Рейтинг@Mail.ru Архив RSS Карта сайта
Православие.Ru Поместные Церкви Православный Календарь English version
Православие.Ru
Пресса
ПРАВОСЛАВИЕ.RU
 

Враг у святых врат, или тест на маргинальность

Всякий раз, когда речь заходит о чем-то «новоправославном» – православной математике, православной медицине, православной аэробике и т.п. – вспоминается бородатый анекдот: что общего между православным театром и морскими свинками? Понятно, что свинки ничего общего не имеют ни с морем, ни с поросятами – ну а дальше мысль уже течёт самостоятельно...

Выставка в притворе Татьянинского храма, вокруг которой сегодня идут дебаты, нигде не представлялась как «Православный концепт-арт». И в этом – её значимость. Иначе было бы – см. предыдущий абзац.

Тема, которую так мастерски инициировал к дискуссии отец Максим Козлов, более чем актуальна. Её охват выходит далеко за рамки не только современного искусства, но и пространства всей культуры как таковой. Вопрос предельно прост: что есть Церковь Христова для мира сего? Ответов на этот вопрос не так уж и много.

Первое, что приходит на ум – Церковь – не от мира сего. Из этого можно сделать два противоположных вывода. Если «неотмирность» и есть то главное, что определяет существо Церкви, – значит, Церковь и мир – два непримиримых врага, имеющих целью уничтожение одного другим. Соответственно, либо Церковь гонима и уничтожаема, либо – чем скорее сгорит в адском пламени мир сей со своими страстями и похотями, тем Церкви будет лучше. И отношения в такой парадигме мышления могут быть только фронтовыми: если ты не за нас (то есть не в нашем окопе) – значит, ты враг и подлежишь уничтожению. Любая попытка разговора на передовой есть провокация и должна быть отражена шквальным огнём – мы-то знаем подлость врага, он просто так говорить не будет!...

Есть и другое прочтение христианской максимы неотмирности Церкви. Коль скоро Церковь и мир – разноприродны, поскольку Церковь – из другого, лучшего, а не от этого мира – у неё есть определённая задача. Этот образ превосходно изображён евангельской притчей о сеятеле, который сеет везде, если не сказать – где попало: и попадает, как мы знаем, очень по-разному. Но – заметим! – его никто не осуждает за нерациональное использование посевного материала. Идея «сеяния» Божественных Логосов – буквально «осеменяющих Логосов», – проходит красной нитью не только у Климента Александрийского. Да, Бог действительно даёт твари полное право ходить собственными путями, и свобода в христианском понимании вовсе не блеф, но Божественное попечение повсюду расставляет неброские указатели, руководствуясь которыми человек не может не обрести Бога.

Такое понимание более чем рискованное, если сравнивать с предыдущим. Прежде всего потому, что здесь нет окопов, всё на виду, да и сам фронт как-то размазан по всему полю. И надо быть предельно внимательным и чутким, чтобы суметь увидеть среди прочего Божественную стрелочку и пойти по ней, а не подорваться на замаскированной мине.

Если бы выставка «Двоесловие/Диалог» состоялась лет эдак десять тому назад, есть все основания полагать, нечего было бы громить православным ревнителям в 2003 г. Ведь актуальное искусство – всегда крик, чаще всего – нервный, если не сказать – истерический, но всегда – более чем искренний. Кричат, когда больно. Своим голосом и невпопад кричат только живые; зомби кричать могут только хором и по команде. Актуальное или альтернативное искусство – крикливый вызов культуре не то что заблудившейся, а смертельно уставшей от своего постоянного блуда. Было бы безумием пытаться переложить этот крик на ноты и сделать его партитурой нового распева антифонов. Но разве не подло, услышав этот крик, лишь передёрнуть затвор со словами: «Ага, опять там кого-то насилуют!»?...

Проблема миссии есть всегда проблема языка. Но сейчас дискуссия идёт даже не о допустимости разговора таким языком, какой представлен на выставке. Вопрос ставится гораздо глубже: имеет ли Церковь право формировать своё культурное пространство? И какое пространство должна создавать Церковь: маргинальное для всего остального общества, или же способное к общению и взаимодействию с ним? Где должна быть Церковь – в окопах, или же за столом переговоров – может, даже в притворе храма?

