–умынска€

ѕреподобный »оанн Ќовый ’озевит

¬ладимир ћухин

ѕреподобный »оанн »аков ’озевит ѕреподобный »оанн »аков ’озевит
23 июл€ 1913 году в семье глубоко верующих кресть€н ћаксима и ≈катерины якоб из села  райничень, что лежит на берегу ѕрута (ныне это уезд Ѕотошани), родилс€ мальчик. ќн был крещен с именем »ль€, поскольку вскоре предсто€л день праздновани€ св€того пророка »лии ‘есвит€нина. –адость молодых супругов была недолгой - вскоре после родов ≈катерина заболела и умерла. ¬ этих печальных обсто€тельствах бабушка маленького »лии по имени ћари€ якоб, будучи уже много лет вдовой, вз€ла на себ€ воспитание сироты.  ак родна€ мать воспитывала она его, приуча€ с раннего детства искренне молитьс€, соблюдать посты и ходить в церковь. ¬ 1914 году отец был призван на военные сборы. ¬ернувшись, он вторично женилс€. —пуст€ два года, в августе 1916 года, ћаксим якоб был вновь призван и отправлен на фронт, где он сражалс€ за освобождение находившихс€ под иноземным владычеством соотечественников-румын. ќн пал на поле битвы, став одним из героев, отдавших свою жизнь борьбе за объединение нации. ¬скоре втора€ его жена оставила пасынка свекрови, вернувшись к своим родител€м. »ль€ снова осталс€ на попечении бабушки, старой и не имевшей ни от кого поддержки.

¬ сент€бре 1920 года мальчик пошел в начальную школу родного села, где он про€вил способности, дарованные Ѕогом, и примерное поведение. ¬ 1924 году в жизни »льи случилось новое несчастье - умерла его бабушка. Ѕудущий монах будет посто€нно вспоминать о ней, простой женщине из народа, котора€ пробудила в его душе любовь к Ѕогу и привила христианские добродетели. ≈й он посв€тит впоследствии полные глубокого чувства стихи. —ироту мальчика вз€л к себе в дом д€д€, старший брат отца, который заботилс€ о нем вплоть до его поступлени€ в монастырь. ƒ€д€ определил его сначала в гимназию Ђћихаил  огэлничануї в местечке Ћипскань, а затем - в лицей Ђƒмитрий  антемирї в  озмень; в 1932 году »ль€ выдержал экзамен на аттестат зрелости в „ерновицах.

—озерцательный склад характера юноши и начатки знани€ о вере, полученные от бабушки и в доме д€ди, повли€ли на его решение отправитьс€ в Ќ€мецкий монастырь, называемый с полным правом лаврой румынского монашества, и избрать дл€ себ€ монашескую стезю. Ёто было на праздник ”спени€ Ѕожией ћатери в августе 1933 года, когда ему только что исполнилось 20 лет. “огдашний насто€тель монастыр€ епископ Ќикодим (ћунт€ну), будущий митрополит ћолдавский, а затем ѕатриарх –умынский, прин€л его в монашескую братию и назначил ему послушание в монастырской аптеке. ¬ стремлении обрести дл€ себ€ более уединенное место дл€ молитвы, в июне 1934 года он посетил несколько монастырей ќлтении, пробыв некоторое врем€ в “урну, обители в долине реки ќлт; его привлекла не только красота места, но и издревле существовавшие здесь традиции монашеской жизни. „ерез несколько мес€цев он был призван в армию, в 29 пехотный полк, расквартированный в ƒорохое. ≈му было поручено ухаживать за больными в лазарете части.

«акончив срок службы, он вернулс€ в Ќ€мецкий монастырь по вызову бывшего насто€тел€, а ныне ћолдавского митрополита. ќн нес послушание библиотекар€, что давало ему возможность много и посто€нно читать; в его об€занности также входило составление описи книг и рукописей монастырской библиотеки. ¬ел он и уроки румынского €зыка дл€ братии в школе при монастыре.

8 апрел€ 1936 года новый насто€тель архимандрит ¬алерий ћоглан (будущий викарный епископ ясский) постриг его в монашество в соборной церкви ¬ознесени€ √осподн€, ктитором которой был господарь —тефан ¬еликий, дав ему новое им€ - »оанн. ƒуховником его стал иеромонах »оаким (—пэтар), игумен скита ѕокров, известный своей праведной жизнью молдавский монах.

„иста€ душа инока жила примерами великих духовных отцов первых веков христианства. ѕо благословению митрополита Ќикодима в но€бре 1936 года молодой монах вместе с двум€ другими иноками отправилс€ в —в€тую «емлю. “ам он побывал и молилс€ у св€тынь »ерусалима, ¬ифлеема и других библейских св€тых мест. ¬след за этим, подобно новому »оанну  рестителю и другим духоносным отцам пустынникам, благочестивый »оанн якоб провел два года в пещере в »орданской пустыни.

