√рузинска€

—в€щенномученик архимандрит √ригорий (ѕерадзе)

ярослав ’аркевич

—в€той мученик архимандрит √ригорий (ѕерадзе) родилс€ 31 августа/13 сент€бр€ 1899 г. в селе Ѕакурцихе в  ахетии (восточна€ √рузи€). ƒругие, менее достоверные сведени€, говор€т о том, что по€вилс€ он на свет в столице √рузии - “билиси. ≈го отец –оманоз ѕерадзе был насто€телем православного прихода церкви св. √еорги€ в Ѕакурцихе. ¬ этой же церкви он окрестил второго своего сына, дав ему им€ √ригол, в честь жившего в VIII в. грузинского св€того монаха √ригола „анцтели.

ћќЋќƒќ—“№ » ”„≈Ѕј

—вщмч. √ригорий (ѕерадзе) —вщмч. √ригорий (ѕерадзе)
ѕредки св. √ригори€ были св€щенниками. ќтец св€щенник –оманоз ѕерадзе умер в 1905 г., когда будущему архимандриту едва исполнилось 6 лет. ѕосле смерти мужа мать √ригори€, ћари€ из семьи —амадалашвили, вместе с сыновь€ми (у √ригори€ было два брата - старший јрчил и младший ¬асилий) переехала в “билиси. “ам она их и растила, и воспитывала. ≈й помогал д€д€ √ригори€ по отцу, насто€тель прихода в  варелии.
—леду€ семейным традици€м, √ригорий начал учитьс€ в духовной школе в “билиси. ¬ 1913 г., закончив школу, поступил в местную духовную семинарию, где изучал богатое духовное наследие √рузинской ѕравославной ÷еркви.

¬ истории √рузинской ÷еркви это было врем€, когда про€вилось стремление к восстановлению автокефалии. ¬о главе движени€ за самосто€тельность встали будущие патриархи  ирион и Ћеонид, а также ректор семинарии св€щенник  орнелий —амсонидзе- екелидзе. ¬ молодом семинаристе они увидели продолжател€ своих начинаний. ¬еро€тно, и знакомство √ригори€ с  екелидзе, известным знатоком древнегрузинской литературы и литургики, сформировало его будущие научные интересы - истори€ раннего христианства в √рузии, грузинска€ литература и литурги€.  огда был начат сбор средств на строительство церкви небесного покровител€ “билиси, св€того јбо (церковь так и не построили из-за вспыхнувшей в 1917 г. революции), это важное дело было поручено именно √ригорию.

¬о врем€ учебы √ригорий подрабатывал репетитором, чтобы помогать матери. —еминарию он окончил в 1918 г. лучшим учеником, что давало ему право на поступление во все духовные академии –оссии. ѕомешала, однако, разразивша€с€ в 1917 г. революци€ и образование независимой –еспублики √рузи€. »зменив свои первоначальные планы, в 1918 г. он поступает на филологический факультет “билисского университета, где изучает литературу и историю. ќдновременно √ригорий работает учителем в селе «емо-„андаки близ √ори.

¬ 1919-1921 гг. √ригорий вынужден прервать учебу дл€ прохождени€ армейской службы в √ори, Ѕоржоми и јхалцихе. ќн участвует в обороне √рузии от большевистских войск. ѕосле возвращени€ из армии, когда большевики вошли в √рузию, св€щенник  орнелий помог √ригорию скрытьс€ в  ахетии, в ћанави, под видом сельского учител€. √ригорий преподает там до сент€бр€ 1921 г., после чего возвращаетс€ в университет, к учебе.

“ем временем массовые преследовани€ верующих и патриотов страны со стороны большевиков поставили √рузинскую ѕравославную ÷ерковь на грань уничтожени€. —трем€сь обеспечить преемственность и будущее ÷еркви, ѕатриарх Ћеонид вместе со св€щенником  екелидзе искали возможности дл€ продолжени€ богословского образовани€ способнейших выпускников семинарии. ¬скоре, благодар€ старани€м  екелидзе и митрополита Ќазари€, —овет католикосата √рузии направил √ригори€ как первого грузина, представл€вшего √рузинскую ѕравославную ÷ерковь, на учебу в Ѕерлин дл€ получени€ всестороннего богословского образовани€. ѕри этом ему была выделена специальна€ стипенди€.