...А вдруг мы всё-таки изменим тактику и будем не отстреливаться, а учиться предупреждать болезненные для нас удары, любовью Христовой преображая стойкое неприятие хотя бы в доброжелательность – для начала? «Спокойные, твёрдые лица, готовые идти на смерть» – это, конечно, впечатляет, но в жизни с улыбкой как-то светлее живётся!...

Протоиерей Павел Великанов
Богослов.Ru

9 июня 2010 года





Смотри также:

    Интернет-журналПолемика
    Код для блогов / сайтов
    Посмотреть анонс
    Разместить анонс
    Добавить ссылку
    Печать
    Версия для печати
    RSS
    RSS-потоки портала Православие.Ru
    Враг у святых врат, или тест на маргинальностьПротоиерей Павел ВеликановВраг у святых врат, или тест на маргинальностьВсякий раз, когда речь заходит о чем-то «новоправославном» – православной математике, православной медицине, православной аэробике и т.п. – вспоминается бородатый анекдот: что общего между православным театром и морскими свинками? Понятно, что свинки ничего общего не имеют ни с морем, ни с поросятами – ну а дальше мысль уже течёт самостоятельно...

    Комментарии читателей:

    2010-06-10
    15:25
    Константин:
    Оказывается маргиналы - это люди не желающие в Церкви "вести диалог" на языке "актуального искусства". Они - мертвые "зомби", "запевшие хором в один голос" против сего действа.

    А "живые" - это люди, это авторы экспозиций на злополучной выставке и ее организаторы.

    Были уже в истории Русской Православной Церкви люди называющие себя "живыми", так и говорили о себе "Живая Церковь".

    Один темный отсталый народ, любящий хоровое пение и не приемлющий модерна, говорит так:
    С кем поведешься - того и наберешься.

    2010-06-10
    14:57
    Стася:
    "Ага, наркоман, когда у него ломка тоже орет - и весьма истерично.
    Теперь нам предлагают поставить этого панка в состоянии ломки на середину храма, кадить вокруг него и пылинки смахивать - ему бедненькому видите ли плохо, орет то как!
    Это такое новое "прочтение христианской максимы неотмирности", ну-ну... "... Я сама была таким наркоманом и пришла в Церковь и Господь мне помог. Господь сдувал с меня пылинки.

    2010-06-10
    13:59
    Марина:
    Действительно статья ядовитая! Прости меня ГОСПОДИ, но я выскажу свое мнение. Полная чушь, написано витеевато, но вся пронизана, высокомерием к нам, где там Феофану Затворнику и другим отцам Церкви, у тех все просто и с любовью к пастве! А здесь сплошное напоминание, кто вы? просто быдло ничего не понимающее и злобствующее. Такая статья завуалированая, как приманка для крыс. У нас же нет богословского образования и в искусстве мы неразбираемся, куда лезем, со свинным рылом в калашный ряд. Они эти власть имущие реформаторы Церкви будут свою политику проводить. Только тут Вы ошибаетесь, у нас, православных России, есть наследие, от СВЯТЫХ ОТЦОВ досталось, и мы читаем и изучаем. Не будем молчать и смотреть как храмы наши будут осквернять. У нас дети есть, самое дорогое что Бог дал и отступать нам некуда. Детей своих сатане не намерены отдавать!!!

    2010-06-10
    13:24
    Андрей:
    Всё верно, и про крик, и про Любовь, и про спасение. Только в храме-то зачем ТАКОЕ устраивать... сегодня в притворе, завтра в храме, послезавтра в алтаре? С нетерпением жду, что скажет Патриарх. Ситуация посложнее Охлобыстина.

    2010-06-10
    11:29
    Богдан:
    >>>Если вы не хотите принимать образов маргинальных людей на картинах то как как вы их примите вживую в храме православном? Никак, не примите. Их однако нео-протестанты примут. А жаль.

    Давайте тогда гомосексуальные браки венчать, женское священство и епископство вводить, отменим посты, покаяние. Евхаристию сделаем символом.

    К нам тогда толпы пойдут! И геев, и "творческой" интеллигенциии и вообще всех.

    А если еще введем принцип "богаство - свидетельство благодати", то к нам и олигархи подтянутся. Вот здорово будет!

    Только опыт католичекой церкви показывает, что подстраивание под мир приводит к обратному результату - люди уходят от церкви.

    "Не стоит прогибаться под изменчивый мир".

    2010-06-10
    11:27
    Брусиловский Александр:
    Хороший разбор того, что в духовном плане кроется за этой "выставкой"
    http://priest-alexandr.livejournal.com/42614.html
    http://priest-alexandr.livejournal.com/43091.html

    2010-06-10
    09:39
    Алексей:
    Совершенно не понимаю цель проведения этой выставки и тем более в храме, ну или притворе храма, это просто кощунство. Ладно бы вынесли на отдельную площадку. Какой тут может быть диалог, если эти "художники" слышат себя и только себя? Это же просто очередное зерно раздора, выставка просто вредная.

    2010-06-10
    01:18
    Надежда:
    Мне то как раз хотелось бы поблагодарить сайт Православие.ru за предоставленную нам - читателям сайта - возможность познакомиться с разными точками зрения наших уважаемых священнослужителей. Каждая статья написана "от сердца", и у меня после их прочтения сложилось достаточно ясное понимание, что именно беспокоит отца Александра, для чего организовал выставку отец Максим и какие проблемы общественного церковного сознания она выявляет - по мнению отца Павла. Спасибо редакции за то, что вы помогли лучше понять позиции разных авторов. Было очень радостно еще раз убедиться в том, что наши современные батюшки проявляют и искреннюю ревность о Церкви, и мудрое понимание-сопереживание духовным поискам, и умение рассуждать о проблемах Церкви и мира. Мне кажется, все авторы заслуживают уважения и внимательного отношения к своему видению ситуации. Нам, конечно, трудно всех любить, давайте попробуем сначала хотя бы понять... А примером такого взвешенного подхода может быть статья о.Тихона.

    2010-06-09
    22:44
    Сергей:
    Если вы не хотите принимать образов маргинальных людей на картинах то как как вы их примите вживую в храме православном? Никак, не примите. Их однако нео-протестанты примут. А жаль.

    2010-06-09
    22:21
    Максим:
    > Ведь актуальное искусство – всегда крик, чаще всего – нервный, если не сказать – истерический

    Ага, наркоман, когда у него ломка тоже орет - и весьма истерично.
    Теперь нам предлагают поставить этого панка в состоянии ломки на середину храма, кадить вокруг него и пылинки смахивать - ему бедненькому видите ли плохо, орет то как!
    Это такое новое "прочтение христианской максимы неотмирности", ну-ну...

    Нет уж, прошу записать меня в маргиналы, заклеймить позором и изгнать вон. С этой грязью, в которую вы желаете нас окунуть, не желаю иметь ничего общего.

    Все _ваше_ искусство - апология безобразия, хамства и уродства, злобная насмешка над человеком - образом Божиим.
    Способность различать прекрасное и безобразное - высшее свойство человеческой души наравне с совестью. Преклонение перед уродством - свидетельство глубочайшего повреждения духа человека и знак тщательно скрываемых от всех извращений духовной жизни.

    Избрав себе учителями высокую ученость католических и протестантских профессоров и нельзя было прийти ни к чему другому кроме прелести, извращений и ересей.
    Наши раскрепощенные либералы пожинают плоды своего прилежного ученичества. Мигель Аранц и господин Ратцингер могут радоваться - их труды взрастили достойных учеников!

    2010-06-09
    22:05
    Вячеслав:
    Я шокирован этой выставкой. Вернее тем что это попало в Храм Божий. Просто страшно. Вы, люди духовные, подумайте о нас, о пастве вашей. Вы кому нас сдаете? Правители наши предали в 1991 г., превратили Москву в содом. А теперь и вы хотите? Вы пастыри или наемники? Что прикажете делать прихожанину в притворе такого храма во время Богослужения?
    Нравится вам на эту мазню смотреть? Cмотрите где
    хотите,только в Храм Божий не вносите. Почитайте http://www.ruskline.ru/analitika/2010/06/09/vystavka_aktualnyh_hudozhnikov_v_pritvore_hrama_mctatiany/. Я с этим полностью согласен, мне нечего больше добавить.


    2010-06-09
    21:02
    Богдан:
    Знаменитый художник Борис Неменский об "актуальном искусстве:

    – Если называть вещи своими именами, то они исповедуют двойную мораль: одни принципы для избранных, к коим они себя и причисляют, другие – для всех остальных. Сами они живут человеческой жизнью, а проповедуют, к сожалению, античеловечность. Искусство всегда было мощным инструментом саморазвития, самосовершенствования личности, а актуальное искусство фактически призывает человека к деградации. Более того, оно изгоняет из мира того, кого принято называть маленьким человеком. Русское искусство всегда стремилось хоть немного приподнять его над окружающей мерзостью…

    ...Такое впечатление, что они видят в этом идеал существования. Они пытаются заставить человека отказаться от собственных идеалов, как бы устаревших, от национальных и общечеловеческих ценностей. Кстати, обществом, населённым примитивными существами, управлять легче. Ну кто придумал банальное совокупление назвать любовью, приравнять физиологический акт, на который способно любое живое существо, к глубокому, противоречивому и очень многогранному чувству, которое в состоянии испытывать только человек? Цель актуального искусства сегодня в расчеловечивании человека, дабы усугубить его метания между Богом и Зверем. Оно отрицает эстетическое переживание мира.


    Полностью интервью здесь:
    http://www.lgz.ru/article/12485

    2010-06-09
    20:55
    Александр:
    Уважаемый Антон. Любить и прощать не означает примирения со злом, которому Господь попускает случиться. Мир любой ценой – это беспринципность.

    2010-06-09
    19:44
    Сергей А.:
    о. Павел, а Вы видели интернет -страницы этих "художников"? Даю ссылку: http://dmitrivrubel.livejournal.com/1799047.html
    полюбуйтесь на эти рожи. Эта ссылка адресована не только Вам, но всем любителям "диалогов"... Господи, Вы даже не видите, куда идете...

    2010-06-09
    19:41
    Антон:
    Братия и Сестры, не заповедал ли нам Господь наш любить всех и всем прощать, а самое главное не судить. Ведь даже самые отъявленные грешники становились святыми, и их прощал Господь.

    Не хочу судить о этой выставке и принимаю ее со смирением и твердой уверенностью в Волю и Промысел Божий, если эта выставка состоялась, значит она нужна Богу или для так называемого "диалога", являющегося ее заявленной целью, или для искушения нас Православных Христиан, чтобы мы друг друга возненавидели за то что один "за", а другой "против". А мы ведь одно Тело, и в единстве исповедуем Отца и Сына и Святого Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную.

    Уважаемые Братия и Сестры, давайте любить друг друга и прощать друг другу. Главное это содержать в чистоте другой Храм Божий - наши сердца, и тогда никакой враг под нас не подкопает.

    2010-06-09
    19:02
    Юлия Павловна:
    За последние несколько дней православное сообщество сильно расширило свой кругозор в области современного искусства. Голос "совриска" услышан. Стало ясно, что участники выставки наполняют церковную лексику своими собственными смыслами, далекими от христианских. На реплики "совриска" даны ответы - это и есть ожидавшийся диалог. Теперь художники могут обдумать, почему их опусы не нашли отклика, если им, как стороне диалога, действительно интересно мнение собеседника.

    2010-06-09
    18:53
    Сергей:
    Прочитал все три статьи в обратном хронологическом порядке, что то все никак не мого понять, что шумим , о чем спорим? Вернулся к тексту данной статьи, а написать не знаю что! Грустно стало совсем? Ведь это все уже когда то было и кажется даже в России, лет сто назад.

    2010-06-09
    18:51
    Ярослав:
    Проповедники "толерантного отношения" к содомии тоже называют своих противников маргиналами. Так что нам уже нечего терять с т. зрения "своременных ценностей" мы - безнадежные маргиналы.

    2010-06-09
    18:29
    Александр:
    "крикливый вызов культуре не то что заблудившейся, а смертельно уставшей от своего постоянного блуда." - Красивое выражение у о.Павла Великанова получилось, но пустое. Извращение не есть вызов блуду. Кроме того, всю культуру называть блудом - это то же самое, что к блуду причислять брак.

    Странно, что есть немало людей, которые не видят в этих "экспонатах" насмешки над Православием и Церковью. Многоголовых голубей принимают за орлов. Мило улыбаться деткам, угощающимся яблоками и не видеть, что это изображает церковь, стоящую на символе греха. Два наглых лица отождествлять с детьми, которых надо принять... А разве не требуется от них покаяния, прежде чем приблизится к ним Царство Небесное? У них на лицах нет никакого покаяния, и недоступно для них Царство, и не обольщайтесь - вы им не объясните. Они будут смотреть на вас как на кормушку, как на дурачков и т.п. - пока не будет у них покаяния, начала смирения. Вот такое дитя и надо принимать. А эти двое - не те. И автор фотографий прекрасно это чувствует, и смеется. Смеется над заповедью, над Евангелием. Почему же священники этого не видят и так позорятся? Стыдно. Мне стыдно.

    2010-06-09
    18:16
    Elena:
    если бы выставка была на уровне,может быть я согласилась бы с вами,но выставка сама по себе совершенно дурацкая,плохой вкус! Во всем плохо,начиная со стен и места,заканчивая самой экспозицией,художниками,если их вообще так можно назвать!
    Это культурное пространство церкви?!
    Актуальное и пусть будет актуальное,пусть кричат,истерикуют,но не всем интересен этот крик ! И для них есть свои площадки,кому интересно такое искусство,тот и посещает.
    В этом все и дело,что если ты не принимаешь это все,то тебя запишут в фарисея!
    что касается миссионерства: уже столько дров наломали,столько народа отвернули от церкви!
    Да не каждый может быть миссионером,далеко не каждый! И видимо о. Максим в том числе.

    нет,о. Павел,не соглашаюсь с вами!

    2010-06-09
    17:00
    Антон:
    Вообще подмена уже в самом названии выставки. "Диалог" - говорится, что Церковь разговаривает с культурой. Но для чего? Чтобы вместе найти истину? Но простите, Церковь уже знает эту истину, и она свидетельствует о Христе, причем не путем диалога, а путем монолога. И ее свидетельство и есть семя, которое сеется. В человеке какой бы профессии оно не проросло - на "доброй почве" оно и плод даст добрый. А на этой выставке стоит терние, заглушающее семя. Это проповедь полуправды, которую так любит дьявол. Так что мне лично не понятно где на этой выставке слова церкви. Вот слова князя века сего просматриваются отчетливо.
    А для того, чтобы помнить слова писаний, и вспоминать их при нужном случае, нужно читать само писание как можно чаще, а не разглядывать "актуальные иллюстрации к писанию".

    Еще возникает вопрос: "А что же дальше"? Каким будет продолжение диалога?

    2010-06-09
    16:59
    Михаил:
    А мы-то, в начале 80-х все думали-гадали: как же они будут стараться "прельстить, если возможно, и избранных" (Мф. 24,24). А, оказывается, очень просто - благими намерениями! Старо, как мир.
    Однако, как времечко стремительно летит... Что там на горизонте?

    2010-06-09
    16:24
    Даниил:
    ""если ты не за нас (то есть не в нашем окопе) – значит, ты враг и подлежишь уничтожению...мы-то знаем подлость врага, он просто так говорить не будет!... Но разве не подло, услышав этот крик, лишь передёрнуть затвор со словами: «Ага, опять там кого-то насилуют!»?... ""

    Как это знакомо. Вместо реальной дискусии о допустимости выставления в церковном притворе картин художников, учавствовавших в богохульной выставке, удар за ударом по "реакционерам". Неужели то представление тупого и подлого мироненавистника, заранее осудившего всех и вся из своего "окопа", и есть Ваше представление о тех, кто выступает против этой выставки? Кто же является Вашими прихожанами, если Вы видите нас такими гоблинами?
    А может быть Вы, дорогой батюшка, услышите и попытаетесь понять и наш крик, вместо того, чтобы рассуждая о любви, обвинять своих оппонентов по этому вопросу в подлости.

    2010-06-09
    16:22
    Антоний:
    "Ведь актуальное искусство – всегда крик, чаще всего – нервный, если не сказать – истерический, но всегда – более чем искренний".

    Всё совсем наоборот: т.н. "АКТУАЛЬНОЕ" искусство давным давно превратилось В КОММЕРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ под личиной "искренности". Здесь не больше искренности, чем в майках с фотографией Че Гевары, дорогих джинсах, разорванных машинным способом ala Курт Кобейн и пр.

    2010-06-09
    15:37
    Олег:
    Прежде чем оставить комментарий необходимо внимательно прочитать статью, осмыслить её и добиться четкости своих формулировок. Желание плакать,степень ядовитости текста, уши у аргументов и бухалово не способствуют пониманию мысли комментаторов. Говорите прямо: считаю, что в этой области представители Церкви не должны предпринимать (или должны)попытки диалога. Уважайте солидный сайт Православие.ru. Моё мнение:первая попытка диалога в сфере современного искусства заслуживает уважения и внимательного анализа. Работа должна быть продолжена на новом уровне. Статья о.Павла вскрывает существующие проблемы и полезна для дальнейшей работы.

    2010-06-09
    14:54
    Василий:
    Какие у нас хорошие священники - добрые, все прощающие, миссианерствуют - все как заповедывал Господь. Хочу Вас спросить: если повторится 1917 год, Вы признаете свою вину в том, что вели народ не туда, куда Господь говорил? У пророков четко написано - за все что происходит с народом священники в ответе. Батюшки! Читайте Писание. И вспомните золотые слова - нам нужно вернуться К СВЯТЫМ ОТЦАМ.

    2010-06-09
    14:34
    Георгий П.:
    Отец Павел Великанов прав. А комментарии читать горько. Похоже, мы так и останемся сидеть в своих стенах, не пытаясь рассказать миру о том, что такое подлинное христианство.

    Злоба и глупость, ложь и неумение пойти навстречу...

    2010-06-09
    14:05
    Александр:
    Похоже, эта выставка в храме и есть тест для всех православных - проверка, так сказать, "на вшивость". Уж извините за тюремный жаргон, который, впрочем, вполне в духе этого проекта, возможно и его, жаргон, ждет скорое "воцерковление" - глядя на экспонаты выставки (в интернете они уже есть), можно поверить и в такое. Слава вам, дорогие отцы, братья и сестры, выступившие против!

    2010-06-09
    13:43
    Григорий:
    Замечательный текст, о. Павел. Очень точно выявлена проблематика и характер дискуссии. Жаль только, что с минами у нас происходит что-то не то. В оригинале текста они не так сильно замаскированы, как здесь:

    «И надо быть предельно внимательным и чутким, чтобы суметь увидеть среди прочего Божественную стрелочку и пойти по ней, а не подорваться на замаскированной личиной добра и праведности мине.»

    http://www.bogoslov.ru/text/862062.html

    2010-06-09
    13:43
    свящ. Павел:
    Аргументы в статье притянуты -что называется за уши...
    с оппонентами статьи полностью согласен !

    2010-06-09
    13:21
    Вадим:
    Очень редко писал комментарии. Сейчас боль не позволяет не писать. Такая болезненная реакция происходит не потому, что православным ненавистен мир. Подобное если и есть, то в минимуме высказываниях. Думаю, что по отношению к художникам негатива мало кто имеет. И нелюбовь мало кто хочет проявлять. Думаю, что наоборот - любовь и является причиной такой взволнованной реакции. Любовь к Церкви, любовь к Богу рождает боль, боль видеть соседство Чаши и, например, лозунга "спасайся, кто может", Образа и неуместных картин, возгласа "Слава Святей ..." и непонятной "черной троицы". Тяжело видеть непонимание этого. Каждая такая защита и продолжение выставки говорит о допустимости такого совмещения и с еще большей болью ударяет по многим и многим. Про маргинальность - как-то не так. Думаю, что если мы выбираем служение в Церкви, то мы уже являемся маргиналами.

    2010-06-09
    12:57
    Димитрий:
    Если я правильно понял, для автора являются "маргиналами" те, кто не хочет соучаствовать в кощунстве и богохульстве.

    Могу тоже предложить "тест".
    Кто написал нижеследующее?
    "Театр усыпляет христианскую жизнь, уничтожает её...
    Театр - школа мира сего и князя мира сего - дьявола;"

    Написал это св. Иоанн Кронштадтский.( Моя жизнь во Христе. Заметка № 998 )

    Сочините ещё "православные" водку и сигареты. Или не называйте "православными" ,а просто бухайте вместе с пьяницами ради "миссии".

    2010-06-09
    12:38
    Павел:
    Окончание
    4. И вот они высказали в притворе храма нечто на своем языке. Последовало этому изучение их языка, их представлений? Фактически, нет. Последовали рукоплескания, приветствия, констатация того, что художники ищут истину. Ну и что, что ищут? Так ли ищут, там ли ищут? Этого никто не сказал им, им страшно благодарны уже за то, что пусть со своим бредом, но всё же они "пришли в храм". И, как всегда в подобных случаях, когда разговора по существу никакого нет, обе стороны говорят о том, что "диалог начался - и это самое главное наше достижение".
    5. Итог: в храме две проповеди. Одна - экспонатами выставки (в притворе), другая - святыми иконами самого храма. Одна - проповедь самости, гордости, права на кощунство, другая - проповедь Христа и жизни христианской. Теперь нетвердый в вере человек может и вправду подумать, что Церковь выступает за смешение этих двух в одну кашу.

    2010-06-09
    12:38
    Павел:
    Продолжение
    3. Оказывается, всё дело в языке. Чтобы проповедовать художникам, нужно выучить язык, который они понимают. Как выучить? Очень просто. Нужно внимательно послушать, что они говорят и попытаться это понять. Получается, что актуальные художники как бы не люди и человеческий язык им как-бы не знаком и изъясняться они могут только через произведения искусства. Ну, пусть даже так, пусть эти художники, действительно пришли из таких лесов, где обычные человеческие слова не в ходу. Но тогда нужно с головой священнику окунуться в их мир, пожить богемной жизнью. Николай Японский, например, изучал жизнь Японии, живя в Японии. Он не приглашал японцев в православный храм, чтобы они в притворе поставилои статую Будды.

    2010-06-09
    12:37
    Павел:
    Статья ядовитая. Всё с ног на голову поставлено. По порядку:
    1. Те, кто против подобных выставок в (или при) храмах отождествляются с безумцами, для которых горение нехристианского мира в адовом пламени является радостью и чуть ли не задачей. Эти безумцы при каждом непривычном обстоятельстве только передергивают затвором, стараясь не подпустить к истине никого. Злобная метафора. Клевета. Те, кто против таких выставок, всего лишь хотят сохранить истину неповрежденной, чтобы можно было тем же художникам проповедовать. Потому что иначе эти "художники" из своей среды уже дадут нам "выдающихся" пресвитеров, которые быстро покажут православным, где раки зимуют.
    2. Приводится пример сеяния Логосов и говорится о том, что сеять надо везде. Сразу ясно, что "современным художникам" также нужно проповедовать. Никто не спорит. Но что далее? А фактура такова, что не Христос проповедуется у художников, а их, "актуальный" взгляд на Христианство проповедуется в православном храме. Как же автор выруливает из этого противоречия?

    2010-06-09
    12:07
    Антоний:
    Православие.Ru, что же Вы делаете? Плакать хочется...


    Другие статьи автора

    «Опыт взаимодействия светской и церковной образовательных сфер в рамках информационных проектов Учебного комитета»
    Протоиерей Павел Великанов, секретарь Ученого совета МДАиС, главный редактор портала «Богослов.ру», выступил с докладом на втором пленарном заседании XVIII Международных Рождественских чтений 26 января 2010 года.
    Кто приходит в духовные школы.
    Беседа с секретарем Ученого совета МДАиС, доцентом протоиереем Павлом Великановым

    Нельзя требовать от человека, поступающего в семинарию, четкого понимания того, что такое священническое служение. Он приходит сюда не потому, что ясно видит конечную цель своего обучения, а потому, что зов сердца велит ему следовать за Христом. И в этом зове – немалая доля того, что называется романтикой. В нынешний рациональный и циничный век священство является, пожалуй, самым крепким оплотом здорового романтизма. Именно священники являются носителями высоких идеалов, ради которых они служат, которыми они живут и которыми призывают руководствоваться остальных людей. Поэтому мне было бы страшно, если бы в семинарию стали поступать молодые люди, у которых вместо горящих глаз и пылающего сердца был бы холодный отточенный ум и непреклонная железная воля. Я бы побоялся таких людей принимать в семинарию и готовить их стать пастырями чужих душ.