печалила его родителей. «Когда они поняли, что я не могу заниматься тем, чем были заняты другие (а мне, ребенку, столько раз повторили слова: “Не можешь, потому что не видишь!”), к кому они только не обратились и где только не побывали: и у врачей, и у священников, и в монастырях! Но ничего не менялось в моей жизни, и все потому – я это говорю сейчас, и говорил раньше не единожды, и буду говорить об этом вплоть до моей кончины и в вечности, – что так было угодно Богу. Я пришел в этот мир с ущербностью, я пришел в этот мир с неким ограничивающим мою деятельность физическим недостатком, и таким, каким я пришел в этот мир, меня помнят все с самого моего детства. Упокой, Господи, с миром мою добрую мать, однажды сказавшую мне: “Дорогой мой, ты и представить не можешь нашу боль тогда, когда ты был еще ребенком. Мы не знали, куда от нее деться”. Но постепенно это чувство угасло, потому что родители сказали себе, что “такова воля Божия, хотя по человеческим меркам никто этого не желал. Но нужно нести свой крест…”»

«Я учился руками»

В 1935–1940 годах мальчик посещал начальную школу для слепых в Клуж-Напока, а в 1942 году продолжил обучение в школе для слепых в Тимишоаре. «Письменные работы я отстукивал на пишущей машинке. В 1942 году я воспользовался ею в первый раз. Никогда раньше к ней не прикасался, но знал, как с ней обращаться». Вплоть до 1948 года он учился в лицее Тимишоары. Отец Феофил позднее вспоминал: «В школе выучился тому, чему мог выучиться – читать при помощи рук. Ну и смешно же мне становилось, когда меня спрашивали, как это я смог выучить французский, немецкий, английский языки, а затем эсперанто. Как смог выучить? Я отвечал: “Руками”. Я учился при помощи рук, и знание приходило ко мне через руки, а не через глаза, как это бывает у большинства людей».

В этот период своей жизни он знакомится с отцом Арсением (Бока), почитаемым румынским старцем, у которого учится умной молитве Иисусовой – молитве, которую постоянно читал про себя еще до того, как стал монахом. Интерес к вопросам религии и стремление расширить свои богословские познания привели его на факультет богословия в Сибиу.

Путь на богословский факультет

Отец Феофил с детства глубоко чувствовал присутствие Божественного в мире. «Пробуждение мое произошло однажды именно в церкви. У меня появилось страстное желание служить Господу, находиться в обществе тех людей, которые свидетельствуют о Господе, которые имеют глубокую веру», – пишет он в своей книге «Кто я есть».

На богословский факультет в Сибиу его принял митрополит Николай (Бэлан). Митрополит Николай разрешил юному соискателю учиться, но сказал, что не сможет рукоположить его во священника. На протяжении всех ученических лет митрополит оказывал студенту моральную и материальную поддержку. Отец Феофил «принял свое положение как данность». Он замечает: «И одно показалось мне весьма знаменательным. Я увидел в этом проявление Божией воли. В 1948 году прошла реформа образования. Митрополит Николай знал, что одним из последствий ее для студентов, изучавших богословие, будет невозможность применить свои способности где-либо еще, кроме как в Церкви. Я сказал ему: “Если я не могу стать священником, то все равно буду заниматься богословием; а там посмотрим, к чему я смогу приложить свои знания. В любом случае мои богословские занятия будут не напрасны”». Он продолжал трудиться упорно и настойчиво, овладевая живым словом, спасительными познаниями. По окончании факультета он нанес визит митрополиту Николаю, чтобы за все поблагодарить его. Митрополит спросил его о цели, которую он ставил перед собой, занявшись богословием, на что будущий духовник ответил: «Я желал получить моральную поддержку в этой жизни». Митрополит поинтересовался, удалось ли ему это, на что его собеседник отвечал: «Верю, что это так».

Рукоположен в диакона «человек, не видящий света, но пребывающий в свете»

Некоторое время спустя юноша решил принять монашеский постриг, и 1 апреля 1953 года он перешагнул порог монастыря в Сымбэта-де-Сус. Сам пастырь говорит об этом так: «Я прибыл сюда с той радостью, которую испытывает человек, приходя в место радости и веселия. В место, благословленное Богом, в место, где совершается Божественная служба, в место, где пребывает надежда и добро. Когда я оказался в монастыре, я подумал: “Если здесь, в обители, можно стать достойным человеком, тогда я буду им”. Мне подумалось о несовершенстве и недостатках иных насельников. Но я сказал себе, что мне неинтересно, что делают другие, меня интересует, что необходимо делать мне. И я сделал то, что мог в моем положении и в тех монастырских условиях, потому что это был особый монастырь, отличавшийся от других уставом».

15 августа 1953 года он, вместе с двумя другими братиями, был пострижен с именем Феофил. Почему ему выбрали такое имя, отец Феофил объяснял так: «Бабушка моя со стороны матери – добрая наша бабушка, как мы ее называли, – сказала мне однажды, что если у меня когда-нибудь будет сын, то пусть я назову его Феофил. Потому что она всегда с любовью вспоминала апостольское чтение на Пасху: “Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала…” Бабушки уже нет в живых. В 1952 году, когда я был студентом 4-го курса, она умерла. И я подумал: “Если бабушке было приятно имя Феофил, почему и мне не назваться этим именем?” Отец Ириней (Крэчунаш), постригавший его в монашество, объяснил митрополиту, почему он выбрал имя Феофил. Имя, которое было очень дорого отцу Феофилу как наследие его бабушки.

Митрополит Николай, накануне дня Успения Божией Матери придя в келью инока, обещал ему, что рукоположит его в диакона в престольный праздник. Отец Феофил вспоминает: «Присутствовавший в келье отец Дину, настоятель монастыря, сказал, что ничего для этого не готово, на что митрополит ответил, что обо всем необходимом он позаботится сам. Этим все было сказано, и они оставили келью. Когда они выходили, я медленно закрывал за ними дверь, надеясь услышать их последние слова. Митрополит Николай (Митрополит Николай (Бэлан) почил о Господе в 1955 г. – Примеч. пер.), да упокоит Господь его в мире, произнес слова, радостно запечатлевшиеся в моем сердце: “Человек, не видящий света, но пребывающий в свете”. Полагаю, что на этом покоилось его желание рукоположить меня в диакона. Поэтому он и сказал мне: “Ты не долго пробудешь диаконом, я сделаю тебя священником. Ты будешь духовником”. Никогда я не забуду этого события».

13 мая 1983 года митрополит Трансильванский Антоний (Плэмэдялэ) рукоположил диакона Феофила в священники; в 1986 году он стал протосингелом, два года спустя – архимандритом.

Сотни конференций и десятки книг

Отец Феофил всегда произносил свои проповеди, основываясь на поучениях святых отцов, дорогих и близких его спутников на жизненном пути еще со времен юности. Мы знаем не так много священников, которые воспроизводили бы по памяти с таким вдохновением пространные тексты будь то из «Лествицы» преподобного Иоанна или из писаний святого Исаака Сирина. Отец Феофил говорил в своих проповедях о простом и знакомом, но энтузиазм, свежесть мысли, с которыми он обращался к своим всегда многочисленным прихожанам, зажигали в них пламя веры и горячую любовь ко Христу. Бог и человек, их взаимоотношения – главнейшая тема проповедей духовника из монастыря в Сымбэта-де-Сус: как познать Бога, как сохранить образ Божий в душе, как поклоняться Богу на литургии и что означает для нас эта Божественная служба, во время которой мы приобщаемся Богу. С 1992 года отец Феофил выступал на многочисленных конференциях, проводившихся как в Румынии, так и за ее пределами. Он посещал преимущественно университетские центры, которые курировала Ассоциация православных румынских студентов.

Отец Феофил, по словам митрополита Трансильванского Лаврентия (Стреза), был «Божиим даром, человеком радостным, прекрасным старцем, духовником-утешителем приходивших к нему людей… Улыбка не сходила с лица его. Отец Феофил был человеком состоявшимся и счастливым. Слепой, но полный света, человек молитвы, в основу своей жизни положивший веру и культуру. Отец Феофил был и останется ярким и надежным маяком, человеком, в котором воплотились радость и истинность веры, проповедником веры, основанной на любви. Он был строителем душ человеческих и возродил многих для духовной жизни во Христе и в Церкви своими проповедями, поучениями, наставлениями».

Книги его выходят одна за другой. Недавно увидели свет его «Мысли светлые», а вскоре и «Слава Богу за все!». Будем учиться у отца Феофила «Как нам стать лучше» и «Как нам сделать жизнь прекрасней», познаем, как нам следует поступать, чтобы о нашей жизни можно было сказать: это – «Жизнь в Православии», чтобы жить, «Остерегаясь зла и творя добро», чтобы нас поддерживала «Вера, движимая любовью».

Только на таком пути из нас могут выйти «Люди, угодные Богу», «Люди Царствия Божия», которые приносят «Дары от полученных даров», чтобы осуществилась «Встреча с Господом Иисусом Христом». Все это названия лишь части из более чем 20 книг отца Феофила.

На вопрос одного верующего: «Отче, неужели на том свете мы будем вместе? В самом деле, мы сможем быть там вместе?», он ответил: «Невозможно, чтобы Господь разлучил нас в том мире, если Он объединил нас в этом. Если нам было хорошо друг с другом в этом мире, верим, что Господь благословит нас быть вместе и на том свете».

Перевел с румынского Владимир Мухин