–умынска€

—тарец »устин: Ђ—видетельствующие об истине в защиту веры подобны апологетам прошлых временї

ќтец »устин (ѕырву)
ќтец »устин (ѕырву)
—тарец »устин (ѕырву) глубоко почитаем в –умынии. «а духовными наставлени€ми, укрепитьс€ в вере, получить совет, поучитьс€ стойкости к нему в обитель ѕетру-¬одэ приход€т не только православные –умынии. —ам угодник Ѕожий много претерпел за веру, провед€ 16 лет в коммунистических застенках.

Ц ÷ерковь в наши дни сотр€сают различные нестроени€.  ак к ним следует относитьс€?

Ц “е люди, которые свидетельствуют об истине в защиту веры, подобны апологетам прошлых времен. Ёто доказательство смелости и самопожертвовани€ тех, кто свидетельствует. ѕотому что в наше врем€, когда истину все врем€ норов€т скрыть с помощью различных ухищрений, риск весьма велик: можно потер€ть работу, оказатьс€ выброшенным на улицу, попасть в тюрьму, быть расстриженнымЕ

Ц –ечь, возможно, идет о героизме особого рода?

Ц Ёто совсем не героизм, а бо€знь продать свою душу. Ёто об€занность. Ќе свидетельствовать Ц вот поступок особого рода: молчать гораздо т€желей.

Ц ј когда нужно промолчать?

Ц  огда дл€ этого придет врем€. ƒолжно знать, когда следует промолчать, а когда свидетельствовать. Ќо во многих случа€х молчание есть сокрытие существующей реальности, измена истине. ћы знаем, что ученик св€того ѕаиси€ промолчал в ответ на слова некоего иуде€, хулившего его веру и называвшего ее неправой. ј потом, когда он вернулс€ в монастырь, то св€той не признал его своим учеником, вид€, что благодать крещени€ покинула того: он согласилс€ (с иудеем) и отпал от Ѕожией благодати.

Ќе имеет оправдани€ позици€ стороннего наблюдател€. “акое случаетс€, когда ты находишьс€ в незавидном положении, когда не на кого оперетьс€. Ќо если ты имеешь достаточно сильную поддержку, у теб€ по€вл€етс€ дерзновение свидетельствовать, идти безбо€зненно вперед; это подобно тому, как ощущает себ€ ребенок, чувствующий р€дом присутствие отца. Ќо разве нас не поддерживают ’ристос и его св€тые и истина, котора€ налагает на нас об€занности? ¬ера наша не пуст€к, св€тые отцы свидетельствовали о ней своей жизнью, своим словом и даже собственной смертью. ћы стоим на непоколебимом основании, которого другие не имеют. Ќаша ѕравославна€ ÷ерковь не изобретение человеческое, она пребывает вовек; ÷ерковь не земное учреждение, а Ѕожественное. Ќам необходимо следовать путем св€тых отцов. ќни ко всему относились с вниманием, а когда речь шла о ереси, они ее порицали, обраща€сь с наставлени€ми и поучением к люд€м.

Ц Ќо то были св€тые. ћы, будучи грешными, можем ли свидетельствовать так же, как и они?

Ц  онечно, можем. ¬ любое врем€ мы можем так поступать. Ѕожественна€ благодать действует посто€нно, ведь благодать всегда одна и та же, вчера, ныне и во веки. ћы существа недостойные и становимс€ еще более недостойными, если пребываем теплохладными Ц когда мы ни холодны, ни гор€чи.

Ц  то имеет право свидетельствовать?

Ц “от, кто имеет убеждени€, тот о них и свидетельствует. Ћюбой человек. Ќо не стоит заниматьс€ теми вопросами, в которых не разбираемс€, но только тем, что нам хорошо известно и что мы готовы хранить и защищать. ≈сли хочешь зан€тьс€ апологией более серьезно, нужно иметь духовное знание, особый дар от Ѕога заниматьс€ этим, как то было у св€тых отцов. ≈сли этого нет, то нужно обладать обширными познани€ми, которые наход€тс€ в согласии с учением св€тых отцов ÷еркви.

Ц Ќасколько оправдано вмешательство в дела других вер, других церквей?

Ц ѕравославна€ ÷ерковь вечна присутствием √оспода »исуса ’риста, она непреход€ща, ей нет необходимости ни во что вмешиватьс€. ќна сближаетс€ с другими, но не вмешиваетс€. ƒаже не может быть зависима.

 о мне приходит много людей с вопросом, как им поступить: посещать или нет те церкви, где проводились экуменические службы? я сказал им, что если они вид€т, как те и другие совместно причащаютс€, то больше пусть там не остаютс€. ћы следуем с благоговением словам св€тых отцов, которые запрещают находитьс€ под одной крышей с еретиками. ¬едь каноны запрещают находитьс€ за трапезой даже с невенчанными христианами, не то что с еретиками! ¬ данном случае это уже не ÷ерковь.

¬прочем, согласно пророчествам, все церковные организации падут страшно и сразу, даже сама ÷ерковь как земное учреждение. —в€титель »гнатий (Ѕр€нчанинов) говорит об этом. ÷ерковь падет, восприн€в гуманизм. √уманизм Ц это поклонение идолам; оп€ть же догмат о папской непогрешимости Ц это одна из сторон гуманизма; по словам св€того »устина (ѕоповича), это возрождение идолопоклонства.

