Рейтинг@Mail.ru Архив RSS Карта сайта
Православие.Ru Поместные Церкви Православный Календарь English version
Православие.Ru
Пресса
ПРАВОСЛАВИЕ.RU
 

Архимандрит Тихон (Шевкунов): «Совет по культуре займется прояснением утраченных смыслов»

В разгар дискуссий о принципах взаимодействия Церкви с музеями и другими культурными институтами Священный Синод принял решение о создании Патриаршего Совета по культуре. Его возглавил наместник Сретенского ставропигиального монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов). Свое первое интервью в качестве главы Совета по культуре он дал интернет-изданию «Татьянин день».

Загрузить увеличенное изображение. 361 x 500 px. Размер файла 50612 b.
 Архимандрит Тихон (Шевкунов). Фото: Юлия Маковейчук
Архимандрит Тихон (Шевкунов). Фото: Юлия Маковейчук
– Отец Тихон, на последнем заседании Синода был создан Патриарший Совет по культуре и Вас назначили его руководителем. Понятно, что пока рано говорить о составе Совета и ближайших планах, но все же скажите, идея создания этого Совета в более тесном взаимодействии со светскими организациями? Будут ли к работе привлечены миряне-эксперты в разных областях культуры?

– В состав Совета, который в скором времени начнет работать под руководством Святейшего Патриарха Кирилла, будут выходить известные деятели искусства и культуры, представители экспертного сообщества и, конечно, священнослужители.

– Сейчас идет массированная кампания в СМИ как раз по раскручиванию темы «Церковь и музеи». Проблем много, и все они в разных форматах отрабатываются: снимаются ток-шоу, ежедневно пишутся статьи. Озвучивается и публикуется масса разнообразных версий происходящего. Насколько это медийная реальность соответствует тому, что есть на самом деле?

– Протоиерей Всеволод Чаплин, Владимир Романович Легойда – лица, уполномоченные излагать официальную церковную позицию, не раз повторяли, что речь не идет о передаче икон из запасников и экспозиций музеев. Речь идет только о недвижимом имуществе, которое уже, де-факто, находится в распоряжении Церкви.

– Теперь Вам придется влиять и на информационное отражение тем, находящихся в ведении Совета?

– Думаю, что наряду с важной конструктивной работой, Совету по культуре предстоит иметь дело и с «кампаниями», как Вы справедливо охарактеризовали часть событий, происходящими сегодня в медийном пространстве.

– Поле культуры гораздо шире, чем частная проблема взаимоотношения Церкви и музеев…

– То, что касается церковных ценностей, находящихся в музеях, это, несомненно, важно сегодня. Но, в то же время, очевидно, это не единственный вопрос, который находится в сфере взаимодействия Церкви и культуры. Культура в переводе с латыни – возделывание земли, то есть возделывание человеческой души с тем, чтобы она могла воспринять высшие духовные ценности. Люди моего поколения знают, в какой степени классическая русская и мировая культура, особенно в период государственного атеизма, способствовала глубоким размышлениям о мире, приходу к вере, к Богу.

Для многих из нас первыми учителями веры в те годы, когда невозможно было найти ни Священного Писания, ни святых отцов, были великие писатели, художники. Быть может, высшим предназначением мировой культуры, в лучших ее проявлениях, является ее способность возделать, окультурить – как грубую землю превращают в плодородную пашню – огрубевшее и себялюбивое человеческое сердце, а самого человека провести в непосредственное преддверие, к порогу веры.

– В сфере ведения Вашего Совета будет, например, кино, как часть массовой культуры. Вот, например, скоро выходит в прокат фильм «Поп»…

– Мне этот фильм очень понравился. Его продюсировал и всячески опекал, Сергей Леонидович Кравец, руководитель «Православной энциклопедии». Авторы показывали мне рабочие материалы, и уже тогда было ясно, что фильм как произведение искусства состоялся.

– Сейчас с культурой происходят необратимые изменения в связи с тотальной цифровизацией. Книги постепенно становятся электронными, редко, кто читает произведения целиком, они появляются в кратких пересказах и в цитатах, визуальная культура вытесняет словесную.

– Когда был создан станок Гуттенберга, тоже говорили, что культура кончилась, книга будет профанироваться. Я бы сегодня не слишком драматизировал ситуацию. Если молодой человек прочтет «Мертвые души» в электронном виде, в этом большой беды я не вижу. Может быть, для него эстетика всплывающих, одна за другой, компьютерных страниц не менее волнующая, чем для старшего поколения шелест пожелтевшей бумаги. Другое дело – массовая культура, которая с каждым годом становится все более агрессивной. Она даже стремится допрыгнуть и захватить в свою сферу великую классику. Чего стоит только перевод в сокращенный формат, в комиксы, шедевров мировой литературы.