Ќј”„Ќјя –јЅќ“ј Ќј «јѕјƒ≈

— рекомендательным письмом от ѕатриарха јмвроси€ в конце но€бр€ 1921 г. √ригорий выехал в Ѕерлин. ќн еще не знал, что покидает √рузию навсегда. јдресатом письма был основатель "ќриент ћиссион", организации дл€ помощи христианам на ¬остоке, доктор »оханнес Ћепсиус, который раньше помог получить от советских властей согласие на выезд √ригори€ в √ерманию. ќн также опекал молодого студента, словно родного сына.
ѕрибыв в Ѕерлин √ригорий в течение п€ти мес€цев совершенствовалс€ в знании немецкого €зыка. «атем, прожива€ в ѕотсдаме, он записалс€ в Ѕерлинский университет и сдал экзамены по немецкому и греческому €зыкам и ивриту. Ќачина€ с ма€ 1922 г. изучал в основном богословие и восточные €зыки (иврит, сирийский, арабский, коптский, арм€нский и греческий).  роме них овладел еще несколькими €зыками: немецким, английским, французским и латинским. «нал также русский, старослав€нский и грузинский €зыки, а когда позднее оказалс€ в ѕольше быстро овладел и польским €зыком. Ёта удивительна€ легкость в изучении €зыков, их знание давали ему доступ ко всей мировой литературе по теме раннего христианства на Ѕлижнем ¬остоке, а особенно к той, котора€ касалась вклада √рузии в развитие раннехристианской письменности. Ќо больше всего √ригори€ привлекала патрологи€, котора€ стала призванием молодого ученого. ¬ 1925 г √ригорий закончил учебу в Ѕерлине, получив звание магистра богослови€.

¬ мае 1925 г. √ригорий перешел в Ѕоннский университет, где изучал историю религии и совершенствовал знание восточных €зыков, в основном под руководством известного немецкого востоковеда профессора ’айнриха √уссена. “огда он перевел на немецкий €зык житие греческого монаха √еорги€ јгиорита, а также написал к нему предисловие с замечани€ми и комментари€ми.

«а очень короткое врем€ он подготовил обширную докторскую диссертацию на тему "»стори€ грузинского монашества от его возникновени€ до 1064 г.   вопросу об истории восточного монашества". Ёто исследование снискало признание известных европейских ученых. ѕерадзе защитил докторскую диссертацию 26 феврал€ 1926 г., а торжественное присвоение ему степени доктора философии состо€лось 17 декабр€ 1927 г. — ма€ 1926 г. до апрел€ 1927 г. он училс€ у болландистов в Ѕрюсселе (в основном под руководством св€щенника ѕетерса), с которыми его св€зала насто€ща€ дружба. ¬ это же самое врем€ он посещал лекции в  атолическом университете в Ћувене, после чего отправилс€ в јнглию. “ам с апрел€ по июль 1927 г. в лондонской Ѕританском музее и в Ѕодлеанской библиотеке в ќксфорде изучал грузинские рукописи.

ƒоктор ѕерадзе целиком отдавалс€ научной работе. ќднако не меньше он хотел служить ѕравославной ÷еркви на –одине. ќн обратилс€ в посольство –оссии с просьбой о получении визы, но получил отказ.

1927 г. принес важные изменени€ в жизнь будущего архимандрита. ¬ июле ему предложили место преподавател€ грузинского и арм€нского €зыков в Ѕоннском университете, а затем приват-доцента этого учебного заведени€. ¬ то врем€ он начал публикацию своих первых работ, которые сразу принесли ему известность: он считаетс€ знатоком проблематики раннего христианства на Ѕлижнем ¬остоке. ќн также активно включаетс€ в научную жизнь, участвует в конференци€х по ориенталистике в Ѕонне и в ¬ене. ¬ это же самое врем€ начинает работать в только зарождавшемс€ экуменическом движении, принима€ участие в ћеждународной конференции  омиссии "¬ера и ÷ерковное устройство", состо€вшейс€ в Ћозанне в августе 1927 г. Ѕудучи мир€нином, он представл€л на ней свою ÷ерковь. »менно там он познакомилс€ с предсто€телем ѕольской јвтокефальной ѕравославной ÷еркви митрополитом ƒионисием (¬алединским).

ѕ–»’ќƒ —¬. Ќ»Ќџ

¬ 1929 г., тогда еще человек светский, √ригорий ѕерадзе организовал вместе с группой верующих грузинский приход св. Ќино в ѕариже. Ёто стало его самым большим успехом в миссии, порученной ему еще патриархом јмвросием, перед тем как √ригорий покинул √рузию. —ледует подчеркнуть, что это был единственный православный грузинский приход за пределами страны. ѕариж стал в этот период главным центром эмигрантов из √рузии и местом пребывани€ эмигрантского правительства.

ѕарижский приход не имел посто€нного духовника. ¬плоть до 1931 г. богослужени€ совершались нерегул€рно. ќрганизатору прихода было предложено стать св€щенником, однако ѕерадзе отказалс€. ќн еще не был тогда готов прин€ть такое решение. ¬ его душе шла непрекращающа€с€ борьба между стремлением и дальше заниматьс€ научной работой и потребностью служить √рузинской ѕравославной ÷еркви и ее прихожанам, став духовником.

 ульминацией длительной внутренней борьбы стала т€жела€ болезнь, пришедша€с€ на –ождественские праздники 1930 г. Ќаход€сь уже на пороге смерти, √ригорию было видение, которое помогло ему сделать выбор. ќн решил стать монахом и прин€ть св€щенство, возглавить парижский приход. »менно тогда совсем неожиданно перед ним открылась возможность вернутьс€ в страну. ѕрофессор Ќиколай ћаар предложил ему место своего ассистента в Ћенинградском университете. “акже мать √ригори€ была против его св€щенства, опаса€сь, что это окончательно закроет ему путь на –одину. –ешение, однако, было уже прин€то.

ѕќ—¬яў≈Ќ»≈ ¬ ƒ”’ќ¬Ќџ… —јЌ

18 апрел€ 1931 г. в возрасте 32 лет √ригорий ѕерадзе прин€л монашеские обеты в греческом кафедральном соборе —в€та€ —офи€ в Ћондоне. ƒнем позже был рукоположен во иеродиакона, а 25 ма€ того же года в греческом кафедральном соборе св. —тефана в ѕариже - во иере€. ќн был назначен насто€телем прихода св. Ќино в ѕариже, где 31 ма€ 1931 г. торжественно отслужил свою первую литургию. ќтец √ригорий намеревалс€ объединить вокруг прихода все духовные силы изгнанников с –одины. –ади прихода он отказалс€ от чтени€ лекций в Ѕоннском университете, и только изредка давал лекции в ќксфорде и ѕариже. Ќо он все же не отказалс€ от научной работы.

¬ но€бре 1932 г. отец √ригорий побывал в ѕольше, где в  ракове прочитал лекцию дл€ студентов ягеллонского университета на тему "ƒуховна€ и материальна€ культура √рузии". »спользу€ представившийс€ случай, он изучил старые грузинские рукописи в Ѕиблиотеке „арторыйских и составил их первый каталог и описание. ¬ 1933 г. прочитал несколько лекций в ѕарижской —орбонне и в ƒублине.

≈ще в 1931 г. на приходе в ѕариже отец √ригорий начал выпускать научный ежегодник "ƒзвари вазиса" (" рест из виноградной лозы"). — того самого времени вплоть до начала ¬торой мировой войны он продолжал заботитьс€ о приходе, счита€ это важнейшим делом своей жизни. ƒо 1933 г. он проводил здесь большую часть своего времени, подъ€в на себ€ труды св€щенника единственного грузинского прихода во всей ≈вропе. ¬ знак признани€ заслуг отца √ригори€ в области науки и организации религиозной жизни грузинской эмиграции в «ападной ≈вропе,  онстантинопольский ѕатриархат 5 €нвар€ 1934 г. возвел его в сан архимандрита.

ѕ–»≈«ƒ ¬ ѕќЋ№Ў”

ќтец √ригорий ѕерадзе со студентми ќтец √ригорий ѕерадзе со студентми
ћечтой жизни о. √ригори€ была работа в богословском учебном заведении. ќна исполнилась в 1933 г.: митрополит ¬аршавский и всей ѕольши ƒионисий пригласил его в ¬аршаву в качестве заместител€ профессора патрологии и заместител€ руководител€ семинарии по этому же предмету на отделение ѕравославного богослови€ ¬аршавского университета. ќн гарантировал ему также возможность продолжени€ пастырского окормлени€ прихода св. Ќины и юрисдикционную независимость от ѕольской јвтокефальной ѕравославной ÷еркви. ѕервую лекцию на тему "ѕон€тие о патрологии, ее цели и методы в православном богословии" св€щенник прочитал 7 декабр€ 1933 г.

Ёто был переломный год в жизни о. √ригори€. — этого времени и до своей смерти исполн€л он св€щеннические об€занности в нижней церкви собора св. ћарии ћагдалины в ¬аршаве. 8 ма€ 1934 г. митрополит ƒионисий наградил его митрой. ћногое говорит о том, что если бы событи€ развивались иначе, о. √ригорий может быть и зан€л бы, как планировал митрополит ƒионисий, почетное место среди иерархии православной ÷еркви в ѕольше.

¬о врем€ пребывани€ в ѕольше архимандрит √ригорий полностью отдалс€ научной работе и преподаванию в ”ниверситете. ќпубликовал много важных работ по патристике, таких как перевод апокрифического послани€ ƒиониси€ јреопагита, перевод неизвестного апокрифического ≈вангели€, происходившего из монофизитских кругов, а также перевод документов, касающихс€ открыти€ и текста —инайского кодекса. —овершил р€д научных командировок в јвстрию, Ѕолгарию, √рецию, –умынию, —ирию, »талию и —в€тую «емлю. — особенным волнением он описывал свои впечатлени€ от паломничества в —в€тую «емлю в 1936 г., о чем долго мечтал. √ор€чую молитву он соедин€л с неустанным поиском археологических и патристических материалов.

¬ путешестви€х о. √ригори€ часто находил уникальные документы: например, на св. √оре јфон он обнаружил греческую версию истории мученичества литовских св€тых јнтони€, »оанна и ≈встафи€. ѕосещал он и православные монастыри в ѕольше, в том числе ѕочаевскую Ћавру, где искал до сих пор неисследованные исторические, палеографические, археологические материалы.

Ќесмотр€ на несомненные заслуги √ригори€ ѕерадзе в исследовании православного богослови€, предложение о присвоении ему звани€ экстраординарного профессора, дважды выносимое руководителем отделени€ православной теологии митрополитом ƒионисием на обсуждение, отклон€лось: государственна€ власть не были заинтересованы в развитии православного богослови€. Ќо о. √ригорий, тем не менее, пыталс€ развить на богословском отделении в ¬аршаве новые направлени€ в исследовании патристической литературы.

—талкива€сь с трудност€ми административного характера, архимандрит √ригорий служил ѕравославной ÷еркви в ѕольше. ѕрожива€ в скромной квартире на ул. Ѕрукова, 22, он всегда был надежным советником и помощником митрополита ƒиониси€, который намеревалс€ хиротонисать его во епископа.

ќтца √ригори€ очень уважали и студенты - православные и нет, и преподаватели. ¬се подчеркивали его профессионализм и исключительную одаренность. ¬ пам€ти слушателей навсегда остались интересные лекции о. √ригори€ из области патрологии. ќн рассказывал о последних достижени€х западных ученых и о наследии российских, греческих, грузинских и польских богословов. ѕри этом его богословска€ мысль оставалась глубоко укорененной в традиции ќтцов ÷еркви.

ќ. √ригорий, хорошо зна€ труды российских богословов по патрологии, в своих исследовани€х, трудах и лекци€х использовал также новейшие достижени€ западных ученых в этой области. ћногое говорит о том, что если бы его труды не были прерваны войной и трагической смертью, то ему удалось бы достичь единственного в своем роде синтеза патристических знаний, основанного на результатах работ богословов, принадлежавших разным ÷ерквам.

јрхимандрит был членом ¬осточной комиссии ¬аршавского научного общества, где прочитал р€д докладов, а также Ќаучного института исследований коммунизма. ≈му также было предложено сотрудничать в ѕольской библиотеке ќтцов ÷еркви, дл€ которой он подготавливал акты мучеников. ќ его разносторонних интересах свидетельствует его принадлежность к р€ду польских и международных организаций, в которых он исполн€л разные об€занности. „увствовал он себ€ при этом тесно св€занным со своей новой –одиной - ѕольшей. ќдновременно с тем, благодар€ своим командировкам и исследовани€м возвращал современному христианству сохранившиес€ свидетельства духовного наследи€ √рузии. ¬ 1937 г. благодар€ помощи столичной грузинской колонии стал одним из организаторов праздновани€ в ¬аршаве 750-лети€ вручени€ царице “амаре крупнейшим грузинским поэтом Ўота –уставели поэмы "¬ит€зь в тигровой шкуре". ќн издал книгу, посв€щенную этому поэту.

јрхимандрит √ригорий стал неформальным св€щенником грузинской колонии, соверша€ дл€ нее богослужени€ в церкви —трастей ’ристовых в крипте собора св. ћарии ћагдалины. ѕри этом он снискал уважение грузинской эмигрантской элиты, входившей в √рузинский комитет и  луб ѕрометей. ¬се каникулы, кроме летних, он проводил всегда в парижской церкви св. Ќины, где пастырской заботой окружал своих земл€ков, соверша€ крестины и венчани€, исповеду€ и провожа€ в последний путь. јрхимандрит √ригорий был также заботливым опекуном Ѕогословского кружка студентов православного отделени€. ћногим из них он помогал и материально, а в разговорах с ними часто цитировал ќтцов ÷еркви. —воим примером приучал их к систематичной работе.
Ѕог одарил его исключительным трудолюбием и смирением. ¬ трудные минуты жизни он часто привык повтор€ть слова свт. »оанна «латоуста: "—лава Ѕогу за всЄ!"

ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“№ ¬ќ ¬–≈ћя ¬ќ…Ќџ

ѕриближалась ¬тора€ мирова€ война. јрхимандрит √ригорий был приглашен на конгресс византинистов в јлжире, намеченный на окт€брь 1939 г. Ќе име€, однако, гарантии возвращени€ в ѕольшу (в св€зи с напр€женным положением в мире) и опаса€сь за грузинские рукописи, которые он хотел опубликовать, он не поехал. Ќе выехал он из ¬аршавы и 8 сент€бр€ 1939 г., когда иностранцы, с согласи€ окружавших столицу немцев, еще имели возможность покинуть город. Ќе уехал он и позднее, хот€ мог это сделать, поскольку не €вл€лс€ польским гражданином. Ќеожиданное начало ¬торой мировой войны означало дл€ о. √ригори€ разрыв вс€ческих контактов с миром науки и одиночество. ¬аршавский ”ниверситет был закрыт, а ему самому гитлеровцы предложили читать лекции в Ѕерлине. ќт этого предложени€ он отказалс€.

“ем временем во главе грузинской колонии в ¬аршаве стала группа сторонников сотрудничества с гитлеровскими власт€ми. ÷вет грузинской интеллигенции, имевшей другие, нежели у них, взгл€ды, стал жертвой доносов оккупационным власт€м. ќ. √ригорий находил выход своей научной страстности и энергии в исследовани€х грузинских патристических текстов, которые он продолжал в своей варшавской квартире. –аботал он также переводчиком в ¬аршавской ѕравославной митрополии. »нтернированному гитлеровцами митрополиту ƒионисию он возил лекарства. ќ. √ригорий всегда относилс€ к нему с глубоким уважением и благодарностью. ќпекал он и седого генерала  азбека, провожал в последний путь своих грузинских друзей, в том числе кн€з€ Ѕагратиона. ¬сегда защищал своих соплеменников, арестованных по доносу руководства грузинской колонии, настроенного прогитлеровски.

јрхимандрит √ригорий исполн€л свое христианское призвание - помогать всем нуждающимс€. ѕрежде всего, помогал евре€м и вел разъ€снительные беседы с теми грузинами, которых немцы хотели принудить к вступлению в свою армию.

ѕервый раз его пытаютс€ арестовать в €нваре 1941 г. –уководство  авказского комитета составило донос, что перед войной о. √еоргий был агентом польской разведки. ƒонос оказалс€ ложным и не выдержал проверки: немцы, име€ на руках весь архив польской разведки, легко могли убедитьс€ в ложности обвинени€.

ј–≈—“

¬торой донос был подготовлен более тщательно. ѕредатели подбросили в его квартиру фотографии документов, предназначенных дл€ гестапо, а затем донесли, что он €вл€етс€ английским шпионом, который сфотографировал дл€ англичан секретные документы. ¬ доносе указывалось также место, где были спр€таны снимки.

√естапо провело обыск. ¬ квартире св€щенника была найдена фотографи€ секретного документа, одновременно были конфискованы ценные грузинские рукописи, над которыми он работал. 5 ма€ 1942 г. о. √ригорий был арестован.

—уществуют еще две версии причины ареста о. √ригори€. —огласно первой, во врем€ обыска квартиры о. √ригори€ немцы нашли значительные суммы западной валюты, что могло бы свидетельствовать о том, что он заведовал тайной кассой по спасению евреев. —огласно другой - поводом ареста св€щенника была де€тельность, которую он вел среди членов так называемых кавказских легионов, созданных немцами после 1941 г. при ¬ермахте и набранных из советских военнопленных. Ќо каким бы ни был повод ареста архимандрита √ригори€, он пон€л, что ему грозит смерть.

јрестованного св€щенника посадили в тюрьму ѕав€к в ¬аршаве. Ќесколько дней он провел, как и все вновь поступившие узники, в камере временного содержани€ в подвальном помещении. «атем его перевели в отделение V, называемое транспортным. «десь его использовали в качестве переводчика. “е же самые об€занности он выполн€л затем и в трудовом отделе, куда был переведен в начале окт€бр€ 1942 г. оменно с этим его допрашивали, избивали, издевались. ¬о врем€ пребывани€ в ѕав€ке письмом от 10 июн€ 1942 г. о. √ригорий уполномочил своего друга - диакона √еорги€ Ѕеркмана- аренина следить за квартирой и наход€щимис€ в ней вещами. —пуст€ дес€ть дней написал ему письмо, которое стало, по существу, завещанием. ќ. √ригорий дал в нем несколько указаний, в том числе касающихс€ передачи квартиры и библиотеки ѕравославной ћитрополии.

ѕравославна€ ÷ерковь, несмотр€ на всю трудность положени€, в которой она оказалась в годы войны, предпринимала усили€, направленные на освобождение о. √ригори€. ѕомогала ему также продуктами и вещами. Ќо эти усили€ не имели никакого успеха.

јрхимандрит ѕерадзе был перевезен в концентрационный лагерь ќсвенцим. ѕроизошло это в середине но€бр€ 1942 г. — этого времени и вплоть до смерти св€щенника какие-либо свидетельства о нем отсутствуют.

 ќЌ„»Ќј ћ”„≈Ќ» ј

ќфициальные немецкие данные говор€т о смерти архимандрита √ригори€ 6 декабр€ 1942 г. в 16.45 мин. в концентрационном лагере ќсвенцим, хот€ причины ее до сих пор не €сны.

—уществуют три версии его смерти. ƒве первые св€заны с ќсвенцимом, треть€ - наименее достоверна€ - с концентрационным лагерем ћаутхаузен, куда должны были перевезти узника непосредственно из ѕав€ка.

ѕерва€ верси€ смерти о. √ригори€ говорит о том, что заключенных трех бараков, заселенных преимущественно пол€ками, выгнали на мороз и сказали, что они будут так сто€ть до тех пор, пока не сознаетс€ тот из них, кто украл хлеб. “огда о. √ригорий добровольно вышел из шеренги и сказал: "ƒелайте, что считаете нужным", после этого повернулс€ в сторону заключенных и сказал: "ћолитесь за мен€". √итлеровцы хотели затравить св€щенника собаками, но они не тронули его. “огда его облили бензином и подожгли.

¬ соответствии со второй версией событи€ происходили так: когда в газовую камеру отправл€ли очередную партию евреев, о. √ригорий добровольно пошел вместо одного из них, который был в отча€нии от участи, грозившей его близким, поскольку он был отцом большого семейства.

ќ смерти о. √ригори€ - не указыва€ на ее характер - 11 декабр€ 1942 г. комендант лагер€ информировал телеграммой диакона √еорги€ Ѕеркмана- аренина. „етыре дн€ спуст€ ¬аршавска€ ѕравославна€ ћитрополи€ направила к коменданту письмо с просьбой сообщить дату смерти о. √ригори€, о его последней воле и обсто€тельствах смерти и выслать урну с его прахом. ¬ ответ отдел записи актов гражданского состо€ни€ в ќсвенциме с истинно немецкой пунктуальностью сообщил только о том, что о. √ригорий умер 6 декабр€ 1942 г. в 16.45 минут в ќсвенциме на ул.  ошарова.

ќбе имеющиес€ версии свидетельствуют о мученической смерти о. √ригори€, который своим поведением подтвердил верность ранее сказанному им: "ƒорога к победе всегда ведет через тернии и крест".

Ќј—Ћ≈ƒ»≈

јрхимандрит √ригорий оставил значительное научное наследие, которое навсегда вписало его им€ в мировую науку. ≈го работы и до сегодн€шнего дн€ не утратили актуальности и часто цитируютс€ в качестве основной литературы по многим вопросам, особенно касающихс€ начал христианства в √рузии. ”ченый был автором свыше 70 научных работ, опубликованных на грузинском, французском, английском, немецком и польском €зыках. ћногим его научным замыслам не дано было осуществитьс€, в том числе, намерению впервые написать учебник по патрологии, в котором была бы представлена в целостном виде проблематика вопроса, и который одновременно использовал бы все наработки православных, протестантских и католических исследователей из различных научных центров мира.

»м€ и фамили€ о √еорги€ выгравирована пам€тной доске в честь профессоров, погибших во врем€ войны, у входа в ¬аршавский университет. ≈сть она и на доске с именами павших прихожан ѕравославной ÷еркви на стене церкви прп. »оанна Ћествичника на варшавской ¬оли. ѕам€ть о нем, как основателе и первом насто€теле православного прихода, также жива в грузинской колонии в ѕариже. ѕомн€т о нем бывшие студенты и ученые из Ѕоннского университета и студенты ќтделени€ ѕравославного богослови€ ¬аршавского университета, и, конечно, те верующие, которые встречались с ним в ¬аршаве. ¬споминают о нем, как о человеке удивительном, всегда готовым оказать помощь ближнему, как духовную, так и материальную, особенно в т€желое военное врем€, когда и ему самому приходилось преодолевать различные трудности.

 јЌќЌ»«ј÷»я

јрхимандрит √ригорий ѕерадзе был причислен в лике мученика к сонму св€тых 19 декабр€ 1995 г. на —оборе √рузинской ѕравославной ÷еркви. “оржества возглавил  атоликос-ѕатриарх всей √рузии »ли€ II.  анонизацию признала ѕольска€ ѕравославна€ ÷ерковь, вписав им€ мученика в свои диптихи. “ем самым он стал св€тым обеих братских православных ÷ерквей. ≈го мученичество представл€ет одну из наиболее светлых страниц в истории современного ѕравослави€.

¬ 1998 г. в ¬аршаве было образовано Ѕратство св. √ригори€ ѕерадзе, во главе которого встал св€щенник √енрик ѕапроцкий, уже много лет занимающийс€ исследованием наследи€ и жити€ св€того. јрхимандрит √ригорий стал также патроном организованных в декабре 2002 г. ќтделением исследований ¬осточной ≈вропы ¬аршавского университета и проход€щих ежегодно ћеждународных  авказоведческих заседаний, а также действующего на территории √рузии ќбщества врачей польского происхождени€ им. св. √ригори€ ѕерадзе.  роме того, ¬аршавский университет прин€л решение об издании всех его произведений на польском €зыке. ¬ √рузии в различных книжных издательствах и журналах вышли почти все работы св. √ригори€.

ярослав ’аркевич
ѕеревел с польского ¬ладимир ћухин

13 апрел€ 2005 года