» коммунистической партии поклон€лись, почитали ее как идола. ј тех, которые хот€ и молчали, но прин€ли коммунистическую идеологию, пускай даже и по принуждению, тех тоже можно считать идолопоклонниками.

Ц Ёти опасности не всегда понимают люди, поскольку ими легко манипулируют средства массовой информации.  ак можно их пробудить?

Ц ќт незнани€ пасомые не имеют пон€ти€, кого славить. ќчень трудно убедить большое число людей, когда все превознос€т одно и тоже. „то скажешь бедному человеку? ќн поступает так со времен античности, когда обрекли на смерть одного философа. Ћюд€м тогда были розданы черепки, на которых они должны были начертать свое решение. ќдна старуха написала, что философа следует убить.  то-то спросил ее: Ђ«наешь ли ты его?ї “а отвечала, что не знает. Ђ“ак как же ты могла осудить его?ї Ц спросили ее. » старуха произнесла в ответ: Ђ≈сли все так поступили, то и € следую за всемиї.

Ц ≈сли ты не живешь по православной вере, какую силу может иметь твое свидетельство?

Ц ≈сли ты не живешь согласно православным канонам, не дерзай ничего говорить. Ќо если ты хот€ бы немного веришь и боишьс€ потер€ть правую веру, то тебе даст √осподь и силу, и разумение свидетельствовать, и смелость, и жертвенный дух. —амое важное Ц быть именно там Ц на тесном узком пути.  ак вы полагаете, христианин Ц это об€зательно тот, кто строит церкви, и вычитывает акафисты, и верит, что делает все с превеликим послушанием, но при этом не знает об основных истинах ÷еркви? ѕослушание ведет к спасению. «начит, когда твой путь спасени€ в опасности, ты уже не в послушании.

Ц ј каким образом это можно пон€ть?

Ц ќчень просто.  огда ты поживешь как должно совсем немного, √осподь тебе откроет многое. Ќужно исполн€ть свой долг христианина, и ќн даст тебе разумение, с помощью которого ты преодолеешь все преп€тстви€.

Ц Ќо если истину отстаивают со злобной €ростью?

Ц Ёто зависит от многих обсто€тельств. ќткуда известно, что защитник ѕравослави€ в своих действи€х одержим злобным чувством?  ак же не гневатьс€ на грех и еретиков?! я имею на это полное право. —в€титель »оанн «латоуст говорит, что св€та та рука, котора€ ударила еретика. Ќе могу сказать, что тот, кто констатирует и анализирует факт, делает это непременно страстно. ћожет быть и такое, но не всегда.

≈сть еще место и дл€ жертвы. ѕотому что € иду на нее не дл€ того, чтобы добитьс€ или каких-то прав дл€ себ€, или материального достатка, но лишь дл€ того, чтобы уверовать. “огда не врем€ раздумывать. “огда, когда отнимают мой дом, мне надо сказать: Ђƒа будет благословенно им€ Ѕожие!ї ¬едь что сделал »ов, когда враг захотел пос€гнуть на его душу? ќн не предал ее, нет.

Ќе заботьтесь слишком о теле, душу, прежде всего, надо хранить. ѕотому что если мы тер€ем правую веру, это значит, что мы тер€ем душу.  ак сделать так, чтобы не продать ее? ѕребудем православными.

Ц ј как быть, если речь идет о подчинении нынешним власт€м?

Ц ћы подчин€емс€ в том, что не противоречит заповед€м Ѕожиим. я подчинюсь пастырю, который входит и выходит через дверь. Ќо того, кто входит как тать неизвестно откуда, пускай и через алтарь, или через корчму, наркотики, гомосексуализм и прочие беззакони€, того € не желаю слушать. ¬едь на нас лежит ответственность, а мы что делаем?

Ц Ќу, а если вас лишат сана?

Ц Ћишение св€щеннического сана Ц дело человеческое. Ќо вспомним св€тых, претерпевших гонени€ и вс€ческие притеснени€, которых мы, веро€тнее всего, недостойны? Ќе случилось ли подобное и со св€тителем »оанном «латоустом? Ќо он не отступил. Ёто нисколько не помешало ему и в дальнейшем свидетельствовать об истине.

Ц ƒостойно быть гонимым?

Ц  онечно, достойно, ведь это значит, что ты еще живешь. ≈сли бы мученики не пролили свою кровь во свидетельство правой веры перед лицом гонителей ÷еркви, то мы бы не обладали тем наследием, которым ныне пользуемс€.

Ц  ака€ сама€ больша€ проблема стоит перед ÷ерковью сегодн€?

Ц —ама€ больша€ опасность состоит в том, что мы по прошествии 2000 лет подкапываем основание св€то алтар€, служа неправде. «ло в нас самих.

Беседу со старцем Иустином (Пырву)
перевел с румынского Владимир Мухин

Glasul monahilor. 2005. є 4(18), aprilie

19 но€бр€ 2009 года