«атем он удалилс€ в древний монастырь св. —аввы ќсв€щенного (439-532). ¬месте с »оанном в обители подвизались п€теро румынских иноков, которые продолжили собою длинный р€д достойных монахов-подвижников земли румынской. ∆ив€ вдали от родины, но посто€нно с думой о ней в своем сердце, они вели суровую отшельническую жизнь. ѕробыл »оанн в монастыре восемь лет, исполн€€ различные послушани€: ухаживал за больными, был гидом, помощником эконома, библиотекарем... ” монахов греков, составл€вших большинство монастырской братии, он выучилс€ греческому €зыку и начал даже переводить отдельные поучени€ великих отцов ÷еркви на румынский. “акже он овладел арабским и английским €зыками. »оанна ценили все насельники за его молитвенные бдени€ и готовность нести любое послушание, ведь он стремилс€ следовать примеру живших до него в монастыре великих подвижников прошлых веков.

ѕосле восьми лет, проведенных в монастыре, Ѕог призвал его на иное служение. »звестно, что –умынска€ ѕравославна€ ÷ерковь располагает двум€ духовными центрами в —в€той «емле. Ёто церковь и духовна€ мисси€ в »ерусалиме и скит на »ордане с храмом св. »оанна  рестител€ недалеко от »ерихона, в местах, где два тыс€челети€ назад крестил приходивших к нему —в€той »оанн. ѕосле второй мировой войны возникла потребность в служащем св€щеннике и насто€теле дл€ церкви скита на »ордане. ѕоэтому насто€тель румынской церкви в »ерусалиме архимандрит ¬икторин (”рсаке) предложил –умынской ѕатриархии рукоположить во св€щенника инока »оанна якоба. Ѕлагодар€ наилучшим рекомендаци€м архимандрита ¬икторина выбор пал на »оанна. ¬о врем€ литургии, совершенной в ротонде √роба √осподн€, »оанн был рукоположен в диакона и св€щенника.

¬ течение п€ти лет, вплоть до 1952 года, иеросхимонах »оанн был насто€телем скита на »ордане, исполн€€ свои об€занности с рвением и благочестием. — помощью румынских монахов он возвел несколько келлий вокруг скита, как дл€ них самих, так и дл€ паломников. »оанн служил посто€нно литургии, исповедовал, причащал, обращалс€ к паломникам со словами духовного утешени€ и поддержки. „асто трудилс€ в небольшом саду. ѕо ночам он выходил на берег »ордана и молилс€ там до рассвета. »ногда на несколько дней удал€лс€ в пустыню; пребыва€ в посте, молилс€ и клал многочисленные поклоны. Ќе оставл€л он и написани€ стихов, в которых говорилось о красотах тех мест, где протекали его подвижнические труды, которые он любил больше, чем какие-либо другие.

Ќаход€сь в окружении многих людей и угнетаемый преход€щими заботами, которые мешали ему углубитьс€ в себ€ и в молитву, к тому же будучи больным, в 1952 году, пробыв какое-то врем€ в госпитале в »ерусалиме, он решает оставить насто€тельство и удалитьс€ в иное место. “ак объ€сн€етс€ его решение поселитьс€ в монастыре прп. √еорги€ ’озевита. Ёто был древний монастырь, по€вившийс€ в начале V века, расположенный к западу от »ерихона, в долине потока ’орат или  ерит времен ¬етхого «авета, ныне называемого ’озива, в окрестност€х которого жил пророк »ли€ в царствование нечестивого цар€ јхава. ћонастырь знал и времена процветани€ во второй половине VI века, когда спасалс€ здесь прп. √еоргий ’озевит.

»оанн провел в окрестност€х этого монастыр€ в суровых услови€х пустынножительства последние восемь лет своей жизни. “ам расположены множество пещер, высеченных в отвесных скальных склонах по обоим берегам потока ’озива, в которых на прот€жении многих веков жили монахи румыны. ¬ одной из этих пещер с небольшой часовней св. јнны вел подвижническую жизнь иеросхимонах »оанн якоб. Ќаходитс€ она в пустынной местности –ува, на левом берегу потока, в трех километрах от монастыр€. ¬ход в пещеру расположен на высоте 7 метров от уровн€ поверхности воды, забратьс€ туда можно только с помощью лестницы. ¬ пещере три помещени€. ѕервое площадью 12 квадратных метров, имеет нишу, вырезанную в стене, служащую престолом; здесь посто€нно молилс€ св€той »оанн. «десь же он отдыхал на рогоже, расстеленной на доске, размышл€л и писал стихи. „ерез лаз, пробитый в стене, можно проникнуть во второе помещение в 6 квадратных метров, где пустынник вкушал то немногое (хлеб, сухари, маслины, чай), что ему приносил из монастыр€ его ученик »оанникий ѕыры€ла. “ретье помещение представл€ло собой Ђпещеру почившихї, где находились останки тех, кто подвизалс€ здесь прежде.

