–умынска€

»нок радости

јрхимандрит ‘еофил (ѕара€н)
јрхимандрит ‘еофил (ѕара€н)
Ђя велик дл€ тех, кто слушает мен€; мал дл€ тех, кто мен€ не слушает; и ничто дл€ тех, кто мен€ избегаетї. “ак говорил о своем служении архимандрит ‘еофил (ѕара€н), благочестивый духовник монастыр€ Ѕрынков€ну в —ымбэта-де-—ус, 3 но€бр€ сего года ушедший от нас. ƒостопам€тный митрополит “рансильванский јнтоний (ѕлэмэд€лэ) говорил об отце ‘еофиле, что, Ђкогда он разговаривает с людьми, никто не замечает, что батюшка не видит. ≈му так близки заботы людей, их каждодневные нужды и беды. ќн обо всем знает, все понимает, имеет ответ на все случаи жизниї. “еперь небесное воинство служителей √оспода пополнил еще один гор€чий молитвенник за румынский народ.

ќтец ‘еофил по€вилс€ на свет 3 марта 1929 года в селе “опырча, близ ќкна-—ибиулуй, и получил в св€том крещении им€ »оанн. ќн был старшим из четырех детей в семье хлебопашцев »оанна и ≈лисаветы, но вошел он в земную жизнь слепым.

—лепота сына Ц Ђущербностьюї называл ее отец ‘еофил Ц сильно печалила его родителей. Ђ огда они пон€ли, что € не могу заниматьс€ тем, чем были зан€ты другие (а мне, ребенку, столько раз повторили слова: “Ќе можешь, потому что не видишь!”), к кому они только не обратились и где только не побывали: и у врачей, и у св€щенников, и в монастыр€х! Ќо ничего не мен€лось в моей жизни, и все потому Ц € это говорю сейчас, и говорил раньше не единожды, и буду говорить об этом вплоть до моей кончины и в вечности, Ц что так было угодно Ѕогу. я пришел в этот мир с ущербностью, € пришел в этот мир с неким ограничивающим мою де€тельность физическим недостатком, и таким, каким € пришел в этот мир, мен€ помн€т все с самого моего детства. ”покой, √осподи, с миром мою добрую мать, однажды сказавшую мне: “ƒорогой мой, ты и представить не можешь нашу боль тогда, когда ты был еще ребенком. ћы не знали, куда от нее детьс€”. Ќо постепенно это чувство угасло, потому что родители сказали себе, что “такова вол€ Ѕожи€, хот€ по человеческим меркам никто этого не желал. Ќо нужно нести свой крестЕ”ї

Ђя училс€ рукамиї

¬ 1935Ц1940 годах мальчик посещал начальную школу дл€ слепых в  луж-Ќапока, а в 1942 году продолжил обучение в школе дл€ слепых в “имишоаре. Ђѕисьменные работы € отстукивал на пишущей машинке. ¬ 1942 году € воспользовалс€ ею в первый раз. Ќикогда раньше к ней не прикасалс€, но знал, как с ней обращатьс€ї. ¬плоть до 1948 года он училс€ в лицее “имишоары. ќтец ‘еофил позднее вспоминал: Ђ¬ школе выучилс€ тому, чему мог выучитьс€ Ц читать при помощи рук. Ќу и смешно же мне становилось, когда мен€ спрашивали, как это € смог выучить французский, немецкий, английский €зыки, а затем эсперанто.  ак смог выучить? я отвечал: “–уками”. я училс€ при помощи рук, и знание приходило ко мне через руки, а не через глаза, как это бывает у большинства людейї.

¬ этот период своей жизни он знакомитс€ с отцом јрсением (Ѕока), почитаемым румынским старцем, у которого учитс€ умной молитве »исусовой Ц молитве, которую посто€нно читал про себ€ еще до того, как стал монахом. »нтерес к вопросам религии и стремление расширить свои богословские познани€ привели его на факультет богослови€ в —ибиу.

ѕуть на богословский факультет

ќтец ‘еофил с детства глубоко чувствовал присутствие Ѕожественного в мире. Ђѕробуждение мое произошло однажды именно в церкви. ” мен€ по€вилось страстное желание служить √осподу, находитьс€ в обществе тех людей, которые свидетельствуют о √осподе, которые имеют глубокую веруї, Ц пишет он в своей книге Ђ то € естьї.

Ќа богословский факультет в —ибиу его прин€л митрополит Ќиколай (Ѕэлан). ћитрополит Ќиколай разрешил юному соискателю учитьс€, но сказал, что не сможет рукоположить его во св€щенника. Ќа прот€жении всех ученических лет митрополит оказывал студенту моральную и материальную поддержку. ќтец ‘еофил Ђприн€л свое положение как данностьї. ќн замечает: Ђ» одно показалось мне весьма знаменательным. я увидел в этом про€вление Ѕожией воли. ¬ 1948 году прошла реформа образовани€. ћитрополит Ќиколай знал, что одним из последствий ее дл€ студентов, изучавших богословие, будет невозможность применить свои способности где-либо еще, кроме как в ÷еркви. я сказал ему: “≈сли € не могу стать св€щенником, то все равно буду заниматьс€ богословием; а там посмотрим, к чему € смогу приложить свои знани€. ¬ любом случае мои богословские зан€ти€ будут не напрасны”ї. ќн продолжал трудитьс€ упорно и настойчиво, овладева€ живым словом, спасительными познани€ми. ѕо окончании факультета он нанес визит митрополиту Ќиколаю, чтобы за все поблагодарить его. ћитрополит спросил его о цели, которую он ставил перед собой, зан€вшись богословием, на что будущий духовник ответил: Ђя желал получить моральную поддержку в этой жизниї. ћитрополит поинтересовалс€, удалось ли ему это, на что его собеседник отвечал: Ђ¬ерю, что это такї.

–укоположен в диакона Ђчеловек, не вид€щий света, но пребывающий в светеї

Ќекоторое врем€ спуст€ юноша решил прин€ть монашеский постриг, и 1 апрел€ 1953 года он перешагнул порог монастыр€ в —ымбэта-де-—ус. —ам пастырь говорит об этом так: Ђя прибыл сюда с той радостью, которую испытывает человек, приход€ в место радости и весели€. ¬ место, благословленное Ѕогом, в место, где совершаетс€ Ѕожественна€ служба, в место, где пребывает надежда и добро.  огда € оказалс€ в монастыре, € подумал: “≈сли здесь, в обители, можно стать достойным человеком, тогда € буду им”. ћне подумалось о несовершенстве и недостатках иных насельников. Ќо € сказал себе, что мне неинтересно, что делают другие, мен€ интересует, что необходимо делать мне. » € сделал то, что мог в моем положении и в тех монастырских услови€х, потому что это был особый монастырь, отличавшийс€ от других уставомї.

15 августа 1953 года он, вместе с двум€ другими брати€ми, был пострижен с именем ‘еофил. ѕочему ему выбрали такое им€, отец ‘еофил объ€сн€л так: ЂЅабушка мо€ со стороны матери Ц добра€ наша бабушка, как мы ее называли, Ц сказала мне однажды, что если у мен€ когда-нибудь будет сын, то пусть € назову его ‘еофил. ѕотому что она всегда с любовью вспоминала апостольское чтение на ѕасху: “ѕервую книгу написал € к тебе, ‘еофил, о всем, что »исус делал и чему учил от началаЕ” Ѕабушки уже нет в живых. ¬ 1952 году, когда € был студентом 4-го курса, она умерла. » € подумал: “≈сли бабушке было при€тно им€ ‘еофил, почему и мне не назватьс€ этим именем?” ќтец »риней ( рэчунаш), постригавший его в монашество, объ€снил митрополиту, почему он выбрал им€ ‘еофил. »м€, которое было очень дорого отцу ‘еофилу как наследие его бабушки.

ћитрополит Ќиколай, накануне дн€ ”спени€ Ѕожией ћатери прид€ в келью инока, обещал ему, что рукоположит его в диакона в престольный праздник. ќтец ‘еофил вспоминает: Ђѕрисутствовавший в келье отец ƒину, насто€тель монастыр€, сказал, что ничего дл€ этого не готово, на что митрополит ответил, что обо всем необходимом он позаботитс€ сам. Ётим все было сказано, и они оставили келью.  огда они выходили, € медленно закрывал за ними дверь, наде€сь услышать их последние слова. ћитрополит Ќиколай (ћитрополит Ќиколай (Ѕэлан) почил о √осподе в 1955 г. Ц ѕримеч. пер.), да упокоит √осподь его в мире, произнес слова, радостно запечатлевшиес€ в моем сердце: “„еловек, не вид€щий света, но пребывающий в свете”. ѕолагаю, что на этом покоилось его желание рукоположить мен€ в диакона. ѕоэтому он и сказал мне: ““ы не долго пробудешь диаконом, € сделаю теб€ св€щенником. “ы будешь духовником”. Ќикогда € не забуду этого событи€ї.

13 ма€ 1983 года митрополит “рансильванский јнтоний (ѕлэмэд€лэ) рукоположил диакона ‘еофила в св€щенники; в 1986 году он стал протосингелом, два года спуст€ Ц архимандритом.

—отни конференций и дес€тки книг

ќтец ‘еофил всегда произносил свои проповеди, основыва€сь на поучени€х св€тых отцов, дорогих и близких его спутников на жизненном пути еще со времен юности. ћы знаем не так много св€щенников, которые воспроизводили бы по пам€ти с таким вдохновением пространные тексты будь то из ЂЋествицыї преподобного »оанна или из писаний св€того »саака —ирина. ќтец ‘еофил говорил в своих проповед€х о простом и знакомом, но энтузиазм, свежесть мысли, с которыми он обращалс€ к своим всегда многочисленным прихожанам, зажигали в них плам€ веры и гор€чую любовь ко ’ристу. Ѕог и человек, их взаимоотношени€ Ц главнейша€ тема проповедей духовника из монастыр€ в —ымбэта-де-—ус: как познать Ѕога, как сохранить образ Ѕожий в душе, как поклон€тьс€ Ѕогу на литургии и что означает дл€ нас эта Ѕожественна€ служба, во врем€ которой мы приобщаемс€ Ѕогу. — 1992 года отец ‘еофил выступал на многочисленных конференци€х, проводившихс€ как в –умынии, так и за ее пределами. ќн посещал преимущественно университетские центры, которые курировала јссоциаци€ православных румынских студентов.

ќтец ‘еофил, по словам митрополита “рансильванского Ћавренти€ (—треза), был ЂЅожиим даром, человеком радостным, прекрасным старцем, духовником-утешителем приходивших к нему людейЕ ”лыбка не сходила с лица его. ќтец ‘еофил был человеком состо€вшимс€ и счастливым. —лепой, но полный света, человек молитвы, в основу своей жизни положивший веру и культуру. ќтец ‘еофил был и останетс€ €рким и надежным ма€ком, человеком, в котором воплотились радость и истинность веры, проповедником веры, основанной на любви. ќн был строителем душ человеческих и возродил многих дл€ духовной жизни во ’ристе и в ÷еркви своими проповед€ми, поучени€ми, наставлени€миї.

 ниги его выход€т одна за другой. Ќедавно увидели свет его Ђћысли светлыеї, а вскоре и Ђ—лава Ѕогу за все!ї. Ѕудем учитьс€ у отца ‘еофила Ђ ак нам стать лучшеї и Ђ ак нам сделать жизнь прекраснейї, познаем, как нам следует поступать, чтобы о нашей жизни можно было сказать: это Ц Ђ∆изнь в ѕравославииї, чтобы жить, Ђќстерега€сь зла и твор€ доброї, чтобы нас поддерживала Ђ¬ера, движима€ любовьюї.

“олько на таком пути из нас могут выйти ЂЋюди, угодные Ѕогуї, ЂЋюди ÷арстви€ Ѕожи€ї, которые принос€т Ђƒары от полученных даровї, чтобы осуществилась Ђ¬стреча с √осподом »исусом ’ристомї. ¬се это названи€ лишь части из более чем 20 книг отца ‘еофила.

Ќа вопрос одного верующего: Ђќтче, неужели на том свете мы будем вместе? ¬ самом деле, мы сможем быть там вместе?ї, он ответил: ЂЌевозможно, чтобы √осподь разлучил нас в том мире, если ќн объединил нас в этом. ≈сли нам было хорошо друг с другом в этом мире, верим, что √осподь благословит нас быть вместе и на том светеї.

ѕеревел с румынского ¬ладимир ћухин

А. Китуцэ, А. Пэуною

Ziarul Lumina, 8 noiembrie 2009

10 декабр€ 2009 года