– Вы также принимаете участие и в других церковных проектах. На днях состоялось заседание комиссии по социальной деятельности Церкви Межсоборного присутствия, в которой Вы состоите. Есть ли какие-то точки соприкосновения культуры и социального служения?

– Честно говоря, я не очень понимаю, что такое «социальная деятельность Церкви». С этим понятием произошла какая-то досадная подмена. Став привычным, казенный набор слов затемнил что-то очень важное, переведя смыслы из сферы духовной в область бюрократически-канцелярскую. Вот евангельский добрый самарянин, он что, когда помогал «впадшему в разбойники», занимался социальным служением? Или святой Иоанн Милостивый? Или Сам Спаситель, когда заповедовал служить больным, посещать заключенных, вводить путников в дом, тоже заповедовал участвовать в социальной деятельности? Не открою секрета, если скажу, что сегодня многие православные часто равнодушны к призывам включиться в эту самую социальную деятельность. Быть может, в немалой степени это происходит и оттого, что на вербальном уровне утрачен главный смысл. Сравните, одно дело убеждать молодого христианина заняться социальной деятельностью, и совсем другое – призвать к служению Самому Господу Иисусу Христу в лице страждущего, нуждающегося в нашей помощи ближнего. И, быть может, именно Совету по культуре следует сегодня заняться прояснением утраченных, в силу разных обстоятельств, смыслов нашей церковной и культурной жизни.

– Возвращаясь к деятельности будущего Совета, будет ли он реагировать на повестку дня, которая задается культурным сообществом, или наоборот, предлагать свой план?

– Очевидно – и то, и другое. Думаю, мы не уклонимся от реакции на явления, связанные, к примеру, с тем же взаимодействием Церкви и музейного сообщества. Но это совсем не означает, что у Совета не будет выверенной, продуманной и утвержденной Святейшим Патриархом и Священным Синодом программы, не зависящей от злобы дня.

– Сейчас одна из таких болевых точек – современное искусство. Такие выставки, как «Осторожно, религия!» дискредитировали современное искусство. Теперь в сознании церковной общественности оно все замазано черной краской. На Ваш взгляд, можно ли наладить конструктивный диалог с отдельными направлениями современного искусства?

– Думаю, что в нашем Совете будут люди, которые вполне компетентно смогут, если это будет востребовано, взаимодействовать с представителями самых разных направлений современного искусства. Лишь бы это творчество несло созидательный потенциал, а не стимулировало распад человеческой личности, деградацию, разложение. Если Церковь и церковные люди увидят в современном искусстве то, что им близко, что несет открытия в сфере духовного мира наших современников, а, тем более, что вселяет надежду и веру в Бога, веру в спасенного Господом Иисусом Христом человека, то это будет поистине прекрасно.

– То есть, художникам теперь есть, к кому обращаться, чтобы заранее узнать отношение Церкви к своим работам, прежде чем их выставлять?

– Я далек от мысли, что все так однозначно. Патриарший Совет по культуре не призван выдавать свидетельства «одобрено Русской Православной Церковью». Да и в консультативном плане – есть немало прекрасных духовников, священников, которые и без новосозданного Совета помогут ответить на многие вопросы. Таких священников надо лишь искать без поспешности, чтобы найти единодушного, но не потакающего греху, доброго и чистого в вере советчика. Сегодня есть немало священников, которые знают толк в современном искусстве.

– А что Вам близко в современной литературе? Вы читаете современных писателей?

– Каюсь, я не читал беллетристики уже лет двадцать пять. То есть когда-то я читал очень много. Настолько, что перечитывал, например, Достоевского, почти всего, каждый год. Очень любил Толстого, да и других великих русских классиков, английскую литературу, китайскую классическую поэзию, античную классику. Но, когда пришел в Церковь, все это у меня как ножом отрезало. Когда через год или полтора я решил перечитать своего любимого Достоевского, «Братьев Карамазовых», то с ужасом обнаружил, что мне это неинтересно. Я был поражен. Взялся еще раз перечитывать, и снова убедился, что книга, которую я мог читать бесконечно, для меня стала неинтересной. Я достал с полки Шекспира, Чехова, Хемингуэя – тоже неинтересно. Меня это, помнится, тогда просто сразило. И только позже я осознал, что не сравнимый ни с чем пласт духовного наследия Церкви, открывшийся для меня – святые отцы, Псалтырь, разумеется, Священное Писание, совершенно затмили даже самые лучшие образцы художественной литературы. Мы уже говорили сегодня, что лучшие произведения мировой культуры могут привести человека к порогу Богопознания.

А дальше – тишина… Литература, музыка, искусство умолкают. Грандиозные картины познания человеческой душою Господа Бога, опыт неверия и веры, падений и восстаний, греха и покаяния и, наконец, Царствия Небесного в нас – все это совершенно иной мир, не описываемый средствами даже самой высокой светской культуры. Это уже – область Церкви.

– Однако существует современная православная художественная литература, которую и Вы издаете в Сретенском монастыре…

– Да, есть проза протоиерея Николая Агафонова. Олеся Николаева – прекрасная писательница. Издается у нас и большая серия русской и мировой литературной классики.

Теперь, в связи с тем, что Вы в Совете по культуре, придется читать что-то из современной литературы?

– С удовольствием почитаю.

– Я вижу, у Вас на столе Кучерская лежит…

Да вот, взял почитать, поскольку должность обязывает в некотором смысле.

Вообще, наше время довольно странное. Давайте вспомним: за последние двадцать-двадцать пять лет не создано ни одного произведения, сколько-нибудь сравнимого, скажем, с произведениями, я не говорю уже о русской классической литературе, не говорю о серебряном веке, но и с произведениями советского периода 70-80-х годов. Ни в прозе, ни в изобразительном искусстве, ни в кинематографе, ни в поэзии, ни в театре… Горько, но судя по всему, это действительно так. И свидетельствует это лишь о том, что в духовной жизни человека последних двух десятилетий произошли совершенно колоссальные утраты. Общество наше духовно измельчало. Это горький диагноз: утрачен высокий дух, который мог бы воплотиться в великих или просто значимых произведениях искусства. Дух творит себе формы. И в этом смысле то, что мы видим сегодня во всех областях художественного творчества (нет смысла даже перечислять, все на виду и на слуху), за редким исключением свидетельствует об очень серьезном кризисе.

Не будем заходить слишком далеко в историю, но разве можно найти сейчас фильм, сравнимый с пырьевским «Идиотом», или с «Гамлетом» Козинцева, или с фильмом Калатозова «Летят журавли»? Или, может, мы найдем что-нибудь сравнимое с произведениями Распутина и Астафьева? Или такие явления как Рубцов, Жигулин, Бродский в поэзии? А актеры? Кторов, Грибов, Ильинский, Смоктуновский! Всех не перечислишь. Ничего подобного сейчас нет. И виной этому не отсутствие таланта у наших современников, а невостребованность от мира истинного таланта. Что заказывает мир, то он и получает. «Спрос рождает предложение». Кажется, даже в песенной нашей культуре ничего нет.

– Очень хорошие два последних альбома Гребенщикова. Там есть вполне христианские песни.

– Интересно. Если принесете, обязательно послушаю. А вот, что касается христианских песен – года два назад я открыл для себя настоящего поэта – Леонида Дербенева. Как-то, едучи в машине, водитель ловил новости, и вдруг я услышал песню «Этот мир придуман не нами». Я тогда подумал: «Вот это что-то настоящее!» – и стал у знакомых интересоваться, что же это за человек, Леонид Дербенев? Вскоре выяснилось главное: он искал Бога и нашел Его. И то, как он искал и как нашел – удивительно ясно отражено в его песнях. Сначала у него были талантливые и забавные «Остров невезения» и другие песни на музыку Зацепина к фильмам Гайдая. А потом он написал по-настоящему выдающуюся вещь «Призрачно все в этом мире бушующем», потом «Этот мир…», потом «Все пройдет…». И если в первой песне, наряду с глубокими размышлениями, которые говорили о том, что человек ищет Бога, были и слова «вечный покой сердце вряд ли обрадует», то из последующих вещей видно, как росло в нем христианское миропонимание.

Когда-то, уже давно я написал статью, которая, к сожалению, а может быть и к счастью, затерялась, и которая называлась «Советская песня как сублимация молитвы». Смысл статьи в том, что в советское время, когда люди не умели, да и не разрешалось им, молиться, песня стала в некотором смысле образом молитвы, посильной для богоборческих времен заменой, если хотите. Заменой, конечно, не сравнимой никоим образом с молитвой истинной, но все же песня отвечала сокровенной в человеке потребности души, которая, как известно, «по природе христианка». Душа народа хотела молитвы. И вот на это неосознанное желание отвечала советская песня. А песни ведь были иногда удивительные – чистые, мудрые, искренние и, главное, талантливые, очень талантливые. Конечно, была, и конъюнктура и советский бред, но в целом уровень был не сравним с сегодняшним.

Так вот, Леонид Дербенев рассматривал в своих песнях вечные вопросы, совершенно вне контекста социалистического реализма. «А мир устроен так, что все возможно в нем, но после ничего исправить нельзя» – это из той же песни Дербенева «Этот мир…». Как просто и ясно! И честно. Последние слова в этой песне такие: «Один лишь способ есть нам справиться с судьбой, один лишь только путь в мелькании дней, пусть тучи разгонять нам трудно над землей, но можем мы любить друг друга сильней». Представляете? Такое мог написать только тот, кто жизнью своей нашел Христа. Или, если хотите, дал возможность Христу найти себя самого, заблудшего, потерявшегося в этом мире. С искренней радостью я узнал о том, что Леонид Дербенев, который воспитывался когда-то, по-видимому, как обычный советский человек, отошел ко Господу как истинный христианин, и сегодня я всегда с благодарностью поминаю его. Вот так совсем недавно удалось найти для себя талантливого современного поэта.

Но он уже тоже не очень современный.

– Для меня он очень современный.

– А с рок музыкой как?

– Никак. Я ее тяжело воспринимаю.

– Но у нас есть миссионеры, которые выступают на рок-концертах…

– Это явление совершенно не моей среды. Мне студенты иногда приносят что-то в этом роде, просят послушать. Но могу лишь констатировать, что я, возможно, чего-то недопонимаю. К тому же мы нередко видели последствия разрушительного воздействия рок-музыки. А когда обожжешься на молоке, на воду дуешь.

Вообще, Совет по культуре не ставит себе задачу стать экспертом и тем более судьей в области культуры. Мы должны укреплять базовые духовные ценности, которые проистекают из нашей веры, которые традиционно укоренены в русской культуре, которые противостоят духу разрушения.

Вообще у Церкви, по моему глубокому убеждению, в какой бы сфере жизни общества она не действовала, не может быть иных задач, кроме проповеди Господа Иисуса Христа, распятого и воскресшего. Убежден, что в конце концов именно этим будет заниматься и Патриарший Совет по культуре. Другое дело, что делать это мы будем теми средствами, которые дает нам пространство, в первую очередь, русской культуры. И еще – глубоко убежден, что вскоре наступит новый этап особого, внимательного, очень чуткого, я бы сказал, отношения наших современников к духовной жизни, к Спасителю, к тому главному в жизни, что многими потеряно и пока не найдено. Помните, у Гумилева:

Но почему мы клонимся без сил,
Нам кажется, что Кто-то нас забыл,
Нам ясен ужас древнего соблазна,

Когда случайно чья-нибудь рука
Две жердочки, две травки, два древка
Соединит на миг крестообразно?

Вот это как раз то главное, чем, как мне кажется, должен заниматься Совет по культуре. Напоминать о Том, Кто, как нам порой кажется, нас забыл. Помните, ровно об этом же писал святой Филарет Московский Александру Сергеевичу Пушкину: «Вспомнись мне, Забвенный мною…». У Церкви нет иной задачи, кроме благовестия Христова. Значит и у Патриаршего Совета по культуре другой, высшей задачи тоже нет.

Беседовала Ксения Лученко

Татьянин День

23 марта 2010 года





Код для блогов / сайтов
Посмотреть анонс
Разместить анонс
Добавить ссылку
Печать
Версия для печати
RSS
RSS-потоки портала Православие.Ru
Архимандрит Тихон (Шевкунов): «Совет по культуре займется прояснением утраченных смыслов»Архимандрит Тихон (Шевкунов): «Совет по культуре займется прояснением утраченных смыслов»В разгар дискуссий о принципах взаимодействия Церкви с музеями и другими культурными институтами Священный Синод принял решение о создании Патриаршего Совета по культуре. Его возглавил наместник Сретенского ставропигиального монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов). Свое первое интервью в качестве главы Совета по культуре он дал интернет-изданию «Татьянин день».

Комментарии читателей:

2010-11-04
17:13
Мария Заболоцкая:
Сегодня праздник - день Иконы Казанской Божьей Матери. Поздравляю всех!!! И спасибо нашей русской земле, что она рождает таких умных, мудрых людей, как Архимандрит Тихон! Интервью выдает в лице Архимандрита очень современного человека. У нас в обществе много добрых людей, это радует (и, как говорил Булгаков устами своего героя, все люди от рождения добрые). Но вот таких наставников, как Архимандрит Тихон, наверное, не так много.

Только одно в интервью не понравилось: корреспондент неосторожно назвала поэта Леонида Петровича Дербенева несовременным. Как могут быть несовременны стихи гениальные? Это Ксения не подумав сказала. А если подумать, то надо поправиться: смотря что вкладывать в понятие "современный". Если только то, что имеет отношение к времени, это одно. А если шире - с точки зрения актуальности - Леонид Дербенев всегда будет современным поэтом. Потому что нравственные ценности и борьба между темными и светлыми силами будут всегда. И благодаря таким стихам, как стихи этого Поэта, мир будет только лучше.

Пусть кто-то этого не понимает. Значит, просто не дорос духовно. А я приглашаю Архимандрита и всех читателей этого интервью на сайт памяти Леонида Петровича Дербенева:

http://leonid-derbenev.sitecity.ru/

2010-10-14
22:03
Ольга:
Отец Тихон, очень бы хотелось, чтобы в предисловии к таким спорным книгам как Л.Пантелеев.Верую: Автобиографическая повесть-М.:Изд-во Сретенского монастыря,2008 хотелось бы видеть четкую оценку Православной Церкви на позицию автора.Рыцарство Л.Пантелеева с его верой в то, что благодать Божия присутствует и в мечети, и в синагоге, и в буддистском монастыре требует глубокой православной оценки, иначе книга может послужить соблазном. Простите.

2010-06-04
14:36
невыжившийизума:
Часть-1:
>Особенно меня поразили слова о социальной деятельности церкви. Все совершенно правильно.
- А вот и нет!
Нигде, никогда, никто из христианских святых, включая Иисуса Христа или Отца-Бога никогда не призывал ни к какой "социальной деятельности церкви" ! К этому всегда исторически призывали ТОЛЬКО открытые и скрытые враги христиан. Да, было на первый взгляд похожее раньше - но только для своих, для верующих-нуждающихся, или по личному желанию того или иного церковного лица, по его усмотрению, что вовсе не тоже что рассматриваемая тут католико-протестантская тенденция. В 1917 годы атеисты (и весь прочий народ) показали чего стоят все эти "социальные деятельности" предоставляемые в ч.н.им, учитесь хотя бы на собственных ошибках ! Также не надо подменять понятия о любви к ближнему(см.его определение в притче Христа), с популистской деятельностью, - это например хорошо видной "по плодам" лже-духовной паствы у Католиков и Протестантов.

2010-06-04
14:34
невыжившийизума:
часть-2:
И вообще, хватит заблуждать остальных, Православие - это Вам не "Дом Культуры", хотите Достоевских и прч. хоть по сто раз на день, - go to communists & co.
Вместо этой интеллигентско-фальсификаторской мрази - так и подохшей как собаки ничего для себя не выяснив в вопросах бытия, и только других запутав, лучше бы читали реально исторические и тем более духовные Православные книги, не забывая про Библию(вкл.ВЗ)!
И не даром на эту тему в Православии поставлен архимандрит Тихон (Шевкунов), достаточно посмотреть на его заслуги (только общеизвестные) перед церковью Христовой и сопоставить круг его общения...
Но, да вы ведь слепы, как Вы увидите этот круг?!

2010-04-11
01:06
Александр:
Как то так получилось, что о существовании отца Тихона я узнал совсем недавно и стал читать его статьи, интервью с ним, просматривать видеоролики и обнаружил, что разделяю многие его взгляды, порою возникает такое ощущение, что нашел родственную душу. На плечи одного человека возложено столько дел, что впору с трудом осилить и нескольким. Дай Бог отцу Тихону сил и здоровья для выполнения многочисленных добрых дел, созидательный потенциал которых находит отражение в наших сердцах. Поэзия Леонида Дербенева мне тоже очень нравится, в ней есть глубокий смысл в отличие от текстов песен которые поет современная попса.
В советские времена практически не было книг могущих познакомить со Священным Писанием, и с духовным наследием святых отцов, теперь ситуация изменилась в корне в лучшую сторону. Однако стоит довольно сложная задача пробудить интерес к этой литературе и духовным ценностям. Возможно одной из задач Патриаршего Совет по культуре и будет в пробуждении интереса в народе к Православной Вере, что будет способствовать возрождению страны, приумножению и сохранению Народа Российского.

2010-03-31
02:09
Е.:
"...за последние двадцать-двадцать пять лет не создано ни одного произведения, сколько-нибудь сравнимого, скажем, с произведениями...Ни в прозе, ни в изобразительном искусстве, ни в кинематографе, ни в поэзии, ни в театре…".
Вообще, строго говоря, в эти последние 25 лет и входит часть творчества И.Бродского, упоминаемого о.Тихоном ниже. Бродский совершено замечательный поэт, может быть самый сильный во второй половине 20 века, возможно даже посильнее и некоторых из "серебрянного"... но это уже другая история. А вообще чисто по-человечески приятно, что о.Тихон упомянул его имя среди прочих Великих. Ведь он - Бродский - действительно таков.

2010-03-26
07:35
Филолог:
Из интервью видна та пропасть, которая разделяет "мир" и Церковь - Царство Небесное на земле.

Поразили простые слова о.Тихона о том, что, как пришел в Церковь, перестал перечитывать Достоевского - и так многое прояснили мне в обычных рассуждениях на эту тему. Душа нашла Источник, Свет - и не нужно ей теперь отражения, искания, психологизм классической, а тем более анатомизм современной прозы.

Я не знаю, должен ли теперь "по должности" о. Тихон пропускать через себя весь тот шум, который мы называем современной культурой. Мне очень жалко монахов, призванных Господом для служения Ему. Мы все время тянем их в наше болото, в котором и так много людей погибло. Такое чувство, что "драгоценные камни Фиваиды" все время втаптываем в грязь.

2010-03-25
22:41
АНИКИН:
Молитв Вам, о.Тихон, и Божией помощи.
И вновь покатится колесо русской культуры к Богу, и снова узрим Его. Только бы Богородица укрывала сердце от вражьих стрел и Ангел-Хранитель берёг от злых людей.
Мы - русские люди верим, что Вы дорастёте до духовного наставника нации.
Крыльев Вам, батюшка! И светлого дыхания...

2010-03-25
11:06
Светлана:
Отец Тихон, низкий поклон Вам! Пусть Господь поможет Вам во всем!

2010-03-24
13:03
Ольга:
Просто поразительно как Господь нас в вере укрепляет! И смиряет! Это новое послушание отца Тихона - скорее материнское. Господи! Помоги нашему дорогому батюшке!

2010-03-24
10:04
К онстантин:
Слава Богу! Эту статью надо читать всем и везде! Эта беседа внушает надежду и уверенность что современная культура во всех ее проявлениях не погибнет окончательно в пошлости цинизме в безвкусице !Так как творчество может быть истинным и полезным для человеческой души если оно освящено Божественным светом!

2010-03-23
23:59
Marina:
Daj, Gospodi, sil!
Mi v Latvii, v malenkom prihode na samoj granice s Rossijej, molimsja za otca Tihona, batjushka vsegda pominajet ego za jektinjej. Chelovek ogromnoj duhovnoj sili i muzhestva. Verju, chto s Bozhijej pomoschju on smozhet mnogoje!

2010-03-23
14:13
Наталия:

Спасибо отцу Тихону за работу издательства Сретенского монастыря, там можно найти всё, чего надобно православному человеку на разных стадиях его духовного развития. А вот сама направленность интервью мне не понравилась: как-то в его контексте ощущается, что надо бы отцу архимандриту и современные произведения читать, и рок слушать , и как же так - Гребенщиков не нравится! Ксении нравится, а отцу Тихону не нравится. Не порядок. Да нет там Бога в этой современной прозе, нету, как нет и его и у Гребенщикова, а есть талантливое лицемерие. К сожалению, всё труднее отличать настоящее от поддельного, а зло от добра, вот и у Ксении какой-то затор, и отец архимандрит не остановил. Спаси Господь всех.

2010-03-23
12:30
Юлия:
Спаси Господи за интересные мысли. Я тоже очень люблю поэзию непризнанного в советское время русского поэта Л. Дербенева. Его даже не приняли в союз писателей. Но все же ясно, что Совет по культуре создан в первую очередь по ватиканским лекалам и будет помогать забирать собственность для МП. Архимандриту Тихону не позавидуешь. Только стал давать первые плоды антиалкогольный проект и перебросили в это бюрократическое болото. Не даром Бычков писал на Кредо, что это происки алкогольной мафии. Так это или нет, еще вопрос, но архимандрита парализовали нацеленно.

2010-03-23
12:14
Никола:
Очень интересные мысли. Особенно меня поразили слова о социальной деятельности церкви. Все совершенно правильно. Не знаю уж, нужен ли нам этот Совет по культуре, но помоги Бог отцу Тихону. Еще навесили груз. Да и какой!

Ваш комментарий:

Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.

Ваш комментарий:
Ваше имя:
Ваш e-mail:
(опубликован не будет)
Введите число,
напечатанное
на картинке:


Другие статьи автора

Подржимо Свећу православља за Косово!.
Обраћање парохијанима и свима који су вољни да пруже сву могућу помоћ

Данас, уочи Великог поста, по благослову Његове светости Патријарха московског и све Русије Кирила хтио бих да вам се обратим посебним словом. Сви ви знате да се ево већ двије деценије на српској земљи дешава трагедија. Православне становнике Косова и Метохије протјерали су са њихове рођене земље. Многи су убијени, да не говоримо о имовини. Храмови су разрушени, многи манастири попаљени. Све се то дешава не само уз допуштање, него и уз хушкање многих лидера. То безакоње се наставља и данас.
Отец Иоанн.
Глава из книги «"Несвятые святые" и другие рассказы»

Я впервые увидел архимандрита Иоанна (Крестьянкина) в 1982 году, когда приехал в Псково-Печерский монастырь. Тогда, кажется, он не произвел на меня особого впечатления: такой очень добрый старичок, весьма крепкий (в ту пору ему было только семьдесят два года), вечно куда-то спешащий, даже суетливый, неизменно окруженный толпой паломников. Другие насельники монастыря выглядели гораздо строже, аскетичнее и даже солиднее.
Поддержим свечу Православия в Косово!.
Обращение к прихожанам и всем желающим оказать посильную помощь

Все вы знаете, что вот уже два десятилетия на Сербской земле происходит трагедия. Православных жителей Косово и Метохии вытеснили с их родных исконных земель. Многие лишились жизни, я уже не говорю об имуществе. Храмы разрушены, монастыри многие разогнаны. Все это было не только при попустительстве, но по наущению многих руководителей стран. Это беззаконие продолжается до сих пор. (MP3 файл. Продолжительность 11:10 мин. Размер 5.4 Mb)
Слово в Неделю 33-ю по Пятидесятнице. О Закхее
От чего зависит жизнь человека? Не мудрствуя лукаво мы, взрослые люди, ответим себе на этот вопрос просто. Жизнь человека зависит от того, что мы можем: чем мы можем питаться, чем мы можем дышать; от того, что у нас есть для поддержания нашей жизни материальное. Более лучшая жизнь будет, если человек обеспечен какими-то средствами, богатством, как это принято говорить – имением, как говорилось раньше. Но, вот слова Спасителя совершенно удивительные: «Жизнь человека не зависит от изобилия его имения». (MP3 файл. Продолжительность 17:11 мин. Размер 8.3 Mb)
Слово на 10-е Воскресное Евангелие. Явление Христа на Тивериадском море
Мы сегодня слышали удивительную евангельскую историю о том, как Господь наш Иисус Христос явился ученикам Своим на море Тивериадском. Кто были эти ученики? Предавшие Его самые близкие люди, все – от Петра до всех других учеников. Конечно, они переживали. Конечно, страшным бременем на их сердце легло и распятие их Учителя, и их собственное предательство. (MP3 файл. Продолжительность 4:25 мин. Размер 2.2 Mb)
Слово в Неделю 29-ю по Пятидесятнице. Новый год
Сегодня и воскресный день, и праздник святых отцов, и праздник мученика Вонифатия, а все же, главная забота сердца, даже православного верующего человека, о грядущем годе. Вот так мы устроены, такие мы, наверное, слабые и немощные, что неопределенность будущего более всего смущает и занимает человеческое сердце. (MP3 файл. Продолжительность 15:49 мин. Размер 7.6 Mb)
Проповедь в день Архистратига Божия Михаила и прочих небесных Сил бесплотных
Каждое мгновение человеческой жизни мы находимся не только в этом, земном, мире, но и в мире духовном, «умном» мире, как называют его Святые Отцы. Человек – это часть и мира материального, и мира духовного. «Небесных воинств архистратизи». В этом тропаре, который воспевается Церковью сегодня, подчёркивается то знание Церкви о непрекращающейся войне, брани, которая продолжается в духовном мире.
Архимандрит Тихон: «Несвятые святые – это мы с вами»
Новую книгу архимандрита Тихона «”Несвятые святые” и другие рассказы» уже назвали современным патериком. Однако сам отец Тихон не согласен с такой классификацией. Его книга – не жизнеописание святых. В ней он пытался рассказать об обычных людях. Эта книга – о промысле Божием и о жизни христиан в конце XX – начале XXI века.
Неназидательные рассказы. Архимандрит Тихон Шевкунов написал православный бестселлер
Отцу Тихону то и дело звонят. Профессор Нарочницкая говорит, что не спала ночь, увлекшись чтением. Как я ее понимаю! Три раза смеялась – до колик. Два раза плакала, уткнувшись в подушку. От счастливого горя. От трезвого счастья. Моей веры.
«Несвятые святые» и другие рассказы
Об этом прекрасном мире, где жи­вут по совершенно иным законам, чем в обычной жизни, мире, бесконечно светлом, полном любви и радостных открытий, надежды и счастья, испыта­ний, побед и обретения смысла поражений, а самое главное, — о могущественных явлениях силы и по­мощи Божией я хочу рассказать в этой книге.
Ташта маршала Жукова
Парохијанка нашег манастира Марија Георгиевна Жукова, ћерка чувеног маршала Георгија Константиновича Жукова, с тугом ми је испричала како се њена бака по мајци, Клаудија Јевгењевна, којој је 89 година, није причестила још од детињства. Трагедија је била и у томе, што Клаудија Јевгењевна већ неколико година пати од старачке деменције и неадекватно реагује на околину. Дешавало се да чак није могла да препозна своју вољену унуку и угледавши Марију Георгиевну, савршено мирно би је упитала: "Ко сте Ви? Где је моја унука? Где је Маша?" Марија Георгиевна се гушила у сузама, али лекари су јој рекли да ту помоћи нема. Тако да уопште није имало смисла говорити о томе, да ли Клаудија Јевгењевна жели да се исповеди и причести и да ли уопште жели у својој соби да види свештеника.
Sermon on the Sunday of the Blind Man
Perhaps today’s story of the healing of the blind man is especially important for us, for our generation. When the Savior walked near the blind man who was known throughout Jerusalem without asking him anything, not even about his faith, he passed by him and healed him. The blind man became a man who sees; the Pharisees began interrogating him, asking him who worked this great benefaction for him—something they themselves would never have been able to do.
Проповедь после панихиды на Радоницу 23 апреля 2001 г. Священномученик Антипа День памяти архимандрита Антипы
Сегодня мы за послушание святой Церкви в учиненный день пасхального поминовения усопших – Радоницы – дерзновенно взываем к мертвым: ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!.. И слышим их ответ. Одним из таких ответов была жизнь и смерть одного из почивших подвижников Псково-Печерского монастыря архимандрита Антипы, память которого мы тоже отмечаем сегодня в день его тезоименитства.
A sermon by Arichimandrite Tikhon (Shevkunov), given after the pannikhida on Radonitsa.
(April 23, 2001)

Once an ascetic of the Kiev Caves Lavra went on Pascha day to the famous caves where hundreds of monks are buried, and, from his abundance of Paschal joy, exclaimed, “Christ is risen!” “In truth He is risen!” came a brotherly, jubilant response. It was a greeting from another world, from the reposed monks abiding in the coffins of the caves; citizens of the Heavenly Kingdom.
Отец Аввакум и псковский уполномоченный
Как-то летом один из древних печерских стариков, сторож монах Аввакум, заявил в трапезной после вечерних молитв, что больше не будет пускать в монастырь неправославных. Хватит! Ходят по обители то размалеванные дамочки-туристки под ручку с мужиками-безбожниками, от которых за версту разит табачищем, то коммунисты с баптистами, то новоявленные экуменисты… Надо этому класть конец!
Про ангела-хранителя
Когда дым развеялся и мы смогли разобраться, в чем дело, то выяснилось, что монастырские механики, заливая машинное масло, забыли закрыть крышку мотора. Она так и лежала рядом с аккумулятором. Из открытого отверстия двигателя масло всю дорогу лилось на раскаленный мотор… Еще километр-два пути – и все могло бы закончиться трагически.
О том, как мы уходили в монастырь
Сашин папа приехал в Печоры на черной «Волге» и устроил показательный скандал. Казначей, отец Нафанаил, пытаясь хоть как-то утешить московского гостя, ласково сказал ему: «Ну вот, отдадите своего сыночка в жертву Богу. Будет он печерским иеромонахом, еще будете им гордиться». Я помню, какой дикий вопль огласил тогда весь монастырь: «Никогда!!!» Это орал Сашкин папа. Он просто еще не знал, что отец Нафанаил был прозорливым, а то бы так не нервничал.
Теща маршала Жукова
И наконец мы направились освящать квартиру маршала Жукова и причащать его тещу. К слову сказать, теща-то была непростая: пожалуй, это была единственная теща за всю историю человечества, которой зять (и какой зять! Георгий Константинович Жуков был чрезвычайно требователен к людям) выразил публичную благодарность на титульном листе своей известной книги воспоминаний!
Богословы
Ближе к концу застолья офицеры обратились к нему: «Товарищ генерал! Вот мы видели, что вы крестились. Мы вас уважаем. Но не понимаем! Наверное, вы о многом передумали, о чем мы еще не думали. Скажите, что самое главное в жизни?» Генерал, настоящий армейский генерал, немного подумал и сказал…
Слово у святой Плащаницы
Сегодня мы предстоим пред иконою погребения Создавшего землю и человека, весь наш мир, – пред иконою погребения Бога. Это совершенно немыслимая для человека икона. Бог бессмертен. Но нашего ради спасения, для того чтобы даровать человеку вечность, неизреченные блага и будущую жизнь, Он должен был, хотя невозможно сказать слово «должен», но все в сегодняшнем дне – это особое чудо, Бог должен был умереть, чтобы воскреснуть и совоскресить с Собою всех, держащихся за Него, за ризу Господню своею верою. (MP3 файл. Продолжительность 9:05 мин. Размер 4.4 Mb)
Слово в Великий Четверг. О благодарении Богу
Бойтесь неблагодарных людей! Родители, воспитывайте в детях благодарность. Это самое главное, что вы можете в них взрастить. Я не говорю о внешних знаниях. Но духовно воспитайте в своих детях веру и благодарность, и все остальное – приложится. Но, если в силу каких-то обстоятельств вы смущаетесь и считаете, что благодарность сама по себе должна произрасти в сердце вашего ребенка, – вы жестоко ошибаетесь: дьявол не будет сидеть сложа руки и станет насаждать подобную ему самому, дьяволу, неблагодарность в сердца ваших чад. А вы пожнете плоды вашего бездействия и самого страшного человеческого порока – неблагодарности, от которой и сами будете в ужасе и смятении. (MP3 файл. Продолжительность 17:30 мин. Размер 8.5 Mb)
Страстная неделя: самое главное
Наступила Страстная седмица. Что самое главное для христианина в эти дни? Как провести их, чтобы достойно встретить Светлое Христово Воскресение? С этими вопросами мы обращаемся к нашим пастырям

Далее...