¬от как описывает его житие в своей книге о румынских св€тых архиепископ “омисский Ћукиан (‘лор€): Ђ¬ этой убогой келье молилс€ и смир€л себ€ в последние годы своей жизни праведный »оанн, терп€ хлад и зной, глад и жажду, болезни и прочие невзгоды и многие искушени€. ќсененный благодатью —в€того ƒуха, име€ великую веру, мужественно преодолевал он все трудности и испытани€. Ѕольшую часть дн€ и ночи проводил он в молитвенном бдении, обрет€ дар совершенной молитвы. ¬кушал пищу один раз в день, вечером; сну отводил 3-4 часа в сутки. „итал —в€щенное ѕисание и творени€ —в€тых ќтцов, или переводил из них полезные дл€ души поучени€. ќтдыха€, пел духовные гимны, име€ голос красивый и при€тный, и сочин€л стихи. ¬ пещерной часовне совершал полное монашеское правило. »ногда, по большим церковным праздникам, служил в храме прп. √еорги€ ’озевита. “огда он спускалс€ из пещеры по лестнице и шел в монастырь ко всенощному бдению, потом сослужил в соборе литургию и причащалс€ —в€тых “аин. «атем он участвовал в общей монашеской трапезе и снова возвращалс€ в свою пещеруї.

¬ этой пещере с непрерывной мыслью о Ѕоге и думой о родной стране старец »оанн мирно почил о √осподе 5 августа 1960 года. Ѕыло ему только 47 лет, из них 24 года он провел в —в€той «емле. “ело его, изможденное постом и посто€нным бдением, было положено в третьем отделении пещеры, где упокоились схимонахи, жившие здесь прежде. —тарец обрел вечное упокоение после стольких подъ€тых им на себ€ трудов, и уготовал ему √осподь рай, предназначенный дл€ тех, кто всей душой любит ≈го.

 ончина благочестивого »оанна потр€сла и опечалила многих. ќтдава€ почившему последние почести, журнал Ђ—в€тые местаї посв€тил ему целый номер, рассказав о его трудах и житии. ”ченик старца »оанникий ѕыры€ла издал в 1968 и 1970 годах в »ерусалиме два тома его стихотворений, переводов и поучений под названием Ђѕища духовна€ї с предисловием архиепископа јристовула из »ерусалимской ѕатриархии.

¬ течение 20 лет тело иеросхимонаха »оанна пролежало в пещере св. јнны. ¬ начале августа 1980 года, согласно местным традици€м, совет старцев монастыр€ прп. √еорги€ ’озевита открыл Ђпещеру почившихї, чтобы положить останки в общую могилу. ѕри сем присутствовали множество греческих и румынских монахов и архимандритов, а также паломники из –умынии. ѕрисутствующие были поражены увиденным. ¬се засвидетельствовали нетленность тела, нисколько не изменившегос€ с течением времени. јрхимандрит јмфилохий, насто€тель монастыр€ прп. √еорги€ ’озевита, позднее вспоминал: Ђћы ожидали увидеть одни лишь св€тые кости, а почувствовали дивное благоухание.  огда мы сн€ли крышку гроба, то увидели отца »оанна словно пребывающим во сне; разложение не затронуло его тела, оно было таким же и в момент смерти.  ак будто мы положили его здесь всего несколько часов назад, даже не часов, а только что; облик его был без малейших изменений. “ление не коснулось ни его рук, ни бороды и волос, ни р€сы и обувиї. ќб этом сразу сообщили ѕатриарху »ерусалимскому ¬енедикту, и он распор€дилс€ перенести останки старца в храм монастыр€ прп. √еорги€ ’озевита. 7 августа 1980 года мощи св€того »оанна были вз€ты из пещеры и положены в монастыре.

„тобы все уверовали, что на то была вол€ Ѕожи€, чтобы тело оставалось нетленным, ѕатриарх »ерусалимский повелел отслужить 40 литургий; гроб с телом почившего был поставлен у св€того алтар€, и над ним возносились поминальные молитвы. ќтслужили все литургии, а тело подвижника было все также нетленно. ≈го с благоговением переложили в раку из черного дерева, покрыли сверху прозрачным стеклом. –ака была поставлена в храме р€дом с мощами прп. √ригори€ ’озевита.

ќтныне иеросхимонах »оанн стал почитатьс€ под именем ЂЌовый ’озевитї. ” его раки смен€ют друг друга в нескончаемом потоке паломники из многих стран и мол€т св€того быть предстателем за них пред √осподом, прос€т через его посредничество помощи и поддержки ќтца —ветов.

Ќезадолго до канонизации иеросхимонаха »оанна была написана икона; одна из его икон находитс€ в кафедральном соборе св. √еорги€ в городе ’ама, в —ирии. ћонах-гимнограф из ¬селенской ѕатриархии написал службу св€тому.

—в€щенный —инод –умынской ѕравославной ÷еркви, принима€ во внимание все собранные о новом подвижнике свидетельства, на своем заседании 20 июн€ 1992 г. постановил причислить »оанна Ќового ’озевита к лику св€тых и считать днем его пам€ти 5 августа, день, когда отошел он ко √осподу.

¬ладимир ћухин

20 декабр€ 2006 года

    ¬аш комментарий

    «десь ¬ы можете оставить свой комментарий к данной статье. ¬се комментарии будут прочитаны редакцией портала ѕравославие.Ru.

    ¬аш комментарий:
    ¬аше им€:
    ¬аш e-mail:
    (опубликован не будет)
    ¬ведите число,
    напечатанное
    на картинке: